Соотношение заработной платы руководителя и работников

Начиная с 1 января 2017 года зарплата руководителей бюджетных учреждений должна быть увязана с зарплатами остальных сотрудников и соотноситься с предельным уровнем разницы между ними, который установлен учредительными органами. Новым правилам также должны подчиняться и автономные учреждения.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Правовые нормы

Трудовой кодекс никак не ограничивает максимальный размер зарплаты сотрудника. В статье 132 ТК сказано, что зарплата работников зависит только от их квалификации, сложности выполняемых задач, количества времени, затраченного на выполнение трудовых функций, и качества работы.

Но в трудовом законодательстве предусмотрены некоторые ограничения в части предельного уровня соотношения между зарплатой руководства бюджетных учреждений и его работников.

Действие ст. 145 ч. 1 Трудового кодекса распространяет свое действие на следующих работников предприятий, созданных государственными и муниципальными организациями:

  1. Директоров учреждения.
  2. Председателей фондов.
  3. Их заместителей.
  4. Главных бухгалтеров.
  5. Членов наблюдательного совета госкорпораций.

При этом в отношении компаний, созданных частным капиталом, правила о предельной разнице между доходами гендиректора и его сотрудниками не действуют.

До 2017 года также действовало правило о соотношении между доходами руководства бюджетных учреждений и сотрудников, но оно применялось не ко всем учреждениям. Согласно действующему тогда Постановлению Правительства №583 от 2008 года, соотношения зарплат руководителей в кратности от 1 до 8 должны были соблюдаться только казенными и бюджетными учреждениями федерального уровня.

На региональные и муниципальные учреждения, а также автономные предприятия данные правила не распространялись. Также указанные правовые нормы действовали только в отношении руководителей бюджетных организаций, а другой управленческий персонал (такой, как бухгалтеры) он не затрагивал.

С принятием ФЗ-347 от 2016 года ситуация кардинально изменилась. Под действие данного закона подпадают руководители и некоторые другие работники из числа управленческого состава, работающие:

  1. В государственных и муниципальных учреждениях.
  2. В унитарных предприятиях.
  3. В государственных внебюджетных фондах РФ.
  4. В территориальных фондах ОМС.

На федеральном уровне допускается утверждение перечня организаций, в которых могут быть установлены зарплаты руководителей без учета предельного соотношения.

В частности, сегодня действуют перечни, которые утверждены распоряжениями Правительства РФ от 2012 г. №2627-р и от 2015 г. №2555-р. Сюда попадают организации из сферы культуры, оказывающие уникальные услуги, имеющие особую значимость или стратегическое значение.

Также указанный закон не регулирует возможное соотношение в оплате труда служащих и руководителей органов государственного или местного самоуправления (например, мэрий и пр.).

Раскрытие информации о среднемесячной зарплате.

* * *

Порядок опубликования сведений о среднемесячной зарплате руководителя, его заместителя, главного бухгалтера учреждений устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления. На федеральном уровне такой документ разработан – проект постановления Правительства РФ размещен на портале regulation.gov.ru.

Согласно названному проекту сведения о зарплатах необходимо будет выложить в свободном доступе на сайте в течение I квартала года, следующего за отчетным. Информацию нужно размещать в специально созданном для этого тематическом разделе, ссылка на который должна присутствовать на главной странице официального сайта учредителя.

В публикуемых сведениях нужно указать полное наименование федерального учреждения, должность, занимаемую руководящим работником, его фамилию, имя и отчество. В то же время здесь запрещено раскрывать сведения, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные контактные данные управленческого персонала учреждений, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер.

Хотя рассмотренные проекты документов адресованы только федеральным учреждениям (за исключением разработанных поправок в Постановление № 922), содержащиеся в них нормы полезно изучить руководителям учреждений всех уровней подчинения. Ведь субъекты РФ и муниципальные образования при издании нормативных актов аналогичного содержания, как правило, ориентируются на федеральные примеры.

Чтобы государственные и муниципальные учреждения (в том числе автономные) смогли выполнить новые требования, «на местах» должна быть создана соответствующая подзаконная база:

  • нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и остальных работников государственных (муниципальных) учреждений (и иных организаций госсектора);
  • правовой акт органа-учредителя, определяющий конкретное соотношение зарплат для подведомственных учреждений;
  • нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководящих работников учреждений (и иных организаций госсектора), представления указанными лицами этой информации.

