Возмещение коммунальных услуг

Компенсация расходов — это социальная выплата, которая является денежным эквивалентом мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан.

Компенсация расходов предоставляется на одно жилое помещение по месту жительства либо пребывания на территории Свердловской области по выбору лица, имеющего право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Предоставление компенсации расходов по месту пребывания производится при условии неполучения компенсации расходов по месту жительства.

Компенсация расходов предоставляется гражданам при условии отсутствия у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Уполномоченным органом, наделенным государственными полномочиями по предоставлению компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории муниципального образования «город Екатеринбург», является Администрация города Екатеринбурга в лице Управления жилищного и коммунального хозяйства.

Компенсация по оплате услуг ЖКХ предоставляется следующим категория граждан — Список (132Кб)

Информацию о правилах предоставления услуги можно найти на Официальном портале Екатеринбурга, сайте МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг муниципального образования «город Екатеринбург» и по телефону (343) 371-23-38. Свой вопрос вы можете задать специалистам Комитета социальной политики Администрации города Екатеринбурга.

Содержание

Условия и порядок предоставления компенсаций

  1. Компенсация расходов представляет собой социальную выплату, которая является эквивалентом мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
  2. Каждый гражданин, имеющий право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, вправе получать компенсацию расходов независимо от других членов семьи, имеющих такое же право.
  3. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и компенсация расходов на оплату коммунальных услуг — это две разные и самостоятельные компенсации. Гражданин вправе выбрать получение компенсации по оплате жилого помещения по одному основанию, по оплате коммунальных услуг — по другому.
  4. Компенсация расходов предоставляется гражданам, зарегистрированным по месту постоянного жительства, либо зарегистрированным по месту пребывания, при условии неполучения компенсации расходов по месту постоянного жительства.
  5. Компенсация расходов предоставляется на расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг, не превышающие фактические.
  6. Компенсация расходов предоставляется исходя из утвержденных норм общей площади и нормативов коммунальных услуг и размеров платы за единицу объема потребления услуги.

Максимально допустимые сроки предоставления услуги — решение о назначении либо отказе в назначении компенсации расходов принимается в 10-дневный срок с даты подачи заявления и документов необходимых для предоставления государственной услуги либо получения информации от организаций различных форм собственности в порядке межведомственного взаимодействия.

Извещение получателя компенсации расходов о размерах компенсации — ежемесячно гражданину направляется уведомление о предоставлении компенсации расходов и проведенных перерасчетах с указанием размера компенсации по видам услуг.

Требования к документам заявителя: для получения компенсации расходов гражданам или представителям, полномочия которых подтверждены в соответствии с действующим законодательством, необходимо представить следующие документы:

  • заявление установленной формы (форма прилагается);
  • документы, удостоверяющие личность заявителя (паспорт гражданина РФ, разрешение на временное проживание или вид на жительство для иностранных граждан и лиц без гражданства);
  • документы, подтверждающие право на меры социальной поддержки (справку об установлении инвалидности, заключение государственной или муниципальной системы здравоохранения о наличии ВИЧ-инфекции, заключение межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболеваний с последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, справку, удостоверяющую право на получение компенсации расходов, выданную организацией работодателем);
  • сберегательную книжку гражданина в случае открытия счета в отделении Сбербанка РФ или копию договора с банком, выписку, иной документ, уточняющий реквизиты счета получателя (в случае выбора способа получения через кредитную организацию);
  • платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за месяц предшествующий обращению с отметкой об оплате;
  • документ, содержащий описание объекта недвижимости (кадастровый паспорт, технический паспорт, справка БТИ и др.), в случае обращения за компенсацией расходов в части оплаты твердого топлива или сжиженного (баллонного) газа.

