Саморегулирование финансового рынка

МОСКВА, 23 июня. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал закон, устанавливающий штрафы до 200 тыс. рублей для саморегулируемых организаций (СРО) в сфере финансового рынка за нарушения российского законодательства и требований Банка России. Документ опубликован во вторник на официальном портале правовой информации.

Закон был принят Госдумой 9 июня и одобрен Советом Федерации 17 июня. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) дополняется статьей, согласной которой нарушение финансовыми СРО порядка контроля за деятельностью своих членов будет наказываться штрафом в размере от 10 тыс. до 50 тыс. рублей для должностных лиц и от 50 тыс. до 200 тыс. рублей — для юридических лиц.

За непредставление или нарушение сроков представления саморегулируемыми организациями сведений об изменении их контактных данных, включая адреса электронной почты и название сайта, в Банк России, а также об изменениях в уставах и иных регламентирующих работу документах, вводится предупреждение или штраф для должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, для юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей. При этом действующие штрафы за нарушение обязанности по раскрытию информации теперь будут распространяться и на СРО в сфере финансового рынка.

Законом предусматривается возможность уплаты административного штрафа со скидкой 50% при условии его оплаты не позднее 20 дней со дня вступления в силу постановления Банка России по делу об административном правонарушении.

Одновременно предусмотрено исключение положений, предусматривающих рассмотрение дел об административных правонарушениях от имени Банка России руководителями территориальных подразделений ЦБ и их заместителями, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков, за исключением банковской деятельности.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ
О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.11.2018 г.)

Принят Государственной Думой 3 июля 2015 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением некоммерческими организациями, объединяющими финансовые организации, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, статуса саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка (далее — саморегулируемые организации), осуществлением ими прав и обязанностей, взаимодействием саморегулируемых организаций и их членов с Центральным банком Российской Федерации (далее — Банк России), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

2. Под саморегулированием в сфере финансового рынка понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется финансовыми организациями, указанными в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, и содержанием которой являются разработка стандартов деятельности таких финансовых организаций и контроль за соблюдением требований указанных стандартов.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 2. Цели деятельности саморегулируемых организаций

Целями деятельности саморегулируемых организаций являются:

1) развитие финансового рынка Российской Федерации, содействие созданию условий для эффективного функционирования финансовой системы Российской Федерации и обеспечения ее стабильности;

2) реализация экономической инициативы членов саморегулируемой организации;

3) защита и представление интересов своих членов в Банке России, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, судах, международных организациях.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 3. Приобретение статуса саморегулируемой организации

1. Статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в форме ассоциации (союза) в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, основанная на членстве и объединяющая юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих следующие виды деятельности (далее — финансовые организации):

1) брокеров;

2) дилеров;

3) управляющих;

4) депозитариев;

5) регистраторов;

6) акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

7) специализированных депозитариев;

8) негосударственных пенсионных фондов;

9) страховых организаций;

10) страховых брокеров;

11) обществ взаимного страхования;

12) микрофинансовых организаций;

Группа депутатов комитета Госдумы по финансовому рынку во главе с председателем комитета Натальей Бурыкиной внесла на рассмотрение нижней палаты российского парламента законопроект о саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков.

Законопроект призван повысить роль саморегулирования финансового рынка в условиях роста числа его участников и усложнения самого рынка. Кроме того, он должен повысить эффективность взаимодействия СРО в этой сфере с регулятором — ЦБ. Совершенствование института СРО должно привести к повышению конкурентоспособности российского финрынка, полагают авторы законопроекта.

Законопроект будет распространяться на целый ряд сегментов финансового рынка. Так, под его действие подпадут среди прочих профессиональные участники рынка ценных бумаг, то есть брокеры, дилеры, доверительные управляющие, депозитарии, регистраторы; субъекты страхового дела; микрофинансовые организации; кредитные потребкооперативы, жилищные накопительные кооперативы; ломбарды.

Участие в СРО будет обязательным при наличии соответствующей саморегулируемой структуры на рынке. Законопроект допускает создание до двух СРО одного вида, однако при этом устанавливается, что СРО может работать, если в нее входит 34% от общего числа участников соответствующего рынка. Такое правило вводится для того, чтобы не было СРО-однодневок, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Саморегулируемые организации должны будут разработать базовые стандарты, перечень которых установит ЦБ для соответствующего вида СРО. Если в одном сегменте рынка есть несколько СРО, то базовые стандарты могут быть согласованы между ними. Они будут обязательны для соблюдения всеми участниками соответствующего сегмента финрынка и подлежат согласованию и регистрации в ЦБ. СРО будет иметь право обратиться в ЦБ, чтобы разработать такие стандарты.

