Муниципальные унитарные предприятия

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (ст. 113 ГК РФ в ред. ФЗ от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные (ГУП) и муниципальные (МУП) унитарные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения в зависимости от собственника имущества создаются в форме федерального государственногоунитарного предприятия (ФГУП), государственного унитарного предприятия субъекта РФ, муниципального унитарного предприятия. Унитарные предприятия на праве оперативного управления создаются в форме федерального казенного предприятия, казенного предприятия субъекта РФ, муниципального казенного предприятия.

Существование предприятий, не являющихся собственниками своего имущества, для нормального товарного оборота при рыночной экономике — нонсенс. Не случайно их нет в законодательстве ни одной страны с развитой рыночной экономикой. Там государственные и муниципальные предприятия обычно существуют в форме АО или ООО с участием (полным или иным) государства или муниципального образования — учредителя.

ГУП и МУП отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Они не отвечают по обязательствам собственника (учредителя), их имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

ГУП И МУП не вправе без согласия собственника распоряжаются переданным ему недвижимым имуществом (продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом). Движимым имуществом ГУП И МУП вправе распоряжаться самостоятельно в установленных законом и собственником пределах и лишь в целях осуществления деятельности, которая определена уставом предприятия (п. 2 ст. 295 ГК РФ, п. 3 ст. 18 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»(далее — Закон № 161-ФЗ)).

Федеральные и муниципальные казенные предприятия могут распоряжаться и движимым, и недвижимым имуществом только с согласия собственника.

Плоды, продукты и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении ГУП (МУП), а также имущество, приобретенное ими по договору или иным основаниям, является собственностью государства (муниципального образования) и поступают в хозяйственное ведение ГУП (МУП).

Собственник имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, не вправе изъять у ГУП (МУП) имущество. Собственник может только учредить ГУП (МУП) и ликвидировать его, но в последнем случае он в первую очередь должен рассчитаться с кредиторами ГУП (МУП). Оставшееся имущество переходит к собственнику.

Если банкротство ГУП (МУП) вызвано действием (бездействием) собственника имущества (учредителя), то на него в случае недостаточности имущества ГУП (МУП) может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

В отличие от других коммерческих организаций, имеющих общую правоспособность, у ГУП и МУП специальная правоспособность, строго соответствующая их уставным целям.

Унитарное предприятия не вправе создавать в качестве ЮЛ другое (дочернее) унитарное предприятие, передав ему часть своего имущества в качестве вклада в уставный фонд. Унитарное предприятие может создавать обособленные подразделения — филиалы и представительства по согласованию с собственником его имущества.

Унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредителем унитарного предприятия может выступать РФ (решение об учреждении федерального государственного предприятия принимает Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), субъект РФ (решение об учреждении ГУП принимает губернатор или уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ) или муниципальное образование (решение об учреждении МУП принимает глава или уполномоченный орган местного самоуправления).

Поскольку унитарные предприятия — коммерческие организации, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также на покрытие собственных нужд и развитие. Однако главной целью деятельности ГУП и МУП чаще всего является не извлечение прибыли, а решение социальных задач, удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

ГУП или МУП может быть создано в случае необходимости:

использования государственного и муниципального имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ;

осуществления деятельности в целях решения социальных задач, организации проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для ГУП;

производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной, и некоторых др. (см. п. 4 ст. 8 ФЗ о ГУП и МУП).

Унитарное казенное предприятие может быть создано в случае:

если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд;

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;

необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность РФ;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

имущества, закрепленного за унитарным предприятием собственником этого имущества;

доходов унитарного предприятия от его деятельности;

иных законных источников.

Размер уставного фонда ГУП должен составлять не менее чем 500 тысяч рублей, а МУП – не менее 100 тысяч рублей.

