ТСН что это за товарищество

Владение имуществом в многоквартирном доме предполагает не только права, но и обязанности. Поддержание технического состояния здания – одно из обязательств владельцев многоквартирного дома. Именно для этого собственники жилья должны выбрать способ управления МКД, а именно прибегнуть к услугам специализированных организаций или создать свое ТСЖ.

Что такое товарищество собственников жилья?

Согласно п.1, ст. 135 ЖК РФ, ТСЖ (Товарищество собственников жилья) – организация, работающая на некоммерческой основе и созданная собственниками для управления МКД, в котором расположено их имущество. Данная организация регистрируется в государственном реестре как юридическое лицо, а значит, имеет свой устав, печать, банковский счет и юридический адрес.


Несмотря на то, что Товарищество является юр. лицом, управление такой организацией значительно отличается от руководства обычной компанией. Основную проблему представляют собой ограниченность полномочий председателя ТСЖ, а также разногласия собственников, возникающие в процессе управления многоквартирным домом.

Нормативная база

Основным законодательным актом, регламентирующим создание и работу ТСЖ, является Жилищный кодекс Российской Федерации. Данным вопросам посвящен VI раздел нормативно-правового документа ( ст. 135-152). Кроме того, работу некоммерческой организации регламентируют:

  • Гражданский кодек РФ;
  • Земельный кодекс РФ;
  • КоАП РФ.

Еще один важный документ – ФЗ №129 от 8 августа 2001 года. Данный закон устанавливает порядок создания Товарищества как юридического лица, а также его дальнейшую регистрацию.

Функции и обязанности ТСЖ

К основным функциям, выполняемым некоммерческой организацией, относятся:

  • предоставление владельцам помещений услуг и ресурсов надлежащего качества и в достаточном объеме;
  • обеспечение и контроль над санитарно-техническим состоянием МКД;
  • контроль над работой подрядчиков, предоставляющих услуги по содержанию многоквартирного дома;
  • организация парковочных мест и обустройство придомовой территории;
  • прочие функции, прописанные в уставе Товарищества.

В обязанности же ТСЖ входит:

  • исполнение требований действующего законодательства;
  • контроль над движением бюджетных денежных средств;
  • установление тарифов на потребляемые жильцами услуги и ресурсы;
  • составление сметы на проведение различных работ по поддержанию состояния МКД;
  • оформление на работу сотрудников, поддерживающих надлежащее состояние МКД;
  • подписание договоров, счетов и накладных;
  • произведение работ и предоставление различных услуг по запросу собственников помещений (в рамках устава);
  • ведение бухгалтерской и налоговой отчетности и сдача её на проверку в компетентные органы;
  • решение прочих вопросов путем выставления их на рассмотрение собранию собственников жилых и коммерческих помещений.

Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку права и обязанности ТСЖ прописываются в уставе и могут касаться различных сторон жилищно-коммунальной сферы.

Плюсы и минусы ТСЖ

Товарищество собственников жилья как способ управления МКД имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их более подробно:

Преимущества
Оперативное решение возникающих проблем ТСЖ состоит из собственников помещений, расположенных в МКД, а значит из лиц, заинтересованных в решении любой проблемы за короткие сроки.
Прозрачность всех финансовых операций В любой момент каждый из членов Товарищества или собственников жилья вправе запросить для ознакомления все документы, отражающие движение бюджетных денежных средств.
Самостоятельный выбор контрагентов Данный вид управления позволяет прибегать к услугам надежных и проверенных подрядчиков, выбранных членами ТСЖ, или производить ремонтные работы своими силами.
Сокращение затрат Жилищно-коммунальные взносы включают в себя оплату ресурсов и услуг, действительно необходимых жильцам МКД.
Эффективное использование общедомовых помещений и конструкций ТСЖ вправе использовать все помещения общего пользования, конструкции и придомовую территорию с целью получения выгоды (сдача в аренду для размещения офисов, рекламы и т.д.).
Недостатки
Ошибки в управлении Поскольку среди жителей МКД не всегда находятся специалисты, риск доверить управление многоквартирным домом некомпетентному лицу очень велик.
Повышенная стоимость услуг и ресурсов Как правило, выполнение разовых работ для ТСЖ обходится на порядок дороже, чем для Управляющей компании, имеющей постоянных подрядчиков и скидки.
Ограниченный бюджет Суммы, находящейся на счете Товарищества не всегда хватает на оплату внеплановых работ, что создает дополнительную финансовую нагрузку для жильцов МКД.
Несовершенство действующего законодательства В случае отказа от оплаты жилищно-коммунальных услуг некоторыми собственниками, ресурсоснабжающая компания в судебном порядке может взыскать долг непосредственно с Товарищества.

