Союзы и ассоциации

Содержание

Какие нормативные акты определяют правовое положение НКО

Статус НКО определяется различными нормативными актами, в том числе:

  • ст. 50 ГК РФ, в которой уточняется, что к НКО относятся организации, не определяющие в качестве основной цели деятельности получение прибыли и в последующем не распределяющие ее между участниками;
  • законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в данном нормативном акте перечисляются все формы НКО, уточняется порядок их создания, ликвидации и реорганизации);
  • специальными законами, регламентирующими деятельность отдельных НКО (например, законом «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»» от 01.12.2007 № 317-ФЗ).

Кроме того, различные федеральные законы, например КоАП РФ и УК РФ, уточняют меры административно-правовой и уголовной ответственности за нарушение такими организациями требований законодательства.

Органы управления

Как указывалось выше, НКО, являясь юридическими лицами, обладают собственной системой органов управления.

Система органов управления НКО, порядок их формирования и компетенция различаются в зависимости от того, к какой форме и виду относится конкретная организация.

Порядок формирования органов НКО определяется их уставами в соответствии с законами, регулирующими деятельность конкретных видов НКО.

Как указывалось выше, все НКО подразделяются на две большие группы – корпоративные и унитарные.

Общим для всех корпоративных НКО является то, что они создаются на основании членства, именно с этим связана главная особенность системы органов управления НКО данного типа – наличие высшего органа, представляющего интересы всех ее участников (общего собрания членов и т.д.).

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 65.3 ГК РФ для корпоративных НКО и производственных кооперативов с числом членов (участников) более 100 предусмотрено специальное правило – в указанных НКО высшим органом управления может быть собрание съезд, конференция, т.е. орган формируемый участниками (членами) НКО на основе представительства (участники направляют для участия в работе высшего органа своих делегатов).

Пунктом 2 указанной статьи определен перечень вопросов, относящихся к компетенции высшего органа корпоративных НКО. К ним, например, помимо прочего, относятся:

  • утверждение (изменение) устава НКО;
  • образование (формирование) и прекращение полномочий иных органов управления НКО;
  • утверждение годовых бухгалтерских (финансовых) балансов и отчетов;
  • образование специальных ревизионных органов (ревизионная комиссия, ревизор), прекращение их полномочий;
  • принятие решений о ликвидации либо реорганизации НКО.

Данный перечень является примерным, т.е. он может быть в соответствии с законом изменен уставом НКО. Так, например, решение вопросов о формировании органов управления, утверждении годовых бухгалтерских балансов, отчетности может быть отнесено к компетенции иных коллегиальных органов НКО.

Особенности формирования высшего органа НКО предусматриваются отдельными федеральными законами. Так, например, ст. 23 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» предусматривается, что в кооперативе, в который входит долее двухсот членов, общее собрание членов кооператива может проводиться в форме собрания уполномоченных.

В НКО, помимо высшего органа управления образуется единоличный исполнительный орган. В зависимости от вида НКО, в качестве единоличного исполнительного органа могут выступать директор, президент т.д.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 53, ч. 1 п. 3 ст. 65.3 ГК РФ в НКО исполнение функций исполнительного органа может быть возложено на нескольких лиц, либо уставом может быть предусмотрено образование нескольких независимых единоличных исполнительных органов.

Также, закон предусматривает возможность осуществления функций единоличного исполнительного органа специально привлекаемым физическим или юридическим лицам.

Особо предусматривается возможность создания специального коллегиального исполнительного органа (наблюдательный совет и т.д.), основной функцией которого является осуществление контроля за деятельностью исполнительного органа НКО (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ).

Компетенция органов управления НКО определяется законом и их уставами, при этом, компетенция единоличного исполнительного органа определяется компетенцией высшего органа управления НКО, т.е. к компетенции единоличного исполнительного органа относится решение вопросов, не отнесенных законом или уставом к компетенции высшего органа НКО либо коллегиального исполнительного органа.

Источники формирования имущества некоммерческих организаций

Все НКО, как юридические лица, обладают важнейшим признаком – наличие самостоятельного баланса и обособленного имущества.

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ о НКО имущество может принадлежать НКО на праве собственности или на праве оперативного управления.

Конкретные режим и источники формирования имущества НКО определяются их уставами в соответствии с законодательством в зависимости от вида НКО (организационно-правовой формы).

Так, на праве оперативного управления наделяются имуществом НКО, созданные в виде учреждений, т.е. собственником остается лицо, их создавшее.

Формирование имущества НКО производится за счет различных источников, в том числе:

  1. имущество, передаваемое НКО их учредителями при создании организации;
  2. имущество, поступающее НКО в виде членских взносов (для организаций, основанных на принципе членства);
  3. имущество, получаемое НКО в результате хозяйственной (предпринимательской) деятельности;
  4. имущество, получаемое НКО из иных источников (добровольные пожертвования и т.д.).

