Объекты торговли

Екатерина Лазукова, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер

Журнал «Актуальная бухгалтерия»

В статье мы ответим на вопросы, возникающие у компаний на этапе принятия решения платить торговый сбор. Когда возникает необходимость уплаты торгового сбора? Кто может воспользоваться льготами по торговому сбору?

Торговый сбор — это местный налог. На сегодняшний день торговый сбор действует только на территории города Москвы (Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62 (далее — Закон Москвы о торговом сборе)). В столице сбор введен с 1 июля 2015 года, то есть действует уже несколько месяцев. При этом не только предприниматели, но и квалифицированные специалисты в конкретной практической ситуации зачастую не могут достоверно определить, нужно ли уплачивать торговый сбор. Ни для кого не секрет, что закон (Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ), согласно которому Налоговый кодекс (далее — Кодекс) был дополнен главой 33 «Торговый сбор», принимался в спешке. Видимо, поэтому многие положения указанной главы прописаны нечетко, имеют неточности и неясности. Давайте попробуем разобраться с тем, как оценить необходимость уплаты торгового сбора в той или иной ситуации.

Содержание

Кого относят к плательщикам ТС

Торговый сбор обязаны уплачивать далеко не все хозяйствующие субъекты. Исходя из названия, можно сделать вывод, что ТС имеет непосредственное отношение к деятельности в области торговли. Это верный вывод.

Вынесем на схему, каким критериям надо соответствовать, чтобы попасть в перечень плательщиков ТС:

Есть льготники по торговому сбору. То есть субъекты, которые полностью освобождены от его уплаты. К таковым отнесены:

  • предприниматели на патенте (ПСН);
  • плательщики ЕСХН.

Регион (в данном случае г. Москва) имеет право устанавливать свои льготные категории, которые могут отличаться.

Полный список льготников-москвичей прописан в ст. 3 Закона г. Москвы от 17.12.2014 № 62.

Отчетность по торговому сбору

Никакой специальной отчетности (кроме подачи уведомления) по торговому сбору сдавать не нужно.

Единственное, если вы захотите уменьшить основной налог на уплаченный торговый сбор, то, скорее всего, эту информацию потребуется отразить в соответствующей налоговой декларации.

Уменьшение налогов на торговый сбор

За тот квартал, в котором был уплачен торговый сбор, можно уменьшить следующие налоги:

  • налог на прибыль для организаций;
  • налог на доходы физлиц (НДФЛ) для ИП;
  • единый налог по УСН, если выбран объект обложения «Доходы».

Примечание: налог по УСН «Доходы» можно уменьшить только в том случае, если налог и торговый сбор платятся в один и тот же бюджет. Например, ИП зарегистрированный в Московской области, не вправе уменьшить налог, если он ведет торговую деятельность и платит сбор в Москве.

Прямого указания о том, что на величину торгового сбора можно уменьшить налог по УСН с объектом «Доходы минус расходы» нет. Поэтому, пока не появились официальные разъяснения, уплаченный торговый сбор можно учитывать только в понесенных расходах.

Обратите внимание, уменьшить налог можно только за тот квартал, в котором был перечислен торговый сбор. Поэтому, если сумма торгового сбора окажется больше, чем исчисленный налог, то перенести оставшийся торговый сбор для уменьшения налога в следующем квартале будет нельзя.

Снятие с учета в качестве плательщика торгового сбора

Для снятия с учета в качестве плательщика торгового сбора необходимо подать специальное уведомление по форме ТС-2 в налоговую инспекцию. Данное уведомление подается в течение 5 рабочих дней после прекращения торговой деятельности.

Объект обложения торговым сбором

Возникновение обязанности по уплате налога или сбора законодательство связывает с наличием объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ). Другими словами, прежде всего нужно понять, что облагается торговым сбором.

Ответ на этот вопрос содержится в статье 412 Кодекса: объектом обложения сбором признается использование объекта торговли для осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор. Таким видом деятельности в данном случае является торговая деятельность (п. 1 ст. 413 НК РФ). Напомним, что в общем случае объектами торговли признаются здания, сооружения, помещения, иные объекты недвижимого имущества, а также стационарные или нестационарные торговые объекты или торговые точки, с использованием которых плательщиком осуществляется торговая деятельность (п. 4 ст. 413 НК РФ).

Обратите внимание, что речь идет именно об использовании объектов торговли, а не об обладании ими. То есть, если компания владеет имуществом, признаваемым объектом торговли, но фактически им не пользуется (например, законсервировала или сдает его в аренду), то обязанности по уплате торгового сбора не возникает. Но если хотя бы раз в течение квартала с помощью указанных объектов была осуществлена торговая деятельность, уплаты торгового сбора не избежать.

