Сумма обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ

Скачать законопроект об изменении правил обеспечения исполнения контракта

Содержание

Что изменилось с 01.07.2020

Вступил в силу федеральный закон №124-ФЗ от 24.04.2020, который дополнил ст. 96 44-ФЗ частями 6.1 — 6.3. Вот последние изменения по обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ с 01.07.2020:

  • если Казначейство сопровождает расчеты, обеспечение исполнения госконтракта вправе не устанавливать. Если его предусматривают, размер должен быть до 10% от НМЦК, а для закупок с ограничениями для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ от цены госконтракта;
  • если Казначейство сопровождает аванс, размер обеспечения исполнения госконтракта считают от НМЦК, уменьшенной на размер аванса, а по закупкам с ограничениями для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 закона №44-ФЗ от цены госконтракта, уменьшенной на размер аванса;
  • если цена (сумма цен единиц) снижена на 25% и более по отношению к НМЦК (начальной сумме цен единиц), требуют от участника обеспечить обязательства с учетом ст. 37 44-ФЗ.

Подробнее: «Как применяются антидемпинговые меры в госзакупках».

В рамках 124-ФЗ минимальный размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ с 1 июля 2020 года снизился с 5 до 0,5%.

С 08.06.2020 до 31.12.2020 действует ч. 64 ст. 112 44-ФЗ. В ней указано, что при проведении закупок среди СМП и СОНКО заказчик вправе не требовать обеспечить обязательства, если не предусмотрено авансирование. Минфин в письме №24-03-07/35664 от 30.04.2020 отметил, что это право распространяется только на закупки, которые проводятся для СМП и СОНКО. Правом не пользуются в закупках, которые проводят с учетом ч. 5 ст. 30 44-ФЗ о требованиях привлечь субподрядчиков из числа СМП.

Подробнее: «Привлекаем подрядчиков к исполнению госконтракта».

Учитывайте эти изменения при составлении проекта госконтракта. Вот инструкция, как описать обеспечение контракта для СМП по 44-ФЗ в 2020 году:

  1. Пропишите размер или воспользуйтесь правом его не устанавливать.
  2. Пропишите условия применения антидемпинговых мер по ст. 37 44-ФЗ.
  3. Пропишите платежные реквизиты для перечисления денег.
  4. Укажите требования к банковской гарантии.
  5. Пропишите возможность уменьшения размера обеспечения и замены его.
  6. Пропишите срок возврата.

Вот пример применения этой инструкции из реальной закупки в ЕИС.

Обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ

Давайте теперь попробуем разобраться со следующим вопросом: существуют ли требования к обеспечению исполнения контракта при участии в закупках по 223-ФЗ? В тексте самого 223 Федерального закона эти требования не прописаны, поэтому каждый Заказчик их устанавливает самостоятельно в своем Положении о закупке. Одни Заказчики дублируют требования к обеспечению исполнения контракта, установленные 44-ФЗ, а другие прописывают свои требования. Но как бы там ни было, информация о форме обеспечения исполнения контракта, его размере и других условиях содержится непосредственно в извещении о проводимой закупке, а также в самой документации (информационной карте). Чаще всего, в качестве обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ устанавливаются денежный залог, перечисляемый на счет Заказчика и банковская гарантия.

В Постановлении Правительства РФ № 1352 от 11.12.2014 года установлены преференции для СМП, участвующих в закупках по 223-ФЗ. Согласно данного Постановления для субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в закупках по 223-ФЗ, ОИК не может превышать 5% от НМЦК (при этом если контрактом предусмотрен аванс, размер ОИК не должен быть больше суммы аванса).

На этом моя статья подошла к концу. До встречи в новых выпусках!

Размеры обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5% до 30% начальной максимальной цене контракта (далее – НМЦК), указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае, если аванс превышает 30% НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

Возникает вопрос о том, как указывать условие о размере обеспечения – в процентах или твердой денежной сумме? Законодательство не конкретизирует данный вопрос, а, следовательно, полагаем, не будет нарушения, если указать точную сумму обеспечения. Основное условие состоит, чтобы она соответствовала размеру в процентном выражении, что подтверждается практикой региональных УФАС5. Не будет нарушения также в случае, если в извещении, документации о закупке, проекте контракта указать процентную долю НМЦК6.

Уменьшение исполнителем обеспечения на размер выполненных обязательств взамен первоначального допускается в случае, когда государственный (муниципальный) заказчик принял исполнение обязательства в соответствующей части.

В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, приводится пример спора, в рамках которого общество (поставщик) обратилось в суд с иском к учреждению об обязании вернуть денежные средства, предоставленные им в качестве обеспечения и составляющие разницу между суммой первоначального обеспечения и суммой обеспечения, уменьшенной на размер выполненных обязательств. Отклоняя доводы истца и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции отметил, что согласно части 7 статьи 96 Закона № 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

По общему правилу кредитор вправе не принимать исполнение обязательства по частям (статья 311 ГК РФ). Такая обязанность может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства, а также вытекать из обычаев или существа обязательства. В то же время, если кредитор принял исполнение в части, то наступают последствия, связанные с частичным исполнением обязательства.

Таким образом, право на уменьшение размера обеспечения контракта возникает у поставщика (подрядчика, исполнителя) после принятия заказчиком исполнения в части. При этом заказчик не вправе отказаться от обеспечения в новом размере.

