Представление прокуратура

Когда притвор вступает в свою законную силу, он не лишает стороны возможности на получение пересмотра в ситуации разногласий по каким-либо причинам с решением суда.

С 2013 года 1 января Федеральный закон от 29.12.2010 № 433-ФЗ предусмотрел три процедуры пересмотра законов вступивших в силу в форме приговора, а также постановлении и определений: в порядке контроля производства, в порядке кассационного производства и в порядке возобновления производства по делу уголовного характера в виде новых или вновь появившихся обстоятельств.

Замечание 1

Пересмотр судебных решений, которые вступили в законную силу происходит в порядке регламентации норм УПК. В этих нормах прослеживаются правила, относящиеся к полномочиям прокурора, связанные с его участием.

Во время стадий по пересмотру приговор, постановлений и определений судов, вступивших в законную силу, прокуроры следят за законностью деятельности судов, рассматривают выносимые законы, на предмет обоснованных и верных решений.

Участие прокурора в производстве кассационного характера.

Определение 1

Кассационное производство — это определенная стадия судопроизводства уголовной направленности, где вышестоящий суд по кассационным протестам участников процесса уточняет обоснованность, законность, а также справедливость выносимых приговоров и других судебные решений вступивших в законную силу.

Предмет разбирательства

Предметом в разбирательстве судебной направленности при кассационном производстве может являться постановление, определение и приговор, который в свое время был вынесен судом первой инстанции, и судом с инстанцией апелляционного характера.

Стоит помнить, что любое из таких судебных решений подлежит обжалованию со стороны прокурора, точно также как и обжалованию со стороны участников процесса, срок для протеста в течение одного года с момента вступления в законную силу. Причиной для разбирательства судом кассационной инстанции является жалоба кассационного характера со стороны других заинтересованных лиц.

Определение 2

Кассационное представление прокурора — это вид ходатайства, которое направляется в суд кассационной инстанции для пересмотра вступившего в законную силу другого решения, вынесенного судом апелляционной или же первой судебной инстанции, в порядке кассационного производства.

УПК статья 401.4 устанавливает требования в жестком характере по отношению к кассационной жалобе. В обоснование доводов, которые были изложены в представлении к УПК прикладываются копии заверенного характера обжалуемых судебных решений, других документов. В случае, если эти требования не соблюдаются это влечет за собой возращение представления прокурору без рассмотрения.

С представлением о рассмотрении вступившего в законную силу решения судебного характера имеют право обратиться далеко не все прокуроры, а лишь:

  • Генеральный прокурор, а также его заместители, у которых есть право обратиться в суд любой кассационной инстанции.
  • Прокуроры субъектов, приравненные к ним прокуроры военного характера и их заместители. Они имеют полное право на обращение в президиум соответствующего суда областного уровня.

Что касается городов или же районов, то они такого права не имеют. Во время выявления оснований по пересмотру решения судебного характера в кассационном порядке они должны показать соответствующее представление прокурору, у которого есть права для обращения в суд кассационной инстанции.

Основания для направления представления прокурора

Основанием для внесения представления является выявление в ходе проверки нарушений закона.

Полномочия прокурора позволяют внести представление только в том случае, если в ходе проверки установлены нарушения Федеральных законов и законов края. области, республики. Если прокурор устанавливает нарушения ведомственных приказов, оснований для направления представления не имеется. В этом случае прокурор вправе направить информацию о выявленных недостатках.

Подписать представление могут только прокурор или его заместитель. Таким образом, помощник прокурора или начальник отдела в прокуратуре не могут принести протест.

Порядок рассмотрения представления прокурора

Срок рассмотрения представления прокурора — 1 месяц. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Если месячный срок приходится на праздничный или выходной день – срок рассмотрения переносится на следующий за ними рабочий день.

Как правило, в представлении указывается, что оно должно быть рассмотрен с участием представителя прокуратуры. В таком случае необходимо заблаговременно уведомить прокурора о времени и месте рассмотрения представления. Порядок уведомления законом не установлен, поэтому это может быть как письменно, так и устно.

Законом установлено, что в месячный срок должны быть приняты меры, по устранению нарушений закона.

Дисциплинарное наказание по представлению прокурора

Нередко в представлении прокурора указывается, что в качестве мер по устранению нарушений закона необходимо привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной ответственности.

Справочно. Количество привлеченных лиц к дисциплинарной ответственности — это показатель, по которому оценивается эффективность внесенных актов прокурорского реагирования и в целом надзора. Как правило, на одно представление приходится 1 наказанный. Тогда показатель равен 1. Если этот показатель менее 1, внесенные представления прокурора малоэффективны.