Среди хозяйствующих субъектов бытует мнение, что уплачивать торговый сбор должны только торговые сети, состоящие из двух и более предприятий торговли (например, «Дикси», «Магнит», «Ашан»). Возможно, такое заблуждение возникло из-за того, что изначально введение торгового сбора было обусловлено необходимостью увеличения налоговой нагрузки именно на крупных сетевых ретейлеров. Однако в дальнейшем концепция торгового сбора была законодателем пересмотрена. Положения Кодекса в том виде, в котором они действует сегодня, не дают оснований для вывода об отсутствии обязанности уплачивать торговый сбор хозяйствующими субъектами, которые ведут торговую деятельность на отдельных объектах торговли (письма Минфина России от 07.08.2015 № 03-11-06/45833, от 27.07.2015 № 03-11-09/43256 (письмом ФНС России от 05.08.2015 № ГД-4-3/13686@ направлено для использования в работе нижестоящим налоговым органам)).

Федеральный закон о торговле (Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (далее — Закон о торговле)) определяет торговую деятельность как любую предпринимательскую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров. Однако в главе 33 Кодекса данное понятие используется в более узком смысле. Как показывает анализ статьи 413 Кодекса, в целях уплаты торгового сбора к торговой деятельности относятся:

— торговля через объекты стационарной и нестационарной сети;

— торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада;

— деятельность по организации розничных рынков.

Иные виды предпринимательской деятельности, связанные с куплей-продажей товаров, не влекут возникновения объекта обложения торговым сбором.

Ставки ТС

Ставки торгового сбора устанавливают регионы. Поэтому в зависимости от территории действия ставки могут меняться аналогично льготным категориям. Повторимся, что в 2020 году говорим лишь о ставках в городе Москве.

Таблица ставок торгового сбора 2020 приведена в ст. 2 упомянутого выше закона. Ознакомиться с полным перечнем ставок можно далее:

Обратим внимание на интересный факт. В списке торговой деятельности, в отношении которой установлен ТС, поименована в числе прочих торговля путем отпуска со склада. Однако в таблице вы не найдете ставок для данного вида торговли. Поэтому в Москве торговля со склада пока не подлежит обложению ТС.

Как видно из таблицы, ставка не едина и дифференцирована по месту расположения объекта торговли, по размеру площади объекта торговли и по виду торговой деятельности.

Обобщим данные в таблице:

Правила корректной уплаты ТС

Сбор следует уплачивать 1 раз в квартал (ст. 414 НК РФ) – до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Сумму сбора плательщик рассчитывает самостоятельно один раз и показывает ее в уведомлении, которое представляет в налоговый орган при регистрации себя в качестве плательщика ТС.

Если в силу каких-либо причин сумма сбора изменилась, плательщик должен снова подать уведомление в налоговую с измененными данными. Сбор уплачивают, даже если плательщик вёл торговую деятельность на объекте лишь один день в квартале.

Перечислять ТС следует в тот налоговый орган, в котором плательщик стоит на учет в этом качестве. То есть, как правило, это ИФНС, к которой относен объект осуществления торговли (зачастую сам хозяйствующий субъект при этом зарегистрирован в другой налоговой).

ИМЕЙТЕ В ВИДУ Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ освободил пострадавших от коронавируса от уплаты торгового сбора за 2 квартал 2020.

Подробнее об этом см. «Кому и какие спишут налоги за 2 квартал 2020: перечень».

Как рассчитать ТС

Рассмотрим примеры, как рассчитать торговый сбор.

ПРИМЕР 1

Пусть ООО «Принцип» ведет торговлю в магазине с торговым залом площадью 120 кв. м, который находится в Центральном административном округе г. Москвы. Рассчитаем ставку по формуле:

Таким образом, ООО «Принцип» будет уплачивать ежеквартально сумму сбора – 58 200 руб.

ПРИМЕР 2

Пусть ИП Фомин А.В. ведет торговлю через объект нестационарной торговой сети, расположенный в районе Новокосино Восточного административного округа.

Он будет ежеквартально уплачивать ТС в сумме – 28 350 руб. (в данном случае достаточно свериться с таблицей ставок торгового сбора).

Как рассчитывать торговый сбор в 2020 году (ставки в Москве с 1 июля 2015 года)

Торговый сбор, обязательный к уплате, бизнесмены должны рассчитывать самостоятельно, исходя из установленных в муниципальном образовании налоговых ставок.

Стоит заметить, что местные власти имеют право дифференцировать ставки (вплоть до 0), в зависимости от категории плательщика, торгового объекта, вида деятельности и его места осуществления.