Заявитель вправе по собственной инициативе представить следующие документы

  • документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства либо пребывания (в случае, если информация о регистрации отсутствует в документах удостоверяющих личность);
  • документ, содержащий сведения о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении, с указанием степени родства, вида регистрационного учета, даты регистрации и снятия их с регистрационного учета, размера занимаемой общей площади жилого помещения, условий проживания, вида жилищного фонда (в т.ч. справка формы 40);
  • удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки, в т.ч. федерального образца, выданное территориальным управлением социальной защиты населения;
  • справку, удостоверяющую право на меры социальной поддержки, выданную территориальным управлением социальной защиты населения (для лиц вышедших на пенсию и имеющим стаж работы по специальности в сельских населенных пунктах не менее 10 лет);
  • документ о неполучении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (в случае обращения за компенсаций по месту пребывания).

Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются

  • предоставление заявителем документов, необходимых для предоставления услуги, не в полном объеме;
  • предоставление заявителем документов, необходимых для предоставления услуги, оформленных ненадлежащим образом;
  • установление недействительности усиленной квалифицированной электронной подписи (при подаче документов в электронном виде)

Основания для перерасчета размеров компенсации расходов либо прекращения выплаты компенсации

  • изменение основания для назначения компенсации расходов;
  • изменение состава семьи получателя компенсации;
  • изменение объема предоставленных коммунальных услуг;
  • изменение тарифов на коммунальные услуги и изменение платы за жилое помещение;
  • изменение норм и нормативов;
  • превышения фактических расходов граждан на оплату твердого топлива над полученным размером компенсации расходов.

Выплата компенсации расходов прекращается при наступлении следующих обстоятельств

  • утрата права на получение мер социальной поддержки,
  • перемена места жительства (пребывания);
  • смерть получателя компенсации расходов.

Граждане, получающие компенсацию расходов, в течение 14 дней со дня наступления обстоятельств, влекущих перерасчет либо прекращение выплаты компенсации, обязаны известить уполномоченный орган о наступлении этих обстоятельств.

Подать заявление и документы так же можно через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

Для подачи заявления и документов в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» заявителю необходимо:

в сети Интернет зайти в федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу http://gosuslugi.ru

в разделе «Личный кабинет» выбрать последовательно пункты меню «Электронные услуги», «Муниципальные ведомства», «Комитет социальной политики Администрации города Екатеринбурга», и выбрать необходимую услугу.

Последнее изменение 1 августа 2017 9:25

В соответствии со ст. 614 ГК РФ арендная плата может устанавливаться либо в фиксированной сумме, либо в «плавающей», состоящей из двух частей:

— фиксированного размера арендной платы, соответствующего стоимости определенного договором количества переданной в аренду площади,

— переменной составляющей (в том числе в виде компенсационной выплаты, являющейся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений), порядок расчета которой основан на сумме платежей за коммунальное обслуживание (включая, например, пользование связью, а также охрану, уборку) предоставленных в аренду помещений.

Арендодатель в силу п. 3 ст. 168 НК РФ выставляет арендатору (не позднее пяти календарных дней считая со дня оказания услуги) счет-фактуру (п. 3 ст. 169 НК РФ), в котором вне зависимости от даты расчетов за переменную величину арендной платы указывает единую стоимость услуги (арендной платы), состоящую из постоянной и переменной величин. Выделять отдельной строкой суммы коммунальных платежей не обязательно, т.е. заполнить в счете-фактуре можно либо одну строку с общей суммой, либо две строки с указанием отдельно постоянной и отдельно переменной величин.

На заметку: возможны и другие варианты оформления арендных отношений, например, когда стоимость «коммуналки» возмещается арендодателю отдельно или арендодатель — посредник в оплате коммунальных платежей. Порядок исчисления НДС и составления счетов-фактур в таких случаях см. в Готовом решении: Как облагаются НДС коммунальные услуги при аренде помещений (КонсультантПлюс, 2019).

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс Ссылки на документы доступны только пользователям КонсультантПлюс — клиентам компании «ЭЛКОД». Дополнительную информацию по приобретению СПС КонсультантПлюс Вы можете получить .

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. При этом Гражданский кодекс РФ не устанавливает, что она, по умолчанию, включает в себя все расходы, необходимые для содержания арендуемого имущества и пользования им. Способы обеспечения арендатора коммунальными услугами закон не регламентирует. Поэтому стороны вправе самостоятельно устанавливать то, как арендатор будет оплачивать эти услуги.

