Взимание таможенных платежей

Что относится к прямым сборам

Прямые налоги разделяются по категориям для физических и юридических лиц. Так, для первой категории граждан налогами облагаются:
недвижимое имущество (земельные участки, квартиры, частные дома, иные постройки);

  • движимое имущество (легковой и грузовой транспорт);
  • водные ресурсы (озера и пруды, являющееся частной собственностью);
  • источники прибыли (заработная плата, премии, торговля на рынке ценных бумаг и иные источники доходов).

Юридические лица вынуждены платить прямые налоги за недвижимость, имущество, транспорт, полезные ископаемые, а также еще за две группы денежных поступлений:

  • доходы предприятия (налог взимается со всех юридических лиц, ведущих прибыльный бизнес);
  • игорный бизнес (любые букмекерские конторы, казино, тотализаторы и иные игорные заведения подлежат обязательному налогообложению, при этом размер отчислений зависит от размера прибыли).

Косвенные отчисления в бюджет

Косвенные налоги – это обязательные отчисления, взимаемые с прибыли от продажи товаров и услуг. Главная особенность непрямого налога (который также может именоваться добавочным) заключается в том, что он изначально включается в итоговую стоимость. Таким образом, приобретая товар или услугу, покупатель оплачивает, в том числе, и сумму отчислений, которые будут направлены продавцом в бюджет государства.

ВАЖНО! По мнению многих экспертов, прямые налоги приносят в казну страны гораздо меньший доход по сравнению с косвенными отчислениями. Поэтому добавочные налоги являются важной составляющей национальной экономики.

В итоге на вопрос «что значит косвенный налог простыми словами?» можно ответить, что это дополнительная наценка на товар, устанавливаемая продавцом с целью дальнейшего отчисления в государственный бюджет.

Важные особенности добавочных сборов

Итак, мы определили, что значит косвенный налог. Но есть ли у него свои особенности, отличающие его от прямых финансовых обязательств перед государством? К числу таких характеристик можно отнести:

  • оперативность перечисления в государственный бюджет (сумма налога оказывается на счете ФНС в максимально короткие сроки после реализации товара или услуги);
  • высокая доходность для бюджета, так как косвенными налогами облагается большинство товаров и услуг в Российской Федерации;
  • простой расчет, базирующийся на нескольких основных формулах;
  • закрытые выплаты (большинство потребителей даже не задумываются о том, что при покупке товаров они вносят определенный доход в государственную казну);
  • участие посредника при передаче налога (таким связующим звеном между покупателем и государством является продавец товара).

Виды косвенных налогов

Многих россиян интересует, что относится к косвенным налогам. На сегодняшний день принято выделять несколько основных видов непрямых отчислений в бюджет:

  • НДС;
  • акцизы;
  • государственные и таможенные пошлины.

НДС

Самый распространенный косвенный налог на товары и услуги в России – это НДС (налог на добавленную стоимость). Данное налоговое обязательство устанавливается практически на все виды товаров, услуг или работ, реализуемых на территории Российской Федерации. Также НДС применяется в случае ввоза товаров из-за рубежа.

Налог на добавленную стоимость является одним из самых важных и играет особую роль в формировании государственной казны. Согласно данным статистики, доходы от НДС составляют до 40% поступлений в бюджет страны.

ВАЖНО! Платить НДС должен каждый субъект российского бизнеса, реализующий товары или услуги с добавленной стоимостью.

В зависимости от того, сколько стадий пройдет товар на пути к потребителю, столько раз при его приобретении будет взиматься налог на добавленную стоимость. Например, владелец оптового склада — ИП Сергеев – закупает постельное белье у производителя – ИП Васильева. После этого Сергеев перепродает комплекты белья ИП Кузнецову, имеющему свой розничный магазин. И только в данном магазине товар попадает в руки к конечному потребителю. При этом каждый из предпринимателей должен оплатить НДС, сумма которого будет включена в стоимость товара, продаваемого следующему участнику данной цепочки с определенной денежной надбавкой.