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются собственники при регистрации ТСЖ, становится грамотное документальное оформление на всех этапах создания организации.

Как взаимодействуют ТСЖ и собственники жилых и нежилых помещений

Все чаще жители многоквартирных домов организовывают товарищества собственников жилья. В связи с этим возникает вопрос, нужно ли вступать в члены такого сообщества. В первую очередь, нужно понять, каким образом происходит взаимодействие владельцев с ТСЖ.

Как ТСЖ взаимосвязано с собственниками помещений?

Товарищество собственников жилья создается владельцами помещений многоквартирного дома для того, чтобы самостоятельно управлять общедомовым имуществом.

Согласно статье 136 Жилищного кодекса РФ создать такую некоммерческую организацию можно только при наличии согласия на это минимум половины собственников МКД.

В связи с тем что ТСЖ самостоятельно осуществляет управление домом в сфере ЖКХ, жильцы могут рационально использовать средства на улучшение жилищных условий. Товарищество выполняет целый ряд функций, таких как:

  • использование общего имущества одного или нескольких многоквартирных домов;
  • создание специальных фондов для сбора средств на ремонт дома;
  • проведение мероприятий, направленных на облагораживание МКД и придомовой территории;
  • сбор средств с жильцов в качестве оплаты предоставленных им коммунальных услуг, а также различного рода добровольных взносов;
  • заключение соответствующих соглашений с ресурсопоставляющими организациями;
  • предоставление коммунальных услуг жильцам МКД;
  • ведение отчетности обо всех доходах и расходах организации.

На этом список функций, которые выполняет сообщество, не заканчивается. ТСЖ выполняет еще много действий, направленных на улучшение жилищных условий граждан.

Собственники жилья имеют право самостоятельно решать, вступать им в ТСЖ или нет. Кроме того, они могут:

  • избирать правление сообщества и его председателя путем ания;
  • участвовать в деятельности организации, принимая решения на собраниях;
  • контролировать финансовую деятельность товарищества;
  • вносить добровольные и обязательные членские взносы;
  • выходить из членства сообщества по своему желанию на основании заявления.

Другими словами, владельцы помещений могут принимать активное участие в товариществе по благоустройству своего дома и придомовой территории.

Как взаимодействует ТСЖ и собственники помещений?

К ТСЖ могут относиться как жилые, так и нежилые помещения. И в первом, и во втором случае организация взаимодействует с их собственниками.

Нежилые помещения

Нежилые помещения определяются как самостоятельные объекты. Однако в основном их невозможно отделить от общей собственности. Владельцы могут стать членами сообщества по своему желанию.

Собственники, не являющиеся членами сообщества, заключают с ним договор, в котором оговаривают долю владельца в общем имуществе и расходах на его содержание.

Плата на содержание общедомового имущества для владельцев нежилых помещений насчитывается так же, как и для собственников квартир.

Обратите внимание! Договор подписывают с целью предотвращения проблем с доступом к нежилым помещениям. Чаще всего к ним относятся чердаки и подвалы, где могут находиться коммуникации и оборудование.

Но по закону они имеют статус автономных.

Из-за этого ТСЖ могут иметь проблемы с доступом к коммуникациям, необходимым для жизнеобеспечения всего МКД, если они расположены в помещении, которое находится в собственности частного лица.

