Технико внедренческая зона Томск

Первое здание на основной, Южной площадке — Центр инноваций и технологий (ЦИТ), декабрь 2008 год. В настоящее время здесь размещаются предприятия-резиденты Особой экономической зоны, «Территориальное управление РосОЭЗ-Томск», администрация ОАО «Особая экономическая зона Томск». На снимке — вестибюль ЦИТЦИТ, вид с западаЦИТ, вид с востока

Томская Особая экономическая зона системы РосОЭЗ, технико-внедренческого (технологические инновации) типа (Томск-ОЭЗ ТВТ). Упрощённо в неофициальном общении используется сокращение технико-внедренческая зона, или ТВЗ.

Особые экономические зоны (далее – ОЭЗ) создаются в целях развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2013 г.) (далее – Закон № 116-ФЗ) особая экономическая зона — часть территории РФ, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

СОСТАВЛЕНИЕ ДОГОВОРА МОСКВА

Отношения в сфере ОЭЗ в РФ регулируются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 г. (далее – Соглашение), иными актами таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, Законом № 116-ФЗ и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ним.

Особая экономическая зона технико – внедренческого типа «Томск» (далее — ОЭЗ ТВТ «Томск») — создана в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 г. № 783 «О создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа».

БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

Общая площадь территории особой экономической зоны — 207 га., в т.ч.:

  • Участок №1 «Южная площадка» — 192,4 га. Расположен на резервной площадке Томского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук и прилегающих к этой территории свободных землях г. Томска;
  • Участок №2 «Северная площадка» — 14,6 га. Расположен на площадке в северной части Северного промышленного узла примыкающей к территории ООО «Томскнефтехим».

Срок действия ОЭЗ — 49 лет.

Приоритетные направления развития ОЭЗ

Приоритетными направлениями развития ОЭЗ ТВТ «Томск» являются:

  • информационные технологии и электроника;
  • нанотехнологии и новые материалы;
  • медицина и биотехнологии;
  • ресурсосберегающие технологии.

Условия получения статуса резидента ОЭЗ

В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ получить статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (далее – ТВ ОЭЗ) могут индивидуальные предприниматели или коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий), зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности.

Иностранные компании могут стать резидентами российских ОЭЗ путем создания дочерних структур, зарегистрированных в границах того муниципального образования, в котором расположена ОЭЗ. Привлечение прямых иностранных инвестиций — одна из главных задач российских особых экономических зон.

Для получения статуса резидента ОЭЗ необходимо:

  1. Зарегистрировать юридическое лицо в муниципальном образовании, в границах которого расположена ОЭЗ.
  2. Подать заявку на заключение соглашения о ведении деятельности на территории ОЭЗ, бизнес-план, оформленный в соответствии с требованием Минэкономразвития России и комплект необходимых документов в орган управления ОЭЗ.

Заявка должна содержать:

  • информацию о предполагаемой деятельности;
  • информацию об объеме планируемых инвестиций;
  • сведения о необходимой площади земельного участка (офиса), о потребностях в водоснабжении, газоснабжении электроэнергии и других видов ресурсов для реализации проекта.

К заявке необходимо приложить комплект следующих документов:

  • копию свидетельства о государственной регистрации,
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе,
  • копии учредительных документов.

3. Защитить инвестиционный проект на Наблюдательном Совете. В состав наблюдательного совета входят специалисты регионального уровня, которые проводят первичную экспертизу проекта. При необходимости — внести изменения в бизнес-план в соответствии с их рекомендациями.

4. Защитить инвестиционный проект на Экспертном Совете при Минэкономразвития России. В состав Экспертного совета входят специалисты федеральногоуровня, которые проводят экспертную оценку проекта и принимают решение о предоставлении статуса резидента.

5. Заключить трехстороннее соглашение с Минэкономразвития России и органом управления ОЭЗ о ведении деятельности на территории ОЭЗ и получить свидетельство резидента ОЭЗ.

Управляющей компанией, в управлении которой находится ОЭЗ ТВТ «Томск», является ОАО «Особые экономические зоны» (ОАО «ОЭЗ»). Управляющая компания – это открытое акционерное общество, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и 100 % акций которого принадлежит РФ.