Можно выбрать одну из следующих схем:

  • включить сумму коммунальных платежей в состав фиксированной арендной платы;
  • включить сумму коммунальных расходов в состав арендной платы в качестве переменной величины;
  • перевыставлять арендатору для возмещения суммы расходов на коммунальные услуги;
  • заключить с арендатором агентский договор, по которому арендодатель приобретает коммунальные услуги для арендатора;
  • арендатору заключить с поставщиками коммунальных услуг прямые договоры.

Порядок налогового учета расходов на коммунальные услуги зависит от конкретного способа их оплаты, установленного сторонами арендных отношений.

Фиксированный платеж

Включить стоимость коммунальных услуг в состав арендной платы – самый простой для арендодателя вариант. Вся арендная плата включается либо в доходы от реализации (если сдача в аренду является для арендодателя основным видом деятельности), либо во внереализационные доходы (если эта деятельность не является основной). Какие‑либо документы, подтверждающие понесенные арендодателем коммунальные расходы, для арендатора оформлять не нужно. Это плюс.

Реализация услуг по предоставлению помещений в аренду является объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговой базой является вся сумма арендной платы (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Если арендная плата выражена в фиксированной сумме, не возникает и проблем с принятием к вычету НДС со стоимости потребленных коммунальных услуг. Арендатор платит лишь за аренду помещения, и предполагается, что арендодатель уже учел свои затраты на оплату таких услуг (электричество, тепло, вода и т. д.) в стоимости аренды. А арендодатель может принять к вычету суммы налога, предъявленного организациями ЖКХ, в полном объеме (письмо ФНС России от 04.02.2010 № ШС‑22‑3/86@). Это бесспорный плюс.

Минусом в варианте с фиксированным арендным платежом является риск с точки зрения доходности сделки. Во‑первых, тарифы на услуги ЖКХ растут. Во‑вторых, уплатив фиксированную сумму, арендатор не будет утруждать себя экономией ресурсов. Кроме того, нельзя заранее знать, сколько их потребуется.

ПРИМЕР 1

В договоре аренды установлено, что арендатор платит в месяц арендный платеж в размере 500 000 руб. (без НДС). Эта фиксированная сумма включает в себя стоимость коммунальных услуг, потребляемых арендатором. По расчетам она составляет в месяц 190 000 руб. (без НДС). Фактическая стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором в сентябре, составила 200 000 руб. (без НДС).

В результате в этом месяце арендодатель потеряет в доходах от сдачи имущества в аренду 10 000 руб. (200 000 – 190 000).

В условиях, когда организация сдает в аренду часть своих площадей, она же (вместо арендатора) производит расчеты с поставщиками коммунальных и других услуг, необходимых для обеспечения деятельности учреждения. Как правило, порядок возмещения арендаторами части ком­мунальных платежей оговаривают отдельно. О том, как арендода­телю правильно оформить, учесть суммы возмещения коммуналь­ных платежей и какие налоги заплатить, читайте далее.

Компенсацию арендатором комму­нальных платежей, платы за услуги свя­зи можно оформить одним из следующи­х способов:

1. Установить в договоре аренды арендную плату, состоящую из фикси­рованной и переменной частей, что со­ответствует положениям ст. 614 ГК РФ. Переменная часть арендной платы мо­жет включать платежи, величина кото­рых основывается на расходах, поне­сенных арендодателем в связи с имуще­ством, сданным в аренду. В такой фор­ме стороны договора согласовывают компенсацию арендатором, например, налога на имущество, земельного, транспортного налогов, коммунальных платежей по арендованному имуще­ству. Условия договора аренды могут включать компенсацию таких услуг, как горячее и холодное водоснабжение, отопление, энергоснабжение, плату за телефон и за пользование Интернетом.

2. Предусмотреть компенсацию в от­дельном договоре сверх фиксирован­ной суммы арендной платы, установ­ленной договором аренды.

Важно запомнить

Коммунальные платежи могут входить в фиксированную сумму арендной платы. В этом случае арендодатель производит предварительные расчеты среднемесячной стоимости расходов на коммунальные услуги, на которую следует увеличить ежемесячные арендные платежи. Порядок отражения операций в бухгалтерском учете идентичен порядку учета арендной платы у арендодателя.