В свою очередь, возможность исполнения обязательства по частям должна быть предусмотрена договором (статья 311 ГК РФ).

В рассмотренном деле такая возможность в контракте отсутствовала: поставка оборудования считается совершенной в момент подписания сторонами акта приема-передачи продукции. Ссылка поставщика на обстоятельство, согласно которому условиями договора предусмотрен гарантийный срок, что свидетельствует о возможности исполнения обязательств по частям: в части поставки и в части исполнения гарантийных обязательств, правомерно отклонена судом, который указал, что гарантийные обязательства поставщика являются частью обязательств по договору и договор считается исполненным в случае исполнения сторонами всех своих обязательств, в том числе гарантийных7.

Удержание обеспечения

Так как обеспечение исполнения контракта – это гарантия того, что победитель закупочной процедуры сможет выполнить взятые на себя обязательства, в некоторых случаях внесенные денежные средства могут удерживаться заказчиком. На сегодняшний день в рамках действующего законодательства не указываются случаи, когда заказчик вправе удержать внесенное обеспечение.

Однако в настоящее время сложилась правоприменительная практика, в соответствии с которой обеспечение исполнения контракта удерживается полностью или частично в тех случаях, когда победитель процедуры государственной или муниципальной закупки не выполняет в полном объеме возложенные на него обязательства. При этом в заключаемом контракте должны быть указаны все возможные штрафные санкции, которые могут быть применены к недобросовестному поставщику.

Как правило, обращение взыскания на всю сумму внесенного обеспечения исполнения контракта используется только в тех случаях, когда исполнитель государственного контракта не сообщил заказчику о том, что не сможет выполнить своевременно взятые обязательства, и путем заключения специального дополнительного соглашения не были изменены сроки исполнения такого контракта.

В остальных случаях обращение взыскания на внесенное обеспечение должно покрывать лишь часть такой суммы. Сама сумма взыскания рассчитывается на основании специальных формул расчета неустойки.

Процедура предоставления обеспечения

Обеспечение исполнения контракта, независимо от того, в каком виде оно предоставляется, является основанием для заключения контракта с победителем процедуры определения потенциального исполнителя по государственному контракту. На основании частей 3-5 статьи 96 Федерального закона «О контрактной системе» существуют определенные правила предоставления такого вида гарантий исполнения контракта.

Контракт будет заключен только после того, как потенциальный исполнитель предоставит обеспечение в одной из разрешенных законом форм.

При этом если речь идет о банковской гарантии, она по своему сроку должна превышать срок действия контракта не менее, чем на один месяц с момента полного прекращения действия такого контракта. Если речь идет о предоставлении денежных средств, то потенциальный исполнитель должен понимать, что внесенные средства в качестве обеспечения будут заблокированы на счету заказчика до момента полного исполнения всех обязательств по контракту.

Внести обеспечение исполнения контракта победитель процедуры должен в срок не более пяти дней с момента получения извещения о признании его победителем (извещение направляется сразу после подписания протоколов подведения полных итогов проведенной процедуры).

Если в указанный срок победитель не предоставил никакого вида обеспечения исполнения контракта, то заказчик признает его уклонившимся от заключения контракта и предоставляет сведения о своем контрагенте в Федеральную антимонопольную службу для внесения такого контрагента в РНП.

Историческое развитие системы гражданских правоотношений между участниками рынка привело к созданию различных способов обеспечения исполнения (выполнения) принятых обязательств, поскольку ничем не обеспеченное обязательство являлось весьма ненадежным, привлекало недобросовестных контрагентов и использовалось мошенниками. Для исключения подобных возможных рисков в российском законодательстве, основываясь на международном опыте, были предусмотрены разные способы обеспечения (гарантии) исполнения обязательств.

При разработке существующего контрактного законодательства этому вопросу было уделено значительное количество внимания, поскольку в период действия предыдущего Закона 94-ФЗ данный институт на практике показал себя не с лучшей стороны, он не работал, из-за чего государство несло значительные убытки. Хуже всех себя проявлял такой способ обеспечения исполнения контракта (договора) как поручительство. Поэтому в существующем законодательстве от данного способа отказались вовсе. Неважно дела обстояли и с рынком так называемых «серых» банковских гарантий, по которым невозможно было обеспечить взыскание, поскольку они являлись фальшивыми. Для борьбы с данным явлением был введен механизм реестра. Как видно из приведенных примеров, в последние годы механизмы и способы обеспечения исполнения претерпели значительные изменения, с которыми мы и разберемся в настоящей статье.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: что это такое и для чего оно нужно?

Обеспечение исполнения договора в сфере контрактных правоотношений это механизм повышающий ответственность участника закупки и дающий определенные инструменты госзаказчику при недобросовестном дальнейшем поведении такого участника.

Закон о контрактной системе регулирует данные вопросы в статье 96 и предоставляет участникам самим выбрать один из двух возможных способов гарантии выполнения контракта. Это могут быть денежные средства, перечисленные на счет заказчика, а может быть и банковские гарантии для обеспечения выполнения договора.

От формы зависит порядок предоставления обеспечения, и требования которым оно должно соответствовать, также разные. Но в целом механизм гарантии выполнения договора законодателем в первоначальной редакции Закона о контрактной системе был установлен в качестве обязательного для большинства осуществляемых заказчиками закупок. На данный момент обеспечение выполнения контракта является обязательной мерой при заключении договора по результатам проведения всех конкурентных способов закупок, за исключением, грубо говоря, запроса котировок и запроса предложений. Оговорка сделана специально, поскольку более точные условия обязательного применения обеспечения исполнения контракта указаны в первоисточнике, а именно в части 2 статьи 96 закона о закупках. Так же, из-под обязательного применения гарантии выполнения договора выведено большинство случаев закупок у единственного поставщика.

