Упп расчет себестоимости

Владимир Ильюков

Новый алгоритм расчета (калькуляции) себестоимости продукции в 1С Бухгалтерия 8.3 позволяет точно учитывать материалы и полуфабрикаты, переданные в производство. Революция свершилась с выходом 24.10.2017 года программы 1С Бухгалтерия 8.3 версии 3.0.53.

Рассмотрим следующий пример.

Организация занимается производством двух моделей столов: «Стол обеденный на 4 персоны», «Стол обеденный на 8 персон». Столы производятся в подразделении «Цех 1 (Столы)» и включены в номенклатурную группу «Столы».

Старый алгоритм расчёта себестоимости в 1С Бухгалтерия 8.3

На каждую модель стола разработана спецификация, рисунок.

В соответствии с этими спецификациями плановая цена одного стола на 4 персоны равна 1440 рублей, а плановая цена стола на 8 персона рана 1600 рублей.

В феврале выпущено 5 изделий Стол обеденный на 4 персоны» и 10 изделий «Стол обеденный на 8 персон». Материалы в производство списаны в соответствии со спецификациями. Остатки в незавершённом производстве отсутствуют. Никаких других затрат на счёте 20.01 «Основное производство» не было. Не было также общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Это всё для чистоты эксперимента.

В этой ситуации пользователь ожидает, что при расчёте себестоимости продукции в 1С должны быть учтены количественные показатели материалов, указанные в спецификациях. Ну и, конечно же, цена, определённая при их списании в соответствии с настройками учётной политики: «По средней» или «По ФИФО».

Однако вплоть до версии 3.0.52 справка-расчёт «Калькуляция себестоимости» показывала результаты, как на рисунке.

Справедливости ради следует отметить, что фактическая себестоимость рассчитана правильно и равна плановой стоимости выпуска: 7 200 рублей стоимость 5 столов на 4 персоны и 16 000 рублей стоимость 10 столов на 8 персон.

В то же время количество, цена и сумма расходных материалов совершенно не соответствует спецификациям. Это вызывает удивление, хотя на самом деле всё верно в том смысле, что программа отработала заложенный в ней старый алгоритм расчёта себестоимости продукции в 1С Бухгалтерия 8.3.

Дело в том, что справочник «Спецификации номенклатуры» в прежнем алгоритме расчёта себестоимости продукции никакого отношения не имеет к спецификациям. Думаю, это было неудачное наименование. Под механизмом спецификаций скрывался просто удобный способ списания материалов. Не надо каждый раз, как в документе «Требование-накладная» подбирать материалы на выпуск той или иной продукции. Но суть у них одна и та же: стоимость материалов списывается на всю номенклатурную группу в целом. И в этом случае программа «не знает», сколько, каких материалов требуется на «Стол обеденный на 4 персоны» и, сколько, каких материалов требуется «Стол обеденный на 8 персон».

Списанные материалы в дебет счёта 20.01 «Основное производство», в данную номенклатурную группу регламентная обработка «Закрытие месяца» распределяет их пропорционально плановым ценам изделий и плановым ценам материалов.

Последствия такого решения для многих производственников весьма удручающие. Человек тратил время рассчитывал спецификацию производимой номенклатуры, а потом программа показывает чисто математическую чушь.

Так в рассмотренном примере для изделия «Стол обеденный на 4 персоны» используемся материал «МДФ 28 мм 1100х1100», а для изделия «Стол обеденный на 8 персон» используется материал «МДФ 28 мм 1000х2000». Однако калькуляция себестоимости показывает, что эти материалы используются в обоих изделиях. Ну, кому нужна такая спецификация!

А, если бы у одного стола была бы деревянная столешница, а другого стеклянная, при этом для покрытия деревянной столешницы использовался бы, например, шпон из красного дерева. В этом случае отчет о калькуляции себестоимости продукции показал бы просто фантастические результаты. И деревянный и стеклянный стол наполовину были бы покрыты шпоном!

Новый алгоритм расчёта себестоимости в 1С Бухгалтерия 8.3

Новый алгоритм расчета (калькуляции) себестоимости продукции в 1С Бухгалтерия 8.3 покончил с этим недоразумением. Теперь для рассмотренного примера отчет о расчёте себестоимости продукции в 1С Бухгалтерия 8.3. показывает действительно замечательный результат, рисунок.

Уважаемые друзья. Эта статья написаны под впечатлением данного алгоритма и желанием поскорее поделиться этой новостью с вами. На самом деле я сейчас готовлю большую статью о закрытии затратных счетов и расчете фактической себестоимости продукции в 1С Бухгалтерия 8.3. Все подробности будут в ней. В ней же более подробно планирую остановиться и на новом алгоритме расчёта себестоимости.

Как в 1С посмотреть себестоимость товара

Кроме этого данная обработка позволяет сформировать по итогам проделанной работы справку-расчет. Вызывается она по одноименной кнопке.

