Нормативное регулирование отчета о движении денежных средств

Нормативное регулирование отчета о движении денежных средств

Нормативная база

В настоящее время России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.

Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», принятый Государственной Думой 23 февраля 1996 г. и одобренный Советом Федерации 20 марта того же года, в который в 1998 г. были внесены изменения и дополнения. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению.

Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

Если документы второго уровня обязательны для всех организаций (например, План счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции.

Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня .

Реформирование формы отчета о движении денежных средств

В 2003 году произошли значительные изменения. Изменена форма представления показателей (приближена к форме, обычно применяемой в международной практике), а также уточнен состав показателей:

1. исключены статьи, малоинтересные «обычным» пользователям отчетности ввиду своего специфического характера (раньше они содержались в справочной таблице — «поступило по наличному расчету», «из них с применением контрольно-кассовых аппаратов» и т.д.);

2. добавлены показатели, которые в определенных условиях могут оказаться существенными для принятия решений (например, сколько средств было потрачено на приобретение дочерних организаций или в каком размере погашались обязательства по финансовой аренде).

Представляется, что в новой форме более четко представлены показатели движения денежных средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

До настоящего времени при составлении отчета о движении денежных средств компании руководствовались п.29 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», а также п. п.15 и 16 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н. Начиная с отчетности за 2011 г. ситуация в корне изменилась. Компании обязаны применять единые формы бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, а отчет о движении денежных средств должны формировать в соответствии с нормативными предписаниями одноименного стандарта — ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств». Некоммерческие организации представлять отчет о движении денежных средств не обязаны. Нужно также отметить, что ПБУ 23/2011 разработано на основе МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств».

Впервые в российской практике появился стандарт о том, как отражать денежные средства и их потоки в отчете о движении денежных средств. Стандарт в основном направлен на более детальное раскрытие принципов классификации денежных потоков, в нем даны более детальные пояснения и определения. Стандарт обязателен к применению, поскольку зарегистрирован в Минюсте России. Формально им следует руководствоваться при заполнении формы отчета о движении денежных средств, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Однако на данный момент содержание форм бухгалтерской отчетности с требованиями ПБУ 23/2011 не согласовано. Будем надеяться, что до конца года неувязки между названными приказами будут устранены или официально разъяснены.

Отчет, составленный в соответствии с ПБУ 23/2011, должен характеризовать движение не только денежных средств, но и денежных эквивалентов. Этот подход позаимствован из МСФО. При этом российский стандарт определяет денежные эквиваленты как высоколиквидные финансовые вложения, которые могут быть легко обращены в заранее известную сумму денежных средств и которые подвержены незначительному риску изменения стоимости.

Поток денежных средств в отчете распределяется по трем направлениям — от текущих, инвестиционных и финансовых операций. Аналогичное деление применялось и в прежние годы. Оно было предусмотрено приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Однако в новом стандарте эта классификация представлена более углубленно и иллюстрируется примерами.

А вот по налогу на прибыль бухгалтеров поджидает «сюрприз». Разумеется, этот налог декларируется и уплачивается единым платежом. Однако часть суммы налога, непосредственно связанная с денежными потоками от инвестиционных или финансовых операций, нужно в эти же потоки и включить (п.9 «д» ПБУ 23/2011). Тем самым платеж по данному налогу бухгалтеру предстоит распределять (п.13 ПБУ 23/2011). Но при этом не нужно забывать о критерии существенности показателей (п.17 ПБУ 1/2008).

В ряде случаев ПБУ 23/2011 требует представлять денежные потоки в свернутом виде, т.е. как бы в нетто-оценке. Такой подход нужно применять, когда потоки относятся не столько к деятельности компании, сколько к деятельности ее контрагентов и (или) когда поступления от одних лиц обусловливают соответствующие выплаты другим лицам. В качестве примера стандарт указывает на денежные потоки комиссионера или агента в связи с оказанием им комиссионных или агентских услуг (за исключением платы за сами услуги). Однако представим, что комиссионер получил оплату от покупателя в одном отчетном году, а перечисление этих средств комитенту (с удержанием своего вознаграждения) произвел лишь в следующем году. Очевидно, что свернуть разнонаправленные потоки средств комитента можно лишь в пределах календарного года (когда они относятся к одному отчетному периоду). Следовательно, правило о свертывании имеет ограниченное применение. При таких обстоятельствах компания может принять решение вообще не показывать в отчете движение и остатки денежных средств комитентов и принципалов, а в балансе отражать принадлежащие им денежные средства обособленно.

