Целевое финансирование

Вводная информация

Действующее законодательство не содержит четких определений понятий «целевые средства» и «целевые поступления». Тем не менее, статьей 251 Налогового кодекса установлены закрытые перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям. При этом необходимо помнить, что специалисты Минфина руководствуются правовой позицией, согласно которой в статье 251 НК РФ содержится исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (например, письма Минфина России от 16.08.11 № 03-03-05/88, от 01.06.11 № 03-03-06/4/62). Поэтому любая попытка расширенного толкования перечней средств целевого финансирования и целевых поступлений может привести к спору с налоговым органом.

Виды целевых средств и поступлений

Целевое финансирование. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, которое определено источником целевого финансирования (организацией либо физическим лицом), а также законодательством РФ.

К основным видам целевого финансирования бюджетных учреждений можно отнести следующие виды доходов:

  • лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования);
  • субсидии, предусмотренные бюджетной системой РФ;
  • средства, получаемые медицинскими организациями (за исключением казенных учреждений), осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за исключением медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.

Целевое финансирование в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) может поступать казенным учреждениям.

Бюджетным и автономным учреждениям на основании пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса из бюджетов разных уровней могут предоставляться субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также субсидии на иные цели.

Целевые поступления. Под целевыми поступлениями, не учитываемыми при налогообложении прибыли, понимаются использованные по назначению поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно любо на основании решений уполномоченных органов, либо от других организаций и (или) физических лиц.

Особого внимания заслуживает такой вид целевых поступлений как пожертвования. Согласно пункту 1 статьи 582 Гражданского кодекса, пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, учреждениям (лечебным, воспитательным, благотворительным, научным и образовательным, связанным с социальной защитой, культурой и т.д.), фондам, музеям, общественным, религиозным и иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса.

Налоговый учет целевых средств и поступлений

При налогообложении прибыли не учитываются средства целевого финансирования (пп. 14. п. 1 ст. 251 НК РФ), а также целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). Подробные перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям содержатся в статье 251 НК РФ.

Помимо названных видов поступлений бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться из бюджетов субсидии двух видов: на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием; субсидии на иные цели.

Субсидии первого вида не учитываются в доходах, поскольку в их отношении может быть применен подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Отметим, что такая позиция поддерживается Минфином России в письме от 29.11.10 № 03-07-11/458. А вот говоря в том же письме о субсидиях на иные цели, специалисты финансового ведомства отмечают, что порядок их учета при налогообложении прибыли зависит от правовой квалификации целей, на которые были выделены субсидии.

Правило, которое позволяет отнести бюджетные субсидии к средствам целевого финансирования, приведено в письме Минфина России от 30.05.11 № 03-07-11/151. Оно звучит так: деятельность учреждения, финансовое обеспечение которой производится за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должна осуществляться в соответствии с государственным заданием. Только в этом случае субсидии, выделенные таким учреждениям на иные цели, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в доходах на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Формы бюджетного финансирования

Осуществляется бюджетное финансирование в таких формах:

  • финансирование на основе финансовых планов (или смет расходов);
  • предоставление субвенций;
  • государственное финансирование инвестиций;
  • предоставление субсидий;
  • предоставление дотаций.

Сметное финансирование — это самая распространенная форма бюджетного финансирования. Выделение денежных средств из бюджетов разных уровней происходит на основе планового документа – сметы доходов и расходов предприятия (учреждения). Смета – это главный плановый документ, подтверждающий право на получение доходов и осуществления расходов. Смета определяет объем и направление средств для достижения поставленных целей.

Субвенция – это выделение средств местным органам власти со стороны государства. Субвенция, в отличие от дотаций, направляется на финансирование определенных программ, мероприятий, проектов и осуществляется при наличии доли собственных источников финансирования из местных (городских, например) бюджетов. В использовании субвенции есть одна особенность – она подлежит возврату в случае ее нецелевого использования.

Государственное финансирование инвестиций – это предоставление государством необходимых денежных средств из бюджетов всех уровней для инновационной и инвестиционной деятельности. Это финансирование осуществляется в согласии с бюджетной классификацией расходов на основные объекты социального развития государства, а также экономического.