Налоговые льготы и преференции для резидентов ОЭЗ ТВТ «Томск»

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ для резидентов ОЭЗ законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ (при условии ведения раздельного учета доходов (расходов)), но не более 13,5 %. Согласно информации управляющей компании ОАО «ОЭЗ» для резидентов ОЭЗ ТВТ «Томск» ставка налога на прибыль составляет 13,5 %.

Налог на имущество

В соответствии с п. 17 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения резиденты ОЭЗ в отношении учитываемого на их балансе имущества, созданного (приобретенного) и используемого в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.

Земельный налог

соответствии с п. 9 ст. 395 НК РФ освобождаются от налогообложения резиденты ОЭЗ в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на 5 лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Транспортный налог

Согласно информации управляющей компании ОАО «ОЭЗ» резиденты ОЭЗ ТВТ «Томск» освобождаются от уплаты транспортного налога сроком на 5 лет.

Страховые взносы в социальные фонды

В соответствии с пп. 5 п. 1 и п. 3 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в ред. от 07.06.2013 г.) для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших с органами управления ОЭЗ соглашения об осуществлении технико — внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в ТВ ОЭЗ, применяются пониженные тарифы страховых взносов:

Режим свободной таможенной зоны

В соответствии с п. 1. ст. 10 Соглашения свободная таможенная зона – это таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин, налогов (НДС – пп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ), а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ при вывозе товаров с территории РФ в таможенной процедуре экспорта НДС не уплачивается. Данный порядок применяется при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 185 НК РФ при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта акциз не уплачивается с учетом ст. 184 НК РФ или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами. Данный порядок применяется при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение НДС товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при их реализации производится по ставке 0 %.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 38 Закона № 116-ФЗ акты законодательства РФ, законы субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков — резидентов ОЭЗ, за исключением актов, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов в течение срока действия соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности.

Льготные условия аренды

Согласно информации управляющей компании ОАО «ОЭЗ» величина арендной платы составляет 2 % от кадастровой стоимости земельного участка (в настоящее время — около 61 тыс. руб. за 1 га).

Возможность права выкупа земельного участка. Согласно информации управляющей компании ОАО «ОЭЗ» стоимость выкупа составляет: Южная площадка — 52,35 руб. за кв.м.; Северная площадка — 34,41 руб. за кв.м.

Расчет производится по формуле: 3 х кадастровую стоимость х 1,5 %,

где 3 — трехкратный размер ставки земельного налога (Закон Томской области от 04.10.2002 г. № 74-ОЗ);

1,5 % — налоговая ставка (Решение Думы г. Томска от 21.09.2010 г. № 1596).

Общие сведения

ТВЗ является одним из важнейших элементов инновационной экономической инфраструктуры, наряду с другими элементами этой томской системы — научно-образовательным комплексом Томска (вузы, НИИ), индустриальными высокотехнологическими предприятиями и объединениями, кластерной транспортной логистикой. По форме представляет собой классический научно-технологический парк с особым таможенным и налоговым режимом.

В конце 2005 года конкурсная комиссия правительства России по созданию особых экономических зон утвердила решение о создании в четырёх городах (Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге и Томске) технико-внедренческих зон.

В Томске ТВЗ будет размещаться на двух площадках — северной (в районе Njvcrjuj нефтехимического комбината, площадью 4,6 га) и южной — в районе Академгородка (площадью 192,4 га).

Вся территория зоны будет огорожена, въезд в зону будет осуществляться через КПП и участок таможенного контроля.

Расходы на строительство ТВЗ в 2008 году составили 3 млрд рублей, в эту сумму входят и расходы на обеспечение транспортной доступности зоны.

С осени 2007 года проводилась реорганизация ТВЗ — к лету 2008 года появилось 2 дирекции. Основной проект, РосОЭЗ-Томск, осуществляется общефедеральным органом — Территориальное управление РосОЭЗ по Томской области. Вновь созданное акционерное общество ОАО «Особая экономическая зона Томск» (подразделение системы ОАО «Особые экономические зоны», Москва), создано на базе части структур управления прежней администрации ТВЗ. Эта организация является собственником основных материальных активов ТВЗ.

В октябре-ноябре 2008 года обе администрации ТВЗ переместились в район Академгородка — улица без наименования (нумерация дана по параллельной улице — пр. Академический) из арендуемых помещений по улице Красноармейской, 147.

