Вексель третьего лица

Расчеты между организациями при помощи векселей происходят обычно в том случае, если договор, на основе которого строятся коммерческие отношения, предусматривает отсрочку платежа. Документ может использоваться в рамках исполнения любых договоров: договоров вексельного займа, договоров услуг, купли-продажи товарно-материальных ценностей, аренды и т.д.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта приема-передачи векселей .docСкачать образец акта приема-передачи векселей .doc

Что это такое вексель, какие преимущества и недостатки он имеет

Под термином «вексель» скрывается ценная долговая бумага, дающая право ее предъявителю требовать прописанную в ней сумму.

Сумма – это долг, который должен быть возвращен в течение определенного документом срока и там, где указано в самом векселе (как правило, в каком-то конкретном кредитном учреждении).

Всего существует несколько типов векселей:

  • те, которые используются как долговое обязательство;
  • те, которые используются как расчетное средство;
  • те, что имеют статус инвестиционных денежных бумаг.

Основные преимущества векселя перед другими ценными бумагами – простота его выпуска и обращения. Есть только один момент, который необходимо учесть для выполнения условий договора при помощи векселя — предварительно заручиться согласием контрагента.

Вексель дает возможность сторонам производить расчеты без использования денежных средств, предоставляет право на отсрочку платежей; а в некоторых случаях позволяет минимизировать налогообложение.

Немаловажным плюсом является отсутствие после выпуска векселя штрафов и пеней по сделкам.

Наряду с этими бесспорными положительными моментами, векселя имеют и некоторые минусы:

  • отсутствие реальной материальной обеспеченности векселя и гарантии на получение денежных средств;
  • если дело дойдет до судебной инстанции, взыскание долга по вексельной бумаге может продолжаться в течение одного года и более.

Особенности передачи векселя

Для того, чтобы передать кому-либо собственный вексель, нужно

  1. указать в содержании векселя адресата — векселедержателя (т.е. того, кому этот вексель передается);
  2. чтобы документально зафиксировать факт передачи следует составить специальный акт.

Если вексель передается в порядке исполнения какого-либо договора, в акте следует дать на него ссылку (указав номер и дату заключения).

Помимо сведений, которые будут касаться непосредственно векселя, акт в обязательном порядке должен содержать реквизиты обеих сторон (сведения из регистрационных бумаг организации или паспортные данные физического лица) – без них документ не станет юридически значимым.

Акт допустимо составлять не только лично, но и действуя через представителя. Однако в этом случае надо, чтобы доверенный человек имел на руках нотариально заверенную доверенность, копию которой необходимо приложить к акту (отметив ее наличие в самом документе).

Следует отметить, что в некоторых случаях передача векселя происходит в присутствии свидетелей – информация о них также должна быть внесена в акт, а сам документ должен быть ими завизирован.

На что обратить внимание при составлении акта о приеме-передаче векселя

Стандартного унифицированного образца акта приема-передачи векселей, обязательного к применению, нет, так что составители документа могут формировать его исходя из собственного представления в свободном виде или, если в организации есть собственный разработанный и утвержденный должным образом образец документа – по его форме. Обратить внимание нужно только на то, чтобы бланк по своему составу отвечал закрепленным правилам делопроизводства, а по содержанию включал в себя некоторые неизменные данные.

Акт условно состоит из трех частей: «шапки», основного раздела и заключения (подписей).

Заполнение шапки и основной части акта

В «шапку» вписывается:

  • наименование документа и коротко обозначается его смысл;
  • место и дата его написания;
  • если документ является приложением к договору, нужно дать ссылку на номер и дату заключения договора.

Затем по структуре идет основная часть. В нее надо вписать субъекты, между которыми формируется акт (названия организаций и ФИО ее представителей, ФИО ИП или гражданина РФ и данные из документов, удостоверяющих личность)
Сведения о векселях рекомендуется оформлять в виде таблицы, в которую вносятся:

  • их номера;
  • векселедатель (наименование организации, которая выпустила вексель);
  • дата составления;
  • срок погашения;
  • процентная ставка;
  • номинал и т.д.

Здесь также можно указать любую информацию, которую стороны считают нужным внести в данный документ.

Под таблицей подводится итог: прописывается общее количество передаваемых векселей и их общая номинальная стоимость (оба значения цифрами и прописью).

Подписи сторон

Последняя часть акта должна содержать подписи обеих сторон (только оригинальные — применение факсимильных автографов, т.е. отпечатанных при помощи различного рода клише в таких бумагах запрещается), а также печати, но только тогда, когда их использование закреплено в локальных нормативно-правовых документах предприятия (это касается как ИП, так и юридических лиц).

Тонкости оформления

Оформление акта, так же как и его текст, целиком и полностью отдается на откуп составителю. Документ можно делать в рукописном виде или набирать на компьютере, на фирменном бланке или на обыкновенном чистом листе бумаги.

