НДС при международных перевозках

Где применяются ставки НДС 0%, НДС 18%, БЕЗ НДС в международных перевозках.

НДС 0% При перевозки груза с СВХ

В ноябре 2015 г. в Министерство финансов Российской Федерации за разъяснением вопроса, касающегося налогообложения международных перевозок на отдельных этапах доставки по территории РФ. Постановлением Пленума ВАС № 33 от 30.05.14 г. законодатель разъяснил, что в случае доставки груза по территории РФ в рамках международных перевозок применяется ставка НДС 0 %. Дополнительно вопрос освещен в письмах Минфина от 15.07.15 г. № 03-07-08/40497 и от 03.06.15 г. № 03-07-08/31993, в которых подтверждены определения ВАС с уточнением, что ставка НДС 0 % требует подтверждения.

Однако, после выхода Определения Верховного Суда РФ от 22.12.2014 г. № 305-КГ14-4881, в законодательстве возникла коллизия. Суд признал возможность применения НДС 18 % в случаях, когда организация не располагает документами для подтверждения и не было уточнения, за счет кого этот НДС должен быть уплачен – за счет поставщика, который не смог подтвердить НДС 0 %, или за счет заказчика по счету-фактуре с последующим правом для заказчика на возмещение НДС из бюджета.

Возникает вопрос: есть ли у нас право выставить клиенту ставку НДС 18% за перевозки по РФ, при которых погрузка или выгрузка груза происходила на территории таможенных складов временного хранения, аэропортов, ж/д вокзалов и морских портов, говорящих о международном характере доставки груза, если мы не уверены в сборе документов для подтверждения НДС 0 % и, главное, не появятся ли у клиентов проблемы с возмещением выставленного нами НДС из бюджета?

В письме № 03-07-08/68471 от 25.11.2015 г. Минфин ответил нам, что «в соответствии с пунктом 9 статьи 165 Кодекса в случае отсутствия документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки, указанные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов. При этом предъявление указанных сумм налога покупателю нормами Кодекса не предусмотрено».

То есть услуга по перевозке груза по территории РФ в рамках международной перевозки облагается НДС 0 %, и у поставщика нет права выставить НДС 18 % клиенту, если даже он заранее знает, что не сможет ее подтвердить.

Мы призываем заказчиков подобных перевозок с особым вниманием отнестись к сообщению Минфина, так как НДС 18 %, который будет выставлен в счетах-фактурах в ваш адрес другими компаниями за подобные перевозки, не подлежит возврату из бюджета. У организации отсутствует право требования зачета НДС, выставленного неправомерно (Письмо Минфина от 17 июня 2009 г. № 03-07-08/134).

Вычет НДС с транспортных услуг по грузоперевозке у заказчика

Входной налог на добавленную стоимость подлежит вычету в общем порядке. Оформить его можно в течение трех лет с того квартала, когда услуги были приняты к учету. При переводе аванса в счет предстоящей грузовой перевозки, входной сбор можно вычесть в квартале, когда выполняются все условия для его осуществления. Необходимо соблюдать пункт 12 статьи 171 и пункт 9 статьи 172 Налогового Кодекса.

Вычеты по сбору позволяют снизить размер налога, который плательщик рассчитал к оплате за квартал. Все виды вычетов перечислены в Налоговом Кодексе в 171 статье. В первом пункте данной статьи говорится, что плательщики налога могут снизить сумму сбора, которая рассчитана согласно 166 ст. за конкретный период. То есть, компания или ИП имеет право снизить размер НДС, который следует внести в бюджет.

Воспользоваться правом на вычет можно только при соблюдении ряда требований, которые отражены в статье 171. Купленные плательщиком объекты должны применяться в налогооблагаемых операциях, необходимо поставить ценности на учет. Плательщик
должен иметь корректно оформленные первичные документы. Эти условия должны выполняться одновременно.

НДС на транспортные услуги при посреднической деятельности

При посреднической деятельности в случае осуществления грузоперевозки и доставки экспедиторы должны вести журнал полученных и выставленных счетов-фактур, если они признаются плательщиками тарифа.

