Требования к автобусу для перевозки детей

Недавняя инициатива ГД о запрете на эксплуатацию старых автомобилей оказалась понятой неправильно

Александр Климнов, фото автора

Возникшие после недавно принятого законопроекта о запрете на эксплуатацию старых ТС споры в автомобильном сообществе и рунете оказались пустопорожними, так как закон просто был неверно интерпретирован.
Так, заместитель председателя комитета по экономическому развитию, предпринимательству и промышленности Альфия Коготина объяснила, что данный законопроект имеет ввиду лишь рекомендации министерствам и ведомствам по запрету коммерческой эксплуатации ТС старше 10 лет, но сам не является законом. По ее словам о частных автомобилях не используемых для получения дохода речь не идет.

Забота законодателей о детях понятна – школьным автобусам старше 10 лет уже давно на дорогах не место (тем не менее, случаи использования для перевозок детей неподходящего транспорта все еще нередко происходят). На фото «правильный» свежий школьный автобус КАвЗ-4238

Идея о распространении законопроекта на коммерческий транспорт в целом появилась 6 лет назад после появления аналогичного требования к автобусам для перевозок детей.

Еще совсем недавно такие вот «10-летки» дымили даже в Москве

Это связано со значительным ростом количества аварий с участием старых автобусов, с полной амортизацией.

Сегодня Россия перемещается преимущественно на пожилых ПАЗиках 3205-й модели самых разных возрастов и мгновенно заменить их новыми машинами определенно не удастся

Новый закон может самым жестким образом ударить по вторичному рынку автобусов

Законодатели категорически утверждают, что таким ветеранам как этот Mercedes-Benz O302 на наших дорогах не место

И все же думается, что при грамотной эксплуатации пожилые иномарки известных брендов вполне еще могли бы послужить, естественно, при должном прохождении техосмотров

Новый законопроект создавали члены совета экспертов, производители и общественные компании, сверяясь с мировым опытом.

Конечно такие автобусы-бурбухайки на шасси грузовиков (на фото югославский TAM-80, преспокойно разъезжающий по современной Москве) никаким современным нормативам безопасности уже не соответствуют

Самые старые машины используются в качестве внутризаводского транспорта (на фото древний ЛАЗ-4202 по территории бывшего ЗИЛа катался еще три года назад)

так, по их утверждению автобусы любых марок, производителей и стран выпуска старше 10 лет уже не соответствует последним требованиям к системам торможения, управления и другим пунктам требований к безопасной эксплуатации.

А вот владельцам старых грузовиков пока можно спать спокойно, но добраться хотят и до них

P.S. Получается, владельцы легковушек и грузовиков могут выдохнуть – никто им не запретит и дальше кататься на своих коптящих олдтаймерах.

Зато владельцы легкового транспорта могут эксплуатировать свои машины сколько угодно долго или даже бросать совсем

Впрочем, быстрое обновление парка в нашей стране одновременно и необходимо (цифры долей старых машин в любой категории попросту ужасающие), и невозможно (у населения и мелкого и среднего бизнеса попросту нет такого количества денег), так что скоропалительный запрет даже на эксплуатацию автобусов без АБС может привести: а) к возникновению дефицита автотранспортных услуг; б) к резкому вздорожанию проезда на новых автобусах. И то и другое чревато ростом социальной напряженности. Так, что еще раз повторюсь: семь раз отмерь – один отрежь.

Документ вступит в силу в 2015 году.

Министерство промышленности и торговли подготовило законопроект, ограничивающий сроки эксплуатации грузового транспорта, а также пассажирских автобусов. Документ опубликован на едином портале раскрытия правовой информации.
Если проект будет принят, то уже с 1 июля следующего года под полный запрет попадут грузовики старше 28 лет и автобусы старше 25 лет. В дальнейшем срок ограничения будет снижаться. Так, к 2018 году под запрет попадут автобусы массой не более пяти тонн в возрасте от 12 лет, с массой более пяти тонн – 15 лет. В тот же период максимальный возраст грузовиков массой не более 3,5 тонн будет ограничен 12 годами, для грузовых автомобилей массой выше 3,5 тонн максимальный срок эксплуатации составит 15 лет.
Предусмотрены и соответствующие штрафы. За нарушение сроков эксплуатации транспортных средств физические лица заплатят 30 тыс. руб., должностные – 50 тыс. руб., а юридическим лицам придется уплатить штраф в размере 200 тыс. руб.
«Принятие данного федерального закона позволит омолодить автомобильный парк РФ, что позволит существенно улучшить ситуацию с безопасностью дорожного движения и экологией на российских дорогах. В совокупности с программой утилизации будет компенсирован минимально возможный социальный урон», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Добавим, что это уже не первая подобная инициатива ведомства. Осенью Министерство промышленности и торговли предлагало ограничить сроки эксплуатации не только грузового и пассажирского, но и легкового транспорта.

