Должностные инструкции
I. Общие положения
1. Преподаватель относится к категории специалистов; назначается на должность
и освобождается от нее приказом директора учреждения по представлению |
2. На должность преподавателя назначается лицо, имеющее среднее
профессиональное образование
(без предъявления требований к
стажу работы;стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10
лет)
или высшее профессиональное образование |
||
(без предъявления требований к |
||
стажу работы;стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 до 20 |
||
лет; свыше 20 лет) |
На должность преподавателя музыкальных дисциплин назначается лицо, имеющее
высшее музыкальное образование и стаж педагогической работы
(свыше: 5 лет; 10 лет)
3. Назначение на должность преподавателя и освобождение от нее производится
приказом директора учреждения по представлению |
4. Преподаватель должен знать:
4.1. Конституцию Российской Федерации.
4.2. Законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования.
4.3. Конвенцию о правах ребенка.
4.4. Содержание и принципы организации обучения по преподаваемому предмету.
4.5. Основные технологические процессы и приемы работы по профилю специальности.
4.6. Основы экономики, организации производства и управления.
4.7. Педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения.
4.8. Современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся.
4.9. Основы трудового законодательства.
4.10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
5. Преподаватель подчиняется непосредственно |
||
(директору учреждения; |
||
иному должностному лицу) |
6. На время отсутствия преподавателя (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
Преподаватель:
1. Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.
2. Организует и контролирует их самостоятельную работу.
3. Использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические технологии.
4. Формирует у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливает их к применению полученных знаний в практической деятельности.
5. Участвует в разработке образовательных программ, несет ответственность за реализацию их не в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество подготовки выпускников.
6. Соблюдает права и свободы обучающихся.
7. Поддерживает учебную дисциплину, контролирует режим посещения занятий.
8. Обеспечивает выполнение учебных планов и программ, соблюдение требований безопасности труда в учебном процессе.
9. Проводит воспитательную работу.
10. Повышает свою профессиональную квалификацию.
III. Права
Преподаватель имеет право:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность
Преподаватель несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностные инструкции учителей школы
В данном подразделе предложены для скачивания: общая должностная инструкции учителя, учителя начальных классов школы, а также должностные инструкции учителя биологии, химии, математики, информатики и физики.
скачать: Должностные инструкции для Школы
69 инструкций с учетом законов на 24 марта 2020 г
1. Должностная инструкция учителя в школе (общая)
2. Должностная инструкция учителя начальных классов в школе
3. Должностная инструкция учителя биологии в школе
4. Должностная инструкция учителя химии в школе
5. Должностная инструкция учителя математики в школе
6. Должностная инструкция учителя информатики в школе
7. Должностная инструкция учителя физики в школе
8. Должностная инструкция учителя иностранного языка
9. Должностная инструкция учителя ОБЖ в школе
10. Должностная инструкция учителя истории и обществознания в школе
11. Должностная инструкция учителя русского языка и литературы в школе
12. Должностная инструкция учителя географии в школе
13. Должностная инструкция учителя ИЗО в школе
14. Должностная инструкция учителя музыки в школе
15. Должностная инструкция учителя физкультуры в школе
16. Должностная инструкция учителя технологии в школе
скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
43 инструкции поштучно и пакетом, обновление — 24 марта 2020 года
Профессия учителя является ключевой в сфере образования и формирования личности, так как именно учитель впервые знакомит учеников с тем или иным предметом, определяя их отношение к нему и стремление к изучению.
Свои права и обязанности сможет назвать не каждый гражданин. Что же такое права и обязанности?
ПРАВО. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.
ОБЯЗАННОСТЬ. Круг действий, возложенных на кого-н. и безусловных для выполнения.
Толковый словарь Ожегова.
Размышляя о правах и обязанностях учителя, я стала перелистывать конспекты, добросовестно сохраненные со студенческой поры. Вспомнились лекции по дисциплине «Охрана труда» и «ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ», новые поправки к которому я решила «погуглить»:) Блуждая по просторам Всемирной паутины, я наткнулась на замечательную статью, в которой освещены не только права и обязанности, а также Законы, Положения, Рекомендации, на которые можно ссылаться при необходимости! Спешу поделиться!
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО
1. Защиту профессиональной чести и достоинства.
(Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)
2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).
(Конституция РФ, ст.23 п.1)
3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы.
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)
4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования. Высказывание претензии к ребенку в деликатной форме.
5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями.
(Трудовой кодекс РФ, ст.22)
6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)
7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.
8. Свободу выбора методов оценки знаний учащихся.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 «О развитии образования в городе Москве», ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)
9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим Правилам.
