ВЭД, что это?

Движение к рыночной экономике проявляется не только в развитии товарно-денежных отношений внутри страны, но и в возрастающем приобщении к мировой хозяйственной системе.

Внешнеэкономические связи государства представляют собой международные хозяйственные и торгово-политические отношения, которые включают в себя:

— обмен товарами,

— специализация и кооперация производства,

— научно-техническое сотрудничество,

— оказание экономической и технической помощи,

— создание совместных предприятий.

Все это определяется как результат развития товарно-денежных отношений, которые вышли за границы удовлетворения общественно-социальных потребностей одной страны.

Посредством внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда, которое ставит перед собой цель экономить общественный труд в процессе производства и обменивать его результаты в процессе взаимодействия стран. Обмен товарами между странами экономически целесообразен для той страны, которая на производство экспортных товаров расходует меньше общественного труда, чем должна тратить на ввоз товаров.

Из этой экономической ситуации внешнеэкономического обмена следуют определённые выводы:

— международный товарообмен выгоден всем странам при условии правильной организации экспорта и импорта;

— участие в международном разделении труда помогает в достижении поставленных экономических целей при наименьших затратах общественного труда. Из чего следует, что в целях ускорения социально-экономического развития страны необходимо увеличить масштабы внешнеторговой торговли.

Для того, чтобы государство имело возможность получать экономическую выгоду от участия в международном разделении труда, ему необходимо обладать некоторыми ресурсами экспорта и реализовывать их на внешнем рынке с целью получения иностранной валюты для оплаты импорта. В этой ситуации большое значение имеет принцип валютного самофинансирования и самоокупаемости.

А чтобы увеличить экономический эффект от участия в международных отношениях следует развивать экспорт тех товаров, которые позволяют получать наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного труда, и ввозить в страну те товары, собственное производство которых требует больших затрат на единицу расходуемых валютных средств.

В результате сформировавшейся в мировой экономике стоимости самый большой эффект достигается от экспорта готовой продукции отрасли высоких технологий. По статистическим отчётам Организации объединённых наций, в настоящее время на экспорт готовой продукции приходится более 60 %.

Однако в России экспорт имеет ярко выраженный сырьевой характер.

В процессе экономических реформ в Российской Федерации основную роль выполняет внешнеэкономическая политика государства, которая направляется на эффективное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных отношений и реализацию экономических выгод.

Важным средством достижения этой цели является развитие и дальнейшее совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, направленного оптимально сочетать открытость российской экономики с условиями экономической безопасности государства.

Внешнеэкономические связи представляют собой составную часть мирового хозяйственного механизма и внутренней политики страны в целом.

Под внешнеэкономической политикой государства понимают деятельность, направленную на развитие и регулирование экономических связей с другими странами.

Руководят внешнеэкономическими связями высшие государственные законодательные органы: парламент, национальное собрание, конгресс. Они определяют внешнеэкономическую политику страны, издают законы, регулирующие внешнеэкономические связи, ратифицируют международные договоры.

Регулирование внешнеэкономических связей осуществляются различными министерствами и ведомствами.

В регулировании внешнеэкономических связей используются административные и экономические методы:

Для регулирования внешнеэкономической деятельности издаются законодательные акты, таможенные кодексы, постановления и множество разнообразных законодательных актов.

Международные договоры по своим условиям делятся на обязательные и рекомендательные. Выполнение таких условий обеспечивается административными методами.

Таможенное регулирование основывается на таможенном кодексе, утверждаемом законодательно. Таможенный кодекс определяет общие задачи и принципы таможенного обложения, структуру, статус и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенного режима, порядок рассмотрения жалоб.

Современная система таможенных платежей сформировалась в нашей стране в начале девяностых годов, то есть до принятия Конституции и за несколько лет до введения в действие первой части Налогового кодекса. Для реализации закрепленных в Конституции и Налоговом кодексе принципов налоговой системы потребовались изменения и в регулировании таможенных платежей. Таким образом, после введения в действие первой части Налогового кодекса была предпринята попытка приведения в соответствие с принципами налоговой системы таможенных платежей, являющихся налогами или сборами.

