Налог это в древнем Египте

Налоги в Египте традиционно являются главной статьей текущих поступлений государственного бюджета.

В структуре налогообложения в АРЕ преобладают косвенные налоги и различные сборы, поступления от которых равняются в последнее время около 2/3 всех налоговых сборов. В свою очередь на таможенные пошлины и сборы за инвалютные операции приходится почти 1/2 косвенных налогов, на обложение местных товаров и услуг — 1/3 и на гербовые и прочие сборы – 1 /6.

Прямые налоги составляют в общих налоговых сборах примерно 1/3. На долю подоходных приходится 95% поступлений прямых налогов, на долю поимущественных — 5%.

В последние годы в налоговой политике египетского правительства все отчетливее проявляется тенденция к дальнейшему увеличению поступлений от косвенных налогов. Подобный курс налоговой политики можно рассматривать как отказ Министерства финансов от усиления борьбы с уклонением от уплаты прямых налогов, превратившемся в АРЕ в повсеместное явление. По свидетельству египетских официальных лиц, по некоторым видам прямых налогов собирается менее половины тех сумм, которые должны были поступить в бюджет.

Используемая в Египте система подоходных налогов включает в себя:

  • подоходный налог на юридических лиц,
  • общий подоходный налог,
  • шедулярные подоходные налоги (налог на зарплату, налог на доходы от движения капитала, налог на производственные и коммерческие доходы, налог на некоммерческие прибыли).

Обложение всеми этими налогами осуществляется на основании Закона № 157/1981 с последующими его дополнениями и изменениями, а также актов, регулирующих исполнительное производство.

В соответствии с этими законодательными актами юридические лица в Египте подлежат обложению подоходным налогом на юридических лиц, а также в соответствующих случаях шедулярным налогом на доходы от движения капитала. Физические лица облагаются одним, несколькими или всеми шедулярными подоходными налогами в зависимости от того вида доходов, который они получают. Каждый шедулярный налог применяется к определенному виду дохода и имеет свои собственные ставки и правила расчета. Кроме того, физические лица облагаются общим подоходным налогом на весь доход, являющийся предметом обложения различными шедулярными налогами.

В числе других прямых и косвенных налогов, действующих в Египте, следует отметить налог на развитие, налог на наследство, налог на недвижимость, таможенные сборы, налог на потребление и гербовые сборы.

Прямые и косвенные налоги в АРЕ, как правило, отчисляются в государственный бюджет, однако некоторые их виды (например, налог на недвижимость) поступают в распоряжение местных органов власти.

Деятельность налоговой администрации в Египте контролируется Налоговым управлением, подотчетным Министерству финансов.

Действующие на территории АРЕ компании подлежат обложению подоходным налогом на юридических лиц, причем египетские фирмы платят его со всей чистой прибыли вне зависимости от того, где она была создана, а иностранные — только с той ее части, которая получена от операций в Египте. Облагаемый этим налогом доход представляет собой валовой доход, включая поступления от продажи основного капитала, за вычетом понесенных потерь, обоснованных коммерческих расходов и освобождаемых от уплаты сумм.

Обложению подоходным налогом на юридических лиц не подлежат:

  1. доходы компаний, учрежденных в соответствии с законами об инвестициях №43/1974 и №230/1989;
  2. доходы компаний, созданных в соответствии с законом о новых поселениях № 59/1979;
  3. часть дохода, эквивалентная проценту, который компания могла бы получить, вложив сумму, равную оплаченному капиталу, в банк.

Процентная ставка, используемая при расчете этой суммы, объявляется Центральным банком Египта. Данное положение распространяется лишь на компании, зарегистрированные на Фондовой бирже.

Кроме того, в отдельных случаях не подлежат обложению подоходным налогом на юридических лиц проценты по облигациям, дивиденды и другие распределяемые прибыли акционерных компаний.

Практически все обоснованные коммерческие расходы компаний могут быть вычтены при расчете облагаемого этим налогом дохода. Так, при его расчете вычитаются все оплаченные ранее налоги; амортизация; проценты, роялти и рентные платежи, связанные с деятельностью компании; запасы и резервы; безнадежные и сомнительные долги; выплаты директорам и управляющим; выплаты акционерам за присутствие на общих собраниях; сумма заработной платы или выплата 10% прибылей в соответствии с Законом № 159/1981 (выплата персоналу свыше 10% минимума, установленного законом, не подлежит вычету); взносы по общей системе социального страхования в АРЕ, а также 20% от сумм, выделяемых компаниями в собственные фонды социального страхования; дары местным и центральным органам власти (в пределах 7 % чистого дохода); судебные издержки; представительские расходы, подтвержденные оправдательными документами (в том случае, если ряд оправдательных документов отсутствует, необлагаемые этим налогом представительские расходы ограничиваются 3 % чистой прибыли).