Сам отчет «Справка-расчет» выглядит аналогично тому, как показано на рисунке ниже. В качестве примера был взят уже закрытый месяц на демо-базе 1С:Бухгалтерия 3.0. Как вы видите, все эти данные отражаются в разрезе номенклатурных групп, о настройках которых мы говорили выше.

Александра Хохрякова, системный инженер отдела внедрения компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», май 2018

Расчет себестоимости выпуска готовой продукции традиционно считается одной из наиболее сложных расчетных процедур. Как корректно отразить затраты, какими документами отразить факт выпуска продукции (работ или услуг), как происходит расчет себестоимости и где данный результат можно увидеть? Расскажем о нюансах учета затрат и последующего расчета себестоимости выпуска продукции в «1С:Бухгалтерии 8», ред. 3.0.

Изначально «1С:Бухгалтерия 8» не предназначена для расчета фактической себестоимости крупных предприятий со сложной методикой учета и распределения затрат. Для этих целей «1С» рекомендует использовать специализированные решения, такие как «1С:Управление производственным предприятием», «1С: Комплексная автоматизация», «1С:ERP». «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3, позволяет пользователям организовать и вести учет и распределение затрат для небольших и средних организаций. Для правильного и корректного подсчета алгоритмов обязательно требуется позаботиться о том, чтобы максимально точно отразить реальную картину учета затрат (по местам их возникновения) и продумать все аспекты правильного распределения затрат по видам деятельности.

Корректный учет затрат

Начнем с того, что одной из самых часто встречающихся ошибок при расчете себестоимости является изначально неправильная организация учета расходов в разрезе статей затрат, мест их возникновения и видов деятельности. Давайте рассмотрим затратные счета с подробным описанием того, как будет происходить их распределение.

  1. Расходы основного и вспомогательного производства (счет учета 20, 23) будут распределены при закрытии месяца между произведенной продукцией и незавершенным производством.

  2. Общехозяйственные и общепроизводственные расходы распределяются в конце месяца на счет 20 (общехозяйственные также могут распределяться на счет 90.08 при выборе в настройках учетной политики варианта «По методу директ-костинг») на конкретный участок в зависимости от базы распределения. Варианты всех возможных баз для распределения затрат, доступных в «1С:Бухгалтерии 8», ред. 3, с пояснениями приведены в таблице 1.

Таблица 1. Варианты баз для распределения затрат

База распределения

Описание

Плановая себестоимость выпуска

Пропорционально плановой стоимости выпущенной продукции, оказанных услуг.

Объем выпуска

Согласно количеству выпущенной в текущем месяце продукции или оказанных услуг.

Материальные затраты

Согласно материальным затратам, отраженных на статьях с видом НУ «Материальные расходы».

Отдельные статьи прямых затрат

Пропорционально прямым затратам, по статьям затрат, указанным в отдельном списке.

Оплата труда

Согласно расходам на оплату труда основных производственных рабочих.

Прямые затраты

Пропорционально прямым затратам: для бухгалтерского учета – затраты основного и вспомогательного производства, для налогового учета – прямые расходы основного и вспомогательного производства, прямые общепроизводственные расходы.

Выручка

Распределение происходит пропорционально выручке от реализации.

Методы распределения затрат в программе производятся в настройках учетной политики («Главное» – «Учетная политика»).

Указание методов распределения косвенных расходов.

  1. Коммерческие расходы (счет 44) при закрытии месяца будут списаны на счет 90.7 «Расходы на продажу» пропорционально выручке от реализации.

В течение отчетного периода расходы фиксируются в программе следующими документами:

  • «Требование-накладная»;

  • «Поступление товаров и услуг» (закладка «Услуги»);

  • «Авансовый отчет» (закладка «Прочее»).

  • «Отражение зарплаты в регламентированном учете».

Стоимость, по которой происходит списание МПЗ в производство, рассчитывается в соответствии с тем, какой именно вариант мы указали в учетной политике:

  • согласно методу «ФИФО»;

  • согласно методу «по средней».

Услуги, оказанные сторонней организацией, и прочие нематериальные расходы относятся на производственные затраты в той оценке, которая указана пользователем в документе.

Настройка расчета себестоимости в «1С»

Теперь, когда мы указали, каким образом будет происходить правильное распределение затрат, перейдем непосредственно к расчету себестоимости. На данном шаге необходимо учесть два важных аспекта:

  • себестоимость рассчитывается исходя из номенклатурных групп;

  • затраты на себестоимость распределяются согласно плановой себестоимости.

То есть перед расчетом нужно определить список номенклатурных групп и задать плановые цены на выпускаемую продукцию.