Помимо базовых стандартов, которые будут затрагивать вопросы управления рисками, корпоративное управление, внутренний контроль, защиту прав получателей финансовых услуг, а также операции на финрынке, СРО будут иметь право утвердить внутренние стандарты — правила и кодексы. Законопроект устанавливает требования к СРО, регулирует вопросы членства в СРО. За ЦБ закрепляется функция надзора. Определяется, что участники рынка будут обязаны вступить в СРО в течение шести месяцев после появления такой организации в их сегменте рынка.

По мнению многих экспертов, реализация функций регулирования финансового рынка должна относиться к компетенции не только законодательных органов и специальных органов государственного управления, но и саморегулируемых организаций участников рынка (СРО), уполномочиваемых в силу закона применять правила разработанных ими стандартов к своим членам.

Особенности административного регулирования национальных фондовых рынков исторически складывались по-разному в континентальной Европе и англо-американских странах.

Так, в континентальной Европе фондовые биржи возникли как публичные институты; соответственно, вмешательство государства в их деятельность носит более активный характер.

В Великобритании и США официальными рынками ценных бумаг являются фондовые биржи, создаваемые как частные организации. В Великобритании Совет по ценным бумагам и инвестициям (Securities and Investment Board), который играет важную роль в регулировании финансовых услуг и которому Кабинетом министров делегированы соответствующие полномочия, также создан в форме компании с ограниченной ответственностью участников в пределах определённой суммы (a company limited by guarantee), т.е. имеющей ограниченную ответственность её членов на сумму, на которую они внесли обязательство произвести вклад в её имущество в случае ликвидации.

В Германии институт саморегулирования профессиональных участников рынка ценных бумаг согласно действующему законодательству отсутствует. Там традиционно регулирование фондового рынка осуществлялось органами государственной власти земель. В 1994 г. Закон об операциях с ценными бумагами учредил Комиссию по ценным бумагам, которая должна была взять на себя функции регулирования.

За нарушение установленных профессиональными участниками рынка правил организации торговли ценными бумагами следует наказание в виде порицания, штрафа, приостановления членства. Высшей мерой наказания является исключение, что для профессионального участника рынка фактически означает конец карьеры. Помимо указанных правил СРО разрабатывает детальный кодекс для стандартизации средств урегулирования сделок с ценными бумагами, включая процедуры поступления и поставки, подтверждения, даты расчетов, расчет накопленных процентов, перевод денег и рекламации.

Итак, с 30-х гг. XX века в США сложилась двухуровневая система регулирования рынка ценных бумаг: первый уровень — органы государственного регулирования, прежде, всего Комиссия по ценным бумагам и биржам, и специальные органы регулирования в штатах; второй уровень — саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.

КЦББ включает пять членов, назначаемых президентом США, четыре отдела (корпоративных финансов, регулирования рынка, инвестиционного менеджмента и правозащитный), 18 управлений (аудиторское, информационных технологий, кадровое, аттестационное и др.), 11 региональных офисов.

В свою очередь, на втором уровне функционируют два типа саморегулируемых организаций:

1 тип. Национальная ассоциация фондовых дилеров — NASD (National Association of Securities Dealers). Членство в ней обязательно для брокеров и дилеров, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг. Без членства в NASD организация не может получить лицензию, дающую право работать на рынке, стать членом фондовой биржи, заниматься клиринговой или депозитарной деятельностью. NASD Inc. — это группа компаний, в которой одна холдинговая компания контролирует деятельность двух других организаций — NASD Regulations (собственно саморегулируемой организации) и NASDAQ (торговой системы) возникшей в феврале 1971 г.

2 тип. Инфраструктурные организации на рынке ценных бумаг, членами которых являются его профессиональные участники, например, Нью-Йоркская фондовая биржа — New York Stock Exchange (NYSE), National Association of Securities Dealers Automated Quotation System (NASDAQ), Depository Trust Company (DTC), National Securities Clearing Corporation (NSCC), Option Clearing Corporation (OCC) и другие. В законодательстве и на практике они также именуются саморегулируемыми. Членство в такой организации для профессионального участника добровольное.

Функциональное назначение саморегулируемых организаций двух обозначенных типов различно. NASD в основном ориентирована на регулирование отношений между участниками рынка ценных бумаг и их клиентами, а также на решение проблем, общих для всех участников рынка вне зависимости от сферы их деятельности на биржевом, внебиржевом или ином рынке. Саморегулируемые организации второго типа организуют и регулируют главным образом отношения между профессиональными участниками рынка ценных бумаг в процессе осуществления ими той или иной деятельности на этом рынке.

NASD — это модель, предполагающая делегирование саморегулируемым организациям на основании закона небольшой части государственных полномочий по регулированию и контролю за деятельностью брокеров и дилеров на рынке ценных бумаг. При этом наиболее важные регулирующие функции по регулированию и контролю на рынке ценных бумаг выступает Комиссия по ценным бумагам и биржам (КЦББ) -государственный орган, наделённый значительными нормотворческими, исполнительными и отчасти судебными полномочиями.