Сами же расчеты соотношения зарплат будут выполняться на основании единого порядка.

Таким образом, в начале 2017 года учреждения должны произвести соответствующие расчеты по данным за 2016 год и направить эти сведения органу-учредителю. Превышение установленных предельных «порогов» чревато последствиями для первого лица учреждения. В силу ст. 278 ТК РФ несоблюдение соотношения среднемесячной зарплаты заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера и остальных работников может повлечь расторжение трудового договора с руководителем.

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В настоящее время в такой перечень входят только бюджетные и казенные учреждения – см. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р «Об утверждении перечня федеральных бюджетных и казенных учреждений, в котором предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен».

«О порядке размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий».

После…

Федеральным законом от 03.07.2016 № 347‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 347‑ФЗ) были внесены изменения, в том числе в ст. 145 ТК РФ.

В частности, был расширен круг организаций, для которых условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров устанавливаются трудовым договором на основании соответствующих нормативных актов. Так, к внебюджетным фондам и государственным и муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям прибавился территориальный ФОМС.

Были уточнены нормативные акты, в соответствии с которыми устанавливается оплата труда, в первую очередь Трудовой кодекс. А среди иных нормативных актов были отмечены постановления Правительства РФ:

  • от 02.01.2015 № 2 «Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий»;
  • от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее – Постановление № 583).

Основное же изменение, вступившее в силу 1 января 2017 года, касается порядка установления предельного уровня соотношения зарплат руководящего состава и зарплат других работников.

согласно ст.81 КЗоТ, оплата труда таких работников производится, как правило, на основе должностных окладов. Должностные оклады устанавливаются непосредственно работодателем в соответствии с должностью и квалификацией работника. Компания может устанавливать для руководителей, специалистов и служащих иной вид оплаты труда (в процентах от выручки, в долях от прибыли и др.). Конкретный размер должностного оклада работника устанавливается при поступлении на работу и фиксируется в трудовом договоре (контракте). Администрация вправе устанавливать должностные оклады работникам без соблюдения средних окладов по штатному расписанию и без учета соотношений численности отдельных категорий работников, но, разумеется, в пределах тех средств, которые предназначены на оплату труда служащих данной категории. Работодатель вправе самостоятельно определять общую численность работников организации, их профессиональный и квалификационный состав и утверждать штаты. Размер оплаты труда одного работника может отличаться от размера оплаты труда другого работника, выполняющего работу в такой же должности. Работодатель вправе повысить оклады одним работникам и не повысить другим по своему выбору. Снизить установленный размер оплаты труда работодатель может только с соблюдением жесткой процедуры, предусмотренной ст.25 КЗоТ. Руководителям, специалистам и служащим могут устанавливаться доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты.

Какой размер предельной разницы допускается?

Величина предельного соотношения в Законе № 347‑ФЗ не указана. Как было сказано выше, введена только обязательность установления такого соотношения учредителями предприятий и учреждений в рамках размеров, которые устанавливаются по федеральным организациям Правительством РФ, а по организациям субъектов РФ и муниципальным организациям нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления соответственно.

Какие предельные размеры действуют в настоящее время – представим в таблице.

Руководители, их заместители и главные бухгалтеры федеральных государственных учреждений и предприятий

От 1 до 8

Постановление Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339, вносящее изменения в постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 и от 02.01.2015 № 2

Председатели государственных внебюджетных фондов

От 1 до 10

Постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1259

Заместители председателей, главные бухгалтеры государственных внебюджетных фондов

От 1 до 8

Постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1259

Предельное соотношение средней зарплаты (8:1) рекомендовано к применению для организаций, финансируемых как из федерального бюджета, так и из бюджета субъекта РФ или местного бюджета (п. 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, утвержденных Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.

И если раньше в некоторых регионах предельный уровень от рекомендуемого отличался, то сейчас цифры приводятся в соответствие. Например, предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей, их замов и главбухов государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) Республики Крым (п.

6 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) Республики Крым, утвержденного Постановлением Совмина Республики Крым от 26.12.2014 № 622 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий Республики Крым») ранее был установлен в кратности от 1 до 6. Но в редакции Постановления Совмина Республики Крым от 20.10.2016 № 499 кратность стала от 1 до 8.

