Плата за нвос

Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2017 N 310-ЭС17-6798 по делу N А08-2521/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании доплаты за сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду за спорный период с применением пятикратного повышающего коэффициента.

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 4, 16, 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приняв во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную в постановлении от 14.05.2009 N 8-П, от 24.05.2001 N 8-П, от 05.03.2013 N 5-П и определениях от 10.12.2002 N 284-О, от 22.12.2015 N 2987-О, пришел к выводу об отсутствии оснований для начисления Обществу платы за негативное воздействие на окружающую среду за спорный период с применением пятикратного повышающего коэффициента.

Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2017 N 310-КГ17-6796 по делу N А08-8451/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в утверждении нормативов и лимитов сбросов загрязняющих веществ; о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о том, что у общества не было обязанности вносить плату в 2015 году за негативное воздействие на окружающую среду с применением повышающего коэффициента, поэтому ответчик не вправе удерживать излишне уплаченные обществом средства за сбросы загрязняющих веществ.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 19, 34, 35, 42, 58 Конституции Российской Федерации, статьями 16, 19, 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», приняв во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную в постановлениях от 14.05.2009 N 8-П, от 24.05.2001 N 8-П, от 05.03.2013 N 5-П и определениях от 10.12.2002 N 284-О, от 22.12.2015 N 2987-О, пришли к выводу о том, что у Общества не было обязанности вносить плату в 2015 году за негативное воздействие на окружающую среду с применением повышающего коэффициента, поэтому Управление Росприроднадзора не вправе удерживать излишне уплаченные Обществом средства за сбросы загрязняющих веществ.

Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 302-ЭС17-3968 по делу N А19-20745/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании вреда, причиненного водному объекту высшего рыбохозяйственного значения. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что факт нарушения ответчиком природоохранного законодательства и причинно-следственная связь между осуществляемой ответчиком деятельностью и выявленным загрязнением реки Ангары в результате попадания нефтепродуктов подтверждены результатами лабораторных исследований.

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований (с приложениями), акт внеплановой документарной проверки, письмо Общества о направлении материалов служебного расследования по факту обнаружения превышения содержания нефтепродуктов, акт служебного расследования, протоколы лабораторных исследований, руководствуясь статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 35, 55, 56, 60, 69 Водного кодекса Российской Федерации, статьями 16, 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87 (далее — Методика), правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2011 N 1743-О-О и Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 22.04.2015 N АКПИ15-249, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с Общества денежных средств в возмещение вреда, причиненного водному объекту.

Определение Верховного Суда РФ от 26.04.2017 N 307-КГ17-4209 по делу N А42-2671/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как ответчик в процессе своей деятельности оказывал негативное воздействие на окружающую среду.

Разрешая заявленные требования, суды исходили из того, что общество в процессе своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду и в силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязано вносить обязательные публично-правовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Определение Верховного Суда РФ от 07.04.2017 N 309-КГ17-2294 по делу N А47-633/2014 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным требования о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что истец не представил доказательств того, что шламонакопитель отвечает всем необходимым критериям, обеспечивающим защиту от загрязнения атмосферы, почв, вод, то есть критериям специализированного полигона.

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, статей 1, 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ), статей 1, 9, 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ), Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 28.08.1992 N 632 (далее — Порядок определения платы), постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (далее — постановление Правительства N 344), пришел к выводу о соответствии законодательству выставленного Управление Росприроднадзора требования.

Определение Верховного Суда РФ от 31.03.2017 N 303-КГ17-1860 по делу N А24-3841/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что установлен факт наличия задолженности ответчика по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в отсутствие доказательств ее уплаты.

Суд признал факт наличия задолженности ответчика по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 48 318 269,81 руб. за период с 3 квартала 2012 года по 2013 год, и, в отсутствие доказательств ее уплаты, принимая во внимание, что предприятие не опровергло наличие допущенных им ошибок в представленных в управление расчетах, повлекших возникновение задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также не представило контррасчетов по начислению платы за негативное воздействие на окружающую среду или же возражений в отношении выявленных нарушений, руководствуясь статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», частично удовлетворил иск.