Но во всех вышеуказанных случаях исключениях, заказчиком по своему усмотрению может быть установлено обязательное для выполнения контрагентом требование об обеспечении исполнения контракта. Если такое требование установлено, в не зависимости от того, сделано это госзаказчиком в силу обязанности предусмотренной законом, или в силу своего усмотрения и желания, данное требование становится обязательным для выполнения победителем закупки. Соответственно, договор не может быть заключен ни при каких обстоятельствах, если это условие не будет соблюдено, а в случае заключения такой договор может быть признан судом недействительным. Так же невыполнение требований о предоставлении гарантии выполнения контракта, скорее всего, повлечет внесение участника в реестр недобросовестных поставщиков как уклонившегося от заключения контракта.

Кем определяется способ обеспечения исполнения контракта?

Ответить на этот вопрос стоит сразу. Способ гарантии исполнения договора выбирается непосредственно участником закупки исходя из своих возможностей и предпочтений. Заказчик ни в коем разе не имеет возможности влиять на этот выбор и не имеет права не принимать один из способов, с обоснованием необходимости предоставления иного способа гарантии исполнения.

Выбор определяется исходя из возможностей участника, и является абсолютно свободным. Заказчик в документации может лишь установить основные параметры предоставления каждого из способов. Срок предоставления обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ не зависит от способа гарантии исполнения договора и устанавливается по общему правилу до подписания договора со стороны участника, с которым заключается такой договор.

Размер обеспечения исполнения контракта

Основная вилка размера установлена Законом о контрактной системе в 96 статье и составляет от 5 до 30 процентов от НМЦК. Это очень важный момент, что в независимости от снижения цены контракта при проведении закупки размер гарантии исполнения договора не меняется.

Если НМЦК составляет больше 50 миллионов рублей, то тогда нижний порог повышается до 10%, верхний порог не меняется.

Так же есть исключение для контрактов, по которым заказчиком предоставляется аванс в размере более 30 процентов НМЦК, то гарантия тогда должна быть предоставлена в размере аванса.

Указанные размеры применяются, только если в ходе торгов цена не снизилась более чем на 25 процентов. Если же это произошло, то размер определяется по правилам статьи 37 Закона о контрактной системе, т.е. размер обеспечения выполнения контракта может быть увеличен в полтора раза, что устанавливают антидемпинговые меры 44-ФЗ обеспечение исполнения контракта.

Возврат обеспечения исполнения контракта

О возврате гарантии исполнения договора может идти речь только при предоставлении денежных средств на счет заказчика. При предоставлении банковской гарантии возврат денежных средств участнику не производится.

Порядок возврата денежных средств Законом о контрактной системе не определен, только установлено, что этот порядок должен содержаться в документации о закупке. Соответственно заказчик вправе самостоятельно определить любой порядок возврата. Это позволяет заказчикам устанавливать любые формы и условия для возврата гарантии выполнения договора. Соответственно участнику необходимо ознакомиться с этим порядком и исполнять установленные заказчиком требования.

Самый распространенный вариант порядка среди заказчиков является возврат по письменному требованию участника после исполнения или расторжения договора. Такая популярность обоснована тем, что зачастую банковские реквизиты у участника в течение выполнения договора меняются. Поэтому требование о возврате актуализирует такую информацию и позволяет избежать возможных проблем.

Письмо на возврат обеспечения исполнения контракта и его образец следует искать в документации о закупке, поскольку заказчик может установить дополнительные требования к такому письму. Также образец письма на возврат обеспечения вы можете скачать .

Помимо возврата участник имеет право также заменить обеспечение выполнения договора. Замена обеспечения исполнения контракта на банковскую гарантию возможна, если первоначальное было предоставлено в форме денежных средств. Обратная форма замены также возможна. Для этого участнику необходимо предоставить новое обеспечение, которое может быть уменьшено на сумму исполненных обязательств, после чего заказчик имеет право вернуть первоначальное. Неправильная позиция и понимание складывается среди некоторых участников, что все должно происходить в другом порядке, или что заказчик должен вернуть не полностью сумму, а только разницу на сумму выполненных обязательств.

Отдельно стоит отметить нередко возникающую на практике ситуацию, которая связана с обеспечением исполнения гарантийных обязательств. Дело в том, что Закон о контрактной системе не предусматривает такой формы, и ничего на этот счет не устанавливает. Однако судебная практика и последние разъяснения Верховного суда Российской Федерации указывают, на то, что у госзаказчика право требовать такое обеспечение имеется в соответствии с положениями Гражданского кодекса.

Более того, порядок ведения реестра №136н предусматривает такую возможность при формировании информации в реестре. Соответственно, участнику необходимо внимательно изучить документацию о закупке на предмет заблаговременного выявления такого требования. Для участника установленное требование об обеспечении гарантийных обязательств означает предоставление денежных средств или банковской гарантии на весь гарантийный срок. Правила предоставления такого обеспечения устанавливаются документацией и они должны соответствовать общим требованиям установленным законом о гарантиях исполнения контракта.

