Ст 88 3 НК РФ

Ответ

При ответе мы исходим, что Организацией подана первичная (либо уточненная) налоговая декларация по НДС за 2 квартал без соответствующего возмещения суммы НДС из бюджета, т.е. к уплате (доплате) суммы НДС в бюджет.

На основании подпункта 31 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы

Согласно пункту 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57 из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 93, 93.1 (пункты 1 и 1.1) и 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.

По нашему мнению, поскольку требование налоговым органом представлено в ходе проведения в отношении Организации камеральной проверки, то нормы пункта 1 статьи 93 НК РФ необходимо рассматривать во взаимосвязи со статьей 88 НК РФ.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (пункт 1 статьи 88 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость) (пункт 2 статьи 88 НК РФ).

На основании пункта 3 статьи 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).

Согласно пункту 7 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

Таким образом, из совокупности изложенных норм следует, что камеральная проверка проводится налоговым органом на основании имеющихся у него документов, представленных налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией, либо документов имеющихся у налогового органа, полученных в ходе мероприятий налогового контроля.

При этом пунктом 7 статьи 88 НК РФ прямо указано, что налоговые органы при проведении камеральной проверки не праве требовать иные документы или сведения, если иное не предусмотрено указанной статьей.

Кроме того, налоговый орган вправе потребовать пояснения от налогоплательщика, в случае если им в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в имеющихся у налогового органа документах. Т.е. требования о предоставлении пояснений с формулировкой «при наличии расхождений» и в отсутствии подтверждения о выявленных расхождениях со стороны налоговых органов не соответствует действующим положениям статьи 88 НК РФ.

Отметим положения статьи 88 НК РФ, в соответствии с которым налоговые органы при проведении камеральной проверки вправе на основании статьи 93 НК РФ истребовать иные документы и сведения:

Пункт 6 статьи 88 НК РФ. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика — индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.

Пункт 8 статьи 88 НК РФ. При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

Пункт 8.1. статьи 88 НК РФ. При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.

Пункт 8.3. статьи 88 НК РФ. При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

Указанный перечень не подлежит расширительному толкованию, что также подтверждается судебной практикой. Так, например, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.16 № 10АП-7064/2016 по делу № А41-108119/15 отмечено, что суд первой инстанции обоснованно указал, что налоговым органом не представлены доказательства наличия условий для выставления требования о представлении документов, подтверждающих сумму реализации, в рамках камеральной налоговой проверки, а именно выполнения инспекцией условий, предусмотренных п. п. 3 и/или 6, 7, 8, 8.1 ст. 88 НК РФ.

Аналогичное мнение изложено в Письме Минфина РФ от 13.10.15 № 03-02-07/1/58461:

«Вопрос: Об истребовании налоговым органом документов (пояснений) при камеральной проверке.

…Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах (например, статьями 88, 89, 93, 93.1 Кодекса) от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы (пояснения) в случаях, указанных в статье 88 Кодекса.

Если, по мнению заинтересованного лица, акты налоговых органов, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов нарушают его права, он вправе обжаловать их в порядке, установленном главой 19 Кодекса.».

На наш взгляд, при указанных обстоятельствах, в Вашем случае, у налогового органа имеются основания для истребования документов по пункту 8.1 статьи 88 НК РФ.

При этом, указанной нормой прямо отмечено, что налоговыми органами при проведении камеральной проверки могут быть истребованы документы, относящиеся к определенным (указанным) операциям в отношении которых выявлены противоречия (несоответствия) с данными содержащимися в налоговой декларации налогоплательщика (другого налогоплательщика).

В Вашем случае налоговый орган запрашивает документы, позволяющие ему проверить Организацию в полном объеме, конкретный перечень запрашиваемых документов не определен, в некоторых случаях запрашиваются документы, не относящиеся к проверяемому периоду, либо предмету проверки, невозможно определить выявленные налоговым органом расхождения (ошибки). Изложенное, на наш взгляд, приводит к несоответствию указанного требования нормам статьи 88 и 93 НК РФ.