Ставки торгового сбора, действующие на территории г. Москвы с 1 июля 2015 года

Торговый объект В пределах ЦАО Округа в пределах МКАД (кроме ЦАО) За пределами МКАД
Объект стационарной и нестационарной торговли без торгового зала 81 000 руб. 40 500 руб. 28 350 руб.
Объект нестационарной торговли без торгового зала 40 500 руб. 40 500 руб. 28 350 руб.
Объект стационарной торговли с торговыми залами До 50 кв. метров (включительно) 60 000 руб. 30 000 руб. 21 000 руб.
Свыше 50 кв. (за каждый кв. метр) 1 200 руб. за каждый метр до 50 кв.м. и 50 руб. за каждый метр свыше 600 руб. за каждый метр до 50 кв.м. и 50 руб. за каждый метр свыше 420 руб. за каждый метр до 50 кв.м. и 50 руб. за каждый метр свыше
Объект развозной и разносной торговли 40 500 руб. 40 500 руб. 40 500 руб.
Розничные рынки (за каждый кв. метр) 50 руб. 50 руб. 50 руб.

Обратите внимание, что при расчете торгового сбора по деятельности, в отношении организации розничных рынков, ставка по сбору подлежит индексации на коэффициент-дефлятор текущего года. В 2020 году указанное значение составляет – 1,371.

Постановка на учет в качестве плательщика торгового сбора (уведомление)

Для постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора необходимо подать специальное уведомление по форме ТС-1 в налоговую инспекцию.

Данный документ можно подать следующими способами:

  • лично в бумажной форме;
  • по почте регистрируемым отправлением с описью вложения.
  • в электронном виде по интернету (по договору через оператора ЭДО или сервиса на сайте ФНС).

Примечание: во многих налоговых инспекциях установлены компьютеры, на которых также можно заполнить и распечатать уведомление.

Срок подачи уведомления

Уведомление подается в течение 5 рабочих дней после начала осуществления торговой деятельности. Бизнесменам, которые вели деятельность до 1 июля 2015 года, нужно было подать уведомление до 7 июля 2015 года.

Куда подается уведомление

Если деятельность ведется через стационарный объект, уведомление подается в ИФНС по месту нахождения этого объекта, а если через нестационарный, то по месту нахождения (жительства) налогоплательщика.

Если объектов торговли несколько, то подается одно уведомление, но с указанием сразу всех объектов. Местом подачи уведомления в этом случае будет налоговая инспекция, к которой относится торговый объект, указанный в уведомлении первым.

Примечание: уведомление также подается, если меняется площадь объекта или появляется новая торговая точка. В случае изменения местонахождения объекта сначала пишется уведомление о снятии его с учета и только потом подается уведомление в ИФНС по новому адресу.

В течение 5 рабочих дней после подачи уведомления налоговая инспекция должна выдать свидетельство плательщика торгового сбора. Свидетельство выдается на руки или отправляется по почте.

Штраф за несвоевременную подачу уведомления

Уклоняться от подачи уведомления не имеет никакого смысла. Большинство торговых объектов и так находятся под контролем налоговой инспекции, которая прекрасно осведомлена о том, какая деятельность на них ведется.

Кроме этого выявлением нелегальных торговцев теперь ещё занимается и Департамент экономической политики и развития г. Москвы, который в случае их обнаружения самостоятельно передаст сведения в ФНС.

За несвоевременную подачу уведомления и осуществление торговли без необходимого свидетельства налоговая инспекция может выписать штраф, размер которого составляет 10% от доходов, полученных за период нелегальной работы, но не менее 40 000 рублей.

Также за не представление уведомления дополнительно предусмотрен штраф в размере 200 рублей.

Примечание: штрафные санкции могут быть предъявлены, только если была проведена выездная проверка и составлен соответствующий акт об отсутствии разрешительных документов.

Помимо штрафов существуют иные санкции за работу без уведомления ФНС. Например, тем, кто не подал уведомление, запрещено уменьшать основной налог на сумму уплаченного торгового сбора.

Когда необходима уплата торгового сбора

Только ведение трех вышеперечисленных видов деятельности приводит к обязанности уплачивать торговый сбор.

Деятельность по организации розничных рынков.

Данный вид несколько обособлен от остальных видов торговой деятельности. Под деятельностью по организации розничных рынков понимается деятельность управляющих рынком компаний (п. 1 ст. 11 НК РФ; письма Минфина России от 07.08.2015 № 03-11-06/45833, от 27.07.2015 № 03-11-09/43256), определяемая в соответствии с положениями Федерального закона о розничных рынках (Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ (далее — Закон № 271-ФЗ)).

Объектом торговли для такого вида деятельности является объект недвижимого имущества, с использованием которого указанную деятельность осуществляет управляющая рынком компания (подп. 1 п. 4 ст. 413 НК РФ), она здесь и выступает плательщиком торгового сбора.

Отметим, что розничным рынком следует считать «имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные» (подп. 2 ст. 3 Закона № 271-ФЗ). Для того чтобы юридическое лицо, которому принадлежит рынок, было признано управляющей рынком компанией, оно должно состоять на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и иметь разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством РФ (подп. 7 ст. 3 Закона № 271-ФЗ). После получения такого разрешения юридическое лицо признается управляющей рынком компанией (ч. 4 ст. 8 Закона № 271-ФЗ).

