В каком году отменили есн?

Когда отменили ЕСН? В связи с чем? И почему это становится интересным именно сейчас? Попробуем разобраться в нашей статье.

Содержание

В каком году отменен ЕСН и с чем это связывали?

Единый социальный налог отменен с 2010 года. В России он был введен в 2001 году и действовал, таким образом, 9 лет.

Суть этого налога сводилась к тому, что он заменял собой страховые взносы во все внебюджетные фонды: ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев), ФОМС.

Почему отменили ЕСН? Причин тому оказалось несколько:

  • Не сработал ожидавшийся эффект роста зарплат, связывавшийся с введением регрессивной шкалы ставок для взносов.
  • Взносы утратили сущность страховых платежей, которые следует привязывать к каждому конкретному работнику. Такая привязка позволяет индивидуально определять размер социальных выплат.
  • Значительно возросла нагрузка на налоговые органы.
  • Фонды утратили контроль над поступлением средств в них и возможность влиять на этот процесс.

Что изменила отмена ЕСН в страховых платежах?

  • Расширился перечень выплат, облагаемых взносами. Если раньше из-под них выводились платежи, осуществленные за счет чистой прибыли, то теперь зависимость от этого обстоятельства исчезла. Соответственно, перечень выплат, не подлежащих налогообложению, оказался строго определенным (ст. 9 закона РФ от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
  • Исчезла общая регрессивная шкала ставок налога. Взамен был введен предел доходов, облагаемых взносами. Этот предел стал индексируемым и систематически повышается в соответствии с ростом средней зарплаты по РФ (п. 5 ст. 8 закона РФ от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Выше этого предела обложение доходов по пониженной ставке присутствует только для платежей в ПФР.
  • Общая ставка по взносам для основной массы налогоплательщиков (применяющих ОСНО) с 2011 года должна была повыситься на 8% за счет роста ставок в ПФР и ФОМС. Для льготных категорий плательщиков (спецрежимников, резидентов особых зон, организаций, имеющих инвалидов) на 2011–2014 годы предусматривался переходный период, в течение которого для них вводились в действие ранее отсутствовавшие ставки и увеличивалась величина ставок, являвшихся льготными. Общая максимальная ставка, действующая сегодня, составляет 30% от всех облагаемых взносами выплат, осуществленных в пользу физлица. Ее величина на 4% выше той, которая действовала при ЕСН. Круг лиц, имеющих право на пониженную ставку, заметно сократился.

Приведенные изменения свидетельствуют о том, что замена ЕСН на страховые взносы привела к существенному увеличению налогового бремени для всех плательщиков этих взносов.

Стоит ли ожидать возврата ЕСН?

Вопрос о передаче страховых взносов под контроль налоговых органов в последнее время активно обсуждался как одна из мер пополнения бюджета. Именно поэтому вспомнили про ЕСН.

ИФНС, как и при ЕСН, будет контролировать взносы в ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев) и ФОМС. Основные правила расчета взносов (наличие предела облагаемой базы, ставки, перечень необлагаемых выплат) сохранены.

Итоги

ЕСН отменен в 2010 году как налог, не решивший тех задач, ради которых его вводили. С переходом к уплате страховых взносов были существенно увеличены все параметры, определяющие размер платежей в фонды: налоговая база, ставки, круг плательщиков. С 2017 года страховые взносы передаются под контроль налоговых органов.

Единый социальный налог (ЕСН) – это понятие, применяемое в налогообложении. За его счет реализуется право сотрудников на бесплатную помощь в определенных медицинских организациях. Также он позволяет работникам рассчитывать на государственную пенсию и социальные выплаты.

Налог зачисляется при помощи как бюджетных, так и внебюджетных средств.

Есть вероятность, что подобный вид налогообложения будет возвращен этом году.

Кто должен делать отчисления по единому социальному налогу

Налогоплательщиками являются все, кто имеет работу.

Всех, кто обязан платить социальный налог, принято делить на две группы:

  1. Все лица, которые осуществляют выплаты физическим лицам, индивидуальные предприниматели, разного рода организации и предприятия, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
  2. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой.

Из чего платился Единый социальный налог?