Налогом на добавленную стоимость облагаются практически все товары и услуги. Однако, согласно статье 149 НК РФ, данный налог не взимается со следующих товаров и услуг:

  • отдельных товаров медицинского назначения, услуг по медицинскому уходу за нетрудоспособными гражданами;
  • при предоставлении помещений в аренду иностранным организациям;
  • услуг, предоставляемых организациями по дошкольному воспитанию детей;
  • городских пассажирских перевозок;
  • ритуальных услуг.

ВАЖНО! Полный перечень товаров и услуг, которые не облагаются НДС, представлены в подпунктах 1-34 п.2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Для всех остальных категорий на сегодняшний день могут быть установлены три значения НДС:

  • 0% — для льготных категорий, к числу которых относятся экспортные операции, международные перевозки, транспортировка нефти и газа, космическая отрасль;
  • 10% — для определенного рода продукции (в том числе, продуктов питания, товаров для детей, медикаментов, периодической печати, авиаперевозок);
  • 20% — для всех остальных товаров и услуг.

Отметим, что до 1 января 2019 года базовая ставка налога на добавленную стоимость составляла 18%, но затем была повышена на 2%. Таким образом, большинство продукции в России облагается налогом в размере 20% от стоимости.

Акцизы

Еще одним косвенным налогом является акциз, который распространяется на ограниченные наименования продукции. Так, акцизы входят в цену:

  • автомобильного топлива (бензина и дизеля);
  • природного газа;
  • алкогольной продукции;
  • табачных изделий;
  • этилового спирта;
  • спиртосодержащей продукции;
  • легковых автомобилей;
  • мотоциклов.

В России на данный момент не существует единой ставки по акцизам, значение данного налога во всех случаях устанавливается индивидуально для каждой группы продукции.

ВАЖНО! Значения акциз утверждаются на текущий календарный год, а также еще на 24 последующих месяца.

Таможенные сборы

При ответе на вопрос «какой налог является косвенным?», нельзя забывать и про таможенные сборы. Данный вид налогообложения предусмотрен для индивидуальных предпринимателей и компаний, ввозящих товары на территорию России из зарубежных стран. Для таможенных сборов не существует единой тарифной ставки: объем платежей в бюджет страны в данном случае зависит от условий действующих международных соглашений, заключенных между Российской Федерацией и другими странами. Основанием для вычета налога становятся декларации, заполненные импортерами.

ВАЖНО! При ввозе товара из-за рубежа предприниматель обязан подать налоговую декларацию в течение 15 дней с того момента, когда продукция была перевезена через границу.

Государственные пошлины

Государственные пошлины – еще один ответ на вопрос «что такое косвенный налог?». Данный вид сборов также относится к непрямым отчислениям в бюджет страны. Госпошлины взимаются за оказание определенных юридических услуг, предоставляемых государственными органами. Данные платежи используются только в тот момент, когда потребителю нужно воспользоваться услугами, предоставляемыми государством. Например, оформить паспорт, поставить машину на учет в ГИБДД, официально зарегистрировать брачный союз и т.д. Поэтому отнести такой вид сборов к прямым налогам не получится.

Акцизы

Ряд товаров являются подакцизными. При их ввозе на территорию РФ приходится платить акцизный сбор, который относится к косвенным налогам.

Акцизный сбор собирается при ввозе табачной продукции,алкогольных напитков, спирта и спиртосодержащих жидкостей, легкового автотранспорта (автомобилей и мотоциклов), горюче-смазочных материалов (например, моторного масла и топлива).

Размеры акцизных ставок определяются Налоговым кодексом. Для формирования конкретной величины акцизного сбора используется несколько параметров, как и при расчете таможенного сбора. Импортеру нужно учесть, что для каждой партии ввозимой продукции ставки акцизов могут меняться, в том числе и из-за изменения цены товара, объема поставки и т.д. Следовательно, для каждой поставки величина акцизного сбора рассчитывается индивидуально.

