За отсутствие бухгалтерской отчетности организация несет ответственность

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо Бюджетного учреждения и сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, однако Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов в части бюджетного законодательства.

В соответствии с пунктом 12.5 Регламента Минфина России, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются Минфином России по обращениям в случаях, если на Минфин России возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Вместе с тем, полагаем возможным сообщить следующее.

Требования к ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях определены приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

Порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений утвержден приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее — Инструкция N 33н).

В соответствии с пунктом 9 Инструкции N 33н бухгалтерская отчетность составляется на основе данных Главной книги и других регистров бухгалтерского учета, установленных законодательством Российской Федерации для учреждений, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета, а также на основе плановых (прогнозных) и (или) аналитических (управленческих) данных, сформированных в ходе осуществления субъектом учета своей деятельности.

Согласно положениям статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей незначительное, значительное или грубое искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — показатели) влечет соответствующую административную ответственность.

Таким образом, искажение указанных показателей может быть как следствием нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, так и следствием нарушения порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В этой связи, по мнению Департамента, при квалификации соответствующих действий должностных лиц необходимо исходить из нарушенных положений законодательства Российской Федерации, повлекших искажение показателей (нарушение требования к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, либо требования к составлению (формированию) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности).

Так, принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни, может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную рассматриваемой статьей, за искажение соответствующих показателей в Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее — Баланс), которое привело к искажению информации об активах и (или) обязательствах (например, искажение показателя по счету 010500000 «Материальные запасы» (строка 080 Баланса) по графе «На конец отчетного периода» по соответствующему виду финансового обеспечения (деятельности) учреждения).

Вместе с тем, контрольным органом в ходе контрольного мероприятия может быть выявлено нарушение порядка составления (формирования) бухгалтерской отчетности, выразившееся в совершении должностными лицами учреждения действий, повлекших искажение итоговых (суммарных) показателей отчетности. Так, например, в соответствии с пунктом 18 Инструкции N 33н строка 350 «Баланс» формируется как сумма строк 190 «Итого по разделу I» и 340 «Итого по разделу II». В данном случае нарушение порядка формирования суммирующих строк Баланса (в том числе строки 350 «Баланс») может рассматриваться как нарушение порядка составления (формирования) бухгалтерской отчетности, при этом данные действия должностных лиц не могут рассматриваться в контексте статьи 15.15.6 КоАП.

Дополнительно полагаем необходимым отметить, что согласно положениям части 5 статьи 4.1 КоАП никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

В этой связи привлечение должностных лиц к административной ответственности дважды за совершение действий, повлекших соответствующее искажение «ключевых» и «суммарных» показателей (наступившее в результате искажения «ключевых» показателей), по мнению Департамента, не представляется корректным.

В части вопроса о квалификации действий должностных лиц, повлекших искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности на один процент, при этом сумма указанного искажения составила менее ста тысяч рублей, сообщаем следующее.

Положениями части 2 статьи 15.15.6 КоАП установлена ответственность должностных лиц за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей незначительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее значительное искажение показателей этой отчетности.

При этом согласно части 2 примечания под незначительным искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: не менее чем на 1 процент (включая 1 процент), но не более чем на 10 процентов и на сумму, не превышающую ста тысяч рублей (до ста тысяч рублей включительно).

Учитывая данные положения законодательства Российской Федерации, по мнению Департамента, указанные действия должны рассматриваться в контексте части 2 статьи 15.15.6 КоАП.

Заместитель директора Департамента С.С. Бычков

На ком лежит ответственность за организацию бухучета

Законодатель не раскрывает понятие «организация бухгалтерского учета», несмотря на то, что это словосочетание приведено, в частности, в одном из основных нормативных актов, регулирующих бухучет, — приказе Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

Ответственность за организацию бухучета несет руководитель хозяйствующего субъекта (п. 6 приказа № 34н). Из опыта практической деятельности под организацией учета правомерно понимать:

  • юридическое оформление системы бухгалтерского учета (например, учреждение положения о бухгалтерии, издание приказов о включении в штатное расписание должностей ответственных за бухучет, оформление на работу специалистов на соответствующие должности);
  • техническое обеспечение системы бухгалтерского учета (закупку компьютеров, бухгалтерского ПО и иной инфраструктуры, необходимой для работы специалистов);
  • организацию непосредственно ведения бухгалтерского учета.

