Налогообложение учреждений

СОДЕРЖАНИЕ

Учреждение предоставляет в Межрайонную ИМНС России № 13 по г. Новосибирску следующие документы:

— Налоговая декларация по налогу на имущество организаций (налоговый расчет по авансовому платежу) (форма по КДН 1152001);

— Расчет авансовых платежей по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам (форма по КДН 1151050);

— Расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам (форма по КДН 1151058);

— Налоговый расчет авансовых платежей по земельному налогу (Форма по КДН 1153003);

— Налоговая декларация по налогу на прибыль организации (Форма по КНД 1151006);

— Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (форма по КНД 1151001).

3.2 Расчет налогов на примере МОУДОД ЦК и ВПВ «Чайка»

и их динамика за 2006-2008г.

Налог на доходы физических лиц. Рассчитаем НДФЛ на некоторых сотрудников центра:

Заведующий филиалом А.Д. Лончаков работает по трудовому договору, с совмещением должности педагога дополнительного образования – 0,5 ставки. Его должностной оклад составляет 13621,25руб. У сотрудника есть 12-летняя дочь. К заявлению о предоставлении стандартных вычетов работник приложил копию свидетельства о рождении дочери.

Доход сотрудника за январь 2009года и облагаемый по ставке 13%, составил 13721,25руб. (в том числе методическая литература – 100руб.). Методическая литература не облагается налогом. Получается, что налоговая база равна 13621,25руб. Эта сумма не превышает максимального предела в 40 000руб., установленного для предоставления стандартного вычета и в 280 000руб., установленного для предоставления стандартного вычета на детей. Значит в январе 2009 года работнику полагались все вычеты. Из заработной платы А.Д. Лончакова за январь 2009 года организация удержала НДФЛ в размере 1589руб. . Ограничение вычета в размере 400руб. наступит в марте 2009 года.

У педагога-организатора С.В. Крауш двое детей 17 и 12лет. Один ребенок инвалид. Ее должностной оклад составляет – 11473,75руб. К заявлению о предоставлении стандартных вычетов работник приложила копию свидетельства о рождении детей и справку об инвалидности ребенка.

Доход сотрудника за январь 2009года и облагаемый по ставке 13%, составил 11473,75руб. (в том числе методическая литература – 100руб.). Методическая литература не облагается налогом. Получается, что налоговая база равна 11373,75руб. Эта сумма не превышает максимального предела в 40 000руб., установленного для предоставления стандартного вычета и в 280 000руб., установленного для предоставления стандартного вычета на детей. Стандартный налоговый вычет на ребенка-инвалида предоставляется в двойном размере. Значит в январе 2009 года работнику полагались все вычеты. Из заработной платы С.В. Крауш за январь 2009 года организация удержала НДФЛ в размере 1037руб. . Ограничение вычета в размере 400руб. наступит в апреле 2009 года.

Единый социальный налог. Центр «Чайка» применяет общий режим налогообложения. Рассмотрим налоговый период — 2008 год, налоговая база – начисленная заработная плата за этот период составила 1491562руб. Рассчитаем:

1) ЕСН в части Фонда социального страхования Российской Федерации – 1491562руб * 2,9% = 43255,30руб.

Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования за счет средств ФСС за налоговый период составили 47791,06руб. ( из них пособие при рождении ребенка – 10416руб. и пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет – 37375,06руб.). Возмещено исполнительным органом ФСС за налоговый период – 6232,00руб. Итого подлежит начислению в ФСС за налоговый период – 1696,24руб. (43255,30 + 622,00 – 47791,06 = 1696,24руб.).

1) ЕСН в части Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 1491562руб. * 1,1% = 16407,18руб.

2) ЕСН в части Территориального фонда обязательного медицинского страхования – 1491562руб * 2% = 29831,24руб.

3) ЕСН в части федерального бюджета – 1491562руб. * 6% = 89493,72руб.

Рассмотрим динамику исчисленного единого социального налога за 2006-2008г., которая представлена на рисунках 3.1 и 3.2.

Рисунок 3.1 — Диаграмма исчисленных налогов в Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования в 2006-2008г.