В соответствии с трудовым законодательством мерами дисциплинарной ответственности являются

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее 6 месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.

Одним из дискуссионных вопросов является обязанность привлечения работников к дисциплинарной ответственности по представлению прокурора.

Судебная практика по этому вопросу показывает, что применение мер дисциплинарной ответственности — это право работодателя. Такая позиция основана на положениях статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации.

Статья 192 ТК РФ. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания.

Также статьей 192 ТК РФ установлено, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Таким образом, при рассмотрении представления необходимо провести служебную проверку, установить лиц, виновных в совершении нарушений закона и степень их вины.

При установлении виновных лиц и не истечении срока привлечения к дисциплинарной ответственности руководителю необходимо рассмотреть вопрос о применении мер дисциплинарной ответственности.

В тех случаях, когда при установлении фактов нарушения служебной дисциплины руководитель откажется применение мер дисциплинарной ответственности сославшись на свое «право» привлечения к данной ответственности, прокурор может обратиться в суд или в вышестоящий орган с целью принятия мер по надлежащему рассмотрению представления.

Характер требований, заявленных в представлении

Требования, которые касаются устранения нарушений технических норм, нарушений в области экономики, должны иметь под собою основу в виде заключения специалиста либо базироваться на материалах проверок и ревизий.

Среди указаний прокурора могут содержаться не только требования, относящиеся к самому правонарушению, но и рекомендации о необходимости наказать виновных лиц. Внесенное представление, как правило, носит индивидуальный по своему содержанию характер, должно подчиняться общим требованиям и не может противоречить нормативным правовым актам законодательства РФ.

Несоблюдение вышеуказанных положений закона, которые касаются содержания и требований представления прокурора, может стать причиной его отмены в том случае, если лицо, права которого нарушены, обжалует этот документ в судебном порядке. Например:

  • Постановлением АС Волго-Вятского округа от 23.03.16 № Ф01-574/2016 по делу № А17-3351/2015 было отменено представление. Суд счел, что прокуратура, внеся представление, вторглась в гражданско-правовые отношения и нарушила права хозяйствующего субъекта.
  • Определением ВС РФ от 06.07.2016 № 88-КГ16-2 было отменено оспариваемое представление, поскольку в документах не были указаны нарушения, допущенные непосредственно заявителем, не ставился вопрос о привлечении нарушителя к какому-либо виду ответственности.

Правовая направленность представления прокурора

Непосредственно прокурорское представление не имеет абсолютного характера и не обладает силой принудительного исполнения. Цель, с которой представление вносится, — понудить нормами, приведенными в п. 1 ст. 21 закона № 2202-I, устранить нарушения законодательства добровольно.

Требования, подлежащие безусловному исполнению, реализуются путем иных процедур, например посредством обращения прокурора в суд.

Может ли представление быть обжаловано

Проведение оценки законности требований, которые содержатся в прокурорском представлении, возможно только в судебном порядке в рамках дела об обжаловании указанного документа (его признании незаконным).

Исходя из правил, установленных положениями п. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, п. 1 ст. 65, п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правомерность требований, заявленных в прокурорском представлении, а также бремя доказывания того, что лицом или организацией был нарушен закон, лежат на прокуроре.

Независимо от того, нормативный или ненормативный характер носят акты государственных органов, органов местного самоуправления либо других органов и должностных лиц, они могут быть оспорены в суде в случае, если затрагивают права, а также интересы граждан и юрлиц или предпринимателей.

Это относится и к представлению прокурора, которое может быть обжаловано в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ и гл. 24 АПК РФ.

Такая правовая позиция изложена в п. 19 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 (2015), утв. президиумом ВС РФ 25.11.2015.

Исковое заявление об обжаловании представления прокурора

При составлении заявления в суд юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю необходимо руководствоваться положениями АПК РФ, которые устанавливают требования к форме, а также к содержанию заявления (ст. ст. 125, 126, 199 АПК РФ).

Заявление подается в письменной форме с обязательным указанием:

  • наименования арбитражного суда, в который подается заявление;
  • наименования заявителя, его адрес (если заявителем является индивидуальный предприниматель — Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, его место жительства, дату и место его рождения, дату и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя);
  • наименования органа, который принял оспариваемое решение (указывается наименование прокуратуры);
  • название, номер, дата принятия оспариваемого представления;
  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым представлением;
  • законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемое решение;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта (решения) недействительным;
  • перечень прилагаемых документов.