Требования к ответственному за ведение бухучета

Квалификационные требования к лицу, претендующему на позицию, подразумевающую выполнение функций по ведению бухучета, зависит от правового статуса и отраслевой принадлежности предприятия.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ главный бухгалтер, оформляемый на работу в АО, страховую фирму, НПФ, управляющую финансовую компанию и иные фирмы, которые участвуют в торгах (но не являются банками), должен соответствовать одному из следующих квалификационных требований:

  • наличие высшего образования в сфере бухучета и аудита, а также стажа работы на должности, связанной с ведением бухучета, длительностью не менее 3 лет из 5, предшествующих назначению на позицию ответственного за бухучет;
  • наличие высшего образования по любой специализации, а также стажа работы, связанной с бухучетом, длительностью не менее 5 лет из 7, предшествующих назначению.

Кроме того, в обоих случаях у бухгалтера не должно быть неснятой либо непогашенной судимости за экономические преступления.

Отдельные квалификационные требования установлены для главного бухгалтера банковской организации (п. 7 ст. 7 закона № 402-ФЗ).

В общем случае руководителю фирмы или менеджеру по кадрам, оформляющему главного бухгалтера на работу, следует ориентироваться на квалификационные требования, установленные профстандартом «Бухгалтер», утвержденным приказом Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н.

Подробнее см.: «Новый профстандарт бухгалтера — приказ № 103н».

Нарушение бухгалтером трудовых обязанностей: последствия

Если главный бухгалтер нарушит свои обязанности, типичные для его должности, он может быть привлечен к ответственности в соответствии с трудовым, административным и уголовным законодательством.

К ответственности по трудовому законодательству главный бухгалтер может быть привлечен на основании:

  • ст. 192 ТК РФ (возможные санкции — замечание, выговор, увольнение);
  • п. 9 ст. 81 ТК РФ (возможная санкция — увольнение);
  • ст. 243 ТК РФ (возможная санкция — взыскание компанией компенсации за материальный вред).

Положения ст. 192 ТК РФ могут быть применены работодателем в случае прямого неисполнения бухгалтером обязанностей, установленных трудовым договором или его должностной инструкцией.

Нормы п. 9 ст. 81 ТК РФ работодатель вправе применить, если бухгалтер примет то или иное решение, которое повлечет за собой ущерб имуществу фирмы либо неправомерное использование данного имущества.

Санкции, предусмотренные ст. 243 ТК РФ, могут быть применены в отношении главного бухгалтера, если он:

  • нанес компании материальный ущерб по причине неисполнения обязанностей;
  • допустил недостачу материальных ценностей, которые были ему вверены;
  • причинил ущерб фирме умышленно;
  • причинил ущерб в фирме под воздействием алкоголя, наркотиков;
  • причинил ущерб, совершая преступление, административный проступок;
  • допустил разглашение коммерческой тайны;
  • нанес фирме ущерб вне периода исполнения трудовых обязанностей.

Кроме того, трудовым договором могут быть установлены иные критерии возникновения материальной ответственности главного бухгалтера.

ВАЖНО! Материальная ответственность в полном размере может быть возложена на главного бухгалтера при условии, что это установлено трудовым договором. Если трудовым договором не предусмотрено, что главный бухгалтер в случае причинения ущерба несет материальную ответственность в полном размере, то ответственность за причиненный ущерб может быть взыскана только в размере его среднего месячного заработка (п. 10 постановления Пленума ВС от 16.11.2006 № 52).

Если говорить об административной ответственности, то, исходя из положений ст. 15.11 КоАП РФ, бухгалтер как должностное лицо в случае грубого нарушения ведения бухучета (в соответствии с критериями, установленными п. 2 ст. 15.11 КоАП РФ) может быть:

  • оштрафован на сумму 5 000–10 000 руб.;
  • оштрафован на сумму 10 000–20 000 рублей или дисквалифицирован на 1–2 года, если нарушение будет повторным.