Таможенными пошлинами являются денежные суммы, которыми оплачивается провоз товаров через государственные границы. Таможенные пошлины рассчитываются по таможенным тарифам, которые устанавливаются к каждому виду товаров или к товарным группам. Если тарифы устанавливаются в виде нормативов к стоимости товаров, то начисляемые по ним пошлины называются адвалорными. Если тарифы устанавливаются к единицам количества, то такие пошлины называются специфическими.

По своей форме тариф представляют собой перечень товаров с указанием против позиции товара или товарной группы размера взимаемой пошлины в виде процентов или денежных сумм.

Таможенный контроль осуществляется в три стадии. На первой стадии участники внешнеэкономических операций заполняют таможенные декларации, в которых указывают сведения, характеризующие товары, существо торговых операций и участвующие стороны.

На второй стадии производится таможенный досмотр и проверка соответствия фактического товара данным, указанным в декларации, принимается решение о возможности пропуска товара и определяется величина подлежащей уплате пошлины. Третья стадия включает получение товара из таможни и уплату пошлины.

Практически все страны, в зависимости от своих экономических возможностей, экономически регулируют экспортные и импортные операций, создавая при этом условия для развития внешнего товарооборота и сбалансированности платежей.

Прямое финансирование экспорта осуществляется в виде выплаты дотаций из бюджета предприятий для покрытия разницы между себестоимостью товаров и экспортными ценами для получения прибыли.

Косвенное финансирование экспорта осуществляется посредством частных банков, которым правительством выделяются компенсации на снижение кредитных ставок экспортерам.

Другими методами косвенного финансирования является возврат экспортерам пошлин, уплачиваемых при импорте сырья.

К числу других наиболее распространенных средств стимулирования экспорта можно отнести его страхование, которое оказывается в форме государственного страхования экспортных кредитов.

Государственное страхование экспорта осуществляется по низким ставкам, как правило, ставка не превышает 1% застрахованной части контракта, что дает возможность участникам экспортных операций получать в коммерческих банках льготные кредиты. Это позволяет максимально увеличить интерес предприятий в экспорте товаров.

Участие СССР в международных отношениях осуществлялось на монопольных началах. Причиной ввода государственной монополии на внешнюю торговлю послужил большой разрыв в уровне развития производительных сил России и сотрудничающих с нею капиталистических стран.

Первой причиной введения государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность являлась существовавшая в СССР номенклатурная система, предусматривающая тоталитарное руководство внешнеэкономическими связям.

Все сделки с зарубежными партнёрами проводились государственными внешнеторговыми организациями. Прямые же торговые связи с иностранными партнерами не допускались. Кроме государственных посредников никто не смел осуществлять соглашения с заграничными продавцами и проведение каких-либо экономических операций. Безоговорочным принципом государственной монополии стало недопущение иностранных экспортеров на внутренний рынок.

Второй причиной введения монополии определение центральными органами круга собственников, которые могут участвовать в производстве товаров для реализации на мировом рынке.

Третью причину можно определить условиями управления народным хозяйством и характерной чертой осуществления монополии на операции экспорта и импорта. Производители товаров получали заказ, который они должны были выполнять по качеству и количеству указанных в нём товаров.

Четвёртой, очень важной причиной проявления монополии являлась система внутригосударственного ценообразования на экспортно-импортную продукцию, по которым государство рассчитывалось с предприятиями. Эти цены резко отличались от реальных цен мирового рынка.

Пятой неотъемлемой причиной проявления монополии был ограничивающий метод распределения валютной выручки. Предприятия получали дотацию стоимости экспортированных товаров с установленной прибылью и небольшими надбавками за экспортное исполнение. Валюта же, заработанная ими, никогда не попадала им в руки. Если им было необходима валюта для закупки оборудования, то они вынуждены были брать кредит во Внешэкономбанке.