Что такое налог на импорт

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней

Это сборы, которые государство взимает с субъекта внешнеэкономической деятельность. А объектом налогообложения становятся товары и услуги, которые ввозятся на территорию другого государства. Смысл налога на импорт — регулировать товарооборот на внутреннем рынке, поддерживать национального производителя и пополнять госбюджет.

Бухгалтерский словарь относит к налогу на импорт все сборы и платежи, кроме НДС. Хотя при ввозе товаров на территорию России импортер обязан уплатить НДС вместе с другими сборами. Расчет порядка и суммы отчислений регулируется Налоговым и Таможенным кодексами. При этом НДС с импортируемых товаров поступает вместе с таможенной пошлиной в Федеральную таможенную службу.

Виды таможенных платежей

Рассмотрим так называемые экспортную и импортную группы таможенных платежей и их состав.

Ввозные (импортные) таможенные платежи

В соответствии с частью 1 статьи 70 ТК ТС к ввозным таможенным платежам относятся:

  1. Ввозная таможенная пошлина . 25-й пункт части 1-й статьи 4 ТК ТС гласит: «таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу».
  2. Налог на добавленную стоимость (НДС) , который взимается при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, является косвенным налогом. Порядок его уплаты регулируется как ТК ТС, так и внутренним налоговым законодательством стран-участников ТС, в нашем случае – НК РФ.
  3. Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ТС , также относятся к косвенным налогам и регулируются аналогично НДС.
  4. Таможенные сборы , согласно статье 72 ТК ТС, – это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров с таможенной территории (таможенные операции) и их таможенным сопровождением, или иных действий, установленных ТК ТС и/или законодательством стран-участников ТС. Список действий, которые могут служить основанием для уплаты таможенного сбора, является открытым, то есть он может быть дополнен исходя из действующего ТК ТС и нормативно-правовых актов государств-участников ТС. Так, часть 1 статьи 123 Закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» указывает на виды действий таможенных органов, за которые могут взиматься таможенные сборы.

Вывозные (экспортные) таможенные платежи

  1. Вывозная таможенная пошлина . Данный термин отсутствует не только в нормативно-правовых актах РФ, но и ТС. Однако его можно определить по аналогии с ввозной таможенной пошлиной.
  2. Таможенные сборы . Часть 3 статьи 72 ТК ТС говорит о том, что «размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор», в противном случае по заявлению плательщика возможен возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных сборов и иных денежных средств (но не позднее, чем через 3 года с даты их уплаты).

Все таможенные платежи можно подразделить с юридической и экономической точки зрения на имеющие таможенную природу формирования – это сборы и пошлины, и налоговую – НДС и акцизы. Список таможенных платежей, приведен в статье 70 ТК ТС.

Таможенные льготы, квоты и преференции

Система льгот по уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 74 ТК ТС выглядит следующим образом.

Тарифные преференции, или преференциальные ставки

Применяются в отношении отдельных стран и товаров, ввозимых из этих государств на таможенную территорию ТС. Они определены решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 18 и Комиссии ТС № 130 от 27.11.2009 г. в виде перечней:

  • «Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
  • «Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
  • «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции».

Происхождение товаров из развивающихся и наименее развитых стран определяется по Правилам, которые утверждены в Соглашении между правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 12.12.2008 г.

Обратите внимание!
Базовой ставкой ввозной таможенной пошлины является закрепленная в Едином таможенном тарифе (ЕТТ) величина (принятая за 100%) и применяемая к товарам 130 стран, с которыми Российская Федерация находится в режиме наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговом и политическом смыслах. Преференциальная ставка в размере 75% от базовой ЕТТ распространяется на продукцию из 103 развивающихся стран. Беспошлинно могут ввозиться преференциальные товары из 49 наименее развитых стран. Максимальная ставка составляет 200% от базовой ЕТТ и действует применительно к товарам государств, с которыми россияне находится в режиме РНБ, либо к продукции неустановленного происхождения.

В статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» говорится, что государства, образующие вместе с Россией зону свободной торговли, освобождаются от уплаты ввозных пошлин при перемещении товаров на территорию РФ. В некоторых случаях на отдельные виды товаров устанавливаются тарифные квоты. Под тарифной квотой понимается мера регулирования ввоза в РФ отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом ТС.

При этом участники зоны свободной торговли существенно не влияют и не координируют действия в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования ВЭД с третьими странами.

Тарифные квоты

Ввозные тарифные квоты как мера регулирования ввоза в РФ конкретных сельхозтоваров, имеющих происхождение третьих стран, вводится на строго определенный период и распространяется на утвержденный Комиссией ТС либо Правительством РФ перечень. Так, на 2015 г. он утвержден Решением Коллегии ЕЭК от 19.08.2014 г. № 131. Ввозные тарифные квоты определяются в отношении отдельных товаров в натуральном (тыс. тонн) или стоимостном выражении. Они распределяются между участниками ВЭД ТС и РФ, а при необходимости – между третьими странами. Распределение установленных объемов квот между участниками ВЭД РФ может производиться либо пропорционально квоте, либо на основе конкурсов.

В статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» вывозные тарифные квоты определены в точности по аналогии с ввозными. Они устанавливаются на определенный срок к отдельным видам товара, в определенных объемах, с пониженной ставкой таможенной пошлины. Вводятся Правительством РФ. Объектом вывозных тарифных квот обычно являются перемещаемые через таможенную границу природные ресурсы, в частности, лес, углеводороды и их производные. Условия и механизм применения тарифных квот раскрываются в «Протоколе о едином таможенно-тарифном регулировании».

Обратите внимание!
Согласно Письму ФТС РФ от 10.05.2006 г. № 05-11/15966 «О компенсационной пошлине», преференции и льготы по уплате таможенных пошлин, предоставляемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, не распространяются на антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины, поскольку особые виды пошлин не относятся к таможенной пошлине.

Льготы по уплате таможенных пошлин, или тарифные льготы

В отличие от тарифных преференций, они не носят персонифицированный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров. Тарифные льготы предоставляются в соответствии с «Протоколом о едином таможенно-тарифном регулировании». Согласно ТК ТС вопрос предоставления тарифных льгот безоговорочно отнесен к ведению ТС вне зависимости от того, применяются ли они при ввозе или вывозе товаров.

Ставки и порядок исчисления таможенных платежей

Итак, для расчета сумм таможенных платежей необходимо располагать достоверной и актуальной информацией о:

  1. Базовых ставках таможенных пошлин, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов на перемещаемый через таможенную границу товар согласно его коду в товарной номенклатуре ВЭД;
  2. Действии особых ставок : специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных, сезонных, преференциальных, льготных, квотируемых в отношении перемещаемого через таможенную границу товара;
  3. Правилах и методах определения ввозной или вывозной таможенной стоимости товара ;
  4. Формулах расчета итоговых сумм уплачиваемых платежей;
  5. Существующей нормативно-правовой базе , в соответствии с которой реализуются вышеизложенные пункты.

Это интересно!
Доходы российского бюджета от ВЭД по итогам 2013 г. составили 4,5 трлн руб., а налоги на ввозимые в РФ товары – 2,1 трлн руб. То есть суммарно ФТС России «внесла» 6,6 трлн руб. таможенных и иных платежей в федеральный бюджет, что составило 56% от всех поступлений! В 2014 г. фискальный поток по доходным статьям бюджета РФ вырос еще на 8,2% (7,1 трлн руб.), что в структуре доходов также превышает половину поступлений.

Размер таможенных пошлин

Ввозные пошлины утверждаются решениями Совета ЕЭК, в то время как вывозные – Правительством РФ. Ввозные пошлины исчисляются на основе Единого таможенного тарифа (ЕТТ) – свода ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на территорию ТС из третьих стран, систематизированного в соответствии с ТН ВЭД Евразийского экономического союза (ЕЭС). Они устанавливаются по Решению Совета ЕЭК от 16.06.2012 г. Вывозные пошлины определяются по ставкам, утверждаемым в постановлении Правительства РФ от 30.08.2013 г. № 754. Сумма таможенной пошлины находится в зависимости от таможенной стоимости товара и ставок.