В заявлении должны быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц.

Исковое заявление также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В обязательном порядке к заявлению в арбитражный суд представляются:

  • уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов, которые отсутствуют у других лиц, участвующих в деле. Налогоплательщик обязан направить в налоговый орган копию заявления и прилагаемых к нему документов, которые у него отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении (ст. 125 АПК РФ);
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины. Представляется платежное поручение с отметкой банка о перечислении суммы в федеральный бюджет;
  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования.

В случае если указанные выше требования к заявлению не будут выполнены, то заявление в соответствии со ст. 128 АПК РФ может быть оставлено судом без движения (не будет принято к производству) до устранения обстоятельств в порядке, установленном определением суда.

После принятия заявления к производству судом осуществляется подготовка дела к судебному разбирательству в соответствии с нормами гл. 14 АПК РФ. После подготовки дела судом назначается судебное заседание (гл. 19 АПК РФ).

Кассационная инстанция

Кассационное представление еще называемое кассационной жалобой, обычно направляется в сам суд кассационной инстанции.

Определение 3

Кассационная инстанция — это суд, который занимается рассмотрением уголовным дел по жалобам, а также представлениям на вступившие в законную силу определения, приговоры и постановления суда (статья 5 пункта 14 УПК).

Судебные функции инстанции кассационного характера осуществляют: Судебная коллегия по делам уголовного характера, президиумы судов областного уровня и Верховный Суд Российской Федерации со своей Военной коллегией.

Особенности участия прокурора в разбирательстве дела уголовного характера касающееся кассационной жалобы, обуславливаются кассационным производством с его особенностями.

Во время судебного заседания, а именно при разбирательстве дела присутствие прокурора является обязательным, в отличие от иных граждан, которые в заседании судебной направленности принимают участие лишь в рамках заявленного ими ходатайства.

Коллегиальный состав суда занимается тем, что разбирает уголовные дела в кассационном порядке. В случае, когда жалоба кассационного характера рассматривается президиумом суда областного уровня, состав суда обязать иметь не менее трех судей. В военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и в Судебной коллегии по делам уголовного характера дело разбирается в присутствии трех судей.

После того, как происходит открытие председательствующим судебного заседания выступает один из судей с докладом уголовной направленности. Он рассказывает о содержании судебных решений, обстоятельствах дела и доводах кассационного представления. Вопросы докладчику могут задавать судьи.

Далее выслушивают участников процесса, которые пришли на судебное заседание. В ситуации, когда поводом для рассмотрения кассационного уголовного дела послужило представление прокурора, то сам прокурор выступает именно после докладчика.

Замечание 2

В процессе разбирательства по делу уголовной направленности в кассационном порядке следствие судебного характера и прение сторон не проводится; судебное решение принимается основываясь на основе анализа документов, которые присутствуют в уголовном деле.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Суд кассационной инстанции имеет право на то, чтобы оставить в силе обжалуемый приговор, а также вносить в него определенные изменения в сторону, благоприятную для осужденного, также может отменить все состоявшиеся судебные решения и закрыть данное дело. Но он не имеет прав на вынесение нового приговора. В случае, когда для этого имеются все необходимые основания, суд инстанции кассационного порядка отменяет обжалуемый приговор и дело переходит в суд апелляционной или же первой инстанции для повторного рассмотрения по существу. И в крайней ситуации у суда кассационной инстанции есть право на отмену приговора, постановления и определения суда, а также все решения вынесенные после, тем самым вернуть дело прокурору, если на момент разбирательства дела обнаружатся обстоятельства, препятствующие его рассмотрению судов в ситуации указанной в статье 237 УПК.

Замечание 3

Если прокурор не согласен с решением суда кассационной инстанции, он имеет полное право на обжалование этого решения в суде надзорной инстанции.

Участие прокурора в рассмотрении дела судом надзорной инстанции. Производство надзорной направленности является одной из стадий уголовного процесса, во время которого вышестоящий суд в случае поступления жалоб надзорного характера занимается проверкой законности, справедливости и обоснованности приговоров, постановлений и определений, которые вступили в законную силу после их кассационного и апелляционного разбирательства.

Надзорное производство имеет свой ряд общих черт с кассационным производством. Их объединяет то, что у них общие задачи: проверка законности, справедливости и обоснованности судебного решения, которое вступило в законную силу, рассмотрение и устранение ошибок установленных в процессе судебного решения, защита интересов потерпевших от преступления и личности от необоснованного, и незаконного осуждения, обвинения, ограничения свобод и прав.