База обложения рассчитывается как доход от вознаграждения. Транспортные услуги экспедитора в пределах РФ облагаются по ставке 20%, которая является основной. Если экспедиторы являются неплательщиками, освобождены от НДС, им требуется вести
Журнал получаемых и выставляемых документов, отображать доходы от выполняемых работ.

При оформлении счетов-фактур организации, которые занимаются посреднической деятельностью, отображают затраты на оплату работ трем лицам. В книге продаж документация не будет зарегистрирована, так как необходимости исчисления налога при освобождении не возникает.

Есть нюанс…

Итак, права на вычеты у общества нет. Но что делать с НДС? Деньги-то были уплачены!

Такие ситуации (в том числе с ОАО «РЖД») встречались и ранее – см., например, Постановление ФАС ВСО от 09.04.2012 по делу № А19-8162/2011. Деньги можно вернуть. Судьи указали, что особых правил о возврате излишне уплаченных сумм по договору об оказании услуг законодательство не предусматривает. Из существа рассматриваемых отношений невозможность применения правил о неосновательном обогащении не вытекает, поэтому к спорным правоотношениям подлежат применению положения ст. 1102 ГК РФ об обязанности приобретателя возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество. Иначе говоря, это неосновательное обогащение. Следовательно, сумма налога, рассчитанная продавцом и уплаченная покупателем по ставке, не предусмотренной законом, является излишне уплаченной и подлежит возврату (см. постановления ФАС ВСО от 22.03.2012 по делу № А19-10351/2011 и от 20.12.2010 по делу № А33-437/2010).

Однако в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 № 16627/11 была рассмотрена аналогичная ситуация, и обнаружилось кое-какое противоречие. Дело в том, что априори подразумевается, что нулевая ставка НДС – это льготная ставка и право на ее применение нужно документально доказать.

Президиум ВАС указал, что обложение НДС соответствующих операций с применением ставки налога 0% возможно только при условии представления документов, перечисленных в ст. 165 НК РФ. Эти документы представляются в налоговую инспекцию одновременно с налоговой декларацией за очередной налоговый период (п. 10 ст. 165 НК РФ). В случае отсутствия надлежащего комплекта документов компания не вправе применять налоговую ставку 0% и обязана применить другую (пониженную либо базовую) ставку НДС.

Так что же получается? ОАО «РЖД» не предъявляло документов, чтобы претендовать на нулевую ставку, и правомерно применило ставку НДС 18%. Но суд, рассматривая претензии налоговиков к покупателю, решил, что ОАО «РЖД» было обязано применить ставку в размере 0%.

Иначе говоря, получается, что ОАО «РЖД» одновременно обязано применить ставку НДС в размере 0 и 18%!

Выводы

Отечественные покупатели, приобретающие услуги, которые теоретически могут облагаться по ставке НДС в размере 0%, к сожалению, должны вникать в особенности применения ставки поставщиками, с которыми они работают. В противном случае можно оказаться без вины виноватым.

Налоговым законодательством предусмотрено право организаций применять нулевую ставку по НДС в отношении услуг по международной перевозке товаров, в том числе автотранспортными средствами, а также транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки (подп. 2.1 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса).

Для подтверждения права налогоплательщик представляет в налоговые органы копию транспортного, товаросопроводительного или иного документа с отметкой российской таможни, подтверждающей ввоз товара на территорию России (подп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ).

Однако в законодательстве не содержится норм, устанавливающих особенности таких отметок, подтверждающих ввоз товаров автотранспортом, а также указывающих, какой российский таможенный орган проставляет такие отметки. Поэтому, как полагает налоговая служба, в инспекцию представляются копии вышеуказанных документов с теми отметками российских таможенных органов, проставление которых предусмотрено нормами таможенного законодательства (письмо ФНС России от 16 сентября 2019 г. № СД-4-3/18722).

Так, например, при процедуре таможенного транзита уполномоченное должностное лицо таможенного органа назначения проставляет в графе «I” декларации на товары и в транспортных (перевозочных) документах с отметками о выпуске товаров штамп «Товар поступил», заполняет его и заверяет оттиском личной номерной печати. Если в качестве декларации на товары используются транспортные, коммерческие документы, то вышеуказанные отметки проставляются на двух экземплярах таких документов с отметками о выпуске товаров, а также на описи документов, составляющих декларацию.