(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.3,19)
10. Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.
11. Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.п.39,46,47,50,68; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.3)
12. Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.61; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 «О развитии образования в городе Москве», ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)
13. Обращение индивидуально или в составе группы лиц к Уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.50; Конституция РФ ст.33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ст.2 п.1)
14. Предупреждение о замене уроков заранее.
15. Отгулы за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.
(Трудовой кодекс РФ, ст.153)
16. Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.67)
17. Требовать:
— от родителей (законных представителей) посещение родительских собраний, создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);
— от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.
18. Не допускать учащегося к процессу производственного труда по причине отсутствия специальной формы (учащийся в таком случае находится в кабинете труда под присмотром учителя).
(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.2 пп.4)
19. Не допускать учеников к занятиям физической культурой без спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром учителя).
(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.2 пп.4)
УЧИТЕЛЬ ОБЯЗАН
1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего трудового распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.70; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67).
2. Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы. Быть нравственным примером учеников.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.п.1,6)
3. Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.
(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.2,12-17,19)
4. Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.
(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12,13)
5. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам.
(Конвенция о правах ребенка, ст.19, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57, Закон РФ «Об образовании», ст.15. п.6)
6. Систематически повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики обучения.
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67)
6. Вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно представлять администрации школы отчетные данные.
7. Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник учащегося.
8. Оценивать ответ учащегося, а не его личность.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)
9. Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.
10. Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.
11. Содержать в порядке свое рабочее место, бережно относиться к имуществу школы, своевременно сообщать о поломках в хозяйственную службу.
12. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.69, Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. N 639, п.1.12)
13. Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) учащегося.
14. Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.
(Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 «О развитии образования в городе Москве», ст.8 п.5)
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН
Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. N 21″Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»
1. Соблюдать права и свободы учащихся.
2. Поддерживать тесный контакт с родителями (законными представителями) учащегося.
3. Оповещать их своевременно о родительских собраниях.
4. Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.
5.Проводить классные часы 1 час в неделю, из них 1 час в месяц проведение анализа динамики успеваемости и поведения учащихся класса.
6. Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.
7. Содействовать становлению и развитию классного коллектива.
8. Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.
9. Содействовать созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося.
10. Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями).
11. Содействовать получению дополнительного образования учащимися.
12. Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии образовательного и воспитательного характера.
13. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.
14. Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.
15. Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной помощи.
16. Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.
УЧИТЕЛЮ ЗАПРЕЩЕНО
1. Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.
(Закон РФ «Об образовании», ст.15.п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)
2. Опаздывать на урок.
(Трудовой кодекс РФ, ст.21)
3. Выгонять ученика с урока.
(Конституция РФ, ст.43)
4. Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)
5. Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы.
(Конвенция о правах ребенка, ст.31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п.2.9.19.)
Обязанности школьного педагога
Законодательными и нормативными документами закреплены обязанности учителя в школе. Преподаватель должен:
- Соблюдать права детей;
- Контактировать с родителями и опекунами;
- Выставлять еженедельно баллы в дневник;
- Соблюдать режим трудового дня;
- Поддерживать чистоту рабочего места;
- Оценивать знания ребенка, не взирая на личные качества;
- Охранять здоровье ребенка и предупреждать возникновение опасных ситуаций;
- Соблюдать нормы этики.
В должностные обязанности учителя в школе входит дежурство, в соответствии с установленным графиком, а также – проведение внеклассных мероприятий. Так же в обязанности преподавателя входит решение проблем, которые могут возникнуть между одноклассниками, в целях создания благоприятной обстановке в классе.
Запрещенные действия со стороны преподавателя
Образовательный и воспитательный процессы взаимосвязаны. Часто возникают спорные ситуации, когда педагог не знает, как воздействовать на ребенка, чтобы добиться желаемого результата.
Преподаватель не имеет права:
- Выгонять ученика с урока, даже если он систематически подрывает дисциплину.
- Забирать у детей личные вещи, в том числе телефоны и гаджеты.
- Оскорблять или делать обидные замечания с унижением личного достоинства ученика.
- Воздействовать с помощью физического принуждения.
- Показывать личные отношения, которые не относятся к образовательному процессу.
- Ставить баллы за провинность, а не за знания.
- Давать домашнюю работу в праздничные дни и каникулы (Конвенция о правах ребенка ст. 31).
Важно! Учитель не имеет права собирать деньги с детей по собственной инициативе или по просьбе школьной администрации.
Преподавателю запрещено привлекать к труду учащихся, если это не предусмотрено образовательным процессом. Не допускается агитация детей к вступлению в разные организации и партии.