Жилые помещения

Законодательно нет отличия в статусах жилого и нежилого помещения, входящего в состав общего имущества МКД.

Порядок взаимодействия товарищества с собственниками зависит от того, являются они его членами или нет. Таким образом, членов ТСЖ рассматривают как лиц, которые входят в состав некоммерческой организации.

В свою очередь, с людьми, не желающими вступать в товарищество, заключаются соответствующие договора. Обе категории имеют конкретные права и обязанности.

К примеру, содержание общедомового имущества является обязанностью как членов сообщества, так и людей, с которыми заключены соглашения.

Права и обязанности собственников помещений по отношению к ТСЖ

Каждый собственник МКД, находящегося под управлением товарищества, имеет конкретные права и обязательства.

Документы для ТСЖ от собственника

Владельцу следует предоставить в ТСЖ следующие документы:

  • документ, подтверждающий право собственности;
  • выписка из госреестра.

Важно! Если человек подает заявление через своего законного представителя, то понадобится документ, удостоверяющий личность доверенного лица, и доверенность, заверенная в соответствии с действующим законодательством.

Каждый человек может самостоятельно решать, становиться ему членом товарищества собственников жилья или нет.

Отказ от вступления в организацию не освобождает его от оплаты коммунальных услуг, а также не снимает с него обязанность вносить плату на содержание общедомового имущества.

Как взаимодействуют ТСЖ и собственники жилых и нежилых помещений Ссылка на основную публикацию СЕГОДНЯ:
Бесплатная консультация юриста!
Москва и МО:
8 (499) 703-35-33 доб. 490
Санкт-Петербург и область:
8 (812) 309-06-71 доб. 135
Для других регионов России бесплатный номер:
8 (800) 777-08-62 доб. 112
Позвоните и наши юристы проконсультируют Вас абсолютно бесплатно! Сегодня многие жители РФ с целью самостоятельного управления многоквартирным домом… Сегодня многие жители многоквартирных домов создают ТСЖ — товарищества собственников жилья…. Каждое товарищество собственников многоквартирного дома является некоммерческой организацией. Как и…

Отличие ТСЖ от ЖСК

Жилищно-строительный кооператив – организация, основанная с целью возведения и дальнейшей эксплуатации недвижимости. Таким образом, главным отличием рассматриваемых объединений становится цель их создания: ТСЖ регистрируется для управления МКД, а ЖСК – для постройки и управления им в дальнейшем.

Еще один важный момент – Товарищество создается при условии, что инициативу поддержали более 50% всех собственников, тогда как кооператив регистрируется при согласии 100% его членов (которых к слову, должно быть не менее 5). Отчет о деятельности ТСЖ доступен абсолютно всем собственникам помещений, расположенных в МКД, а вот ознакомиться с документами кооператива имеют право лишь лица, входящие в него.

В целом, обе организации являются некоммерческими и действуют на основании устава, принятого на общем собрании. Однако члены Товарищества не отвечают по обязательствам последнего, тогда как пайщики кооператива несут ответственность в размере невыплаченного взноса.

В каких домах разрешается создавать ТСЖ?

Поскольку ТСЖ регистрируется для управления многоквартирным домом, создавать его можно в зданиях, содержащих две квартиры и более. Принять решение о регистрации Товарищества могут и собственники нескольких домов, граничащих между собой.

Согласно ст. 136 ЖК РФ, в одном МКД может быть создано только одно ТСЖ, тогда как несколько Товариществ могут объединяться для совместного управления имуществом.

Зарегистрировать ТСЖ могут и собственники нескольких частных домов или дачных коттеджей, граничащих между собой и имеющих общие коммуникации.

16 Сентябрь 2019

Это статья от людей, которые помогли создать сотни ТСЖ (ТСН) в разных домах в России. Пошагово описываем порядок, юридические моменты, риски и подводные камни. Мы будем рады помочь Вам и ответить на все интересующие вопросы, если они останутся после прочтения этой статьи.