Определение Верховного Суда РФ от 03.03.2017 N 303-КГ17-220 по делу N А16-435/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что ответчик в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов, у него отсутствовали оформленное в установленном порядке разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект и разрешение на выброс некоторых видов загрязняющих веществ.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь пунктом 2 статьи 4.1, пунктами 1, 2, 3 статьи 16 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктами 2, 4, 6 Постановления N 632, установили, что Общество в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов, у него отсутствовало оформленное в установленном порядке разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект и разрешение на выброс некоторых видов загрязняющих веществ, поэтому в силу Постановления N 632 вся масса сброшенных Обществом загрязняющих веществ является сверхлимитной, а плата за загрязнение окружающей природной среды подлежит определению с применением пятикратного повышающего коэффициента.

Определение Верховного Суда РФ от 02.03.2017 N 308-ЭС17-412 по делу N А63-14037/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу об обязанности общества, в процессе деятельности которого образуются отходы, своевременно вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления.

Определение Верховного Суда РФ от 02.02.2017 N 309-ЭС16-19565 по делу N А60-53695/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании ущерба, причиненного водным объектам. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как не имелось доказательств того, что допущенное обществом превышение концентраций по отношению к утвержденным нормативам допустимых сбросов в сточные воды причинило какой-либо вред спорным водным объектам.

Повторно исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 35, 56, 69 Водного кодекса, статьями 16, 19, 39, 77 Закона об охране окружающей среды, учтя разъяснения, изложенные в пунктах 37, 40, 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» и упомянутую выше Методику, суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд округа, отменил решение первой инстанции и отказал в удовлетворении требований, так как пришел к выводу, что Департаментом не доказана необходимая совокупность оснований для возложения на Общества гражданско-правовой ответственности в виде взыскания причиненного ущерба.

Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2017 N 307-КГ16-21277 по делу N А42-10811/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что предприятие осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным объектом, на который в установленном порядке выдано разрешение и имеется проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Принимая оспариваемые заявителем судебные акты суды руководствовались положениями статей 16, 22, 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 12, части 1 статьи 14, статьи 30 Федерального закона 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» и исходили из отсутствия в материалах дела доказательств, свидетельствующих о превышении предприятием нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от спорного стационарного источника и отсутствия доказательств внесения предприятием платы за 2, 3, 4 кварталы 2014 года.

Общая информация

Объект НВОС – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Закона № 7-ФЗ).

Всего существует четыре категории объектов НВОС:

  • I категория – объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;
  • II категория – объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
  • III категория – объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
  • IV категория – объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Кстати!

Бывают случаи, когда объект соответствует критериям, согласно которым его можно отнести сразу к нескольким категориям. Решается этот вопрос следующим образом: объекту НВОС присваивается та категория, которая соответствует категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду.

Отчетность для категорий НВОС:

На основании изменений начиная с 1 января 2019 года, объектам негативного воздействия на окружающую среду необходимо предоставлять следующую документацию:

  • I категория – Комплексное экологическое разрешение (КЭР);
  • II категория – Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС);
  • III категория предоставляет отчет о выбросах вредных веществ;
  • IV категории НВОС достаточно провести инвентаризацию объекта.

Какими бывают источники негативного воздействия:

Под негативным воздействием понимают результат деятельности производств и предприятий, которая приводит к негативным изменениям качества окружающей среды (выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и размещение опасных отходов).

Один объект может иметь несколько источников НВОС. В качестве примера можно привести такие источники как:

  • Сварочное оборудование;
  • Газовые-котельные;
  • Водоотчисное оборудование;
  • Дизельные генераторы;
  • Технологическое оборудование;
  • Насосное оборудование.

Проведение инвентаризации источников НВОС (выбросы, сбросы, отходы)

Для того, чтобы получить информацию об источниках выбросов, сбросов и отходов необходимо провести инвентаризацию и составить отчет по ее итогам. То, какой именно вид инвентаризации необходимо провести объекту НВОС, зависит от хозяйственной деятельности объекта.

Подробно об инвентаризации

Инвентаризация выбросов – процесс сбора и дальнейшего упорядочивания всех полученных сведений об источниках выбросов на предприятии, о классе опасности данных источников и других параметров, количестве и составе выбросов вредных веществ в атмосферу.

26.04.2019 г. в силу вступил новый Порядок проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Со всеми особенностями данного Порядка можно ознакомиться в Приказе Минприроды России №352 от 07.08.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Инвентаризация отходов – учет количества отходов, которые образуются в результате деятельности предприятия и их расчет.

