Работник культуры и искусства

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке проведения аттестации работников автономного учреждения «Централизованная клубная система» Аликовского района Чувашской Республики

1. Общие положения

1.1. Целью аттестации является проверка квалификации работника путем периодической оценки его знаний, опыта, навыков, умений, т.е. его соответствия занимаемой должности или выполняемой работе, осуществляется в целях рационального использования, улучшения подбора и расстановки кадров, повышения качества и эффективности их работы.

1.2. Настоящее Положение об аттестации работников АУ «ЦКС» Аликовского района разработано в соответствии с Трудовым Кодексом РФ.

Основными критериями при проведении аттестации служат квалификация работника и результаты, достигнутые им при исполнении должностных обязанностей.

Тарификация работников осуществляется на основе утвержденных в установленном порядке квалификационных требований по общеотраслевым должностям и должностям, специфичным для сферы культуры и искусства.

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

1.3. Аттестации подлежат специалисты (работники) учреждения, кроме:

— лиц, проработавших в должности менее одного года;

— работающих менее одного года со дня окончания курсов повышения квалификации или переподготовки;

— беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;

— женщин, проработавших менее одного года после выхода из отпуска по уходу за ребенком;

— одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида) или других лиц, воспитывающих указанных детей без матери;

— работников в возрасте до 18 лет;

— молодых специалистов (проработавших не более трех лет после окончания вуза);

1.4. Аттестация проводится один раз в пять лет.

1.5. Основные задачи аттестации:

— совершенствование профессиональных навыков и личных качеств работников;

— содействие развитию персонала;

— выявление индивидуальных потребностей в обучении;

— оценка деятельности работника и установление его соответствия занимаемой должности;

— формирование кадрового резерва;

— диагностика компетентности и возможностей работников учреждения;

— создание базы для принятия управленческих решений, связанных с развитием, реструктуризацией учреждения.

1.6. Основания для проведения внеплановой аттестации:

— рекомендация аттестационной комиссии при плановой аттестации
руководителей и специалистов;

— мотивированное заявление работника о желании пройти аттестацию.

2. Состав аттестационной комиссии и сроки проведения аттестации

2.1. Аттестационная комиссия состоит из председателя, секретаря и членов комиссии. Количественный и персональный состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются приказом Учреждения.

2.2. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность принятия необъективных решений.

2.3. Все члены аттестационной комиссии наделяются равными правами по принятию или отклонению решений.

2.4. Руководство работой комиссии осуществляет председатель комиссии.

2.5. Сроки, а также график проведения аттестации, состав аттестационной комиссии, основания проведения аттестации (если аттестация внеплановая), регламент оформления результатов аттестации утверждаются директором Учреждения и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за один месяц до начала аттестации и должны быть изложены в приказе об аттестации.

3. Формирование и порядок работы аттестационной комиссии

3.1. Аттестационная комиссия формируется с целью подготовки и проведения аттестации, в т.ч.:

— сбора необходимых для аттестации документов;

— ознакомление с представленными документами на аттестуемых и вынесение на этой основе соответствующих решений;

— проведения при необходимости собеседования с аттестуемыми работниками;

— доведения до аттестуемого принятого аттестационной комиссией решения;

— доведения до сведения работодателя результатов аттестации;

— обеспечение гласности в ходе аттестации и подведения ее итогов.

3.2. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Результаты голосования определяются большинством голосов. При равенстве голосов аттестуемый признается соответствующим занимаемой должности. Голосование проводится по каждому решению отдельно.

3.3. Аттестация членов аттестационной комиссии проводится на общих основаниях. В случае аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, аттестуемый в голосовании не участвует.

3.4. Основным документом, содержащим информацию о ходе и результатах аттестации, является протокол. Его ведет в установленном порядке секретарь комиссии.