Облагаемые налогом доходы отделений иностранных компаний рассчитываются сходным образом. Отправной точкой для этого являются доходы, отражаемые в бухгалтерских книгах. В случае если отделение иностранной компании не ведет свои счета должным образом, египетская налоговая администрация исчисляет налог с той доли валовых доходов иностранной компании, которую она получила в АРЕ.

История формирования

Разработка и внедрение системы налогов заняли довольно продолжительное время – около 400 лет, проходили они в те времена, когда на троне восседали фараоны с первой по третью династию. Начинается изучение истории (в т. ч. и вопрос о налогах) Древнего Египта в 5 классе, тогда школьники узнают, что за все прихоти царей приходилось платить простым земледельцам.

Первым фараоном, который начал взимать дань с захваченных территорий, по дошедшим до нас данным, является Нармер. А запись на камне Палермо повествует о том, что наследник Нармера, фараон Ага, каждые два года объезжал страну и интересовался, довольны ли его подданные уровнем жизни.

Интересно, что сбор налогов в Древнем Египте был по тем временам явлением уникальным: соседствующие государства не последовали примеру страны пирамид.

Основные плательщики

Рассмотрим, кто платил налоги в Древнем Египте. Основными налогоплательщиками были земледельцы. Все сельскохозяйственные угодья в Египте принадлежали фараону, поэтому за право возделывать их, получать урожай, который был основным источником пропитания, земледельцы были вынуждены платить налог в казну.

Часть земель фараон дарил своим приближенным, вельможам и чиновникам, поэтому земледельцы, работающие на этих землях, платили налоги уже своему непосредственному арендодателю. Также крестьяне были обязаны часть полученного урожая отдавать храмам.

Виды налогов

Рассматривая вопрос о том, что такое налог в Древнем Египте, следует обязательно затронуть следующий момент – какие виды платежей были вынуждены вносить в казну земледельцы. Их было несколько:

  • Самый основной – часть собранного урожая зерна, которая для хранения отправлялась в государственные склады, расположенные в крупнейших городах государства.
  • Подати платили также хлебом, пивом, продукцией животноводства: жиром и кожей забитого скота, свиней.
  • Денежная форма. Если на ранних этапах развития Древнего Египта монеты и бумажные деньги еще не использовались, то позднее они получили широкое распространение.

Однако это не все, что нам известно о том, что такое налог в Древнем Египте. Дань взималась с покоренных народов, также в натуральном или денежном выражении, существовали и иные разновидности обязательных платежей в казну:

  • налог на скот;
  • на ввоз и вывоз товаров;
  • на мосты;
  • на плотины.

Налоговая повинность нередко выражалась в участии крестьян в обязательных работах: строительстве храмов и гробниц, плотин. Позднее появились налоги за аренду помещений, за проезд по стране, за пропуск в пустыню, даже за занятие проституцией.

Профессия сборщика податей

Должность сборщика налогов в Древнем Египте почетом и уважением не пользовалась, но эти люди внушали простым земледельцам подлинный ужас. Их обязанности были довольно просты:

  • Вести сбор податей после сезона урожая.
  • Пороть и пытать тех земледельцев, которые не смогли в должном количестве уплатить дань. Пытки при этом были довольно жестокими: несчастных били хлыстами, бросали в рвы, топили.

Именно поэтому сборщиков податей никто не любил. Нередко в качестве их охраны использовались солдаты, в эпоху Среднего царства собирать налоги эти служители фараона ходили в окружении наемных нубийцев, отличавшихся воинственностью, силой и отвагой.

Эти чиновники, стремясь услужить своему властителю, постоянно старались собирать с крестьян как можно больше зерна и продуктов, нередко оставляя их без средств к существованию. Да нас дошел пример такого чрезмерного усердия сборщика: на одной из плит указано, что годовой налог на зерно составлял 70 тысяч мер, а этот чиновник доставил в казну 140 тысяч мер, превысив норму в два раза. Сложно представить, какие страдания крестьянам причинило это желание выслужиться.