  • С мая 2009 года руководитель территориального агентства РосОЭЗ по Томской области — Юрий Николаевич Гавриленко, ранее работавший в омской, затем в томской мебельно-лесоперерабатывающей фирме «Партнёр». Экс-руководитель Территориального управления РосОЭЗ по Томской области, Председатель Совета директоров Открытого акционерного общества «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск»» — Владимир Адамович Прец (до ноября 2008), заместитель руководителя, а с декабря 2008 и.о. руководителя ТУ Томск-ОЭЗ — Владимир Иванович Подкатов. Представленные в ноябре-декабре Администрацией Томской области кандидатуры на должность Руководителя Территориального управления РосОЭЗ-Томск не были утверждены в Москве.
  • Руководитель ОАО «Особая экономическая зона Томск», генеральный директор — Анатолий Николаевич Овсянников.

Открытие первого корпуса на Южной площадке (Центра инноваций и технологий) состоялось 10 октября 2008 года и было приурочено к проходившему в те дни в Томске XI Инновационному форуму.

7-го апреля 2016 года активист проекта ОНФ «За честные закупки» из Томска Михаил Паутов во время пленарного заседания Санкт-Петербургского медиафорума ОНФ региональных и местных СМИ «Правда и справедливость» рассказал президенту РФ В.В. Путину, что акционерное общество «Особые экономические зоны», в том числе Томск-ТВЗ, работает малоэффективно и данные проверки Счётной палаты РФ подтверждают это заявление. М. Паутов предложил провести проверку акционерных обществ с государственным участием. Это было уже второе подобное обращение к Президенту России после обращения по данному вопросу 28.11.2015 года.

В августе 2019 года власти Томской области заявили о том, что подряд на застройку территории ТВЗ «Томск-ОЭЗ» жилыми домами решено передать компании строительства стандартных недорогих типовых зданий — ТДСК.

Резиденты

По состоянию на июнь 2008 года в ТВЗ зарегистрированы компании:

  • «Аквазон»
  • «Антарес-Т»
  • «Контек-Софт»
  • «Прикладная электроника»
  • «Микран»
  • «Медлайн»
  • «НПЦ СТРЕЛА»
  • «Сибур–Томскнефтехим»
  • «Субмикронные технологии»
  • «ФлексСофт»
  • «Фотон»
  • «Электропульс»
  • «Элекард Девайсез»
  • «ЭлеТим» подразделение компании ЭлеСи
  • ООО «САН», Новосибирск

В августе 2008 года было зарегистрировано 11 новых резидентов.

В дни XI Инновационного форума в число резидентов были приняты ещё 12 новых резидентов .

Контакты

  • Адрес: ТомскОЭЗ, пр. Академический, 8/8. Томск 634055
  • +7 (3822) 701425
  • Электронная почта: office@tomskoez.ru

Примечания

  1. Мэрия утвердила проект планировки южной площадки ТВЗ
  2. Расходы на строительство объектов Томской ОЭЗ в 2008 году составят 3 млрд рублей
  3. См. сообщение «У ОЭЗ — новый руководитель», а также биографию с омским периодом Ю. Гавриленко
  4. Владимир Прец вернулся в свой бизнес, руководит ЗАО «Сибирский центр логистики», который тесно ссвязан с проектами инфраструктурного развития ТВЗ.
  5. См. статью в газете «Томский вестник», № 219 от 19 ноября 2008 «Владимира Преца сменит неизвестный»
  6. Центр инноваций и технологий открыт на Южной площадке Томской ОЭЗ
  7. Санкт-Петербургский медиафорум ОНФ региональных и местных СМИ «Правда и справедливость» 2016 года поднял вопрос о неэффективности ОЭЗ (07.04.2016).
  8. ОНФ: причиной срывов реализации создания ОЭЗ в регионах стала халатность чиновников (05.04.2016).
  9. Известия.ру: Проект ОНФ «За честные закупки» выявил нулевую эффективность особых экономических зон (30.11.2016).
  10. Одиннадцать новых резидентов зарегистрированы в Томской ОЭЗ
  11. См. информацию на http://www.tomsknews.com/news/?id=6069

Галерея фотографий ТВЗ

  • Первое здание на территории ТВЗ: ИТЦ. Морозный декабрь 2008

  • ИТЦ. Вид с востока. Декабрь 2008

  • ИТЦ. Вид с юго-востока.