Совпадают также и порядок проведения заседаний судебного характера в стадиях по разбирательству обжалований судебных решений.

Одинаков круг лиц, наделенных особенными правилами по обращению с ходатайством о пересмотре состоявшегося судебного решения в порядке надзора. Инициаторами производства в суде контролирующей инстанции, как и во время стадии по порядку кассационного производства, из числа прокуроров могут быть лишь прокуроры субъектов Российской Федерации и Генеральный прокурор со своими заместителями, а также военные прокуроры и их заместители.

Вместе с тем между данными стадиями есть существенные отличия.

Президиум Верховного Суда

В роли инстанции надзорного характера во время производства уголовно дела и в порядке контроля выступает только Президиум Верховного Суда РФ. Он разбирается в порядке контроля: а)решения вынесенные судом на областном уровне и на первой инстанции, если данные заключения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; б)Судебная коллегия и ее определение в делах уголовного характера, и коллегия военной направленности в Верховном Суде Российской Федерации, вынесенная ими в апелляционном, кассационном порядке; в)отдельные постановления самого ПВС РФ.

Замечание 4

Вышеперечисленные решения судебного характера могут быть обжалованы с момента их вступления в законную силу. Жалобы подаются в ВС РФ.

Обращение прокурора, которое является адресованным в суд контрольной инстанции, называется надзорным представлением. К этому представлению, как и к жалобам надзорного вида предъявляются достаточно жестким требования, характерные аналогичным требованиям, предъявляемым к кассационному представлению прокурора. К представлению прикладываются заверенные судами копии решений принятые по делу.

Контрольное представление, направленное в ВС РФ, подписывается только генпрокурором, а также его заместителями.

Само рассмотрение ПВС РФ проводится лишь в случае участия большинства его членов. Во время судебного заседания присутствие прокурора является обязательным.

Дело докладывается судье ВС Российской Федерации, который ранее не принимал участие в его разбирательстве. Докладчик в свою очередь объясняет суть самого дела, содержание его решений, доводы надзорных жалоб участников процесса. Также докладчику могут быть заданы вопросы со стороны судебного комитета.

Замечание 5

После выступления докладчика имеют право на свое слово участники процесса. В случае, когда дело разбирается по представлению прокурора, он выступает первым.

После того как получены результаты рассмотрения надзорных жалоб. ПВС РФ принимает постановление. Он в свое время, как и суд инстанции кассационного характера, вправе оставить обжалуемые решения в силе, вносить в них поправки, отменить их и вернуть дело на новое разбирательство в инстанцию любого уровня. Также он имеет право на отмену всех решений вынесенных по делу и может возвратить дело уголовного характера прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в ситуации, указанной в статье 237 УПК. По ПВС Российской Федерации, так же как и инстанция кассационной направленности не вправе выносить новый приговор.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с того момента, как было провозглашено. Оно является окончательным и поэтому обжалованию не подлежит, кроме тех случаев, когда выявляются по ранее разобранному делу новые обстоятельства, которые заставляют усомниться в законности судебного решения по этому делу.

В таких ситуациях Уголовный Правовой Кодекс предусматривает еще один вид определенных приговоров вступивших в законную силу, а также постановлений и определений суда, которые называют стадией возобновления производства по делу уголовного характера ввиду новых или вновь появившихся обстоятельств.

Во время этой стадии происходит пересмотр ранее вынесенного по делу вердикта вследствие обнаружения обстоятельств, которые были на момент вступление приговора в законную силу, но не были известны суду, которые при этом если бы и были известны, то могли бы значительно изменить ход дела, а также его результаты, что является достаточно логичным. Так как такие обстоятельства обычно имеют связь с преступлениями против правосудия, которые были допущены во время принятия решения.

Замечание 6

Такие обстоятельства из рассмотренных материалов дел не усматриваются. Потому что сначала их нужно установить. В каких-то ситуациях они устанавливаются приговором суда или же во время проведения расследования специальной направленности. Эти обязанности возлагаются на прокурора.

После получения данных о наличии новых обстоятельствах, которые могут достаточно сильно изменить ранее вынесенное судебное решение, прокурор начинает заниматься установлением таких обстоятельств. Возобновление производства ввиду новой информации осуществляет прокурор, который на территории которого эти обстоятельства открылись. О возбуждении дела прокурор выносит постановление, а также приводит предусмотренные Уголовным Кодексом мероприятия для разбирательства в этих обстоятельствах. Так же он проводит проводит проверку, либо перенаправляет материалы в орган следственного характера для проведения расследования этих обстоятельств. В случае, когда наличие вновь открывшихся обстоятельств документально подтверждается, прокурор выносит заключение свидетельствующее о необходимости возобновления производства по уже рассмотренному делу. Заключение со всеми собранными документами и материалами он направляет в суд, который имеет полное право отменить ранее вынесенное решение по делу уголовного характера и передать его на новое судебное разбирательство.