Если крестьянин имел налоговую задолженность, для ее покрытия могло использоваться его имущество, которое отдавалось в казну.

Разновидности учета

Ранее было рассказано, кто собирал налоги в Древнем Египте, теперь рассмотрим, как именно происходил учет налоговых поступлений, которыми обеспечивали казну добросовестные сборщики податей. Существовало три основные формы:

  • Указание размера земельного надела, нормы налогообложения, общей суммы сбора. При этом записывались три числа, красным цветом. Чем больше была площадь земельного участка, тем большим налогом он облагался.
  • Указание формы собственности (доля или часть), общей площади, налогооблагаемой площади, нормы обложения. Первые две цифры записывались черным, третья – красным.
  • Третий тип до конца не расшифрован, состоит из двух чисел, каждое из которых записано черным. Первое, как полагают египтологи, – площадь надела, второе – невозделанная ее часть, не облагаемая налогом.

В целом можно увидеть, что во многом налоговая система Древнего Египта была справедливой:

  • Чем больше площадь земельного участка, тем большая норма налогообложения для него устанавливалась.
  • Если часть надела не обрабатывалась, то и пошлина за нее не взималась.
  • Земля относилась к различным категориям в зависимости от плодородия, степени орошения, и налог зависел от этих показателей. Однако земли из одного фонда могли быть переведены в другой.
  • Устанавливалась конкретная норма в единицах измерения – мерах, поэтому земледельцы могли понимать, сколько зерна им предстоит отдать в казну.

Однако ранее уже упоминалось, что чрезмерно усердные сборщики нередко превышали эту норму, чтобы выслужиться. И никто помогать крестьянам не спешил.

Особенности сбора налогов

Рассмотрев, что такое налог в Древнем Египте, предлагаем познакомиться с рядом особенностей сбора податей в этом государстве:

  • Система хозяйственного контроля имела многоуровневый характер.
  • После сбора зерна часть его отдавалась в казну в качестве налога, остаток возвращался землепашцу. Потом зерно перевозилось в царские и храмовые склады.
  • На каждом этапе осуществлялся строгий контроль и учет.
  • Невыполнение нормы также фиксировалось.
  • Каждый два года проводилась обязательная перепись скота, однако о том, был ли учтен приплод, данные не сохранились. Животных клеймили, делили на виды, возрастные группы и составляли сводные списки.
  • Использовалась и опись всего имущества крестьян.

Крестьяне были недовольны тем, что большую часть урожая они были вынуждены отдавать в казну, об этом свидетельствует восстание, данные о котором дошли до наших дней. Так, земледельцы уничтожили списки должников, расправились со сборщиками податей, не сообщили о проводящейся жатве.

Значение налогов

Мы рассмотрели определение налога в Древнем Египте, теперь рассмотрим, какова его роль. Информация о положительных и отрицательных сторонах налоговой системы представлена в виде таблицы.

Достоинства и недостатки налоговой системы

Плюсы

Минусы

Налоговая система помогала формировать государственный резерв

Налоговое бремя нередко становилось для земледельцев непосильной ношей, многие из них разорялись

Способствовала развитию торговли, благодаря которой в Египет попадали товары из других стран, ценности и древесина

Те, кто был не в состоянии оплачивать подати, подвергались пыткам и избиению

На собранные средства содержалась армия, способствующая укреплению мощи государства и его целостности

Самые обеспеченные классы освобождались от уплаты взносов в казну, хотя фактически могли бы способствовать ее пополнению

Подати помогали оплачивать строительство памятников архитектуры, многие из которых дошли до наших дней

Нередко полученные продукты использовались нерационально

Как видно из таблицы, сбор налогов в Древнем Египте имел как положительные, так и отрицательные стороны. При этом нельзя не отметить, что их введение стало важнейшим шагом к укреплению государственности.

Итак, подведем краткий итог всему вышесказанному. Налоги в Египте сыграли важнейшую роль в формировании и развитии государства, способствовали укреплению власти фараонов, успешным военным походам и масштабному строительству, однако при этом разоряли земледельцев.

Ставка подоходного налога

Стандартная ставка подоходного налога на юридических лиц в Египте составляет 40%. Однако доходы промышленных компаний и фирм, осуществляющих экспортные операции, облагаются 32%-ной налоговой ставкой, а доходы компаний нефтегазовой промышленности — 40,55%.