Еще одно принципиальное различие отчетов за 2011 и 2010 гг.: в денежные потоки не включаются косвенные налоги, т.е. акцизы и НДС. Результирующий поток таких налогов за год (входящий от покупателей минус исходящий продавцам минус уплаченный в бюджет плюс возмещенный из бюджета) нужно будет показать в текущем потоке. Нужно отметить, что выделение суммы НДС в потоках денежных эквивалентов представляет отдельную задачу.

В целом свертывание потоков обеспечивает сравнимость показателей отчета о движении денежных средств и отчета о прибылях и убытках.

В прежние годы компании, совершавшие операции с иностранной валютой, составляли отдельные отчеты о движении денежных средств по каждой валюте, далее пересчитывали их в рубли по курсу ЦБ РФ на отчетную дату, а затем построчно суммировали показатели таких отчетов. Начиная с 2011 г. это правило не действует. ПБУ 23/2011 (п.18) устанавливает, что потоки иностранной валюты пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату совершения соответствующей операции и включаются в единый «рублевый» отчет на общих основаниях. При несущественном изменении официального курса иностранной валюты к рублю пересчет в рубли, связанный с совершением большого числа однородных операций в такой иностранной валюте, может производиться по среднему курсу, исчисленному за месяц или более короткий период. Остатки денежных средств и денежных эквивалентов в иностранной валюте на начало и на конец года пересчитываются в рубли в соответствии с действовавшими на эти даты официальными курсами валют. Разницы, возникающие вследствие пересчета денежных потоков и остатков в иностранной валюте по курсам на разные даты, отражаются в отдельной строке отчета (под названием «Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю» (код 4490)). Она применяется в целях устранения разрыва между остатками и построчным суммированием данных о денежных потоках. Аналогичная строка предусматривалась в отчете о движении денежных средств и ранее, но тогда она предназначалась для отражения расхождений с данными баланса. Е.Ю. Диркова. Как составить отчет о движении денежных средств по новым правилам (ПБУ 23/2011) / www.buhgalteria.ru

Классификация денежных потоков

Согласно п. 7 Стандарта № 278н денежные потоки подразделяются исходя из их экономической сущности на денежные потоки от текущих, инвестиционных и финансовых операций. При этом денежные потоки, которые исходя из их экономического содержания не могут быть однозначно квалифицированы в соответствии с требованиями Стандарта № 278н, признаются денежными потоками от текущих операций.

Денежные потоки от текущих операций.

Указанные денежные потоки включают в себя денежные потоки по поступлению доходов и оплате расходов.

Денежные потоки от текущих операций

По поступлению

По оплате

  • налоговых доходов;

  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе по договорам аренды, имущества, переданного в управление, процентов по финансовым инструментам и дивидендов, полученных от объектов инвестирования;

  • доходов от оказания (выполнения) платных услуг (работ), включая субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

  • доходов от выбытия готовой продукции, биологической продукции и товаров;

  • доходов в виде компенсации затрат отчетного периода;

  • доходов от административных платежей и штрафов, сборов, санкций, возмещения ущерба, других форм принудительного изъятия;

  • доходов в виде субсидий, предоставляемых в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ, а также в виде грантов из бюджетов бюджетной системы РФ (далее – целевые трансферты);

  • доходов в виде пожертвований и безвозмездных поступлений из бюджетов бюджетной системы РФ, от наднациональных организаций, правительств иностранных государств и международных финансовых организаций;

  • доходов в виде прочих грантов, пожертвований и безвозмездных поступлений;

  • иных доходов, связанных с реализацией субъектом отчетности возложенных на него полномочий или функций, не относящихся к поступлениям от инвестиционных и финансовых операций

  • расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда;

  • расходов на приобретение работ, услуг, за исключением расходов, относящихся к инвестиционным операциям;

  • расходов на приобретение товаров и материальных запасов, кроме расходов, относящихся к инвестиционным операциям;

  • расходов на обслуживание долговых обязательств (уплату процентов по заемным средствам);

  • расходов в виде целевых трансфертов;

  • расходов в виде безвозмездных перечислений другим бюджетам бюджетной системы РФ, наднациональным и международным организациям;

