Ст 88 89 НК РФ

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

1. Налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2.1) контролировать исполнение банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;

(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ)

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком — иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций;

(в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом;

(пп. 9 в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 318-ФЗ)

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

КонсультантПлюс: примечание.
О выявлении конституционно-правового смысла пп. 14 п. 1 ст. 31 см. Постановление КС РФ от 08.12.2017 N 39-П.

14) предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления):

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств (драгоценных металлов) со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

15) восстанавливать в случае, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 59 настоящего Кодекса, суммы недоимки, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию.

(пп. 15 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом.

2.1. Права, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также осуществляют в отношении плательщиков страховых взносов.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

4. Формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

(в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 N 347-ФЗ, от 02.05.2015 N 113-ФЗ)

В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ)

Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.

(абзац введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ) (п. 4 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

5. В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом:

налогоплательщику — российской организации (ее филиалу, представительству) — по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц;

налогоплательщику — иностранной организации — по адресу места осуществления им деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

налогоплательщику — иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства), не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, — по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

(абзац введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ)

налогоплательщику — иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство и имеющей на территории Российской Федерации объект недвижимого имущества на праве собственности, — по адресу места нахождения указанного объекта недвижимого имущества или по предоставленному налоговому органу адресу;

(абзац введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

налогоплательщику — индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, — по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. При отсутствии у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации и отсутствии в Едином государственном реестре налогоплательщиков сведений об адресе для направления этому лицу документов, указанных в настоящем пункте, такие документы направляются налоговым органом по адресу места нахождения одного из принадлежащих такому физическому лицу объектов недвижимого имущества (за исключением земельного участка).

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ)

Форма заявления о предоставлении налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 244-ФЗ) (п. 5 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

6. Документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, передаются налоговым органом иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

До предоставления иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, доступа к личному кабинету налогоплательщика в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, передаются по любому известному налоговому органу адресу электронной почты такой иностранной организации. В этом случае датой получения иностранной организацией соответствующего документа считается день, следующий за днем его передачи по адресу электронной почты.

(п. 6 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ) КонсультантПлюс: примечание.
О выявлении конституционно-правовового смысла ст. 32 см. Постановление КС РФ от 24.03.2017 N 9-П.

Как на взаимодействие с ИФНС влияют последние изменения п. 4 ст. 31 НК РФ?

Взаимодействие с ИФНС посредством личного электронного кабинета плательщика налогов, дополнившее способы общения с ИФНС, отраженные в п. 4 ст. 31 НК РФ, официально разрешено с 1 июля 2015 года (п. 2 ст. 4 закона № 113-ФЗ) и уже применяется на практике.

Личный кабинет налогоплательщика (юридического или физического лица) добровольно создается им на сайте ФНС России. Описанию предоставляемых при этом возможностей посвящена ст. 11.2 НК РФ. Посредством личного кабинета можно, например:

  • передавать в ИФНС декларации, расчеты авансовых платежей и необходимые для осуществления налогового контроля документы и сведения;
  • получать из ИФНС акты сверки расчетов по налогам;
  • отправлять налоговое уведомление по имущественным налогам физлицу;
  • направлять налогоплательщикам требования о представлении документов и уплате налогов;
  • передавать в ИФНС заявления о зачете или возврате излишне перечисленных сумм налога.

Порядок уведомления ИФНС физлицами о намерении использовать личный кабинет отражен в приказе ФНС России от 08.06.2015 № ММВ-7-17/231@. После этого ИФНС не вправе иными способами передавать физлицу документы и информацию, а физлицо может направлять в ИФНС документы, подписав их своей усиленной неквалифицированной электронной подписью (п. 2 ст. 11.2 НК РФ). Однако это непозволительно ИП, адвокатам, нотариусам и иным частнопрактикующим лицам, которые, как и юрлица, должны применять усиленную квалифицированную подпись (п. 7 ст. 23 НК РФ).

Возможность использовать личный кабинет плательщика налогов для юрлиц существует с 2014 года с вводом в действие приказа ФНС России от 14.01.2014 № ММВ-7-6/8@.

У физлиц есть возможность создания электронной подписи прямо в своем личном кабинете. Подробнее об этом читайте в статье «Налогоплательщики-физлица могут создать электронную подпись прямо в своем ЛК».

Как на п. 1 ст. 31 НК РФ повлияли новшества в электронном документообороте?

Перечень прав ИФНС при работе с налогоплательщиками содержит ст. 31 НК РФ. Проверка налогоплательщика невозможна без получения от него документов и пояснений. В подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрена возможность электронного представления информации. При этом направление запроса на такую информацию также возможно электронным способом (п. 4 ст. 31 НК РФ).

С целью стимулирования налогоплательщиков, работающих с ТКС, к регулярной проверке почты, направляемой из ИФНС, с 2015 года для них введена обязанность подтверждения факта получения таких отправлений (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Это делается путем ответной отправки электронной квитанции-подтверждения.

Электронным способом из ИФНС могут направляться такие документы, как:

  • требования о направлении документов;
  • сообщения с запросом пояснений;
  • информация о зачете налогов;
  • вызов в ИФНС.