ВНИМАНИЕ! В 2019 году в ст. 15.11 КоАП РФ были внесены изменения, предусматривающие возможность освобождения бухгалтера от ответственности, если ошибки в учете он допустил по вине третьих лиц. Подробно о них мы рассказывали в этой статье.

Главный бухгалтер может быть привлечен к уголовной ответственности на основании ст. 199, 199.1, 199.4 УК РФ. Нормы, установленные данными статьями, применяются, если по причине действий бухгалтера компания была признана уклонившейся от уплаты налогов, страховых взносов. Возможные санкции:

  • штраф;
  • арест;
  • лишение свободы.

Более строгими санкции становятся, если доказано, что преступление совершено несколькими сотрудниками фирмы по предварительному сговору, либо выявлена неуплата налогов в особо крупном размере.

Ответственность по ст. 199 УК РФ главный бухгалтер несет, только если будут доказаны махинации с крупными суммами, осуществленные умышленно или в сговоре с руководителем (пп. 7, 8 постановления пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64).

Согласно старой поговорке «Не ошибается тот, кто ничего не делает», неудивительно, что даже опытный бухгалтер способен ошибиться. Кроме ФНС, ПФР и ФСС есть и другие ведомства. В зависимости от специфики работы, в них тоже придется регулярно отчитываться:

  • Министерство юстиции.
  • Росстат.
  • Служба занятости.
  • Ростехнадзор.
  • Росприроднадзор.
  • Военный комиссариат.

Статистику сдают почти все организации и даже ИП, так же как и ведут воинский учет. В теории. На практике статистика и военкоматы игнорируются. Надеяться на отсутствие последствий не рекомендую: сегодня к вам нет претензий, а завтра получите «письмо счастья».

Собственно о таких случаях сегодня и поговорим: когда просрочка в сдаче отчетности или уплате налога — свершившийся факт и надо что-то с ним делать.

Штрафы

Забыть сдать отчет – ночной кошмар бухгалтера. Я веду список в виде таблицы, где указаны организации и ИП, с которыми работаю, виды отчетов и сроки. Программа учета тоже напоминает о приближении даты «икс». Можно дополнительно настроить оповещения в смартфоне (и все равно пропустить сигнал). В этом плане хвалю Пенсионный фонд – обязательно присылает напоминания о передаче СЗВ-М каждый месяц через оператора ТКС. Иногда спасает.

Если не повезло и грозит наказание, надо знать, к чему готовиться. Привлекают к ответственности в зависимости от вида отчетности.

Налоговая

НК по основной части деклараций (расчетов) устанавливает минимальную санкцию в сумме 1000 рублей. Даже когда указаны нулевые показатели, ее необходимо заплатить.

Если по отчету к уплате показан налог (взнос), но не оплачен в срок, то штраф составит 5% от недоплаченной суммы за каждый месяц просрочки (в т. ч. неполный), но не более 30% и не меньше тысячи рублей. Это правило относится к следующим налогам: НДС, единый налог на УСН, ЕНВД, взносы в ПФР и т.д. В данном случае применяется статья 119 НК РФ.

Обратите внимание! Если не ведется деятельность, не поступают доходы и налогоплательщик не собирается заявлять расходы (в т.ч. убыток или вычет по НДС), не имеет движений по счетам и в кассе, то может вместо нескольких деклараций подать одну – единую.

Если в течение года подаются отчеты промежуточного характера (авансовые), как при налоге на прибыль, то по ним штраф будет гораздо ниже – 200 рублей за один документ. Руководствоваться необходимо другой статьей НК – 126-й. Аналогичные санкции применяются в отношении справок о доходах по форме 2-НДФЛ, сведений о среднесписочной численности.

За несвоевременную подачу 6-НДФЛ организация или ИП раскошелятся на 1000 рублей за месяц просрочки (пп. 1.2 ст. 126 НК). Размер фиксированный и не зависит от сумм налога.

Бухгалтерская

До 2020 года балансы и другие формы бухгалтерской отчетности представлялись еще и в статистику, но, спасибо правительству, теперь отправлять еще один экземпляр в Госкомстат не требуется.