Шестая причина государственной монополии имела совокупный характер. Внешняя торговля не являлась единственной формой внешнеэкономических связей. Тесная связь всех форм осуществления внешнеэкономической деятельности неизбежно выводила государственную монополию на более широкое поле деятельности.

Помимо обычных операций она охватывала все формы внешнеэкономических связей:

— производственную специализацию,

— кооперирование,

— научно-техническое сотрудничество,

— перевозку грузов всеми видами транспорта,

— техническое и экономическое содействие,

— займы.

Если бы монополия не касалась всех этих операций, то усилия экономистов по соразмерному развитию внешнеэкономических связей оказались бы потраченными впустую, так как материальные и валютные ценности уходили бы из страны через другие формы экономических отношений.

Из всего этого можно сделать вывод, что монополия государства на внешнеэкономическую деятельность предполагает, что взаимоотношения между национальной экономикой страны и мировым сообществом определяются не производителями продукции или услуг, а централизованным правительством.

Переход к рыночной отношениям во внешнеэкономической деятельности начинается с увеличения числа собственников, действующих на международном рынке. До реформ экономическое сотрудничество между странами развивалось в основном на основе определенных видов собственности. Это были национальные формы государственной, кооперативной и колхозной форм собственности.

В период осуществления реформ внутренних и внешних механизмов экономического развития увеличивается количество используемых форм собственности. Расширением круга участников внешнеэкономических отношений, уменьшается централизм в функционировании этой сферы народного хозяйства. Многообразные формы собственности, которые реализуются в международной экономике, продвигают вперед производителя, который заинтересован в реализации своей продукции за границей. Деятельность производителей на мировом рынке усиливает его материальную заинтересованность, повышает ответственность за качество товаров и услуг, за своевременную реализацию, за сохранность продукции на всех этапах движения от производителя до покупателя.

Проводимые реформы внешнеэкономической деятельности предусматривают не только расширение круга участников, но и замену методов их выхода на международный рынок, вплоть до установления прямых связей с иностранными компаниями.

Преобладание экономических методов регулирования над административными не означает, что осуществление экономических процессов будет осуществляться бесконтрольно. По-прежнему будет контролироваться экспорт продукции военного и стратегического назначения. Законодательно устанавливается государственная монополия на экспорт и импорт отдельных товаров, перечень которых будет определяться только на федеральном уровне.

Конечно, активное восстановление монопольных позиций государства во внешней торговле является необходимым шагом, и в этом Россия будет идти по цивилизованному пути тех стран, структура экономики которых, схожа с российской.

Законом установлены случаи и определен порядок введения защитных мер относительно ввоза товаров в страну, предусматривается введение прямых запретов и ограничений экспорта и импорта. Эти меры будут применяться для защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции и потребителей — в целях обеспечения безопасного потребления ввозимой продукции. Исходя из общенациональных интересов, на федеральном уровне будут вводиться запретные и ограничивающие меры относительно ввоза и вывоза отдельных видов товаров в целях охраны общественной морали и правопорядка и сохранения национального и культурного наследия, обеспечения безопасности государства, выполнения международных обязательств России.

Российские участники внешнеэкономической деятельности на добровольной основе имеют возможность объединяться в ассоциации и союзы по любому принципу, включая отраслевые и территориальные. Однако, при этом необходимо соблюдение требований российского антимонопольного законодательства, и их образование не создавать монополию и делить внутренний рынок, не использовать их для ограничения деловой активности на внешнем рынке. Недопустимо и унижение в любой форме российских и иностранных лиц, участников ассоциаций.

На законодательной основе создан комплекс мероприятий со стороны Правительства имеющего цель содействовать развитию внешнеэкономической деятельности и ее стимулирования. В обязанности Правительства входит ежегодная разработка программы развития внешнеэкономической деятельности и предоставление ее для утверждения в Федеральном Собрании совместно с бюджетом на следующий год.