Арендодатель определяет порядок расчета коммунальных платежей, под­лежащих оплате арендатором. Расчет может осуществляться:

·на основании показаний отдельно установленных счетчиков;

·пропорционально занимаемым арендатором площадям;

·пропорционально мощности при­боров, установленных на арендо­ванных площадях.

Арендодатель перечисляет постав­щикам услуг плату за коммунальные услуги, арендатор, в свою очередь, воз­мещает арендодателю расходы после предоставления документов, подтверж­дающих действительную стоимость коммунальных услуг и их фактическую оплату.

Порядок отражения в бухгалтерском учете арендодателя хозяйственных операций по возмеще­нию платы за коммуналь­ные услуги и услуги связи приведен в журнале.

Операции по передаче электро­энергии, воды, газа арендодателем арендатору не относятся к операциям по реализации услуг для целей нало­гообложения НДС, поскольку арен­додатель сам не оказывает (не произ­водит) услуги.

На основании п. 1 ст. 539 ГК РФ абонентом энергоснабжающей органи­зации является арендодатель, с кото­рым заключен договор энергоснабже­ния. Аналогичный вывод содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.12.1998 № 5905/98, где сказано, что абонентом является лицо, на ба­лансе которого числится объект, по­требляющий энергию. Кроме того, со­гласно постановлению Президиума ВАС РФ от 06.04.2000 № 7349/99 арен­додатель не может являться энерго-снабжающей организацией для аренда­тора, поскольку сам в качестве абонен­та получает электроэнергию для снаб­жения здания у этой организации.

Важно запомнить

Поскольку правила договора энергоснаб­жения применяются к отношениям, связан­ным со снабжением через присоединенную сеть газом, тепловой энергией, водой и другими товарами, если иное не установле­но законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (ст. 548 ГК РФ), то и в этих случаях арендода­тель не является снабжающей организацией. Поэтому операции по поставке (отпуску) любых коммунальных услуг, совершаемые в рамках договора аренды, не являются операциями по реализации товаров (работ, услуг) и, как следствие, объектом налогооб­ложения НДС.

Таким образом, арендодатель факти­чески осуществляет функции по сбору коммунальных платежей от арендатора и перечислению их организациям, ока­зывающим коммунальные услуги, т. е. является посредником. Речь идет не о перепродаже коммунальных услуг арендаторам, а о компенсации затрат арендодателя по их оплате.

Следовательно, арендодатель не дол­жен выставлять арендатору счета-фак­туры на суммы потребляемых им ком­мунальных услуг. Арендатор компенси­рует стоимость потребленных услуг с учетом НДС. При получении счетов-фактур от поставщиков коммунальных услуг арендодатель может принять к вы­чету только ту сумму НДС, которая бу­дет приходиться на услуги, потреблен­ные непосредственно арендодателем для облагаемой НДС деятельности. Аналогичные разъяснения даны в пись­ме Минфина России от 03.03.2006 № 03-04-15/52.

Порядок налогообложения налогом на прибыль сумм компенсации комму­нальных платежей, поступивших арен­додателю от арендатора, является неод­нозначным.

По мнению Минфина России, такие суммы должны учитываться в составе внереализационных доходов в соответ­ствии с положениями ст. 250 НК РФ (письма Минфина России от 24.03.2009

№ 03-03-05/47, от 27.12.2007 № 03-03­06/4/158). Расходы учреждения по опла­те коммунальных услуг при соблюдении условий, предусмотренных ст. 252 НК РФ, также учитываются в целях на­логообложения прибыли.

Анализ арбитражной практики по­зволяет сделать вывод о том, что пози­ция Минфина России не является бес­спорной (см. постановление ФАС Во­сточно-Сибирского округа от 21.03.2007 № А74-3165/06-Ф02-1481/07).