Мы можем помочь с подготовкой документов для создания ТСЖ под ключ — от формирования актуального реестра собственников, до именных бланков на каждого жителя и юридической помощи — с нашей помощью более 40 ТСЖ было создано в 2019 году (включая два товарищества через общее собрание ОНЛАЙН!). Поделимся опытом!

В среднем такая услуга стоит около 15000 рублей за 1 дом, но может меняться в ту или иную сторону в зависимости от индивидуальных ситуаций. Позвоните нам — мы ответим на все вопросы! Телефон бесплатный 8-800-100-24-97 или напишите info@domscanner.ru

В двух словах: чтобы создать ТСЖ, необходимо провести общее собрание собственников помещений, принять на нем решение о создании ТСЖ и определиться с вопросами, связанными с созданием товарищества, оформить итоги собрания, зарегистрировать товарищество в налоговом органе, уведомить о создании ТСЖ заинтересованных лиц.

Принятие решения о создании ТСЖ

Абсолютно все решения относительно работы ТСЖ принимаются по итогам голосования, проведенного на общем собрании собственников МКД. На таком мероприятии принимается и решение о создании самого Товарищества. Предложение о регистрации некоммерческой организации может быть реализовано только в том случае, когда минимум две трети жильцов поддержали инициативу.

Стоит отметить, что законность такого собрания признается лишь в том случае, когда мероприятие отвечает всем требованиям действующего законодательства, отраженным в ст. 44-48 ЖК РФ.

Пошаговая инструкция создания и регистрации

Товарищество собственников жилья создается в несколько этапов, включающих в себя:

1. Создание группы собственников, которая впоследствии будет заниматься организацией некоммерческого предприятия. Инициаторы создания ТСЖ могут не избираться на общем собрании, однако, должны иметь представление о юридических и экономических аспектах работы Товарищества.

2. Проведение общего собрания собственников помещений. Данный этап включает в себя подготовительные действия и непосредственное проведение мероприятия. Итак, в данный пункт входит:

  • Уведомление собственников о проведении собрания. Не позднее, чем за 10 дней до даты проведения собрания, члены инициативной группы обязаны уведомить владельцев МКД о предстоящем мероприятии лично (под расписку) или посредством отправки по почте заказного письма.

    Все присутствующие на собрании должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность, а также Свидетельство о праве собственности на имущество, расположенное в МКД.

  • Проведение собрания. Согласно ст.146 ЖК РФ, присутствующим на мероприятии собственникам раздаются бюллетени для голосования, по итогам которого принимается решение о создании ТСЖ. Для дальнейшей регистрации организации предложение должно набрать более 50% голосов присутствующих, в противном случае собрание будет считаться недействительным. Итак, при положительном исходе голосования, собственники жилья должны выбрать председателя будущего ТСЖ, утвердить устав Товарищества, а также подписать протокол проведенного собрания.

3. Регистрация ТСЖ в качестве юридического лица. Избранный на собрании председатель должен подать в налоговый орган, расположенный по месту нахождения МКД, заявление о регистрации юр. Лица, приложив к нему:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • копию протокола собрания, заверенную нотариально;
  • нотариально заверенный устав организации;
  • квитанцию, подтверждающую факт оплаты госпошлины.

Далее председателю необходимо открыть расчетный счет в банке, а также уведомить Администрацию города о создании некоммерческой организации.

Порядок утверждения устава ТСЖ

Утверждение устава Товарищества собственников жилья происходит в соответствии со ст. 45 – 48 ЖК РФ, согласно которым документ должен быть утвержден всеми владельцами жилых и коммерческих помещений, расположенных в МКД. Голосование может быть проведено как в очной, так и в заочной форме, а итог его должен быть донесен до всех жильцов путем личного оповещения или размещения информации в помещениях общего пользования.

Сам устав представляет собой заверенный председателем, прошитый и пронумерованный документ, содержащий в себе:

  • все аспекты обслуживания и содержания помещений и коммуникаций многоквартирного дома, а также территории, прилегающей к нему;
  • права и обязанности собственников помещений;
  • основные цели и задачи некоммерческой организации;
  • адрес МКД и место составления документа.