Рисунок 3.2 — Диаграмма исчисленных налогов в Пенсионный фонд РФ

в 2006-2008г.

Сумма налогов зависит от налогооблагаемой базы в 2006г. она составила – 691341руб., в 2007г. – 1197869руб., в 2008г. – 1118783руб. В налогооблагаемую базу не вошли такие выплаты, как компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, пособие по беременности иродам, пособие при рождении ребенка, пособия по уходу за ребенком до 1,5лет, методическая литература, пособие по временной нетрудоспособности, материальная помощь, не превышающая 3000руб. на одно физическое лицо.

Рассчитаем сумы платежей по страховым взносам на страховую и накопительную часть трудовой пенсии за 2008г. Для лиц 1966года рождения и старше исчисляются только страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в размере – 14%, а для лиц 1967 года рождения и моложе на страховую часть — 8%, на накопительную часть – 6%.

Страховая часть:

– база для начисления страховых взносов для лиц 1966 года рождения и старше составила 753450руб.; ставка — 14%; сумма страховых взносов — 105483руб.(753450 * 14%);

– база для начисления страховых взносов для лиц 1967 года рождения и моложе составила 738112руб.; ставка — 8%; сумма страховых взносов — 59049руб. (738112 * 8%).

Накопительная часть:

– база для начисления страховых взносов для лиц 1967 года рождения и моложе составила 738112руб.; ставка — 6%; сумма страховых взносов — 44287руб. (738112 * 6%).

Налог на имущество. Рассчитаем налог на имущество организаций за 2008год.

Для того чтобы рассчитать налог первым делом нужно определить налоговую базу — среднегодовую стоимость имущества. Она рассчитывается исходя из остаточной стоимости основных средств по данным бухгалтерского учета.

Сначала нужно сложить остаточную стоимость имущества на 1-е число каждого месяца года и на 1-е число месяца, следующего за этим периодом. Затем полученную сумму нужно разделить на количество месяцев в году, увеличенное на единицу, то есть на 13.

МОУДОД ЦК и ВПВ «Чайка» рассчитывает и платит в бюджет налог на имущество по итогам отчетных периодов. Остаточная стоимость основных средств, числящихся на балансе учреждения, составляет:

Налоговая база на каждое

Федеральный бюджет

Фонд социального

Фонды медицинского

обязательного

Итого

физическое лицо нарастающим итогом

РФ

Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280 000 рублей

20,0%

2,9%

1,1%

2,0%

26,0%

От 280 001 рубля до 600 000 рублей

56 000рублей + 7,9% с суммы, превышающей 280 000 рублей

8120 рублей + 1,0% с суммы, превышающей 280 000 рублей

3080 рублей + 0,6% с суммы, превышающей 280 000 рублей

5600 рублей + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 рублей

72 800 рублей + 10,0% с суммы, превышающей 280 000 рублей

Свыше 600 000 рублей

81 820 рублей + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 рублей

11 320 рублей

5000 рублей

7200 рублей

104 800 рублей + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 рублей

— на 01.01.08г. – 94978руб.

— на 01.03.08г. – 91573руб.

— на 01.05.08г. – 94978руб.

— на 01.07.08г. – 85279руб.

— на 01.09.08г. – 91974руб.

— на 01.11.08г. – 87752руб.

— на 31.12.08г. – 142495руб.

— на 01.02.08г. – 93275руб.

— на 01.04.08г. – 89871руб.

— на 01.06.08г. – 86467руб.

— на 01.08.08г. – 93676руб.

— на 01.10.08г. – 90272руб.

— на 01.12.08г. – 134279руб.

Права на льготы по налогу на имущество учреждение не имеет. Рассчитаем среднегодовую стоимость основных средств за 2008 год:

(94978 руб. + 93275 руб. + 91573 руб. + 89871 руб. + 88169 руб. + 86467 руб. + 85279 руб. + 93676 руб. + 91974 руб. + 90272 руб. + 87752 руб. + 134279 руб. + 142495 руб.) : 13 = 97697 руб.