Для исчисления Единого социального налога объектом налогообложения для работодателей являлись:

  • выплаты по трудовым договорам;
  • вознаграждения в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

В каких случаях не требовалась уплата Единого социального налога?

От уплаты налога освобождались:

  • пособия и компенсации, не облагаемые налогом на доходы физических лиц;
  • компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении;
  • страховые взносы организации за своих работников по договорам добровольного медицинского страхования, заключенным на срок не менее года;
  • выплаты по договорам добровольного личного страхования на случай трудового увечья или наступления смерти застрахованного работника;
  • выплаты, которые фирма не относила к расходам, уменьшавшим налоговую базу по налогу на прибыль;
  • доходы сотрудников, которые являлись инвалидами I, II и III групп.

Что является объектом налогообложения

Объекты обложения по единому социальному налогу немного отличаются у налогоплательщиков первой и второй подгруппы.

Для тех лиц, которые относятся к первой группе, объектом обложения будут служить все выплаты, производимые физическим лицам по разным договорам (и по трудовым, и по всем видам гражданско-правовых).

Для лиц, относящихся ко второй группе, объектом обложения будут считаться все виды доходов от работы после вычета определённых расходов.

Ставка социального налога, пример расчета

В 2019 году ставка ЕСН не изменилась, осталась на уровне прошлого (2018) года.

Она складывается из трёх видов взносов:

  • отчисления в Пенсионный фонд, которые составляют 22%;
  • отчисления в Страховой фонд, которые составляют 2,9%;
  • отчисления в Фонд медицинского страхования, которые составляют 5,1%.

У индивидуальных предпринимателей (ИП) немного иная система расчета.

Отчисления в страховые фонды являются необязательными и добровольными. Все эти взносы у индивидуального предпринимателя прямо пропорциональны минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).

Так, отчисления в Пенсионный фонд будут составлять 26% от МРОТ за год: 12 * 26% * МРОТ. Аналогичным образом рассчитываются отчисления в фонд медицинского страхования, только с учетом ставки 5,1%.

Все взносы индивидуального предпринимателя зависят ещё и от его годового дохода. Если он превышает порог в триста тысяч рублей, то ко всем отчислениям прибавляется один процент от той суммы, которая превышает названный лимит.

Но размер взносов тоже имеет определённую границу. Так, максимальный размер отчислений в Пенсионный фонд в 2016 году составляет сумму чуть менее 155000 рублей.

Размер ставки социального налога может изменяться в зависимости от суммы начислений. То есть, он может быть уменьшен при достижении определённого лимита.

Ежегодно этот лимит изменяется. Не стал исключением и 2018 год. Такие ставки ЕСН изменились, они различны для взносов в пенсионный фонд и фонд социального страхования.

Пенсионный фонд: при начислениях менее 796 тысяч рублей ставка ЕСН составляет 22%, при начислениях более 796 тысяч рублей ставка ЕСН уменьшается до 10%.

Фонд социального страхования: при начислениях менее 718 рублей ставка 2,9%, более 718 тысяч рублей – 0%.

О возвращении единого социального налога можно узнать из видео.

Единый социальный налог: последние новости, изменения в 2019 году

В соответствии с бюджетным законом страны и изменениями в Налоговом Кодексе РФ в 2019 году происходят определенные поправки, связанные с уплатой ЕСН:

    1. Увеличено количество предприятий, имеющих право на электронную отчетность.
    2. При отчислении взносов по единому социальному налогу теперь запрещено округлять суммы в любую сторону.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 350-84-13 доб 680
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