Таким образом, по нашему мнению, Организация вправе не исполнять требование налогового органа в силу подпункта 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ.

Отметим, что изложенное нами, также подтверждается судебной практикой.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.04.08 № 15333/07 по делу № А65-1455/2007-СА2-34 изложено следующее:

«…Открытое акционерное общество «Булгарнефть» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее — инспекция) от 17.10.2006 N 649 ЮЛ/К о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 200 рублей штрафа за непредставление четырех видов документов:

— договоров к счетам-фактурам, полученным до и после 01.01.2006, вычеты по которым указаны в строках 190 и 200 декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2006 года;

— актов приема-передачи, вычеты по которым указаны в строках 190 и 200 декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2006 года, к счетам-фактурам, полученным до и после 01.01.2006;

— актов выполненных работ, вычеты по которым указаны в строках 190 и 200 декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2006 года, к счетам-фактурам, полученным до и после 01.01.2006;

— документов о регистрации права по основным средствам, вычеты по которым указаны в строках 190 и 200 декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2006 года, к счетам-фактурам, полученным до и после 01.01.2006.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за май 2006 года инспекция направила заявителю требование о представлении ряда документов.

Общество направило в инспекцию часть запрошенных документов: книгу продаж за май 2006 года, журнал учета выставленных счетов-фактур за май 2006 года, карточки счетов, расчет удельного веса продукции, реализованной на экспорт в мае 2006 года, акт на передачу скважины бурения в эксплуатацию, приказ от 02.05.2006 N 66 — и указало, что счета-фактуры, полученные до 01.01.2006, были ранее представлены с письмом от 21.04.2006 N 505.

Полагая, что документы представлены не в полном объеме, инспекцией был составлен акт проверки от 08.09.2006 N 604 ЮЛ/К и принято решение от 17.10.2006 N 649 ЮЛ/К о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в виде взыскания 200 рублей штрафа, в том числе за непредставление обществом документов о регистрации права по основным средствам.

Суд первой инстанции сделал вывод о невозможности представления обществом всех документов, содержащихся в требовании инспекции, поскольку перечень этих документов нельзя признать определенным и установить достоверное количество документов невозможно. Истребование документов, названных в требовании инспекции, не соответствует целям камеральной налоговой проверки. Представленные обществом документы позволили ей провести проверку налоговой декларации в полном объеме, отсутствие ряда истребуемых документов не может служить основанием для отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что вывод суда о неправомерности истребования инспекцией упомянутых документов в ходе камеральной налоговой проверки не основан на налоговом законодательстве.

Суд кассационной инстанции согласился с этим выводом.

Между тем данный вывод судов апелляционной и кассационной инстанций в части правомерности привлечения общества к налоговой ответственности является ошибочным ввиду следующего.

По смыслу статей 88, 93 Кодекса требование о представлении необходимых для налоговой проверки документов должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки. Если такое требование не исполнено налогоплательщиком по причине истребования документов, которые не относятся к предмету налоговой проверки, или по причине неопределенности истребуемых документов, оснований для применения ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Кодекса, не имеется…».

Из изложенного мнения суда можно сделать вывод, что требуемые документы, должны иметь отношение к предмету проверки (т.е. относится к периоду проверки и к налогу, в отношении которого проводится проверка), а также перечень документов должен содержать достаточно определенные данные о документах. При этом, как следует из текста Постановления, требование о представлении счетов-фактур, договоров, первичных документов, на основании которых произведен вычет за проверяемый период, не соответствует целям камеральной проверки и при таких обстоятельствах перечень документов не является определенным.

Аналогичные выводы, со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.08 № 15333/07 по делу № А65-1455/2007-СА2-34 изложены Постановление ФАС Московского округа от 29.03.12 по делу № А40-66634/11-129-286, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.12 по делу № А05-13017/2011, Постановление ФАС Центрального округа от 05.09.2012 по делу N А35-14248/2011.