Регистрация некоммерческой организации

Согласно общему правилу НКО, являясь юридическими лицами, считаются созданными и приобретают свою правоспособность с момента их государственной регистрации.

Государственная регистрация НКО осуществляется в порядке, предусмотренном для регистрации юридических лиц, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, с учетом особенностей, определяемых специальными федеральными законами об отдельных видах юридических лиц.

Согласно ст. 2 указанного ФЗ, Положению о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 функции регистрирующего органа возложены на ФНС РФ.

Так, например, согласно ст. 12 указанного ФЗ для государственной регистрации НКО в регистрирующий орган представляются:

  1. заявление о государственной регистрации;
  2. решение о создании НКО;
  3. учредительные документы НКО;
  4. в случае, если учредителем НК является НКО – выписка из реестра иностранных юридических лиц, либо иной документ, подтверждающий статус иностранного учредителя;
  5. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Согласно пдп. 1 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ государственная пошлина за государственную регистрацию составляет 4 000 рублей. При этом, размер государственной пошлины для регистрации политических партий, их региональных отделений составляет 3 500 рублей, а для регистрации общероссийских организаций инвалидов и их подразделений (отделений) – 1 400 рублей.

Как указывалось выше, законами об отдельных видах НКО предусматриваются особенности их государственной регистрации.

Так, например, согласно п. 5 ст. 136 ЖК РФ при государственной регистрации товариществ собственников жилья в регистрирующий орган представляются, помимо прочего, сведения о лицах, проголосовавших на общем собрании за принятие решения о создании ТСЖ, а также о принадлежащих указанным лицам долях в праве на общее имущество в многоквартирном доме.

Порядок действий органов ФНС РФ при регистрации юридических лиц определен Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утв. Приказом Минфина РФ от 30.09.2016 № 169н.

Имущество ассоциации при ее ликвидации

Если после ликвидации ассоциации у нее осталось имущество, то оставшееся имущество используется так, как указано в учредительных документах ассоциации либо в законодательстве. То есть оно может быть направлено на цели, из-за которых она создавалась ли на благотворительность. В тех случаях, когда имущество, оставшееся при ликвидации ассоциации, невозможно использовать так, как это указано в учредительных документах, то оно отходит государству. Нужно отметить, что законодательство запрещает распределять такое имущество между членами ассоциации. Однако законодательство разрешает преобразовывать ассоциации в хозяйственные общества, а в хозяйственных обществах при ликвидации можно делить имущество между участниками.

Правовое положение некоммерческих организаций как юридических лиц

НКО с момента прохождения процедуры государственной регистрации становится юридическим лицом, которое имеет:

  1. Самостоятельный баланс.
  2. Обособленное имущество.
  3. Возможность отвечать по всем возникшим обязательствам своим имуществом.

Для правового статуса некоммерческих организаций характерна также возможность открывать счета в банке и иметь свою печать.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Для справки. Срок действия вновь созданной НКО законом не устанавливается. Деятельность организации прекращается только после ее ликвидации или реорганизации.

Как и любое другое юрлицо, НКО имеет свое наименование, которое включает в себя указание на тип организации. Если предприятие зарегистрировало интеллектуальные права на название, то оно вправе распоряжаться им по своему усмотрению и ввести запрет/ограничение на использование его другими компаниями.

Что касается места нахождения НКО, то оно указывается в учредительных документах и заявлении при прохождении процедуры госрегистрации. Заинтересованные лица могут посмотреть эти данные, заказав выписку из ЕГРЮЛ по интересующей их организации.

Филиалы и представительства НКО вправе открывать в неограниченном количестве. Однако при этом важно знать, что ответственность за их деятельность несет головная организация, поскольку ни филиал, ни представительство не наделяется статусом юридического лица.

Подпишитесь на рассылку

1. Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.

2. Ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов).

3. Ассоциация (союз) является собственником своего имущества. Ассоциация (союз) отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, если иное не предусмотрено законом в отношении ассоциаций (союзов) отдельных видов.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом.

Члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, если законом или уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.

4. Ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.

5. Особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов могут быть установлены законами.

Порядок ликвидации ассоциации (союза)

Ассоциация (союз) – это форма некоммерческой организации в виде множества участников, например, объединение работодателей, объединение профессиональных музыкантов или художников, объединение профессиональных союзов. Множество участников, как правило, порождает множество вопросов по прекращению отношений между ними, по разрушению сложившихся связей.