Торговля через объекты стационарной и нестационарной сети.

Для того, чтобы понять, какая деятельность сюда относится, необходимо выяснить, что такое «объект стационарной сети» и «объект нестационарной сети».

Сразу скажем, глава 33 Кодекса указанные понятия не расшифровывает. В авторских материалах нередко встречаются рекомендации использовать для толкования рассматриваемых терминов определения, приведенные в главе 26.3 («ЕНВД») или главе 26.5 («ПСН») Кодекса. По мнению автора, такой подход в корне неверен и прямо противоречит закону. Поясним.

Во-первых, в поименованных главах прямо указано, что приведенные в них понятия применяются «для целей настоящей главы», «в целях подпунктов 45-47 пункта 2 настоящей статьи» (абз. первый ст. 346.27, абз. первый п. 3 ст. 346.43 НК РФ), то есть использование этих понятий в иных целях, в том числе при анализе положений главы 33 Кодекса, является прямым нарушением. Исключение составляет наличие конкретной отсылочной нормы на эти определения. Так, например, прямо предусмотрено, что используемое для целей главы 33 Кодекса понятие «площадь торгового зала» определяется в том же значении, в котором оно расшифровано в главе 26.5 этого же документа (п. 5 ст. 415 НК РФ).

Во-вторых, в силу прямого требования Кодекса (п. 1 ст. 11 НК РФ) институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Исключение — случаи, когда иной порядок определения термина прямо предусмотрен Кодексом. Здесь напомним, что понятия, применяемые для всего Кодекса в целом, содержатся в первой его части (п. 2 ст. 11, ст. 38-41 НК РФ). Поэтому, если налогоплательщик не обнаружил в главе 33 и (или) первой части Кодекса определения того или иного понятия или отсылочной нормы на него, то для трактовки этого понятия следует воспользоваться иными отраслевыми законодательными актами, а не искать аналогии в главах Кодекса, регулирующих порядок уплаты конкретных налогов.

Правительство Москвы разработало постановление (пост. Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП (далее — Порядок № 401-ПП)), которым утвердило порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором. В этом документе в том числе содержатся определения интересующих нас терминов. Вместе с тем хотим предупредить, что возможность использования этих терминов в целях применения главы 33 Кодекса не безусловна. Дело в том, что в соответствии с положениями Кодекса Правительство Москвы как представительный (законодательный) орган города федерального значения при установлении сбора на своей территории наделено правом только (пп. 2, 3 ст. 410 НК РФ):

— определять ставку сбора в пределах, установленных главой 33 Кодекса;

— устанавливать льготы, основания и порядок их применения.

Право устанавливать термины, используемые для целей главы 33, Кодекс Правительству Москвы не предоставляет.

Отметим также, что в целях определения понятий «объект стационарной сети» и «объект нестационарной сети» могут быть использованы такие отраслевые нормативно-правовые акты, как:

— Закон о торговле;

Кстати, именно к Закону о торговле предлагает обращаться Минфин России при толковании в целях торгового сбора таких понятий, как «оптовая и розничная торговля», «торговая сеть» и «объекты нестационарной/стационарной торговой сети» (письма Минфина России от 17.07.2015 № 03-11-06/41106, от 15.07.2015 № 03-11-10/40730).

Вместе с тем сравнительный анализ приведенных документов позволяет сделать вывод, что при разработке Порядка № 401-ПП Правительство Москвы, давая расшифровку понятий «объект стационарной сети» и «объект нестационарной сети», руководствовалось именно указанными отраслевыми актами. Поэтому, по сути, мы не видим проблем, связанных с применением определений данных терминов, предложенных в Порядке № 401-ПП.

Так как эти определения достаточно громоздки и трудно воспринимаемы, в данном материале мы охарактеризуем их кратко (выявим основную суть).

Объекты нестационарной торговой сети.

К ним относятся (п. 1.7 Порядка № 401-ПП):

— нестационарные торговые объекты, размещенные в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП;

— объекты развозной розничной торговли;

— объекты разносной розничной торговли.

Объекты стационарной торговой сети.

Ключевым моментом отнесения того или иного объекта торговли к объектам стационарной сети является оснащение данного объекта оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.6 Порядка № 401-ПП).

Торговля в виде отпуска товаров со склада.

Данный вид деятельности хотя и признается видом торговой деятельности в целях применения главы 33 Кодекса, но москвичам при его осуществлении платить сбор не нужно. Такую поблажку столичным предпринимателям предоставляет Закон Москвы о торговом сборе, который не устанавливает ставок сбора для рассматриваемого вида деятельности, а раз нет ставок, нет и обязанности платить (письма Департамента финансов города Москвы от 20.04.2015 № 90-01-01-07-53/15, от 17.03.2015 № 90-01-01-07-38/15).