Виды ставок таможенных пошлин

Статья 71 ТК ТС выделяет три вида таможенных ставок: адвалорные, специфические и комбинированные. В соответствии с ними существует три механизма расчета таможенных пошлин.

Адвалорная ставка

Устанавливается как процент к таможенной стоимости товара, которая может быть разной для ввоза и вывоза.

Вывозная стоимость на текущий момент определена постановлением Правительства РФ № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».

Ввозная стоимость может устанавливаться 6 методами в соответствии с Соглашением от 25.01.2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и главой 8 «Таможенная стоимость товаров» ТК ТС.

Пошлина по адвалорной ставке исчисляется по формуле:

СТП=ТС?СП, где

СТП – сумма таможенной пошлины;
ТС – таможенная стоимость товара;
СП – ставка таможенной пошлин.

Специфическая ставка

Устанавливается в валюте (долларах или евро) по отношению к весу, объему, площади, количеству товара – то есть ставится в зависимость от физических характеристик продукции, список которых является открытым.

Формула расчета пошлины по специфической ставке выглядит следующим образом:

СТП=ФХ?СП?КВ, где

СТП – сумма таможенной пошлины;
ФХ – физическая характеристика товара;
СП – ставка в иностранной валюте за единицу исчисления;
КВ – курс иностранной валюты, установленный ЦБ РФ на момент регистрации таможенной декларации.

Например, вывозная ставка для битумных смесей – 400 евро за 1 000 кг (солодовое пиво будет исчисляться в литрах, ламинат – в квадратных метрах и т.д.), курс евро – 65 руб., тогда СТП=1000?400?65=26 руб./кг или 26 000 руб. за тонну.

Комбинированная ставка

Как следует из названия, комбинированная ставка предполагает сочетание двух предыдущих механизмов расчета: к адвалорной ставке может прибавляться фиксированная величина, а также устанавливается минимальное ограничение.

Например, вывозная ставка для пшеницы и муки – 15% + 7,5 евро, но не менее 35 евро за 1 тонну.

Особые виды ввозных таможенных пошлин

Данные виды пошлин взимаются таможенными органами стран-членов ТС независимо от стандартной ввозной таможенной пошлины.

    • Специальные . Носят заградительный характер, защищая определенный товарный рынок от избыточного импорта. Суть этих пошлин сводится к установлению повышенной ставки на определенные товары (группы товаров) в сравнении с обычной.
    • Антидемпинговые . Задача сводится к приведению цен импортных товаров к их сложившемуся уровню в экспортирующей стране, но только в том случае, если это обстоятельство вредит отечественному производству аналогичных товаров (его организации или расширению).
    • Компенсационные . Данные ввозные пошлины взимаются сверх обычных в целях снижения конкурентоспособности импортной продукции на национальном рынке.

Обратите внимание!
В части 2 статьи 70 ТК ТС говорится о пошлинах, связанных с целью их применения. Они диктуются следующим обстоятельством: импорт продукции наносит значительный ущерб или создает угрозу причинения значительного ущерба отрасли национальной экономики, что установлено в результате специального расследования. Антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины НЕ относятся к таможенным платежам. Их установление производится по решению Коллегии ЕЭК.

В случае неуплаты специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин предусмотрено наступление административной ответственности. Административные меры применяются в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.11.2010 г. № 59. Однако стоит отметить, в арбитражной практике есть прецеденты, когда частный бизнес выигрывал споры об обоснованности установления антидемпинговых мер.

  • Сезонные . Закон РФ «О таможенном тарифе» рассматривает данный вид пошлины в статье 6, где отмечается, что они могут вводиться на срок не более полугода и устанавливаются в целях оперативного регулирования вывоза товаров. Перечень товаров, ставки сезонных пошлин по ним, порядок уплаты и формулы расчета утверждаются Правительством РФ. Для сезонных пошлин характерно то, что они применяются взамен ставок, предусмотренных ЕТТ. Традиционно вывозные сезонные пошлины распространяются на сырую нефть марки «Юралс».