Практическая реализация основных положений закона позволит восполнить тот правовой вакуум, который до последнего времени сохранялся в одной из самых важных сфер российской экономики, послужит тем основанием, который необходим для совершенствования внешнеэкономического законодательства России. Это поспособствует улучшению делового климата для российских и иностранных участников внешнеэкономической деятельности, инвестиционного климата для привлечения российского и иностранного капитала в экономику страны и будет гарантировать соблюдение интересов государства в целом.

Определены основные принципы осуществления внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации:

— единая внешнеэкономическая политика Российской Федерации;

— единая система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля над ее выполнением;

— единая таможенная территория Российской Федерации;

— единая политика контроля над валютой и экспортом продукции, осуществляемой на основе государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических и экономических интересов страны;

— приоритет экономических мер государственного регулирования;

— равенство участников;

— защита государством прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности.

Управление внешнеэкономическим комплексом происходит федеральными органами под руководством Правительства Российской Федерации. В качестве его постоянного органа осуществляет деятельность Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, рассматривающая стратегические вопросы развития внешнеэкономических связей, решает вопросы использования валютных средств, выдаёт государственные гарантии под иностранные кредиты.

Министерство экономики Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной власти и контролирует государственную экономическую политику в области внешнеэкономических связей:

— разрабатывает предложения по формированию внешнеэкономических связей;

— определяет ресурсные возможности, объемы федеральных валютных поступлений и платежей;

— подготавливает предложения по заключению межправительственных договоров по вопросам экономических связей;

— разрабатывает направления использования централизованных валютных ресурсов, валютно-кредитной политики, формирование платежного баланса, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов.

Важнейшие контролирующие функции за соблюдением государственных интересов ложатся на внешнеэкономические ведомства, таких как Министерство внешней торговли Российской Федерации и Федеральная таможенная служба.

Министерство внешней торговли Российской Федерации управляет сферой внешних экономических связей и обеспечивает разработку и осуществление государственной внешнеэкономической политики, координирует и регулирует внешнюю торговлю в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления Российской Федерации.

Формирование внешнеэкономической деятельности Российской Федерации отражало усилия государства по вводу в действие методов экономического регулирования, преобладающих над административными методами. Система стала более гибкой, адекватно реагирует на изменение общеэкономической ситуации в стране и развитие мирохозяйственных связей. Не означая возврата к прежней системе монопольного осуществления внешнеэкономической деятельности под руководством государства, совершенно оправданно вводится необходимый элемент усиления контроля со стороны государства за этой деятельностью.

Список литературы

1. Концепция развития законодательства РФ на период до 2012 года

2. Фаминский И.П. Основы внешнеэкономических знаний. — М.: Международные отношения, 2007.

3. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. — М.: Финансы и статистика, 2006.

4. Давыдов О.Д. Внешняя торговля: время перемен. — М., 2006.

5. Баш Ю. Регулирование внешнеэкономической деятельности в России 2007,

Инструкция по экспорту товаров

Пошаговая инструкция по началу экспортной деятельности, подготовленная юристами нашего центра, касается ключевых этапов в подготовке и реализации экспортных сделок. Основное внимание в инструкции будет уделено вопросам юридической безопасности экспортных поставок и минимизации рисков в части соблюдения требований таможенного и валютного законодательства.

Ознакомление с инструкцией по экспорту товаров будет актуально как для начинающих экспортёров в страны ЕАЭС (Казахстан, Беларусь, Армению и Киргизию), так и для предпринимателей, планирующих выйти на зарубежные рынки Европы, США и Азии.

Итак, с чего начинается экспорт товаров?

Подготовка к экспорту товаров из России

Первый шаг инструкции посвящён подготовительному этапу.

Планирование экспортных поставок должно начинаться с проработки следующих вопросов:

  • анализ коммерческих условий работы;
  • маркетинговое исследование рынка;
  • проверка благонадёжности контрагента

После проведения предварительных переговоров с контрагентом и проверки его благонадёжности начинается следующий этап: согласование условий экспортной сделки.