В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 12.05.17 № Ф05-5617/2017 по делу № А40-190691/2016 суд указал, что требование инспекции представить документы должно содержать данные, которых будет достаточно для идентификации документов. Если реквизитов нет, такое требование можно квалифицировать только как истребование информации. В форме требования есть условие об обязательном указании реквизитов при их наличии. Поскольку в декларации налогоплательщика были номера и даты счетов-фактур, инспекция могла указать их. Суд пришел к выводу, что требование представить счета-фактуры на отгрузку, первичные, платежно-расчетные и иные документы не соответствует законодательству и не обязывает налогоплательщика подавать их. Суд учел позицию Верховного Суда РФ, изложенную в Определении от 04.02.16 № 302-КГ15-19180, в котором отмечено, что недопустимо устанавливать размер штрафа исходя из предположения, что у налогоплательщика есть запрошенные документы.

В Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.05.16 № Ф02-1921/2016 по делу № А78-11476/2015 отмечена правильность выводов судов нижестоящих инстанций о том, что действия налогового органа при выявлении противоречий между данными налоговой деклараций и сведениями о налогооблагаемых операциях налогоплательщика, поступивших от его контрагентов, не соответствуют требованиям НК РФ. Запрашиваемые документы в нарушение пункта 8.1 статьи 88 НК РФ не относятся к конкретным операциям, по которым у инспекции возникли вопросы к налогоплательщику, являются сводными или аналитическими документами бухгалтерского учета, которые формируются на основании первичных документов и не являются основанием для исчисления налога.

По мнению Минфина РФ изложенному в Письме от 10.08.15 № СД-4-15/13914@ в случаях истребования документов в порядке, предусмотренном пунктом 8.1 статьи 88 НК РФ, налоговый орган в рамках проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость вправе истребовать копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также выставленные счета-фактуры.

Коллегия Налоговых Консультантов, 22 августа 2017г.

Форма требования о предоставлении документов (информации) предусмотрена Приказом ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@.

О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации

Форма требования о предоставлении пояснений утверждена Приказом ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@.

пункт 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57

Назад в раздел

Зачем это нужно

Согласно российскому законодательству, все налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать фискальные сборы в государственный бюджет. В противном случае компанию или индивидуального предпринимателя накажут рублем: выставят штрафы и пени. А за особо крупные налоговые преступления грозит уголовная ответственность.

Чтобы избежать проблем, налоговики настоятельно рекомендуют систематически контролировать текущее состояние взаиморасчетов с бюджетом. Чиновники напоминают, что даже незначительная ошибка в платежном поручении может привести к плачевным последствиям.

Например, неверно указан код бюджетной классификации в платежке — и денежные средства не дойдут по назначению. Следовательно, налог не будет считаться уплаченным, и инспекторы применят штрафные санкции. Напомним, что наказанием за несвоевременную уплату обязательств являются не только штрафы. Представители ФНС вправе:

  • самостоятельно списать деньги с расчетного счета налогоплательщика;
  • заморозить расчетные счета компании;
  • приостановить деятельность организации или предпринимателя;
  • инициировать судебное разбирательство.

Систематический контроль взаиморасчетов позволит избежать таких последствий. Провести проверку довольно просто: достаточно подать заявление на сверку с налоговой в ближайшее территориальное отделение ФНС. Однако есть и другие способы, о них расскажем далее.

Как провести сверку с налоговой инспекцией

Запросить информацию в ФНС для проведения выверки можно тремя способами:

  1. Обратившись лично или через доверенного представителя. Для этого придется посетить ближайшее территориальное отделение ФНС. Однако устного запроса недостаточно. Необходимо подготовить специальное заявление на акт сверки с налоговой (образец представлен ниже) и передать его инспектору.

Теперь определим, какие формы запроса на сверку с налоговой инспекцией (образец) нужно подготовить.

Пришло требование предоставить пояснение, что делать?

Первым делом подтвердите, что требование получили – в течение 6 дней направьте налоговикам квитанцию о получении в электронном виде. К этому обязывает п. 5.1 ст. 23 НК РФ. Если этого не сделать, налоговики могут заблокировать расчетный счет компании.

В каких случаях налоговики могут заблокировать счет компании

После этого необходимо перепроверить данные декларации, свериться с поставщиком и отправить ответ в форме таблицы из письма ФНС России от 7 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/5752 либо уточненную декларацию с правильными данными, если имело место занижение налога, и вы с этим согласны.