Удержание обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Гарантия выполнения договора имеет своей целью предоставить заказчику инструменты и возможности для оперативного воздействия на поставщика, с целью надлежащего исполнения его обязательств. Поэтому госзаказчик имеет право удержать из гарантии выполнения договора суммы убытков, неустойки, а также аванса, если он есть. Порядок такого удержания может быть установлен контрактом и должен соответствовать требованиям законодательства.

Участник имеет право обжаловать решение принятое госзаказчиком об удержании обеспечения исполнения договора, если он не признает такое решение и считает, что свои обязательства он исполнил надлежащим образом. Удержание обеспечения выполнения контракта по 44-ФЗ не отменяет иные формы и способы взыскания неустоек и убытков с поставщика. Это означает, что заказчик может воспользоваться таким способом, а может взыскать их с поставщика напрямую. Это может произойти, например, если срок действия банковской гарантии истек, и требования к банку госзаказчик уже предъявить не может, но истечение срока не снимает с поставщика ответственности за неисполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по контракту.

Возврат обеспечения исполнения государственного контракта

Как происходит возврат денежных средств. Когда обязательства по контракту полностью выполнены и заказчик не имеет претензий к исполнителю, ему (заказчику) необходимо вернуть обеспечение исполнения контракта.

Законодательно этот вопрос не урегулирован до конца, поэтому этот пункт необходимо прописывать в контракте.

Возврат обеспечения по контракту

Возврат обеспечения исполнения контракта обязателен, если подрядчик полностью выполнил условия договора по контракту и заказчик не имеет к нему претензий.

Возникает вопрос, а что делать, если подрядчик, поставщик или исполнитель не выполнил условия контракта или выполнил некачественно, как быть с обеспечительным платежом? Так, в деле № А55-4570/2017, рассмотренном в арбитражному суде, заказчик заключил контракт с организацией на выполнение работ. Организация задержала окончание работ на 27 дней. В связи с этим заказчик направил исполнителю претензию об уплате пени. Организация потребовала от заказчика возврат обеспечительного платежа за вычетом суммы пени. Заказчик отказал в возврате, поскольку считал, что обеспечительный платеж является самостоятельной мерой ответственности и удержание денежных средств, перечисленных в качестве обеспечительного платежа, производится вне зависимости от начисления неустойки. Суд указал на ошибочность позиции заказчика. Вносимые подрядчиком как обеспечительный платеж денежные средства обеспечивают в том числе исполнение денежного обязательства по уплате неустойки (п. 1 ст. 381.1 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации заказчик был вправе удержать лишь часть денежных средств, перечисленных в качестве обеспечительного платежа – в размере неустойки, подлежащей взысканию. В остальной части обеспечительный платеж подлежал возврату организации. Требование уплаты неустойки и удержание обеспечения — это две меры ответственности за одно нарушение, что недопустимо 12.

Случаи, при которых обеспечение исполнения контракта необязательно

Несмотря на обязанность заказчика устанавливать в контрактной документации требования об обеспечении исполнения контракта, п. 2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ описывает отдельные случаи, при которых заказчик вправе не делать этого. Например, случаи закупки:

1) путем проведения запроса котировок, если начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) не превышает 500 000 руб.;

📌 Реклама

2) путем проведения запроса котировок, если правовыми актами не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта, в частности:

  • при заключении контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Паралимпийских играх;
  • при заключении федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством РФ правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ;
  • при закупке лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности: 📌 Реклама

  • при закупке товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также услуг центрального депозитария;
  • при закупке товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб.;
  • при оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • при заключении контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку;
  • при заключении договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • при аренде нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд.

Помимо случаев, перечисленных в п. 2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ, в 2015 году заказчик также вправе не устанавливать требования об обеспечении исполнения контракта в ситуациях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 199, к которым относятся случаи: 📌 Реклама

  • проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, если участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;
  • когда проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
  • когда проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях ЦБ РФ;
  • когда проект контракта предполагает выплату авансовых платежей в размере не более 15% цены контракта при закупке для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, а также проведение заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70% цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, и проведение полного расчета только после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иных обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств);
  • когда участник закупки является бюджетным или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25% НМЦК.

Возможные изменения

21.10.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтранс опубликовал проект Федерального закона, который изменяет ст. 96 44-ФЗ об обеспечении исполнения госконтракта.

Собрали в таблицу нововведения.

Что меняется
Дополнили статью 96 частями 3.1 и 3.2

Заказчик в закупках строительных работ, реконструкции объектов капстроительства в извещении, закупочной документации, проекте контракта, приглашении поучаствовать в тендере в дополнение к условиям, которые предусмотрены ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, вправе потребовать обеспечить выполнение госконтракта поэтапно.

Поставщик предоставляет обеспечение исполнения госконтракта по отдельным этапам, если обеспечивает его исполнение банковской гарантией. Срок действия банковской гарантии превышает не менее чем на один месяц срок выполнения обязательств, которые предусмотрены контрактом по выполнению его отдельного этапа.

Размер обеспечения отдельного этапа исполнения госконтракта определяется ч. 6 ст. 96 закона о контрактной системе.

А вот КБК для перечисления обеспечения контракта по 44-ФЗ для отдельного этапа не изменится — 00000000000000000510.