    1. В нормативные акты, касающиеся налогообложения, добавлены новые пункты.
      Законодательно зафиксирован максимальный показатель для начислений выплат в ПФР (Пенсионный фонд).Таких ограничений пока нет для фонда медицинского страхования.
    2. Есть изменения, связанные со страховыми отчислениями при увольнении работника.
      Теперь страховыми взносами не облагаются только суммы, которые меньше трёх среднемесячных заработков, а также выплаты командировочных расходов.Но последние расходы в обязательном порядке должны быть документально подтверждены.
    3. Те работодатели, которые устраивают в свои организации лиц, являющихся иностранными гражданами, теперь обязаны оплачивать взносы на цели пенсионного страхования.
      Исключением является лишь привлечение специалистов высокого класса из-за рубежа.
    4. В случае возникновения каких-либо проблем или форс-мажорных ситуаций теперь вполне реально заявить об отсрочке платежей по единому социальному налогу или их рассрочке.
      Это возможно при необоснованной задержке финансирования, для предприятий сезонного характера и при обстоятельствах, не зависящих от работодателя – форс-мажорах (техногенные катастрофы, природные катаклизмы, военные операции и прочее).Вопрос об отсрочке или рассрочке отчислений решается после подачи заявления установленного образца в соответствующие организации (фонд социального страхования, фонд медицинского страхования или пенсионный фонд).
      А уже там будет принято определённое решение.

О налоге на продажу квартиры можно узнать на нашем сайте.

О стоимости патента для ИП в 2019 году в статье. Виды патентов, образец заявления, способы оплаты.

  1. Внесены изменения, которые связаны с проверками организации надзорными предприятиями.
    Сроки проверки могут быть увеличены с четырёх месяцев до полугода при наличии серьёзных на то оснований.К таким основаниям относятся следующие: документально зафиксированные факты нарушений, требующие срочной проверки и принятия срочных мер; проверка предприятий, у которых филиалы расположены в разных субъектах Российской Федерации; отсутствие затребованных при проверке документов или их неточность; отсутствие страховых отчислений в установленный срок; задержка проверки по форс-мажорным обстоятельствам.

Подобные изменения всегда принимаются законодательными органами в конце финансового года, чтобы запланировать финансовую работу в следующем году (отчетном периоде).

О едином социальном налоге подробно рассказывается в видео.

Со следующего года единый социальный налог будет отменен. Вместо него мы станем платить страховые взносы и отчитываться по ним во внебюджетные фонды: Пенсионный, Медицинский и ФСС (соответствующие законы* приняты 24 июля 2009 года). Очень скоро бухгалтеры столкнутся с множеством нововведений. О самых значимых мы расскажем в этой статье.

Понятие облагаемого объекта практически осталось таким же, как и для единого социального налога. Так, работодатели-организации и предприниматели должны начислять взносы в ПФР, Фонд соцстраха, ФФОМС и ТФОМС на выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам. Единственное, но очень существенное отличие от главы 24 НК РФ — отсутствие взаимосвязи с признанием расходов. Так, объектом для начисления страховых взносов являются даже те выплаты, которые не отнесены к затратам для целей исчисления налога на прибыль.

Что касается базы для начисления страховых взносов, то она по-прежнему определяется как сумма выплат и иных вознаграждений за расчетный период (он равен году) за минусом сумм, не облагаемых взносами. Но есть два глобальных отличия. Первое — отмена регрессивной шкалы ставок. Второе отличие — введение предельной величины налоговой базы в отношении каждого физического лица. В 2010 году лимит будет равен 415 000 рублей. Это значит, что как только доход работника превысил это значение, бухгалтерия прекращает начисление взносов. Начиная с 2011 года предельный размер базы будет индексироваться исходя из роста средней заработной платы в РФ.

Выплаты, освобожденные от взносов

Список выплат, не подпадающих вод страховые взносы, очень напоминает аналогичный перечень из статьи 238 НК РФ. Однако не обошлось и без расхождений. Основные отличия мы привели в таблице 1.

В 2010 году тарифы взносов будут повторять ставки ЕСН без учета регрессивной шкалы: В ПФР – 20%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 1,1% и в ТФОМС – 2%. Суммарная ставка составит 26%.

Пенсионные взносы распределятся следующим образом. Для лиц 1966 года рождения и старше все 20 % пойдут на страховую часть. Для лиц 1967 года рождения и младше на страховую часть пойдет 14%, и на накопительную – 6%.

Кроме того, в 2010 будут применяться пониженные тарифы для сельхозпроизводителей, резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны и для налогоплательщиков ЕСХН.

Начиная с 2011 года тарифы страховых взносов возрастут и буду составлять: в ПФР – 26%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 2,1% и в ТФОМС – 3%. Суммарная ставка достигнет 34%.