Необходимость проведения инвентаризации объектов размещения отходов подтверждается Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018, с изм. от 19.07.2019) «Об отходах производства и потребления». В п.2 ст. 11 сказано, что необходимо проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Инвентаризация сбросов – сбор и учет данных о загрязняющих веществах, попадающих в водные объекты в результате деятельности предприятия.

В Постановлении Правительства РФ от 13.07.2019 N 891 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду» подробно описываются Правила инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Кроме того, в документе прописано кому и зачем необходимо проводить инвентаризацию сбросов.

В данном материале мы делаем акцент на том, что проведение инвентаризации необходимо каждому объекту негативного воздействия на окружающую среду для постановки на учет и закреплению за ним той или иной категории НВОС.

Штрафы для объектов НВОС

Для объектов, которые не выполнили требования о постановке на учет, предусмотрены штрафные санкции. Статья 8.46 «Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений» КоАП РФ предусматривает следующие штрафы:

• на должностных лиц в размере 5000-20000 рублей;
• на юридических лиц — от 30000-100000 рублей.

* Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), несет административную ответственность как юридическое лицо!

У Вас остались вопросы? Задайте их нашим специалистам прямо сейчас!

Проконсультроваться

В результате деятельности любой организации образуются отходы. Отходы производства и потребления — это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с законом.

При размещении указанных отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 1, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89 «Об отходах производства и потребления»). В статье рассмотрим основные моменты платы за НВОС, но более детально остановимся на налоговом и бухгалтерском учете.

Платеж за НВОС относится к категории обязательных платежей неналогового характера, поскольку в ст. 13 — 15 НК РФ о них не упоминается (см. Определение КС РФ от 10.12.2002 N 284-О, Письмо Минфина России от 28.07.2008 N 03-06-06-04/2).

Уплачивать НВОС должны организации, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух, в водные объекты или занимаются размещением и захоронением отходов. Как правило, это добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны ТБО (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, п. п. 4, 5 ст. 23 Закона N 89-ФЗ, Письмо Минприроды от 14.12.2017 N 09-47/34954).

Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 содержит полный перечень видов деятельности и других критериев, при которых организация должна платить за НВОС.

Хозяйствующий субъект при определённых обстоятельствах должен подать в Росприроднадзор заявку о постановке загрязняющего объекта на учет. Ведомство выдаст свидетельство о постановке на учет, где будет указана категория объекта — с I по IV. Но если у вас объекты только IV категории, то вносить плату не надо (п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, Письма Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370, Минприроды от 14.12.2017 N 09-47/34954).

📌 Реклама

В свою очередь, не должны платить за НВОС офисные компании и большинство организаций, которые занимаются розничной торговлей или оказывают услуги населению (Письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354, Информация Росприроднадзора).

Не надо платить за НВОС, если вы:

С запросом, должна ли ваша организация платить за НВОС, можно обратиться в региональное управление Росприроднадзора.

Субъекты малого и среднего предпринимательства и вновь созданные компании перечисляют плату только по итогам года. Остальные должны платить авансовые платежи за 1, 2 и 3 кварталы (ст. 16.4 Закона 7-ФЗ).

Авансы можно платить по 1/4 платы за предыдущий год. Но с 2020 г. есть и другие способы расчета — по нормативному или фактическому объему загрязнения.

Плату за год считайте по фактическим данным о загрязнении, представленным техническими специалистами вашей компании. Сумму к уплате уменьшите на перечисленные авансовые платежи (п. п. 8, 9 Правил исчисления платы).

Ставки платы на 2020 г. — это ставки на 2018 г., умноженные на 1,08. При превышении нормативов или непредставлении отчетности плату считайте с повышающими коэффициентами.

Декларация о плате за НВОС представляется не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом, лицами, которые должны вносить плату за НВОС (п. 8 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ)).

Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок ее представления утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 (далее — Порядок).

В соответствии с Порядком декларация предоставляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством сети Интернет (п. 5 Порядка).

Формат, структура, порядок подтверждения, принятия и представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в форме электронного документа изложены в Информации Росприроднадзора от 30.11.2017 «Электронный формат «Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду».

📌 Реклама

Подать декларацию о плате на бумажном носителе возможно в следующих случаях:

  • годовой размер платы за предыдущий отчетный период составляет 25 тыс. руб. или меньше;
  • у лица, обязанного вносить плату, отсутствует техническая возможность подключения к интернету.