Субсидии – это текущие выплаты (безвозмездные ) организациям, предприятиям, которые не предусматривают компенсации в форме специально оговоренных выплат или товаров и услуг в обмен на проведенные платежи, а также расходы, которые связаны с возмещением убытков государственных предприятий.

Государственные дотации – это такая форма бюджетного финансирования, которая используется для выделения денежных средств из государственного и местных бюджетов планово-убыточным предприятиям и организациям для эффективного сбалансирования их финансовых планов. Также дотации могут предоставляться из высшего бюджета ниже соответствующих условий (в случае превышения расходов над доходами) для соответствующего обеспечения деятельности.

Налоговый учет пожертвований

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 251 НК РФ при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного на ведение уставной деятельности. А в пункте 2 статьи 251 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), среди которых названы и пожертвования.

Кроме пожертвований в виде имущества (в том числе денежных средств), пожертвования могут быть в форме безвозмездного выполнения работ, но при условии, что результаты указанных работ использованы в соответствии с их целевым назначением. Согласно статье 5 Федерального закона от 11.09.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительные пожертвования могут быть выражены в форме бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями – юридическими лицами в интересах благополучателя. На наш взгляд, это означает, что безвозмездное выполнение работ можно расценивать как пожертвование.

Здесь необходимо отметить, что безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления (п. 2 ст. 423 ГК РФ). Следовательно, в договоре должно обязательно быть указано, что речь идет о пожертвовании, иначе он будет считаться возмездным.

Критерии отнесения целевых средств и поступлений к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли

Подведем итог приведенным выше рассуждениям. Итак, основными условиями для отнесения целевых средств и поступлений к доходам, которые не учитываются при налогообложении прибыли, являются:

  • указание дохода в исчерпывающем перечне доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, который приведен в статье 251 НК РФ;
  • деятельность учреждения, финансовое обеспечение которой производится за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должна осуществляться в соответствии с государственным заданием;
  • при получении пожертвований в виде безвозмездного выполнения работ, результаты указанных работ должны быть использованы в соответствии с их целевым назначением, а договоре должно быть указано, что речь идет о пожертвовании;
  • к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Бухгалтерский учет целевых поступлений

Большая часть средств (имущества, права), поступающих в государственные (муниципальные) учреждения, в целях налогового учета может быть квалифицирована в качестве целевых поступлений (целевого финансирования).

Необходимость раздельного учета целевых средств и поступлений для целей налогового учета предусмотрена подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, пункта 2 статьи 251 НК РФ. О такой необходимости Минфин напоминал в письме Минфина России от 05.03.12 № 03-03-06/4/18. При отсутствии раздельного учета целевых средств и поступлений данная хозяйственная операция подлежит налогообложению с даты получения доходов.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утверждена приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н, далее — Инструкция № 157н) предусматривает определенный инструментарий для организации раздельного учета доходов и расходов в разрезе отдельных видов целевых средств. Согласно пункту 21 Инструкции № 157н при формировании кода номера счета в 18 разряде субъекты учета указывают коды вида финансового обеспечения (1 — бюджетная деятельность; 2 — приносящая доход деятельность и т. д.).

Отражение пожертвований в бухгалтерском учете.

Рассмотрим учет целевых поступлений в бухгалтерском учете на примере пожертвований.

Пример

Строительная организация в рамках благотворительной деятельности бесплатно отремонтировала детскую площадку в дошкольном учреждении.
Стоимость работ по ремонту детской площадки, выполненных организацией в рамках благотворительной деятельности, следует отразить по дебету счета 2 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества» и кредиту счета 2 401 10 180 «Прочие доходы» с использованием счета 2 205 81 000 «Расчеты с плательщиками по прочим доходам».

1. Отражен ремонт детской площадки, оказанный безвозмездно:
Дт 2 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кт 2 401 10 180 «Прочие доходы»
Дт 2 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
Кт 2 302 25 730 «Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»

Основанием для отражения данной операции служат такие первичные документы, как Акт о приемке выполненных работ и Справка о стоимости выполненных работ и затрат.

2. Отражены расчеты по ремонту:
Дт 2 302 25 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества.
Кт 2 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».

Как организовать бухгалтерский и налоговый учет целевых средств и поступлений?

