Отложенный актив

Отложенные налоговые активы (строка 1180)

Учет подобных активов регулирует Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02).

По строке 1180 отражают сумму отложенных налоговых активов (далее — ОНА), которая сформировалась по состоянию на 31 декабря отчетного года. Здесь указывают дебетовое сальдо по счету 09 «Отложенные налоговые активы», сформировавшееся в учете на эту дату.

При составлении бухгалтерской отчетности организации предоставляется право отражать в бухгалтерском балансе сальдированную (свернутую) сумму отложенного налогового актива (п. 19 ПБУ 18/02).

В этом случае:

Организация вправе вести аналитический учет отложенных активов в разрезе тех активов или обязательств, в оценке которых они возникли. В этом случае сумма ОНА по каждому виду активов или обязательств может быть приведена в дополнительных строках расшифровки отдельных показателей бухгалтерского баланса.

Отметим, что субъектам малого предпринимательства предоставлена возможность не применять ПБУ 18/02. Если организация решила воспользоваться своим правом при отражении в учете тех или иных операций, то в строке 1180 у нее должен стоять прочерк.

Зачем требуются отложенные налоговые активы?

Налоговые активы представляют собой метод снижения налогообложения на прибыль. Для вычисления их требуется актуальную сумму налога помножить на временные промежутки.

Временная разница представляет собой совокупность расходов и убытков, которые составляют прибыль, фигурирующую в отчете. Вместо прибыли могут быть убытки. Данные показатели являются основой для создания налоговой сводки. Формируются активы в следующих случаях:

  • использование разных методик подсчета амортизации;
  • внесение суммы налоговых отчислений, превышающих требуемую сумму. Актуально это в случае, если переплата не была возвращена предприятию;
  • наличие убытка, переведенного в счет следующих периодов;
  • появление кредиторских долгов, возникших вследствие покупки услуг или товаров;
  • применение предприятием кассового метода расчета.

Отложенные активы нужно правильно учитывать. Требуется это для следующих целей:

  • Сбор бухгалтерских данных.
  • Сбор данных для проведения анализа.
  • Возможность обобщенных итогов деятельности предприятия.

Наличие всех учтенных данных позволит обезопасить компанию при проведении налоговых проверок.

Для чего нужна проверка

Данная проверка не выделена в отдельную услугу, она проводится в рамках инициативного, обязательного или экспресс-аудита. Услуга аудита налоговых активов и обязательств востребована в разных сегментах малого, среднего и крупного бизнеса:

  • в холдингах, ведущих многопрофильную деятельность. Большой внутренний документооборот практически всегда приводит к недочетам и налоговым нарушениям;
  • в организациях с развитой филиальной сетью;
  • для предприятий малого и среднего бизнеса, целью которых является оптимизация налогообложения;
  • при смене руководящего состава: директора, главного бухгалтера, лица, ответственного за расчеты с бюджетом.

Своевременный аудит налоговых обязательств перед проверкой контролирующими органами избавит организацию от многих проблем. Регулярная проверка предупреждает риск недоплаты налогов и применения штрафных санкций. Кроме того, на практике встречаются ситуации, когда предприятия переплачивают налоги в бюджет, вернуть которые можно только в течение трех лет.

Этапы проведения

  • предварительный анализ и оценку факторов, влияющих на налогообложение в организации. На данном этапе специалисты оценивают риски, которые влияют на налоговые показатели, проверяют правоустанавливающую документацию, проводят экспертизу внутреннего документооборота, взаимодействие служб и отделов компании, влияющих на исполнение обязательств и платежей.

В результате предварительной оценки специалистами выявляются слабые стороны бизнес-процессов, намечаются проблемные зоны в нарушении нормативных актов, налоговых обязательств и финансовые риски;

  • в отдельную категорию выделена проверка применяемых в компании льгот. Аудитор в рамках оценки деятельности оценивает систему внутреннего контроля над расчетами налоговых обязательств, изучает активы предприятия, периодичность проведения инвентаризаций;
  • проверка правильности отражения информации в налоговых декларациях, начисление и перечисление их в бюджет.

Время проведения зависит от документооборота, наличия структурных филиалов.

Отражение в учете

Отложенные налоговые обязательства учитываются по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам, субсчет по учету расчетов по налогу на прибыль» в корреспонденции с кредитом счета 77 «Отложенные налоговые обязательства».

Отложенные налоговые активы учитываются по дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам, субсчет по учету расчетов по налогу на прибыль».

Проводки будут такими:

Дебет 68 Кредит 77 ОНО
– отражено ОНО;

Дебет09 ОНА Кредит 68
– отражено ОНА.

В будущих отчетных периодах доходы и расходы в бухгалтерском и налоговом учете начнут постепенно сближаться, а отложенные активы и обязательства будут погашаться обратными проводками.

Списание отложенных обязательств по налогам

При понижении объема временных разниц производится снижение и списание налоговых обязательств отложенного характера. Операция сопровождается проводкой по счетам: Дт 77 («ОНО») / Кт 68 («Расчеты по налогам»).

Пример расчета 2. По всему объему учитываемых по облагаемой базе временных разниц к началу периода (500 000 руб.) рассчитано отложенное обязательство, равное 100 000 руб. (500 000 руб. * 20%). Запись по счетам операции по начислению 100 000 руб.: Дт 68 / Кт 77.

К концу учитываемого периода произошло частичное списание временных разниц, составивших в общей сумме 200 000 руб. В связи с чем начисленные отложенные обязательства составляют 40 000 руб. (200 000 руб. * 20%).

Ранее начисленная отложенная сумма подлежит списанию в размере 60 000 руб. (100 000 руб. – 40 000 руб.). Запись операции по списанию 60 000 руб. по счетам: Дт 77 / Кт 68.