Как видно, процесс расчета таможенных платежей крайне сложен. Лишь доскональное знание законодательства в сфере таможенного оформления товаров гарантирует выбор оптимальной схемы выплат и беспрепятственное пересечение продукцией таможенной границы.

О порядке уплаты сборов на таможне

Собираясь пересекать границу, экспортерам и импортерам не нужно заранее находить реквизиты и платить налоги. На каждом пункте пропуска таможни функционирует касса, где можно внести необходимые платежи. Таможенные налоги зачисляются на специальный фискальный счет, который действует независимо от ФНС. Так же, как и любой другой сбор, платеж совершают по коду, соответствующему конкретному виду платежа. Лицо, перемещающее груз, имеет право оставить на руках один из двух экземпляров, который подтверждает факт проведения транзакции. Второй чек передается таможенникам.

В соответствии со статьей 190 Таможенного кодекса Таможенного союза, налоги считаются неуплаченными при отсутствии подтверждающих платежных документов. В связи с этим сотрудники контрольно-пропускного пункта имеют право отказать в принятии декларации лицу, пересекающему границу.

Впустить груз на территорию страны или выпустить за ее пределы таможенники могут только после уплаты таможенных сборов. В качестве исключения возможен выпуск партий товаров в случае предоставление декларантом гарантий о последующей оплате налогов.

Стоит отметить, что обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов относится к компетенции лица, перемещающего груз. Причем сумму платежа он должен рассчитать самостоятельно или обратиться к услугам брокеров. Таможенники не обязаны производить расчеты, поэтому декларанту следует заранее узнать коды продукции по товарной номенклатуре ВЭД. Форма взыскания платежей с физических лиц не отличается от таможенных сборов, оплачиваемых крупными компаниями.

Таможенный сбор рассчитывается с учетом действующего валютного курса. Это значительно усложняет возможность производить оплату в авансовой форме.

Как сэкономить время

Процесс уплаты таможенного сбора и оформления груза занимает достаточно много времени, поэтому для лиц, пересекающих границу, действуют более лояльные условия организации контроля. На период оформления товаров владелец или получатель груза должен хранить его на специальном складе, относящемся к таможенной службе, за что взимается отдельная плата. Избежать расходов могут лиц, которые имеют все условия для безопасного сбережения продукции собственными силами. При этом доступ сотрудников таможни к грузу не должен быть ограничен.

Граждане, пересекающие государственную границу, имеют возможность сократить период прохождения таможенных процедур. Для этого владельцу необходимо заранее подать декларацию о перемещаемых грузах. За несколько дней до прибытия товаров к контрольно-пропускному пункту может быть подана так называемая неполная декларация, в которой указываются сведения, известные на момент составления документа. При фактическом пересечении границы повторно подается декларация, содержащая недостающую информацию. Сведения должны полностью соответствовать оригиналам документов.

Декларировать товары с личного склада заявителя разрешается в единой декларации, которая действует на определенный срок. Таким образом, необходимость заполнять новый документ для пересечения границы на каждую партию перевозимой продукции отпадает сама собой. Если у лица имеются на руках все документы, подтверждающие право на льготу в отношении груза, или свидетельствующие об оплате пошлин, товар могут выпустить с таможни до подачи декларации.

Льготные категории граждан

Некоторые граждане могут рассчитывать на применение скидки и внесение налоговых сборов меньшего размера. Льготы при оформлении и уплате таможенного налога в момент пересечения государственной границы действуют в отношении:

  • президента РФ и членов его семьи;
  • депутатов Государственной Думы, находящихся в официальной поездке;
  • дипломатов иностранных государств и членов их семей.