В Новосибирской области установлена максимальная ставка налога на имущество – 2,2%. Таким образом, сумма налога за 2008 год составит:

97697 руб. x 2,2% = 2149 руб.

Рассмотрим динамику исчисленного налога на имущество организаций за 2006-2008г., которая представлена на рисунке 3.3.

Рисунок 3.3 — Диаграмма исчисленного налога на имущество организаций в 2006-2008г.

Как мы видим с каждым годом сумма налога возрастает, это связано с тем, что приобретается больше нового имущества (основные средства — машины и оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), чем списывается старого.

Земельный налог. Рассчитаем земельный налог за 2008г.

Для того чтобы рассчитать земельный налог мы должны кадастровую стоимость земельного участка за вычетом льгот (если имеются) умножить на налоговую ставку.

Согласно справке о кадастровой стоимости земельного участка по адресу: г. Новосибирск, ул. Шукшина,20 равна 3413079руб. Налоговая ставка в Новосибирской области для прочих земель равна – 1,45%. Центр «Чайка» налоговой льготы по земельному налогу не имеет.

Рассчитываем сумму налога, подлежащую уплате в бюджет – 3413079руб. * 1,45% = 49490руб.

Рассмотрим динамику исчисленного земельного налога за 2006-2008г., которая представлена на рисунке 3.4.

Рисунок — 3.4 Диаграмма исчисленного земельного налога в 2006-2008г.

Как мы видим, с годами сумма налога не меняется, т.к. не изменяется ни кадастровая стоимость участка, ни ставка налога.

3.3 Рекомендации по совершенствованию налогообложения

Практика налогообложения прошедших лет свидетельствует о том, что у налогоплательщиков часто возникают проблемы, связанные не только с уплатой единого социального налога (ЕСН), но и с порядком его исчисления, определения налоговой базы и использования льгот .

В соответствии со ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в случае обнаружения налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

При этом если налогоплательщик представляет заявление о дополнении и изменении налоговой декларации после истечения срока ее подачи и срока уплаты налога, то он освобождается от ответственности за совершение налогового правонарушения в двух случаях:

— налогоплательщик сделал вышеуказанное заявление до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, связанных с неотражением или неполнотой отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате;

— налогоплательщик сделал вышеуказанное заявление до момента, когда он узнал о назначении налоговым органом выездной налоговой проверки.

Основным условием освобождения налогоплательщика от ответственности за совершение налогового правонарушения является в вышеуказанных случаях уплата налогоплательщиком недостающей (доначисленной) суммы налога и соответствующих ей пеней до подачи такого заявления в налоговый орган.

При этом в соответствии со ст. 81 НК РФ налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в уточненную налоговую декларацию и представить ее в налоговый орган.

Налогоплательщик должен убедиться в том, что он не включил ошибочно в состав расходов суммы ЕСН, в том числе суммы авансовых платежей, исчисленных исходя из суммы предполагаемого дохода. Действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено исключение из налоговой базы по конкретному налогу за текущий, отчетный (иной) период суммы этого налога, исчисленной за предыдущие периоды времени, а также авансовых платежей по нему.

Таким образом, если налогоплательщик включил в состав расходов начисленные и уплаченные суммы ЕСН, которые не должны уменьшать налоговую базу по этому налогу, он должен внести изменения в ранее сданную налоговую декларацию и исключить такие суммы из состава расходов.

В то же время, уплаченные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, а также суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченные за физических лиц, включаются в состав расходов, принимаемых к вычету в целях обложения ЕСН.

Завершая работы по контролю правильности определения доходов и расходов в целях налогообложения, налогоплательщик обязан установить, имеются ли расхождения по суммам доходов, расходов, налоговой базы, а также подлежащего уплате ЕСН, отраженных в регистрах бухгалтерского учета бюджетного учреждения, с показателями налоговой декларации, сданной в налоговый орган.

В случае установления расхождений налогоплательщик обязан в соответствии с нормами ст. 54 НК РФ произвести перерасчет налоговых обязательств, представить в налоговый орган по месту учета (месту жительства) заявление о дополнении и изменении налоговой декларации с приложением уточненной налоговой декларации в соответствии со ст. 81 Кодекса.