Уставный фонд должен быть полностью сформирован в течение трех месяцев с момента государственной регистрации. Стоимость имущества, передаваемого собственником в качестве вклада в уставный фонд унитарного предприятия, определяется по рыночной цене в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В унитарном предприятии, у которого имущество находится на праве оперативного управления (унитарное казенное предприятие), уставный фонд не формируется.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

Собственник имущества унитарного предприятия, являясь его учредителем, во многом определяет деятельность и осуществляет контроль за деятельностью ГУП и МУП.Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:

принимает решение о создании;

определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, дает согласие на его участие в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения;

формирует уставный фонд ГУП и МУП;

принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор;

согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение других сделок;

осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

дает согласие на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

дает согласие на участие унитарного предприятия в других ЮЛ;

принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством РФ.

Собственник имущества казенного предприятия в дополнение к указанным выше правомочиям имеет право:

изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Согласно ст. 21 Закона № 161-ФЗ руководитель унитарного предприятия не вправе:

заниматься предпринимательской деятельностью, быть учредителем (участником) ЮЛ;

занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности);

быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя;

быть руководителем другого унитарного предприятия;

принимать участие в забастовках.

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров и средней заработной платы работников списочного состава (без учета руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) ГУП и МУП устанавливается учредителем в кратности от 1 до 8.

В соответствии с ст. 349.5 ТК РФ информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров ГУП и МУП размещается в Интернете на официальных сайтах указанных предприятий.

Руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия.

Для усиления контроля собственников за имуществом ГУП и МУП без согласия собственника ГУП и МУП не вправе (ст. 18 Закона №161-ФЗ):

продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада уставный (складочный) капитал хозяйстве обществ или товариществ, иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника;

совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, с получением банковских гарантий, с иными обременениями, с уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества;

являясь арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, сдавать такой земельный участок в субаренду, перенаем, отдавать арендные права в залог, вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал других ЮЛ;

совершать крупные сделки или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием имущества, стоимость которого составляет более 10 % уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает МРОТ. Режим крупных сделок распространяется на любые сделки, отвечающие этим критериям, даже если сделки совершены в процессе обычной хозяйственной деятельности. В силу ничтожности крупная сделка, совершенная унитарным предприятием без согласия собственника, не может быть одобрена им после ее совершения (в отличии от АО и ООО).

Кроме того, собственник вправе предусмотреть в уставе иные виды сделок, требующие его согласия.

Нарушение ограничений в совершении сделок унитарным предприятием влечет их недействительность.

Ничтожными признаются совершенные без согласия собственника следующие сделки:

связанные с приобретением и реализацией долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, а также акций АО;

связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями;

связанные с уступкой требований и переводом долга;

договоры простого товарищества;

крупные сделки, совершенные без согласия собственника;

сделки, связанные с привлечением заемных средств, если не соблюдены форма и порядок привлечения;

сделки по распоряжению недвижимым имуществом унитарного предприятия без согласия собственника.

Оспоримыми признаются сделки:

совершенные без согласия собственника имущества унитарного предприятия, если необходимость согласия предусмотрена уставом предприятия;

в которых имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, совершенные без согласия собственника имущества предприятия.

Любое унитарное предприятие является коммерческой организацией и не финансируется в какой-либо мере из бюджета РФ, ее субъекта или муниципального образования. Даже если источником финансирования деятельности унитарного предприятия выступают бюджетные средства, статус такого финансирования может быть определен как исполнение государственного (муниципального) заказа в рамках осуществления унитарным предприятием предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 и ч. 2.1 ст. 15 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиямиЗакона о контрактной системе.

Согласно Закона № 321-ФЗ определил, что ГУП и МУП обязаны:

создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями ст. 38 Закона № 44-ФЗ;

осуществлять планирование закупок на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ;

зарегистрироваться в ЕИС (единой информационной системе)в сфере закупок.

Для государственной регистрации унитарного предприятия в регистрирующий орган представляются следующие документы:

заявление о государственной регистрации унитарного предприятия;

решение уполномоченного государственного органа РФ, органа субъекта РФ или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия;

устав унитарного предприятия;

сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним учредителем на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

документ об уплате государственной пошлины за регистрацию (если заявитель — руководитель унитарного предприятия).