  • Проспект развития 8.

Ссылки

  • Томск — РосОЭЗ
  • Официальный интернет-сайт муниципалитета г. Томска: Особая экономическая зона технико-внедренческого типа, г. Томск
  • Технико-внедренческая зона в Томске
  • Проект планировки территории особой экономической зоны в г. Томске (район Академгородка)
  • Инвестиционный паспорт Томской области
  • Российский инновационный центр — управляющая компания Томской особой экономической зоны
  • «Томский вестник», 17.10.2007: Частичка Томской ТВЗ в Сингапуре
  • сайт РосОЭЗ: биография и фото В. А. Преца
  • Внеочередное Общее собрание акционеров Открытого акционерного общества «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск» (декабрь 2007)
  • ОЭЗ Сибири: ОЭЗ в Томске (2008)
  • портал «ФедералПресс»: Полпред Президента РФ в СФО Анатолий Квашнин разместил новосибирскую инновационную компанию «САН» в ОЭЗ Томской области (06.10.2008)
  • портал «Тайга.инфо»: Центр инноваций и технологий (ЦИТ) открылся в ТомскОЭЗ (12.10.2008)
  • Иннофорум в Екатеринбурге 2012 года: «Инновации особо крупного размера» (томичи о том, что бюрократия мешает инновационному экономическому развитию регионов)
  • РИА Томск (08.01.2019): Инвестиции резидентов Томск-ОЭЗ «догнали» бюджетные вложения
  • РИА Томск (24.01.2019): Томский бизнесмен обратится к президенту В. Путину с вопросом о льготах в ОЭЗ: зачем институт развития типа «технопарк» превращать в коммерческий бизнес-центр и строить затем с нуля новые «институты развития для старт-апов (технопарки и бизнес-инкубаторы)?»
  • ИА ТВ2 (29.01.2019): Власти рассказали о развитии промпарков и ОЭЗ в 2019 году
  • ИА «Томский обзор» (07.02.2019): Вице-губернатор заявил, что ТВЗ «Томск-ОЭЗ» вышла на окупаемость
  • ИА «Новости ВТомске.ру» (07.02.2019): Вице-губернатор проинформировал, что дальнейшей развитие ТВЗ «Томск-ОЭЗ» приостановлено: власти ищут 1,2 млрд руб для достройки Экспоцентра и Инжинирингового центра для Южной площадки ТВЗ
  • РИА Томск (31.07.2019): Томский сенатор В. Кравченко предполагает, что прогнозируется отток резидентов из ОЭЗ ТВЗ «Томск»
  • РИА Томск (04.09.2019): Из-за высокой арендной платы, которая накладывается на отмену льгот на старт-ап компании, из Томск-ОЭЗ происходит отток резидентов
  • Томский губернатор попросил у федерации 1,5 млрд. руб на достройку 2 объектов ОЭЗ
  • Экспоцентр в томской ОЭЗ планируют достроить в 2021 году
  • Как вернуть интерес инноваторов к ОЭЗ «Томск»: планы властей на 2020 год
  • Томская ОЭЗ окончательно перешла в ведомство региона
  • Томичи выступают против многоэтажной застройки на землях ТВЗ

описание:

Концепция развития ОЭЗ предполагает поэтапное освоение территории общей площадью 192,0 га в 4 очереди. В ходе 1-ой очереди (площадь территории 50,2 га) будет выстроено 125 000 кв. м общей площади зданий, в ходе 2-й очереди (5,8 га) – 33 800 кв. м, 3-й очереди (28,0 га) – 52 500 кв. м, 4-й очереди (108,0 га) – 293 800 кв. м В первую очередь строительства вошли: административно-деловой комплекс, в котором предполагается разместить все необходимые службы для работы с потенциальными резидентами, бизнес-инкубатор, а также первичные объекты социально-бытового обслуживания, сервисные здания и сооружения, необходимые объекты инженерной инфраструктуры и, кроме того, три здания научно-производственного назначения.

Строительство объектов первой очереди будет осуществляться за счет государственного финансирования. Последующие этапы освоения территории включают в себя развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимой для подготовки к строительству участков, предназначенных для размещения научно-производственных зданий резидентов, строительство гостиничного комплекса, объектов социально-культурного назначения, комплексное благоустройство участка ОЭЗ.