Заказчик в закупках строительных работ, реконструкции объектов капстроительства в извещении, закупочной документации, проекте контракта, приглашении поучаствовать в тендере в дополнение к условиям, которые предусмотрены ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, вправе установить требование обеспечения исполнения гарантийных обязательств по годам их исполнения.

Подрядчик вправе предоставить обеспечение исполнения гарантийных обязательств контракта по годам их исполнения, если обеспечивает их банковской гарантией.

Стороны госконтракта подписывают акт приемки объекта капстроительства, который предусмотрен п. 4 ч. 3 ст. 55 ГрК, после предоставления подрядчиком банковской гарантии на срок ее действия не меньше года. Банковская гарантия, которая обеспечивает гарантийные обязательства следующих лет, предоставляется не позже чем за один месяц до истечения срока действия банковской гарантии, которая обеспечивает гарантийные обязательства по госконтракту на предшествующий период.

Изложили ч. 4 ст. 96 в новой редакции

Контракт заключается после предоставления участником закупки ОИК с учетом особенностей, которые установлены ч. 3.1 ст. 96 закона о контрактной системе.

Если госконтрактом предусмотрены этапы и установлено требование обеспечения выполнения гарантийных обязательств с учетом особенностей, которые установлены ч. 3.2 ст. 96 44-ФЗ, размер обеспечения гарантийных обязательств не превышает 10% от стоимости отдельного этапа, обязательства по которому обеспечиваются.

Дополнили ст. 96 частью 6.1 По ходу выполнения условий контракта, если госконтрактом предусмотрены отдельные этапы и установлено требование обеспечения исполнения контракта с учетом особенностей, которые установлены ч. 3.1 ст. 96 44-ФЗ, банковская гарантия для отдельного этапа на срок, который увеличен не меньше чем на 1 месяц срока выполнения таких обязательств, в т. ч. с учетом изменения срока госконтракта по ст. 95 44-ФЗ. предоставляется не позже чем за 2 месяца до истечения срока окончания ранее предоставленной банковской гарантии обеспечения исполнения отдельного этапа.

Для чего меняют

Строительные госконтракты, как правило, носят долгосрочный характер. По 44-ФЗ размер обеспечения исполнения обязательств по таким контрактам составляет от 10 до 30% начальной (максимальной) цены, но не меньше аванса. Такие правила установлены для тендеров с НМЦК больше 50 млн руб.

Госконтракт заключается после того, как участник закупки предоставил ОИК. Если он этого не сделает, его признают уклонившимся от заключения госконтракта. Это приведет к включению его в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Обеспечивать госконтракт деньгами на долгосрочный период обременительно для участников, так как на рынке подрядчиков капитального строительства нет организаций, которые спокойно изымают из оборота такие суммы. Получается, самый доступный способ обеспечить сделку — банковская гарантия.

Такие гарантии подрядчикам выдаются на срок до пяти лет, а комиссия по ним — до 5%. Это финансово нагружает подрядчика. А получить банковскую гарантию в таком размере проблематично для подрядных организаций из-за жестких требований банков.

Чтобы создать более благоприятный инвестиционный климат и условия для повышения конкуренции в строительных тендерах, подготовили поправки в ст. 96 закона о контрактной системе. После вступления в силу изменений поставщики смогут обеспечивать отдельные этапы, а гарантийные обязательства — по годам.

Основания для изменений

Основание для установления такого права — ч. 12.1 ст. 48 ГрК РФ, в которой указано, что подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика осуществляется применительно к отдельным этапам строительства. А постановление правительства №145 от 05.03.2007 о порядке организации и проведения госэкспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий определяет этап строительства как объект, который вводится в эксплуатацию и эксплуатируется автономно.

В ч. 12 ст. 51 ГрК указано, федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен выдавать разрешения на строительство, по заявлению застройщика выдает разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

Разрешение на строительство — документ, который разрешает застройщику строить, реконструировать объект капстроительства и подтверждает соответствие проектной документации требованиям, которые установлены градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Размер обеспечения

В ч. 6 ст. 96 44-ФЗ указано, что размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ в 2020 году — от 0,5 до 30% от начальной цены госконтракта. Конечную величину устанавливает сам заказчик в извещении, документации и проекте договора по 44-ФЗ.

Если контракт заключается по итогам закупки в рамках ст. 30 44-ФЗ, то размер обеспечения исполнения контракта на электронном аукционе для СМП по 44-ФЗ в 2020 году (в т. ч. предоставляемого с учетом антидемпинговых мер) рассчитывают исходя из цены, по которой заключается госконтракт. В этом случае обеспечение не должно быть меньше аванса.

Если в аукционе или конкурсе участник предложил цену госконтракта на 25 и более процентов ниже НМЦК, он предоставляет обеспечение с учетом антидемпинговых мер. Например, при НМЦК 15 млн руб. участник закупки выбирает:

  • увеличить размер обеспечения исполнения госконтракта в 1,5 раза;
  • предоставить информацию, которая подтверждает добросовестность, и обеспечить госконтракт в размере, который определен закупочной документацией.

Если применяют антидемпинговые меры, то при выполнении госконтракта аванс не выплатят. Это указано в ч. 13 ст. 37 44-ФЗ.

ВАЖНО! КБК для обеспечения исполнения контракта в 2020 году изменился! Указывайте 00000000000000000510. При перечислении денежных средств внимательно проверьте 104 поле платежного поручения.

Пример, как описать платежные реквизиты для перечисления контракта:

«Поставщик предоставляет заказчику обеспечение исполнения контракта в форме безотзывной банковской гарантии или внесения денежных средств.