Срок отправки квитанции установлен равным 6 рабочим дням. При открытии документа, поступившего из ИФНС, в электронных системах отчетности квитанция формируется и отправляется автоматически.

Как изменен порядок блокировки счетов при несдаче декларации?

Установленное подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ право ИФНС на блокировку счетов в случае непредставления в срок налоговой декларации с 2015 года дополнено введением периода, в течение которого выносится такое решение.

ИФНС вправе запретить проведение операций по счетам, если по истечении 10 рабочих дней со дня, установленного для сдачи декларации, налогоплательщик ее не представил. До 2015 года имелась неопределенность относительно того, в течение какого времени это можно сделать. Теперь такой срок установлен. Он равен 3 годам, отсчитываемым со дня окончания контрольного 10-дневного срока, в течение которого допустима сдача декларации с опозданием (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

О том, какова новая причина запрета на проведение операций по счетам, появившаяся в 2016 году, читайте в статье «Новое основание блокировки счета налоговой в 2016 г.».

Чем дополнен порядок камеральной проверки по НДС?

С 2015 года существенно расширены права ИФНС в отношении осуществления камеральных налоговых проверок деклараций по НДС.

Теперь она вправе требовать не только пояснения, но и все первичные документы по операциям, вошедшим в декларацию, если выявлены обстоятельства, позволяющие предположить факты занижения НДС или немотивированного завышения возмещаемой суммы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ):

  • несовпадение данных представленной отчетности по НДС;
  • несоответствие данных налогоплательщика аналогичным данным, полученным от других налогоплательщиков или иных лиц, представляющих подобную информацию.

Кроме того, процедура камеральной проверки дополнена правом ИФНС на осмотр имущества и территории, с использованием которых налогоплательщик осуществляет свою деятельность (п. 1 ст. 92 НК РФ). Осмотр возможен, когда:

  • итогом декларации является возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • имеют место противоречия и несоответствия в данных, позволяющие предположить факты занижения НДС или немотивированного завышения возмещаемой суммы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Для проведения осмотра имущества проверяющие, помимо служебных удостоверений, должны иметь постановление ИФНС (п. 1 ст. 91 НК РФ).

О том, как ИФНС проводит камеральные проверки, читайте в материале «Порядок проведения камеральной налоговой проверки – 2015».

Какие новшества внесены в обязанности налогоплательщиков-физлиц?

Для облегчения функций контроля со стороны ИФНС за налогоплательщиками-физлицами, у которых есть основания для уплаты налогов (транспортного, земельного или налога на имущество), но нет уведомлений об их уплате, с 2015 года на плательщиков возложена обязанность сообщать ИФНС о наличии у них таких объектов (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

Причем это касается не только объектов, возникших в 2015 году, но и тех, которыми физлицо владело на начало 2015 года. Не надо сообщать только о тех объектах, по которым уведомление из ИФНС поступало или в отношении которых у физлица есть льгота. Одновременно в ИФНС направляются копии документов, подтверждающих право на владение имуществом.

Сроки для предоставления такой информации:

  • По объектам, имевшим место на начало 2015 года, — 31 декабря 2015 года. При этом начислять налог начнут только с 2015 года (п. 2 ст. 52 НК РФ).
  • По объектам, появившимся в 2015 и последующих годах, — до 31 декабря года, следующего за годом появления объекта. Причем до 2017 года налог по ним также начнут начислять только с года отправки информации о них в инспекцию (п. 2 ст. 52 НК РФ).

За невыполнение этой обязанности физлицу грозит штраф, размер которого составит 20% от суммы неуплаченного налога (п. 3 ст. 129.1 НК РФ) или 200 руб. за каждую ненаправленную в ИФНС бумагу (п. 1 ст. 126 НК РФ). Годом начала применения санкций станет 2017-й (ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Новая редакция Ст. 99 НК РФ

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Протоколы составляются на русском языке.

2. В протоколе указываются:

1) его наименование;

2) место и дата производства конкретного действия;

3) время начала и окончания действия;

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание действия, последовательность его проведения;

7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

3. Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

4. Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.

5. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

Протокол допроса свидетеля: копия для свидетеля обязательна

Правила допроса свидетеля урегулированы ст. 90 НК РФ, которая теперь дополнена нормой о том, что копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

До рассматриваемых новшеств НК РФ не было предусмотрено вручение допрашиваемому лицу копии протокола допроса. На практике налоговики и не выдавали никаких копий и считали, что не обязаны это делать (Письмо Минфина России от 06.11.2009 № 03‑02‑08/82). Отсутствие копии протокола затрудняло защиту проверяемым налогоплательщиком и свидетелем своих прав и законных интересов. Теперь налогоплательщик при подготовке возражений по акту проверки сможет использовать копию протокола сотрудников налогоплательщиков и других лиц, которые были допрошены, а не полагаться на их память.

📌 Реклама

Выездная проверка в филиале

Но если у организации есть филиалы и представительства, то в отношении них инспекторы проводят самостоятельные выездные проверкипп. 5, 7 ст. 89 НК РФ. То есть у организации, имеющей филиалы и представительства, количество выездных проверок в год может быть больше двухПисьмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 1.3.3).