В случае помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов без каких-либо отметок российских таможенных органов.

Мнение эксперта

Нет, этого делать не нужно.

При оказании услуг по международной перевозке товаров обложение НДС производится с применением налоговой ставки в размере 0% (абз. 1 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами. При этом пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории России.

В части применения нулевой ставки то же касается оказания на основании договора транспортной экспедиции российскими организациями или индивидуальными предпринимателями транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки.

То есть данные услуги должны оказываться в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки (абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Пленум ВАС в пункте 18 Постановления от 30 мая 2014 года № 33 отметил, что неважно, кто выступает в качестве организатора международной перевозки: экспедитор, заказчик транспортно-экспедиционных услуг или иное лицо.

Кроме того, оказание услуг международной перевозки и транспортной экспедиции несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц – субисполнителей) само по себе не препятствует применению нулевой ставки НДС всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. Поэтому ставку в размере 0% применяют также:

  • перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки;
  • лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг.

Таким образом, характер международной перевозки определяется конечным пунктом отправления или пунктом назначения товаров. Он должен располагаться за пределами территории России. Пункты отправления и пункты назначения должны определяться исходя из достижения цели перевозки, а не исходя из того, на каком промежутке перевозки товара оказываются услуги.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Подключить бератор

Грузоперевозки и ведение учета

Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.

Рекомендуем вебинар по этой теме в Школе бухгалтера «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках»

Владелец транспорта

Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.

Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.

В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе. При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:

  1. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).
  2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554).

Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.

Переход права собственности

Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы. Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду. Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.

Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п. 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.

Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.

Учет грузоперевозок: признание расходов

Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ). Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…

Торговые организации руководствуются другой нормой. А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы

Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.

Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г. пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.

Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.

Законодательство о бухгалтерском учете включает:

до 1 января 2013 г. – согласно Закону № 129-ФЗ (ст. 3): с 1 января 2013 г. – согласно Закону № 402-ФЗ (ст. 4):
все федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ все федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты

Рекомендуем по теме документирования грузоперевозок:

Видеолекция «Документооборот при перевозках грузов автомобильным транспортом» – относится к периоду применения Закона № 129-ФЗ.

Видеолекция «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках» – здесь разобраны особенности документирования грузоперевозок в условиях действия Закона № 402-ФЗ.

В чем же именно проявляется разница?

Начиная с 1 января 2013 г. в целях бухучета признаются лишь те нормативные акты, которые были приняты в соответствии с федеральными законами. Законодатель прямо оговорил этот нюанс. В противном случае не имело бы смысла специально акцентировать внимание на этих источниках правового регулирования. Ведь подзаконные акты по сути являются неотъемлемой частью законов, конкретизируя их применение.

К данной категории не относятся Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., а также Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Дело в том, что они приняты не в соответствии с федеральными законами, а в период существования СССР. Вообще говоря, эти документы по-прежнему считаются действующими в части, не противоречащей современному законодательству (основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» с учетом Закона РСФСР от 25.12.1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»), но вне области бухгалтерского учета.

По этой причине товарно-транспортная накладная в качестве обязательного первичного документа активно обсуждалась до 1 января 2013 г., а вот после этой даты в официальных разъяснениях не упоминается.

Отметим, что в 2016 году выездные проверки 2012 года еще возможны. А уж «первичка», подтверждающая годовой убыток, попадает под налоговый контроль на протяжении 10 лет (п. 4 ст. 89, п. 2 и п. 4 ст. 283 НК РФ). Кстати, необходимость следования в бухучете до 1 января 2013 г. Инструкции № 156 поддержана определением ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4429/12.

Важно! В ноябре 2016 года появилось новое правило оформления документов для грузовых перевозок автотранспортом. Правительство РФ своим Постановлением от 24.11.2016 г. № 1233 упростило для грузоперевозчиков порядок оформления документов. В соответствии с ним, с 8 декабря 2016 года отменено проставление печатей в заказе-наряде, сопроводительной ведомости и письменной претензии. До вступления в силу этого документа грузоперевозчики обязаны были заверять печатью все эти документы.