При выборе способа обеспечения в виде внесения денежных средств поставщик перечисляет их на расчетный счет заказчика:

  • ИНН/КПП: ___________________________
  • Р/с: ______________________
  • Л/с: _____________________
  • Получатель: __________________________
  • Банк получателя: ______________________
  • БИК: ________________».

Как обеспечить исполнение контракта

Выбирайте способ обеспечения контракта по 44 ФЗ с 1 января 2020 года: банковская гарантия или перечисление денег на счет заказчика.

Как предоставить банковскую гарантию:

  1. Заключите с уполномоченным банком договор.
  2. Согласуйте проект с заказчиком.
  3. Уточните в банке, что он в реестре.
  4. Предоставьте заказчику при подписании.

Требования к гарантии: включает сведения, которые предусмотрены в ст. 45 44-ФЗ, и соответствует размеру. В ч. 3 ст. 96 44-ФЗ указано, что срок действия банковской гарантии превышает срок исполнения обязательств не меньше чем на месяц.

Вот инструкция, как обеспечить деньгами:

  1. Найдите в документации банковские реквизиты лицевого счета или запросите их у заказчика.
  2. Перечислите платежным поручением с расчетного счета размер обеспечения исполнения контракта.
  3. Позвоните заказчику и уточните, что деньги пришли.
  4. Прикрепите платежное поручение, 44-ФЗ предписывает это делать при подписании госконтракта.

При заполнении платежки укажите КБК для перечисления обеспечения контракта по 44 ФЗ 2020 года — 00000000000000000510.

Как заменить

На стадии исполнения замените обеспечение с денег на банковскую гарантию или наоборот. Уведомьте об этом заказчика. Если обеспечивали банковской гарантией, то при изменении способа заказчик ее не вернет банку и взыскание по ней не произведет. Это указано в ч. 12 ст. 45 закона о контрактной системе.

Как уменьшить

Чтобы уменьшить размер обеспечения исполнения контракта, придется соблюсти такие условия:

  • госзаказчик принял и оплатил товары в сроки, которые прописаны в госконтракте. Информация об этом берется из реестра;
  • не задолжали выплату неустойки (штрафов, пеней);
  • выполнили обязательства в размере аванса, которые перечислили (если он прописан в госконтракте);
  • сделка не относится к случаям, когда ОИК не уменьшается. Эти случаи утверждает Правительство, чтобы обеспечить обороноспособность и безопасность государства, защитить здоровье, права и законные интересы граждан.

Если госконтракт выполняется поэтапно, то размер ОИК уменьшается автоматически по мере выполнения этапов. Это указано в ч. 7.1 ст. 96 44-ФЗ.

Если обеспечивали банковской гарантией, то при уменьшении размера новая гарантия не выдается. Заказчик отказывается от части прав по ней на основании ч. 3.1 ст. 45 44-ФЗ.

Согласно ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) исполнение государственного контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Обеспечение исполнения контракта – это денежные средства или банковская гарантия, которые предоставляются заказчику победителем торгов при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика при неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиком своих обязательств по заключенному контракту. Следует отметить, что выбор способа обеспечения исполнения контракта, поставщик или исполнитель выбирает самостоятельно.

Институт обеспечения исполнения контракта является своеобразным способом защиты от недобросовестных поставщиков и является для Заказчика гарантией качественного и своевременного исполнения победителем своих обязательств по контракту.

Рассмотрим подробнее особенности обеспечения исполнения контракта предоставлением банковской гарантии.

Прежде всего, следует отметить, что не все банки могут выдавать банковские гарантии. Актуальный перечень банков размещен на сайте Минфина России.

При этом считаем возможным привести примечательный случай того, что заказчик при заключении контракта вправе ссылаться на невозможность его заключения, если банковская гарантия представлена иной кредитной организацией, не указанной в соответствующем Перечне банковских организаций, выдающих банковские гарантии в рамках государственных и муниципальных закупок. Тогда как ссылки на этот факт непосредственно исполнителя контракта, с целью его расторжения, признаются злоупотреблением правом. В частности, в судебном деле № А55-10730/2014 суд пришел к выводу о том, что недостоверность банковской гарантии, представленной истцом, установлена после заключения государственного контракта и вызвана неисполнением им лежащей на нем обязанности и его недобросовестным поведением, то заявление истца о недействительности сделки в силу пункта 5 статьи 166 ГК РФ не имеет правового значения1.

Банковская гарантия должна отвечать определённым требованиям, установленным в ст. 45 Закона № 44-ФЗ. Так, она должна быть безотзывной и содержать не только гарантийную сумму, подлежащую уплате заказчику, но также и следующие сведения:

• обязательства, надлежащее исполнение которых обеспечивается гарантией;

• обязанность банка уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

• условие, согласно которому исполнением обязательств банка по гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, указанный заказчиком;

• срок действия гарантии (когда гарантия обеспечивает исполнение контракта, срок ее действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на месяц согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе); Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 Закона № 44-ФЗ;

• отлагательное условие о том, что договор предоставления гарантии заключается по обязательствам участника конкурса, которые возникнут из контракта при его заключении (если банковская гарантия обеспечивает исполнение контракта);

• перечень документов, предоставляемых заказчиком банку вместе с требованием уплатить денежную сумму по гарантии согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Несомненно, обе формы обеспечения исполнения государственного контракт (предоставление банковской гарантии и внесение денежных средств) имеют свои преимущества и недостатки. Так, внесение денежных средств на счет Заказчика происходит значительно быстрее, отсутствует необходимость оплачивать услуги банка за выдачу банковской гарантии, но при этом ни у каждой компании на счету имеется порой достаточно крупная денежная сумма в свободном обороте. У банковской гарантии тоже имеются свои недостатки, в частности необходимость собирать определенный пакет документов для ее выдачи, необходимость траты времени и ожидания оформления и выдачи банковской гарантии, которого порой не хватает. При этом, банковская гарантия, позволяет победителю конкурентной закупки не «замораживать» собственные денежные средства на весь срок исполнения обязательств по контракту.