Даже если по вашим данным у вас все в порядке, все равно отправьте ответ на требование и сообщите налоговикам, что у вас ошибок нет.

Ответ необходимо отправить в течение 5 дней со дня получения требования и только в электронном виде. Исключение сделано только для тех, кто имеет право сдавать бумажные декларации по НДС. К ответу можно приложить подтверждающие документы.

Важно!

Если компания не предоставит пояснения, ее оштрафуют на 5 000 рублей, а за повторное нарушение – на 20 000 рублей. Это предусмотрено статьей 129.1 НК РФ. Штрафа не будет, только если вместо ответа на требование организация сразу сдала «уточненку».

Зачем нужны акты сверки по НДС?

В теории по НДС сверку данных должны постоянно делать все организации. Каждый экземпляр счета-фактуры должен иметь своего «двойника» у второго участника той или иной сделки. Будущая электронная база поможет налоговикам отслеживать не только наличие второго участника каждой сделки, но и ее величину. Конечно, в случае любого несоответствия в сумме счетов-фактур налоговая будет требовать уточнения от каждого участника сделки. В соответствии с действующим законодательством организации имеют всего 5 дней, чтобы удовлетворить запрос налоговиков. То есть за столько короткий срок бухгалтерия одной компании должна связаться с бухгалтерией второй компанией, прийти к консенсусу, кто прав и договориться о том, как именно они будут обосновывать в налоговой найденные расхождения. Стоит отметить, что, если пояснения не удовлетворят инспектора, то компании могут получить отказ в выплате НДС.

Выше мы рассмотрели ситуацию, когда у счета-фактуры есть пара, но данные в них не совпадают. Если же второй пары вовсе нет, то последствия для организации могут быть гораздо более серьезными. Кроме отказа в выплате НДС, налоговая может наложить на компанию штраф и пени.

Чтобы не сталкиваться с такими ситуациями, рекомендуем вам проводить сверку НДС. Это можно делать вручную, однако, потребует немало временных и кадровых ресурсов. Также можно автоматизировать процедуру и делать ее в специальном программном обеспечении. Например, таким функционалом обладает продукт СБИС Электронная отчетность. Для работы с ним потребуется электронная подпись, которую можно купить на сайте нашего Центра ЭЦП.

Кто проводит камеральную проверку

Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.

Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.

СПРАВКА. Решение руководителя или заместителя руководителя ИФНС о проведении камеральной проверки не требуется. Об этом прямо сказано в пункте 2 статьи 88 НК РФ.

Порядок проведения «камералки»

Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.

Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.

ВНИМАНИЕ. Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.

Проведите автоматическую сверку счетов-фактур с контрагентами Подключиться к сервису

Если по результатам автоматизированного контроля в отчетности обнаружены ошибки, расхождения или несоответствия, то это является поводом для углубленной проверки. Также расширенная проверка осуществляется в том случае, если в декларации заявлены льготы или сумма НДС к возмещению. Кроме того, обязательной углубленной ревизии подвергается отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 3, 6, 8 и 9 ст. 88 НК РФ).

Предупреждения по контрольным соотношениям

В этой категории отображается количество ошибок в контрольных соотношениях в загруженной декларации.

Для просмотра подробной информации о расхождениях нажмите на категорию.

Чтобы просмотреть цифры из декларации, откройте пункт «Содержание разделов». В Контур.НДС+ невозможно исправлять данные из декларации. Исправлять ошибки и предупреждения необходимо в той программе, в которой заполнялась декларация.

С расхождениями (книга покупок/книга продаж)

В эту категорию попадают сделки, в которых были обнаружены расхождения в ваших данных и в данных ваших контрагентов.

Возможные расхождения:

  • по сумме НДС или общей стоимости счета-фактуры;
  • счет-фактура отсутствует у вас или вашего контрагента.

