Проверка трудовой инспекцией

Когда в процессе выполнения трудовых обязанностей работодатель нарушает принятые ранее на себя обязательства, старается ущемить права сотрудника и решить проблему путем переговоров не получается – всегда можно получить консультацию трудовой инспекции. Предписания трудовой инспекции являются обязательными для выполнения администрацией компании. Для тех же, кто решит их проигнорировать, предусмотрены внушительные санкции и ограничительные меры ведения бизнеса.

Содержание

Для чего обращаются

Чтобы понять, когда необходимо идти в трудовую инспекцию для решения возможной конфликтной ситуации между сторонами трудовых отношений, целесообразно ознакомиться с основными полномочиями этого государственного органа.

С каким вопросом можно обратиться в трудовую инспекцию

Итак, трудовым законодательством инспекции по труду предоставлены такие полномочия:

  • контролировать выполнение работодателями норм трудового законодательства;
  • направлять администрациям компаний и предприятий обязательные для выполнения предписания, касающиеся устранения нарушений законодательства о труде;
  • отстранять работников от работы в случаях, если они не прошли обучение по охране труда и не подтвердили минимальный уровень необходимых знаний;
  • привлекать работодателей нарушителей к административной ответственности;
  • проведение специальных расследований по части производственных несчастных случаев;
  • выступать инициатором судебных разбирательств по выявленным фактам нарушения трудового законодательства;
  • выполнять контрольные проверки устранения нарушений, обозначенных в предписаниях, направленных на предприятие;
  • останавливать на определенный срок работу предприятия.

Исходя из этого перечень вопросов, которые отнесены к компетенции трудовой инспекции весьма обширен. Обычно граждане обращаются в трудовую инспекцию в таких случаях:

  • работодатель заставляет работать сверхурочно без каких-либо компенсаций;
  • не выплачивается либо выплачивается не в полном объеме заработная плата за полностью отработанное время;
  • администрация отказывается отпускать сотрудника в очередной отпуск;
  • после увольнения работнику не выплачивают причитающиеся деньги за выполненную работу, а также средства, предусмотренные по условиям коллективного договора либо внутренними документами компании;
  • не оплачиваются больничные, задерживается выплата отпускных;
  • не создаются безопасные условия работы, как это предусмотрено трудовым договором;
  • работодатель пытается уволить сотрудницу, находящуюся в декретном отпуске;
  • другие вопросы.

Помните, обычно обращение в трудовую инспекцию следует после того, как работник попытался урегулировать спорную ситуацию непосредственно с работодателем и получил отказ. Делать это лучше всего путем написания письменного заявления на имя руководителя предприятия. Его отрицательный ответ и будет весомым основанием для обращения в трудовую инспекцию.

Статья 353.1. Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

(введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 365. Взаимодействие федеральной инспекции труда с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Статья 366. Государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, который проверяет соблюдение государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Часть вторая утратила силу с 1 августа 2011 года. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ.

Консультация трудовой инспекции: как обратиться

Обратиться в трудовую инспекцию работник может как устно, так и письменно. В первом случае он получит только общую консультацию, когда ему попросту разъяснять, как действовать в озвученной ситуации по нормам законодательства. Если же сотрудник желает организовать объективное рассмотрение допущенного работодателем нарушения, необходимо писать заявление в территориальную трудовую инспекцию.

Обычно наличие правильно составленного заявления является основание для назначения проверки изложенных в нем фактов нарушений и принятия соответствующих мер реагирования. Для этого заявление должно иметь:

  1. Наименование территориального органа инспекции, куда оно адресовано.
  2. Полное название предприятия (юридического лица), а также конкретного подразделения, где гражданин выполняет трудовые функции.
  3. Ф. И. О. работника, его контактные данные, адрес регистрации.
  4. Документ должен иметь название (жалоба, заявление).
  5. В описательной части необходимо изложить факты допущенных работодателем нарушений со ссылкой на статьи ТК (положения нормативных актов), которые были нарушены. По возможности следует приложить копии документов, которые все это подтверждают.
  6. После описательной части необходимо указывать перечень документов, подтверждающих изложенные выше факты нарушений.
  7. В конце документа ставится дата, подпись и расшифровка подписи.