Пенсионные взносы распределятся следующим образом. Для лиц 1966 года рождения и старше все 26 процентов пойдут на страховую часть. Для лиц 1967 года рождения и моложе на страховую часть пойдет 20%, и на накопительную – 6%.

В период с 2011 по 2014 год включительно будут действовать пониженные тарифы для сельхозпроизводителей, резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, налогоплательщиков ЕСХН, коренных малочисленных народов Севера и организаций инвалидов.

Начиная с 2015 года все льготные тарифы отменяются.

В отличие от единого социального налога, страховые взносы нужно начислять и уплачивать отдельно в каждый внебюджетный фонд. В общей сложности бухгалтеру нужно оформить четыре платежных поручения: в ПФР, в ФСС, в ФФОМС и в ТФОМС, и указать в каждом соответствующий счет федерального казначейства. Перечислить деньги нужно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отработанным. Если в платежке стоит неправильный номер счета Федерального казначейства, КБК или наименование банка-получателя, и это привело к неверному зачислению денег, то обязанность по уплате взносов не считается выполненной. За несвоевременное перечисление взносов фонда начисляют пени.

Обособленные подразделения платят взносы по тем же правилам, что и единый соцналог. Если подразделение открыло свой расчетный счет, составляет отдельный баланс и начисляет выплаты сотрудникам, то оно выполняет обязанности по уплате взносов и предоставлению отчетности. При этом сумма взносов перечисляется по местонахождению филиала исходя из величины базы, относящейся к нему.

Переплату по страховым взносам можно зачесть или вернуть. Для этого бухгалтер должен написать заявление в течение трех лет со дня перечисления. При этом зачесть переплату можно только в счет будущих платежей или недоимки по этому же фонду. Так, не получится зачесть взносы, излишне уплаченные, например, в ПФР, в счет недоимки по платежам в Фонд соцстраха.

По окончании отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев и календарного года) бухгалтер должен заполнить и сдать два расчета. Первый — в Пенсионный фонд по взносам в ПФР, ФФОМС и ТФОМС. Предоставить его нужно до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (до 1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1 февраля). Второй расчет — в ФСС РФ по взносам на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Срок его сдачи — до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (до 15 апреля, 15 июля, 15 октября, 15 января). Если отчетная дата приходится на входной или праздничный день, ее переносят на первый рабочий день.

В 2010 году компании и предприниматели, у которых среднесписочная численность работников превышает 100 человек, обязаны предоставлять расчеты в электронной форме и скреплять ее электронной цифровой подписью (ЭЦП). Остальные плательщики взносов вправе отчитываться на бумаге.

Начиная с 2011 года в электронном виде будут отчитываться организации и ИП со среднесписочной численность работников более 50 человек. К тому же добавится ежеквартальная отчетность по персонифицированному учету в Пенсионный фонд (до 2011 года сдавать персонифицированные сведения нужно раз в год).

Непредоставление в срок расчета грозит плательщику санкцией в размере 5 процентов от суммы взносов, подлежащих уплате по данному расчету, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для сдачи. Сумма штрафа не может превышать 30 процентов взносов к уплате и не может быть менее 100 рублей. Задержка, превышающая 180 дней, влечет штраф в размере 30 процентов подлежащих уплате взносов плюс 10 процентов за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня. Максимальная величина санкции здесь не предусмотрена, а минимальная составляет 1 000 рублей. Кроме того, за задержку расчетов предусмотрена ответственность по новой редакции КоАП РФ. Административный штраф (от 300 до 500 рублей) заплатят должностные лица компании. Обратите внимание: данный вид наказания не применяется к индивидуальным предпринимателям.

За неуплату или неполную уплату взносов ревизоры оштрафуют на 20 процентов от неуплаченной суммы. Если проверяющие заподозрят умышленное сокрытие взносов, санкция увеличится до 40 процентов.