В случае выбытия объекта, в связи с которым были образованы налогооблагаемые разницы, начисленное обязательство подлежит списанию полностью. Выполняемая в таком случае операция будет отражаться с использованием счетов 77 (Дт) и 99 (Кт) («Прибыли, убытки»).

Пример расчета 3. Первоначальная стоимость учитываемого на балансе компании основного средства равна 1 000 000 руб. Расчет амортизации к концу учитываемого периода выполнен разными методами и составил 300 000 руб. по бухучету и 600 000 руб. по облагаемому учету. Временная облагаемая налогом разница по рассматриваемому объекту составила 300 000 руб. (600 000 руб. – 300 000 руб.). Отложенная налоговая сумма — 60 000 руб. (300 000 руб. * 20%).

Начисление суммы (60 000 руб.) выполнено проводкой по счетам: Дт 68 / Кт 77.

При реализации — продаже — основного средства требуется списание отложенного обязательства. Операция по списанию 60 000 руб. по счетам будет выглядеть: Дт 77 / Кт 99.

К сведению! При понижении ставки налога по прибыли отложенные обязательства также подлежат списанию, а в случае повышения ставки производится доначисление ОНО. Проводка затрагивает Дт 84 сч. («Прибыль нераспределенная») / Кт 77 сч. При уменьшении выполняется обратная проводка.

Учет расчетов по налогу на прибыль

Порядок учета расчетов по налогу на прибыль, а также выявление отличия налога на бухгалтерскую прибыль, признанного в бухгалтерском учете, от налога, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль, установлен Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ) 18/02, утв. приказом Минфина РФ от 19.11.2001 №114н.

ПБУ 18/02 ввел в учетную практику показатели, каждый из которых увеличивает или уменьшает облагаемую налогом прибыль. Далее мы рассмотрим эти показатели.

Временные разницы как база отложенного налога на прибыль

В случае если доходы (расходы) признаются как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогового учета, и разница возникает только во времени их признания, такая разница и называется временной разницей.

Возникающие временные разницы приводят к образованию отложенного налога на прибыль.

Отложенный налог на прибыль – это сумма налога, рассчитываемого умножением временной разницы на ставку налога. Этот налог «отложен» на будущее, то есть будет влиять (в сторону уменьшения или увеличения) на сумму налога к уплате в будущих отчетных периодах.

В учете различают вычитаемые временные разницы и налогооблагаемые временные разницы. Первые влияют на отложенный налог в сторону увеличения, вторые – в сторону уменьшения.

Вычитаемые разницы образуются тогда, когда расходы признаются для целей налогового учета позже, а доходы – раньше, чем для целей бухгалтерского учета

Примеры вычитаемых разниц:

  • сумма амортизации ОС в бухгалтерском учете больше, чем в налоговом;
  • налоговый убыток, который будет перенесен на будущее;
  • доходы (расходы), возникшие от разницы курсов по расчетам в условных единицах.

Налогооблагаемые разницы – это доходы и расходы, увеличивающие бухгалтерскую прибыль в текущем отчетном периоде, а налогооблагаемую прибыль – в последующих отчетных периодах.

Примеры налогооблагаемых разниц:

  • сумма амортизационной премии с ОС учтена для целей налогового учета и отсутствует в бухгалтерском;
  • таможенные пошлины отнесены в состав прямых расходов для целей налогового учета и списываются пропорционально реализованному товару в бухгалтерском учете;
  • брокерские услуги отнесены в состав прямых расходов для целей налогового учета и списываются пропорционально реализованному товару в бухгалтерском учете.

Первичные реквизиты формы акта инвентаризации сч. 77

Необходимо разработать форму акта инвентаризации отложенных налоговых обязательств (ОНО, сч. 77) самостоятельно. В разрабатываемую форму необходимо в обязательном порядке включить все необходимые первичные реквизиты (п. 2 ст. 9 ФЗ N 402-ФЗ), а именно:

  • название документа (акт);
  • дата, когда составлен акт;
  • название организации;
  • суть факта хозяйственной деятельности (инвентаризация ОНО (сч. 77));
  • величина измерения (руб.);
  • указание должности лица (лиц), ответственных за инвентаризацию сч. 77 и результаты ее оформления;
  • фамилии и инициалы лиц, ответственных за подписание акта.

Форму акта утвердите в учетной политике организации.

Содержание акта инвентаризации сч. 77

При проведении инвентаризации отложенных налоговых обязательств (сч. 77) необходимо сопоставить данные бухгалтерского учета и налогового (декларацию по налогу на прибыль, а также отчет о финансовых результатах деятельности компании). В процессе сверки могут быть установлены расхождения. Необходимо в этом случае установить период возникновения расхождения, причину. Результаты инвентаризации сч. 77 необходимо оформить в акте.

Сам акт может представлять собой единый документ, в котором необходимо указать, что расхождений не выявлено или отразить выявленные расхождения, если таковые установлены. Можно также составить краткий акт, а к нему — опись, в которой подробно отразить выявленные расхождения и их причину.

Причины расхождений при инвентаризации сч. 77

Возможные причины расхождений при инвентаризации ОНО:

  • сумма расходов, учтенных в налоговом учете, больше суммы расходов, учтенных в бухгалтерском учете;
  • сумма доходов, учтенных в бухгалтерском учете, больше суммы доходов, учтенных в налоговом учете;
  • ошибка в квалификации разниц (например, признали временные вместо постоянных);
  • неотражение проводки по списанию ОНО.

Возможное решение вопроса, как оформить инвентаризацию сч. 77, предлагается в форме таблицы.