Ежегодная декларация о прибылях или убытках, заверенная уполномоченным контролером, должна быть представлена в соответствующий налоговый орган в течение 30 дней с момента одобрения финансового отчета компании. Декларация должна быть доставлена либо представителем компании, либо направлена заказным письмом. К ней необходимо приложить копию последнего одобренного балансового отчета, счета прибылей и убытков, а также других бухгалтерских документов, подписанных контролером, свидетельствующим подлинность финансового положения компании.

Подоходные налоги на юридических лиц, рассчитываемые самими компаниями, должны быть оплачены в день представления декларации в Налоговое управление. Обычно это означает окончание процедуры их выплаты, однако налоговый орган может использовать свое право для того, чтобы уточнить, исправить или отклонить декларацию, уведомив компанию о предлагаемом им разрешении спорного вопроса.

В этом случае компания в течение 30 дней с получения уведомления должна в письменном виде информировать Налоговое управление, принимает она или нет предложенное разрешение спорного вопроса. Если предложение принято, то последующая апелляция невозможна и налог уплачивается в том размере, который определен Налоговым управлением.

При возражении против предложенного разрешения спорного вопроса Налоговое управление направляет компании формальный иск на сумму дополнительных налоговых выплат, которые, по его мнению, должны быть произведены.

В течение следующих 30 дней после получения иска компания должна либо выплатить указанную в нем сумму, либо обратиться в Апелляционный комитет. Если какая-нибудь из сторон окажется не удовлетворенной решением Апелляционного комитета, она может направить очередную апелляцию в Коммерческий суд, а затем в Апелляционный суд.

Если компания не в состоянии представить заполненную необходимым образом декларацию, налоговый орган определяет сумму налоговых выплат, руководствуясь своим собственным мнением. В этом случае юридическое лицо теряет право на апелляцию и обязано выплатить определенную налоговым органом сумму полностью.

Государственные налоговые инспекторы не контролируют регулярно компании. Однако при необходимости представители налоговых органов могут посетить помещение компании без предварительного уведомления и потребовать для проверки документацию, подтверждающую соблюдение законодательства о налогообложении.

В случае представления налоговой декларации после истечения установленного срока налагается штраф в размере 20% подоходного налога. Его величина может быть понижена наполовину, если выплата налога не потребует обращения в Апелляционный комитет.

На компании, представляющие недостоверные декларации, налагается штраф в размере 10% от неуплаченного налога, или 1000 египетских фунтов. В случае повторения нарушения штраф может быть удвоен или утроен. Злостное уклонение от налогообложения наказуемо тюремным заключением и штрафом в размере трехкратной величины невыплаченного налога.

Шедулярный налог на доходы

Помимо подоходного налога юридические лица в АРЕ подлежат обложению шедулярным налогом на доходы от движения капитала. Его ставка составляет 32%.

За исключением нижеперечисленных, этим налогом облагаются все виды получаемых в Египте процентов. Кроме того, местные компании или иностранные фирмы, имеющие статус постоянного учреждения, уплачивают этот налог с дивидендов и другой распределяемой прибыли, получаемой от иностранных компаний, и большинства видов получаемых из-за границы процентов. Иностранные налоги, выплаченные с подобного дохода, вычитаются при расчете облагаемых этим египетским шедулярным налогом сумм. Дивиденды, полученные от местных компаний, не подлежат обложению налогом на доход от движения капитала.

Расходы по выплате шедулярного налога на движение капитала действующими в Египте компаниями вычитаются при расчете их доходов, подлежащих обложению подоходным налогом на юридических лиц.

Налогом на доходы от движения капитала не облагаются:

  • проценты по займам в иностранной валюте, предоставленным проектам, осуществление которых одобрено в соответствии с законами об иностранных инвестициях № 43/1974 и 230/1989;
  • процент, составляющий часть коммерческого дохода компании (например, банка) при условии, что компания расположена в Египте и ее доход облагается подоходным налогом на юридических лиц;
  • проценты по займам и кредитам, предоставленным египетскому правительству, местным органам власти или компаниям государственного сектора из источников, находящихся за границей;
  • проценты на счета в свободно конвертируемой валюте;
  • проценты по облигациям, зарегистрированным на Фондовой бирже и выпущенным зарегистрированными акционерными компаниями, при условии, что они не превышают установленную Центральным банком Египта ставку для депозитов на тот же срок, что и облигации;
  • проценты по облигациям, выпущенным банками государственного сектора;
  • проценты по депозитам и сберегательным счетам в банках, входящих в систему Центрального банка Египта, а также сберегательным счетам в почтовых отделениях.