Акт всегда составляется как минимум в двух экземплярах — по одному для каждой из заинтересованных сторон, но при необходимости можно сделать и их заверенные копии. В случаях, когда акт формируется между юридическими лицами, информацию о нем нужно внести в журнал учета документации.

Как и сколько времени хранить документ

Акт о приеме-передаче векселя должен храниться в отдельной папке (если он является приложением к договору, то вместе с ним), там, куда нет доступа посторонних лиц. Срок хранения устанавливается либо законодательством РФ, либо внутренними нормативно-правовыми бумагами организации.

Параметры учета камбио у векселедателя и векселедержателя

Векселедатель (трассант) — эмитент, лицо, выпустившее вексель. Векселедержатель (ремитент) — тот, кому передали камбио, его обладатель, который вправе получить указанную в нем сумму денег. Бухгалтерия учета двух сторон имеет схожий порядок.

Учетная бухгалтерия трассанта Учетная бухгалтерия ремитента
Дт 76, Кт 66 (67) — вручение камбио;

ДТ 009 — номинал врученного камбио;

Дт 91-2 Кт 66 (67) — проценты по камбио;

Дт 66 (67) Кт 51 — загашается камбио;

КТ 009 — списывается номинал врученного камбио

Дт 58, Кт 76 — вручение дисконтного камбио;

Дт 58, Кт 91-1 — загашается камбио;

Дт 91-2, Кт 58 — цена камбио;

При расчетах за обретенные материалы фиксируются:

Дт 10, Кт 60 — ТМЦ;

Дт 60 Кт 91-1 — вручение камбио;

Дт 91-2 Кт 58 — списание камбио;

При обретении камбио за отосланные товары отображаются:

Дт 62 Кт 90-1 — выручка от продажи продукции;

Дт 58 Кт 62 — цена отправленных товаров сообразно документам;

Возникшая разница между номиналом камбио и цене работ отображается:

Дт 91-2 Кт 58 — на цену камбио;

Дт 51 Кт 91-1 — на номинал камбио;

Дт 91-2 Кт 91-9 —итог загашения

Итак, бухучет ценных бумаг, используемых между трассантом и ремитентом в расчетах за продукцию (услуги, работы), ведется с применением сч. 60, 62, 76. Ключевая задача — зафиксировать сведения о денежных средствах по выданным, приобретенным камбио, процентов по ним. Распространяется на выданные (приобретенные) просроченные камбио и с не наступившим сроком платежа.

Налоговый учет камбио, выданных в счет будущего платежа

Вексельная сумма не влияет на порядок исчисления налогов, не учитывается при калькуляции налоговой базы по части налога на доход. Не оказывает влияния свой выданный камбио и на НДС. В общем порядке трассантом принимается лишь входной налог НДС по полученной продукции.

Траты в виде процентов причисляют к внереализационным. Учет трат по дисконтным, процентным камбио одинаков и ведется с соблюдением нормативов, предписанных ст. 269 НК РФ. С 2015 г. проценты по вексельным займам учитываются в тратах неограниченно. Указанное нововведение не касается контролируемых сделок. Читайте также статью: → «Учет расходов по займам и кредитам (ПБУ 15/2008)”

В целом порядок учета у трассанта и ремитента для целей налогообложения дохода практически идентичен. Разница состоит лишь в том, что прибыль у ремитента учитывается полностью, а траты у трассанта — согласно российскому Налоговому Кодексу, статье 269.

Ключевая документация: используемые шаблоны камбио, акта приемки-передачи, учетного журнала

При оформлении камбио используются утвержденные правительственным постановлением образцы N 1094 от 26.09.1994. Реквизиты в бланках указываются в соответствии с Положением N 104/1341: для переводного камбио — согласно ст. 1, для простого — ст. 75.

Название документа Характеристика
Простой и переводной камбио Не относятся к строгой отчетности. Утвержденные бланки единого образца лишь рекомендованы для организаций, расположенных на территории РФ. Их можно взять в банках, отделениях казначейства.

Эти ценные бумаги можно составить самим (напечатать, заполнить от руки, заказать свой бланк в типографии) на русском либо иностранном языке. Главное условие — соблюсти требования по части оформления обязательных реквизитов, предписанных Положением, одобренным постановлением ЦИК СССР и СНК СССР № 104/1341 от 7.08.1937

Акт приемки-передачи Подтверждает передачу камбио и траты по нему
Журнал (либо книга) учета камбио Форму и порядок заполнения организация вправе определять автономно

Образец необходимых ключевых документов при учете векселей –книга учета векселейиакт приема-передачи.

Организация сама выбирает одну из форм ведения учетных регистров по операциям с ценными бумагами — бумажную либо электронную, о чем указывается во внутренних документах.