Вещи этих граждан не досматриваются, перевозимые товары освобождаются от различных сборов. Представители международных организаций также полностью освобождены от таможенной пошлины и налогов. Относится к данной группе ЮНЕСКО, МВФ, Красный Крест, ООН и др.

Стоит отметить, что не вскрывается на границе и не досматривается таможенниками дипломатическая почта. Однако сотрудникам контрольно-пропускного пункта разрешается сделать исключение в случае обнаружения среди груза подозрительных предметов. Если таможенники заподозрят сокрытие товаров, которые не имеют отношения к дипломатической корреспонденции, они имеют право потребовать разрешения на вскрытие сомнительной посылки. В случае отказа почту отсылают отправителю обратно. На таможне не досматривается военная техника, боевые корабли и самолеты, машины с боеприпасами.

Льготы действуют для граждан, которые ввозят на территорию России наследственное имущество. Оно не облагается таможенной пошлиной, если владелец предъявит документ о наследовании данных вещей. Беженцы и соотечественники, переселяющиеся в Россию на постоянное место жительства, имеют право провозить личные вещи стоимостью до 5 000 долларов без оплаты налогов.

Какие вещи не облагаются таможенными налогами

В соответствии с ТК ТС, на российских контроль-пропускных пограничных пунктах действуют таможенные преференции по тарифам на ввозимые грузы. Такие льготы введены Правительством РФ по отношению к ставкам на товары, которых не хватает на внутреннем рынке страны. Снижение или полная отмена пошлины способствует притоку недостающей продукции из-за рубежа. На сегодняшний день льготные ставки применяются при расчете таможенных сборов за провоз:

  • морепродуктов, добытых россиянами в иностранных государствах;
  • личных вещей, ручной клади;
  • гуманитарных грузов;
  • сертифицированного медицинского оборудования;
  • устройств и приспособлений для тушения пожаров;
  • печатных изданий;
  • детских товаров и продуктов питания.

Не платить таможне за услуги по оформлению и принятию груза декларант имеет право только в том случае, если он перевозит товары гуманитарного назначения или собирается передать их в пользу государства.

Сроки уплаты

Помимо правильной схемы расчета пошлины, декларантам необходимо соблюдать сроки внесения платежей. В каждом случае действует разный порядок. Например, сроки уплаты таможенной пошлины и налогов при ввозе груза составляют 15 дней с момента его предъявления таможенникам контрольно-пропускного пункта или по окончании таможенного транзита. При вывозе товаров с территории России не устанавливают четких сроков, но они ограничиваются датой подачи декларации.

При изменении таможенного режима оплату производят в день перехода на него. При нецелевом использовании товаров после выпуска с контрольно-пропускного пункта плательщик должен внести таможенные платежи в день нарушения ограничений и распоряжений грузом. При незаконном ввозе грузов оплатить штрафы и налоги нужно в течение пяти дней с момента обнаружения товаров у юридического лица. Причем здесь предусмотрена возможность рассрочки и отсрочки уплаты таможенного сбора.

Процедура возврата переплат по налогу

В выявлении переплаты по таможенным платежам должен быть заинтересован сам плательщик. Если, произведя повторный расчет, обнаружен уплаченный излишек, следует обратиться к таможенникам с подтвердительными документами.

Прежде всего, необходимо составить заявление на возврат таможенного сбора. Вернуть деньги можно в течение трех лет с момента уплаты пошлин и налогов. В свою очередь таможня рассматривает заявление в течение 30 дней. В случае нарушения данного срока заявитель имеет право потребовать от таможни уплатить, помимо необходимой суммы, проценты за каждый день просрочки по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Переплата уплаченных таможенных пошлин не возвращается, если:

  • у гражданина есть налоговая задолженность – тогда она полностью или частично покрывается излишком, а если излишек намного больше суммы долга, гражданин получит всю ее оставшуюся часть;
  • сумма, которую желает вернуть плательщик, составляет менее 150 руб.

Что грозит лицам, уклоняющимся от уплаты налогов

Даже если среди читателей нет тех, кто планирует нарушать закон и уклоняться от таможенных сборов, никто из законопослушных граждан не застрахован от форс-мажорных ситуаций, возникающих по независящим от них причинам.