Однако для организации достоверного учета целевых средств как в целях бухгалтерского, так и в целях налогового учета инструментов, предусмотренных Инструкцией № 157н, недостаточно. Поэтому в учетной политике государственного (муниципального) учреждения должны быть предусмотрены инструменты для организации обособленного учета операций, осуществляемых с имуществом (в том числе с денежными средствами), поступление которого ранее было квалифицировано в качестве целевого в целях налогового и (или) бухгалтерского учета. К таким инструментам относятся:

  • использование при формировании аналитических счетов дополнительных кодов (путем введения дополнительного цифрового кода в номер счета);
  • организация учета в разрезе определенных аналитических показателей;
  • организация дополнительного забалансового учета.

Отчетность об использовании целевых средств и поступлений

Организации, получившие целевое финансирование, целевые поступления и другие средства, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 251 НК РФ, должны представить в ИФНС «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» — лист 07 Декларации по налогу на прибыль.

Коды видов поступлений для заполнения листа 07 Декларации приведены в приложении № 3 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 22.03.12 № ММВ-7-3/174@). Кроме того, для доходов в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, установлен код вида поступлений 130.

В данный отчет не включаются средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям (п. 15.1 Порядка заполнения листа 07 Декларации по налогу на прибыль).

Контрольный пакет АО «Первый канал» принадлежит государству: 38,9% — у Росимущества, 9,1% — у ФГУП «ИТАР-ТАСС», 3% — у ФГУП «Телевизионный технический центр «Останкино». Национальная медиа группа является владельцем 29% вещателя, оставшиеся 20% с марта этого года у ВТБ.

РБК направил запросы в пресс-службы «Первого канала» и Минфина. Представитель Минкомсвязи, выступающей для СМИ распорядителем бюджетных средств, отказался от комментариев.

Размер субсидии на распространение сигнала в городах только «Первому каналу» в проекте бюджета не указан. Приводится общая сумма для шести каналов из так называемого первого цифрового мультиплекса (пакета из десяти каналов, которые в рамках перехода с аналогового на цифровое вещание должны быть доступны практически всему населению страны). Вместе «Первый канал», НТВ, «Пятый канал», «ТВ Центр», «Карусель» и «Матч ТВ» вправе рассчитывать в 2020 году на 7,4 млрд руб. господдержки. В 2019 году сумма была меньше — 7,1 млрд руб.

Четыре других канала первого мультиплекса — входящие в ВГТРК «Россия 1», «Россия 24» и «Россия К», а также Общественное телевидение России — получают из бюджета средства сразу и на распространение сигнала, и на производство и закупки контента. В 2020 году на финансирование деятельности всей ВГТРК (управляет также радиостанциями и интернет-ресурсами) Минфин предлагает выделить 24,2 млрд руб., что на 15% больше, чем в 2019-м. Общественное телевидение России может получить из бюджета в следующем году, как и в этом, 3,1 млрд руб. Но вещателю дополнительно планируется выделить еще разовые 1,5 млрд руб., для того чтобы в эфире канала могли появиться врезки региональных телестанций.

Летом в своих методических указаниях по распределению базовых бюджетных ассигнований на плановый период 2020–2022 годов Минфин отмечал, что приоритетом для него является господдержка каналов второго цифрового мультиплекса. В него входят коммерческие, преимущественно развлекательные вещатели: СТС, «Домашний», РЕН ТВ, ТНТ, ТВ3, «Пятница», «Муз ТВ», «Звезда», «Мир», «Спас». Они финансировали строительство инфраструктуры для своего вещания в цифровом формате и теперь должны платить суммарно около 13 млрд руб. год (или 1,3 млрд руб. каждый) за распространение сигнала «в цифре».

В опубликованном проекте бюджета субсидии каналам второго мультиплекса не упоминаются.

Распространение телеканалов в населенных пунктах, имеющих менее 100 тыс. жителей, является важной социальной задачей, но для вещателей экономически неоправданно, отметил представитель Национальной медиа группы, которая управляет тремя каналами из второго мультиплекса — РЕН ТВ, СТС и «Домашний». Сегодня перед вещателями стоит важная задача создания и развития новых платформ и форматов контента в соответствии с интересами аудитории, напомнили в пресс-службе Национальной медиа группы. Поэтому, по мнению холдинга, вопрос государственной поддержки телеканалов второго мультиплекса, ориентированных на молодую аудиторию, на распространение в городах с численностью населения менее 100 тыс. человек в таких условиях еще более актуален.