Кто обязан установить соотношение зарплат руководителей бюджетных учреждений и их работников

В ФЗ-347 от 2016 года не указаны конкретные значения, указывающие на то, какова должна быть разница между среднемесячным заработком руководителей и работников бюджетных организаций.

Но здесь сказано, что такое соотношение должно быть утверждено:

  1. Для организаций федерального уровня – Правительством РФ.
  2. Для организаций российских регионов и муниципальных образований – нормативно-правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Показатели предельного соотношения

Предельное соотношение зарплаты руководителей и главного бухгалтера с зарплатой других работников для учреждений федерального уровня сегодня определяется как кратное в пределах от 1 до 8 (согласно п. 9 Положения №583 от 2008 года).

Для внебюджетных фондов в отношении председателей может быть установлено соотношение, кратное от 1 до 10, в отношении их замов и главных бухгалтеров – кратное от 1 до 8. Указанные показатели приведены в Постановлении Правительства РФ от 2016 года №1259.

Министерства и ведомства федерального уровня устанавливают свои показатели соотношения для подведомственных им учреждений. Например, в Приказе Минздрава №40н от 2017 года показатель кратности для медицинских учреждений составляет 8.

Помимо этого, правила о предельном соотношении могут содержаться в заключаемом трудовом договоре с руководством.

Ответственность за несоблюдение соотношения

Для контроля за соблюдением указанного соотношения утверждено Постановление Правительства от 2016 года №1521. Здесь сказано, что сведения о среднемесячном размере заработка должны размещаться в открытом доступе для ознакомления всеми желающими не позднее 15 мая года, который следует за отчетным. Данная информация публикуется в сети интернет.

В ФЗ-347 от 2016 года предусмотрена ответственность руководства бюджетных организаций за несоблюдение предельного соотношения. Это является основанием для расторжения трудового договора с руководством бюджетной организации. К учредителю организации могут применяться следующие меры, предусмотренные ст. 192 ТК: предупреждение о неполном соответствии, замечание, выговор и увольнение.

Полномочия по контролю за соблюдением установленного соотношения переданы органам прокуратуры, Счетной палате, а также государственным и муниципальным органам в отношении подведомственных компаний.

Порядок расчета

При расчете среднемесячного заработка учитывается не только оклад руководителей, но и их другие доходы (например, премии и бонусы). Связано это с тем, что в понятие заработной платы, которое прописано в ст. 129 Трудового кодекса, входит не только оклад, но и полученные компенсационные и стимулирующие выплаты. Это, в частности, выплаты, предусмотренные районным регулированием (например, северные надбавки), и выплаты, рассчитанные по среднему заработку (например, для оплаты отпусков).

Соотношение среднемесячной зарплаты руководителей и иного персонала рассчитывается на основании порядка, утвержденного Правительством РФ в 2007 году №922. Указанные правила едины для руководителей федерального, регионального и муниципального уровней.

Соотношение зарплат следует определять по итогам года. Расчеты следует проводить отдельно для руководителя, заместителя, а также главного бухгалтера. При этом доходы руководителя в определении среднего дохода сотрудников не участвуют.

В случае если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер совмещают должности, то начисленная им зарплата учитывается как в целом, так и при совмещении.

Процедура расчета соотношения зарплат руководителей будет состоять из нескольких этапов:

  1. Определяется среднемесячная зарплата сотрудников. Для этого фактически начисленная заработная плата сотрудников из списочного состава делится на среднюю численность работников за календарный год и на 12 месяцев.
  2. Рассчитывается среднемесячная зарплата руководителей и иных работников: фактически начисленная им зарплата делится на 12 месяцев. Если же руководитель не отработал полный год, то его доходы делятся на количество отработанных им месяцев.
  3. Определяется соотношение путем деления среднемесячной зарплаты руководителя на среднемесячную зарплату работников.

Проводки по заработной плате в бюджетном учете

Важной частью бухгалтерского учета в бюджетных организациях являются проводки по зарплате. Они регулируются, согласно Единому плану счетов бухучета для госорганов, органов местного самоуправления №157н от 2010 года и Инструкции по применению плана счетов №174н от 2010 года.