А вот с трактовкой понятия «склад» все обстоит гораздо сложнее. В действующих на сегодняшний день отраслевых актах этот термин не расшифровывается. Порядок № 401-ПП предлагает такое определение для данного термина: склад — здание (строение, сооружение) или его часть, предназначенная для хранения товара, не предусматривающая к ним доступ покупателей и не имеющая оборудования, предназначенного для выкладки и демонстрации товара и проведения денежных расчетов с покупателями (п. 1.9 Порядка № 401-ПП).

Специалисты Минфина России также полагают, что складом следует считать здание (строение, сооружение) или его часть, используемую для хранения товарно-материальных ценностей. Однако, по мнению финансистов, для того чтобы признать склад объектом стационарной торговой сети (торговым объектом), его площадь должна согласно статье 2 Закона о торговле включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

Какое определение является наиболее верным, покажет время. В настоящий же момент при принятии решения рекомендуем налогоплательщикам учитывать тот факт, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором осуществляют именно органы местного самоуправления (ст. 418 НК РФ). При этом специалисты Минфина России советуют: для получения информации по вопросу определения объекта налогообложения торговым сбором следует обращаться в указанный орган исполнительной власти города Москвы (письмо Минфина России от 29.04.2015 № 03-11-06/24876).

Итак, мы более или менее определились с основными понятиями, смысловое значение которых необходимо налогоплательщику при принятии решения о необходимости уплачивать торговый сбор.

Нужна ли уплата торгового сбора в случае…

От теории перейдем к практике и поговорим об обязанности уплачивать сбор в конкретных ситуациях.

…торговли в арендованном помещении.

Наличие или отсутствие у налогоплательщика права собственности на объект, через который осуществляется торговля, роли не играет, так как объектом обложения сбором признается именно использование имущества для осуществления торговли. То есть сбор должен уплачивать тот, кто непосредственно торгует, а не собственник помещения (строения, сооружения и т.д.), в котором ведется торговля. Поэтому плательщиками сбора могут быть в том числе и арендаторы (письмо Департамента экономической политики и развития города Москвы от 26.06.2015 № ДПР-20-2/1-161/15 (далее — письмо Департамента Москвы № ДПР-20-2/1-161/15)).

…торговли товарами собственного производства.

Глава 33 Кодекса торговлей называет вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (подп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ). Товаром для целей налогового законодательства (в том числе и главы 33 Кодекса) признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).

Понятие «купля-продажа» в Кодексе не раскрывается. В соответствии с нормами гражданского законодательства (п. 1 ст. 454 ГК РФ) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Отметим, что договор поставки, договор розничной купли-продажи являются разновидностями договора купли-продажи, поскольку объединены главой 30 Гражданского кодекса.

Поэтому реализация любого имущества, предназначенного для перепродажи (в том числе продукции собственного производства) любым способом (в том числе, например, дистанционно) как юридическим, так и физическим лицам, признается для главы 33 Кодекса торговой деятельностью. Таким образом, к торговой деятельности, облагаемой торговым сбором, может быть отнесена торговля как продукцией собственного производства, так и товарами, приобретенными у третьих лиц. Однако если торговля товарами собственного производства осуществляется не через объекты стационарной или нестационарной торговой сети, обязанности уплачивать торговый сбор не возникает (письма Минфина России от 27.07.2015 № 03-11-09/43208 (письмом ФНС России от 05.08.2015 № ГД-4-3/13688@ доведено до сведения нижестоящих налоговых органов), от 17.07.2015 № 03-11-06/41106, от 15.07.2015 № 03-11-10/40730).

Пример

На территории хлебозавода расположена торговая палатка, через которую осуществляется продажа свежего хлеба. В этом случае завод признается плательщиком торгового сбора.

Если всю производимую продукцию хлебозавод со склада отгружает оптовым поставщикам, то объекта обложения торговым сбором не возникает.

…торговли из помещения офиса.

Объектом обложения торговым сбором признается в том числе торговая деятельность, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети. Как было сказано выше, отличительной чертой объекта стационарной торговой сети является наличие оборудования, предназначенного для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.

Таким образом, объектом стационарной торговой сети может быть признана любая торговая точка, расположенная в любом строении (сооружении, здании, доме) или его (их) части, оснащенная оборудованием, предназначенным для:

— выкладки, демонстрации товаров (например, прилавки, предназначенные для выкладки и демонстрации товара, и т.п. оборудование);

— обслуживания покупателей (например, примерочные кабины);

— проведения денежных расчетов (например, ККТ).

Следовательно, если в офисе организации имеется указанное оборудование, то такая организация будет являться плательщиком торгового сбора. В случае, когда никакого специального оборудования, предназначенного для указанных целей, в офисе нет, понятию торгового объекта помещение данного офиса соответствовать не будет, следовательно, и объекта обложения торговым сбором не возникнет (письмо Минфина России от 15.07.2015 № 03-11-10/40730).