  1. Прежде чем закрыть организацию, необходимо собрать компетентный орган ассоциации (союза) и принять соответствующее решение.
  2. После принятия решения нужно создать комиссию по ликвидации и распланировать все дальнейшие действия. После назначения специальной комиссии необходимо проинформировать о закрытии всех кредиторов.
  3. Как только налоговая служба одобрила ваше решение и начала необратимый процесс, необходимо опубликовать в вестнике государственной регистрации заметку о закрытии организации. Информацию о вашей компании опубликуют два раза: после попадания в реестр и через месяц после появления первой заметки. Кредиторы не могу подать прошение позже, чем через два месяца после публикации.
  4. Следующие шаги – проверка бухгалтерии, взыскание долгов и составление промежуточного баланса. Все эти шаги требуют помощь специалистов, разбирающихся в бухгалтерии и юриспруденции.
  5. Внесение сведений в ЕГРЮЛ о ликвидации, последующая выписка о прекращении деятельности организации в форме ассоциации (союза)

ВНИМАНИЕ: все не так просто с ликвидацией организации, смотрите подробности в видео, слушайте советы адвоката, подписывайтесь на наш канал YuoTube прямо сейчас. Кстати, в комментарии к ролику Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатно ответ адвоката: профессионально и в срок.

Документы для ликвидации ассоциации (союза)

  • Регистрация юридического лица.
  • Документ, подтверждающий назначение главного бухгалтера.
  • Устав некоммерческой организации.
  • Заверенная копия выписки из ЕГРЮЛ (читайте наше предложение заказ выписок из ЕГРЮЛ по ссылке).
  • Гражданские паспорта всех учредителей организации.
  • Документы о постановке в ИФНС.

ВНИМАНИЕ: не забудьте в процессе ликвидации ассоциации про уведомление СМИ, кредиторов и порядок закрытия. Данный процесс не отличается от того, который применяется в вопросе ликвидации ООО, которым также занимаются наши специалисты.

Реорганизация и ликвидация ассоциации: пошаговая инструкция

Представленная пошаговая инструкция поможет в кратчайшие сроки провести процедуру ликвидации или реорганизации ассоциации:

  • принять решение о начале ликвидации/реорганизации и составить протокол собрания участников;
  • в течение трех дней после подписания протокола предоставить в регистрирующий орган уведомление о проведении процедуры в двух экземплярах;
  • дождаться пока регистрирующий орган внесет запись в единый государственный реестр о начале процесса;
  • дважды (раз в месяц) отправить в редакцию журнала «Вестник государственной регистрации» соответствующую информацию о процедуре;
  • подать документы на регистрацию новых организаций или ликвидацию существующих;
  • уплатить государственную пошлину.

Административно-правовой статус некоммерческих организаций

Административно-правовой статус некоммерческих организаций определяется правами и обязанностями, которые появляются у конкретной НКО с момента ее создания. Взаимоотношения НКО и государственной власти обусловлены функциями, которые осуществляет организация. С одной стороны, речь идет о получении различного рода разрешений и лицензий на осуществление какой-либо деятельности, с другой — государство может оказывать помощь (например, выделяя гранты или осуществляя финансирование).

Несмотря на то, что НКО являются общественными и создаются для реализации культурных, научных, политических целей, государство контролирует их деятельность, что не исключает возможности привлечения таких организаций к установленной законом ответственности при совершении нарушений.

Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций

Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций определяется исходя из того, какая правовая форма выбрана для осуществления деятельности. В частности, в п. 3 ст. 50 ГК РФ указаны следующие формы:

  • потребительский кооператив;
  • общественная организация;
  • общественное движение;
  • товарищество собственников недвижимости;
  • фонд;
  • нотариальная палата;
  • религиозная организация.

Главная цель деятельности НКО — достижение социальных, культурных и иных общественно полезных целей, которые прописываются в уставах и иных учредительных документах. При этом законодатель допускает возможность осуществления НКО и предпринимательской деятельности, необходимой для того, чтобы обеспечить функционирование организации. Это означает, что предпринимательство не должно осуществляться с целью только извлечения прибыли и являться основным направлением деятельности НКО.

Предпринимательская деятельность может осуществляться одновременно и для получения финансирования НКО, и для реализации общественно полезных целей ее деятельности. Например, оказание услуг с получением за них оплаты и последующей организацией благотворительного вечера. Распределять прибыль между собой участники НКО не имеют права.

***

Таким образом, НКО хотя и не занимаются получением прибыли, являются в силу своего правового статуса юрлицами и наделяются соответствующими правами и обязанностями (с особенностями, установленными специальными нормативными актами, например законом № 7). При этом основной особенностью правового статуса некоммерческих организаций является то, что они осуществляют деятельность в соответствии с названными в уставах целями, которые с извлечением прибыли не связаны.

