Увеличение стоимости основных средств в бюджетном учреждении

В связи со вступлением в силу СГС «Основные средства» появилась необходимость отражать проведение капитального ремонта с последующим изменением стоимости. Рассмотрим подробно новые положения по отражению такого ремонта и научимся отражать его в программе «1С».

  • Условия изменения стоимости ОС
  • Порядок изменения стоимости ОС
  • Порядок отражения операций в учете
  • Примеры отражения операций в программе «1С:БГУ 8», ред. 2.0

Условия изменения стоимости ОС

Под капитальным ремонтом понимается комплекс организационных, строительных и технических мероприятий, целью которых является устранение физического и морального износа.

Принять решение об изменении балансовой стоимости инвентарного объекта можно при соблюдении двух обязательных условий:

  • основное средство относится к группе основных средств, ремонт которых приводит к изменению их стоимости (согласно положениям учетной политики учреждения);
  • составные части, которые заменяют в ходе ремонта, можно признать активом (в соответствии с критериями признания объекта основных средств).

Напомним, что до вступления в силу СГС «Основные средства», утвержденного приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н (далее СГС «Основные средства») проведение работ по ремонту не являлось основанием для изменения стоимости основных средств.

Согласно п. 19 СГС «Основные средства» замещение (частичная замена в рамках капитального ремонта в целях реконструкции, технического перевооружения, модернизации) объекта или его составной части является одним из оснований для изменения балансовой стоимости объекта основных средств.

Положения п. 19 применяются в системной взаимосвязи с п.п. 27 и 28 СГС «Основные средства». При этом положения п.п. 27 и 28 применяются по отношению к перечню групп объектов основных средств, определенному учетной политикой учреждения.

В соответствии с п. 27 СГС «Основные средства» при замене отдельных составных частей объекта затраты по такой замене включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных п. 8 (т.е. прогнозируется ли получение от использования объектов экономических выгод или полезного потенциала и можно ли надежно оценить их первоначальную стоимость как объекта бухгалтерского учета).

Порядок изменения стоимости ОС

Из изложенного выше следует, что для применения новых положений учреждению необходимо выполнить несколько действий:

Шаг 1: определить перечень групп основных средств, ремонт которых приводит к изменению их стоимости.

Шаг 2: закрепить перечень в своей учетной политике.

Шаг 3: при проведении ремонта объекта, входящего в перечень следует принять решение, удовлетворяют ли заменяемые части определению актива.

Кто в учреждении имеет право принимать необходимые решения? Постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов.

Если все условия соблюдены, то стоимость инвентарного объекта следует уменьшить на стоимость заменяемой (выбывшей) части. Определять ее надо руководствуясь положениями СГС «Основные средства» о прекращении признания (выбытия из бухгалтерского учета) объектов ОС с последующим отнесением на финансовый результат текущего года, вне зависимости от того амортизировалась ли эта часть объекта основных средств отдельно или нет (п.п. 27, 50 СГС «Основные средства»). Обратите внимание на еще одно обязательное условие – наличие документального подтверждения стоимостных оценок по выбывающему объекту (п. 6 Письма Минфина РФ от 15 декабря 2017 г. № 02-07-07/84237).

Когда определить остаточную стоимость замененной части объекта основных средств не представляется возможным, эту величину можно признать равной затратам на замену составной части (п. 50 СГС «Основные средства»).

Порядок отражения операций в учете

В бюджетном учете выбытие заменяемых частей отражается в порядке частичной ликвидации основного средства согласно абзацу 15 п. 10 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. Затраты, связанные с заменой отдельных составных частей ОС, могут учитываться по дебету счета 106.01 «Вложения в основные средства» (п. 130 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.)

Принятие к бюджетному учету увеличения первоначальной (балансовой) стоимости объекта по результатам капитального ремонта отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 101.00 «Основные средства» и кредиту счета 106.01 «Вложения в основные средства».

Рассмотрим пример оформления корреспонденциями операций по увеличению балансовой стоимости объекта основных средств (компьютера) в казенном учреждении после проведения капитального ремонта подрядным способом:

Таблица 1. Пример оформления корреспонденции

Дт Кт Операция
1.106.31.310 1.302.25.730 Отражены расходы на проведение ремонта в сумме стоимости использованного исполнителем оборудования, отвечающего определению актива, и оказанных услуг по его установке
1.101.34.310 1.106.31.310 Отражено принятие к учету увеличения стоимости инвентарного объекта в результате замены его составных частей на оборудование, отвечающее определению актива
1.104.34.410 1.101.34.410 Отражено проведение частичной ликвидации объекта основного средства в сумме затрат на замену полностью с амортизированных неисправных составных частей

Как поступать учреждению в случаях, когда, заменяется несколько частей и одни удовлетворяют понятию актива, а другие и не удовлетворяют?