Оригинал Устава хранится в месте, определенном членами Товарищества, а его нотариально заверенная копия передается в налоговую службу для определения дальнейшей системы налогообложения деятельности некоммерческой организации.

Какой персонал входит в ТСЖ?

Набор сотрудников в штат Товарищества происходит на основании потребностей собственников помещений. Как правило, в ТСЖ входит следующий персонал:

  1. председатель (обязательный сотрудник, избираемый собственниками МКД);
  2. члены правления, избираемые на общем собрании, занимающиеся подбором персонала и прочими вопросами, касающимися управлением организацией;
  3. бухгалтер, ведущий отчетность Товарищества (при его отсутствии данную функцию выполняет председатель):
  4. юрист (если жильцы посчитали необходимым наличие такого сотрудника в штате);
  5. рабочие:
    • электрик;
    • лифтер;
    • консьерж;
    • уборщица;
    • слесарь-сантехник;
    • дворник;
    • паспортист.

Как правило, содержать большое количество сотрудников довольно затратно, поэтому собственники помещений вправе отказаться от услуг некоторых специалистов, ограничившись лишь одним штатным сотрудником – председателем.

Назначение руководителя ТСЖ

В зависимости от положений утвержденного Устава, существует несколько способов избрания председателя Товарищества:

  1. путем избрания на общедомовом собрании;
  2. путем избрания руководителя членами правления ТСЖ из их числа.

Обязательным условием законности выборов становится наличие в повестке собрания соответствующих пунктов, а также отражение итогов голосования в протоколе. Руководитель ТСЖ избирается на срок, указанный в Уставе некоммерческой организации, но не превышающий двух лет. Оформление же сотрудника включает в себя:

  • издание приказа о вступлении в должность;
  • составление срочного трудового договора;
  • подача заявления для оформления руководителя в ФНС;
  • получение выписки из ЕГРЮЛ.

Нотариально заверенные документы подаются в налоговую службу не позднее, чем спустя три дня с момента проведения собрания и избрания председателя.

Договор с жильцами дома

Поскольку регистрация ТСЖ возможна с согласия 2/3 собственников помещений, с владельцами, не вступившими в Товарищество, заключается Договор о возмездном оказании услуг. Стоит отметить, что действующее законодательство не обязует граждан подписывать такой документ, поэтому, если жильцы стабильно оплачивают коммунальные услуги по установленным тарифам и делают взносы на текущий и капитальный ремонт, то договор считается заключенным.

В случаях, когда собственники, не являющиеся членами некоммерческой организации, неудовлетворенны тарифами на услуги и ресурсы, они могут оспорить действующие расценки в судебном порядке.

Проверка жильцами выполнения устава ТСЖ

Согласно ст.20 ЖК РФ, жильцы МКД вправе проверять законность требований Устава путем обращения в Государственную жилищную инспекцию. Орган контроля, в свою очередь, вправе обратиться в судебные инстанции при выявлении нарушений.

Кроме того, собственники, регулярно вносящие платежи за потребляемые ресурсы, текущий и капитальный ремонт МКД, вправе контролировать движение денежных средств на расчетном счете Товарищества как лично, так и делегировать свои полномочия специально созданной ревизионной комиссии.

ТСЖ обязано предоставлять собственникам МКД Устав организации, протоколы проведенных ранее собраний, а также отчеты о движении бюджетных денежных средств.

Отчет перед жильцами

Члены правления некоммерческой организацией обязаны проводить годовое собрание во втором квартале года, следующего за отчетным. Мероприятие считается успешно проведенным лишь при явке 50% от всех собственников, в противном случае, сбор должен быть проведен еще раз, в заранее установленное время.

