П 2 ст 358

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Органами государственной регистрации наземных транспортных средств являются:

— подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

— органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Согласно статье 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск наземных транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении, осуществляется путем их регистрации в уполномоченных органах и выдачи соответствующих документов.

Таким образом, до момента регистрации автотранспортного средства в уполномоченных органах оно не допускается к участию в дорожном движении.

транспорт сельскохозяйственный

тра́нспорт сельскохозя́йственный (от лат. transporto — переношу, перемещаю, перевожу), технические средства (подвижной состав), используемые для перевозки грузов и людей в сельском хозяйстве. По типу подвижного состава различают автомобильный, тракторный и гужевой Т. с. Грузовые перевозки подразделяются на внутрихозяйсвенные и внехозяйственные. Внутрихозяйственные перевозки (полевые, внутрифермские) выполняются на короткие (от 0,5 до 10 км) расстояния — преимущественно тракторным (реже гужевым) транспортом; внехозяйственные перевозки — на сравнительно большие (в среднем 30—50 км) расстояния — преимущественно автомобильным транспортом. Автомобильный транспорт осуществляет свыше 70% объёма перевозок сельскохозяйственных грузов, тракторный — свыше 25% и гужевой — 1—1,5%.

Т. с. в зависимости от устройства кузовов и других особенностей, определяющих возможности его использования, может быть общего назначения и специализированным. Автомобили, автомобильные и тракторные прицепы и полуприцепы, оборудованные неопрокидывающейся бортовой платформой, относятся к подвижному составу общего назначения и используются для перевозки грузов всех видов (кроме жидких) без тары. Специализированный подвижной состав включает автомобили, автомобильные и тракторные прицепы и полуприцепы, кузова которых приспособлены для перевозки определенных видов грузов, а также оборудованные автономными устройствами для выполнения погрузочно-разгрузочных, сборочно-распределительных и других операций (внесение удобрений, раздача кормов и др.). Целесообразно применение на автомобилях, автомобильных и тракторных прицепах сменного специализированного транспортного и транспортно-технологического оборудования (кузовов и надставных бортов, рабочих органов и приспособлений). Для перемещения различных грузов на животноводческих фермах применяют внутрифермский транспорт: тракторы, автомобили, самоходные шасси, автоцистерны, прицепы с самосвальным кузовом, кормораздатчики, транспортёры (ленточные, скребковые, шнековые, пневматические и др.), подвесные и наземные рельсовые дороги, ручные тележки. С их помощью механизируют заполнение кормохранилищ, доставку кормов от хранилищ к месту скармливания и их раздачу в кормушки животным, транспортировку молока, подвозку воды, удаление навоза из животноводческих помещений, выгульных площадок и из навозохранилищ. Для пассажирских перевозок используют преимущественно автобусы, специально оборудованные грузовые и легковые автомобили. Широко применяются индивидуальные транспортные средства — мотоциклы, мотороллеры, мопеды.

Основная масса автомобилей, осуществляющих перевозки сельскохозяйственных грузов, сосредоточена в региональных (районных) межхозяйственных предприятиях АПК и предприятиях транспорта общего пользования. Часть автомобилей, используемых в сельском хозяйстве, тракторные транспортные и транспортно-технологические средства, гужевой транспорт принадлежат колхозам и совхозам. Кроме того, в периоды уборки урожая к перевозочным работам в сельском хозяйстве привлекается автотранспорт других ведомств. Эффективное использование подвижного состава и водительского персонала, которым располагает АПК (при минимальном привлечении автотранспорта из других отраслей народного хозяйства), обеспечивается применением гибких (перестраиваемых в зависимости от вида перевозок) форм организации транспортных работ. Технический прогресс в Т. с. связан с ростом скоростей, увеличением грузоподъёмности, снижением удельного расхода топлива, специализацией транспортных средств (применение контейнеровозов, стоговозов, скотовозов и тому подобное).

