Вспомогательные затраты

Учет и распределение вспомогательного производства

  1. Понятие и виды вспомогательных производств
  2. Документальное оформление работ и услуг вспомогательных производств
  3. Аналитический и синтетический учет вспомогательных производств

1. Понятие и виды вспомогательных производств

Вспомогательные производства обслуживают основное производство, обеспечивая его водой, электроэнергией, паром и т. п.

К вспомогательным производствам относят энергети­ческие, транспортные хозяйства, ремонтно-механические, ремонтно-строительные мастерские, компрессорный, ин­струментальный цех, холодильники и др.

Учет вспомогательных производств ведут на активном счете 23 «Вспомогательные производства». В дебет счета 23 в течение месяца относят все затраты вспомогательных производств с кредита материальных и расчетных счетов в корреспонденции: Д-т 23 К-т 10, 70, 69, 25 и др.

По окончании месяца затраты вспомогательных про­изводств распределяют между потребителями услуг про­порционально количеству потребленных услуг в соответ­ствующих единицах измерения (1 кВт • ч. электроэнергии, 1 Гкал тепла, 1 т пара, 1000 м3 сжатого воздуха, 1 м3 воды, 1 т перевозок или 1 ч. работы автомобиля и др.) в коррес­понденции: Д-т 25, 26, 29 К-т 23.

Различают простые и сложные вспомогательные про­изводства. Простые имеют однопериодный технологичес­кий цикл и выпускают однородную продукцию (энергоцех, компрессорный и парокотельный цехи и др.). Себе­стоимость единицы продукции этих производств рассчи­тывается делением обшей суммы затрат на объем вырабо­танной продукции.

Сложные вспомогательные производства — инструмен­тальный, ремонтный, транспортный цехи — выполняют различные виды работ, оказывают услуги, прошедшие мно­жество технологических операций. Расчет фактической се­бестоимости в этом случае производится по каждому виду работ и продукции в отдельности по заказам и статьям каль­куляции.

2. Документальное оформление работ и услуг вспомогательных производств

Выпуск продукции, выполненные работы и услуги вспомогательных производств оформляют следующими документами:

• накладными — количество изготовленных и сдан­ных на склад инструментов;

• акты приема-сдачи отремонтированных объектов;

• путевые листы — объем перевозок транспортного цеха;

• справки главного механика, главного технолога — объем работ и услуг, выполненных простым произ­водством.

Услуги, оказанные вспомогательными цехами друг дру­гу, называются встречными. Встречные услуги оцениваются в учете по плановой цеховой себестоимости. Услуги, ока­занные основным потребителям (заводоуправление и цехи основного производства), оцениваются по фактической цеховой себестоимости.

Распределение услуг вспомогательных производств между потребителями производят в разработочной табли­це № 9. В ней указывают количественные данные по ока­занию услуг, исчисляют себестоимость единицы услуги и сумму фактической себестоимости услуг.

3. Аналитический и синтетический учет вспомогательных производств

Аналитический учет затрат вспомогательных произ­водств организуется:

• в разрезе калькулируемых объектов учета в карточках производства;

• по цехам — в ведомости № 12.

Синтетический учет затрат вспомогательных произ­водств ведут в журнале-ордере № 10 по данным ведомо­сти № 12.

Пример.

На основании хозяйственных операций составить бухгал­терские проводки и распределить затраты парокотельной между потребителями пара.

Журнал хозяйственных операций

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Сумма, руб.

Корресп. счетов

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

1

Израсходовано топлива в парокотельной станкоинструментального завода на выработку пара

10 510

23

10/3

2

Начислена зарплата рабочим парокотельной

15 000

23

70

3

Начислены взносы

во внебюджетные фонды

от начисленной зарплаты

3900

23

69

4

Произведены отчисления в резерв на оплату отпусков рабочих парокотельной в размере 5 % от начисленной зарплаты

750

23

96

5

Определить фактическую себестоимость 1 т пара, если в отчетном месяце выработано 2500 т пара

?

?

?

6

Списать затраты парокотельной, если известно, что пар используется на отопление:

цехов основного производства 2000 т

здания офиса 500 т

?

24128

6032

?

25

26

?

23

23

Основные виды затрат на вспомогательном производстве

Аккумулируют расходы вспомогательного производства на одноимённом счете 23 согласно приказу Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

По дебету этого счета отражают следующий состав затрат вспомогательного производства:

  • прямые расходы на выпуск продукции, выполнение работ и оказанием услуг;
  • косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, а также потери от брака.
Операция Дебет счета Кредит счета
Списаны прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг 23 10 «Материалы»

43 «Готовая продукция»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

и др.