Саморегулируемые организации второго типа — это пример делегирования полномочий «снизу» участниками рынка, которые передают часть своих прав биржам, депозитариям, клиринговым организациям в целях лучшей организации торговли и расчётов на фондовом рынке.

В настоящее время активное развитие на мировых рынках так называемых «Альтернативных Торговых Систем» (ATS), которые, в отличие от СРО, являются коммерческими организациями, ведёт к уменьшению значимости СРО второго типа как регулятора фондового рынка и к повышению роли СРО первого типа.

Великобритания.

Законом (The Financial Services Act 1985) принята весьма специфическая система делегирования полномочий государственной (публичной) власти на рынке ценных бумаг. На этой основе в UK сложилась целая система СРО.

В соответствии с законом регулирование рынка ценных бумаг в Великобритании возложено на Кабинет министров (Secretary of State). Этот правительственный орган свои полномочия по регулированию рынка ценных бумаг делегировал специальному органу, известному как Securities and Investments Board (SIB). Он финансируется за счет взносов участников рынка, но сам непосредственно СРО (SRO) не является. SIB, по законодательству UK, вправе самостоятельно выдавать лицензии на право осуществления инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг, но может делегировать его и СРО, что на практике и сделал.

При этом разными сферами инвестиционной деятельности «руководят» разные СРО. The Securities and Futures Authority (SFA) занимается брокерами-дилерами, являющимися членами London Stock Exchange (LSE), London Futures and Options Exchange (LIFFE), London Metal Exchange (LME) и других товарных бирж Великобритании. Другая СРО — The Investment Management Regulatory Organisation (IMRO) — регулирует деятельность управляющих компаний и попечителей, организующих функционирование инвестиционных и пенсионных схем. Третья СРО — Personal Investment Authority (PIA) организует деятельность индивидуальных предпринимателей в сфере управления и консультирования коллективных инвестиционных, пенсионных и страховых схем. Формально в Великобритании членство в СРО не является обязательным. Разрешение на право осуществлять инвестиционную деятельность (direct autorization) компании могут получать в СРО или напрямую в SIB. Однако на практике второй вариант — явление редкое. При этом одна и та же компания может являться членом двух и более СРО.

В отличии от США биржи и клиринговые организации формально не называются в Великобритании СРО. Они осуществляют свою деятельность на рынке ценных бумаг не на основании обычного разрешения (autorization) как другие участники рынка ценных бумаг, а на только при условии получения от SIB статуса «признанной» инвестиционной биржи или «признанной» клиринговой организации. Фактически же функции бирж и клиринговых организаций в отношении их членов в Великобритании аналогичны практике, сложившейся в США.

Однако в последнее время система регулирования финансового рынка в Великобритании претерпела существенные изменения. В стране создан по сути мегарегулятор (Financial Services Authority — FSA).

Статус. Неправительственная организация, инкорпорированная по закону о компаниях 1985 года, осуществляющая регулятивные и надзорные полномочия в отношении любых компаний и лиц, осуществляющих деятельность на финансовых рынках.

История. В 1998 году ФСА от Банка Англии переданы полномочия по надзору за банковским сектором.

С 1 декабря 2001 года в силу вступил Закон «О финансовых услугах и финансовых рынках», которым ФСА были переданы полномочия следующих органов:

A) Комиссии строительных обществ;

Б) Комиссии инвестиционных партнерств;

B) Организации по регулированию инвестиционного менеджмента;

Г) Органа по регулированию индивидуальных инвестиций;

Д) Органа по регулированию рынка ценных бумаг.

Дополнительно ФСА получила полномочия по регулированию рынка закладных, мониторинга и рассмотрения вопросов по применению Кодекса рыночного поведения Code of Market Conduct).

Состав. ФСА состоит из Исполнительного органа, члены которого назначаются Казначеем Ее Величества (Министром финансов), в составе Исполнительного председателя, трех управляющих директоров и 11 совещательных директоров.

За каждым управляющим директором закреплено отдельное направление работы:

A) Директорат регулятивного процесса и управления рисками;

Б) Директорат по вопросам потребителей финансовых услуг, инвестиций и страхования;

B) Директорат по вопросам привлечения депозитов и рынков депозитных услуг.

Сегодня совещательными директорами ФСА являются, в частности, представители Банка Англии, Национального совета потребителей, частного траст-фонда, банка АБН-АМРО, бывший высокопоставленный руководитель Ситибанк/Саломон Смит Берни, два руководителя научных организаций.

Совещательные директора выполняют функцию внутреннего контроля за решениями ФСА и ее Исполнительного председателя.