Чтобы перейти к списку счетов-фактур с расхождениями, кликните по категории. Если сделка отражена с верными параметрами, то убрать расхождение можно с помощью кнопки «У меня верно». Чтобы перенести все счета-фактуры из раздела «СФ с расхождениями» в раздел «СФ без расхождений» нажмите на кнопку «Верно всё» и подтвердите выполнение действия.

При нажатии на строку с документом появится сводная таблица, в которой отобразятся ваши данные и данные контрагента по сделке.

Красным цветом будет выделено поле, в котором обнаружено расхождение. Необходимо выяснить, с чьей стороны допущена ошибка. Для связи с контрагентом можно использовать чат, который находится справа от разногласия. При необходимости, можно прикреплять документы в чат. При добавлении контрагентами новых комментариев или документов к сделкам с разногласиями, информация о них будет появляться в истории сообщений на главной странице сервиса и отправляться в качестве уведомления на вашу электронную почту.

Ошибки необходимо исправлять в той учетной системе, в которой вы ведете книги и журналы. Исправленный документ необходимо заново загрузить в Контур.НДС+. Также исправить счет-фактуру можно сразу в Контур.НДС+, для этого нажмите кнопку «Редактировать». Рекомендуем вносить изменения и в свою учетную систему. Если расхождение решится, то число сделок в категории «С расхождениями» уменьшится.

Без расхождений (книга покупок/книга продаж)

Данная категория означает, что сверка с контрагентами прошла успешно, разногласий не обнаружено и никаких действий предпринимать больше не нужно. Чтобы перейти к списку счетов-фактур, кликните по категории.

Редактирование счетов-фактур

Помимо исправления разногласий в своей учетной системе, отредактировать счет-фактуру можно в сервисе НДС+. Для этого найдите нужный счет-фактуру, откройте его и нажмите кнопку «Редактировать» в левом нижнем углу. Внесите нужные изменения и нажмите кнопку «Сохранить».

Чтобы выгрузить отредактированные книги из Контур.НДС+, нажмите кнопку «Выгрузка» > «Декларация»> «Выгрузка на компьютер».

В открывшемся окне выберите нужные разделы и нажмите на кнопку «Выгрузить». Выгруженные файлы можно загрузить в Контур.Экстерн для отправки в ФНС.

Вычеты

Вычеты — это суммы, на которые налогоплательщик может уменьшить налог, начисленный к уплате в бюджет. В большинстве случаев это тот НДС, который покупатель уже заплатил поставщикам в цепочке сделок. Чтобы получить вычет, компании передают в ФНС Книгу покупок (8 раздел декларации) со счетами-фактурами, полученными от поставщиков.

Информацию по вычетам можно посмотреть за 4 самых важных временных среза.

Настройка уведомлений

Чтобы настроить уведомления на электронную почту, откройте пункт «Настройки» и выберите события и частоту получения уведомлений. Нажмите «Сохранить».

  • Общая информация
  • Возможности платных и бесплатных пользователей
  • Вход в НДС+
  • Требования к файлам для загрузки
  • Загрузка документов в сервис
  • Результаты сверки
  • Редактирование счетов-фактур в НДС+
  • Справочник контрагентов
  • Вычеты
  • Настройка уведомлений

С 2015 года в составе декларации по НДС необходимо передавать сведения из книг покупок и продаж, а также журналов учета счетов-фактур. Налоговые органы будут сверять данные покупателей и продавцов. Если в данных обнаружатся расхождения, то инспекции будут направлять требования о представлении пояснений. До отправки декларации по НДС рекомендуется свериться с контрагентами.

В системе Контур.Экстерн нет возможности свериться с контрагентами, для этого разработан отдельный сервис — Контур.НДС+.

В Контур.НДС+ существует несколько типов пользователей:

  • Бесплатный пользователь — пользователь, получивший приглашение в сервис от своего контрагента (см. подробную инструкцию для бесплатных пользователей).
  • Бесплатный пользователь (абoнент Контур.Экстерн) — пользователь Контур.Экстерн. Все пользователи Контур.Экстерн имеют доступ в НДС+, в которой могут сверяться только по книге продаж.
  • Платный пользователь — пользователь, который приобрел Контур.НДС+. Делится на 3 тарифа: Максимальный, Стандарт, Минимальный.