Корректное отражение зарплаты на счетах бухучета позволяет без ошибок распределять движение бюджетных средств по статьям расходов. В частности, для начисления зарплаты бухгалтеру следует использовать такие коды:

  • 211 «Заработная плата»: сюда относят все выплаты в пользу работника, согласно договорным обязательствам, а также удержания (например, взносы в профсоюз, НДФЛ, расходы на возмещение морального вреда, алименты и пр.);
  • 212 «Прочие выплаты»: используется для начисления расходов, которые не связаны с зарплатой (например, компенсаций на использование автомобиля, суточные в командировках и пр.);
  • 213 «Пособия», которые выплачиваются из средств ФСС (например, больничные, пособия по беременности и родам и пр.).

Проводки при начислении заработной платы в бюджетном учреждении будут иметь вид: Дебет 0401 20-211 «Расходы по зарплате», Кредит 0302 11-730 «Увеличение кредиторской задолженности по зарплате».

При начислении НДФЛ проводки такие: Дебет 030211 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по зарплате», Кредит 030301 730 «Увеличение кредиторской задолженности по НДФЛ».

Когда выплачена зарплата наличными из кассы организации: Дебет 0 30211-830, Кредит 0 20134-610. Если заработная плата перечислена на банковские карточки: Дебет 0 302 11-830, Кредит 0 20111-610.

Таким образом, предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей и работников представляет собой определенные ограничения размера заработной платы высшего руководства учреждений, финансируемых из бюджета. С 2017 года данные ограничения распространяются на федеральные, региональные, автономные и муниципальные учреждения. Под действие закона подпадают не только руководители, но и их заместители и главные бухгалтеры.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Ольга Ярославская, директор школы в Москве:

— В Москве ограничения для зарплат руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров школ уже установлены.

На зарплату административно-управленческого аппарата должно приходиться не более пяти процентов от фонда оплаты труда в учреждении. 95 процентов — на зарплату педагогам. За счет этого они стали получать больше. Сейчас средняя зарплата учителя в столице превышает 70 тысяч рублей.

То, что вводятся ограничения на зарплату руководителей организаций, это правильно. Но кратность в 8 раз — слишком велика, она должна быть ниже. Кроме того, я считаю, что зарплата должна напрямую зависеть от эффективности работы руководителя и основного персонала. Каждому нужно платить за результат. А критерии результативности есть в каждой отрасли. Мне кажется, что в перспективе этот принцип нужно узаконить для государственных и муниципальных организаций.

Валентина Степанова, директор детского сада на Дальнем Востоке:

— Зарплата заведующей детским садом у нас и сейчас зависит от средней зарплаты педагогических работников в учреждении. Другой дело, что труд воспитателей, младших воспитателей по-прежнему очень низко оплачивается. Зарплата в нашей сфере не сопоставима с ответственностью, которые несут работники младшего образования, которые отвечают и за развитие, и за безопасность детей. Посудите сами, оклад воспитателя высшей категории — чуть меньше 10 тысяч рублей. Плюс 60 процентов — надбавка, включающая дальневосточный коэффициент. Вычтите из этой суммы налог, и вы получите зарплату воспитателя, работающего на одну ставку.

Появление закона о кратности зарплат руководителей и подчиненных, конечно, нужно. Но хорошо бы было, если бы труд работников оплачивался выше. Иначе о молодых специалистах в детских садах можно будет забыть.

Николай Кропачев, ректор Санкт-Петербургского государственного университета:

— Еще в 2011 году на заседании Ассоциации ведущих вузов России я предлагал публиковать информацию о зарплатах ректоров. Хотя тогда эта инициатива не была поддержана, это не мешало мне говорить открыто о моих доходах. В 2011-2016 годах эта информация не раз публиковалась в газетах и информагентствах, а также на интернет-портале СПбГУ. В нашей ситуации просто нельзя было по-другому. Когда я стал ректором, в университете была очень напряженная обстановка. В 2009 году никто не мог точно сказать, сколько в университете сотрудников: 11, 15 или 16 тысяч. Понятные принципы материального стимулирования отсутствовали. Это приводило к тому, что разрыв в зарплате между помощником декана и обычным профессором мог быть десятикратным (и не в пользу профессора!), хотя именно «простой профессор» каждый день проводит занятия и публикуется в научных журналах. Сейчас для каждого коллектива установлены четкие критерии, выполнение которых дает возможность нашим лучшим ученым получать и 100, и 200, и 500 тысяч рублей в месяц.