Отказ в предоставлении документов, необходимых для проведения проверок, влечет наказание в размере 50 руб. за каждый несданный документ. Введена и административная ответственность для должностных лиц организаций – от 300 до 500 рублей. А за непредоставление проверяющим информации о начисленных больничных и декретных – отдельный штраф в размере от 300 до 500 рублей. Эти санкции не применяются в отношении ИП.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ И НАЛОГОВ

Аннотация. В данной статье автором осуществляется сравнение страховых взносов и налогов. Сравнение проводится по следующим показателям: нормативное определение, характер и целевое назначение платежа. На основе проведенного сравнения формулируются критерии разграничения исследуемых понятий.

Ключевые слова: страховые взносы, налоги, пенсионное обеспечение, социальное страхование.

В обыденном правопонимании понятия страховых взносов и налогов зачастую смешиваются. Во многом это обусловлено публично-правовым характером и тех, и других: предприниматели при начислении заработной платы работникам полагают, что налоговая нагрузка составляет не 13% (НДФЛ), а все 40% (включая страховые взносы). Отсюда с неизбежностью вытекают ошибки в реализации норм налогового права, когда положения о налогах пытаются применить к страховым взносам и наоборот. Однако данные категории обладают рядом различий.

Сравнительный анализ страховых взносов и налогов представляется целесообразным начать с сопоставления их нормативных определений. Понятие страховых взносов содержится в ч. 3 ст. 8 НК РФ. Законодатель понимает под ними обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. В силу ч. 1 ст. 8 НК РФ налоги представляют собой обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения либо оперативного управления денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципалитетов. Анализ приведенных определений позволяет сделать вывод о том, что как страховые взносы, так и налоги представляют собой публично-правовые платежи и носят обязательный характер.

Е.В. Покачалова рассматривает страховые взносы в двух аспектах: «в материальном аспекте страховой взнос есть сумма денежных средств, периодически вносимая страхователями в государственный социальный внебюджетный фонд. С правовых позиций — это вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц по ставкам (тарифам) в порядке и сроки, закрепленные в нормативных правовых актах, в целях финансового обеспечения гарантированных государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов» .

И.В. Бит-Шабо выделяет следующие признаки страховых взносов, объединяющие их с налогами:

1) данные платежи устанавливаются законодательными органами власти;

2) публичный характер;

3) отношения по уплате данных платежей возникают на основании норм закона, вне зависимости от воли участников этих отношений;

4) обязательная регистрация плательщики страховых взносов и налогоплательщики подлежат обязательной регистрации;

5) данные платежи носят регулярный и постоянный характер;

6) страховые взносы и налоги имеют конкретный порядок и определенные сроки уплаты;

7) в случае просрочки уплаты страховых платежей и налогов в бесспорном порядке подлежит взысканию недоимка, а также пеня;

8) в случае сокрытия или снижения сумм выплат, на которые начисляются страховые взносы и налоги, применяются финансовые санкции;

9) страховые взносы и налоги обладают целевым назначением с одновременным преследованием публичных целей, установленных государством;

10) общность элементов обложения страховыми взносами и налогами (субъект, объект, ставка (тариф), льготы, сроки и порядок уплаты, ответственность плательщиков);

11) в правоотношениях по уплате налогов и страховых взносов задействованы кредитные организации;

12) уплата и взимание страховых взносов осуществляются на основе базовых принципов правового регулирования налогообложения .

С.С. Тропская называет четыре основных объединительных признака страховых взносов и налогов: «1) публично-правовой характер (уплата страховых взносов обеспечивает выполнение государством своих конституционных социальных обязательств перед гражданами); 2) обязательность (уплата в силу закона); 3) поступление в бюджеты бюджетной системы РФ; 4) взимание с организаций и физических лиц, признанных законом плательщиками соответствующих платежей» .

Общих признаков у налогов и страховых взносов настолько много, что отдельные авторы даже полагают страховые взносы разновидностью налогов . Однако это не так. Между страховыми взносами и налогами можно провести разграничение, прежде всего, по наличию у страховых платежей индивидуально-возмездного характера, а также по их строго целевому характеру. В отличие от страховых взносов, как отмечает И.В. Бит-Шабо, «наука финансового права доказала индивидуальную безвозмездность либо безэквивалентность налога. Определяющим в данном случае является слово «индивидуальная», так как общественная возмездность, публичный эквивалент налога неоспоримы, являются фактически аксиомой, что подтверждает, прежде, всего, его публичный характер, следования целям всего общества» .