Таким образом, осуществляя контроль правильности определения доходов и расходов в целях налогообложения, налогоплательщик может до проведения налоговым органом выездной налоговой проверки исправить допущенные им ошибки и, следовательно, уменьшить до минимума сумму уплаты налоговых санкций за совершение налоговых правонарушений .

ЕСН сегодня еще не является по-настоящему единым. Налоговая база фондов исчисляется раздельно в отношении каждого фонда, и налог уплачивается в каждый из них отдельными платежными поручениями. Осложняет расчеты по ЕСН право работодателей самостоятельно осуществлять расходы за счет средств ФСС РФ. Более правильно, было бы установить порядок, при котором все плательщики уплачивают полностью в ФСС РФ всю начисленную сумму взноса и потом уже в самом фонде получают возмещение своих расходов . Это будет способствовать своевременному и полному контролю за расходованием средств фонда.

Законодатели могли бы также объединить взносы в федеральный и территориальный фонды ОМС в один платеж, который начислялся бы по единой ставке и распределялся между ними органами федерального казначейства. Или установить единый платеж, который бы зачислялся в территориальный фонд, а затем по установленному нормативу отчислений от его доходов средства списывались бы на счет федерального фонда. Это упростит исчисление налога и отчетность, сократит количество платежных поручений, а заодно позволит сократить объем учетной работы и количество лицевых счетов в налоговых органах.

Существенные недостатки имеют регрессивная шкала налоговых ставок ЕСН и условия ее применения. Условия применения регрессивных ставок чересчур жесткие, и число организаций, которые могут их использовать, очень ограниченно. ЕСН — это налог с юридических лиц, однако налогоплательщик обязан по каждому физическому лицу вести лицевой счет всех выплат, да еще и сумму начисленного налога. Было бы проще применять регрессивную шкалу ставок не по отношению к начисленным доходам отдельных работников, а в целом по организации.

1 октября 2008 г. на заседании Правительства Российской Федерации было принято решение провести в 2010 г. масштабную реформу единого социального налога .

Единая ставка страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составит 26% (до реформы базовая ставка для взносов на обязательное пенсионное страхование составляла 14%, еще 6 п.п. единого социального налога (далее ЕСН) поступало в федеральный бюджет, а затем перечислилось в бюджет Пенсионного фонда для выплаты базовой части трудовой пенсии). С учетом взносов на медицинское и социальное страхование общий размер платежа составит в 2010 г. 34% от фонда оплаты труда. При этом взнос в фонды обязательного медицинского страхования достигнет 5,1% (в настоящее время 3,1%), а ставка для Фонда социального страхования не изменится и будет на уровне 2,9%.

Кроме того, планируется перейти к двухступенчатой системе обложения. Будет установлена предельная величина налогооблагаемой базы (415 тыс. руб. в год). С заработной платы, не превышающей 415 тыс. руб. в год, будут взиматься страховые платежи по ставке 34%, а с суммы заработной платы, превышающей данную величину, – 0%. Одновременно планируется установить единый для всех организаций и работодателей тариф страховых взносов, независимо от отраслевой принадлежности.

В настоящее время все правила и процедуры налогового администрирования регулируются первой частью Налогового кодекса. При отмене ЕСН и переходе на взимание социальных взносов возникает проблема определения того, как будут регулироваться эти взносы. Если они будут носить страховой характер, то должны быть определены все существенные элементы страхования – страховщик, страхователь, застрахованный, страховая сумма и т.д. Это потребует радикального реформирования системы медицинского и социального страхования. В результате возникает риск не успеть провести качественную реформу данных сфер к заявленному сроку введения страховых платежей (2010 г.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в выпускной квалификационной работе были рассмотрены особенности налогообложения бюджетных учреждений, предложения мероприятия по совершенствованию налогообложения бюджетных учреждений в Российской Федерации.

В перовой главе рассмотрены правовые и теоретические аспекты налогообложения предприятий бюджетной сферы в Российской Федерации. Рассмотрено понятие бюджетного учреждения и его отличия от прочих организаций других организационно-правовых форм, также изучены принципы финансирования бюджетных учреждений. Изучена учетная политика для целей налогообложения и ее формирование.