Важно! Начиная с 1 января 2020 года бухгалтерская отчетность сдается исключительно в электронном виде. Послабление сделано для СМП, на них норма распространяется с 1 января 2021 года.

В состав отчета входит несколько форм:

  • Бухгалтерский баланс.
  • Отчет о финансовых результатах.
  • Отчет об изменениях капитала.
  • Отчет о движении денежных средств.
  • Отчет о целевом использовании денежных средств.
  • Пояснительная записка (при необходимости).

Существует усеченный вариант – для тех, кто вправе вести упрощенный учет и предоставлять такую же отчетность, к тому же не обязательно включать в состав информацию о целевых средствах или изменениях капитала, при отсутствии соответствующих операций.

Учитывая, что баланс и прочие приложения не относятся к декларациям, то на них распространяется действие пункта 1 ст. 126 Налогового кодекса и штраф составит всего 200 рублей за один документ.

Статистическая

Писать о формах для Госкомстата бесполезно. Универсального списка не существует, ориентироваться необходимо на специфику деятельности и организационно-правовую форму. Проверить, нужно ли конкретной организации или предпринимателю что-то сдавать, можно на официальном сайте. Учтите, обновление происходит регулярно, стоит делать запрос хотя бы пару раз в месяц и выписать себе список регулярных отчетов.

Некоторые программы учета способны сформировать их самостоятельно и напомнить об обязанности налогоплательщика, но часто формы приходится заполнять вручную. Небольшой совет – загляните в инструкцию, там указывается, в каких случаях не нужно заполнять отчет или можно отправлять его пустым. Иногда при отсутствии соответствующих показателей потребуется передать информационное письмо.

Кстати! На состав форм статотчетности влияют коды ОКВЭД в ЕГРЮЛ. Рекомендуется их удалять, когда они не используются, внесены «на всякий пожарный», деятельность прекращена добровольно или в результате решения государственного органа (например, при лишении лицензии) и организация не собирается ее возобновлять в обозримом будущем.

Штрафы по статистике указаны в статье 13.19 Кодекса об административных правонарушениях и делятся на два типа:

  • Для руководителя (или другого ответственного лица, включая главного бухгалтера) ­– 10 000 – 20 000 рублей, при повторном нарушении – от 30 до 50 тысяч.
  • Для юрлиц — 20 000 – 70 000 рублей, повтор – от 100 до 150 тысяч.

Более чем солидные суммы для небольшой организации, причем касаются не только несвоевременной подачи, но и предоставления недостоверных сведений.

Пенсионный фонд

В ПФР количество передаваемых документов значительно сократилось, теперь передаем три отчета: СЗВ-М (ежемесячный), СЗВ-СТАЖ (ежегодный) и СЗВ-ТД (в 2020 году предоставляется по-разному в зависимости от наличия увольнений/принятий).

Самый простой, но коварный — СЗВ-М. Всего-то данных, что ФИО, ИНН и СНИЛС, однако в одной из моих первых статей про ошибки в элементарных отчетах мы уже говорили. Не забудьте: данные по СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ должны совпадать по периодам.

Статья 17 закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 обещает за опоздание, указание неполных или недостоверных сведений «вознаградить» компанию штрафом в размере 500 рублей по каждому физлицу. Если забыли включить работника в список СЗВ-М, необходимо отправить дополняющую форму и заплатить санкции только по одному человеку. Те же правила действуют в отношении СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД.

Важно! Штрафы по персонифицированным отчетам платим в отделение ПФР, а не в налоговую инспекцию. ПФР не блокирует самостоятельно счет, но вправе направить документы в службу судебных приставов, которые снимут долг со счета.

С 1 января 2021 года в КоАП начнут действовать поправки. Так в статье 15.33.2 будут предусмотрены штрафы в сумме от 300 до 500 рублей по несвоевременной подаче или ошибкам в сведениях о трудовой деятельности, а не только в привычных СЗВ-формах.

ФСС

Фонд социального страхования принимает 4-ФСС, где отражаются взносы по несчастным случаям на производстве. Статья 26.30 Федерального закона №125-ФЗ от 24.07.1998 г. устанавливает за его несдачу такие же санкции, как для налоговой отчетности – 5% взносов, начисленных к уплате (за последний квартал в документе) за каждый месяц задержки, но не выше 30% и минимум 1000 рублей.