В протоколе указывается:

— дата заседания;

— ФИО присутствующих членов аттестационной комиссии;

— фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и место работы аттестуемого работника;

— краткое содержание сообщения аттестуемого работника по занимаемой должности, заданные ему вопросы и ответы на них;

— оценка деятельности аттестуемого работника и результаты голосования;

— рекомендации аттестационной комиссии в адрес работника.

Протокол подписывают председатель, секретарь и все присутствующие на аттестации члены аттестационной комиссии.

3.5. Проведение аттестации:

3.5.1. Аттестация может осуществляться в форме собеседования, тестирования. Защиты методических разработок, программ, проектов, презентаций и др.

3.5.2. Аттестация проводится по месту нахождения комиссии или по месту работы аттестуемого работника (выездное заседание).

3.6.Аттестация проводится на основе объективной оценки деятельности аттестуемого работника в условиях полной гласности и при строгом соблюдении действующего трудового законодательства.

Оценки деятельности аттестуемого работника:

— соответствует занимаемой должности;

— соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв в порядке должностного роста;

— соответствует занимаемой должности при условии успешного прохождения переподготовки или повышения квалификации;

— не соответствует занимаемой должности.

По результатам аттестационная комиссия может выносить рекомендации:

— о необходимости повышения профессиональных знаний;

— о направлении на повышение квалификации;

— о направлении работника на повторную аттестацию через определенный срок;

— о понижении или повышении в должности и др. рекомендации.

3.7.Сроки, формы и условия проведения аттестации, подготовка аттестационного материала доводится до сведения аттестуемого не менее чем за месяц до начала аттестации.

3.8.На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за три недели до начала проведения аттестации, ответственным в учреждении подготавливается пакет документов (аттестационные материалы).

-заявление по форме (приложение 1);

-оценка творческой деятельности, деловых и личностных качеств работника сферы культуры и искусства (приложение 2), подготовленное его непосредственным руководителем, содержащее всестороннюю оценку: соответствие профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности;

-творческий отчет аттестуемого об исполнении своих должностных обязанностей;

-копия документов об образовании;

-копия из трудовой книжки (первая и последняя страницы);

-копия должностной инструкции;

-копия документа о повышении квалификации (если была);

-копия аттестационного листа предыдущей аттестации (если была);

-аттестационные листы в 2-х экземплярах (приложение 3).

3.9.Аттестуемый работник должен быть ознакомлен с представленными материалами на него за неделю до сдачи ответственному секретарю аттестационной комиссии.

3.10.Аттестуемые материалы формируются в файловую папку с титульным листом на каждого аттестуемого и сдаются секретарю аттестационной комиссии за две недели до дня заседания аттестационной комиссии на проверку наличия, правильности заполнения и качества оформления документов.

3.11. Результаты аттестации (оценка и рекомендации) заносятся в аттестационный лист (приложение 3), который составляется в одном экземпляре, подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии в день ее проведения, заверяется печатью. С содержанием аттестационного листа работник должен быть ознакомлен в течение недели под роспись. При отказе работника от подписи в аттестационном листе секретарем комиссии делается соответствующая запись с указанием даты и подписи секретаря.

Аттестационный лист и отзыв – характеристика (Приложение 4) на работника, прошедшего аттестацию, хранятся в его личном деле.

3.12. После завершения работы аттестационной комиссией обобщаются рекомендации и предложения, принятые в отношении аттестованных работников и в недельный срок работодателю направляется отчет. В отчете отражается число работников, прошедших аттестацию, признанных соответствующими и несоответствующими занимаемым должностям, перечисляются работники, не прошедшие аттестацию. Одновременно составляется перечень руководителей и специалистов, подлежащих повторной аттестации через год или в связи с истечением срока освобождения от очередной аттестации.

3.13. Трудовые споры по вопросам увольнения и восстановления в должности работников, признанных несоответствующими занимаемым должностям, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством РФ.

