Проводки по договору комиссии

Бухгалтерское отражение деятельности посредника по реализации товаров по заключенному договору комиссионной торговли проводится в следующей последовательности:

  • получение продукции от собственника с целью дальнейшей перепродажи (без перехода права собственности на имущество), оприходование товаров на забалансовых счетах;
  • реализация товара и получение денежных средств от покупателя (без признания выручки);
  • выставление закрывающих документов комитенту с целью получения комиссионного вознаграждения и передача отчета о результатах сделки;
  • передача полученных от покупателя денежных средств;
  • признание выручки в виде полученного комиссионного вознаграждения.

Комиссионная торговля регламентирована главой 51 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо – комиссионер, обязуется выступить посредником между собственником имущества и покупателями за отдельное денежное вознаграждение. Он принимает на себя обязательства реализовать активы по поручению комитента от своего имени, но за счет собственника.

Все условия соглашения отображаются в письменном виде в заключаемом договоре комиссии. Там же прописывается размер денежного вознаграждения за совершенные сделки, порядок его исчисления, порядок возмещения издержек комиссионера на реализацию продукции собственника (исключением являются издержки на хранение имущества, если договором не прописаны условия их возмещения).

Примечание от автора! В целях предотвращения вопросов налоговой службы договор комиссии должен быть заключен ранее договора купли-продажи с покупателями продукции, в этом случае поступающие денежные средства не будут являться выручкой продавца.

Так как согласно понятию комиссионной торговли право собственности на реализуемые товары переходит напрямую от собственника имущества конечному покупателю, но реализовываются от имени комиссионера, в его бухгалтерском учете активы, принятые по договору, должно учитываться на забалансовом счете 004.

При совершении сделки комиссионер выставляет от своего имени счет-фактуру покупателю и получает денежные средства за товар.

Примечание от автора! При УСН выставляемая счет-фактура не фиксируется в книге продаж.

Не позднее 3 дней после окончания отчетного периода, в котором была совершена сделка, комиссионер представляет отчет о совершенных операциях. На основании полученного отчета собственник продукции выставляет счет-фактуру на имя комиссионера, который впоследствии имеет право принять ее к вычету.

Следует иметь в виду! Дата выставленной счет-фактуры от комитента должна совпадать с датой выставленной комиссионером счет-фактуры покупателю.

Полученные денежные средства от покупателя перечисляются комитенту, и выставляются закрывающие документы на собственные услуги посредничества. Сумма комиссионного вознаграждения признается выручкой комиссионера. Также в соответствии с ГК РФ, комиссионер имеет право удержать из полученных от покупателей денежных средств собственное вознаграждение, размер которого заранее согласован в договоре.

Следует иметь в виду! При удержании комиссии комиссионером из полученных от покупателей средств кредиторы комитента, которые пользуются преимуществом в удовлетворении собственных требований, не теряют права удовлетворения данных требований из удержанных средств.

Посреднические договоры — общие принципы

При заключении агентского договора принципал (комитент) поручает за вознаграждение агенту (комиссионеру) приобретать или продавать в его интересах товары, работы и услуги. Порядок заключения и осуществления действий в рамках такого соглашения регулируется положениями главы 52 ГК РФ. Суть его заключается в поручении посреднику выполнения юридических и иных действий в интересах организации:

  • от своего имени, но за счет принципала;
  • от имени и за счет принципала.

По результатам выполнения поручения составляется отчет агента, в котором описывается суть выполненного поручения, размер понесенных расходов в ходе выполнения с предоставлением подтверждающих документов.

Одним из основных положений является то, что такое соглашение может быть только возмездным. То есть за услуги комиссионера уплачивается вознаграждение. Порядок его начисления и условия оплаты следует прописать в заключаемом соглашении.

Когда заключаются агентские договоры, бухгалтерский учет нередко вызывает множество вопросов. У обеих сторон учет расчетов по посредническим соглашениям целесообразно вести на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами». Рассмотрим особенности отражения операций в учете обеих сторон сделки.

Итоги

Чтобы не ошибиться с проводками по агентскому договору, необходимо изучить его условия — на основании каких документов отражать операции в учете, по каким алгоритмам рассчитывать агентское вознаграждение и пр.