Пример

Покупатель заказывает нужный ему товар по телефону, а затем забирает его из офиса. Никакого специального оборудования в офисе нет. В такой ситуации организация-продавец плательщиком торгового сбора не является.

…торговли через интернет.

В такой ситуации все будет зависеть от способа доставки товара покупателю. Так, если товар доставляется клиенту интернет-магазина курьером или по почте, объекта обложения торговым сбором не возникает. В этом случае можно говорить об осуществлении продавцом деятельности по реализации товара со склада (см. вышеприведенное определение понятия «склад)». Деятельность же, связанная с доставкой товара, к торговой деятельности не относится. Такая деятельность в целях налогообложения признается оказанием услуг (п. 5 ст. 38 НК РФ; письмо Департамента Москвы № ДПР-20-2/1-161/15).

Если же покупатель забирает товар самостоятельно, то помещение, в котором осуществляется выдача данного товара, под понятие «склад» не подпадает (покупатель имеет доступ в это помещение). В таком случае ключевую роль будет играть наличие или отсутствие в данном помещении оборудования, предназначенного для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.

…продажи лотерейных билетов.

Лотерейным билетом признается документ, удостоверяющий право на участие в лотерее и подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и ее участником (Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-Ф3).

Таким образом, при покупке лотерейного билета покупатель приобретает право на участие в лотерее, а не имущество, предназначенное для перепродажи (не товар) (см. дополнительно п. 2 ст. 38 НК РФ, где дана расшифровка понятия «имущество»). Поэтому при реализации лотерейных билетов торговый сбор уплачивать не нужно.

Аналогичная логика применяется и в отношении деятельности по реализации билетов на различные мероприятия или на проезд в том или ином виде транспорта. В таких ситуациях покупатель фактически приобретает право на проезд (на посещение мероприятия), поэтому объекта обложения торговым сбором не возникает (письма Департамента Москвы № ДПР-20-2/1-161/15, Минфина России от 15.07.2015 № 03-11-10/40730).

…реализации сопутствующих товаров в рамках оказания бытовых услуг.

По мнению специалистов Минфина России (письмо Минфина России от 27.07.2015 № 03-11-09/42966), у организаций и ИП, оказывающих бытовые услуги населению (ритуальные услуги, услуги ателье, парикмахерских, металлоремонта, ремонта обуви и т.п.) и осуществляющих реализацию сопутствующих товаров, отсутствует обязанность по уплате торгового сбора в отношении реализации этих товаров. Такой вывод был сделан на основании положений ГОСТ Р 53108-2008 «Услуги бытовые. Классификация организаций» (утв. приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 № 517-ст), которым реализация сопутствующих товаров в сфере бытовых услуг включена в состав номенклатуры показателей деятельности указанных организаций. Важно, что указанное письмо было направлено ФНС России для использования в работе налоговыми инспекциями (письмо ФНС России от 05.08.2015 № ГД-4-3/13687@).

Между тем приведенная точка зрения, по мнению автора, не бесспорна. Глава 33 Кодекса не ставит возникновение объекта обложения торговым сбором в зависимость от факта признания торговой деятельности налогоплательщика в качестве основного или сопутствующего вида его деятельности. Из определений, рассмотренных нами выше, можно сделать вывод, что в целях главы 33 Кодекса торговой деятельностью признается любая деятельность по купле-продаже имущества, предназначенного для перепродажи.

Кроме того, Закон Москвы о торговом сборе предусматривает при соблюдении определенных условий возможность освобождения от его уплаты. Данная льгота касается организаций, основной вид деятельности которых относится к предоставлению услуг парикмахерских и салонов красоты, стирки, химической чистки и окрашивания текстильных и меховых изделий, а также услуг по ремонту одежды и текстильных изделий бытового назначения, по ремонту обуви и прочих изделий из кожи, по ремонту часов и ювелирных изделий, по изготовлению и ремонту металлической галантереи и ключей (ст. 3 Закона Москвы о торговом сборе). Само наличие такой льготы в Законе Москвы о торговом сборе свидетельствует, что законодатель не выводит из-под объекта обложения сбором торговлю сопутствующими товарами в рамках оказания бытовых услуг.

В то же время следует отметить, что под объект обложения торговым сбором не будет подпадать использование расходных материалов в рамках оказания бытовых услуг (письмо Департамента Москвы № ДПР-20-2/1-161/15).

Пример

Ателье в процессе пошива одежды использует пуговицы, ткань, нитки и т.п. В этом случае речь идет об использовании расходных материалов, объекта обложения торговым сбором, соответственно, не возникает. Если же указанные материалы будут продаваться клиентам (например, в холле ателье установлена витрина с различными образцами пуговиц, которые покупатель может приобрести одновременно с услугой по пошиву одежды, так и без нее), то деятельность по такой продаже облагается торговым сбором. Не уплачивать сбор в этом случае можно только при соблюдении условий, дающих ателье право на льготу.

