Обязанности учителя

Должностные инструкции

Открыть в формате WORD

I. Общие положения

1. Преподаватель относится к категории специалистов; назначается на должность

и освобождается от нее приказом директора учреждения по представлению

2. На должность преподавателя назначается лицо, имеющее среднее

профессиональное образование

(без предъявления требований к

стажу работы;стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10

лет)

или высшее профессиональное образование

(без предъявления требований к

стажу работы;стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 до 20

лет; свыше 20 лет)

На должность преподавателя музыкальных дисциплин назначается лицо, имеющее

высшее музыкальное образование и стаж педагогической работы

(свыше: 5 лет; 10 лет)

3. Назначение на должность преподавателя и освобождение от нее производится

приказом директора учреждения по представлению

4. Преподаватель должен знать:

4.1. Конституцию Российской Федерации.

4.2. Законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования.

4.3. Конвенцию о правах ребенка.

4.4. Содержание и принципы организации обучения по преподаваемому предмету.

4.5. Основные технологические процессы и приемы работы по профилю специальности.

4.6. Основы экономики, организации производства и управления.

4.7. Педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения.

4.8. Современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся.

4.9. Основы трудового законодательства.

4.10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

5. Преподаватель подчиняется непосредственно

(директору учреждения;

иному должностному лицу)

6. На время отсутствия преподавателя (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Преподаватель:

1. Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

2. Организует и контролирует их самостоятельную работу.

3. Использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические технологии.

4. Формирует у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливает их к применению полученных знаний в практической деятельности.

5. Участвует в разработке образовательных программ, несет ответственность за реализацию их не в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество подготовки выпускников.

6. Соблюдает права и свободы обучающихся.

7. Поддерживает учебную дисциплину, контролирует режим посещения занятий.

8. Обеспечивает выполнение учебных планов и программ, соблюдение требований безопасности труда в учебном процессе.

9. Проводит воспитательную работу.

10. Повышает свою профессиональную квалификацию.

III. Права

Преподаватель имеет право:

1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.

2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя учреждения).

5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность

Преподаватель несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностные инструкции учителей школы

В данном подразделе предложены для скачивания: общая должностная инструкции учителя, учителя начальных классов школы, а также должностные инструкции учителя биологии, химии, математики, информатики и физики.

скачать: Должностные инструкции для Школы
69 инструкций с учетом законов на 24 марта 2020 г
1. Должностная инструкция учителя в школе (общая)
2. Должностная инструкция учителя начальных классов в школе
3. Должностная инструкция учителя биологии в школе
4. Должностная инструкция учителя химии в школе
5. Должностная инструкция учителя математики в школе
6. Должностная инструкция учителя информатики в школе
7. Должностная инструкция учителя физики в школе
8. Должностная инструкция учителя иностранного языка
9. Должностная инструкция учителя ОБЖ в школе
10. Должностная инструкция учителя истории и обществознания в школе
11. Должностная инструкция учителя русского языка и литературы в школе
12. Должностная инструкция учителя географии в школе
13. Должностная инструкция учителя ИЗО в школе
14. Должностная инструкция учителя музыки в школе
15. Должностная инструкция учителя физкультуры в школе
16. Должностная инструкция учителя технологии в школе

скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
43 инструкции поштучно и пакетом, обновление — 24 марта 2020 года
Профессия учителя является ключевой в сфере образования и формирования личности, так как именно учитель впервые знакомит учеников с тем или иным предметом, определяя их отношение к нему и стремление к изучению.

Свои права и обязанности сможет назвать не каждый гражданин. Что же такое права и обязанности?

ПРАВО. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.

ОБЯЗАННОСТЬ. Круг действий, возложенных на кого-н. и безусловных для выполнения.

Толковый словарь Ожегова.

Размышляя о правах и обязанностях учителя, я стала перелистывать конспекты, добросовестно сохраненные со студенческой поры. Вспомнились лекции по дисциплине «Охрана труда» и «ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ», новые поправки к которому я решила «погуглить»:) Блуждая по просторам Всемирной паутины, я наткнулась на замечательную статью, в которой освещены не только права и обязанности, а также Законы, Положения, Рекомендации, на которые можно ссылаться при необходимости! Спешу поделиться!

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО

1. Защиту профессиональной чести и достоинства.

(Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)

2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).

(Конституция РФ, ст.23 п.1)

3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)

4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования. Высказывание претензии к ребенку в деликатной форме.

5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями.

(Трудовой кодекс РФ, ст.22)

6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)

7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.

8. Свободу выбора методов оценки знаний учащихся.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 «О развитии образования в городе Москве», ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)

9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим Правилам.