Если заявителем при государственной регистрации унитарного предприятия является лицо, действующее на основании приказа или иного акта государственной власти или местного самоуправления, государственная пошлина за регистрацию не взимается (ст. 333.35 НК РФ). Если же заявитель является руководителем унитарного предприятия, то государственную пошлину за регистрацию платит это предприятие.

Закон № 82-ФЗ, позволяющий ЮЛ не иметь печать не коснулся ГУП и МУП, которые по-прежнему должны иметь и использовать печать.

Чистая прибыль ГУП и МУП распределяется между предприятием и соответствующим бюджетом.Возможны различные варианты использования чистой прибыли ГУП и МУП: централизация всей прибыли, оставление прибыли в распоряжении предприятий, централизация части прибыли.

Как указано в п. 2 ст. 17 Закона №161-ФЗ, государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, — для ФГУП , уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ — для ГУП субъектов РФ или органами местного самоуправления — для МУП.

Часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли ФГУП, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, производимых за счет чистой прибыли, но не менее 25% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства РФ.

Перечисляемая в соответствующий бюджет чистая прибыль не является полученными дивидендами и не подлежит налогообложению в соответствии со ст. 275 НК РФ.

В ГУП и МУП, как правило, общая система бухгалтерского учета.ГУП и МУП могут применять УСН при условии соблюдения требований гл. 26.2 НК РФ. Однако, на ГУП и МУП не распространяются положения, что УСН не могут применять ЮЛ, в которых доля других ЮЛ в УК более 25 %, так как учредителями ГУП и МУП не могут быть признаны ЮЛ, уставный фонд ГУП и МУП не распределяется по долям (Письмо Минфина России от 07.12.2015 № 03-11-06/2/71123).ГУП и МУП могут быть плательщикамиЕНВД.

В случае принятия собственником имущества унитарного предприятия решения о проведении ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой отчетности) такой аудит является обязательным. В соответствии с ч. 4 ст. 5 ФЗ об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № 307-ФЗ при отборе аудитора в целях заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ГУП размещение заказа возможно только путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в соответствии со ст. ст. 48 — 55 Закона № 44-ФЗ.

Функции управления предприятием

Теоретические основы управления предприятием рассматривают управленческую функцию как специфическую разновидность управленческого труда.

Функцию управления можно представить, как любое действие, которое производят в управленческой системе, причем оно направляется на изменение положения объекта управления согласно намеченным задачам и поставленной цели.

Различают следующие функции управления предприятием:

  • планирование;
  • прогнозирование;
  • организация;
  • координирование;
  • регуляция;
  • мотивация;
  • контроль.

. В процессе планирования разрабатываются конкретные цели развития предприятия. Также определяются методы и средства по их достижению, конкретные действия и манипуляции. Все управленческие решения принимаются согласно намеченным планам.

. Прогнозирование представляет собой этап, предшествующий планированию. С помощью этой функции делается прогноз на будущее, после которого возможна разработка планов.

. Организация рассматривается как деятельность, направленная на формирование и совершенствование объекта управления.

Этот процесс регламентирует различные составляющие процесса управления. Эту функцию можно разделить на организацию производства, труда и управления.

. Координирование заключается в обеспечении оптимального уровня согласованности между всеми звеньями предприятия согласно намеченному плану.

. Регуляция осуществляется для сохранения функциональности объекта управления. С помощью этой функции обеспечивается эффективное осуществление производственных процессов без сбоев в работе.

. Функция мотивации заключается в выработке стимула работников для осуществления производственного процесса. Здесь также используются экономические методы управления предприятием.

. Функция контроля заключается в осуществлении проверки за выполнением поставленных задач. С помощью этой функции можно проводить последующий анализ организации управления предприятием.

Если показатели растут или идут в соответствии с определенным планом, то это говорит о высокой эффективности организационной системы.