Какие функции доступны разным типам пользователей:

Платный пользователь на
тарифе «Стандарт»
Пользователь Контур.Экстерн Бесплатный пользователь
  • Загрузка и сверка книг продаж;
  • Загрузка и сверка книг покупок;
  • Загрузка и сверка журналов выставленных счетов-фактур;
  • Загрузка и сверка журналов полученных счетов-фактур;
  • Приглашение контрагентов;
  • Решение разногласий вручную;
  • Назначение ответственных;
  • Загрузка списка контрагентов;
  • Проверка контрагента в сервисе «Светофор» и «Контур.Фокус»;
  • Использование чата для связи с контрагентами;
  • Работа с требованиями;
  • Возможность создавать фильтры по контрагентам;
  • История выгрузок и загрузок файлов;
  • Проверка декларации на контрольные соотношения.
  • Загрузка и сверка книг продаж;
  • Загрузка и сверка журналов выставленных счетов-фактур;
  • Загрузка и сверка журналов полученных счетов-фактур;
  • Решение разногласий вручную по книге продаж или журналам;
  • Использование чата для связи с контрагентами.
  • Загрузка и сверка книг продаж только с тем контрагентом, который пригласил в сервис;
  • Использование чата для связи с контрагентами;
  • Проверка пригласившего контрагента в сервисе «Светофор» и «Контур.Фокус»;
  • Решение разногласий вручную по книге продаж или журналам.

Платный пользователь на тарифе «Минимальный» Платный пользователь на тарифе
«Максимальный»
  • Загрузка и сверка книг продаж;
  • Загрузка и сверка книг покупок;
  • Загрузка и сверка журналов выставленных счетов-фактур;
  • Загрузка и сверка журналов полученный счетов-фактур;
  • Решение разногласий вручную;
  • Использование чата для связи с контрагентами.
  • Загрузка и сверка книг продаж;
  • Загрузка и сверка книг покупок;
  • Загрузка и сверка журналов выставленных счетов-фактур;
  • Загрузка и сверка журналов полученных счетов-фактур;
  • Приглашение контрагентов;
  • Решение разногласий вручную;
  • Назначение ответственных;
  • Загрузка списка контрагентов;
  • Проверка контрагента в сервисе «Светофор» и «Контур.Фокус»;
  • Использование чата для связи с контрагентами;
  • Работа с требованиями;
  • Возможность создавать фильтры по контрагентам;
  • История выгрузок и загрузок файлов;
  • Проверка декларации на контрольные соотношения;
  • Филиальная структура.

Для подключения полнофункциональной версии Контур.НДС+ обратитесь в сервисный центр. Если необходимо подключить организации на обслуживании в Контур.НДС+, то также следует обратиться в сервисный центр.

Вход в НДС+

Войти в сервис можно с помощью любого браузера по адресу http://nds.kontur.ru. Вход осуществляется по логину / паролю или по сертификату. Для перехода в Контур.НДС+ из системы Контур.Экстерн используйте меню «Контур» > «НДС+».

Также перейти в Контур.НДС+ можно из Контур.Экстерн со страницы работы с формой НДС.

Вход по сертификату

После входа по адресу http://nds.kontur.ru появится окно авторизации, выберите нужный сертификат и нажмите «Войти». Для входа можно использовать только те сертификаты, которые были получены в СКБ Контур для работы в системе Контур.Экстерн.

Вход по логину и паролю

После входа по адресу http://nds.kontur.ru появится окно авторизации, укажите в нем нужный логин (электронную почту) и пароль, после чего нажмите «Войти».

Еще не сверились

Контрагенты в этой категории уже получали приглашения в сервис Контур.НДС+, но еще не загрузили свои документы в выбранном квартале.

Чтобы пригласить этих контрагентов в НДС+ повторно, нажмите на одноименную ссылку. Всем компаниям из списка поступит приглашение на указанные ранее e-mail адреса. На данный момент, есть возможность автоматически пригласить повторно до 200 компаний. Если в списке контрагентов более 200 компаний, то отправлять повторные приглашения необходимо вручную.