Во второй главе проанализированы особенности налогообложения бюджетных учреждений. Более подробно рассмотрены единый социальный налог, страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, налог на доходы физических лиц налог, на имущество организаций и земельный налог. Также рассмотрено проведение камеральных и выездных налоговых проверок.

Третья глава посвящена анализу налогообложения бюджетного учреждения на примере МОУДОД ЦК и ВПВ «Чайка». Рассчитаны некоторые налоги и представлена динамика исчисленных налогов за 2006-2008г. Также обозначены некоторые рекомендации по совершенствованию налогообложения бюджетных учреждений на примере единого социального налога. Предложены пути совершенствования системы налогообложения, в общем.

Совершенствование налогового законодательства является актуальной задачей.

Действующая налоговая система в ее основных – экономическом и правовом аспектах, подвергается обоснованной критике. Непомерное налоговое бремя для предприятий – основной экономический порок российской системы налогообложения. Её фискально-карательный характер постоянно усиливается за счет расширения налоговой базы и ставок по отдельным налогам, введение новых налогов и сборов, ужесточение финансовых санкций и условий налогообложения.

Правовая форма налогообложения также весьма несовершенна. Налоговое законодательство излишне усложнено, страдает неполнотой, противоречивостью, наличием пробелов. Попытки устранить эти недостатки путем многочисленных, наслаивающихся друг на друга изменений и дополнений действующих законодательных актов приводят лишь к еще большему запутыванию, усложнению и деформации правовой базы налогообложения, создавая почву как для налоговых нарушений со стороны плательщиков, так и для произвола налоговых органов.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем проще налоговая система, тем, проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов.

Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.

В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2006. 224 с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 1 октября 2008 года. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 607 с.

3. Федеральный закон от 20 июля 2004г. № 70-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2004. – 28 июля.

4. Приказ МНС РФ от 20 февраля 2008г. № 27-н «Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядок их заполнения» // Российская газета. – 2008. – 2 марта.

5. Приказ Министерства финансов РФ от 16 сентября 2008г. № 95-н «Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по земельному налогу и порядков их заполнения» // Российская газета. – 2008. – 20 сентября.

Учебная и научная литература:

6. Абрамова Н.В., Князев Р.В., Кочкин М.П. Налоговый учет. – М.: ЗАО «Издательский Дом «Главбух», 2002. – 304 с.

7. Бюджетные учреждения / Под общей ред. В.В. Семенихина. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 368 с. – (Справочник руководителя и главного бухгалтера).

8. Гарнов И.Ю. Оптимизация ведения налогового учета в бюджетном учреждении // Ваш бюджетный учет. – 2007. — № 6. – С.13-14.

9. Гейц И.В. Единый социальный налог. Практическое руководство для бухгалтеров и налоговых инспекторов. – М., 2004. – 246с.

10. Зарипова М.Р. Проверка декларации по ЕСН с другими отчетными формами // Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2009. — № 2 – С.28-34.

11. Земляченко С.В. Рекомендации по организации и ведению налогового учета в бюджетных учреждениях / С.В.Земляченко, Ю.В.Петрова // БиНО: бюджетные учреждения. — 2002. — N 11. — С.10-33.

12. Земляченко С. В. Что изменилось в налогообложении бюджетных организаций // Налоги. — 2002. — № 35. – С.20-22.

13. Зернова И. Готовимся к проверке по ЕСН // Бюджетные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2006. — № 4. – С.12-16.

14. Инструкция по бюджетному учету, утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2004г. № 70н. — Новосибирск: Издательский центр «Мысль», 2005. – 256с.

15. Кормилицына С.Н. Бухгалтерский и налоговый учет основных средств бюджетных учреждений // БиНО: бюджетные учреждения. — 2003. — N 5/6. — С.28-58.

16. Королев С.А. Встречаем проверку во всеоружии // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. – 2006. — № 21. – С.13-15.

17. Матвеева Т.В. Вы наш налоговой инспектор? Мы с вами не знакомы…// Налоговый вестник. – 2002. — № 11 – С. 125-127.