4. Реализация решений аттестационных комиссий

4.1. По результатам проведенной аттестации комиссия выносит решение:

По аттестации на соответствие занимаемой должности:

-работник соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);

-работник не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);

-работник соответствует занимаемой должности при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

-работник соответствует занимаемой должности и рекомендован для перевода на другую вышестоящую должность.

По аттестации на присвоение квалификационной категории:

-присвоить вторую (первую, высшую) квалификационную категорию по должности (указывается должность работника) – для лиц впервые получающих квалификационную категорию;

-присвоить первую квалификационную категорию и рекомендовать для назначения на должность руководителя учреждения – для кандидатов на должности руководителя учреждения;

-присвоить вторую (первую, высшую) квалификационную категорию при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

-подтвердить ранее присвоенную квалификационную категорию (вторую, первую, высшую);

-не соответствует второй (первой, высшей) квалификационной категории.

4.2.Секретарь аттестационной комиссии в десятидневный срок готовит проект приказа об утверждении решения комиссии о результатах аттестации работников. После издания приказа Комитета (учреждения) в аттестационные листы вносится номер приказа Комитета, один экземпляр аттестационного листа отдается аттестуемому под подпись, который хранится в личном деле работника.

Аттестационные материалы на аттестуемых (оригиналы протокола, представления, экспертного заключения и личного заявления, копии приказа, второй экземпляр аттестационного листа и иные документы) хранятся в Комитете в течение 5 лет.

4.3.В соответствии с приказом директора Учреждения, утвержденные решения аттестационных комиссий, в трудовой книжке работника делается соответствующая запись.

Квалификационные категории сохраняются при переходе работника в другое учреждение культуры Аликовского района Чувашской Республики в течении срока ее действия.

4.4.Работник, признанный по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, освобождается от работы или переводится с его письменного согласия на другую работу руководителем учреждения в срок не позднее двух месяцев со дня аттестации.

При несогласии с переводом, оформленном в письменном виде, работник может быть в тот же срок освобожден от занимаемой должности с соблюдением требований статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

При истечении двухмесячного срока освобождение работника по результатам данной аттестации не допускается.

4.5.Работнику, увольняемому по результатам аттестации, выплачивается выходное пособие в соответствии с действующим законодательством.

В трудовую книжку работника вносится запись в соответствии с действующим законодательством. Расторжение трудового договора производится по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

4.6.Трудовые споры по вопросам увольнения и восстановления в должности руководящих работников или специалистов, признанных по результатам аттестации не соответствующими занимаемой должности, рассматриваются в предусмотренном действующим законодательством порядке рассмотрения трудовых споров.

Приложение 1

к Положению о порядке проведения аттестации работников

директор АУ «ЦКС» Аликовского района

от _________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу аттестовать меня в 20____ году по должности (должностям) _________________________________

С Положением о прведении аттестации работников автономного учреждения «Централизованная клубная система» Аликовского района Чувашской Республики ознакомлен(а).

В настоящее время имею _______________ квалификационную категорию, срок ее действия до _______________ либо (квалификационной категории не имею).

Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю следующие результаты работы, соответствующие требованиям, предъявляемым к ____________ квалификационной категории

Сообщаю о себе следующие сведения:

Стаж работы по специальности _________ лет, общий трудовой стаж _______ лет, в данной должности __________ лет; в данном учреждении __________ лет.

Имею следующие награды, звания, ученую степень, ученое звание

Сведения о повышении квалификации______________________________________________________________

Приложение: портфолио профессиональной деятельности за период с ________ г. по ________ г.