…продажи покупных товаров в рамках оказания услуг общественного питания.

Контролирующие органы по данному вопросу занимают позицию, аналогичную высказанной ими в отношении продажи сопутствующих товаров при оказании бытовых услуг. По разъяснениям Минфина России (письма Минфина России от 27.07.2015 № 03-11-09/42962 (письмом ФНС России от 05.08.2015 № ГД-4-3/13689@ направлено для использования в работе нижестоящими налоговыми органами), от 15.07.2015 № 03-11-10/40730), услуги общественного питания, в том числе реализация покупной продукции, если такая реализация является составной частью указанных услуг, не признаются торговой деятельностью в целях главы 33 Кодекса.

Отметим следующее. Несмотря на тот факт, что, как и в случае с бытовыми услугами, прямое прочтение норм Кодекса позволяет усомниться в справедливости подобных выводов, по данному вопросу мы солидарны с Минфином России. На взгляд автора, в ситуации, когда предприятие общественного питания в рамках своей деятельности реализует клиентам покупные товары (например, посетители кафе могут приобрести на барной стойке пачку жвачки), речи о торговой деятельности не идет. Здесь реализация покупного товара является составной частью услуг общественного питания. В пользу такой позиции, помимо официальных разъяснений, говорят также определения, приведенные в таких отраслевых актах, как ГОСТ 31985-2013 «Услуги общественного питания. Термины и определения» (п. 41 ГОСТ 31985-2013, утв. приказом Росстандарта от 27.06.2013 № 191-ст) и ГОСТ 319842012 «Услуги общественного питания. Общие требования» (п. 3.1 ГОСТ 31984-2012, утв. приказом Росстандарта от 27.06.2013 № 192-ст), которые к услугам общественного питания относят в том числе деятельность по реализации предприятием общественного питания покупных товаров.

Льготы по торговому сбору. Для кого они предусмотрены?

На федеральном уровне от уплаты сбора освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (ПСН) и налогоплательщики, применяющие ЕСХН (п. 2 ст. 411 НК РФ).

Для москвичей Законом Москвы о торговом сборе предусмотрены местные льготы.

Например, освобождены от уплаты торгового сбора налогоплательщики, если их видом торговой деятельности является:

— розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов;

— торговля через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на территории розничных рынков;

— разносная розничная торговля, осуществляемая в зданиях, сооружениях, помещениях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений;

— торговля в кинотеатрах, театрах, музеях, осуществляемая организациями и индивидуальными предпринимателями, если по итогам периода обложения доля их доходов от продажи билетов на показ фильмов в кинотеатрах, на спектакли и другие представления в театрах, а также от продажи билетов в музеи в общем объеме доходов составила не менее 50 процентов;

— торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети со специализацией «Печать», размещенные в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Москвы, и др.

Также освобождаются от уплаты торгового сбора организации федеральной почтовой связи; автономные, бюджетные и казенные учреждения; религиозные организации в отношении торговли, осуществляемой в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним земельных участках.

Помимо этого, как мы уже сказали, не уплачивать торговый сбор могут организации и ИП, занимающиеся оказанием некоторых видов бытовых услуг (услуги парикмахерских, ателье и др.) при соблюдении определенных условий, а именно:

— если торговля ведется ими через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торгового зала, либо объекты нестационарной торговой сети или объекты стационарной торговой сети с залом (залами) площадью менее 100 кв. метров;

— площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10 процентов общей площади объекта, через который осуществляется указанная выше деятельность.

СБОР ЗА ПРАВО ТОРГОВЛИ — местный сбор по Закону об основах налоговой системы (пп. «е» п. 1 ст. 21), устанавливаемый районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми, сельскими представительными органами власти, уплачиваемый путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляемый в соответствующий бюджет.

Порядок и правила установления и взимания сбора определены в письме Минфина РФ, ГНС и Комиссии Совета республик ВС РФ по бюджету, планам, налогам и ценам от 2, 4 июня 1992 г. № 4-5-20, ИЛ-6-04/176, 5-1/693 «Официальные материалы по местным налогам и сборам».

Плательщики — предприятия и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, их дочерние образования и филиалы, а также граждане РФ и других государств (физические лица), осуществляющие торговлю товарами и изделиями как через постоянные торговые точки (магазины, столовые, кафе, киоски и др.), так и в порядке свободной торговли с рук, выносных лотков, открытых прилавков и автомашин в местах, определенных местными органами исполнительной власти. Торговля товарами, облагаемыми в соответствии с установленным порядком акцизами, включая импортные товары, производится юридическими и физическими лицами на основе обязательного лицензирования и уплаты установленных платежей. Юридические и физические лица, осуществляющие торговлю только этими товарами и уплатившие лицензионный сбор, сбор за право торговли не уплачивают.