18. Митрофанов Р. Проведение камеральных налоговых проверок в бюджетных учреждениях // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. – 2007. — № 5. – С.16-18.

19. Мокрецова Г.В. Учетная политика в части бухгалтерского (финансового) учета и целях налогообложения // Советник бухгалтера в сфере образования и науки. — 2005. — N 6(30). — С.52 — 63.

20. Назаров В. Отмена ЕСН в 2010г. – продолжение пенсионной формы или пролог к будущему кризису // Научный вестник ИЭПП.ру. — 2008. — №7. – С. 13-15.

21. Налоги. Под редакцией Д.Г.Черника. — М., Финансы и статистика, 2003. — 432с.

22. Репин В. Принципы и формы налогообложения. Анализ налоговой системы России // Вопросы экономики. — 2005. — № 3. – С.24-28.

23. Серебрякова А.В. Единый социальный налог: особенности определения налоговой базы // Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2008. — № 3.- С.22-30.

24. Середа К.Н. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. Серия «Справочник». — Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 448 с.

25. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации.- М.: Магистр, 2007. — 383 с.

26. Синельников С., Анисимова Л., Баткибеков С., Медоев В., Резников К., Шкребела Е. Проблемы налоговой системы России: анализ ситуации и перспективы развития. — М.: Евразия, 2004. – 354с.

27. Стрельцова М.А. Учетная политика в бюджетных учреждениях. – Новосибирск: Издательский центр «Мысль», 2005. – 96с.

28. Тихонова Е.П., Понова З.Е. К вам пришла проверка. Что и как проверяет налоговый инспектор? // Горячая линия бухгалтера. – 2006. — № 21- С.14-15; №22 –С.14-15.

29. Филиппова Н.А., Семенова Н.Н., Морозова Г.В. Налогообложение организаций : учеб. Пособие. — Саранск, 2007.- 188 с.

30. Эрзин Д.Г. Как сформировать учетную политику в целях налогообложения // Рос. налоговый курьер. — 2005. — N 5. – С.5-7.

Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями определены в ст. 321.1 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 321.1 НК РФ налоговая база по налогу на прибыль бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности. Налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения прибыли обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников. В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

В соответствии с п. 4 ст. 321.1 НК РФ при определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, помимо расходов, произведенных в целях осуществления предпринимательской деятельности, относятся:

суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученных от этой деятельности средств и используемому для осуществления этой деятельности;

расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расходов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного учреждения или не осуществляется за счет бюджетных средств.

Следовательно, для признания сумм амортизации, начисленных по основному средству, в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, необходимо, чтобы имущество: было приобретено за счет средств, полученных от коммерческой деятельности; использовалось для осуществления коммерческой деятельности.

Аналогичные условия должны выполняться и для расходов на приобретение товарно-материальных ценностей.

Таким образом, в уменьшение прибыли, полученной от коммерческой деятельности, могут быть приняты расходы, отвечающие следующим требованиям: расходы должны быть обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ); расходы не должны быть предусмотрены сметой доходов и расходов бюджетного учреждения (п. 1 ст. 321.1 НК РФ); расходы должны быть осуществлены за счет средств, полученных от коммерческой деятельности; организация обязана обеспечить раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

Порядок раздельного учета расходов, относящихся к обоим видам деятельности (финансируемой из бюджета и предпринимательской), описан в п. 3 ст. 321.1 НК РФ. Здесь содержится перечень расходов за счет этих двух источников, которые трудно разделить между коммерческой и некоммерческой деятельностью прямым счетом, и поэтому к определению соответствующих долей расходов применяется расчетный метод. Указанный перечень расходов ограничен.

До 1 января 2006 г. в перечне содержались расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортные расходы на обслуживание административно-управленческого персонала. С 1 января 2006 г. вступила в силу новая редакция п. 3 ст. 321.1 НК РФ, введенная Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ. Закрытый перечень расходов, подлежащих распределению при раздельном учете, расширен. В него включены расходы на все виды ремонта основных средств.