Участок, предназначенный для размещения ОЭЗ, занимает восточную часть резервной территории Томского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук (ТНЦ СО РАН) и прилегающие к ней свободные земли г. Томска. Данная территория находится в городской черте г. Томска с восточной стороны города к юго-востоку от железной дороги, на правом берегу р. Ушайки и является благоприятной с точки зрения экологии, так как основные промышленные зоны города находятся в северной и северо-западной части города на расстоянии 5 – 15 км. Участок имеет уникальные ландшафтные характеристики, которые позволяют сформировать ОЭЗ как парк высоких технологий, включающий в себя не только хозяйственно-экономические зоны предприятий резидентов, но и обширные рекреационные площади. Научно-производственная зона занимает основную часть территории ОЭЗ, представлена 31 участком (основная территория ОЭЗ) и 26 участками (резервная территория), на которых предполагается строительство научно-производственных зданий по трем направлениям: нанотехнологии, биотехнологии и IT. Участки подразделяются на тип I и II (площадь участка около 2,5 га) и тип III (площадь участка около 1,25 га). На участках типа I и II планируется размещение здания общей площадью 17,8 тыс. кв.м., на участках типа III – 9,2 тыс. кв.м. Общая площадь объектов научно-производственного назначения, планируемых к строительству в границах основного участка ОЭЗ – 425,3 тыс. кв.м, в границах перспективного участка – 394,0 тыс. кв. м. Общественно-деловая зона представлена участком административно-делового комплекса, который является въездным ансамблем на территорию ОЭЗ. Площадь участка 5,1 га. Здесь предусмотрено строительство объектов общественно-делового назначения общей площадью 49,5 тыс. кв.м., в т.ч. офисный комплекс администрации ОЭЗ, гостиница на 150 номеров, выставочные помещения, конференц-зал, бизнес-инкубатор, предприятия торговли и общественного питания и др. Общественно-обслуживающая зона представлена тремя участками, рассредоточенными равномерно по основной территории ОЭЗ. Все участки непосредственно примыкают к ландшафтно-рекреационной зоне. На участках предполагается организация локальных общественных центров, в которых разместятся спортивные объекты, предприятия торговли и общественного питания. Общая площадь трех объектов – 9,7 тыс. кв.м. На перспективной территории развития ОЭЗ зарезервирован участок для размещения общественно-обслуживающего объекта площадью 2,3 тыс. кв.м. Общественно-жилая зона расположена в южной части участка ОЭЗ, представлена двумя участками, на которых планируется построить гостиничный комплекс (для размещения специалистов, приглашенных для работы в ОЭЗ), состоящий из сдаваемых в аренду двухквартирных (тип I) и многоквартирных (тип II) домов, работающих по принципу «апарт-отеля». Общая площадь планируемых к размещению объектов – 12,0 тыс. кв.м. Основная транспортная магистраль запроектирована с учетом конфигурации учатка, особенностей рельефа и общей концепции, трактующей всю территорию ОЭЗ, как живописную парковую зону, в которую естественным образом вписываются высокотехнологичные здания и сооружения. Она имеет необходимое количество полос для движения автотранспорта и разделена зеленым бульваром. Для временного хранения автотранспорта предусмотрены необходимые парковочные места на закрытых (в подземных этажах зданий) и открытых парковках. Благоустраиваемая территория особой экономической зоны разнообразна по ландшафтным условиям и сочетает в cебе открытые и закрытые пространства. В результате ландшафтного анализа территории и анализа планировочного решения на территории выделены пять основных типов организации ландшафта, различных по функциональному назначению, эстетическим и экологическим требованиям.Административная зона и прилегающий к ней с запада лесной участок представляют собой Центральный парк – зону интенсивной рекреации.Альпийская деревня – зона расположения гостевых коттеджей (селитебная зона) и спортивного комплекса с сохраняемыми природными участками – зона экологической стабильности и охраны существующего биогеоценоза.Экопарк – парк естественного лесного характера в восточной части территории – зона экологической стабильности и охраны существующего биогеоценоза.Бульвар – зона с интенсивным транзитным движением транспорта и пешеходов, окруженная зелеными насаждениями, выполняющими защитные и декоративные функции. Участки резидентов – благоустроенная зона с изолированными друг от друга участками, обладающая эстетически и экологически благоприятной средой.

Проект отмечен дипломом фестиваля «Золотая капитель 2009»