ВАС РФ в своем Определении от 29.01.2008 № 18186/07 также указал, что суммы возмещения по оплате ком­мунальных платежей, полученные от арендатора, не являются доходом арен­додателя. В данном случае компенсиру­ются расходы по содержанию и исполь­зованию сданного в аренду помещения, а затраты на оплату коммунальных услуг, связанные с эксплуатацией сданного в аренду помещения, не являются расхо­дами собственника — они не приводят к уменьшению его экономических вы­год, т. к. компенсируются арендатором.

По мнению автора, полученная от арендатора компенсация расходов по оплате коммунальных услуг не приво­дит к увеличению доходов арендодате­ля, соответственно, не учитывается при исчислении налога на прибыль ввиду отсутствия объекта налогообложения (ст. 247 НК РФ). В таком случае и опла­та коммунальных услуг, перечисленная учреждением с лицевого счета снабжающим организациям, не учитывается для целей исчисления налога на при­быль, т. к. фактически является расхо­дами арендатора.

Однако если учреждение примет ре­шение не включать в состав внереали­зационных доходов суммы компенса­ции коммунальных платежей, получен­ные от арендаторов, нельзя полностью исключить возможность возникнове­ния споров с налоговым органом.

Для соглашения между арендатором-субабонентом и энергоснабжающей организацией неважно, через какие именно сети – собственные или принадлежащие другим лицам – арендатор-субабонент потребляет электроэнергию (тепловую энергию). Подобные выводы приведены, например, в постановлениях ФАС Центрального округа от 13 ноября 2002 г. № А35-1883/02С9 и Северо-Западного округа от 29 августа 2003 г. № А05-9978/02-263/24. В то же время согласно нормам Гражданского кодекса РФ именно с абонентом, владеющим энергопринимающими устройствами, у субабонента связано право на получение и потребление энергии. Все договоренности между арендатором-субабонентом и поставщиками энергии носят вторичный характер по сравнению с договоренностями арендодателя-абонента с ними.

Методика расчета арендной платы за нежилые помещения

Оборудование используется не на полную мощность по техпаспорту, максимально до 150 кВт. Расчет: А = 150 × тариф монополиста на мощность. Тариф – коммерческая тайна, поэтому считаем примерно 2000 рублей за кВт.

А = 150 × 2000 = 300 000 рублей. Вторая часть – реальное потребление – обозначим В. Расчет: В = 48 000 × тариф монополиста за кВт/час. Тариф и тут считаем примерно, 2 рубля за кВт/час.

В = 48 000 × 2 = 96 000 рублей. Так же арендодатель в счет на оплату электричества включает оплату содержания электросетей и соответственно, тариф, по которому платит арендатор за электричество больше тарифа, по которому арендодатель закупает ту же электроэнергию у энергосбытовой организации. Как правило, это коэффициент в процентах. Для расчетов берем сильно завышенный — 96%.
Это будет третья часть расчетов, обозначим буквой С и считаем по формуле: С = В × 96%.

Глава 33. коммунальные платежи при аренде

При включении компенсации коммунальных расходов в состав арендных платежей отдельно первичные документы на коммунальные платежи не оформляются. Арендодателю достаточно оформить документы по аренде и приложить копии документов коммунальных служб (счета, расчеты), если такое условие предусмотрено договором аренды.

Компенсация услуг отдельным платежом В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю отдельно от арендных платежей. То есть по двум счетам: на оплату аренды и на возмещение коммунальных платежей. Как правило, условие о компенсации коммунальных платежей устанавливается непосредственно в договоре аренды (п. 1 ст. 615 ГК РФ). Но можно оформить и отдельное соглашение, например, договор о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей (ст.

420, 421, 779 ГК РФ).

Особенности возмещения коммунальных услуг арендатором

ПБУ 9/99) и учитывается на счете 91 «Прочие доходы и расходы”, субсчет 91-1 «Прочие доходы” (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). 33.2.1.2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И УЧЕТ У АРЕНДАТОРА Арендатор, перечисляя арендную плату, фактически оплачивает и коммунальные платежи, которые входят в ее состав.

Поскольку счет-фактура выставлен на всю сумму арендной платы, то арендатор вправе принять к вычету всю сумму НДС, относящуюся к арендной плате, в том числе и по коммунальным услугам. Такой же позиции придерживаются контролирующие органы (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.12.2010 N А56-7049/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 06.08.2009 N А28-4660/2008-111/21).