Основной счет для отражения операций — 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетами 51 (по платежам), 68/2 (по учету НДС), 44 (по принятию на учет приобретенных товаров) и т. д.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Агентское вознаграждение. Бухгалтерские проводки по услугам

Заключение коммерческих сделок через агентов – достаточно распространенная практика современного бизнеса. Бухгалтерский учет агентского вознаграждения отражает положения заключенного гражданско-правового договора с агентом. Структура бухгалтерских проводок должна быть выстроена таким образом, чтобы учесть все его нюансы. В статье мы рассмотрим наиболее важные корреспонденции счетов и приведем практические примеры по учету выплат агентам фирмы.

Как связаны условия агентского договора и бухгалтерские проводки?

Взаимоотношения сторон по агентскому договору не сводятся только к непосредственной покупке или продаже товаров (работ, услуг). Эффективное взаимодействие в паре принципал-агент невозможно:

  • без грамотного построения документооборота (включая обеспечение его полноты и своевременности);
  • корректного применения бухсчетов при отражении операций по агентскому договору (для формирования и представления заинтересованным пользователям достоверной отчетности, а также для безошибочного исполнения налоговых обязательств).

Особенности бухпроводок сторон агентского договора напрямую зависят от его условий. Именно из договора бухгалтерскому персоналу агента и принципала необходимо узнать такие важные учетные нюансы, как:

  • действует ли агент от своего имени или от имени принципала;
  • участвует ли он в расчетах;
  • проходит ли товар через его склады;
  • какие сроки и форма отчетности агента перед принципалом установлены и в каких временных рамках происходит утверждение отчета принципалом (или отказ в его принятии);
  • алгоритм расчета агентского вознаграждения (в процентах, в твердой сумме и др.);
  • нюансы получения вознаграждения (посредством удержания из полученных от контрагента сумм или отдельным перечислением от принципала);
  • периодичность отчетности агента (по мере исполнения договора или после его завершения);
  • иные важные особенности, способные повлиять на специфику бухучета и отчетности по агентскому договору.

Справиться с затруднениями по оформлению разнообразных хоздоговоров вам помогут материалы этой рубрики нашего сайта.

Особенности учета у принципала

Оформление операций принципала зависит от данных отчетов агента. Выручкой принципала служит весь полученный от сделки доход. Расходная часть состоит из сумм, оплаченных за получение товара и вознаграждения агенту. Предприятия используют счет 76 и субсчета, аналогичные открытым агентом. Нумерация субсчетов указана приблизительно, присвоение номера осуществляет учетный работник.

Счета Назначение
76/1 Используется для расчетов с агентом за выполненные работы, проданные товары, предоставленные услуги».
76/2 Счет предназначен для начисления и перечисления вознаграждения
76/3 Применяется для расчетов по расходам агента

В расчетах по НДС принципал является владельцем сделки и использует в полном объеме суммы налога от поставщика и агента к вычету. Обязанность по уплате НДС возникает при начислении выручки по отчету агента или поступлении от покупателя (включая авансы полученные). Читайте так же статью: → кто такой налоговый агент по НДС?

Основные проводки в учете комиссионера при продаже товара комитента

  1. Получение активов от комитента для дальнейшей перепродажи

    Дебет 004.

  2. Реализация продукции комитента

    Дт62 Кт76 субсчет «Расчеты с комитентом».

  3. Списание реализованного имущества

    Кредит 004.

  4. Отображение выручки от осуществляемой деятельности, выраженной в размере комиссионного вознаграждения

    Дт76 субсчет «Расчеты с комитентом» Кт90.01.

  5. Начисление НДС к уплате в бюджет

    Дт90.03 Кт68.

  6. Получена оплата от покупателей

    Дт51 Кт62 – безналичным переводом;

    Дт50 Кт62 – наличными денежными средствами.

  7. Перечислены полученные от покупателя денежные средства

    Дт76 Кт50,51.

  8. Получено комиссионное вознаграждение

    Дт50,51 Кт76 субсчет «Расчеты с комитентом».

Особенности исчисления налога на прибыль

Налогооблагаемым доходом при исчислении налога на прибыль комиссионера является только комиссионное вознаграждение за оказанные посреднические услуги. Денежные средства, полученные от покупателя, доходом комиссионера не являются, так как право собственности на реализуемые активы сохраняется за комитентом.

Расходы: все издержки, понесенные комиссионером при продаже товаров комитента и впоследствии им возмещаемые, не признаются расходами комиссионера.