  • расходов на выплату пенсий, пособий по социальному страхованию, социальному обеспечению и социальной помощи, пенсионному и медицинскому страхованию;

  • расходов на уплату налогов и сборов, исполнение иных обязательств по платежам в бюджет;

  • расходов на осуществление физическим лицам выплат, в том числе стипендий, премий, грантов, сумм компенсаций;

  • расходов на осуществление выплат, связанных с возмещением убытков и вреда;

  • расходов, связанных с безвозмездными перечислениями и грантами, предоставленными юридическим лицам и физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;

  • иных расходов, связанных с реализацией субъектом отчетности возложенных на него полномочий или функций, не относящихся к выбытиям по инвестиционным и финансовым операциям

Денежные потоки от инвестиционных операций.

Указанные денежные потоки включают в себя денежные потоки по поступлениям и выбытиям.

Денежные потоки от инвестиционных операций

По поступлениям

По выбытиям

  • от реализации основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, биологических активов и материальных запасов, за исключением готовой продукции, биологической продукции и товаров;

  • от реализации ценных бумаг и иных долевых и долговых финансовых инструментов, за исключением поступлений, связанных с размещением субъектом отчетности государственных (муниципальных) ценных бумаг и погашением эквивалентов денежных средств;

  • от возврата сумм основного долга по предоставленным заимствованиям;

  • по операциям с производными финансовыми инструментами;

  • по операциям с иными активами, которые не относятся к текущим и финансовым операциям

  • на приобретение основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, биологических активов и материальных запасов, предназначенных для создания (увеличения стоимости) основных средств и создания нематериальных активов;

  • на приобретение ценных бумаг и иных долевых и долговых финансовых инструментов, за исключением выбытий, связанных с погашением субъектом отчетности государственных (муниципальных) ценных бумаг и приобретением эквивалентов денежных средств;

  • по предоставлению заимствований;

  • по операциям с производными финансовыми инструментами;

  • по операциям с иными активами, которые не относятся к текущим и финансовым операциям

Денежные потоки от финансовых операций.

Данные денежные потоки включают в себя:

  • в составе поступлений – поступления от осуществления заимствований, в том числе путем размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг;

  • в составе выбытий – выбытия на погашение сумм основного долга, в том числе путем погашения государственных (муниципальных) ценных бумаг.

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ

Рассмотрим, как поэтапно планировать движение денежных потоков организации.

Этап I

Учет денежных средств на начало анализируемого периода

Данный учет необходим в качестве точки отсчета. Эти денежные средства формируют некий страховой запас для осуществления операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия в течение анализируемого периода.

Этап II

Классификация денежных потоков

Денежные потоки предприятия принято делить на потоки от текущих, инвестиционных и финансовых операций.

1. Денежные потоки предприятия от операций, связанных с ведением обычной деятельности, приносящей выручку, классифицируются как денежные потоки от текущих операций. Как правило, они формируют прибыль (убыток) предприятия от продаж.

На основе информации о денежных потоках от текущих операций можно определить уровень обеспеченности предприятия денежными средствами — достаточно ли их для погашения кредитов, поддержания деятельности на существующем уровне, выплаты дивидендов, инвестирования новых проектов без привлечения внешних источников финансирования.

Денежными потоками от текущих операций являются:

  • поступления денежных средств от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг;
  • поступления арендных платежей;
  • платежи по налогам;
  • оплата труда работников предприятия и др.

2. Денежные потоки предприятия от операций, связанных с приобретением, созданием или выбытием внеоборотных активов, классифицируются как денежные потоки от инвестиционных операций.

Примеры денежных потоков от инвестиционных операций:

  • платежи, связанные с приобретением, созданием, модернизацией, реконструкцией и подготовкой к использованию внеоборотных активов;
  • поступления от продажи внеоборотных активов;
  • предоставление займов;
  • возврат предоставленных займов;
  • платежи в связи с приобретением акций, долговых ценных бумаг и др.

Информация о денежных потоках от инвестиционных операций показывает уровень затрат на приобретение или создание внеоборотных активов, обеспечивающих денежные поступления в будущем.

3. Денежные потоки от операций, которые связаны с привлечением финансирования на долговой или долевой основе и приводят к изменению величины и структуры капитала и заемных средств организации, классифицируются как денежные потоки от финансовых операций.