Замечание 7

Правом рассмотрения заключения прокуратуры наделены суды областного уровня и ВС РФ.

Заключение прокурора разбирается во время судебного заседания при обязательном участии самого прокурора, а также стороны защиты. После того, как внимательно разбираются представленные материалы, выслушав доводы, суд выносит заключительное решение: отмена приговора и данное дело отдать на новое судебное разбирательство, отменить приговор, и отклонить заключение прокурора или же прекратить.

В ситуации, когда происходит отмена ранее заключительного решения, а после передачи дела на новое разбирательство, судебные работы над этим делом производятся заново в порядке общего характера.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Данная статья посвящена исполнению предписаний Прокурора, в случае выявления им нарушений закона. А также вопросам исполнения данных предписаний на практическом примере с КУГИ Санкт-Петербурга.
Хочу поделиться с вами своими мыслями об отношении к прокуратуре. На мой взгляд — это орган, который служит для контроля за соблюдением законов, который идеально их знает и имеет все средства, предоставленные ему Законом для того, чтобы заставить всех граждан и юридических лиц соблюдать его. Это конечно не все функции Прокуратуры, но я говорю именно об этих. Для меня слово прокуратура — ассоциируется со словом законность…
Но так не для всех в Санкт-Петербурге, к сожалению… Давайте опять к фактам.
Моя компания — ЗАО «ПТК Строитель» получила решение государственного органа КУГИ Санкт-Петербурга с отказом в законном праве на выкуп земельного участка. Мы не согласились с этим решением и в соответствии с законом обратились в Прокуратуру Санкт-Петербурга для проверки законности этого отказа.
В результате проведенной проверки нами было получен ответ от 02.07.2010 года № 7-2150-2010. Суть ответа, что отказ данный нам не обоснован и должен быть отменен. По нашему случаю Прокуратурой Санкт-Петербурга вынесено представление, на имя председателя КУГИ Санкт-Петербурга. Данное письмо подписано Начальником отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле младшим советником юстиции Е.В. Мирошовой. Казалось бы все хорошо, и КУГИ все ясно, ведь предписания прокуратуры обязательны для исполнения…Как бы не так…При первом же звонке в КУГИ, с вопросом можем ли мы теперь реализовать свое право на выкуп участка, так как Прокуратура вынесла свое решение, нам было отказано и указано направление, куда именно мы можем идти вместе со своей Прокуратурой и ее представлениями…
Знакомьтесь — новое лицо Санкт-Петербурга — сотрудник КУГИ Ирискина С.А., человек который указан исполнителем по нашему вопросу в письменных ответах КУГИ.
Я немного удивлен такими словами… Обращаюсь снова в Прокуратуру с письмом, прошу разъяснить мне ситуацию…
Мне как маленькому все разъясняют повторно в ответе исх № 7-2150 от 20.07.2010 года. Ответ подписан опять Начальником отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле младшим советником юстиции Е.В. Мирошовой и снова указывается, что Прокуратура вынесла представление на имя вице-губернатора Метельского И.М. по нашему факту…
Снова звонок в КУГИ, и снова мне разъясняют куда мне идти вместе с прокуратурой нашего города и ее представлениями….
Теперь я просто улыбаюсь… Ладно меня посылают государственных органах, бывает… Я привык что так государство может относиться к своим гражданам, пусть даже к таким как я. Но когда посылают Прокуратуру города Санкт-Петербург в ответ на ее представления, не исполняют их и не собираются, это уже не смешно… А может наоборот смешно становиться, особенно когда в очередной раз увидишь по телевидению как руководители Прокуратуры докладывают о борьбе с чиновничьим произволом… Эх вы, победители…
Где ты правовое государство о котором так много разговоров в прессе и на телевидении? Уважаемые чиновники — вот вам реалии нашей жизни, без приукрашивания и купюр… Представление Прокуратуры Санкт-Петербурга вынесено о2.07.10 года, сегодня 28.08.10 года, а исполнять его никто не собирается в принципе…. Сомневаетесь? Так позвоните в КУГИ самостоятельно, телефон исполнителя КУГИ Ирискиной С.А. — 5767431. Вам там объяснят куда вы можете пойти со своими вопросами…