«___»_______________20___г. Подпись_____________________

Приложение № 2

к Положению о порядке проведения аттестации работников

Оценка творческой деятельности, деловых и личностных качеств

работника сферы культуры и искусства

(фамилия, имя, отчество)

(занимаемая должность)

Год рождения _________________________________________________________________

Образование __________________________________________________________________

Специальность ________________________________________________________________

Общий трудовой стаж __________________________________________________________

Стаж в сфере культуры _____________ в должности ___________________ _____________________________________________________________________________

Дата заполнения _____________________________

Признаки оценки

Характеристика

Оценка в баллах

1. Оценка деловых качеств

Качество труда

— недостаточное для порученной работы

— удовлетворительное

— хорошее

Профессиональная

компетентность

— недостаточная для порученной работы

— посредственная, есть проблемы в знаниях по специальности

— соответствует требованиям профессии

Самостоятельность и инициативность

— работает по напоминаниям, безынициативен

— работать самостоятельно может, но не стремится к этому

— стремится работать самостоятельно, но не хватает опыта и знаний

— работает самостоятельно, инициативен, прибегает к помощи руководства только в сложных ситуациях

— инициативен, работает самостоятельно, принимает правильные решения

Организованность и целеустремлённость

— работает нерационально, беспомощен

-слабая целеустремлённость, на проведение организационных мероприятий затрачивает много времени

— способен поставить цели и найти пути их достижения, но тратит на это много времени

— организованность и целеустремлённость хорошо выражены

— организованность и целеустремлённость отвечают высоким требованиям

Работоспособность

— низкая, работает непроизводительно

— ниже требуемой, со сложной работой не справляется

— удовлетворительная

— высокая, способен к выполнению сложной работы

— очень высокая, выполняет большой объём работы с высоким качеством

Дисциплина труда

— низкая, имеет взыскания

— удовлетворительная, есть замечания

— высокая

Исполнительность

— неисполнителен

— нуждается в постоянном контроле

— нуждается в выборочном контроле

— исполнителен, но иногда требует напоминания

— исполнителен, не требует напоминания

Организаторские способности

— не обладает

— весьма слабые, но старается их развить

— слабые, но есть желание их развить

— хороший организатор, склонности к повышению знаний в области управления

— обладает отличными организаторскими способностями

Чувство ответственности

— безответственный, может подвести в критической ситуации

— чувство ответственности недостаточно, может легко отказаться от своих решений

— избегает брать на себя ответственность в сложных ситуациях

— как правило не избегает ответственности за принятые решения

— всегда несёт ответственность за принятые решения и их последствия

Суммарный балл за деловые качества

Итоговый средний балл за деловые качества

2. Оценка творческой активности

Внедрение рацпредложений, творческих предложений, новшеств в работе

— в работе по рационализации и внедрению нового не участвует

— количество предложений по улучшению работы значительно ниже среднего

— количество предложений на уровне среднего

— количество по улучшению работы выше среднего

— один из наиболее активных работников

Работа с научно-методической, справочной литературой

— не используется

— пользуется регулярно

-изучает регулярно, но рекомендаций по её использованию не даёт

— работает и выдаёт рекомендации по её использованию

— работает и активно участвует во внедрении активных новшеств

Повышение квалификации

— не участвует ни в одной из форм учёбы в учреждении

— участвовал в одной из форм учёбы в учреждении

— участвовал в одной из форм учёбы в учреждении и регулярно следил за новинками литературы по специальности

— самостоятельно занимается повышением квалификации

— в результате учёбы внёс конкретные предложения по совершенствованию организации работы, разработал и внедрил оргмероприятия

Суммарный балл за творческую активность

Итоговый средний балл за творческую активность

3. Оценка личностных качеств

Авторитет

— авторитетом и уважением не пользуется

— считается недостаточно авторитетным, к его мнению прислушиваются редко

— полного авторитета не завоевал, но к его мнению прислушиваются

— достаточно авторитетен и уважаем в коллективе

— пользуется наибольшим авторитетом и уважением

Принципиальность

— своих убеждений не имеет, приспосабливается к мнению руководства

— недостаточно принципиален, легко поддаётся чужому влиянию

— недостаточно принципиален, допускает компромиссы, отрицательно отражающиеся на работе