Вопросы соотношения страховых взносов и налогов неоднократно становились предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Высший орган конституционного контроля России в своем определении от 05.02.2004 № 30-О сформулировал правовую позицию, согласно которой «страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не обладают свойственными налоговым платежам признаками, к коим относится, в частности, признак индивидуальной безвозмездности, а также признак безвозвратности. В связи с чем страховые взносы не могут признаваться налогами» . В определении от 05.02.2004 № 28-О Конституционный Суд РФ дополнительно указал, что «с введением системы обязательного пенсионного страхования указанные взносы приобрели иную социально-правовую природу. Теперь в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение — обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете» .

Отдельные исследователи относят страховые платежи к парафискалитетам, т.е. сходным по своей юридической природе с налогами сборам, установленным в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся государством . Л.В. Ромащенко в качестве признаков парафискалитетов называет:

1) их направление во внебюджетный социальный фонд;

2) целевое назначение;

3) невысокий финансовый эффект;

4) порядок уплаты регулируется не только актами органов власти, но и актами самих фондов, в пользу которых уплачиваются взносы;

5) принуждение по уплате данных взносов исходит не только от государства, но и от других лиц (в том числе частноправовых) .

Однако представляется, что более правильным будет рассматривать страховые взносы как самостоятельную разновидность обязательных платежей, наряду с налогами. Е.В. Покачалова справедливо отмечает, что «в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы отвечают признакам возмездности и возвратности. При поступлении в бюджет государственного внебюджетного фонда они персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу. При этом учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца). Величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями. Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж» .

Таким образом, страховые взносы и налоги обладают как общими свойствами, так и различиями. К основным общим признакам данных категорий относятся: публично-правовой характер, обязательность, периодичность, поступление в бюджеты бюджетной системы РФ. Разграничение же следует проводить по наличию у страховых платежей индивидуально-возмездного характера, а также по их строго целевому характеру. Каждый платеж, поступающий в государственный внебюджетный фонд в рамках страховых взносов, персонифицируется по каждому застрахованному лицу и оказывает прямое влияние на размер последующих выплат, получаемых данным лицом в рамках пенсионного, медицинского и социального страхования.

Список литературы:

Когда отменили ЕСН (заменен на страховые взносы)?

Он точно также начислялся на заработную плату работника. На какой налог был заменен ЕСН?

Когда и почему отменили ЕСН (Единый социальный налог)?

В каком году отменен ЕСН и с чем это связывали?

Что изменила отмена ЕСН в страховых платежах?

Стоит ли ожидать возврата ЕСН?

Итоги

Единый социальный налог в 2010 году был заменен на:

Гл. 24 НК РФ, которая регулировала ЕСН, прекратила свое существование на основании п. 2 ст. 24 Закона от 24. 07. 2009 года № 213-ФЗ.

Предприятия уплатили последний авансовый платеж по ЕСН до 15.01.2010 года. Так они рассчитались с бюджетом по этому налогу. После этого начались камеральные проверки.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 1

Полученные в ходе этих проверок сведения, налоговики передали в ПФР, который теперь был «ответственным» за уплату взносов.

Чем заменен единый социальный налог с начала 2010 года? Вместо ЕСН работодатели теперь должны уплачивать взносы:

  1. Пенсионный фонд. Здесь все так же как и раньше – отдельно идут отчисления для лиц, родившихся до 1966 года и лиц, родившихся после 1967 года.
  2. Фонд социального страхования.
  3. Фонд обязательного медицинского страхования. Здесь идет «разветвление» на уплату взносов в федеральный фонд и территориальный.

Теперь работодатель будет заполнять на один платежный документ меньше, так как исчезли платежи в федеральный бюджет.

Ранее ЕСН взимался единой суммой налога, а затем распределялся по фондам. Теперь же в каждый фонд нужно платить отдельно. Отмена ЕСН привела в повышению процентной ставки по взносам.

Какая ставка по ЕСН применяется ИП можно узнать в статье: ЕСН для ИП.