Исходя из положений СГС «Основные средства» делаем вывод, что общую сумму расходов можно отнести на увеличение первоначальной стоимости основного средства либо списать на расходы текущего финансового года пропорционально стоимости заменяемых частей. Порядок такого отнесения также должен быть разработан в учреждении и закреплен в рамках учетной политики.

Решение о квалификации оборудования, устанавливаемого исполнителем в ходе проведения ремонта, в качестве актива, а также о сумме затрат, на которую увеличивается стоимость основного средства, принимается комиссией и оформляется соответствующим актом (п. 34 Инструкции №157н).

Информация о проведенном ремонте должна быть отражена в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031). Требование об оформлении дефектной ведомости в случае ремонта объекта основного средства положениями Инструкций №157н, 162н и Приказа Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н не установлено.

Примеры отражения операций в программе «1С:БГУ 8», ред. 2.0

Пример 1.

На балансе учреждения числится комплекс конструктивно сочлененных предметов и отражается в учете как один инвентарный объект. Объект состоит из двух элементов, каждый из которых отвечает признакам актива. Учреждение принимает решение провести капитальный ремонт одного из элементов рассматриваемого объекта, в результате которого характеристики элемента улучшатся. Балансовая стоимость инвентарного объекта – 300 000 руб. Сумма начисленной амортизации – 67 500 руб. Капитальные вложения в ремонт оборудования 85 000 руб.

При проведении ремонтных работ учреждение определяет балансовую стоимость объекта, которая подлежит выбытию (предположим, она равна 75 000 руб.); сумму амортизации, которая была начислена на объект, который подлежит выбытию (предположим, она равна 16 875 руб.).

В связи с тем, что в действующей на данный момент редакции программы, отсутствует функционал для корректного списания части инвентарного объекта (без использования разукомплектования инвентарного объекта) для списания объекта, который подлежит выбытию, воспользуемся документом «Операция (бухгалтерская)» («Учет и отчетность» – «Операция (бухгалтерская)»).

Отразим в документе следующие бухгалтерские записи:

Дт Кт Сумма Операция
1.401.20.172 1.101.ХХ.410 58 125 руб. Отражено списание инвентарного объекта
1.104.ХХ.410 1.101.ХХ.410 16 875 руб. Отражено списание суммы амортизации, которая была начислена на объект

В рассматриваемой редакции программы документ «Операция (бухгалтерская)» делает записи по всем необходимым регистрам для корректного учета амортизации основного средства.

Далее нам необходимо отразить расходы на приобретение оборудования, за счет которого стоимость рассматриваемого инвентарного объекта увеличится. Воспользуемся для этого типовым документом «Поступление ОС, НМА, НПА» («ОС, НМА, НПА» – «Поступление ОС, НМА, НПА»)

Отразим в документе следующие бухгалтерские записи:

Дт Кт Сумма Операция
1.106.ХХ.310 1.302.31.310 85 000 руб. Отражены расходы на проведение капитального ремонта оборудования

Следующим шагом будет формирование документа, с помощью которого мы покажем увеличение стоимости инвентарного объекта за счет приобретенного элемента. Для отражения указанной операции воспользуемся типовым документом «Реконструкция, модернизация ОС, НМА, НПА» («ОС, НМА, НПА» – «Реконструкция, модернизация ОС, НМА, НПА»).

Создаем документ и выбираем вид операции «Модернизация, реконструкция, достройка ОС». На вкладке «Стоимость вложений» добавляем в документ наш объект капитальных вложений, который был приобретен для проведения капитального ремонта. При подборе объекта капитальных вложений во вкладке «Стоимость вложений» программа автоматически заполнит всю необходимую информацию.

Обратите внимание: у объекта капитальных вложений, который был создан в справочнике «Список основных средств, НМА, НПА» – «Вид НФА» должен быть установлен вид «Капитальные вложения». Если будет установлен иной вид, программа при выборе объекта капитальных вложений не обнаружит необходимый объект.