Тем не менее, существует проблема длительного срока согласования банковской гарантии либо выдачи их с техническими ошибками, что зачастую создает проблемы победителям, вплоть до внесения его в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП).

Представление банковской гарантии, не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, является основанием для признания победителя торгов уклонившимся от заключения контракта.

В качестве примера можно привести судебное дело, рассмотренное в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017. В рамках данного дела акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному агентству (государственный заказчик) о признании незаконным протокола о признании его (победителя закупки) уклонившимся от заключения государственного контракта. Арбитражными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций установлено, что в целях заключения государственного контракта истцом была предоставлена исполнителю безотзывная банковская гарантия, обеспечивающая исполнение данного контракта. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды отметили, что частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию банковской гарантии, а также к перечню документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием. Требования к форме банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, перечню документов, прилагаемых к ней, определены также в силу пункта 7 части 2, части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе в постановлении Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 года № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Следовательно, участник закупки имеет возможность заблаговременно проверить правильность содержания банковской гарантии, полученной от банка. Вместе с тем условия гарантии, представленной акционерным обществом, не соответствовали требованиям, установленным Законом. Неисполнение данных требований в силу части 6 статьи 45, частей 3 и 5 статьи 96 Закона № 44-ФЗ является основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком, а участник, представивший банковскую гарантию с недостатками, считается уклонившимся от заключения контракта2.

Важно отметить, что государственными и муниципальными заказчиками в обязательном порядке должно включаться в государственный контракт обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее 1 (одного) месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. В противном случае заказчики подлежат привлечению к ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок)3. Непредставление банковской гарантии в срок также является поводом для внесения поставщика в РНП. Так, как было установлено судами, по результатам электронного аукциона, проводимого заказчиком на поставку электропогрузчика, общество признано победителем.

Приведем пример, рассмотренный в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.08.2019 № 309-ЭС19-13635 по делу № А60-41823/2018, в рамках которого заказчиком через оператора электронной площадки в адрес общества направлен на подпись проект государственного контракта, рассмотрев который обществом неоднократно в Единой информационной системе размещался протокол разногласий. Указанные обстоятельства послужили основанием для размещения заказчиком протокола отказа от заключения контракта и обращения в антимонопольный орган с заявлением о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков в связи с неподписанием им в установленный срок проекта контракта. Решением антимонопольного органа сведения, представленные учреждением в отношении общества, включены в реестр недобросовестных поставщиков.

Судебные инстанции, поддержав решение о включении исполнителя в РНП, исходили из того, что в установленный срок общество не подписало размещенный на электронной площадке проект контракта, не направило документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта4.

Обеспечение исполнения контракта по гособоронзаказу

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ) при размещении государственного оборонного заказа посредством конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ) государственный заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта в случае, если им установлены определенные Правительством Российской Федерации требования к участникам размещения государственного оборонного заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 6 Закона № 275-ФЗ в случае размещения государственного заказа на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию ВВСТ, ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов (кораблей) обеспечение исполнения государственного контракта, в отношении которого будет осуществляться банковское сопровождение, не требуется.

При этом при применении ст. 6 Закона № 275-ФЗ на практике возникают некоторые трудности. Так, судебная практика позволяет сделать вывод, что согласно буквальному прочтению положений Закона № 44-ФЗ, Закона № 275-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2014 г. № 1482 «О требованиях к участникам размещения государственного оборонного заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта» (далее – Постановление № 1482) названными нормативными правовыми актами установлены требования к участнику размещения государственного оборонного заказа не в качестве требований, соблюдение которых позволяет участникам закупок избежать предоставления обеспечения исполнения обязательств, а в качестве дополнительных требований к участникам закупки, несоответствие которым является основанием для отклонения заявки участника закупки13.

Суд устанавливает то, что заявка на участие в закупке признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о такой закупке, в случае несоответствия ее участника требованиям, установленным согласно ч. ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона № 44-ФЗ. В силу нормы ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ в число требований к участникам закупки включены соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Следовательно, в силу положений ст. 31 Закона № 44-ФЗ требования Постановления № 1482 относятся к участнику закупки и подлежат рассмотрению в составе заявки на участие в закупке (при решении вопроса о соответствии участника условиям документации о закупке).

При этом Министерство экономического развития Российской Федерации делает вывод, что непредставление участником размещения государственного оборонного заказа указанных документов не может выступать в качестве основания для признания заявки на участие в закупке, не соответствующей требованиям, установленным документацией о закупке., а также, что требования, указанные в ст. 6 Закона № 275-ФЗ не являются дополнительными требованиями, устанавливаемыми согласно ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, а являются условиями, при которых участник закупки может не предоставлять обеспечение исполнения контракта.