Согласование условий экспортной сделки

На данном этапе стороны внешнеэкономической сделки должны согласовать, в том числе следующие вопросы:

  • Требования к экспортируемому из России товару; его качественные и количественные характеристики; необходимость их соответствия тем или иным регламентам (ГОСТам, ТУ и проч.);
  • Сроки, объём предоплаты и валюту, в которой должна производиться оплата покупателем за экспортируемый товар;
  • Будет ли включать экспортная сделка в себя аккредитивную форму расчётов или кредитование?
  • Каким видом транспорта будут экспортироваться товары?
  • На каких условиях Incoterms® 2020 будут осуществляться поставки?
  • Какой комплект документов на товар должен передать экспортёр покупателю?
  • Предусмотрен ли гарантийный срок на товары?
  • Какой предусмотрен порядок заявления рекламаций и претензий по товару?
  • Есть ли какие-то требования к упаковке и маркировке товаров?
  • Будут ли размещены на экспортируемых товарах (упаковках, бирках и проч.) объекты интеллектуальной собственности (например, торговые марки)? Кому принадлежат права на них?
  • Каким правом будут регулироваться споры между сторонами сделки? Каким судом будут рассматриваться споры?

Разумеется, представленный перечень условий экспортной сделки не является достаточным и исчерпывающим. В зависимости от обстоятельств конкретной ситуации перечень условий сделки по экспорту товаров, которые необходимо согласовать сторонам, может меняться.

Расчёт экспортных пошлин

После согласования всех условий экспортных поставок становится возможным провести расчёт затрат на таможенное оформление, размера подлежащих уплате таможенных платежей (пошлин, сборов, налогов) и сопутствующих затрат при экспорте товаров.

Консультацию о необходимости уплаты экспортных пошлин и помощь в их расчёте могут оказать юристы, специализирующиеся на юридическом сопровождении ВЭД, а также таможенные представители.

Помимо расходов непосредственно на таможенное оформление необходимо учесть возможные затраты на логистику, получение разрешительных документов и иные сопутствующие расходы.

Разработка экспортного договора

В процессе утверждения всех условий поставок на экспорт товаров и согласования порядка работы необходимо инициировать разработку и согласование экспортного контракта.

Составление внешнеторгового контракта на экспорт товаров является ключевым этапом разработки схемы экспортных поставок.

Грамотная проработка экспортного договора защитит экспортёра не только в случае нарушения своих обязательств покупателем по контракту, но и позволит свести к минимуму риски нарушения требований валютного законодательства, а также необоснованных претензий со стороны таможенных органов.

Рекомендуем ознакомиться: «Как составить экспортной контракт?»

Ошибки, допущенные при разработке и согласовании договора на экспорт товаров, могут привести к серьёзным негативным последствиям в будущем. В практике юристов нашей компании неоднократно встречались ситуации, когда отсутствие должного внимания к проработке экспортного договора на стадии его заключения впоследствии приводило к угрозе значительных штрафов со стороны валютного контроля, а также намерению таможни доначислить таможенные платежи, в том числе и ввиду использования некорректных формулировок в тексте контракта.

Открытие расчётного счёта

Для осуществления внешнеэкономической деятельности необходимо открытие расчётного счёта в валюте контракта. Действующим законодательством предусмотрена необходимость постановки экспортного договора на учёт для целей валютного контроля.

Необходимость постановки на учёт и получение УНК будет зависеть от суммы контракта:

  • Если сумма составляет менее 200 тысяч рублей, предоставление подтверждающих сделку документов не требуется;
  • Если сумма составляет от 200 тысяч до 6 миллионов рублей, контроль осуществляется в упрощённом порядке;
  • Если сумма превышает 6 миллионов рублей, предусмотрен обязательный порядок постановки на учёт и полноценный валютный контроль.

Детали процедуры постановки экспортного договора на учёт можно уточнить у юристов нашей компании или операционистов банка.