Что касается других видов отчетности перед жильцами, то форма их, обязательность и частотность устанавливается Уставом ТСЖ. Стоит отметить, что единая форма отчета председателя и членов правления не установлена законодательно и остается на усмотрение собственником помещений, расположенных в МКД,

Разрешение споров

Споры, возникающие в процессе работы Товарищества собственников жилья – не редкость. Процедура разрешения конфликтных ситуаций предполагает вынесение собственниками, недовольными качеством предоставляемых услуг и их стоимостью, соответствующих вопросов на общем собрании.

Как правило, большинство вопросов решается на начальной стадии, однако, возможны и случаи дальнейшего развития конфликта и обращения владельцев МКД в жилищную инспекцию, ФНС и т.д.

За что можно подать жалобу на ТСЖ?

Конфликтные ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства возникают довольно часто, причиной тому может служить не только незаконные действия руководства Товарищества, но и завышенные требования собственников помещений, не входящих в Устав некоммерческой организации. Итак, подать жалобу на ТСЖ правомерно в случае:

  • ненадлежащего исполнения обязанностей по уходу за МКД и прилегающей к нему территорией;
  • нерациональный расход средств бюджета, проявляющийся в воровстве, несогласованных с собственниками тратах и завышенных суммах сделок;
  • повышение жилищно-коммунальных платежей, не связанное с увеличением тарифов за поставляемые ресурсы;
  • низкое качество предоставляемых коммунальных услуг, не соответствующее действующему законодательству;
  • отсутствие реакции на требование собственников и жильцов многоквартирного дома устранить неполадки;
  • несвоевременное начало отопительного сезона, низкая температура в помещениях МКД;
  • приостановление подачи холодной и горячей воды на время, превышающее законодательно установленные сроки;
  • отсутствие мероприятий по проведению капитального и текущего ремонта помещений и конструкций общего пользования, расположенных в МКД.

Вышеуказанный перечень не является исчерпывающим, поскольку обязанности некоммерческой организации прописаны в ее Уставе и могут включать в себя пункты, касающиеся любого вопроса в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Куда подается жалоба?

В случаях, когда проблему, возникающую между собственниками и ТСЖ, не удается решить на общем собрании или путем обращения к председателю, не удовлетворенный качеством предоставляемых услуг гражданин вправе обратиться с жалобой в:

  1. Жилищную инспекцию. Данный контролирующий орган вправе обжаловать своими постановлениями действий Товарищества собственников жилья, а также провести проверку:
    • технического состояния МКД;
    • качество предоставляемых ресурсов и услуг;
    • состояние конструкций, коммуникаций и инженерных сооружений;
    • соответствие работы некоммерческой организации действующему законодательству.
  2. Роспотребнадзор. Орган, защищающий права потребителей во всех сферах. Именно поэтому, при отказе в рассмотрении жалобы в ТСЖ, потребитель жилищно-коммунальных услуг вправе обратиться за защитой в компетентный орган, который впоследствии проверит законность действий некоммерческой организации.
  3. ФНС. Если нарушения, допущенные ТСЖ, касаются неправомерного пользования денежными средствами собственников, последним следует обратиться в налоговую инспекцию для проведения дальнейшей проверки.
  4. Прокуратуру. Еще один способ привлечь нарушителей к ответственность – обратиться в Прокуратуру. Органы государственного надзора обязаны провести проверку по факту поступившей жалобы и привлечь к ответственности нарушителей.
  5. СУД. Обращение в данную инстанцию становится крайним способом решения конфликтной ситуации. Поскольку судебное разбирательство предполагает собой затраты, начинать тяжбы следует лишь в случае, когда обращение в вышеперечисленные инстанции не принесло желаемого результата.

Составление заявление в суд – ответственное мероприятие, поэтому, для успешного завершения дела истцу стоит воспользоваться услугами компетентных специалистов.

Нюансы работы ТСЖ

Итак, создание ТСЖ на каждом этапе имеет свои нюансы. Например, зарегистрировать некоммерческую организацию в новостройке необходимо к моменту сдачи здания в эксплуатацию. Организовывать Товарищество заблаговременно, в этом случае нецелесообразно. Не стоит забывать, что решение о создании некоммерческой организации должны поддержать более 50% собственников, а это значит, что на момент создания ТСЖ в МКД должно быть куплено уже более половины квартир.