(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.3,19)

10. Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

11. Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.п.39,46,47,50,68; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.3)

12. Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.61; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 «О развитии образования в городе Москве», ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)

13. Обращение индивидуально или в составе группы лиц к Уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.50; Конституция РФ ст.33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ст.2 п.1)

14. Предупреждение о замене уроков заранее.

15. Отгулы за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.

(Трудовой кодекс РФ, ст.153)

16. Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.67)

17. Требовать:

— от родителей (законных представителей) посещение родительских собраний, создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);

— от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.

18. Не допускать учащегося к процессу производственного труда по причине отсутствия специальной формы (учащийся в таком случае находится в кабинете труда под присмотром учителя).

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.2 пп.4)

19. Не допускать учеников к занятиям физической культурой без спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром учителя).

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.2 пп.4)

УЧИТЕЛЬ ОБЯЗАН

1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего трудового распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.70; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67).

2. Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы. Быть нравственным примером учеников.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.п.1,6)

3. Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.

(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.2,12-17,19)

4. Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.

(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12,13)

5. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам.

(Конвенция о правах ребенка, ст.19, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57, Закон РФ «Об образовании», ст.15. п.6)

6. Систематически повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики обучения.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67)

6. Вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно представлять администрации школы отчетные данные.

7. Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник учащегося.

8. Оценивать ответ учащегося, а не его личность.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)

9. Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.

10. Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.

11. Содержать в порядке свое рабочее место, бережно относиться к имуществу школы, своевременно сообщать о поломках в хозяйственную службу.

12. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.69, Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. N 639, п.1.12)

13. Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) учащегося.

14. Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.

(Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 «О развитии образования в городе Москве», ст.8 п.5)

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. N 21″Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»

1. Соблюдать права и свободы учащихся.

2. Поддерживать тесный контакт с родителями (законными представителями) учащегося.

3. Оповещать их своевременно о родительских собраниях.

4. Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.

5.Проводить классные часы 1 час в неделю, из них 1 час в месяц проведение анализа динамики успеваемости и поведения учащихся класса.

6. Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.

7. Содействовать становлению и развитию классного коллектива.

8. Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.

9. Содействовать созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося.

10. Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями).

11. Содействовать получению дополнительного образования учащимися.

12. Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии образовательного и воспитательного характера.

13. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.

14. Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.

15. Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной помощи.

16. Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.

УЧИТЕЛЮ ЗАПРЕЩЕНО

1. Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.

(Закон РФ «Об образовании», ст.15.п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

2. Опаздывать на урок.

(Трудовой кодекс РФ, ст.21)

3. Выгонять ученика с урока.

(Конституция РФ, ст.43)

4. Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)

5. Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы.

(Конвенция о правах ребенка, ст.31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п.2.9.19.)

Обязанности школьного педагога

Законодательными и нормативными документами закреплены обязанности учителя в школе. Преподаватель должен:

  • Соблюдать права детей;
  • Контактировать с родителями и опекунами;
  • Выставлять еженедельно баллы в дневник;
  • Соблюдать режим трудового дня;
  • Поддерживать чистоту рабочего места;
  • Оценивать знания ребенка, не взирая на личные качества;
  • Охранять здоровье ребенка и предупреждать возникновение опасных ситуаций;
  • Соблюдать нормы этики.

В должностные обязанности учителя в школе входит дежурство, в соответствии с установленным графиком, а также – проведение внеклассных мероприятий. Так же в обязанности преподавателя входит решение проблем, которые могут возникнуть между одноклассниками, в целях создания благоприятной обстановке в классе.

Запрещенные действия со стороны преподавателя

Образовательный и воспитательный процессы взаимосвязаны. Часто возникают спорные ситуации, когда педагог не знает, как воздействовать на ребенка, чтобы добиться желаемого результата.

Преподаватель не имеет права:

  1. Выгонять ученика с урока, даже если он систематически подрывает дисциплину.
  2. Забирать у детей личные вещи, в том числе телефоны и гаджеты.
  3. Оскорблять или делать обидные замечания с унижением личного достоинства ученика.
  4. Воздействовать с помощью физического принуждения.
  5. Показывать личные отношения, которые не относятся к образовательному процессу.
  6. Ставить баллы за провинность, а не за знания.
  7. Давать домашнюю работу в праздничные дни и каникулы (Конвенция о правах ребенка ст. 31).

Важно! Учитель не имеет права собирать деньги с детей по собственной инициативе или по просьбе школьной администрации.

Преподавателю запрещено привлекать к труду учащихся, если это не предусмотрено образовательным процессом. Не допускается агитация детей к вступлению в разные организации и партии.