Все о регрессивной ставке ЕСН .

ЕСН составлял 26% от фонды оплаты труда на предприятии. Переход на страховые взносы по фондам привел к увеличению тарифа до 30% от фонда зарплаты. В 2020 году планируется повышение до 34%.

Кроме того, ставки по ЕСН имели регрессивную шкалу – то есть чем больше сумма совокупного дохода за год, тем меньшая сумма взносов будет уплачена. Теперь же ставки для все фиксированные.

Такое повышение вызвало негативную реакцию среди предпринимателей, имеющих наемных работников и среди лиц, занимающихся частной практикой.

ПФР

Ставки на взносы в ПФР, так же как и в другие фонды начали расти с начала 2010 года.

Налогоплательщики, который применяют общий режим налогообложения, в 2010 году отчисляли 20% от фонда заработной платы в этот фонд. С 2011 года и в последующие годы ставка взносов составляет 26%.

Налогоплательщики, применяющие льготные режимы налогообложения, такие как УСН и ЕНВД, в 2010 году платили 14% от фонда оплаты труда, а в 2011 году и далее уже 26%.

Для плательщиков единого сельхозналога ставка по взносам в ПФР увеличивалась постепенно каждый год:

  • в 2010 году – 10,3% от фонда оплаты труда;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2013 и 2020 годах – 21%.

Для резидентов особых экономических зон в нашей стране, ставка также повышается плавно:

  • в 2010 году – 14% от ФОТ;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2012 и 2013 годах – 21%

Для налогоплательщиков, основным видом деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции, ставки по взносам в ПФР следующие:

  • в 2010 году – 15,8% от ФОТ;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2013 и 2020 годах – 21%.

В 2020 году все налогоплательщики без исключения обязаны уплачивать в Пенсионный фонд 26% от фонда оплаты труда на своем предприятии. Преимуществ в оплате взносов не останется.

Взносы в ПФР предназначены для формирования пенсионных накоплений граждан нашей страны. Такая обязанность возложена на работодателя.

ФСС

ФСС – это фонд социального страхования населения нашей страны.

Это государственный внебюджетный фонд, в котором аккумулируются средства для оплаты больничных листов по разным основаниям:

  • по материнству;
  • по болезни;
  • по профзаболеваниям и несчастным случаям на производстве;
  • обеспечение льготников путевками на лечение;
  • и другое, что входит в функции ФСС.

В 2010 году взносы в ФСС уплачивали только налогоплательщики, применяющие основной режим налогообложения. С 2011 года ставка по взносам составила 2,9% от фонда паты труда.

Для налогоплательщиков, которые уплачивают единый сельхозналог и для резидентов особых экономических зон, ставки по уплате взносов в этот фонд росли постепенно:

  • в 2010 годы – 0% от фонда по зарплате;
  • в 2011 и 2012 годах – 1,9%;
  • в 2013 и 2020 годах – 2,4%.

С 2020 года все налогоплательщики обязаны отчислять 2,9% от своего фонда по зарплате в фонд социального страхования.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 2

ФОМС

ФОМС – фонд обязательного медицинского страхования, он также является государственным и внебюджетным фондом нашей страны. Он создан для финансирования медицинского обслуживания населения.

Благодаря средствам, которые работодатели перечисляют в этот фонд, каждый гражданин нашей страны имеет право на получение бесплатной медицинской помощи.

Деятельность фонда регулируется Законом от 29. 11. 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

Этот фонд делится на федеральный и территориальный. Работодатели отчисляют средства в оба эти фонда, формируя тем самым средства для обеспечения «бесплатности» мед. обслуживания.

Федеральный фонд создан для контроля за оказанием бесплатной медицинской помощи на государственном уровне.

За счет средств этого внебюджетного фонда создаются различные государственные программы. Кроме этого, основной функцией этого фонда является регулирование средств в территориальных фондах.

Сведения по всем застрахованным лицам нашей страны, а также по всем медицинским учреждениям, которые оказывают бесплатную медицинскую помощь в рамках программы по обязательному страхованию, находятся именно в этом фонде.