Для чего нам необходимо указывать плановые цены? Так как в программе учет выпущенной продукции и оказанных услуг в течение месяца ведется именно в плановых ценах, то лишь при закрытии месяца все затраты по номенклатурным группам суммируются и высчитывается реальная (фактическая) себестоимость произведенной продукции и услуг. Как видим, до того, как будет проводиться закрытие месяца, у нас отсутствует информация о фактической стоимости. Тем не менее, при формировании документа «Отчет производства за смену» и «Оказание производственных услуг» задание цены является обязательным. Эта цена и называется плановой. Плановые цены задаются в документе «1С» «Установка цен номенклатуры» (Раздел «Склад» – «Цены» – «Установка цен»).

Остановимся теперь на номенклатурных группах. Программа «1С:Бухгалтерия 8» ведет расчет себестоимости именно по номенклатурным группам: вы можете создавать их самостоятельно, включая какие угодно номенклатурные позиции в соответствующие номенклатурные группы. Основное назначение номенклатурных групп – обобщение информации о продукции, работах, услугах по однородным группам (например, по видам продукции, по видам деятельности).

Документы, отражающие производственные операции

Все операции по выпуску и дальнейшей реализации продукции и услуг отражаются документами:

  • «Отчет производства за смену» предназначен для отражения выпуска продукции и услуг;

  • «Оказание производственных услуг» используется для отражения выпуска и реализации услуг производственного характера.

При расчете фактической себестоимости продукции (операция «Закрытие месяца») выполняется корректировка плановой себестоимости до фактической со списанием отклонений. Затраты основного производства, не распределенные в конце периода, образуют остатки незавершенного производства.

Расчет себестоимости товаров – важнейшая операция закрытия периода и получения финансового результата деятельности фирмы.

Программа 1С отражает учетную информацию, делая акцент на распределении издержек между стоимостью реализованных товаров и стоимостью товарно-материальных запасов.

Для укрупненного учета выручки и затрат в программах 1С:Предприятие имеется справочник «Номенклатурные группы». Если настроить учет по каждому продукту или товарной группе, можно оценить их «вклад» в доходы компании. Справочник расположен в «Доходах и расходах»:

Рис.1 Справочник расположен в «Доходах и расходах»

Заполнение и редактирование справочника осуществляется пользователем вручную в необходимой детализации.

В какой детализации необходимо раскрыть показатель (по товарным группам, товарам, покупателям, объектам выполнения работ, торговым точкам и т.д., то есть в действительности все то, что вызывает необходимость численно оценить используемые ресурсы) устанавливается учетной политикой предприятия.

Рис.2 Детализация раскрытия показателей

Системы калькуляции себестоимости неразрывно связаны с учетом затрат, что позволяет учитывать как внешние, так и внутренние требования по составлению отчетов, и измерять прибыль.

Настройка расчета себестоимости

Необходимо сделать первоначальные настройки расчета себестоимости в меню «Администрирование” – «Запасы и закупки”.

Далее включить галочку «Учет себестоимости” и перейти в меню «Настройка способов учета себестоимости”. Если закупаемый товар имеет НДС – установить галочку «Себестоимость включает НДС”.

Настройка способа учета

В открывшемся окне указать дату начала действия и способ учета . Дату начала рекомендуем установить начало года или начало прошлого года если есть приход товаров в этом периоде. Есть два способа учета: Упрощенный и Средняя взвешенная оценка. При упрощенном учете за себестоимость будет браться последняя закупочная цена указанная в приходной накладной на дату поступления. В случае средней взвешенной оценки берется значение средней себестоимости товаров за месяц. Рекомендуем использовать упрощенный учет.

Настройка «Распределять стоимость услуг по правилу” работает когда в приходных накладных помимо товара есть услуга, например доставка. Стоимость этой доставки войдет в себестоимость товара. Для данной настройки рекомендуем устанавливать значение «Пропорционально стоимости товаров”.

При распределения стоимости услуг пропорционально стоимости товаров результат расчета себестоимости будет выглядеть следующим образом:

Товар Сумма, руб Себестоимость, руб
Куртка мужская 1000 1066,67
Куртка женская 500 533,33
Доставка(услуга) 100

Стоимость товаров общая получается 1500, стоимость услуг 100.

Расчет для Куртки мужской: 1000/1500*100 =66,67.

Расчет для Куртки женской: 500/1500*100 =33,33.

Расчет себестоимости в 1С Рознице

Необходимо перепровести приходные накладные с даты начала действия, указанную ранее при настройке. Для этого нужно зайти в список приходных накладных выбрав в разделе «Закупки” пункт меню «Поступления товаров”.

Отобрать накладные по периоду – «Еще” – > «Установить период” и выбрать нужный период, например этот год.

Поставить условие: только проведенные приходные накладные, для этого выбрать «Еще” -> «Настроить список”.

Выделить все накладные сочетанием клавиш ctrl + A и щелкнув правой кнопкой мыши выбрать «Провести”.

Анализ выручки

Для анализа выручки открываем отчет «Оценка валовой прибыли” в меню «Продажи” -> «Отчеты по продажам” -> «Оценка валовой прибыли”.