Представители других каналов второго мультиплекса не ответили на запросы РБК.

RT заговорит на немецком

АНО «ТВ-Новости», которое управляет вещающими на зарубежную аудиторию телеканалами и радиостанциями RT и связанными с ними сайтами, на финансирование своей деятельности в 2020 году может получить из федерального бюджета 23 млрд руб., что на 12% больше, чем в 2019-м.

Кроме того, Минфин предлагает дополнительно выделить 1,4 млрд руб. на обновление материально-технической базы производственного комплекса в Москве. Еще 3 млрд руб. планируется потратить на создание немецкоязычной версии телеканала RT. Когда в 2017 году RT начало вещание на французском, на эти цели из бюджета дополнительно было выделено 1,2 млрд руб.

Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Деньги планируют и тратят заранее

В этом году в связи с пандемией коронавирусной инфекции в России отменили празднование Дня Победы. При этом в Воронеже, Смоленске, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Севастополе и других городах всё равно запустили праздничные салюты.

Это событие вызвало негодование:

Госзакупки ко Дню Победы — в Деле

Люди писали в соцсетях и на форумах, что государство должно было не тратить деньги на празднование Дня Победы, а направить их на помощь нуждающимся. Вот о каких суммах шла речь — это стоимость контрактов на салюты на сайте госзакупок:

  • 1,9 млн ₽ — Якутия (две закупки на два салюта);
  • 1,5 млн ₽ — Воронежская область;
  • 1,2 млн ₽ — Ямало-Ненецкий округ.

Распределение денег на День Победы по регионам — в бюджете России

Решение о выделении денег на День Победы — на сайте правительства

Деньги на это запланировали выделить из фонда правительства на заседании, которое прошло в ноябре 2019 года. А предусмотрели эти траты и распределили их по регионам еще раньше — в законе «О федеральном бюджете».

Всего правительство выделило регионам на празднование Дня Победы 339 млн рублей

Дело в том, что бюджет в России планируют заранее, а сама Россия — федеративное государство, где регионы обладают некоторой самостоятельностью. Такая же структура у США, Мексики, Индии.

В России 85 регионов, и каждому нужны деньги. Представьте семью, в которой 85 детей, и всем им нужны деньги на обед в школе, занятия в кружках и электросамокаты. И все 85 детей прибегают и просят деньги у родителей в один день, а те придумывают, кому и сколько дать, что важно оплатить сейчас, а что подождет. В России никто не копит деньги и не планирует бюджет на месяц вперед, но, если бы семья копила, она бы заранее начала откладывать на электросамокаты для стольких детей.

Так и с бюджетом: деньги на салют ко Дню Победы запланировали заранее, задолго до пандемии коронавируса.

А еще каждый регион составляет свой бюджет, в котором пишет, условно: нам нужен миллион рублей на салют, а еще два миллиона на дорогу. Госдума или законодательный орган этот бюджет утверждает, но сразу деньги регионам не дает. Деньги поступают из федерального казначейства, которое переводит их раз в месяц и квартал, — в зависимости от предоставленных смет.

Чтобы успеть всё в срок, к празднованию готовятся заранее. Сначала объявляют тендер, находят исполнителя, тот привозит салют, потом казначейство переводит деньги администрации, а та расплачивается с исполнителем.

Аукцион на салют в Якутии — на сайте единой информационной системы госзакупок

Так Якутия объявила о поиске исполнителя по салюту ко Дню Победы 18 февраля 2020 года — за полтора месяца до объявления режима самоизоляции:

Может быть, в трудный момент власти Якутии и хотели бы отдать эти деньги нуждающимся пенсионерам, но не могли этого сделать:

  • деньги они получают постфактум, и им нужно расплачиваться с поставщиками;
  • мероприятия планируют заранее, поэтому этих денег уже нет.

Возможно, власти Якутии могли бы сказать поставщикам: «Извините, мы отменяем сделку, платить за салют не будем, у нас коронавирус». Но поставщик — это компания с сотрудниками, которые получают зарплату, тратят эти деньги в магазинах, кафе и транспорте и являются частью экономики страны.