Протокол собрания, на котором принимается решение о создании организации, должен быть подписан всеми присутствующими на мероприятии собственниками. В противном случае, решения владельцев помещения не могут иметь законную силу, а само собрание будет считаться недействительным.

Если до создания некоммерческой организации МКД управляла специализированная компания, то еще до начала работы Товарищества необходимо уведомить ее руководство о решении жильцов передать полномочия по управлению многоквартирным домом ТСЖ.

Передача многоквартирного дома в ведение некоммерческой организации производится при участии специально созданной комиссии, состоящей из представителей органов муниципального управления, а также членов правления самого Товарищества.

Еще одной важной задачей, стоящей перед недавно созданным Товариществом, становится заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями. Важно подойти к выбору подрядчиков заранее, тщательно проанализировав тарифы каждого контрагента и условия предоставления жилищно-коммунальных услуг. Следующий нюанс – организация начисления платежей за предоставляемые ресурсы.


Гражданский кодекс Российской Федерации

Часть первая

Глава 4. Юридические лица

(извлечения)

В редакции от 05.05.2014 N 99-ФЗ

Основные положения

Cтатья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний.

Некоммерческие корпоративные организации

1. Общие положения о некоммерческих корпоративных организациях

Статья 123.1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организац

1. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.

2. Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50).

3. Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы.

4. Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.

5. Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

2. Потребительский кооператив

Статья 123.2. Основные положения о потребительском кооперативе

1. Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

2. Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив». Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова «потребительское общество».

3. Потребительский кооператив по решению своих членов может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. Жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости.

Статья 123.3. Обязанность членов потребительского кооператива по внесению дополнительных взносов

1. В течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса члены потребительского кооператива обязаны покрыть образовавшиеся убытки путем внесения дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

2. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

Гражданский кодекс Российской Федерации

Часть первая

Глава 4. Юридические лица

(извлечения)

В редакции от 05.05.2014 N 99-ФЗ

5. Товарищества собственников недвижимости

В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ

Статья 123.12. Основные положения о товариществе собственников недвижимости

1. Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных «законами».

2. Устав товарищества собственников недвижимости должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова «товарищество собственников недвижимости», месте нахождения, предмете и целях его деятельности, составе и компетенции органов товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом.

3. Товарищество собственников недвижимости не отвечает по обязательствам своих членов. Члены товарищества собственников недвижимости не отвечают по его обязательствам.

4. Товарищество собственников недвижимости по решению своих членов может быть преобразовано в потребительский кооператив.

Статья 123.13. Имущество товарищества собственников недвижимости

1. Товарищество собственников недвижимости является собственником своего имущества.

2. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит членам товарищества собственников недвижимости на праве общей долевой собственности, если иное не предусмотрено законом. Состав такого имущества и порядок определения долей в праве общей собственности на него устанавливаются законом.

2.1. Имущество общего пользования в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, если иное не предусмотрено законом.

3. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме, доля в праве общей собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, собственника садового или огородного земельного участка следуют судьбе права собственности на указанные помещение или земельный участок.

ГК РФ Статья 123.14. Особенности управления в товариществе собственников недвижимости

1. К исключительной компетенции высшего органа товарищества собственников недвижимости наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений об установлении размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.

2. В товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).

По решению высшего органа товарищества собственников недвижимости (пункт 1 статьи 65.3) полномочия постоянно действующих органов товарищества могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения ими своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.