Помните, чтобы по формальным причинам не получить отказ от трудовой инспекции, в обязательном порядке указывайте от кого следует нарушение, подробно описывайте ситуации, подтверждающие игнорирование работодателем норм трудового права.

Полностью отвечающее нормам делопроизводства обращение в обязательном порядке будет рассмотрено. Для проверки изложенных фактов инспекция может запросить соответствующие документы от предприятия либо же организовать внеплановую его проверку. Здесь следует помнить – этот орган не принимает чью-либо сторону, а выступает арбитром, решения которого являются обязательными для выполнения.

Как обратиться в трудовую инспекцию

Для того, чтобы обратиться в Роструд с жалобой, первым делом нужно найти в справочнике или в сети Интернет адрес территориального отдела ГТИ и фамилию инспектора, курирующего участок, на котором расположено предприятие.

Оформить саму жалобу в письменном виде в двух экземплярах.

Если существуют документы, которые свидетельствуют о нарушении прав работника, их нужно приложить к жалобе.

Подать жалобу в территориальный орган Роструда лично или по почте посредством заказного письма. Один экземпляр остается у инспектора, а на втором проставляется отметка о принятии жалобы к рассмотрению, число и подпись.

После получения заявления ГТИ в течение 30 дней должна ее рассмотреть и направить инспектора для проведения проверки предприятия.

По закону (статья 358 ТК РФ) органы ГТИ не имеют права разглашать имя лица, от которого поступила жалоба.

Порядок обращения в ГИТ

Если решение выйти на тропу войны с работодателем принято, то начинайте с жалобы в трудовую инспекцию. Принципы и порядок обращения регулируются гл. 57 ТК РФ.

Для рассмотрения заявления по существу, указывается следующая информация:

2) Суть проблемы (без лишних эмоций и домыслов, только по делу с указанием фактов допущенных нарушений);

3) Подпись заявителя с расшифровкой, дата составления заявления.

Как и в любом другом госоргане, анонимные обращения в ГИТ не рассматриваются. Вы можете дополнительно прописать в жалобе просьбу о сохранении конфиденциальности, нежелании доведения информации о заявителе до руководства компании, но совсем не указать сведения о себе будет ошибкой.

Подать жалобу можете при личном посещении инспекции, по почте заказным письмом с уведомлением, через представителя или через электронную приёмную. Последний способ – самый распространённый сегодня. Во многих регионах на время режима повышенной готовности и самоизоляции личный приём граждан временно приостановлен.

Срок реагирования на обращения граждан – 30 дней.

Как осуществляется контроль

Законодатель предусмотрел такие формы осуществления контроля трудовой инспекцией нерадивых работодателей:

Виды проверок Когда и как проводятся
Плановая Планируется ежегодно. Предприятия подлежат плановой проверке не реже раза в три года.
Внеплановая Возникает по фактам получения жалоб от тружеников, описывающих факты нарушения трудового законодательства, после возникновения несчастных случаев на производстве, в связи с необходимостью проверить, как исполняется ранее выданное предписание.
Документальная Осуществляется проверка имеющихся в компании документов, регулирующих вопросы условия работы, выплаты заработной платы, охраны труда, время выполнения рабочих функций и отдыха.
Выездная Обычно назначается, когда после документальной проверки остаются не закрытыми вопросы, касающиеся условий работы и отдыха конкретного сотрудника.

Плановые проверки могут быть комплексными (охватываются все вопросы), а также тематическими (проверяется конкретное направление). Обычно в процессе комплексных проверок рассматриваются полностью все разделы определённого направления (например, охрана труда либо же общие вопросы трудового законодательства). Касательно тематических проверок, то это могут быть условия труда на производстве, порядок ведения трудовых книжек, своевременность выплаты заработанных денежных средств и другие.

Внеплановые контрольные мероприятия обычно связывают с конкретными фактами или событиями. В этом случае конкретное направление (указанное в обращении) подлежит пристальному всестороннему изучению на предмет соответствия нормам трудового законодательства. За результатами такой проверки в обязательном случае составляется акт. При необходимости на основании акта выдается предписание на устранение нарушений законодательства о труде.