Если камеральная проверка пройдена успешно

По результатам проверки нарушений не обнаружено. Действует следующий порядок:

  1. В течение 7 рабочих дней по завершению проверки должно быть принято решение о возмещении НДС.
  2. Если у налогоплательщика есть долги по федеральным налогам и неуплаченные пени/штрафы по ним же, ИФНС самостоятельно производит зачет сумм, подлежащих возмещению, в погашение таких долгов.
  3. Если недоимок по налогам нет, сумма, подлежащая возмещению, по заявлению налогоплательщика возвращается на расчетный счет, указанный в заявлении налогоплательщика.
  4. ИФНС сообщает о принятом решении налогоплательщику письменно, в срок 5 дней с даты принятия решения о возмещении НДС. Читайте также статью: → «4 этапа возврата НДС в 2020. Порядок возмещения + 2 примера».
  5. Если деньги на расчетный счет налогоплательщика так и не поступили, необходимо выяснить причины в ИФНС. В общем случае при нарушении сроков возврата НДС начисляются проценты на невозвращенную сумму с 12-го дня после даты завершения проверки.

Требования к оформлению счетов-фактур для принятия НДС к возмещению

Наиболее пристальное внимание при проверке уделяется счетам-фактурам. В счетах-фактурах должны содержаться (быть правильно заполнены) все обязательные реквизиты. Но есть разъяснения контролирующих органов и судебная практика, позволяющие утверждать, что определяющим являются следующее.

К ошибкам в заполнении счетов-фактур, не являющимися основанием для отказа в принятии к вычету, можно отнести ошибки и неточности, не препятствующие идентифицировать:

  • продавца и покупателя товаров, работ, услуг, имущественных прав
  • наименование товаров, работ, услуг, имущественных прав
  • стоимость, отраженную в счете-фактуре
  • налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю товаров, работ, услуг, имущественных прав. Основание – Письмо Минфина РФ от 07.05.2015 № 03-01-11/26312

Нельзя привлечь в качестве свидетеля

  • лицо, которое в силу малолетнего возраста, физических или психических недостатков не может правильно воспринимать обстоятельства, связанные с проверкой;
  • лицо, для которого необходимая для проверки информация является профессиональной тайной (например, адвоката, аудитора).

Акт по результатам камеральной проверки

Если нарушений не выявлено, никаких дополнительных действий контролирующий орган не предпринимает. Но если наличие нарушений установлено, составляется акт (по КНД 1160098) в течение 10 дней после окончания проверочных мероприятий. Его копия уже в течение пяти дней вручается налогоплательщику. Последнему законом дан месяц, чтобы подать возражения на акт. После истечения этого срока руководитель ИФНС решит вопрос о привлечении плательщика к ответственности за правонарушение в области налогов. Результаты оспаривают в вышестоящей инстанции и в Арбитражном суде.

Электронное обращение

Если налогоплательщик решил получить информацию через Интернет, то придется заполнить специальный бланк. Унифицированная форма утверждена Приказом ФНС России от 13.06.2013 № ММВ-7-6196@, КНД 116101.

В запросе указывается аналогичная информация: наименование и регистрационные коды налогоплательщика, его адрес. Данные сведения вносятся в унифицированную форму автоматически.

Если есть разногласия

Если разногласия есть, то действовать нужно так:

На основании акта с разногласиями инспекторы инициируют проверку указанных данных по информационным системам. Затем плательщику предложат предоставить в ИФНС документы, подтверждающие данные вашего бухучета. Например, копии платежных поручений на оплату взносов.

Если ошибка была допущена инспектором, то ее исправят. ИФНС пришлет специальное уведомление. Если же разногласия возникли из-за вашей ошибки, например, неверный КБК в платежке либо неверный расчет в декларации, то инспектор направит письмо с указанием на допущенную налогоплательщиком ошибку.

Расчеты с бюджетом целесообразно время от времени контролировать. Для этого существует такая процедура, как сверка. Изъявить желание свериться с ИФНС может любой налогоплательщик. Сегодня расскажем о том, как это сделать.