——————————————————————

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации

5 мая 2014 года № 99-ФЗ

Принят Государственной Думой 25 апреля 2014 года
Одобрен Советом Федерации 29 апреля 2014 года

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2014 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Абзац второй подпункта «г» пункта 3 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

5. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

6. К Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», Агентству по страхованию вкладов, государственной корпорации — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, Государственной компании «Российские автомобильные дороги», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», а также к иным юридическим лицам, создаваемым Российской Федерацией на основании специальных федеральных законов, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице.(см. текст в предыдущей «редакции»)

(в редакции Федеральных законов от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 28.11.2015 N 356-ФЗ)

7. Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

8. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона):

1) к обществам с дополнительной ответственностью — об обществах с ограниченной ответственностью («статьи 87 — 90», «92 — 94»);

2) к сбытовым (торговым) потребительским кооперативам — о производственных кооперативах «(статьи 106.1 — 106.6)»;

3) к потребительским обществам, жилищным, жилищно-строительным и гаражным кооперативам, садоводческим, огородническим и дачным потребительским кооперативам, обществам взаимного страхования, кредитным кооперативам, фондам проката, сельскохозяйственным потребительским кооперативам — о потребительских кооперативах (статьи 123.2 и 123.3);

4) к политическим партиям, к созданным в качестве юридических лиц профессиональным союзам (профсоюзным организациям), общественным движениям, органам общественной самодеятельности и территориальным общественным самоуправлениям — об общественных организациях (статьи «123.4 — 123.7»);

5) к некоммерческим партнерствам, объединениям работодателей, объединениям профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленным, нотариальным и адвокатским палатам — об ассоциациях (союзах) «(статьи 123.8 — 123.11)»;

6) к товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам — о товариществах собственников недвижимости «(статьи 123.12 — 123.14)»;

7) к общественным и благотворительным фондам — о фондах «(статьи 123.17 — 123.20)»;

8) к государственным академиям наук — о государственных учреждениях (статьи 123.21 и 123.22);

9) к общественным учреждениям — о частных учреждениях (статьи 123.21 и 123.23).

9. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к закрытым акционерным обществам применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) об акционерных обществах. Положения Федерального «закона» от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов.

10. Перерегистрация юридических лиц, ранее созданных и указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона не требуется.

11. Акционерные общества, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (пункт 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным, за исключением случаев, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона такие акционерные общества являлись закрытыми акционерными обществами или открытыми акционерными обществами, получившими в установленном порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, либо погасили все акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, которые публично размещались (путем открытой подписки) или публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

11.1. Акционерное общество, созданное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, которое отвечает признакам публичного акционерного общества, предусмотренным пунктом 1 статьи 66.3 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), вправе отказаться от публичного статуса, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона его акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, не были включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, и число его акционеров не превышает пятисот, путем внесения в устав акционерного общества соответствующих изменений и обращения в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Решение Банка России об освобождении акционерного общества от обязанности раскрывать информацию вступает в силу со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании акционерного общества, в котором отсутствует указание на его публичный статус. Решение об обращении в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать информацию и решение о внесении в устав акционерного общества изменений, предусмотренных настоящей частью, принимаются общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. При этом акционеры — владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при принятии решений по указанным вопросам. Положения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к акционерному обществу, устав и фирменное наименование которого содержат указание на то, что акционерное общество является публичным.

(часть 11.1 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

12. При регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) государственная пошлина не взимается.

13. Правило пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) подлежит применению к некоммерческим организациям, создаваемым со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. В отношении некоммерческих организаций, созданных до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, правило пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяется с 1 января 2015 года.

14. Созданное до дня официального опубликования настоящего Федерального закона некоммерческое партнерство, участником которого является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, может состоять из одного участника.

15. Действие пунктов 5 и 6 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части установления субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения или автономного учреждения по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, распространяется на правоотношения, возникшие также после 1 января 2011 года.

16. Учреждение, созданное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию. Такое учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд.

17. В случае участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в хозяйственных обществах и товариществах от имени этих публично-правовых образований выступают государственные органы, органы местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе в случаях, если эти органы названы участниками соответствующих хозяйственных обществ или товариществ в их учредительных документах.

Президент Российской Федерации В.ПУТИН
Москва, Кремль
5 мая 2014 года
N 99-ФЗ