При подаче декларации о плате на бумажном носителе в обязательном порядке представляется копия декларации на электронном носителе (абз. 4 п. 5, п. 6 Порядка).

В налоговом учете

Налог на прибыль:

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ плательщик налога на прибыль уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), при условии, что расходы документально подтверждены, экономически обоснованы и направлены на получение прибыли.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.

Материальные расходы — это также платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы.

Следовательно, плату за негативное воздействие на окружающую среду включите в материальные расходы. Однако учесть можно только платежи (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ):

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах допустимых нормативов;
  • сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты в пределах допустимых нормативов;
  • размещение отходов производства и потребления в пределах лимитов.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров (с превышением установленных лимитов на их размещение) в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В свою очередь, в ст. 272 НК РФ отсутствуют специальные указания о моменте осуществления материальных расходов в виде платы за НВОС (Письмо Минфина РФ от 11.10.2016 N 03-03-05/59275, от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690).

У субъектов МСП обязательство уплаты НВОС возникает только в отношении годовой платы, поэтому признавать плату в расходах до окончания года (даже если организация составляет промежуточную финансовую отчетность и отчитывается по налогу на прибыль ежеквартально) как в бухгалтерском, так и в налоговом учете неправомерно.

Следовательно, дата учета платежей зависит от метода, который применяется:

  • при методе начисления платежи признаются на последнее число отчетного (налогового) периода, за который они уплачиваются (Письмо Минфина РФ от 07.06.2018 N 03-03-06/1/39148, от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690);
  • при кассовом методе плату учтите на дату перечисления в бюджет в размере уплаченных сумм (пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Таким образом, субъекты МСП, применяющие метод начисления, плату за НВОС включают в материальные расходы на 31 декабря.

УСН

В соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы минус расходы, уменьшают полученные доходы на расходы согласно перечню, установленному данной статьей. При этом перечень не включает такой показатель, как плата за НВОС.

Но! «Упрощенцы» вправе учесть при налогообложении материальные расходы (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), которые признаются в порядке, установленном ст. 254 НК РФ.

📌 Реклама

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся плата за НВОС (об этом говорили ранее).

Таким образом, «упрощенцы» при определении объекта налогообложения вправе учесть в составе материальных расходов плату за НВОС в пределах нормативов.

Помимо платежей за НВОС, «упрощенцы» вправе учесть в расходах стоимость оказанных сторонним лицом услуг по расчету платы за НВОС, ведению учета движения отходов, заполнению формы по отходам и составлению и сдаче отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, необходимых для внесения обозначенных платежей. Основание — пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ (Письмо Минфина России от 21.04.2017 N 03-11-06/2/23989).

Материальные расходы на УСНО в силу пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения. Следовательно, расходы в виде платежа за НВОС «упрощенцы» должны учитывать на дату его внесения (Письмо Минфина России от 18.01.2016 N 03-11-06/2/1319).

Заполнение Расчета в «1С:Бухгалтерии 8»

Для составления Расчета, утв. Приказом №204, в «1С:Бухгалтерии 8» ред. 3.0 необходимо из раздела Учет, налоги, Отчетность перейти в форму регламентированной и финансовой отчетности по одноименной гиперссылке на панели навигации. В форме указать организацию и период, за который составляется Расчет, а в дереве отчетных форм в группе Отчетность прочая выбрать отчет с названием Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (рис.1).

Рис. 1. Форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в составе регламентированной отчетности

По умолчанию в Расчет включаются все разделы. Плательщик заполняет и включает в свой Расчет только те разделы, которые ему необходимы, для этого нужно открыть форму настройки отчета кнопкой Настройка и на закладке Свойства разделов снять флаги в столбцах Показывать и/или Печатать для тех разделов, которые заполнять и представлять не требуется (рис. 2).

Рис. 2. Настройка разделов отчета

При заполнении Расчета следует соблюдать следующую последовательность подготовки листов (при условии их включения в состав Расчета):

  • Титульный лист;
  • Разделы 1-4 в любой последовательности;
  • Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет.

Обращаем ваше внимание, что в соответствии с письмом Росприроднадзора от 27.12.2013 № ВК-06-01-36/19748 при заполнении Расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная с 01.01.2014 до утверждения новой формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в поле «код ОКАТО» рекомендуется указывать код ОКТМО.