В том случае, если произошел сбой в процессе расчета или не удалось оплатить налоги своевременно, таможенные органы имеют право списать необходимые средства со счетов организации или физического лица, а также принять оплату в натуральной форме (в виде имущества или груза, в отношении которого сформировался долг). В противном случае, если плательщик злостно уклоняется от уплаты таможенного сбора, ему придется отвечать перед законом.

Пошлины

Как рассчитать размер таможенной пошлины? Чтобы определить, какую сумму налога должен заплатить импортер, есть несколько видов ставок.

Адвалорная ставка — это процент от стоимости ввозимой продукции. Такая ставка не имеет фиксированного размера и каждый раз рассчитывается индивидуально. Например, предприятие-импортер покупает за границей оборудование стоимостью 4 000 долларов. Размер ввозной пошлины для этого товара составляет 20%. Соответственно в таможенные органы придется перечислить 800 долларов.

Если пошлина взимается в конкретной сумме с каждой единицы продукции, то такая ставка называется специфической. Например, на территорию страны ввозится партия из 500 пар обуви, ставка за каждую пару составляет 30 евроцентов. Следовательно, импортер должен будет заплатить пошлину 150 евро.

Если применяются сразу и адвалорная пошлина, и специфическая, то работает уже комбинированная ставка, в которой учитывается оба принципа. Например, ввозится партия одежды, с каждой единицы продукции берется пошлина в 1 евро. Но при этом общая пошлина за партию должна быть не меньше 100 евро. Комбинированная пошлина — это самый распространенный вид сборов.

К товарам, которые не облагаются таможенной пошлиной относятся: личные вещи, валюта, гуманитарная помощь, транзитные и лизинговые грузы, рыба и морепродукты, если они были добыты российским судном, периодика и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, если она ввозится для библиотек, архивов и издательств.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Непрямые налоги являются лишь частью доходов государственной казны. В целом же бюджет формируют все виды обязательных отчислений со стороны граждан. Разные возможности сочетания прямых и косвенных налогов позволяют формировать несколько моделей налогообложения, которые существуют в разных странах мира:

  • Англосаксонская модель. Для данной системы характерен небольшой объем косвенных налогов. В первую очередь модель направлена на прямое налогообложение физических лиц. Так, например, в США 44% поступлений в национальный бюджет составляют подоходные налоги. Такая же система характерна для Австралии, Великобритании, Канады и многих других стран мира.
  • Евроконтинентальная модель отличается высоким размером отчислений на нужды социального страхования. Также для данной системы характерен высокий уровень поступлений от уплаты непрямых налогов.
  • Латиноамериканская модель ориентируется на большой процент бюджетных доходов от непрямых налогов. Налоговые отчисления возрастают по мере роста цен, связанного с инфляцией, что позволяет в определенной мере защитить государственный бюджет.
  • Модели смешанного типа характерны для многих государств. Такие схемы применяются для диверсификации структуры доходов, нивелируя влияние отдельных типов налогообложения. Главная задача данной модели заключается в том, чтобы сделать прямые налоги основными источниками поступлений, но с преобладанием доли сборов со стороны бизнеса, а не от подоходного налога.

Эксперты в области экономики считают, что налоговая система, существующая на сегодняшний день в Российской Федерации, является наиболее близкой к латиноамериканской модели. Также в российской схеме присутствуют элементы евроконтинентальной модели налогообложения.

Поступления налогов со стороны бизнеса и предпринимателей на сегодняшний день в России составляют порядка 70%.

Косвенные налоги составляют существенную часть государственного бюджета Российской Федерации. При этом большинство реальных плательщиков данных сборов даже не задумываются, что практически каждый день они вносят определенную сумму в бюджет страны. Все дело в том, что косвенные налоги включаются продавцом в конечную стоимость товаров или услуг, поэтому налог становится незаметным для покупателя, но крайне важным для российской