Территориальный фонд регулирует распределение средств по программе обязательного медицинского страхования в каждом отельном субъекте РФ.

ФОМС каждого субъекта РФ отчитывается перед федеральным фондом за распределение средств среди медицинских учреждений.

Работодатели отчисляют средства в оба этих в фонда в процентах от фонда заработной платы.
В 2010 году, после отмены ЕСН, средства в ФОМС отчисляли только налогоплательщики, применяющие основной режим налогообложения.

В федеральный фонд они отчисляли 1,1% от ФОТ, а в территориальный – 2%. С 2011 года все остальные налогоплательщики стали производить отчисления.

«Упрощенцы» и «вмененщики» с 2011 года выплачивают 2,1% и 3% соответственно в федеральный и территориальный фонды.

Для резидентов особых экономических зон, а также для тех, кто уплачивает сельскохозяйственный налог, рост тарифов по этим взносам происходил постепенно:

  • в 2011 и 2012 годах – 1,1% и 1,2% соответственно в федеральный и территориальный ФОМС;
  • в 2013 и 2020 годах – 1,6% и 2,1%.

С 2020 года все налогоплательщики будет отчислять в ФОМС 2,1% от ФОТ в федеральный фонд и 3% в территориальный. То есть общая сумма отчислений в ФОМС равна 5,1% от ФОТ.

Последствия замены

В каком году отменили ЕСН? В 2010 году его уже не уплачивали. За почти 5 лет существования обязательных страховых взносов они не оправдали себя.

Во-первых – сумма отчислений значительно выросла, тем самым увеличив налоговое бремя на субъектов экономической деятельности.

С 2020 года все налогоплательщики будут уплачивать одинаковые тарифы по взносам в ФПР и внебюджетные фонды.

Льготникам также увеличат ставку с 20% до 26% от ФОТ. Это связано с тем, что количество трудоспособного населения сокращается – с каждым годом становится все больше пенсионеров, которых необходимо содержать за счет средств работающих граждан.

Именно этим и обусловлен рост общей ставки тарифов до 34%.

Когда уплачивали ЕСН, он отчислялся единой суммой от фонда зарплаты. Существовали такие выплаты, с которых ЕСН не отчислялся. Сейчас эти выплаты отнесены к заработному фонду.

Следовательно, увеличилась база по отчислениям, что также привело к дополнительной нагрузке на налогоплательщиков.

С каждым годов увеличивается максимальная сумма выплат, с которых происходит отчисление. В 2020 году эта сумма составила 624 000 рублей.

С 01.01.2014 года работодатели, у которых есть вредное или опасное производство, должны перечислять работникам, которые трудятся в таких условиях дополнительный выплаты.

Какой размер ЕСН в 2020 году? Узнайте в статье: ставки ЕСН.

Узнать о льготах по земельному налогу ветеранам труда федерального значения .

Как рассчитать налог на имущество .

Эти выплаты составляют 6% и 4% от зарплаты работника соответственно в зависимости от класса вредности. Эти отчисления идут в ПФР, компенсируя тем самым досрочный выход на пенсию таких работников.

Такого не было при уплате ЕСН. Если говорить в целом, то у работодателей только негативные впечатления от такой замены.

В связи с этим эксперты прогнозируют скорое возвращение ЕСН, как налога. Пока не ясно как будет происходить переход, и будет ли от это целесообразно, но страховые взносы не оправдали себя.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 3

Основной причиной возврата к ЕСН эксперты считают неоправданность страховых взносов, как замены ЕСН. Несмотря на переход от регрессивной ставки к постоянной.

И увеличению суммы отчислений с 26% до 34%, это не сбалансировало пенсионную систему нашей страны.

Такие меры привели к увеличению налогового бремени на работодателей, и стали причиной роста доли «серых» зарплат.

Возврат к ЕСН положительно воспринят работодателями, хотя сейчас еще не совсем понятно, что это даст каждому отдельному работнику, работодателю и стране в целом.

В 2020 году планируется повысить общий процент отчислений с 30% до 34%, льготникам же придется отчислять вместо 20%-26%.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Предыдущая статья: ЕСН для ИП Следующая статья: Начисление ЕСН