Особенности закупки товаров комиссионером для комитента

Помимо реализации имущества комитента, посреднические услуги комиссионера могут быть выражены в участии в покупке активов у третьих лиц.

В данном случае приобретенное имущество организация учитывает на забалансовом 002 счете и списывает с него при передаче комитенту.

Налогообложение сделки: денежные средства, перечисляемые комитентом за приобретаемую продукцию, доходом комиссионера не признаются. Налогооблагаемый доход – комиссионное вознаграждение.

Практический пример

Общество с ограниченной ответственностью «Солнце» заключило договор комиссии с ООО «Компас», согласно которому ООО «Солнце» выступает посредником. Условиями договора была предусмотрена передача комитентом продукции для ее дальнейшей реализации. Договором комиссии была согласована стоимость реализации товара – 600 тыс. рублей. Комиссионное вознаграждение ООО «Солнце» согласно договору рассчитывается, исходя из стоимости реализации, и составляет 10%, которые удерживаются сразу от поступающих от покупателя денежных средств. Дополнительных издержек при реализации товара комиссионер не несет.

Бухгалтер ООО «Солнце» составил следующие проводки по основным хозяйственным операциям:

  • Дебет 004

    600 тыс. рублей – продукция получена комиссионером для осуществления посреднической деятельности (оприходована по продажной стоимости).

  • Дт62 Кт76

    600 тыс. рублей – отображение совершенных операций по продаже продукции.

  • Кредит 004

    600 тыс. рублей – списано проданное имущество.

  • Дт76 Кт90.01

    60 тыс. рублей – отображена выручка в размере комиссионного вознаграждения.

  • Дт90.03 Кт68

    9152,54 – начислен НДС к уплате от посреднической деятельности.

  • Дт51 Кт62

    600 тыс. рублей – на расчетный счет зачислены деньги от покупателей.

  • Дт76 Кт51

    540 тыс. рублей – перечислены средства комитенту за вычетом вознаграждения.

Бухгалтерский учет услуг сторонних организаций

Услуги сторонних организаций – это вид деятельности, которая не имеет материального выражения, результат услуги реализуется и потребляется сразу в процессе хозяйственной деятельности организации (пункт 5 статьи 38 НК РФ). Если же имеется материальная составляющая, то это является работой (пункт 4 статьи 38 НК РФ):

В бухгалтерском учете списывать все прямые расходы организация может только по услугам (Письмо Минфина России от 22.02.2007 N 03-03-06/1/114).

Первичными учетными документами, подтверждающими факт поступления услуги сторонних организаций, являются:

  • Договор оказания услуг;
  • Акт оказанных услуг, подписанный заказчиком и исполнителем;
  • Счет-фактура полученный.

К услугами сторонних организаций могут быть отнесены:

  • Услуги связи (рассмотрено на примере 1);
  • Услуги по предпродажной подготовке (рассмотрено на примере 2);
  • Услуги по обслуживанию ККМ (рассмотрено на примере 3);
  • Услуги ЖКХ;
  • Услуги по хранению;
  • Консультационные услуги;
  • Транспортные услуги;
  • Услуги по обучению;
  • Аудиторские услуги;
  • Юридические услуги;
  • Риелторские услуги и так далее.

Стандартные проводки в бухгалтерском учете по услугам полученным от сторонних организаций:

Счет Дебета Счет Кредита Описание проводки Документ-основание
26 60 (или 76.05) Отражение стоимости полученной услуги (без НДС) Акт оказанных услуг, Счет фактура полученный
19.04 60 (или 76.05) Отражена сумма НДС на стоимость полученной услуги
68.02 19.04 Сумма НДС принят к вычету
60 (или 76.05) 51 Оплата контрагенту за оказанные услуги Банковская выписка
90.02 26 Списание стоимости полученных услуг на себестоимость продаж

Стандартные проводки в бухгалтерском учете при поступлении услуг безвозмездно:

Счет Дебета Счет Кредита Описание проводки Документ-основание
91 60 (или 76.05) Отражена стоимость безвозмездно полученной услуги Договор на безвозмездное оказание услуг
60 (или 76.05) 91 Отражен доход от безвозмездно полученной услуги

Образец договора на безвозмездное оказание услуг можно скачать здесь ˃˃˃