Мы стали публиковать информацию о доходах, среднюю зарплату по подразделениям и правила определения зарплаты руководителей. Мы заставили многих, кто незаконно наживался за счет государственной собственности, вернуть участки земли, оборудование, десятки тысяч редких книг, финансовые средства… Помимо этого вернули более 200 миллионов рублей переплаченных налогов. Смогли бы и больше, но бухгалтерская документация за прошлые годы почему-то сгорела… В результате всех наших действий университет вернул более двух миллиардов рублей!

Средняя зарплата научно-педагогических работников в университете превышает 66,5 тысячи рублей в месяц. На стимулирующие выплаты приходится более 50 процентов от общего фонда заработной платы. Премии научно-педагогических работников определяют директора и деканы. Наиболее значимые программы стимулирования реализуются на конкурсной основе, ведь доплаты за публикационную активность составляют от 4 до 100 тысяч рублей в месяц.

Сколько можно заработать в ОАО «РЖД»?

Как мы писали ранее зарплата генерального директора компании ОАО «Российский железные дороги» приблизилась к цифре 850 тыс. рублей в день. В ДЕНЬ КАРЛ!

И это неудивительно, за последний год производительность труда выросла почти на 6 процентов, а количеству «оптимизированных» рабочих мест может позавидовать любой ТОП менеджер.

Но можно ли хоть отдаленно сравнить зарплаты руководителей, специалистов, инженеров и рабочих хоть отдаленно с достатком Олега Белозерова?

Давайте перейдем к цифрам:

Зелень после Железнодорожного Университета

После окончания ВУЗа или СУЗа Вы можете рассчитывать:

Помощник машиниста – 35-45 тыс рублей.

Составитель поездов – 35-45 тыс рублей.

Дежурный по станции — 35-45 тыс рублей.

Механик/монтер — 35-45 тыс рублей.

Инженер 1 категории — 35-45 тыс рублей.

Разумеется заработная плата будет сильно отличать от региона проживания, но тем не менее усредненные цифры очень точные.

Из чего складывается заработная плата сотрудника и как выплачивается ?

Зарплаты сотрудников РЖД выплачиваются ежемесячно. Рассчитывается размер оклада (или почасовая ставка), исходя из часов, которые отработал сотрудник ОАО РЖД. Месячная норма составляет 176 часов, а также премиальная часть – в зависимости от должности 15-30 процентов.

После 3 лет работы можно рассчитывать:

После 3 лет стажа есть шанс сесть за компьютер

Машинист – до 70 тыс рублей.

Начальник станции (до 3 класса) — до 70 тыс рублей.

Старший механик — до 70 тыс рублей.

Бригадир/дорожный мастер — до 70 тыс рублей.

Инженер 2 категории (ведущий инженер) — до 70 тыс рублей.

Как мы видим заработная плата после 3 лет работы может существенно вырасти. Вместе с тем не стоит рассчитывать на столь стремительный карьерный рост. Обычно «карьера» продвигается на много медленней. Но рассмотрим более позитивный вариант:

После 10 лет работы можно рассчитывать:

Если все пойдет хорошо и сердце будет биться

Машинист инструктор/начальник депо – до 150 тыс рублей.

Начальник станции (внеклассной станции или начальник Центра) — до 150 тыс рублей.

Заместитель начальника службы (дорожный уровень) — до 150 тыс рублей.

Руководитель структурного подразделения — до 150 тыс рублей.

Рост специалиста зависит от многих факторов:

— образование

-здоровье

-упорство

-фамилия

-удача

Кроме того заработная плата сотрудников ОАО «РЖД» ежегодно индексируется, в 2019 году например на 2,2 процента.

А вы как считает, достойное ли жалование получает служака железных магистралей?

Если вам понравилась статья, подпишитесь на наш канал и поставьте лайк: дальше будет еще интереснее! И не забудьте поделиться ею с друзьями!

Спасибо что читаешь наш канал!

Читай наши другие статьи:

  • Стать успешным в маленьком городишке: Бизнес и предпринимательство
  • Сколько зарабатывает глава РЖД?