Обратите внимание! Некоторые отчеты сдаются только в электронном виде, например, декларация по НДС. Отправка почтой бумажного экземпляра не считается исполнением обязанности налогоплательщика.

Если расчет 4-ФСС сдается по закону электронно, а вместо этого передан на бумаге, придется разориться на 200 рублей, так сказано во втором пункте ст. 26.30.

Экология

Сдавать или не сдавать, вот в чем вопрос. Небольшие организации, в которых никогда и не пахло производством, а также большинство ИП экологией решили пренебречь. В 2019 году внесен ряд правок в КоАП, увеличивший ответственность за нарушение охраны окружающей среды и в том числе за отсутствие отчетов.

В статье 8.5.1 КоАП установлены санкции отдельно для ИП и организаций:

  • Отчетность представлена, но недостоверна или в ней не хватает каких-то данных. ИП получит штраф минимум 100 тысяч, а вообще он рассчитывается в двойном размере от суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки товаров), по которым считается норматив утилизации. Организации накажут по тому же расчету, только минимум для них уже 250000.
  • Отчет не представлен. ИП заплатит от 50000 до 70000 рублей, а организация — от 70 до 150 тысяч. Существует административное денежное наказание на должностных лиц — 3-6 тысяч рублей.

Если вы работаете с государственными контрактами, выполняя ремонтные, строительные работы, демонтаж, то в тексте договора поищите пункт (наверняка будет) о складировании и вывозе мусора. Т.е. за утилизацию старых ламп, проводки, непригодных к эксплуатации оборудования и мебели придется отвечать исполнителю, он должен заключать договора и вывозить отходы, а не сваливать их в ближайший мусорный контейнер. Вот вам экологический сбор и утилизация.

Военкомат

В 2020 году КоАП претерпевает еще одни изменения ­– в области воинского учета. Если вы ни разу не сталкивались с отчетностью в военкомат, знайте, сдавать ее должны все. Конечно, речь идет не о декларациях или расчетах, а специальных сведениях. Например, о приеме или увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету. Когда в штате числятся сотрудники моложе 17 лет, то об их семнадцатилетии нужно сообщать заранее – за год до дня рождения.

Штрафы предусмотрены в КоАП: статья 21.4 обещает наказать административкой от одной до пяти тысяч рублей за неоповещение о приеме или увольнении, столько же придется заплатить, если не ответите на запрос военкомата. В статье 21.1 чуть меньшие санкции от 1000 до 3000 установлены для работодателя, вовремя не отчитавшегося о 17-летних сотрудниках.

Центр занятости

В 2020 году список пополнился отчетами в службу занятости. Вернее, и раньше требовалось передавать туда сведения, но только в отдельных случаях: при ликвидации организации, сокращении штата, когда увольнения коснулись предприятия с численностью более 500 человек и т.д.

В связи со сложной эпидемической обстановкой (многие предприятия на фоне с коронавирусного кризиса закрываются) освобождается большое количество рабочей силы, а государство обещало поддерживать безработных. В этих целях формы дополнили некоторыми данными: долги по зарплате, количество работников на удаленке, работающих неполное время, уволенных или предполагаемые к увольнению с начала карантина.

Передать сведения можно через сайт Работа в России. Регистрация при помощи аккаунта на Госуслугах физлица-руководителя, к которому привязана организация.

Важно! В основном требуют передачи сведений от тех, у кого произошли изменения: увольнение, сокращение, переход на неполное время или удаленку. При отсутствии изменений в работе отправлять ничего не нужно.

Пока санкций не применяют, но служба проявляет завидную настойчивость. Кроме того, ЦЗН необходимо передавать информацию о вакансиях, что прямо указано в пункте 3 ст. 25 закона №1032-1 от 19.04.1991 г. В КоАП есть статья 19.7, которая устанавливает штрафы за непредставление сведений на должностных лиц – от 300 до 500 рублей, на организации – от 3 до 5 тысяч рублей. Теоретически применяется к сведениям в ЦЗН.