В случае если иностранный источник дохода расположен в стране, не имеющей подобного соглашения с АРЕ, и облагается двойным подоходным налогом (страны расположения и египетским), то его зарубежные выплаты вычитаются при расчете облагаемого налогом дохода в АРЕ.

Как отмечалось выше, физические лица в Египте подлежат обложению различными шедулярными налогами на отдельные источники дохода, а также общим подоходным налогом. Шедулярные налоги вычитаются при исчислении величины дохода, облагаемого общим подоходным налогом.

Резиденты — постоянно проживающие в АРЕ лица (египтяне или иностранцы, которые обычно попадают в этот разряд при налогообложении после пяти и более лет проживания в стране) подлежат обложению шедулярными налогами на доходы, получаемые в Египте или из зарубежных источников. Правила обложения ими отличаются в зависимости от вида доходов.

Нерезиденты — лица, не проживающие постоянно в АРЕ, обычно облагаются шедулярными налогами только на египетские источники доходов.

Что касается общего подоходного налога, то в отношении него действуют те же правила определения облагаемых и необлагаемых доходов, которые используются при расчете шедулярных налогов.

Шедулярным налогом на заработную плату облагаются:

  • работники частного сектора — резиденты и нерезиденты;
  • работники египетских государственных и местных органов власти, общественных организаций и компаний государственного сектора — резиденты и нерезиденты;
  • директора и управляющие частных компаний с окладом до 5000 ег. ф. в год (компания может назначить ими до 4 чел., ни один из которых не может владеть более 5 % ее акционерного капитала). В случае если оклады превышают 5000 ег. ф., сумма сверх этой величины облагается шедулярным налогом на движение капитала с более высокой налоговой ставкой.

Обложению этим доходом не подлежат профессиональные надбавки (до 240 ег. ф. в год), представительские средства (до 3000 ег. ф. в год) и премии (до 3000 ег. ф. в год). Вместе с тем общая величина подобных необлагаемых доходов не может превышать 4000 ег. ф. в год.

Кроме того, при исчислении облагаемой налогом величины заработной платы предоставляются следующие скидки: 720 ег.ф. — для одинокого лица, не состоящего в браке; 840 ег. ф. — для лица, состоящего в браке, но не имеющего детей, или лица, не состоящего в браке, но содержащего одного или более детей; 960 ег. ф. — для лица, состоящего в браке и содержащего одного или более детей. Возможно предоставление и других скидок, в том числе скидки в размере 10% с заработной платы для покрытия расходов, вызванных характером работы (табл. 1).

Таблица 1.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ег. ф. СТАВКА НАЛОГА, %
до 480 2
Следующие 480 5
960 10
960 15
960 18
более 3840 22

В соответствии с законом работодатель должен представить в налоговый орган сведения об адресе, должности и заработной плате нового сотрудника в течение 60 дней с начала его работы. Любые изменения в этой информации сообщаются в течение 40 дней. В свою очередь каждый сотрудник обязан сообщить в налоговый орган аналогичные сведения не позднее 40 дней с начала работы.

Работодатель обязан ежемесячно удерживать налог на заработную плату и выплачивать удержанную сумму налоговому органу в течение первых 15 дней следующего месяца. Нанимателю, имеющему 50 и более работающих, может быть разрешено выплачивать шедулярный налог на заработную плату раз в квартал.

Уклонение от уплаты этого налога наказывается штрафом или тюремным заключением, либо и тем, и другим одновременно.

Физические лица в Египте платят также шедулярный налог на доходы от производственной и коммерческой деятельности, получаемые в стране или за границей.

Правила расчета величины облагаемой этим налогом прибыли в целом совпадают с описанными выше правилами расчета сумм, облагаемых подоходным налогом на юридических лиц, а предоставляемые при его уплате скидки аналогичны тем, которые предоставляются при выплате налога на зарплату. Следует отметить, что эти скидки можно использовать только при выплате одного шедулярного налога.

Ставка налога на доходы от производственной и коммерческой деятельности приводится в табл. 2.

Таблица 2.