Таким образом, в заключение следует отметить, что по причине отсутствия четкого и единообразного толкования обеспечения исполнения контракта, внесенного в виде денежных средств, у заказчика имеются риски, связанные с процессом реализации обеспечительных мер в ходе исполнения контракта.

________________________

1 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.06.2016 по делу № 306-ЭС16-606, А55-10730/2014.

2 Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.

3 Решение ФАС России от 15.08.2019 по делу №19/44/105/2197.

4 Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2019 № 309-ЭС19-13635 по делу № А60-41823/2018.

5 Решение Владимирского УФАС от 08.02.2018 по делу № Г-84-04/2018.

6 Определение ВС РФ от 03.08.2017 № 305-КГ17-3351.

7 Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

8 Письмо Минэкономразвития России от 14.05.2014 № Д28и-801 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»».

9 Письмо Минэкономразвития России от 05.03.2015 № Д28и-544 «Об обеспечении исполнения контракта банковской гарантией в случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракту; об установлении ответственности заказчика за превышение объема закупок, осуществленных в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в случае отзыва ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств».

10 Определение Верховного Суда РФ от 12.12.2016 № 309-ЭС16-16161 по делу № А50-24894/2015.

11 Решение Арбитражного суда Алтайского края от 28.01.2016 по делу № А03-20671/2015.

12 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.01.2018 № Ф06-28842/2017 по делу № А55-4570/2017.

13 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 апреля 2016 г. по делу № А40-132900/2015.

Срок

В ч. 27 ст. 34 44-ФЗ указан максимальный срок, на который заказчик задержит ОИК на счету. В этой статье указано, что он обязан вернуть поставщику деньги в течение 30 дней от даты исполнения поставщиком обязательств, которые предусмотрены контрактом. А если госконтракт заключался по результатам закупки с ограничениями для СМП и СОНКО, то такой срок обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ на электронном аукционе для СМП не превышает 15 дней от даты исполнения поставщиком условий соглашения.

Пресекательные сроки не исключают, что заказчик в проекте госконтракта пропишет более короткие периоды для возврата или проведет транзакцию до истечения срока.

Срок действия банковской гарантии определяется поставщиком с учетом минимального срока, который установлен ч. 3 ст. 96 44-ФЗ. В этой статье указано, что период обеспечения обязательств гарантией превышает срок выполнения обеспечиваемых обязательств не менее чем на 1 месяц (в т. ч. и если изменялся срок исполнения обязательства по ст. 95 44-ФЗ).

Кто не обеспечивает

В ч. 8.1 ст. 96 закона о контрактной системе указано, что участник закупки, с которым госконтракт заключается по итогам закупки с ограничениями по ст. 30 44-ФЗ, не вносит обеспечение исполнения контракта на электронном аукционе по 44-ФЗ для СМП в 2020 году, если предоставит информацию из реестра контрактов об исполнении таким участником за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов, которые выполнены без неустоек (штрафов, пеней). Сумма цен таких госконтрактов составляет не меньше НМЦК. Эти сведения предоставляются участником закупки до заключения контракта.

Минфин в письме №24-03-07/69332 от 09.09.2019 разъяснил, что допустимо предоставить информацию, которая определяет реестровые записи из реестра контрактов. Ведомство отметило, что, предоставляя информацию об исполнении контрактов (в т. ч. расторгнутых без неустоек по соглашению сторон, поскольку потребности заказчика уменьшились), вправе указать их фактические цены.

Поручительство договора не предусмотрено в следующих случаях:

  • участником торгов выступает казенное учреждение;
  • предмет закупочной процедуры — услуги по предоставлению кредита;
  • предмет торгов — выдача банковской гарантии, если заказчиком выступает бюджетное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие.

Когда предоставлять

Сделка обязательно обеспечивается, если заключаете ее по итогам электронного аукциона или конкурса. Это указано в ч. 1, 2, 4 ст. 96 44-ФЗ. Если подписываете по итогам запроса котировок, предложений в электронной форме или как единственный поставщик, обеспечиваете, когда заказчик требует это в извещении или проекте госконтракта. Это указано в ч. 2, 4 ст. 96 44-ФЗ.

Обеспечение исполнения контракта для СМП на электронном аукционе по 44 ФЗ не вносится, если заключаете его по итогам закупки с ограничениями для СМП и СОНО. Если предоставите сведения из реестра госконтрактов, которые подтвердят, что за 3 года до подачи заявки выполнили (без учета правопреемства) 3 заказа без штрафов и пеней. Их общая сумма — не меньше НМЦК или максимального значения цены госконтракта. Это закреплено в ч. 8.1 ст. 96 44-ФЗ.

В ч. 8 ст. 96 44-ФЗ указано, что сделку не обеспечивают:

  • казенные учреждения, если выступают в роли поставщика;
  • банки (кредитные организации) по договорам на выдачу кредита или банковской гарантии бюджетному учреждению или унитарному предприятию.

Когда предоставляется новое

Вносите новое обеспечение, если у банка, который выдал гарантию, отозвали лицензию на проведение банковских операций. Этот порядок прописывается в соглашении.

Срок для обновления обеспечения — не позднее месяца со дня, когда заказчик уведомил надлежащим образом о необходимости его предоставить. За неисполнение этого обязательства начислят пени (ч. 30 ст. 34 44-ФЗ).