Если же в процессе внеочередной проверки выполнения выданных ранее предписаний обнаружится, что работодатель их проигнорировал без каких-либо объективных причин, к компании и ее руководителю могут применяться различные санкции. В частности, это наложение административного штрафа либо же остановка работы компании до 3 месяцев.

Помните, проверяющие обязаны не только проверить имеющиеся в работодателя документы, но и лично изучить реальные условия труда конкретного сотрудника, особенно если он именно по этому поводу написал жалобу. В процессе проверки, проверяющие вправе привлекать пожаловавшегося сотрудника, с тем, чтобы уточнить суть его обращения.

Что проверяет трудовая инспекция, смотрите в этом видео:

Выездная проверка

Выездная проверка назначается в том случае, если при документарной проверке трудовая инспекция не удостоверилась в полноте и достоверности сведений, которые содержались в документации проверяемого работодателя, или в случае, когда невозможно оценить, как выполняются нанимателем требования трудового законодательства.

При выездной проверке устанавливается, какие меры предпринимаются работодателем для выполнения требований трудового законодательства.

Также проверяются соответствие рабочих мест количеству сотрудников, состояние используемых оборудования, транспортных средств, территории, зданий, помещений и др.

Внеплановая проверка

Внеплановые проверки назначаются в промежутках между плановыми поверками.

Основаниями для их назначения являются:

— истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

— поступление в Роструд заявлений, информации о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан;

— обращений работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

— запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

— распоряжение руководителя органа Роструда (его заместителя), изданное в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ.

Для чего нужен контроль условий труда на рабочих местах?

Контроль на рабочих местах является важной составляющей системы управления охраны труда в организации и осуществляется с целью предупреждения несчастных случаев на производстве.

Контроль на рабочих местах направлен на:

  • выявление соответствия условий на рабочих местах нормативно-правовым актам по охране труда;
  • выявление потенциально опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
  • соблюдение всеми работниками организации требований охраны труда;
  • соблюдение ответственными за охрану труда лицами своих должностных обязанностей;
  • обнаружение нарушений по охране труда и отклонений от требований законодательства;
  • определение и принятие эффективных мер по устранению нарушений условий труда на рабочих местах.

Таким образом, работодатель может самостоятельно определить:

  • лиц, ответственных за осуществление контроля условий труда на рабочих местах;
  • уровни контроля (рабочее место, подразделение, организация);
  • виды контроля – целевые проверки на рабочих места, внеплановые проверки, проверки по графику и т.д.;
  • периодичность контроля (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально);
  • формы документов для ведения контроля и фиксирования нарушений и несоответствий.

Какие документы понадобятся при обращении

Законодательство не обязывает граждан, обращающихся за восстановлением нарушенных прав в государственные институты что-либо со своей стороны доказывать. Но, как показывает практика, при отсутствии должным образом оформленного обращения, вероятность получить объективное рассмотрение вопроса очень низкая.

Поэтому, если собираетесь обращаться в трудовую инспекцию, следует заблаговременно подготовиться. В этом случае необходимо предоставить для рассмотрения такие документы:

  • заявление с подробно описанными фактами нарушений;
  • копии приказов, распоряжений, телеграмм, на основании которых работника обязывают выполнять не предусмотренную его обязанностями работу;
  • письменные заявления свидетелей, очевидцев, готовых в дальнейшем подтвердить факт нарушения;
  • копию коллективного договора, различных инструкций положений локального характера;
  • копию трудового договора и должностной (рабочей инструкции);
  • фото, видеоматериал, подтверждающий факт нарушения условий труда (желательно это делать с привязкой к конкретному месту, дате, событию с тем, чтобы его можно было легко идентифицировать);
  • в отдельных случаях могут потребоваться копии больничных листов, графиков отпусков, графиков (журналов) учета рабочего времени, сменности, а также табелей учета рабочего времени;
  • выданные работодателем информационные листы (сообщения) с расшифровкой причитающейся сотруднику заработной платы;
  • техническая документация (в копиях) на орудия труда.