В связи с этим представляет интерес следующий пример из судебной практики. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31.10.2005 N А26-3419/2005-217 оставлена без удовлетворения жалоба налоговой инспекции на решение суда в пользу налогоплательщика — бюджетного учреждения. В бюджетной смете учреждения, которое занималось также и разрешенной уставом коммерческой деятельностью, были предусмотрены расходы, связанные с обоими видами деятельности — некоммерческой и коммерческой. Данные расходы не относились к закрытому перечню распределяемых расходов, указанному в п. 3 ст. 321.1 НК РФ. Тем не менее в своей учетной политике учреждение предусмотрело их распределение и уменьшило налоговую базу по налогу на прибыль, исчисленную по коммерческой деятельности. Инспекция же доказывала в суде, что учреждение вправе уменьшить доходы от коммерческой деятельности только на те расходы, связанные с указанной деятельностью, которые не предусмотрены бюджетной сметой.

Судьи подчеркнули, что сам факт выделения в бюджетной смете средств, в частности на оплату труда, командировки, программное обеспечение, не свидетельствует об отсутствии у некоммерческой организации права уменьшать на данные расходы налоговую базу по налогу на прибыль в той части, в которой эта база связана с получением доходов от коммерческой деятельности. Судьи напомнили, что любые расходы, признаваемые для целей налогообложения прибыли, должны удовлетворять требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. В решении суда говорится, что каждая некоммерческая организация вправе разработать собственную методику ведения раздельного учета. Таким образом, часть заработной платы, выплачиваемой сотрудникам, не занятым непосредственно деятельностью, направленной на получение дохода (директору, бухгалтеру и т.п.), относить на расходы, уменьшающие облагаемую базу по налогу на прибыль, можно, если в учетной политике организации предусмотрено распределение заработной платы указанных сотрудников между некоммерческой и коммерческой деятельностью. Однако, вероятнее всего, свою позицию организации придется отстаивать в суде.

Государственные и муниципальные учреждения, организации наряду с получением средств из бюджета соответствующего уровня получают дополнительный доход от выполнения производственно-хозяйственных мероприятий. При этом принято деятельность, осуществляемую за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, классифицировать как бюджетную деятельность, а приносящую доход деятельность относить к собственным доходам учреждения. Это позволяет выявить финансовый результат — доходы или расходы для соответствующих государственных, муниципальных учреждений — казенных, бюджетных и автономных.

С целью получения и выявления доходов бюджетные организации выполняют различные операции, в том числе операции учета поступления и выбытия объектов в виде материальных и нематериальных активов, являющихся предметом лизинга, формирования материальных запасов их поступления и списания. Доходы бюджетных организаций пополняются за счет требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров и соглашений, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат.

Для определения размера убытков в случае недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, потерь от порчи материальных ценностей и размера других сумм причиненного имуществу учреждения ущерба, подлежащих возмещению виновными лицами, организации должны исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей (на день обнаружения ущерба), которая необходима для восстановления потерь.

В практике возмещения ущерба используются различные формы. Например, по компенсации затрат, по суммам принудительного изъятия, по ущербу нефинансовым активам, по иным доходам.

Так, по доходам от компенсации ущерба выполняются:

  • — расчеты по суммам задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • — расчеты по суммам предварительных оплат, подлежащих возмещению контрагентами в случае расторжения, в том числе по решению суда, государственных (муниципальных) договоров (контрактов), иных договоров (соглашений), по которым ранее учреждением были произведены оплаты;
  • — расчеты по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • — расчеты по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанные с судопроизводством (оплата судебных издержек);
  • — расчеты по иным ущербам, а также иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения.

Кроме того, бюджетные организации группируют доходы и поступления, а также расходы и выплаты в соответствии с содержанием факта хозяйственной деятельности: операций расчетов с подотчетными лицами, с поставщиками и подрядчиками, с дебиторами по доходам, по выбытию и перемещению нефинансовых активов и прочим операциям.

Результат текущей деятельности организации определяется как разница между начисленными доходами и начисленными расходами учреждения за отчетный период, который может характеризоваться как положительной величиной, так и отрицательной. В целом оценка доходов производится по продажной цене, сумме сделки, указанной в договоре, признание доходов осуществляется по методу начисления, а дата признания определяется по дате перехода права собственности на услугу, товар, готовую продукцию, или работу.