После переходим на вкладку «Основное средство, НМА, НПА» и в строке Объект ОС, НМА, НПА подбираем наш инвентарный объект, стоимость которого будем увеличивать за счет проведенного капитального ремонта. После подбора в документ объекта ОС программа автоматически заполняет всю необходимую информацию об инвентарном объекте.

Как видно из расчета остаточной стоимости, программа правильно рассчитала ее сумму, а значит все записи по регистрам прошли корректно и документы были сформированы правильно.

В результате проведения документа программа сформирует следующие бухгалтерские записи:

Дт 1.101.ХХ.310 Кт 1.106.ХХ.310, сумма 85 000 руб. – увеличена стоимость объекта на сумму произведенных капитальных вложений

В инвентарной карточке инвентарного объекта сформируются следующие записи:

Причина изменения стоимости будет отражена как «Модернизация инвентарного объекта», так как иного заполнения записи, сформированной рассматриваемым документом в текущей версии программы пока не предусмотрено.

В связи с тем что на сегодняшний день вопрос отражения капитального ремонта основного средства с увеличением его балансовой стоимости приобретает все большую популярность и большое количество пользователей продолжают вести бухгалтерский учет в «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 1.0, практические примеры отражения этих операций будут рассмотрены в следующем номере.

Что такое система видеонаблюдения?

Система видеонаблюдения, как правило, включает в себя такие составляющие, как внутренние и уличные видеокамеры, видеорегистраторы, коммутаторы, жесткие диски, мониторы, источники бесперебойного питания, а также расходные материалы, например, кабели, держатели, кабель каналы, блоки розеток. Однако в некоторых случаях состав и устройство системы видеонаблюдения могут быть гораздо сложнее.

Именно из-за различного перечня составляющих в каждом конкретном случае должностным лицам учреждения приходится принимать решение о том или ином варианте учета установленной системы. Напомним, что такая обязанность возложена на членов комиссии по поступлению и выбытию активов согласно п. 34 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н).

Для того, чтобы принять правильное решение, в состав комиссии по поступлению и выбытию активов должны входить сотрудники, обладающие специальными техническими знаниями. Также специалисты в соответствующей области могут быть приглашены к работе в комиссии добровольно или за плату.

Установка системы видеонаблюдения: КОСГУ и особенности монтажа устройства

Специалисты по прибытии на объект начинают монтаж с установки видеорегистратора, а уже от него осуществляют прокладку кабелей к камерам и центральному пульту охраны. Видеокамеры крепятся на дюбель, а сам кабель подсоединяется с помощью специальных фишек. Он укладывается в пластиковый защитный канал, который предохраняет изделие от повреждений, либо на специальные клипсы.

Многоэтажные жилые здания, предприятия, офисы, банки и другие учреждения, в которых требуется соблюсти безопасность, обеспечиваются механизмами видеоконтроля. Они дают возможность организовать тщательное наблюдение за посетителями и сотрудниками. Прежде чем осуществлять монтаж системы видеонаблюдения, необходимо составить проект и смету, которые позволят сократить время и деньги на выбор аппаратуры. Процесс установки видеонаблюдения является довольно длительным и занимает в среднем до нескольких недель, в зависимости от количества устанавливаемых источников видеоконтроля.

Косгу модернизация видеонаблюдения

В частности, это расходы на: содержание в чистоте помещений, зданий, дворов, иного имущества (уборка и вывоз снега, мусора; дезинфекция, дезинсекция, дератизация, газация; санитарно-гигиеническое обслуживание, мойка и чистка (хим­чистка)

Объект основных средств Под комплексом конструктивно-сочлененных предметов понимается один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в

Как выбрать КОСГУ и КВР при учете системы?

При выборе КВР и КОСГУ при учете системы также возможны варианты, так как приобретена она может быть при различных обстоятельствах. Например, договор на монтаж из материалов подрядчика системы видеонаблюдения может быть заключен самостоятельно. Также система видеонаблюдения может монтироваться в рамках проведения капитального ремонта или строительства (реконструкции) здания.

При выборе КВР важное значение играет то, при каких обстоятельствах монтируется система. Например, является ли монтаж системы самостоятельным фактом хозяйственной жизни или он осуществляется в рамках определенных мероприятий: капремонта или строительства (реконструкции). При этом то, как система будет учитываться, при выборе КВР роли не играет — эти обстоятельства будут важны при выборе кода КОСГУ.

Перечислим КВР и коды КОСГУ для названных ситуаций.