Документы для экспорта товара из России

После заключения экспортного контракта, постановки его на учёт в банке и, как правило, получению оплаты или предоплаты за товар экспортёр начинает готовить документы для таможенного оформления экспорта товаров из России.

Экспорт товаров в страны ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армению и Киргизию) осуществляется в упрощённом порядке, по сути, речь идёт только о статистическом декларировании и подаче соответствующей отчётности в таможенные органы.

Рекомендуем ознакомиться: «Нарушение сроков сдачи статистической отчётности в таможню»

В зависимости от специфики товара, страны назначения и ряда других условий экспортёр формирует примерно следующий комплект документов для экспорта:

  • Внешнеторговый контракт со всеми приложениями и дополнительными соглашениями;
  • Спецификацию к контракту по конкретной поставке;
  • Инвойс (счёт на оплату);
  • Упаковочный лист;
  • Транспортную накладную и/или иные транспортные документы;
  • Разрешительные документы (декларацию или сертификат о соответствии, протокол испытаний);
  • Документы на перевозку, страхование грузов;
  • Иные товаросопроводительные документы

Объём комплекта товаросопроводительных документов будет зависеть от фактических договоренностей с покупателем и условий поставки.

Таможенное оформление и прохождение таможенного контроля

Экспортные поставки товаров за пределы ЕАЭС требуют соблюдения общего порядка декларирования, что связано не только со специальными познаниями в сфере таможенного регулирования, но и наличием практических навыков их применения.

Рекомендуем начинающим экспортёрам не пренебрегать помощью профессиональных участников околотаможенного рынка: консультацией юристов по ВЭД, услугами таможенных представителей, бухгалтеров ВЭД.

Как показывает практика, самостоятельное декларирование товаров начинающими участниками ВЭД часто сопровождается нарушением требований законодательства, что приводит к возбуждению таможенными органами дел об административных правонарушениях (в том числе, за недекларирование и недостоверное декларирование, несоблюдение запретов и ограничений на вывоз товаров и проч.)

Отметим, что срок таможенного контроля составляет 3 года. Таким образом, в течение указанного срока после фактического экспорта товаров из России у экспортёра сохраняются риски доначисления таможенных платежей и привлечения к административной ответственности за нарушение требований законодательства.

Консультация по экспорту товаров

Юристы нашей компании готовы помочь экспортёрам товаров как в форме консультаций по любым вопросам таможенного, налогового, валютного законодательства, так и в формате полного юридического сопровождения экспортных поставок.

По отдельным вопросам, связанным с экспортом товаров из России, наши юристы оказывают бесплатные юридические консультации.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Впервые определение понятия «внешнеэкономическая деятельность» сформулировано в Федеральном законе от 18 июня 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (в ред. от 18 июля 2005 г. № 90-ФЗ). В соответствии со ст. 1 Закона внешнеэкономическая деятельность — внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Из легального определения внешнеэкономической деятельности вытекает ряд признаков.

Во-первых, внешнеэкономическая деятельность является родовым понятием по отношению к внешнеторговой и инвестиционной деятельности. Кроме того, Закон называет иные виды деятельности, в том числе производственную кооперацию.

Во-вторых, внешнеэкономическая деятельность опосредует сферу международного обмена.

В-третьих, объектами внешнеэкономической деятельности являются товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной собственности, включая исключительные права на них. Иначе говоря, объекты внешнеэкономической деятельности во многом совпадают с объектами гражданских прав (ст. 128 ГК в старой редакции).

Вместе с тем нормативное определение внешнеэкономической деятельности содержит серьезные недостатки, на которые обращалось внимание в литературе. Прежде всего непонятно, как соотносятся между собой такие понятия, как «внешнеэкономическая деятельность», «предпринимательская деятельность» и «экономическая деятельность». В связи с этим мы придерживаемся точки зрения, согласно которой «внешнеэкономическая деятельность» и «предпринимательская деятельность» — это перекрещивающиеся понятия.