Функции бюджета

Являясь частью финансовых отношений, бюджету соответствуют следующие функции финансов:

  • Распределительная — проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления;
  • Контрольная — действует одно одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением бюджетных средств;
  • Регулирующая — государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на необходимые цели.

Бюджетное устройство

Бюджетное устройство — это принципы, определяющие организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, состав и структуру бюджетов, формирование и использование бюджетных средств и т.д.

Наиболее полное выражение бюджетное устройство находит в принципах бюджетной системы.

Согласно ст. 25 БК РФ бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

  • Принцип единства — единство правовой базы денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведение бухгалтерского учета;
  • Принцип разграничения доходов и расходов — означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
  • Принцип самостоятельности бюджета: а) наличие собственных источников доходов всех уровней; самостоятельное; б) самостоятельное распределение расходов бюджетов; в) определение источников финансирования дефицита бюджетов; г) осуществление бюджетного процесса на каждом уровне и т.д.
  • Принцип полноты отражения доходов и расходов — все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах всех уровней в полном объеме;
  • Принцип сбалансированности бюджета — объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать объему доходов бюджета, то есть дефицит должен быть минимальным;
  • Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств — соответствие бюджетов должно исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата;
  • Принцип общего покрытия расходов — все расходы бюджета должны быть покрыты за счет доходов и поступлений;
  • Принцип гласности — обязательное опубликование в печати, полнота информации в СМИ, открытие для общества, кроме секретных статей, утверждаемых в составе федерального бюджета;
  • Принцип достоверности бюджета — надежность показателей прогноза социально-экономического развития территорий и реальность расчетов доходов и расходов;
  • Принцип адресности и целевого характера — бюджетные средства выделяются конкретно получателю. Нарушение адресности и направлений является нарушением бюджетного законодательства РФ.

Бюджетная система Российской Федерации

Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующей в ней законодательной системы, ролью бюджета в стране.

От формы государственного и административного устройства страны зависит и построение бюджетной системы.

Основы бюджетного устройства РФ определяются конституцией страны и ее государственного устройства как к федеративной республике, субъектами которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.

В соответствии с конституцией и БК РФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

  • Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
  • Местные бюджеты.

Государственный бюджет — это финансовая программа деятельности государства, которая выражает все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Местный бюджет — главный канал доведения до населения конечных результатов производства. Финансирует развитие отраслей производственной сферы, обеспечивающей жизнедеятельность населения.

Территориальный бюджет — свод региональных и местных бюджетов.

Доходы, полученные бюджетным учреждением, являются источниками формирования имущества бюджетного учреждения.

Источниками формирования имущества бюджетного учреждения в денежной и иных формах являются (п. 1 ст. 26 Закона N 7-ФЗ):

— регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

— добровольные имущественные взносы и пожертвования;

— выручка от реализации товаров, работ, услуг;

— дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

— доходы, получаемые от собственности бюджетного учреждения;

— другие, не запрещенные законом поступления.

Внимание! Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 14 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).

Поступлениями от учредителей являются субсидии из бюджетов бюджетной системы РФ бюджетным учреждениям на выполнение государственных (муниципальных) заданий и на иные цели (п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Кроме того, бюджетным учреждениям из бюджета могут предоставляться бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, субъектов РФ и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства бюджетного учреждения (ст. 79 БК РФ). Заметим, что предоставление бюджетных инвестиций бюджетным учреждениям не всегда связано с капитальными вложениями в объекты строительства, а может осуществляться также в целях приобретения объектов движимого имущества (Письмо Минфина России от 14.05.2012 N 02-03-09/1701).

Бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ).

Такой деятельностью признаются:

— приносящее прибыль производство товаров и услуг;

— приобретение и реализация имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Доходы, полученные учреждением от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (абз. 2 п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Внимание! Бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям, а также в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ в качестве их учредителя или участника денежные средства и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества (абз. 2, 3 п. 4 ст. 24 Закона N 7-ФЗ).