Раздел 1 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» заполняется плательщиком, осуществляющим выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных объектов, для каждой производственной территории или по хозяйствующему субъекту в целом в зависимости от выданного разрешения.

Реквизит «код ОКАТО» (ОКТМО) является вспомогательным и введен для целей корректного автоматического заполнения Расчета суммы платежа. Реквизит необходимо заполнить тем же значением, которое указывается в разделе «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет». На печать этот реквизит не выводится.

В столбце 2 путем выбора из списка указывается наименование загрязняющего вещества. При этом автоматически будут заполнены нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов:

  • в столбце 10 — «Норматив платы ПДВ»;
  • в столбце 11 — «Норматив платы ВСВ».

В соответствии с Постановлением №344 выбираются из списка и указываются коэффициенты:

  • в столбце 13 — коэффициент экологической значимости;
  • в столбце 14 — дополнительный коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия (для остальных территорий в столбце 14 указывается коэффициент 1);
  • в столбце 15 указывается дополнительный коэффициент 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов.

В соответствии с Законом №349-ФЗ от 02.12.2013 в столбце 16 выбирается из списка и указывается коэффициент, учитывающий инфляцию.

Для ввода информации о других загрязняющих веществах по указанному разрешению на выброс нужно добавить необходимо количество строк, используя кнопку Добавить строку, расположенную в нижней части формы.

На каждом экземпляре раздела 1 указывается информация о выбросах в соответствии с одним разрешением на выброс. Для ввода сведений по еще одному разрешению необходимо использовать кнопку Добавить страницу, расположенную в нижней части формы.

Раздел 2 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами» заполняется плательщиком, осуществляющим выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от передвижных объектов загрязнения, по каждому муниципальному образованию, на территории которого указанные объекты зарегистрированы.

В столбце 3 указывается вид топлива, облагаемый платой за негативное воздействие на окружающую среду при выбросе в атмосферный воздух. Вид топлива можно выбрать из списка, при этом автоматически будут заполнены столбцы 4 «Единица измерения» и 5 «Норматив платы».

Так как нормативы платы по видам топлива (за исключением сжатого природного газа) установлены за тонну, а приобретается топливо, как правило, в объемных показателях (в литрах, метрах кубических), то для расчета платы за негативное воздействие нужно перевести количество израсходованного топлива из литров в тонны. Для этого объем умножают на плотность топлива. Данные о плотности могут указываться в первичных документах.

При невозможности получить информацию о плотности у продавца для пересчета можно использовать средние значения плотности, приведенные в Письме ФНС России от 24.03.2005 № 03-3-09/0412/23@.

В соответствии с Постановлением №344 в столбце 6 выбирается из списка и указывается коэффициент экологической значимости.

Для ввода информации о других загрязняющих веществах по указанному коду ОКТМО нужно добавить необходимо количество строк, используя кнопку Добавить строку, расположенную в нижней части формы.

На каждом экземпляре раздела 2 указывается информация о выбросах по одному коду ОКТМО. Для ввода сведений по еще одному коду ОКТМО, необходимо использовать кнопку Добавить страницу, расположенную в нижней части формы.

Раздел 3 «Сбросы вредных веществ в водные объекты» заполняется плательщиком, имеющим выпуски загрязняющих веществ в водные объекты, по каждому выпуску или территории (при неорганизованном сбросе на водосборные территории) отдельно в зависимости от выданного разрешения.

Реквизит «код ОКАТО» (ОКТМО) является вспомогательным и введен для целей корректного автоматического заполнения Расчета суммы платежа. Реквизит необходимо заполнить тем же значением, которое указывается в разделе «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет». На печать этот реквизит не выводится.

В столбце 2 путем выбора из списка указывается наименование загрязняющего вещества, облагаемого платой за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе в водные объекты. При этом автоматически будут заполнены нормативы предельно допустимых и временно согласованных сбросов:

  • в столбце 9 — «Норматив платы ПДС»;
  • в столбце 10 — «Норматив платы ВСС».

В соответствии с Постановлением №344 выбираются из списка и указываются коэффициенты:

  • в столбце 12 — коэффициент экологической значимости;
  • в столбце 13 — дополнительный коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия (для остальных территорий в столбце 13 указывается коэффициент 1).