Лидеры и анти-лидеры

При этом ситуация с исполнением нацпроектов в разных регионах тоже весьма и весьма разная. А с ее оценкой у федерального центра большие проблемы.

Как ранее сообщило РБК со ссылкой на данные системы «Электронный бюджет», к ноябрю 33 региона потратили на нацпроекты менее половины выделенных денег, 52 региона – более половины и лишь 11 субъектов РФ – около двух третей.

Но потом выяснилось, что при загрузке региональными администрациями сведений в эту систему произошел сбой. То есть данные загрузили верные, но дальше что-то пошло не так.

Затем все сделали «вручную» и в итоге выяснилось, что на самом деле в Магаданской области освоено 77,6% бюджетных средств на нацпроекты(1,484 млрд руб. из 1,151 млрд.руб). В Карелии, Тверской области и Пермском крае тоже все обстоит не так плохо, как показывает «Электронный бюджет».К тому же в системе нет полной информации по городам федерального значения — Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю.

В пресс-службе Федерального казначейства сообщили, что проблему с полнотой данных в «Электронном бюджете» планируется устранить в ближайшее время.

Причины и следствие

«Разбор полетов» по исполнению нацпроектов проводили в ноябре на заседании президиума совета по стратегическому развитию и нацпроектам при Правительстве России.

В первую очередь с докладом выступил генпрокурор России Юрий Чайка. Он заявил о том, что Генпрокуратура РФ обеспечивает надзор с марта нынешнего года и успела выявить около 2,5 тысячи нарушений при реализации нацпроектов, в основном таких как «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда».

Нарушения были допущены при предоставлении мер господдержки, при строительстве социальной инфраструктуры и проведении конкурсов при госзакупках. Юрий Чайка сообщил о проблемах, связанных с неосвоением бюджетных средств «на всех уровнях и этапах». По его словам, хуже всего обстоят дела с нацпроектом «Цифровая экономика», по которому освоено лишь 15% из выделенных на этот год 108 млрд рублей, а также с нацпроектом «Экология», исполнители которого израсходовали лишь четверть доведенных до них средств.

Отдельно генпрокурором были высказаны претензии по неосвоению средств по программе льготного кредитования малого бизнеса.

Тут же были названы и рецепты от этих «болезней». В частности, Юрий Чайка предложил побыстрее принять закон о создании реестра «компаний-коррупционеров», чтобы предотвращать злоупотребления на торгах.

А премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что нарушителей правил, по которым осуществляются нацпроекты, ждут «самые серьезные последствия — вплоть до административной и уголовной ответственности».

Ранее спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала недостаточные темпы освоения бюджетных средств на нацпроекты «полным безобразием» и предупредила, что при таком подходе к работе национальные цели не будут достигнуты.

Без планирования можно тратить только резервный фонд

Не только салюты во время коронавируса стали темой для возмущения. Например, в прошлом году, когда по всей России начались природные пожары, говорили, что государство должно раздать деньги пострадавшим.

Если говорить о чрезвычайных ситуациях, то в госбюджете есть одно местечко, деньги откуда можно тратить экстренно, без предварительного планирования. Это резервный фонд правительства, резервный фонд президента. Такие резервные фонды могут быть не только у федеральных властей, но и у губернаторов.

Деньгами из резервного фонда можно пользоваться, когда наступает чрезвычайная ситуация. Эту ситуацию нельзя спланировать заранее, поэтому здесь разрешено действовать по факту. Но это возможно, потому что есть основной бюджет, который закрывает текущие расходы, а фонд — это как заначка на черный день. Его не тратят, пока не случилось что-то серьезное, как например, пандемия коронавируса.

О выплате пострадавшим при пожарах в 2019 году — распоряжение правительства

Именно из резервного фонда последние месяцы выплачивали субсидии, гранты, материальную помощь — всё, о чём говорил президент в своих обращениях. Из резервного фонда также выплачивали материальную помощь пострадавшим при пожарах в прошлом году.