Контроль включает следующую деятельность:

  • сравнение полученных результатов с планом;
  • анализ управления предприятием на основании выявления отклонений;
  • проверка гипотез и прогнозов.

Контроллинг, как инструмент управления предприятием, используется всеми управленческими подразделениями.

Что такое УП?

Общее понятие такой организации дано в ст. 113 ГК. Однако в нем указаны далеко не все основные признаки этого юрлица.

Понятие, предусмотренное ст. 2 закона также является неполным. Выходом может послужить установление основных характеристик УП. Они помогут сформулировать наиболее полное понятие унитарных предприятий.

  • Эта организация является коммерческим юридическим лицом. Основной ее задачей выступает извлечение прибыли.
  • Ей передается имущество, на которое у образованного УП не возникает право собственности. Речь идет о праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
  • Учредителем выступает публично-правовой субъект. Федеральная власть, региональные органы или муниципалитеты.
  • Оно создается только в определенных законом случаях. Ввиду ограничений на участие государства в экономике, действующий порядок подразумевает исключительные причины учреждения УП, связанные с достижением определенных целей (безопасность или социально значимые вопросы). С этим связаны и особые режимы присоединения, преобразования и других процедур, которые могут присутствовать в деятельности УП.

Указанные признаки формируют следующее понятие.

Унитарное предприятие – это созданная на основании закона коммерческая организация, учрежденная субъектом публичной власти в исключительных целях, у которой не возникает прав собственности на переданное ей имущество.

Особенности правоспособности УП

Согласно ст. 3 закона, УП обладают специальной правоспособностью. Необходимо, чтобы все отношения с другими организациями отвечали целям деятельности и ее предмету.

Оно может создаваться как на определенный срок, так и на постоянной основе. Как и остальные организации, оно подлежит процедуре государственной регистрации, после чего и возникает правоспособность.

УП, за исключением казенных, не вправе вести деятельность, не связанную с процессом создания, до тех пор, пока не уставной фонд не сформируется полностью.

Правила участия в других организациях

По общему правилу, УП может участвовать как в коммерческих, так и в некоммерческих организациях. Однако для реализации такой возможности потребуется согласие учредителя. Оно понадобится и в случаях, связанных с распоряжением долями и вкладами в уставном и складочном капитале, а также акциями.

Отдельное ограничение касается невозможности участия УП в кредитных организациях.

Особенности ответственности УП

Согласно общим правилам, УП не несет ответственности по обязательствам учредителя, но отвечает своим имуществом по собственным.

Учредители ГУПа и МУПа не несут ответственности по его обязательствам. Однако закон предусматривает исключение. Учредитель несет субсидиарную ответственность в случаях, когда банкротство организации обусловлено его действиями.

В случае с казенными предприятиями, учредители несут субсидиарную ответственность в ситуациях, когда имущества организации недостаточно для удовлетворения претензий кредиторов.

Примеры унитарных предприятий в России

В нашем государстве существует несколько примеров созданных фирм.

Одним из них является «Единый расчетный центр», находящийся в городе Москва. Также к ним можно отнести МУП «Эврика» в Москве, занимающийся строительством и ремонтом зданий и сооружений.

Помимо них, таким же является ОГУП «Областной аптечный склад», имеющий 9 филиалов.

Преимущества и недостатки унитарного предприятия

Одним из главных плюсов является нацеленность на реализацию важных для общества и корпоративных целей и задач. Помимо этого, существует высокая степень защищенности такого производства.

Также явным достоинством является степень ответственности частного владельца. Он отвечает лишь за собственное ведение, но при этом не отвечает по обязательствам.

Недостатками его деятельности являются необходимость совмещения управления, инноваций и ведения коммунального и иного рода хозяйства. А также возникновение определенных сложностей с финансированием.

Такого рода фирмы образуются в соответствии с законодательством государства. Правовое положение такого объекта регулируется гражданским кодексом РФ и Федеральным законом.