Общественные движения

Общественным движением является состоящее из участников общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Положения ГК РФ о некоммерческих организациях применяются к общественным движениям, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган. Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), нотариальных палат, товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы. Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества. Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

Потребительский кооператив

Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Общество взаимного страхования может быть основано на членстве юридических лиц. Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив». Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова «потребительское общество». Потребительский кооператив по решению своих членов может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. Жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости. Общество взаимного страхования по решению своих членов может быть преобразовано только в хозяйственное общество — страховую организацию.

В течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса члены потребительского кооператива обязаны покрыть образовавшиеся убытки путем внесения дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

Товарищества собственников недвижимости

Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами. Устав товарищества собственников недвижимости должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова «товарищество собственников недвижимости», месте нахождения, предмете и целях его деятельности, составе и компетенции органов товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом. Товарищество собственников недвижимости не отвечает по обязательствам своих членов. Члены товарищества собственников недвижимости не отвечают по его обязательствам. Товарищество собственников недвижимости по решению своих членов может быть преобразовано в потребительский кооператив.

Товарищество собственников недвижимости является собственником своего имущества. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит членам товарищества собственников недвижимости на праве общей долевой собственности, если иное не предусмотрено законом. Состав такого имущества и порядок определения долей в праве общей собственности на него устанавливаются законом. Имущество общего пользования в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, если иное не предусмотрено законом. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме, доля в праве общей собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, собственника садового или огородного земельного участка следуют судьбе права собственности на указанные помещение или земельный участок.

К исключительной компетенции высшего органа товарищества собственников недвижимости наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 ГК РФ, относится также принятие решений об установлении размера обязательных платежей и взносов членов товарищества. В товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление). По решению высшего органа товарищества собственников недвижимости (пункт 1 статьи 65.3 ГК РФ) полномочия постоянно действующих органов товарищества могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения ими своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.

Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации

Казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы. Казачье общество по решению его членов может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию. Положения ГК РФ о некоммерческих организациях применяются к казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».

Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации

Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. Члены общины коренных малочисленных народов Российской Федерации имеют право на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины или ее ликвидации в порядке, установленном законом. Община коренных малочисленных народов Российской Федерации по решению ее членов может быть преобразована в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию. Положения ГК РФ о некоммерческих организациях применяются к общинам коренных малочисленных народов Российской Федерации, если иное не установлено законом.

Адвокатские палаты

Адвокатскими палатами признаются некоммерческие организации, основанные на обязательном членстве и созданные в виде адвокатской палаты субъекта Российской Федерации или Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации для реализации целей, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации является некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве всех адвокатов одного субъекта Российской Федерации. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации на основе обязательного членства. Особенности создания, правового положения и деятельности адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации определяются законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

ВЛАСТЬ, ж. право, сила и воля над чем, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление; | начальство, начальник или начальники. Всякому дана власть над своим добром. Закон определяет власть каждого должностного лица, а верховная власть выше закона. Великая власть от Бога. Всякая власть от Бога. Всякая власть Богу ответ дает. Сельския власти, из крестьян, голова, староста и пр. Бог дает тому власть, кому похочет. Разошлась новгородская власть, разошелся и город, стар. Гость во власти хозяина. Властный, кому дана власть, сила, право и воля чем распоряжаться: сильный, могучий властью. Властно нареч. вольно, со властию, по праву. | Властный стар. и зап. свой, собственный. Подписал рукою властною. Власно нареч. (от власть? или от волос в волос?) сиб. зап. южн. подобно, ровно, точно как, точь в точь, ни дать, ни взять. Властитель, -ница, властелин м. -линша, -линка ж. властель м. волостель и волостельша, господин и госпожа; владетель, владелец, кто держит власть, право и силу над чем, кто повелевает, управляет, владеет. Властителев, властелинов; властительницын, властелиншин, властелинкин, владетелев, владетельницын. Властельский, властелинский, властительский, относящийся до власти, властей; свойственный начальству, особ. высшему. Властительство, властелинство, властельство ср. волостельство, власть или владычество, господство, полновластное управление. Властвовать, властить, властительствовать, властельствовать чем, над кем, управлять властно, господствовать, повелевать, распоряжаться. Властвование, владение, управление, в знач. действия; господствование. Властодержавный, державновластный, самодержавный, вседержавный, всевластный. Властодержец м. -держица ж. стар. верховный властелин, государь. Властодержатель м. правитель, наместник. Властолюбие ср. любоначалие, страсть к господству, ко властвованию. Властолюбивый, страстный до власти, добивающийся самовластия. Властолюбец м. -любица ж. человек, безмерно любящий властвовать, начальствовать, никому не желающий подчиниться. Властоненавидец, -ненавистникм. возмутитель; своевольник, не терпящий властей.