Информация о денежных потоках от финансовых операций позволяет прогнозировать требования кредиторов и акционеров (участников) в отношении будущих денежных потоков предприятия, а также потребности организации в долговом и долевом финансировании.

Примеры денежных потоков от финансовых операций:

  • денежные вклады собственников;
  • поступления от выпуска акций;
  • платежи собственникам в связи с выкупом у них акций предприятия;
  • уплата дивидендов в пользу собственников и т. д.

Этап III

Расчет планируемых поступлений денежных средств

Этот расчет предполагает прогнозирование сумм прихода по каждому типу денежных потоков в соответствии с представленной выше классификацией. При планировании поступлений денежных средств, особенно от текущих операций, рекомендуется начинать с формирования бюджета (плана) продаж, который отражает информацию в стоимостном и натуральном выражении.

Замечания

  1. Бюджет продаж включает информацию о прогнозируемых объемах продаж, цене единицы продукции и выручке от реализации.
  2. Наиболее удобный вариант — формирование плана продаж по месяцам. Так проще планировать движение денежных средств и следить за динамикой изменения спроса на продукцию.

Прогнозом объемов продаж на предприятиях чаще всего занимаются специалисты отделов сбыта или маркетинга. Чтобы сделать прогноз корректным, они анализируют:

  • рынок и его конъюнктуру;
  • конкурентную среду;
  • недостатки и преимущества своих конкурентов.

Построение системы управления денежными потоками на примере производственного предприятия

Рассмотрим пример формирования бюджета продаж с разбивкой по месяцам (табл. 1).

На основании сформированного бюджета продаж планируют график поступления денежных средств от реализации продукции. Следует отметить, что выручка от реализации запланированного объема продаж может поступать не всегда в том же месяце, в котором состоялся факт реализации (например, при контрактной работе, предусматривающей предоплатную систему оплаты за продукцию и окончательный расчет за отгруженную продукцию).

Если взять розничную торговлю, то выручка от реализации запланированного объема продаж учитывается в графике поступления денежных средств в том же месяце, в котором запланирована реализация, то есть идентична представленному выше бюджету продаж.

Важный момент: решение о целесообразности оформления графика поступления денежных средств предприятие принимает самостоятельно.

Единственное преимущество, о котором нужно сказать, — это включение в график поступления денежных средств информации об остатках дебиторской задолженности на начало анализируемого периода, планируемых расчетах по задолженностям в течение анализируемого периода. На основании такой информации рассчитывают и включают в график данные об остатках дебиторской задолженности на конец анализируемого периода.

Этап IV

Расчет планируемых расходований денежных средств

Планируемые расходования денежных средств рассчитывают так же, как при планировании поступлений денежных средств, то есть определяют все издержки предприятия, необходимые для производства и реализации продукции. В данном случае анализируют прямые расходы, непосредственно влияющие на процесс производства продукции, и косвенные расходы, которые не влияют на производство продукции или имеют исключительно условное влияние.

Рассмотрим основные (типовые) категории расходов, которые необходимо учесть при планировании расходования денежных средств:

1. Расходы на оплату труда основных производственных рабочих. Они включают основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих, относящуюся на производство конкретных изделий или оказание услуг в качестве прямых затрат. В состав основной заработной платы входят:

  • расходы на оплату труда за выполнение работ, непосредственно связанных с процессом производства (оказанием услуг);
  • начисления стимулирующего характера (премии, надбавки и др.);
  • доплаты за выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, и т. д.

В состав дополнительной заработной платы включаются компенсации, такие как начисления за неотработанное время.

  1. Страховые взносы на оплату труда основных производственных рабочих. В эту категорию входят расходы на уплату страховых взносов:
  2. в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование;
  • Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.

Тариф страховых взносов составляет 30 %:

  • Пенсионный фонд РФ — 22 %;
  • Фонд социального страхования РФ — 2,9 %;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 5,1 %.

4. Прямые материальные расходы. Данная категория затрат включает расходы на сырье и материалы (основные и вспомогательные), покупные полуфабрикаты и комплектующие, топливо, тару, запасные части и др.

5. Косвенные расходы. К данной категории условно можно отнести общепроизводственные расходы (одноименный счет 25) и общехозяйственные расходы (одноименный счет 26).