Сельское хозяйство. Природные условия России благоприятны для развития многоотраслевого сельского хозяйства. По площади сельскохозяйственных угодий (13 % территории страны) Россия занимает 3-е место в мире после США и Китая. Специализация сельского хозяйства формируется в соответствии с природными условиями территории — имеет зональный характер. В тундре и лесотундре главные сельскохозяйственные угодья — оленьи пастбища. Земледелие здесь практически не ведется. Основа сельского хозяйства — оленеводство. Развиты охотничьи промыслы. В зоне тайги преобладает животноводство, а земледелие носит очаговый характер — развивается по долинам рек. Юг тайги и зона смешанных лесов (Нечерноземная зона России) — полоса неустойчивого земледелия. Здесь выращивают нетребовательные к теплу культуры — лен (рис. 200), кормовые травы, рожь, ячмень, овес, картофель, овощи и разводят крупный рогатый скот молочного и мясо-молочного направлений. Развито свиноводство и птицеводство. На юге западносибирской тайги выращивают пшеницу.

В лесостепи преимущественное развитие получило растениеводство. Под сельскохозяйственными угодьями здесь занято 50 % территории. Выращивают зерновые (пшеница, ячмень, рожь), технические (сахарная свекла, подсолнечник) и кормовые культуры, картофель, овощи. Развитое растениеводство и отходы от переработки его продукции служат основой для разведения крупного рогатого скота, свиноводства и промышленного птицеводства. Главной житницей России является степная зона. На Кубани, в Среднем Поволжье и Южном

Урале выращивают пшеницу, кукурузу, в Западной Сибири — яровую пшеницу, на Дальнем Востоке — сою. На пастбищах засушливых степей разводят крупный рогатый скот мясо-молочного направления и овец (рис. 201). В полупустынях Поволжья и Калмыкии развито отгонно-пастбищное овцеводство мясо-шерстного направления. В горных районах (Кавказ, Алтай, Саяны) — горно-пастовцеводство бищное животноводство. Вокруг больших городов и агломераций сложился пригородный тип сельского хозяйства: интенсивное овощеводство и садоводство сочетаются с молочным животноводством, свиноводством и птицеводством.

Ведущая отрасль сельского хозяйства России — животноводство. В нем производится 60 % товарной продукции. Наиболее широко развито разведение крупного рогатого скота различных направлений — молочного, мясо-молочного, мясного. Молочное скотоводство распространено в лесной зоне, лучше обеспеченной сочными кормами, а мясное — в более засушливых лесостепях и степях. Повсеместно развито свиноводство и птицеводство. В Бурятии, Калмыкии, Туве, на Алтае специализируются на разведении лошадей, в Башкирии — на пчеловодстве. На Крайнем Севере развито оленеводство, а в Сибири и на Дальнем Востоке — пушной промысел.

Основа растениеводства России — зерновое хозяйство: сеют рожь, пшеницу, ячмень, овес, кукурузу, просо, гречиху, рис, зернобобовые (горох, фасоль, сою). По производству ячменя, овса и ржи Россия занимает 1-е место в мире, по сбору зерновых и зернобобовых культур — 4-е место (после Китая, США и Индии).

В России сформировано четыре основных района зернового хозяйства — Северный Кавказ, юг Сибири, Центрально-Черноземный район и южный Урал. Ведущая зерновая культура — пшеница. Основные ее посевы сосредоточены в лесостепной и степной зонах. В Поволжье, на юге Урала и Сибири выращивают яровую пшеницу, в Центрально-Черноземном районе и на Северном Кавказе — озимую. Здесь сосредоточены крупнейшие мукомольные предприятия. На юге России кукурузу выращивают на зерно, в средней полосе — как кормовую культуру. Преимущественно для нужд животноводства предназначены посевы ячменя и овса. Россия — крупнейший в мире производитель гречихи. На Северном Кавказе, в Поволжье и Приморском крае выращивают рис, на Дальнем Востоке — сою.

Главные технические культуры — подсолнечник и сахарная свекла. Подсолнечник выращивают там же, где и пшеницу. Здесь размещаются и предприятия по производству растительного масла. Производство сахарной свеклы и ее переработка сосредоточены в черноземных областях европейской России и на Северном Кавказе. На северо-западе, севере и в центре европейской России выращивают лен-долгунец. Россия — один из мировых лидеров по производству этой культуры. Однако льноводство характеризуется невысокой урожайностью и низким качеством продукции. На юге страны выращивают чай (Краснодарский край) и табак. Россия занимает 2-е место в мире по производству картофеля. Основные районы его возделывания — запад и центр европейской части страны. Овощеводство сконцентрировано в пригородных зонах больших городов и на Северном Кавказе. Юг европейской части России — район плодоводства и виноградарства. Здесь же, в Поволжье и на Северном Кавказе, развиваются плодоовощная и винодельческая промышленность.