    Перечень документов для обращения в трудовую инспекцию

Помните, чем больше документов вы предоставите изначально, тем выше вероятность быстрого рассмотрения дела по существу с учетом всех особенностей работы.

Срок рассмотрения жалобы

Направленное письменное обращение подлежит обязательному рассмотрению. По общему правилу государственная структура обязана рассмотреть обращение в течение 30 дней со дня его поступления. Учитывая специфику работу трудовой инспекции, необходимости осуществления выездных, документальных, внеплановых проверок, законодатель установил граничные сроки осуществления таких мероприятий.

По общему правилу на проведение проверки отводится не более 20 дней. Но здесь могут присутствовать некоторые исключения, в зависимости от размеров, разветвленности, специфики работы конкретной компании. В этом случае устанавливаются такие максимальные сроки проверок:

  1. 60 дней. Когда структура организации предусматривает наличие филиалов по различным регионам страны.
  2. 50 часов. Когда проверке подлежит малое предприятие (компания с небольшой численностью сотрудников).
  3. 15 часов. Если требуется осуществить проверку микропредприятия (обычно это частный предприниматель, у которого в небольшом цеху трудятся пару работников).

В случае когда требуется продлить период проверки, максимальное время продления для крупных компаний не может превышать 20 дней, в то время как для микропредприятий этот показатель не должен превышать 15 часов.

Помните, продление сроков проведения внеплановых проверок, а также документальных проверок законодательством не предусмотрено. Если проверяющие что-то не успели в отведённое для проверки время, администрация не препятствовала проведению проверки – ответственность за конечный результат такой проверки будет на служащих инспекции.

Касательно жалоб по незаконному увольнению, то они должны быть объективно рассмотрены не позднее 10 дней со дня поступления. Заявитель о результатах такого рассмотрения информируется письменно.

Права трудовых инспекторов

Чтобы иметь возможность объективно и в полном объеме выполнять возложенные государством функции, инспекторы по труду наделены на законодательном уровне определенными полномочиями.

Полномочия сотрудников трудовой инспекции

Сюда входят:

  1. Возможность в любое время суток посещать производственные цеха проверяемой компании с целью выявления нарушений. Для этого инспектор обязан иметь при себе служебное удостоверение. Касательно плановых проверок, то для их осуществления необходимо за три рабочих дня уведомить администрацию о начале контрольных мероприятий.
  2. В процессе выполнения контрольных функций запрашивать в администрации документы, информацию, пояснения касательно проверяемого направления, а также выявленных фактов нарушений трудового законодательства.
  3. Изымать в качестве образцов (в количествах, достаточных для проведения полноценных анализов и проверок) используемые на предприятии материалы и вещества с целью объективного расследования нарушений либо допущенных несчастных случаев на производстве.

Помните, если на предприятии начинаются плановые контрольные действия, то они должны в обязательном порядке проходить с участием администрации либо уполномоченного ею лица. Инспектор не имеет права самостоятельно осуществлять плановые контрольные действия без ведома владельца (руководителя) компании.

Последствия проверок трудовой инспекцией

Каждая проверка трудовой инспекцией заканчивается составлением соответствующего акта, с которым руководитель компании знакомится под подпись. Отсутствие подписи руководителя об прочтении материалов проверки не останавливает дальнейшей процедуры устранения выявленных нарушений.

По итогам акта проверки в компанию направляется предписание об устранении недостатков с конкретными сроками, когда это нужно выполнить. Кроме этого, в качестве меры наказания государственные инспекторы имеют право применять такие санкции по отношению к нерадивым работодателям:

  • административные штрафы как на должностных лиц (отвечающих за конкретный участок работы), так и на юридическое лицо в целом;
  • дисквалификация по конкретной должности (обычно это относится к руководителям среднего звена) на срок до 3 лет из-за фактов грубых нарушений трудовых прав сотрудников;
  • остановка работы компании на срок, составляющий не более 3 месяцев.

Помните, если описанных выше мер воздействия недостаточно, уполномоченные государством трудовые инспекторы могут направить соответствующие материалы итогов проверки в прокуратуру, чтобы виновных привлекли к уголовной ответственности.