Общепроизводственные расходы (ОПР) включают затраты на обслуживание основного производства и управление отраслями, цехами, отделениями и другими подразделениями предприятия. К ним относят:

  • расходы на оплату труда аппарата управления цехов и подразделений с отчислениями на социальные нужды;
  • затраты на амортизацию основных средств производственного назначения;
  • затраты на мероприятия по охране труда и технике безопасности;
  • расходы на транспортное обслуживание работ;
  • другие расходы, связанные с обслуживанием отраслей основного производства:

— арендная плата за основные средства общепроизводственного назначения;

— расходы по содержанию машин и оборудования.

Общехозяйственные расходы (ОХР) включают затраты для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом:

  • расходы на оплату труда административно-управленческого аппарата со страховыми взносами;
  • амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
  • арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;
  • расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг;
  • другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

ЭТО ВАЖНО

Планируя суммы расходования денежных средств, необходимо уделить внимание каждой категории расходов в отдельности.

Для формирования плана по расходованию прямых затрат требуется определиться с планируемым объемом производства. Здесь нужно понимать, что план продаж и план производства — абсолютно разные документы. Ведь объем продаж может быть выше объема производства (в случае значительного запаса готовой продукции у предприятия). И наоборот, объем продаж может быть ниже объема производства (в случае формирования запаса готовой продукции).

Производственная программа (план производства, бюджет производства) — произвольный документ, который необходим исключительно для планирования. Его можно корректировать в течение года в зависимости от изменений во внешней среде.

Наиболее упрощенная схема бюджета производства представляет собой наличие четырех основных составляющих:

  • запас готовой продукции на начало анализируемого периода
  • план производства;
  • план продаж;
  • запас готовой продукции на конец анализируемого периода.

Рассмотрим пример формирования бюджета производства с разбивкой по месяцам (табл. 2).

Бюджет производства можно формировать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении, дополнять информацией о незавершенном производстве.

К СВЕДЕНИЮ

Объем производства планируют исходя из производственной мощности предприятия, численности основных производственных рабочих и т. д.

В случае значительного превышения планируемого объема реализации над максимально возможным объемом производства перед руководством встает вопрос о наращивании производственной мощности (например, о расширении производства, производственной площади, дополнительном наборе основных производственных рабочих). В обратной ситуации возможными решениями могут быть:

  • поиск новых рынков сбыта;
  • сокращение численности основных производственных рабочих;
  • выпуск новой продукции и др.

Имея информацию о планируемом объеме производства, можно спланировать прямые расходы (рассмотренные выше материальные расходы и затраты на оплату труда основных производственных рабочих, включая страховые взносы).

При планировании материальных расходов используется или .

В первом случае руководитель предприятия утверждает нормы расходования материалов на единицу продукции, в которых указан полный перечень всех материалов, сырья, комплектующих, полуфабрикатов, необходимых для изготовления единицы продукции, и норму расходования на единицу. Затем рассчитывается плановая сумма материальных расходов путем перемножения нормы расходования материальных ресурсов на стоимость приобретения единицы материалов.

Во втором случае за основу берут информацию предшествующего периода (зачастую пользуются информацией из оборотно-сальдовой ведомости по счету 20 «Основное производство» в корреспонденции со счетом 10 «Материалы»). То есть рассматривается информация по материальным расходам всего объема производства и рассчитывается удельная сумма материальных расходов в среднем на единицу произведенной продукции. При этом допустимо применять индекс роста потребительских цен на случай увеличения стоимости приобретения материалов.

Важный момент: планируя расходы на материалы, недостаточно руководствоваться только нормативами и средней стоимостью материальных расходов на единицу продукции. Необходимо учитывать запасы материалов на складах, аналогично запасам готовой продукции при планировании объема производства.

* * *

Рассмотрев Стандарт № 78н, можно сделать следующие выводы:

1. Он применяется при ведении бюджетного и бухгалтерского учета с 01.01.2019.

2. Стандарт № 78н служит методической основой для составления отчета о движении денежных средств. Как и прежде, при его формировании следует руководствоваться положениями инструкций № 3н, №191н.

3. Классификация денежных потоков, приведенная в Стандарте № 78н, аналогична действующей в настоящее время в формах 0503723 и 0503123 отчета о движении денежных средств.

Таким образом, принципиально новых правил составления и заполнения отчета о движении денежных средств Стандартом № 78н не установлено.

Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение, №5, 2018 год

Правила и требования заполнения отчета о движении денежных средств

  1. Поступления от продажи товаров, основных средств и прочего показывают без НДС. Платежи поставщикам и подрядчикам тоже отражают без НДС.
  2. НДС и акцизы указывают отдельно, в свернутом виде, в составе денежных потоков от текущих операций. Берется весь НДС (акцизы), предъявленный покупателям, и сравнивается с суммой всего входного НДС (акцизов). Если предъявленный налог больше входного, разницу показывают по строке 4119 «Прочие поступления». Если меньше, то по строке 4129 «Прочие платежи».
  3. Выданную зарплату (включая НДФЛ) и заплаченные страховые взносы отражают по строке 4122 «В связи с оплатой труда работников».
  4. Налог на прибыль показывают отдельно по строке 4124 «Налог на прибыль организаций». Остальные налоги (кроме НДС, акцизов и НДФЛ) суммируют и отражают по специально введенной для этого строке — например, 4125 «Иные налоги и сборы».

Вести учет, готовить и сдавать отчетность по налогу на прибыль и НДС

Пример и порядок заполнения ОДДС

По состоянию на 31 декабря предшествующего года у ООО «Русалка» значились остатки: по счету 50 «Касса» — 10 000 руб., по счету 51 «Расчетные счета» — 50 000 руб.

Денежные потоки от текущих операций

В отчетном году на счет «Русалки» поступила выручка от продажи товаров на сумму 1 200 000 руб.(в т. ч. НДС 20% — 200 000 руб.). Компания перечислила поставщикам 840 000 руб. (в т. ч. НДС 20% — 140 000 руб.), сделала платежи в связи с заработной платой работников на сумму 250 000 руб. и перевела 98 000 руб. налогов (в т. ч. налог на прибыль —50 000 руб.).

В строках ОДДС отражено:

  • 4110 «Поступления — всего» 1 060 тыс. руб.(1 000 + 60)

в том числе:

в том числе:

  • 4121 «Поставщикам (подрядчикам) за сырье, материалы, работы услуги» 700 тыс. руб.(840 — 140)
  • 4122 «В связи с оплатой труда работников» 250 тыс. руб.
  • 4124 «Налог на прибыль организаций» 50 тыс. руб.
  • 4125 «Иные налоги и сборы» 48 тыс. руб.(98 — 50)
  • 4100 «Сальдо денежных потоков от текущих операций» 12 тыс. руб.(1060 — 1048)

Заполнить и сдать баланс по актуальной форме в ИФНС и Росстат Сдать бесплатно

Денежные потоки от инвестиционных операций

«Русалка» продала акции, выпущенные другой организацией, на сумму 500 000 руб. и выдала долгосрочный заем сторонней компании в размере 300 000 руб.

В строках ОДДС отражено:

  • 4210 «Поступления — всего» 500 тыс. руб.

в том числе:

  • 4212 «От продажи акций других организаций (долей участия)» 500 тыс. руб.
  • 4220 «Платежи — всего» 300 тыс. руб.

в том числе:

  • 4223 «В связи с приобретением долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам), предоставление займов другим лицам» 300 тыс. руб.
  • 4200 «Сальдо денежных потоков от инвестиционных операций» 200 тыс. руб.(500 — 300)

Денежные потоки от финансовых операций

«Русалка» взяла в банке кредит на сумму 400 000 руб. и вернула его часть в размере 150 000 руб.

В строках ОДДС отражено:

  • 4310 «Поступления — всего» 400 тыс. руб.

в том числе:

  • 4311 «Получение кредитов и займов» 400 тыс. руб.
  • 4320 «Платежи — всего» 150 тыс. руб.

в том числе:

  • 4323 «В связи с погашением (выкупом) векселей и других долговых ценных бумаг, возврат кредитов и займов» 150 тыс. руб.
  • 4300 «Сальдо денежных потоков от финансовых операций» 250 тыс. руб.(400 — 150)

Итоговые показатели

  • 4400 «Сальдо денежных потоков за отчетный период» 462 тыс. руб.(12+200+250)
  • 4450 «Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на начало отчетного периода» 60 тыс. руб.(10 + 50)
  • 4500 «Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на конец отчетного периода» 522 тыс. руб. (462 + 60)

ВАЖНО. У формы отчета о движении денежных средств меняется код ОКУД. Прежнее значение — 0710004, новое — 0710005. Изменения внесены приказом Минфина от 19.04.19 № 61н, применяются с отчетности за 2019 год.