В соответствии с Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и порядке их регистрации» физические лица, постоянно занимающиеся торговлей товарами и изделиями, включая торговлю изделиями собственного производства, обязаны зарегистрировать предпринимательскую деятельность и уплатить регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Уплата регистрационного сбора не является основанием для освобождения от сбора за право торговли. Конкретные ставки сбора определяются местными представительными органами власти при принятии решения о введении этого сбора в зависимости от места расположения торговой точки, объема реализации и вида товара и т.д. Ставку платы за лицензию на право торговли товарами, облагаемыми акцизами, рекомендуется устанавливать в зависимости от объявленного дохода от их реализации. Местные органы власти могут устанавливать и иной порядок определения платы за торговлю этими товарами — в размерах фиксированной ставки от установленной Законом МРОТ как отдельно по каждому виду подакцизного товара, так и в целом по группе товаров.

Юридические и физические лица, осуществляющие торговлю в постоянных торговых точках, приобретают временный патент на право торговли. В патенте на право торговли должны быть указаны период, на который он выдается, группы товаров, которыми будет производиться торговля, и места торговли (точки). На право торговли с временных торговых точек в местах, определенных исполнительными органами власти, юридическим и физическим лицам выдается разовый талон. Уплата сбора производится путем приобретения разовых талонов по месту торговли. Реализация указанных талонов может производиться по решению исполнительных органов власти как специально выделенными сборщиками с оплатой их работы за счет средств, поступающих от местных налогов и сборов, так и возложена на администрацию рынка. Разовый талон для удобства может быть реализован на любое число дней торговли. Стоимость его определяется в этом случае исходя из стоимости разового талона за один день торговли. В талоне проставляется фамилия, имя, отчество гражданина или представителя юридического лица, осуществляющего торговлю. В случае, если сумма сбора уплачена в учреждение банка, талон на право торговли выдается взамен предъявленной квитанции об уплате этого сбора. В местах массовой торговли (ярмарки, рынки) вместо разовых именных талонов участники торговли при наличии кассовых аппаратов получают кассовый чек, который действителен только на указанный день торговли. На торговлю товарами, облагаемыми акцизами, исполнительными органами власти, на территории которых производится торговля, выдается лицензия сроком на 1 год. Порядок выдачи этих лицензий, требования, предъявляемые для организации торговли этими товарами, определяются специальным положением о лицензировании торговли этими товарами, утверждаемым исполнительным органом местной власти на основе примерного Положения, направленного им Комитетом РФ по торговле письмом от 17 ноября 1992 г. № 1-070/32-9.

Основанием для выдачи лицензии является заявление юридического или физического лица с предоставлением документов, удостоверяющих источник поступления товара и гарантирующих его качество. Уплата сбора за право торговли производится при приобретении патента или лицензии на право торговли, разового талона. При установлении ставок в зависимости от полученного дохода по согласованию с налоговыми органами могут быть определены и иные сроки его уплаты и представления расчетов по этому сбору. Уплата сбора за право торговли не освобождает плательщика от уплаты лицензионного сбора за право торговли подакцизными товарами, в то же время, при наличии лицензии на торговлю этими товарами сбор за право торговли не взимается. Патенты и лицензии, разовые талоны на право торговли являются документами строгой отчетности, в них проставляются серия и номер. Их изготовление, учет, организация работы по выдаче осуществляются местными органами исполнительной власти. Средства от сбора за право торговли поступают в доход местного бюджета того региона, на территории которого осуществляется торговая деятельность. Предприятия, имеющие филиалы (подведомственные предприятия) без образования юридического лица на территории другого района (города), уплачивают сбор в бюджет района по месту расположения филиала, по ставкам, действующим в этом регионе. Плата производится юридическим лицом по расчетам, согласованным с налоговыми инспекциями заинтересованных регионов.

Расходы предприятий и организаций по уплате сбора за право торговли осуществляются за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход). Местные органы представительной власти могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков льготы по уплате сбора за право торговли, которые должны быть определены в принимаемом решении. Льготы по уплате налогов, установленные законодательными актами по отдельным отраслям народного хозяйства, по местным налогам и сборам действуют в том случае, если они подтверждены решением местного органа власти по введению этих налогов. Физические лица — участники торговли обязаны вести учет доходов, полученных от свободной торговли, своевременно сообщать о них в декларациях в налоговые органы. Осуществление торговли без уплаты сбора и отсутствие у плательщика патента или лицензии на право торговли, разового талона является сокрытием объекта налогообложения (права на торговлю). В случае, если юридические и физические лица, осуществляющие торговую деятельность, допускают сокрытие получаемых доходов, к ним применяются меры по взысканию всей суммы сокрытого или заниженного дохода. Налоговые органы вправе принять к плательщикам, нарушающим налоговое законодательство о местных налогах и сборах, и другие меры, предусмотренные действующим законодательством. Сбор за право торговли с введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях соответствующих субъектов РФ подлежит отмене.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.