— принципиален: при необходимости способен на разумные компромиссы

— отличается высокой принципиальность, требователен к себе и другим

Выдержка, поведение в критических ситуациях

— невыдержан, в критических ситуациях резок, правильного решения не находит

— в критических ситуациях пассивен, ждёт принятия решения сверху

— в критических ситуациях невыдержан, но при поддержке действует правильно

— внешне спокоен, в критических ситуациях при поддержке действует правильно

— в критических ситуациях собран и выдержан, принимает правильные решения

Контактность

— создаёт в коллективе конфликтные ситуации

— вопросами взаимоотношений в коллективе не интересуется

— недостаточно тактичен, иногда конфликтует

— тактичен, работает в коллективе без конфликтов

— легко устанавливает здоровые взаимоотношения в коллективе и постоянно поддерживает их

Культурный уровень

— низкий

— односторонний

— хороший

— широкий кругозор и разносторонние интересы

— очень высокий

Суммарный балл за личные качества

Итоговый средний балл за личные качества

Средний балл по всем разделам

Оценка дана _____________________________________________________

С оценкой ознакомлен _____________________________________________

Приложение3

к Положению о порядке проведения аттестации работников

директор АУ «ЦКС» Аликовского района

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

1. Фамилия, имя, отчество________________________________________________________

2. Год рождения_________________________________________

3. Сведения об образовании и повышении квалификации___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(что окончил и когда, специальность и квалификация)

4. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту должность_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Общий трудовой стаж, в том числе стаж работы по специальности_________________________________________________________________

6. Вопросы к аттестуемому и ответы на них ________________________________________

7. Замечания и предложения, высказанные членами аттестационной комиссии_______________________________________________________

8. Замечания и предложения, высказанные аттестуемым работником

9. Примечания_______________________________________________________________

Председатель аттестационной комиссии ______________//И.П. Никифоров

Секретарь аттестационной комиссии ______________//А.Я. Судман

Члены аттестационной комиссии ______________//Л.С. Семенова

______________//Л.Н. Никифорова

______________//А.Ф. Егорова

Дата аттестации ________________

С аттестационным листом ознакомился

(подпись аттестованного и дата)

Приложение 4

к Положению о порядке проведения аттестации работников

ОТЗЫВ – ХАРАКТЕРИСТИКА

ü Значение теории профессиональной работы;

ü Навыки практической деятельности;

ü Степень самостоятельности в выполнении должностных обязанностей;

ü Способность к самоанализу, соотнесение уровня притязаний и действительных возможностей;

ü Осуществление методических функций по отношению к другим учреждениям культуры (для руководителей);

ü Способность разработке инноваций (генератор идей, организатор, исполнитель).

  1. Профессиональная коммуникативность:

ü Способность к деловому и профессиональному диалогу с коллегами и руководителем;

ü Профессиональное общение с аудиторией, основанное как на профессиональной компетенции, так и на знании этики и права;

ü Деловые качества и стиль личной работы (ответственность, организованность, пунктуальность, исполнительность, инициативность и т.п.);

ü Личные качества и особенности характера (скромность, внимательность, активность и т.д.)

  1. Профессиональная креативность:

ü Способность адаптироваться к новой ситуации;

ü Применение новых подходов к решению возникших проблем;

ü Сформированное стремление самореализовываться через выбранную профессию;

üПотребность к творчеству в организации своей деятельности;

ü Наличие индивидуальной программы деятельности.

Журнал «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 12/2018

Общий порядок проведения аттестации прописан в Основных положениях о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства, приложенных к Письму Минкультуры РФ от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ (далее – Порядок).

Положения этого документа учреждениям можно использовать в качестве методического пособия при самостоятельной разработке положений об аттестации работников, а также иных локальных нормативных актов, связанных с проведением аттестации.

Для отдельных учреждений культуры и искусства, отдельных категорий работников предусмотрен специальный порядок проведения аттестации, например:

  • Порядок проведения периодической аттестации работников библиотек, утвержденный Приказом Минкультуры РФ от 24.06.2016 № 1435;

  • Порядок проведения аттестации специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), в области реставрации иных культурных ценностей, утвержденный Приказом Минкультуры РФ от 05.05.2012 № 474.