Размер штрафов, другие меры ответственности будет зависеть от тяжести выявленных нарушений, как они влияют на жизнь и здоровье сотрудников, окружающую среду. Тут же учитывается наличие повторов нарушений, а также своевременность их устранения по итогам предыдущих контрольных проверок.

Когда нужно обращаться в трудовую инспекцию, узнайте в этом видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Как себя вести с инспектором?

1. Следует быть максимально открытым и дружелюбным. Желательно излучать радость от того, что наконец то познакомился со своим инспектором и быть максимально готовым к сотрудничеству. О чем следует напрямую заявить.

2. Пускать во все помещения. Не бояться, что инспектор увидит лишнее. Дело в том, что если инспектора не пустить туда, куда он хочет попасть, он, для реализации своих прав может и обязан обратиться к правоохранительным органам. В этом случае вам придётся договариваться ещё и с ними.

3. Не скрывая гордости показать инспектору ваши документы по охране труда. Он обязательно найдёт в документах недостатки или недостаток самих документов. Это его работа.

4. Инспектора очень любят находить в организации требуемые документы. Не страшно, что в них он найдёт нарушения. Очень плохо, если документов нет совсем, тогда ему будет нечем заняться и он начнёт исследовать территорию.

5. По окончанию проверки вы получите предписание. Не стоит возмущаться. Лучше поблагодарить инспектора за то, что он уделил время вашей организации и пообещать исправить все недостатки.

6. Если вы исправите недостатки в документах и лично привезёте их ему в ГИТ, повторно проверять он вас не будет.

Теперь о предоставляемых документах:

Локальные нормативные акты нужны для того, чтобы адаптировать трудовое законодательство к особенностям конкретной организации. Они разрабатываются непосредственно в организации, касаются в целом трудового коллектива и необходимы для последующей индивидуальной работы с каждым сотрудником.

Документация по кадровым функциям (документация по личному составу) всегда привязана к конкретному работнику и отражает специфику его должности (профессии), условий приема на работу, результатов труда и т.п. Такими документами являются основания к приказам и приказы по личному составу, первичные учетные документы, личные документы граждан, информационно-справочные документы.

Государственные инспектора труда по роду деятельности делятся на две категории: по юридическим вопросам и по вопросам охраны труда. Запрашиваемые документы как правило находятся в кадрах, бухгалтерии и службе охраны труда.

Список документов, предъявляемых государственному инспектору труда:

1. Правила и инструкции по охране труда (Статьи 212, 217 ТК РФ).

2. Комплект всех нормативных правовых актов по охране труде, применимых к предприятию работодателя (Статья 212 ТК РФ. Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда.

в Российской Федерации»).

3. Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные приказом работодателя (Статьи 189, 190 ТК РФ).

4. Положение об оплате труда (Статья 135 ТК РФ).

5. Положение о премировании (Статья 144 ТК РФ).

6. Положение о персональных данных работников или другие документы, регулирующие порядок использования персональных данных работников на предприятии (Статья 87 ТК РФ).

7. Трудовые договоры со всеми работниками (срочные договоры, с указанием основания (причины) для заключения договора на определенный срок) (Статьи 67, 59 ТК РФ).

8. Приказы о приеме на работу (Статья 68 ТК РФ, форма приказа Т-1, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26).

9. Документы работников, требуемые законодательством:.

— документы об образовании;.

— документ о квалификации;.

— документ о наличии специальных знаний;.

— документы воинского учета (военный.

билет, приписное свидетельство и др.);.

— документ о прохождении медицинских осмотров (предварительных и периодических) (Статья 65 ТК РФ).

10. Журнал ознакомления работников с локальными нормативными актами работодателя при приеме на работу (или соответствующие расписки работников) (Статья 68 ТК РФ).

11. Документы, подтверждающие прохождение работниками предварительных и периодических медицинских осмотров (в определенных случаях) (Статьи 69, 266, 328, 331 ТК РФ).

12. Приказы о переводе на другую работу (Статья 72 ТК РФ, формы Т-5, Т-5а, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26).

13. Трудовые книжки (оформленные должным образом) (Статья 65 ТК РФ).

14. Приказы о привлечении работников к сверхурочной работе (Статья 99 ТК РФ).