Официально декларируемые основные цели ФСА:

а) Борьба с инсайдом и усиление защиты информации финансового рынка;

б) Усиление интереса общества к финансовому рынку;

в) Защита потребителей финансовых услуг;

г) Борьба с финансовыми преступлениями и правонарушениями.

Финансирование.

За счет регулируемых участников рынка.

Отчетность.

Ежегодная перед Минфином, которое обязано докладывать о деятельности ФСА Парламенту.

Дополнительная устная отчетность на заседаниях Коллегии Минфина.

Госорганы и организации, с которыми обязаны взаимодействовать:

• Минфин;

• Банк Англии;

• Министерство промышленности и торговли;

• Министерство труда и пенсионного обеспечения;

• Регулятор пенсионного инвестирования;

• Офис честной торговли (до некоторой степени — аналог российского МАП);

• Офис расследований серьезных мошенничеств на рынке;

• Национальная служба уголовных расследований.

Организации, признанные ФСА и привлекаемые к сотрудничеству:

• Ассоциация сертифицированных бухгалтеров;

• Институт актуариев;

• Институт лицензированных бухгалтеров Англии и Уэльса;

• Институт лицензированных бухгалтеров Шотландии;

• Институт лицензированных бухгалтеров Ирландии;

• Юридическое общество Англии и Уэльса;

• Юридическое общество Северной Ирландии;

• Юридическое общество Шотландии.

Основные полномочия:

• Выдача разрешений на осуществление деятельности (допуск на рынок в той или иной форме) любыми лицами, намеревающимися осуществлять бизнес на финансовом рынке;

• Согласование внутренних контролеров финансовых институтов;

• Сбор информации о всех участниках рынка;

• Надзор за всеми институтами, привлекающими средства во вклады, в страховые полисы, в коллективные инвестиционные схемы и проекты.

• Специальный надзор за финансовыми группами на рынке;

• Надзор за деятельностью бирж и торговых площадок, в том числе не только по ценным бумагам. Например, ФСА надзирает за деятельностью Лондонской биржи металлов.

• Надзор за клиринговыми организациями;

• Мониторинг сделок с активами;

• Официальный государственный листинг ценных бумаг.

• Опыт саморегулирования аудиторов.

Правоотношения на финансовом рынке регламентирует целый спектр законов, к числу которых относится и Федеральный закон о рынке ценных бумаг. Закон регулирует правоотношения в области выпуска и купли-продажи ценных бумаг, а также вопросы формирования элементов институциональной структуры финансового рынка.

Рынок финансовых инструментов появился в России сравнительно недавно и, тем не менее, в перспективе может войти в число наиболее развитых рынков.
Для реализации этой цели необходимо:

  • увеличить число финансовых инструментов, торгуемых на бирже;
  • привести нормативно-правовую базу в соответствие с мировыми стандартами;
  • сформировать реальную систему контроля за деятельностью участников финансового рынка;
  • вести реальную работу по предотвращению инсайдерских сделок;
  • повысить эффективность саморегулируемой организации.

Правительство предпринимает большие усилия для реализации поставленных целей, но, к сожалению, внешние условия, связанные с введением экономических санкций, не позволяют пока двигаться ускоренными темпами. Не получила пока развитие и идея по формированию в Москве мирового финансового центра, но работа по совершенствованию законодательства тем не менее продолжает вестись.

Законодательство в области финансового рынка

Нормативно-правовая база деятельности на финансовых рынках базируется на нескольких основных законах, связанных с деятельностью на рынке финансовых инструментов. Отдельным законодательным актом, регламентирующим оборот ипотечных ценных бумаг, является закон «об ипотечных ценных бумагах» 152 ФЗ. Большую роль в регулировании финансового рынка играют подзаконные акты, издаваемые Банком России и министерствами финансово-экономического блока Правительства.

Формирование российской законодательной базы во многом базировалось на законах США «О ценных бумагах». Финансовый рынок Соединенных Штатов является самым развитым в мире. Практически любой гражданин США является владельцем портфеля ценных бумаг и активным участником биржевых торгов.

Этот фактор оказал позитивное влияние на общую разработанность законодательства в этой сфере не только в США, но и в других развитых странах. В результате, за рубежом нормативно-правовая база детально рассматривает любую проблему финансового рынка.

Совет! В российском законодательстве существует большое число отсылочных норм, что делает его сложным для восприятия и заставляет искать дополнительную информацию в других нормативно-правовых актах. Не стоит лениться это делать, так как очень часто дополнительная информация в корне меняет общее понимание путей решения проблемы. Не менее важно учитывать проходящую интеграцию законодательства стран ЕАЭС, итогом которой могут стать значительные изменения в законодательстве о финансовом рынке.

Рассмотрим основные положения закона более подробно, так как знание законодательства значительно облегчает принятие решения в области управления инвестиционным портфелем.