Плановая и внеплановая аттестация работников культуры. По критерию регулярности аттестация может быть (п. 2.1 Порядка):

  • очередной (плановой) – осуществляется регулярно за установленный промежуток времени;

  • внеочередной (внеплановой) – осуществляется в связи с возникновением определенных обстоятельств у работодателя или работника.

Учреждение самостоятельно устанавливает периодичность проведения аттестации, учитывая следующие моменты:

  • для работников одной и той же категории периодичность должна быть одинаковой и может быть разной для различных категорий работников;

  • при определении периодичности принимаются во внимание временные отрезки старения знаний и навыков для соответствующей должности в связи с изменением методов и технологии работы

В среднем аттестация проводится, как правило, один раз в 3 – 5 лет.

Проведение внеплановой аттестации должно быть обусловлено обстоятельствами – к ним могут быть отнесены:

  • выбор на объективной основе работника, квалификация и профессиональные качества которого позволяют занять более высокую должность;

  • просьба работника, желающего получить вышестоящую должность или заявить о себе как о кандидатуре на выдвижение;

  • выявление причин неудовлетворительной работы одного или нескольких сотрудников.

Санкт-Петербургский городской суд в Апелляционном определении от 08.08.2017 № 33-15252/2017 отметил, что проведение повторной аттестации не противоречит законодательству и Порядку, поскольку они не содержат такого запрета.

Работники, подлежащие аттестации. Пункт 1.3 Порядка определяет, что аттестации подлежат руководители, специалисты и другие служащие учреждения. Конкретные категории работников, подлежащих аттестации, указываются в положении об аттестации учреждения.

Пункт 1.4 Порядка устанавливает ряд категорий работников, которые не подлежат аттестации:

  • беременные женщины;

  • матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком и имеющие детей в возрасте до 3 лет (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска);

  • работники, проработавшие в учреждении или по занимаемой должности менее года;

  • работники, которым по роду трудовой деятельности не требуются специальные знания или навыки. При этом не уточнено, о каких именно должностях идет речь. Соответственно, каждое учреждение самостоятельно определяет, какие работники входят в эту категорию, причем такой выбор имеет смысл обосновать.

Перенос аттестации на другую дату. Порядок не рассматривает вопрос о переносе даты аттестации при наличии тех или иных обоснованных для этого причин. Такие причины имеет смысл прописать в положении об аттестации учреждения.

Подобный пример был рассмотрен Свердловским областным судом в Определении от 25.07.2013 № 33-8622/2013. Суд признал несоблюдение порядка подготовки и проведения аттестации артистки-вокалистки (солистки) оперы ведущей категории ввиду отсутствия нормальных условий для аттестации. Так, в день аттестации в аттестационную комиссию работница представила справку врача-фониатра с диагнозом, который свидетельствовал о временном изменении голоса по физиологическим причинам.

Суд указал на необходимость применения п. 92 Положения об условиях и оплате труда работников концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов, утвержденного Минкультуры СССР 29.12.1976, согласно которому артистки-вокалистки, артистки балета и хора, акробатического жанра и танцевальных групп музыкальных коллективов в период физиологических изменений женского организма освобождаются от участия в концертах на 3 дня. Артистки-вокалистки и артистки хора, акробатического, кукольного жанра и балета в указанные дни могут привлекаться для участия в репетициях без исполнения танцев и пения.

Суд отметил, что члены аттестационной комиссии, зная об экзаменационном задании, а также об изменении голоса аттестуемого, не предложили работодателю с целью создания необходимых правовых условий и объективной оценки аттестуемого работника отложить аттестацию на другую дату. Сам факт предъявления солисткой справки врача-фониатра свидетельствует о наличии субъективных причин, влияющих на оценку ее квалификации по занимаемой должности. Но члены экзаменационной комиссии во главе с председателем не расценили данное обстоятельство как уважительную причину, препятствующую прохождению дальнейшей аттестации. Тем самым аттестационная комиссия нарушила порядок проведения аттестации солистки.