ОБЛАГАЕМАЯ ПРИБЫЛЬ, ег. ф. ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА, %
коммерческие фирмы промышленные фирмы
до 1000 20 20
следующие
1500 23 23
2000 27 27
2500 32 32
3000 35 32
3500 38 32
более 13500 40 32

Эти же ставки используются и при обложении доходов от экспортных операций.

Физическое лицо, облагаемое этим подоходным налогом, обязано представить заполненную налоговую декларацию до 1 апреля каждого года или в течение трех месяцев с конца финансового года предприятия-налогоплательщика. Указанная в ней сумма налога должна быть внесена в день представления декларации. В остальном процедура взимания этого налога сходна с той, которая используется при выплате юридическим лицом подоходного налога.

К числу шедулярных налогов на физических лиц в АРЕ относится и налог на некоммерческую прибыль, которым облагаются лица свободных профессий. Этот налог выплачивается только с доходов, получаемых от профессиональной деятельности в Египте. Как и в других случаях, при его расчете предоставляется возможность исключать из оплаты определенные суммы.

Таблица 3.

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ДОХОДЫ, ег. ф. СТАВКА НАЛОГА, %
до 1000 18
следующие 1500 20
2000 25
свыше 4500 30

Налог на движение капитала в Египте платят не только юридические, но и физические лица. Правила его исчисления и выплаты, так же как и ставка 32%, одинаковы.

Помимо всех перечисленных выше отдельных шедулярных налогов, физические лица в АРЕ платят общий подоходный налог, исчисляемый с тех же доходов, что и шедулярные. Помимо этого в облагаемую им сумму включаются также дивиденды, полученные от египетских акционерных компаний, причем в том случае, если акции зарегистрированы на Фондовой бирже, то в облагаемую общим подоходным налогом сумму включается только половина полученных по ним дивидендов. Последнее правило распространяется и на проценты по облигациям.

Так же, как при исчислении отдельных шедулярных налогов, при определении доходов, подлежащих обложению общим подоходным налогом, налогоплательщику предоставляется право исключить из оплаты ряд расходов, однако этим правом можно воспользоваться лишь при выплате одного налога.

Кроме перечисленных выше расходов, которые можно исключать при выплате отдельных налогов на физических лиц, при расчете величины облагаемых общим подоходным налогом доходов можно исключать стоимость приобретенных в истекшем году акций и облигаций акционерных частных и государственных компаний, средства, вложенные в правительственные облигации развития, инвестиционные и сберегательные сертификаты, а также средства, положенные на счета в банки, входящие в систему Центрального банка. Общая величина таких расходов, которые можно исключать только из подлежащих обложению общим подоходным налогом, составляет 30% чистого дохода, но не более 3000 ег. ф. В эту сумму не входит выплата шедулярных налогов. С их учетом эта сумма увеличивается до 4000 ег. ф. в год.

Следует отметить, что порядок обложения общим подоходным налогом иностранцев несколько отличается от изложенного ранее порядка налогообложения египтян. Эти отличия состоят в определении сумм, облагаемых налогом. Так, при их расчете иностранцы могут дополнительно исключать:

  • заработную плату, получаемую ими на объектах, вступивших в эксплуатацию в соответствии с законами об иностранных инвестициях № 43/1974 и № 230/1989;
  • вознаграждение иностранным специалистам, период работы которых в облагаемом налогом году не превышает 6 месяцев;
  • профессиональное вознаграждение нерезидентов, выполняющих в Египте некоммерческие задания;
  • иностранные источники доходов экспертов и специалистов, приехавших по контрактам на работу в АРЕ.

Физические лица с чистым доходом, превышающим 2000 ег. ф. в год, обязаны представить в соответствующий налоговый орган декларацию, указав в ней источники дохода и предоставляемые законом налоговые льготы. Декларация должна быть подана в течение четырех месяцев с начала года, а иностранцы, уезжающие из Египта, должны представить ее не менее чем за 60 дней до отъезда. В указанные сроки должен быть выплачен и общий подоходный налог.

Как отмечалось ранее, на перечисленные выше прямые подоходные налоги приходится в общей сложности около 1/3 всех налоговых поступлений государственного бюджета АРЕ. Остальная их часть, если исключить из расчета незначительные средства, поступающие от прямых поимущественных налогов (например, налога на недвижимое имущество), приходится на косвенные налоги и сборы, наиболее существенными из которых являются импортные пошлины и налог на потребление.