Транспортная система России характеризуется развитием всех видов транспорта, значительной протяженностью транспортных путей и крайней неравномерностью их размещения по территории. Огромные размеры страны и развитие сырьевых отраслей хозяйства обусловливают исключительное значение железнодорожного транспорта. На него приходится более 50 % грузооборота всех видов транспорта (без учета газопроводного) и 2/5 пассажирооборота. По длине железных дорог Россия занимает 2-е место в мире (после США). Почти 50 % их электрифицировано. Наиболее густа железнодорожная сеть в центре европейской части: радиально расходящиеся от Москвы дороги связывают ее с крупнейшими городами страны и государствами мира. В Сибири сеть железных дорог реже и имеет преимущественно широтное направление. Важную роль играет Транссибирская магистраль (Челябинск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Хабаровск — Владивосток) (рис. 203). Она является составной частью трансконтинентальной железной дороги Москва — Владивосток, позволяющей транспортировать грузы кратчайшим путем из акватории Тихого океана в Западную Европу (контейнерный мост «Владивосток — Брест»).

Рис. 203. Участок Транссибирской магистрали

Автомобильный транспорт обслуживает в основном местные грузовые и пассажирские перевозки. Ему принадлежит 1-е место (50 %) в структуре пассажирооборота. В России очень низкая средняя плотность автомобильных дорог — 34 км на 1000 км2. По обеспеченности дорожной сетью выделяются три зоны. Первая зона — европейская — характеризуется относительно развитой сетью автомобильных дорог преимущественно с твердым покрытием. Плотность дорог — около 100 км на 1000 км2. Крупнейшие города соединены современными автострадами. Вторая зона охватывает юг России. Сеть автомобильных дорог здесь неравномерна, а плотность близка к средней по стране. В третьей зоне, включающей большую часть Сибири и Дальнего Востока, основная часть из редких, не имеющих твердого покрытия, дорог используется лишь сезонно. Большие территории здесь вообще лишены транспортных путей.

Приморское положение обусловило значение морского транспорта в обслуживании внешнеторговых связей и перевозке грузов между российскими портами различных акваторий. Главные морские порты России: на Балтийском море — Калининград, СанктПетербург, Выборг и Балтийск (база Балтийского военного флота), на Черном — Новороссийск (главный нефтеналивной порт), на Азовском — Таганрог. Велико значение Мурманска (Баренцево море), Архангельска (Белое море), Находки и Владивостока (Японское море) (рис. 204).

Рис. 204. Порт. Владивосток

Большинство крупных рек России судоходны (более 80 тыс. км судоходных путей). Это способствует развитию внутреннего водного транспорта. 40 % его грузооборота приходится на Волго-Камский бассейн. Велика роль Волго-Балтийского, Беломорско-Балтийского, Волго-Донского каналов. На реках Сибири и Дальнего Востока (Амуре, Енисее, Лене, Оби и их притоках) осуществляется судоходство и сплав леса. Особенно велико их значение для перевозки грузов, в том числе продовольствия, в отдаленные и недоступные для сухопутного транспорта районы.

Трубопроводный транспорт обеспечивает подачу нефти и природного газа от основных районов их добычи в восточных районах страны к местам переработки и потребления на западе, а также экспортные поставки. Общая протяженность магистральных трубопроводов превышает 210 тыс. км.

Важное место во внутренних пассажироперевозках на значительные расстояния и в международном сообщении занимает авиационный транспорт. На него приходится около 15 % пассажирооборота. Сеть авиалиний связывает все крупнейшие промышленные центры страны между собой, с крупными городами СНГ и мира. Исключительно велика роль авиационного транспорта в грузо- и пассажироперевозках в труднодоступные районы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Гражданская авиация широко используется в сельском и лесном хозяйстве, при проведении изыскательских работ.

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО

от 24 декабря 2007 года N 03-05-05-04/08

Согласно подпункта 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса не являются объектом налогообложения транспортным налогом тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
При применении данной нормы Кодекса следует учитывать, что 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее — Федеральный закон N 264-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов в течение календарного года.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.95 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Поскольку частью первой и главой 28 части второй Кодекса термин «сельскохозяйственный товаропроизводитель» не определен, в целях применения подпункта 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса следует использовать вышеприведенное определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, данное в Федеральном законе N 264-ФЗ.

Директор Департамента
И.В.Трунин

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
рассылка