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Работник культуры – человек самоотверженный

Ежегодно во второе воскресенье октября в Беларуси отмечается День работников культуры. К этому профессиональному празднику, который был учрежден еще в 1998 году, причастны более 65 тысяч белорусов: чиновники сферы, библиотекари, музыканты, клубные работники, ремесленники, писатели и художники, работники музеев и киносети, руководители творческих коллективов и многие другие люди, связавшие свою профессиональную жизнь с творчеством.

О таком многогранном понятии, как культура, о профессиональных обязанностях работника этой сферы, а также о своей карьере расскажет Валентина Васильевна Бобер, которая уже три года работает ведущим специалистом Отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Петриковского райисполкома. До объединения отделов райисполкома она более 30 лет занимала должность специалиста Отдела культуры. Свою карьеру Валентина Васильевна начинала библиотекарем в школе-интернате.

– Валентина Васильевна, кем вы мечтали стать в детстве?

– Когда была маленькой, мечтала стать врачом. И я уверенно шла к осуществлению своей мечты. Хорошо училась в школе. Отлично знала химию и биологию. После окончания средней школы я поступила в Белорусский государственный медицинский университет на специальность «Лечебное дело». Однако моим мечтам не суждено было осуществиться из-за проблем со здоровьем. Через полгода учебы у меня резко ухудшилось зрение, поэтому пришлось забрать документы…

– Как вы стали работать в сфере культуры?

– Приехав домой в Петриков, я не отчаялась и начала искать работу. Меня приняли на должность библиотекаря в школу-интернат. Однако я понимала, что без образования долго не смогу занимать данную должность. Поэтому поступила в Могилевский библиотечный техникум имени А.С. Пушкина (сейчас УО «Могилевский государственный библиотечный колледж имени А.С. Пушкина»). Через пару лет я получила диплом по специальности «Библиотечное дело».

Сейчас я понимаю, что сделала правильный выбор. Есть три святые профессии: учитель, врач и библиотекарь. Учитель учит, врач лечит, а библиотекарь – и учит, и лечит. Библиотекарь стоит у истоков мудрости и познания. Он – хранитель и проводник, собеседник множества книг и журналов, различных документов, электронных книг. Ведь библиотека – это дворец знаний, куда обращаются люди за информацией.

Конец 70-х годов. Валентина Васильевна (справа) проводит ознакомительную лекцию в библиотеке

– Как дальше складывалась ваша профессиональная судьба?

– После работы в школе-интернате я трудилась пару лет в централизованной библиотечной системе, а затем мне предложили занять должность специалиста Отдела культуры. Я некоторое время сомневалась, справлюсь ли с данной работой. Ведь она не из легких и требует огромной ответственности. Но я приняла предложение, о чем сейчас нисколько не жалею. Об этом говорит мой трудовой стаж в должности специалиста Отдела культуры.

Занимая должность специалиста, я неоднократно повышала свою профессиональную пригодность: повышала квалификацию в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, в Институте культуры Беларуси, а также в других учреждениях образования.

– Глядя на ваши семейные фотографии можно сделать вывод, что вы принимали активное участие в художественной самодеятельности. Расскажите об этом подробней.

– Так и есть. Я долгое время пела в народном хоре Петриковского районного Дома культуры, танцевала в коллективе. Была ведущей театрализованных постановок. Однако ближе к 2000-м годам я перестала принимать активное участие в художественной самодеятельности, так как полностью посвятила себя работе специалиста.

– Валентина Васильевна, расскажите, какие сегодня задачи решает сектор культуры?

– Если говорить в общем, то мы занимаемся возрождением, сохранением и развитием белорусских народных традиций Полесского края, культурно-досуговой деятельностью и сохранением историко-культурного наследия района.