В столбце 14 указывается понижающий коэффициент, если водопользователи забирают и сбрасывают воду в один и тот же водный объект. Коэффициент определяется как величина, обратная сумме допустимого увеличения содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водоема и фоновой концентрации взвешенных веществ в воде водного объекта, принятой при установлении нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ.

В соответствии с Законом №349-ФЗ от 02.12.2013 в столбце 15 выбирается из списка и указывается коэффициент, учитывающий инфляцию.

Для ввода информации о других загрязняющих веществах по указанному разрешению на сброс нужно добавить необходимо количество строк, используя кнопку Добавить строку, расположенную в нижней части формы.

На каждом экземпляре раздела 3 указывается информация о сбросах в соответствии с одним разрешением на сброс. Для ввода сведений по еще одному разрешению необходимо использовать кнопку Добавить страницу, расположенную в нижней части формы.

Раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления» заполняется плательщиком, осуществляющим размещение отходов, по каждому месту размещения отходов.

Реквизит «код ОКАТО» (ОКТМО) является вспомогательным и введен для целей корректного автоматического заполнения Расчета суммы платежа. Реквизит необходимо заполнить тем же значением, которое указывается в разделе «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет». На печать этот реквизит не выводится.

В столбце 2 путем выбора из списка указывается наименование отхода. При этом автоматически заполнится столбец 3 «Код по ФККО» и столбец 4 «Единица измерения».

В соответствии с Постановлением №344 выбираются из списка и указываются коэффициенты:

в столбце 5 — класс опасности отхода для окружающей среды (при этом автоматически будет заполнен столбец 19 «Норматив платы в пределах установленного лимита»);

  • в столбце 21 — коэффициент экологической значимости;
  • в столбце 22 — дополнительный коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия (для остальных территорий в столбце 22 указывается коэффициент 1);
  • в столбце 24 – коэффициент места расположения объекта размещения отходов. (Коэффициент 0,3 указывается при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия; коэффициент 0 — при размещении отходов, подлежащих временному накоплению, при условии, что такие отходы фактически использованы или утилизированы в течение трех лет с момента размещения в собственном производстве либо переданы для использования в течение этого срока. Чтобы применить этот коэффициент, необходимо представить первичные документы, подтверждающие использование или утилизацию отходов. Во всех других случаях указывается коэффициент 1).

В соответствии с Законом №349-ФЗ от 02.12.2013 в столбце 23 выбирается из списка и указывается коэффициент, учитывающий инфляцию.

Для ввода информации о других отходах по указанному объекту размещения отходов нужно добавить необходимо количество строк, используя кнопку Добавить строку, расположенную в нижней части формы.

На каждом экземпляре раздела 4 указывается информация только об одном объекте размещения отходов. Для ввода сведений по еще одному объекту необходимо использовать кнопку Добавить страницу, расположенную в нижней части формы.

Раздел «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет» включает в себя показатели сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих уплате в бюджет по всем производственным территориям, объектам размещения отходов и передвижным объектам негативного воздействия, расположенным на территории муниципального образования. Данный раздел заполняется отдельно по каждому коду ОКТМО.

Для заполнения Расчета по данным разделов 1-4 следует нажать кнопку Собрать данные, расположенной в нижней части формы.

По строке 010 указывается КБК платы в соответствии с законодательством Российской Федерации о бюджетной классификации.

Строка 020 «Код по ОКАТО» (ОКТМО) будет заполнена по данным Разделов 1-4. При необходимости, в Расчет будет вставлено нужное количество дополнительных листов.

Строки 031-039 будут заполнены по данным Разделов 1-4.

После автоматического заполнения Расчета, следует вручную указать значения в строках 040, 050, 060.

В помощь при составлении Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду рекомендуем книгу «Практический годовой отчет за 2013 год» под редакцией профессора С.А. Харитонова, которая представляет собой подробное пособие по составлению годовой бухгалтерской отчетности, а также отчетности по налогам и взносам.

В книге «Практический годовой отчет за 2013 год» под ред. проф. С.А. Харитонова вопросам заполнения Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду посвящена глава 12, в которой приведена не только нормативная база, но и пошаговая инструкция по заполнению каждого раздела Расчета в программах «1С» на конкретных примерах.