Расчеты с арендаторами по коммунальным услугам

Расход воды Q – зависит от числа работников (N чел.), количества рабочих дней в месяце (N дней) и количества душевых кабин. Из СНИПов берем расход воды на 1 чел. в смену: (М чел.

– 0.025 м³) и расход воды на 1 душ в смену (М душ – 0,5 м³). Формула расчета расхода воды такая: Q = N чел. × N дней × М чел. + N душ × N дней × М душ Для наглядности — гипотетическая ситуация. На производстве работают 5 человек в смену с 8 до 17 только по рабочим дням (то есть считаем 20 смен в месяц), площадь, которую они арендуют – 150 кв.м, есть одна душевая кабина, туалет, раковина в санузле, раковина на кухне. Питьевая вода в расчете не участвует, так как питьевую воду закупают в бутылях для кулера. Цена кубометра воды 25 рублей, стоимость кубометра сброса в канализацию 29 рублей.

Договор аренды: как учесть расходы по оплате коммунальных услуг

НДС 6552 руб.) и включает стоимость коммунальных услуг (горячего и холодного водоснабжения, отопления, энергоснабжения). Отметим, что данный способ в некоторых случаях может быть не выгоден, и вот почему. Фактическая стоимость коммунальных услуг, как правило, меняется. Такие изменения могут происходить несколько раз в течение года. Однако учесть их в договоре и, соответственно, скорректировать размер арендной платы стороны могут только раз в году (п. 3 ст. 614 ГК РФ). Кроме того, величина оплаты некоторых услуг напрямую зависит от размера их потребления, а предугадать заранее, сколько, например, электроэнергии потребит арендатор, получается не всегда. Таким образом, может возникнуть ситуация, когда фактически потребленные арендатором коммунальные услуги не покрываются размером коммунальных платежей, учтенных в составе арендной платы.

Перечень коммунальных услуг

К коммунальным расходам относится, в частности, оплата услуг:

  • электроснабжения;
  • снабжения тепловой энергией (для отопления и горячей водой);
  • водоснабжения и канализации;
  • газоснабжения.

Подробный перечень коммунальных ресурсов приведен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Абонент коммунальных услуг

Арендованное имущество является собственностью арендодателя. То есть именно он выступает абонентом коммунальных услуг. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 608, пункта 2 статьи 539 и статьи 548 Гражданского кодекса РФ.

В то же время в отношении подачи электроэнергии законодательство не запрещает энергоснабжающей организации поставлять энергию не только абоненту (арендодателю), но и другим организациям, зависимым от него (например, арендаторам). То есть абонент (арендодатель) с согласия энергоснабжающей организации вправе передавать энергию, принятую им через присоединенную сеть, субабоненту (арендатору). А субабонент (арендатор) должен иметь возможность получать энергию посредством специального оборудования, а также подключаться к энергосетям абонента (арендодателя).

Такой порядок следует из статьи 545 Гражданского кодекса РФ. В общем случае он распространяется и на отношения, связанные со снабжением иными коммунальными услугами (тепловой энергией, газом, водой и т. д.) (ст. 548 ГК РФ).

Никаких других требований, кроме указанных выше, Гражданский кодекс РФ не устанавливает. Это позволяет арендатору выбирать между различными способами оформления отношений по получению коммунальных услуг и их последующей оплате.

Налог на прибыль

Отражение операций, связанных с возмещением коммунальных расходов, при расчете налога на прибыль зависит от выбранного способа расчетов за коммунальные услуги:

  • арендатор оплачивает арендодателю коммунальные услуги в составе арендной платы;
  • арендатор отдельным платежом компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг (по отдельному счету);
  • арендатор заключает с арендодателем посреднический договор на приобретение коммунальных услуг.

Если арендодатель получает возмещение коммунальных услуг от арендатора в составе арендной платы, эту операцию отразите как получение дохода от аренды (п. 4 ст. 250, ст. 249 НК РФ). Подробнее о налогообложении доходов арендодателя см. Как арендодателю отразить при налогообложении арендные платежи.