Варианты КВР*(1):

  • 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», если заключен отдельный договор на монтаж системы из материалов исполнителя. При этом, если речь идет о казенных учреждениях или органах власти (местного самоуправления), система не должна относиться к сфере информационно-коммуникационных технологий;
  • 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», если заключен отдельный договор на монтаж системы из материалов исполнителя. При этом, если речь идет о казенных учреждениях или органах власти (местного самоуправления), система должна относиться к сфере информационно-коммуникационных технологий. КВР 242 не применяется бюджетными и автономными учреждениями;
  • 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», если система монтируется в рамках капремонта;
  • 407 «Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями», если система монтируется в бюджетном или автономном учреждении в рамках строительства (реконструкции) здания;
  • 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности», если система монтируется казенным учреждением (органом власти или местного самоуправления) в рамках строительства (реконструкции).

Варианты КОСГУ*(2):

  1. Из системы можно выделить объекты, относящиеся к основным средствам. Остальные затраты относятся на финансовый результат текущего финансового года.
    Так как не все затраты на монтаж системы будут относиться на счет 106 01 «Вложения в основные средства», а только те, которые формируют стоимость основных средств, расходы на монтаж системы отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Также при таких условиях может быть применена и подстатья 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ, если монтаж системы осуществляется не по самостоятельно заключенному договору, а в рамках ремонтных работ и включен в общий акт.
  2. Из системы нельзя выделить объекты, относящиеся к основным средствам. Все расходы списываются на финансовый результат текущего года.
    При таких условиях все расходы списываются на финансовый результат текущего года по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
  3. Система монтируется при строительстве (реконструкции).
    В такой ситуации стоимость системы учитывается в стоимости здания (увеличивает ее). Иными словами можно говорить о капвложениях. Следовательно, расходы относятся на подстатью 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ.
  4. В учреждении принято решение об учете системы, как основного средства.
    Если комиссия по поступлению и выбытию активов принимает решение, что смонтированная система — это основное средство, то расходы относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Какие КВР и КОСГУ использовать для госзакупок

Исключение шифра из структуры КБК не означает, что коды в бюджете стали неактуальными. Кодификаторы все также необходимо использовать. Например, казенные учреждения обязаны планировать и получать расходы исключительно в разрезе классификаторов сектора госуправления. Бюджетную роспись, смету, а также обоснование бюджетных ассигнований невозможно подготовить без кодификатора КОСГУ.

В первую очередь определим: расшифровка, что такое КОСГУ в бюджете, звучит так: классификация операций сектора государственного управления. Числовой код позволяет безошибочно классифицировать совершенную операцию по ее содержанию.

ВЫВОЗ И УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ В 2019 ГОДУ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

В 2019 году платить за вывоз и утилизацию отходов нужно по четырем разным КОСГУ – в зависимости от вида отходов и сущности заключенного договора. С 1 января 2019 года вывоз твердых коммунальных отходов стал коммунальной услугой, а не платой за содержание помещения. Кроме того, расширен перечень отходов, не подлежащих захоронению, которые учреждения обязаны утилизировать по отдельным договорам.

Вывоз как коммунальная услуга

Вывоз мусора может являться коммунальной услугой. Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). Данная норма вступила в силу с 1 января 2016 года, однако есть некоторые нюансы.
Выполнение коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается региональным оператором, выбранным в результате конкурсного отбора, предусмотренного частью 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).
Согласно положениям статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ все собственники ТКО (включая юридических лиц, в результате деятельности которых образуются ТКО) заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ, которым были внесены изменения в Закон № 89-ФЗ (далее – Закон № 458-ФЗ), договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 1 января 2019 года (ч. 8 ст. 23 Закона № 458-ФЗ). Таким образом, 1 января 2019 года – крайний срок для перехода на договоры с региональным оператором (за несколькими исключениями). Большинство субъектов РФ не торопились с досрочным заключением соглашений с региональном оператором, поэтому с 1 января 2019 года у многих учреждений меняется структура коммунальных платежей – плата за обращение с ТКО становится отдельной коммунальной услугой.
В соответствии с ч. 9 ст. 23 Закона № 458-ФЗ если до 1 января 2016 года в субъекте РФ были заключены государственные контракты на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами на срок более чем десять лет, то в данном субъекте РФ до окончания сроков их действия или прекращения обязательств по таким госконтрактам многоквартирные дома, в которых оказание услуги по обращению с ТКО осуществляется подрядчиками, исполнителями по госконтрактам, не входят в зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, и этот региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в таких многоквартирных домах.