В действительности субъекты внешнеэкономической деятельности осуществляют, как правило, предпринимательскую деятельность. Однако некоммерческие организации и граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также публичные образования и международные организации могут выступать в качестве субъектов внешнеэкономической деятельности. Следовательно, внешнеэкономическая деятельность представляет собой разновидность деятельности эконом и ческой.

Определение внешнеторговой деятельности содержится в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ). Внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (ст. 2 Закона). Таким образом, внешнеторговая деятельность тесно связана с понятием «внешняя торговля», т. е. это та стадия производственного процесса, где происходит обмен производимой продукцией, информацией, интеллектуальной собственностью, выполненными работами и оказанными услугами.

Главная отличительная особенность внешнеэкономической деятельности (равно и внешнеторговой деятельности) — наличие иностранного элемента. При этом юридическое значение в законодательстве и международной практике придается различным «иностранным элементам» внешнеэкономических отношений: участие иностранного лица (субъекта); нахождение коммерческого предприятия — одного из субъектов за границей; деятельность за рубежом; нахождение объекта деятельности за границей или перемещение его через границу.

Следует согласиться с мнением о том, что различные оценки иностранного элемента во внешнеэкономических отношениях зависят от предмета и целей правового регулирования соответствующих отношений. Так, местонахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах возникает в случае необходимости коллизионного регулирования при квалификации контракта в качестве внешнеэкономического. Внешним признаком внешнеторговой деятельности является участие в ней лиц, принадлежащих к различным государствам. Для целей таможенного регулирования и экспортного контроля юридически значимыми служат перемещение товаров, капитала, услуг через таможенную границу Российской Федерации и выполнение работ на территории иностранного государства.

Итак, внешнеэкономическая деятельность — это внешнеторговая, инвестиционная и иная экономическая деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность) с наличием в ней «иностранного элемента».

Будучи видом экономической деятельности, внешнеэкономическая деятельность состоит из совокупности действий, операций и внешнеэкономических сделок. Например, в составе внешнеэкономической деятельности можно выделить импортные, экспортные, реэкспортные, товарообменные и иные коммерческие операции с товарами.

Особое место в системе внешнеэкономических отношений занимают внешнеэкономические сделки — это правовая форма опосредования отношений в сфере внешнеэкономической деятельности. По своей юридической природе они (сделки) являются гражданско-правовыми. Равно как банковские, биржевые сделки, рассматриваемые сделки не вписываются в традиционную классификацию гражданско-правовые сделок. Считаем, что применительно к теме исследования более корректно говорить о внешнеэкономических соглашениях (договорах), нежели о конструкции сделки, поскольку последние могут быть не только двусторонними, но и односторонними.

Их специфика заключается в том, что внешнеэкономические сделки, во-первых, ограничены сферой внешнеэкономической деятельности, во-вторых, в них присутствует иностранный элемент. С учетом сказанного можно сформулировать определение внешнеэкономического договора.

Итак, внешнеэкономический договор — это разновидность гражданско-правового договора, заключенного между сторонами, одна из которых приобрела правовой статус по законодательству иностранного государства или согласно международному договору либо имеет за рубежом коммерческую организацию, направленного на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Далее отметим, что внешнеэкономический договор является своеобразным видом хозяйственного (экономического) договора, а в тех случаях, когда он отвечает признакам предпринимательского договора, его можно квалифицировать в качестве последнего. Что касается вопроса о принадлежности внешнеэкономического договора к договорному типу хозяйственного договора или предпринимательского договора, то такая постановка интересна и заслуживает внимания, однако только в теоретическом плане, поскольку конструкция хозяйственного (равно и предпринимательского) договора не получила легальной прописки. Поэтому в этой ситуации сложно моделировать связи между смежными понятиями по схеме: «тип — вид — подвид».

Структурно внешнеэкономическая деятельность состоит из следующих элементов: субъектов, объектов и формы действия субъектов.