Более 50% автобусов в стране старше 10 лет. Об этом говорят данные ГИБДД. Эксплуатация таких транспортных средств опасна для всех участников дорожного движения. На федеральном уровне не раз поднимали вопрос о запрете старых автобусов – тех, что отработали больше 10 лет.

Масштаб проблемы показала страшная авария под Калугой. Автобус, в котором ехали дети на танцевальный конкурс, перевернулся. По предварительным данным, водитель не справился с управлением. В результате ДТП погибли семь человек, в том числе трое детей. Уже известно, что этот автобус эксплуатировался больше 30 лет.

Хотя с 1 июля 2018 года введен запрет на использование автобусов старше 10 лет для организованных детских перевозок, которые отправляются или прибывают в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область, а с 1 октября – во всех регионах. Но это не гарантирует, что какой-нибудь частник не повезет детей на своем старом автобусе, чтобы подзаработать.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, депутат фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов спросил у министра транспорта РФ Евгения Дитриха о возможности распространить запрет на эксплуатацию транспорта старше 10 лет, осуществляющего коммерческие перевозки. «Устанавливать срок эксплуатации автобусов нецелесообразно», – заявил министр.

– На обновление автобусного парка нужны серьезные средства. У большинства перевозчиков на это нет средств. Такая же проблема и у авиаперевозчиков. При обсуждении этого вопроса мы сошлись на том, что если транспорт проходит технический осмотр, то срок его эксплуатации устанавливать нецелесообразно. Поэтому важно, чтобы все транпортные средства проходили техосмотр. Для тех автобусов, которые перевозят детей и социальные группы, вообще необходимо увеличить частоту техосмотра, – добавил Дитрих.

Кроме того, ведомство намерено ужесточить проведение технического осмотра общественного транспорта, а также оснастить транспортные средства тахографами, для того чтобы следить за водителями автобусов. Это обрудование будет передавать информацию о скорости движения, о маршруте в единый информационный центр.

Еще одна острая тема – «заоблачные» цены на авиаперелеты на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и Арктике.

«Малая авиация не может развиваться из-за жестких правил технической безопасности, чтобы хоть как-то выжить, региональные перевозчики повышают стоимость перелетов», – рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, депутат фракции «Справедливой России» Федот Тумусов.

Глава Минтранса подтвердил, что проблемам региональных авиаперевозчиков уделяется мало внимания. Причину этого министр так и не назвал, но пообещал проработать специальные правила для малой авиации.

– Для коммерческой авиации правила едины – и для больших авиакомпаний, и для тех, у кого частный самолет, который перевозит на небольшие расстояния, например, экскурсии. Мы сейчас с авиаторами прорабатываем план, чтобы развести работу больших авиакомпаний и малой авиации, то есть сделать для каждого свои правила технической безопасности. Так как речь идет о перевозке людей, то правила должны быть выше, чем на других перевозках. Чтобы нам потом не предъявили претензии, что мы не заботимся о том, чтобы людей возили на исправном воздушном судне, с качественным диспетчерским обеспечением, – прокомментировал министр.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, депутат фракции «Справедливой России» Валерий Гартунг поднял вопрос о недостроенном метрополитене по всей стране.

– Во многих городах-миллионниках России начато строительство метро, но не достроено. Например, в Челябинске стройка метрополитена остановлена. Чтобы достроить его нужно 60 млрд рублей. Примерно столько же нужно, чтобы закопать. И оставлять так тоже нельзя, потому что примерно 300 млн рублей в год уходит на поддержание и обслуживание этого объекта, – отметил Гартунг.

К слову, челябинское метро строится уже больше 25 лет. И, похоже, местные жители так никогда его и не увидят. Глава Минтранса отметил, что метрополитен никогда не финансировался за счет транспортных проектов, и посоветовал переадресовать этот вопрос в Минфин.

Стоит отметить, что бюджет уже согласован на ближайщие три года, и туда явно не входят расходы на строительство «замороженного» метрополитена. Но, как говорится, обещанного три года ждут… жители Челябинска, Омска и Красноярска, где также остановили стройку метро.

С 1 октября 2019 года вступили в силу изменения в Правила организованной перевозки группы детей автобусами (утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. № 1177), внесенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2019 г. № 1196.

Перевозка группы детей должна осуществляться с использованием ремней безопасности. На назначенного сопровождающего возлагается обязанность перед началом движения автобуса убедиться, что дети пристегнуты ремнями безопасности, контролировать использование ими ремней безопасности в пути следования, обеспечивать порядок в салоне, не допуская подъем детей с мест и передвижение их по салону во время движения.