15. Письменные согласия работников на выполнение сверхурочной работы, работы в выходные и праздничные дни и др. (Статья 99 ТК РФ).

16. Персональные уведомления, врученные работникам под расписку, об их праве отказаться от сверхурочной работы, работы в выходные и праздничные дни (для определенных категорий работников,.

включая женщин с детьми до трех лет, работников до 18 лет и др.) (Статьи 99, 113 ТК РФ).

17. Листки временной нетрудоспособности (Статья 183 ТК РФ).

18. Форма расчетного листка при выплате заработной платы (Статья 136 ТК РФ).

19. График отпусков на календарный год (Статья 123 ТК РФ), форма Т-7, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26.

20. Личные заявления о предоставлении отпуска, о перенесении времени отпуска, о разделении отпуска на части (Статьи 124, 125 ТК РФ).

21. Письменные уведомления работодателем работников о времени начала отпуска (Статья 123 ТК РФ).

22. Документы, подтверждающие оплату отпускных (платежные ведомости, расписки работников, банковские платежные документы и т.п.) (Статья 136 ТК РФ).

23.Приказы и иные документы, связанные с наложением дисциплинарных взысканий (докладные записки, объяснительные записки, иные документы, касающиеся проведения дисциплинарного расследования) (Статья 193 ТК РФ).

24.Документы, подтверждающие основание увольнения (заявления об увольнении по собственному желанию, соглашения о прекращении трудовых отношений и др.) (Статьи 77 — 84 ТК РФ).

25. Уведомления работников (об истечении срока трудового договора, о прекращении трудового договора в течение испытательного срока, о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией или сокращением штата и др.) и подтверждения о получении таких уведомлений (Статьи 71, 79, 180 ТК РФ).

26. Приказы о прекращении действия трудового договора (Статья 58 ТК РФ, формы Т-8, Т-8а, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26.

27. Договоры о полной материальной ответственности с определенными категориями работников (Статьи 243, 244 ТК РФ).

28. Акты о приемке работ, выполненных по трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы (Форма Т-73, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26).

29. Штатное расписание, утвержденное приказом работодателя (Форма Т-3, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26).

30. Личные карточки работников (Форма Т-2, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26).

31. Книга учета движения трудовых книжек (пронумерованная и прошнурованная), Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях (утв. Постановлением.

Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162).

32. Табели учета использования рабочего времени (Формы Т-12, Т-13, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26).

33.Ведомости выплаты заработной платы и иных выплат, связанных с трудовыми отношениями (Формы Т-49, Т-51, Т-53, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26).

34. Журнал учета листков временной нетрудоспособности.

35. Справки о выплате заработной платы (в том числе под расчет с уволенными работниками, об оплате отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, оплате листков временной нетрудоспособности, пособий, выходных пособий и других выплат при увольнении по сокращению численности или штатов и др.).

36. Приказы о предоставлении отпуска (Формы Т-6, Т-6а, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26).

37. Записка-расчет о предоставлении отпуска (Форма Т-60, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26).

38. Приказы о направлении работников в командировку (Формы Т-9, Т-9а, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26).

39. Командировочные удостоверения работников (Форма Т-10, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26).

40. Служебные задания для направления в командировку и отчеты об их выполнении (Форма Т-10а, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26).

41. Должностные инструкции работников, утвержденные работодателем, если трудовая функция не прописана в трудовом договоре (Статьи 57, 68 ТК РФ).

42. Журнал учета приказов и распоряжений работодателя Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД) (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 299).

43. Положения/соглашения о коммерческой тайне (Статья 57 ТК РФ).

44. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, утвержденный работодателем.

45. Положение об аттестации, утвержденное приказом работодателя (Статья 81 ТК РФ).

46. Приказ о назначении аттестационной комиссии (В соответствии с положением об аттестации).

47. Иные документы, касающиеся проведения аттестации, предусмотренные положением об аттестации (В соответствии с положением об аттестации).

48. Приказы о поощрении работников (Формы Т-11, Т-11а, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26).

49. Книга учета бланков трудовых книжек.

50. Журнал учета мероприятий по контролю.

Статья 359. Независимость государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)