Если доходы от сдачи имущества в аренду организация учитывает в составе выручки от реализации, то стоимость коммунальных услуг учтите в расходах, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 2 ст. 253 НК РФ). Это – материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Если поступления от сдачи имущества в аренду организация учитывает в составе внереализационных доходов, стоимость коммунальных услуг спишите в составе внереализационных расходов. Это расходы на содержание переданного по договору аренды имущества. Такой порядок следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: как арендодателю отразить при расчете налога на прибыль операции, связанные с возмещением стоимости коммунальных услуг от арендатора? Арендатор компенсирует стоимость коммунальных услуг на основании отдельного счета.

Сумму компенсации коммунальных расходов при расчете налога на прибыль учтите в составе внереализационных доходов. Такая точка зрения высказана в письмах Минфина России от 27 августа 2012 г. № 03-03-06/4/88, от 24 марта 2009 г. № 03-03-05/47. Финансовое ведомство указывает, что арендодатель при получении от арендатора коммунальных платежей учитывает их в составе внереализационных доходов в соответствии с пунктом 4 статьи 250 Налогового кодекса РФ. При этом стоимость услуг, потребленных арендатором, можно учесть в составе внереализационных расходов как расходы, связанные с получением доходов (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

ОСНО и ЕНВД

Арендодатель может одновременно использовать объект аренды в деятельности, облагаемой в рамках общей системы налогообложения, и деятельности, с которой организация платит ЕНВД. В этом случае расходы на коммунальные услуги, потребляемые непосредственно им, нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Расходы по коммунальным услугам, которые используются в каком-либо одном виде деятельности, распределять не нужно.

Сумму входного НДС (выделенную в счете-фактуре) со стоимости коммунальных услуг, которые арендодатель потребляет сам, распределите по методике, установленной в пунктах 4 и 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

К полученной доле коммунальных расходов по деятельности организации, облагаемой ЕНВД, прибавьте сумму НДС, которую нельзя принять к вычету (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Что касается компенсации, полученной арендодателем в возмещение стоимости коммунальных услуг, то, как правило, всегда можно определить, к какому виду деятельности относятся такие поступления. Поэтому, если организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД, суммы компенсации в рамках деятельности, переведенной на ЕНВД, и деятельности на общей системе налогообложения необходимо учитывать раздельно в целях расчета налога на прибыль методом прямого счета (п. 9 ст. 274 НК РФ).

Компенсация коммунальных услуг по деятельности, переведенной на ЕНВД, никак не отразится на определении налоговой базы по ЕНВД (п. 1 и 2 ст. 346.29 НК РФ).

Для того чтобы учесть при расчете налога на прибыль суммы полученной компенсации на общей системе налогообложения, воспользуйтесь правилами, предусмотренными для этого режима.

Коммунальные платежи: что это и их перечень

Коммунальные платежи подразумевают под собой обязательную статью расходов каждого правообладателя недвижимого имущества, которые полагаются ресурсоснабжающим организациям за устойчивое обеспечение объекта услугами, необходимыми для комфортного ведения быта.

Коммунальные платежи начисляются за предоставление следующих услуг:

  • Подача холодного и горячего водоснабжения;
  • Центральное отопление;
  • Водоотведение;
  • Электрическая энергия;
  • Газ;
  • Вывоз сухого мусора;

Можно выделить еще и жилищные издержки, которые также принято объединять с коммунальными:

  • Взносы на капитальный ремонт;
  • Вносы по содержанию жилья, проведению текущего ремонта и управлению многоквартирным домом;
  • Плата за пользование жилплощадью (для нанимателей муниципальной недвижимости).

Практика показывает, что на арендатора чаще возлагают только коммунальные платежи, которые он непосредственно эксплуатирует (водопотребление, водоотведение, электроэнергия, вывоз сухого мусора), а жилищные услуги оплачивает сам собственник помещения, так как они имеют фиксированный вид, будут начисляться и подлежат оплате вне зависимости от того, проживает кто-либо в помещении или нет.