Организованная перевозка группы детей без назначенных сопровождающих не допускается. Предусмотрено, что сопровождающий должен выполнять требования фрахтователя, доведенные до него при инструктаже перед перевозкой.

Уточнено, что документы для организации перевозки групп детей должны быть именно у водителя.

У водителя может быть, как оригинал, так и копия договора фрахтования.

Не требуется наличие документа у водителя, содержащего сведения о медицинском работнике. Информация о медработнике должна содержаться в списке пассажиров, а все прочие документы должны быть у самого медработника.

Список всех пассажиров теперь должен включать:

  • детей (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и возраста или даты рождения каждого ребенка, номера контактного телефона родителей (законных представителей), пунктов посадки и (или) высадки каждого ребенка, — в случае если такие пункты являются промежуточными (не совпадают с пунктом отправления и (или) пунктом назначения маршрута);
  • сопровождающих
  • медработника
  • работников и (или) физических лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого работника и физического лица, номера его контактного телефона, пунктов посадки и (или) высадки каждого работника и физического лица, — в случае если такие пункты являются промежуточными (не совпадают с пунктом отправления и (или) пунктом назначения маршрута).

В случае неявки пассажиров их данные вычеркиваются из списка.

Документ, содержащий порядок посадки должен включать не только порядок посадки детей, но и всех остальных пассажиров.

Уточнено, что должен содержать маршрут перевозки:

  • пункт отправления;
  • промежуточные пункты посадки (высадки) (если имеются) детей, работников и физических лиц;
  • пункт прибытия;
  • мест остановок для приема пищи, кратковременного отдыха, ночного отдыха (при многодневных поездках) — в случае организованной перевозки группы детей в междугородном сообщении.

Для осуществления организованной перевозки группы детей ответственный или старший ответственный за организованную перевозку группы детей и координацию действий водителей при многодневных поездках обязан иметь при себе список мест размещения для детей на отдых в ночное время, содержащий также наименование юридического лица или фамилию, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, размещающих детей на отдых в ночное время или осуществляющих деятельность в области оказания гостиничных услуг, либо реестровый номер осуществляющего организацию перевозки туроператора в едином федеральном реестре туроператоров.

Изменен срок хранения документов. Оригиналы документов должны храниться 3 года, только если во время перевозки произошло ДТП, в иных случаях 90 дней.

Уточнены требования к стажу работы в качестве водителя лиц, допускаемых к управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей. Так, к управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, теперь допускаются водители, в числе прочего, имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее 1 года на дату начала организованной перевозки группы детей из последнего года и одного месяца (ранее было указано «непрерывный стаж»).

Изменены требования к срокам подачи уведомлений в органы ГИБДД. Сейчас уведомление нужно подавать не позднее, чем за 2 дня до дня начала перевозки. С 1 октября 2019 года уведомлять Госавтоинспекцию нужно будет:

  • не позднее 48 часов до перевозки — в междугородном сообщении,
  • не позднее 24 часов до перевозки — в городском и пригородном сообщениях.

При подаче уведомления об организованной перевозке группы детей в подразделение Госавтоинспекции или заявки на сопровождение колонны автобусов патрульным автомобилем Госавтоинспекции допускается вместо списка работников или физических лиц, участвующих в перевозке, представлять информацию только о количестве таких участников перевозки. При этом сам список должен быть оформлен и передан водителю до начала организованной перевозки группы детей.

Больше не будет туроператоров по закону

В самом начале Постановления Правительства РФ идёт определение терминов, используемых в правилах перевозки. И одно из них исключается – определение туроператора. Равно как исключается любое дальнейшее упоминание работников туротрасли в автобусных перевозках групп детей.

Штрафы за нарушение правил перевозки детей

Ответственность за нарушение требований к организованной перевозке детей автобусами предусмотрена статьей 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 12.23. Нарушение правил перевозки людей

ч.4. Организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами, —

влечет наложение административного штрафа:

  • на водителя в размере трех тысяч рублей;
  • на должностных лиц – двадцати пяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц – ста тысяч рублей.

ч.5. Нарушение требований к перевозке детей в ночное время, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, —

влечет наложение административного штрафа:

  • на водителя в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев;
  • на должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц – двухсот тысяч рублей.

ч.6. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере двадцати пяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц – ста тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2019 г. № 1196

Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1177 (с выделенными изменениями)

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУППЫ ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила организованной перевозки группы детей автобусами.

2. Установить, что реализация полномочий федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Требования пункта 3 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в части, касающейся требований к году выпуска автобуса, не применяются до 30 июня 2021 г. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.08.2018 N 925, от 28.04.2020 N 597)

4. Требования пункта 3 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в части, касающейся требований к оснащению автобуса аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, не применяются до 31 мая 2021 г. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.03.2020 N 245, от 28.04.2020 N 597)

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 декабря 2013 г. N 1177