1. Что сложнее организовать – банковский кредит или продажу доли в уставном капитале

Поэтому, прежде чем искать потенциальных покупателей доли в уставном капитале, придется созвать внеочередное собрание участников и принять решение об этом. На собрание уйдет примерно две недели.

Ранее компании никто не предлагал продать часть бизнеса, следовательно, обратиться не к кому, придется изучить рынок и самостоятельно искать покупателя. По оценке сотрудников «Альфы» на это потребуется примерно четыре месяца.

Плюс еще нужны два месяца на подготовку документов. Для оформления сделки купли-продажи надо собрать оригиналы:

  • решения участников общества о продаже доли в уставном капитале;
  • выписки из ЕГРЮЛ. В зависимости от нотариуса срок давности – от 5 до 30 дней;
  • справки об оплате уставного капитала;
  • оферты в адрес общества и каждого из учредителей;
  • списка участников ООО «Альфа» по состоянию на день совершения сделки;
  • справки о том, что сделка не является крупной и не с заинтересованностью;
  • заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Также нужны документы, заверенные нотариусом:

  • отказ от преимущественного права покупки доли от участников общества;
  • согласие супруга, супруги от всех учредителей или заявление о том, что в браке не состоят;
  • договор купли-продажи.

Возможно, нотариус затребует что-то еще – баланс или справку об оценочной стоимости доли в уставном капитале. На подготовку дополнительных документов тоже нужно заложить время.

Из-за дью-дилидженс, который наверняка захочет провести покупатель, продажа доли может затянуться и на год. Итого деньги в лучшем случае поступят через шесть месяцев, в худшем – через год и более.

Что касается банковского кредита,его оформить проще. Плюс сотрудники компании «Альфа» занимались такой работой неоднократно, проблем с исполнением не будет.

На собрание и оформление решения участников общества по кредиту отвели две недели. Задержка возможна из-за необходимости оценить залоговое имущество. В качестве залога планируется предоставить помещение площадью 51 кв. м и стоимостью 12 млн руб. На выбор компании-оценщика, подписание договора с ним и оценку стоимости залогового имущества отвели еще три недели.

Еще понадобится время, чтобы подготовить пакет документов для банков, встретиться с их кредитными менеджерами и проанализировать условия предоставления кредита. Выбор банка, сбор и подача документов, прохождение кредитного комитета займут еще месяц.

Пакет документов для подачи в банк включает копии:

  • свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН);
  • решения о создании компании, учредительного договора и протокола собрания учредителей;
  • устава общества и изменений к нему. Важно, чтобы устав и изменения к нему имели отметку о регистрации в налоговой инспекции;
  • платежных поручений, которые подтверждают полную уплату уставного капитала организации;
  • приказов о назначении генерального директора и главного бухгалтера;
  • паспортов учредителей общества;
  • паспортов генерального директора и главного бухгалтера.

Так в компании пришли к выводу, что по критерию «Время» выигрывает банковский кредит. На него уйдет два с половиной месяца, а хорошая кредитная история может ускориться.

Чтобы принять окончательное решение, также изучили риски каждого из видов финансирования.

Сравнение: заемное или долевое финансирование – что займет больше времени

Заемное финансирование или Долевое финансирование
На рынке множество кредитных продуктов и банков, готовых предоставить эту услугу. Продукт доступен.
У сотрудников компании есть опыт в подготовке пакета документов для банка и прохождении кредитного комитета.
Отлаженный порядок предоставления финансирования значительно ускорит процесс получения кредита в банке.
Операции по оценке и страхованию залогового обеспечения знакомы сотрудникам компании и выполняются без затруднения
Узкий рынок инвесторов. В условиях кризиса они тщательно взвешивают риски и не спешат вкладывать свои деньги в новые проекты. Поиск займет много времени.
Отсутствие практики привлечения инвестиций за счет продажи доли, а также опыта проведения сделок купли-продажи, изменения уставных документов может замедлить процесс оформления сделки.
Подготовка к дью-дилидженс и сама оценка бизнеса инвестором приведут к задержке в оформлении сделки. Ранее сотрудники компании не участвовали в дью-дилидженс. Поэтому подготовка к этой процедуре, скорее всего, затянется

Предоставляем регистрацию поставщиков и организаций на площадке для участия в аукционах и тендерах, все подробности о данной услуге читайте