– Что входит в ваши профессиональные обязанности?

– Я как ведущий специалист сектора культуры Отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи осуществляю выполнение государственной культурной политики на территории города и района, координирую деятельность учреждений культуры и в рамках своей компетенции сотрудничаю с общественными объединениями.

В соответствии с возложенными задачами специалист, занимающий такую должность, управляет подведомственными учреждениями, обеспечивает охрану и сбережение историко-культурных ценностей, содействует повышению уровня эстетического образования и просвещения горожан, жителей района и повышению образовательного уровня работников культуры. Кроме того, он способствует популяризации различных видов искусства, организовывает проведение культурно-массовых мероприятий, занимается кадровой работой и другими поручениями.

– Культура – понятие очень широкое. Что оно означает для вас лично?

– Вы правы, культура – очень широкое понятие. И оно имеет множество значений в различных областях. Разобраться в нем при помощи тысячи слов не представляется возможным, легче определить понятия «наука», «искусство». Энциклопедический словарь говорит о том, что культура – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Кроме этого, понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни (к примеру, культура труда, политическая культура, художественная культура). В более узком смысле культура – это сфера духовной жизни людей.

От себя добавлю, что культура – это не только высшее образование и знание, например, памятников истории и литературы, но и отношение к жизни, ее созидание. Также можно сказать, что к этому понятию близки слова «развитие» и «воспитание». Римляне использовали это слово только в родительном падеже, так как представляли культуру как совершенствование чего-либо: языка, правил, поведения.

– Валентина Васильевна, а каким должен быть человек, работающий в сфере культуры?

– Работник культуры – это человек самоотверженный, который на самом деле любит сферу культуры и людей, ведь это область предполагает постоянные коммуникации. Он в каком-то смысле должен быть пропагандистом, способствующим тому, чтобы культура развивалась и оказывала положительное влияние на общество. Кроме того, это бесконечный энтузиаст с огромным творческим потенциалом.

– Что вы можете пожелать ребятам, которые хотят связать свою профессиональную жизнь с культурой?

– Сфера культуры – это не только праздники. Это кропотливый труд! Поэтому хорошо подумайте, правильный ли путь выбрали. А если уверены, что идете правильной дорогой, то пускай она приведет вас к успеху. Конечно, в пути можно делать привалы, потому что устали, плакать оттого, что трудно. Но успех ближе от этого не станет. Поэтому – только вперед! Не сходите с маршрута!

– Сейчас молодые люди стремятся попробовать себя во многих отраслях, некоторые очень часто меняют работу. Вы же проработали в одной сфере очень долгое время. Не жалеете?

– Знаете, у меня ни разу в жизни не возникало желания сменить сферу деятельности. Я рада, что на работе меня окружают талантливые, образованные и воспитанные люди. Я рада, что по пальцам могу перечислить дни, когда не хотела идти на работу, и очень счастлива, что свою профессиональную жизнь отдала культуре.

– Валентина Васильевна, от лица журнала «Кем быть?» поздравляем вас и всех тех, кто выбрал профессию, сохраняющую культурное наследие страны. С праздником, уважаемые работники культуры! Ваш труд всегда на виду: вы создаете людям праздник, помогаете молодому поколению приобщаться к настоящим истокам культуры, видеть в ней все самое искрометное и ценное. Желаем оптимизма, новых возможностей, самых невероятных творческих идей, духовного подъема, радости в душе и счастья! Вселяйте веру в души людей, дарите людям радость, мир и хорошее настроение!

– Спасибо за поздравление! В день профессионального праздника желаю всем, кто причастен к сфере духовного и культурного развития общества, творческих успехов, благодарных зрителей, слушателей, читателей, учеников. Здоровья вам и вашим близким, а также достойного материального вознаграждения за ваш подвижнический труд.

Татьяна ЦАНДЕР

Фото Анастасии ШВЕЦ и из личного архива Валентины Васильевны БОБЕР