Списаны косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств 23 25 «Общепроизводственные расходы»

26 «Общехозяйственные расходы»

Списаны потери от брака 23 28 «Брак в производстве»

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, часть производств, деятельности предприятия, необходимая для обслуживания осн. произ-ва и обеспечения бесперебойного изготовления и выпуска его продукции. Важнейшие задачи В. п.: изготовление и ремонт технологической оснастки, тары и специнструмента и снабжение ими осн. цехов; обеспечение предприятия всеми видами энергии, ремонт энергетич., транспортного и механич. оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры, уход и надзор за ними; ремонт зданий и сооружений и хоз. инвентаря; приёмка, хранение и выдача в цеха предприятия сырья, материалов, полуфабрикатов и др. К В. п. может быть отнесена деятельность трансп. и складского хозяйства предприятия. В. п. определяется особенностями осн. производства, размерами предприятия и его производств, связями. В. п. в осн. осуществляется во вспомогат. цехах. В составе крупных комбинатов и объединений (напр., металлургич., химич. и др.) создаются специализированные цеха и предприятия по обслуживанию основного произ-ва. Перспективное направление совершенствования В. п.- передача наиболее ответственной и трудоёмкой части вспомогательных работ специализированным предприятиям, обслуживающим пром-сть данного р-на. Это позволяет применять во В. п. высокопроизводит. технологию и передовые методы произ-ва, удешевлять выполнение соответствующих работ на предприятиях, обслуживаемых специализированными ремонтными, инструментальными и др. базами, обеспечивать рост производительности труда. По мере технич. совершенствования осн. произ-ва необходимо параллельное развитие В. п. и повышение его технич. и организац. уровня. На крупных предприятиях и объединениях В. п. следует развивать на основе централизации и специализации работ, обеспечивающих его наибольшую эффективность.

Л. М. Хейфец.

Смотреть больше слов в «Большой советской энциклопедии»

Потребность в работниках

Персонал предприятия или учреждения — это люди, занимающие должности согласно штатному расписанию. Для получения прибыли трудовые ресурсы должны быть достаточными, но не избыточными.

При формировании штатного расписания необходимо понимать:

  • какие функции, в каком количестве должны исполняться ежедневно;
  • какое число работников это осуществит (согласно нормам выработки);
  • кто и как будет контролировать процессы;
  • потребность в управлении, планировании;
  • обслуживающие процессы — специалисты, их количество.

После создания понятной структуры производственных и обслуживающих процессов, переходят к определению личного состава. Расчет численности проводят с учетом категории позиции.

Основной и вспомогательный персонал

Кто входит в группу вспомогательного персонала зависит от производственного процесса. В промышленности — это работники, которые не участвуют в выпуске товаров, обеспечивающих доход предприятия. Их функции можно назвать второстепенными, направленными на поддержание жизнедеятельности самого предприятия.

Вспомогательный персонал организаций определить сложнее. Здесь «продуктом» является интеллектуальный продукт, который измерить количественно невозможно.

Для определения вспомогательных должностей используют следующие признаки:

  • участие в обслуживании основных процессов;
  • влияние на деятельность компании;
  • критичность ротации.

Обратите внимание! Невозможно абстрактно выделить список профессий, которые относятся к вспомогательным.

Например, для большинства компаний клининг является обслуживающей сферой. Однако в фирме, оказывающей услуги аутсорсинга, мастера по уборке — главный персонал.

Неверно относить к второстепенным позициям неквалифицированный труд. В IT компании второстепенными будут управленческие должности, кадровики и даже юристы.

Административно вспомогательный персонал характерен для бизнес-процессов и научной деятельности.

Как определить вспомогательный персонал

Существуют критерии, по которым персонал на каждом предприятии делят на основной и вспомогательный. Отталкиваются от особенностей структуры организации, направления ее деятельности.

Отличительные признаки вспомогательного персонала:

  • Сокращение работников не остановит рабочий процесс. Часть функционала безболезненно делегируют другим сотрудникам. Должность можно сократить или уменьшить нагрузку до совмещения.
  • Вспомогательные позиции можно назвать обезличенными — ротация не влияет на эффективность выполнения работ.
  • Для второстепенных должностей характерна высокая текучесть кадров. Минимальная оплата, отсутствие конкуренции при отборе снижает приоритет позиции, ее ценность в глазах соискателя.
  • При передаче в аутсорсинговое агентство вспомогательный персонал приносит наибольшую выгоду.
  • Отчетность по труду выделяет неосновные позиции в отдельную графу.

Руководство отдельных ведомств самостоятельно принимает нормативные акты, определяющие порядок отнесения работников к главной и вспомогательной сфере деятельности.

Вспомогательный персонал — примеры профессий

Для того чтобы лучше понимать кто входит в неосновную сферу деятельности, рассмотрим примеры вспомогательного персонала по отраслям.

Государственные структуры:

  • Учреждения образования. Основное направление работы — оказание образовательных услуг. К неосновным позициям здесь относят хозяйственно-технических работников. В школах это библиотекарь, завхоз, работники столовой, уборщицы — все, кто не учителя и не администрация. В высших учебных заведениях список вспомогательных должностей пополняют инженеры-лаборанты, системный администратор, техники.
  • В здравоохранении ситуация похожая. К вспомогательным относят должности, которые «не врачи». Средний и младший медперсонал имеет обезличенные позиции и не влияет на факт оказания услуги. Хозяйственная часть, клининг, обеспечение расходными материалами — все эти сферы деятельности в медицине являются вспомогательными.
  • Силовые структуры имеют более четкое разделение функционала, поскольку введены гражданские должности на вспомогательные позиции. К неосновным здесь относят и административные должности.

Влиятельность позиции в деятельности частной фирмы определяется направлением. Например, завод по производству кирпичей имеет собственный детский сад. Работники детсада будут на обслуживающих должностях. Если лицензионные образовательные услуги оказывает частный детский сад, то к неосновным профессиям здесь отнесут только хозяйственную сферу и снабжение.

Как видно из приведенных примеров разделение персонала на категории является условным. Цель — повышение эффективности управления предприятием.