У него имеется единственный собственник, интересы которого обязательно сочетаются с интересами государства. Множество преимуществ таких производств позволяют управлять некоторыми видами услуг, товаров и иной деятельностью.

9. Челябинск

277,3 млрд. руб.

Город является признанным лидером России в области черной металлургии, на высоком уровне машиностроение и пищевая промышленность. В Челябинске функционируют предприятия ОАО «Мечел», групп «Челябинский трубопрокатный завод», «Чебоксарский электромеханический завод», Coca-Cola, ГК Ростехнологии.

8. Норильск

312 млрд. руб.

Жизнь этого заполярного города построена вокруг деятельности лидера в области цветной металлургии ГМК «Норильский Никель».

7. Уфа

313,6 млрд. руб.

Статус крупного промышленного центра город получил благодаря развитию переработки нефти и газа, машиностроения, пищевой и фармацевтической промышленности. Владельцами ведущих предприятий являются ОАО АНК «Башнефть», ГК Ростехнологии, Вимм-Билль-Данн, Фармстандарт.

6. Пермь

331,3 млрд. руб.

Город может похвастать значительными успехами в области переработки нефти и газа, машиностроения, пищевой и химической промышленности. Владельцами ведущих промышленных объектов являются ОАО «Лукойл», ГК Ростехнологии и Роскосмос, Nestle, Henkel и другие.

Что значит унитарное предприятие

Это определенная фирма или иной объект, при этом собственник не имеет права распоряжаться имуществом предприятия. Данные объекты имеют ряд отличительных признаков, которые возводят их в ряд таких образований.

К этим признакам относится следующее:

  • участники его могут создаваться государством РФ, субъектами государства, а также муниципальными образованиями;
  • существование документов, таких как устав и решение собственника;
  • существующий уставной капитал;
  • неделимая собственность, которая может делиться лишь по вкладам, паям и прочим критериям;
  • такими объектами могут выступать лишь муниципалитет и государство;
  • все вопросы регулируются органами местной или государственной власти.

Примите во внимание: данные объекты формируются в зависимости от их вида и особенностей, но при любом виде управление осуществляется на единоличных началах.

Причины образования унитарных предприятий

Существует ряд основных причин, по которым образуется такого типа объект.

К ним относятся:

  • определенная деятельность;
  • решение некоторых проблем социального характера;
  • реализация производственных товаров и услуг по наименьшим ценам.

Так, ряд причин образования таких объектов позволяют определить их суть.

Цели деятельности

В законе ГК РФ есть пункт, который гласит, что такие предприятия являются юридическими лицами (коммерческими), поэтому их цель — приносить прибыль в пользу руководителя или владельца имущества.

Кроме того, они обязаны покрывать все расходы.

Помимо этого, собственники обязаны удовлетворять интересы страны, а также обеспечивать выполнение нужд государства.

Учредительные документы

К документам относятся решение об учреждении, а также устав. Он утверждается учредителем фирмы. В нем обязательно должна содержаться информация о размере фонда, а также о направлениях получения прибыли.

Уставной фонд

При основании унитарного предприятия обязательно должен быть образован фонд. Он имеет определенный набор характеристик.

Минимальным размером может быть 5000 МРОТ, если речь идет о государственном объекте. Если подразумевается муниципальная организация, то сумма его должна быть как минимум тысяча МРОТ.

При этом срок его формирования должен быть не более трех месяцев после регистрации.

Введение

В рыночной экономике коммерческую деятельность осуществляют не только отдельные предприниматели, но и государство, которое имеет в лице своих органов и специализированных предприятий, у которых в свою очередь есть статус юридического лица. Свою деятельность государственные структуры осуществляют на нескольких уровнях: верхнем — общегосударственном (федеральном) и нижнем — местном (региональном и муниципальном).

На верхнем уровне функционируют министерства финансов и Центральные банки. Центральные банки являются агентами и дилерами правительства в операциях купли-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов, ценных бумаг, а также регулируют денежную массу в обращении. В свою очередь министерство финансов выступает на отечественных и зарубежных финансовых рынках в роли заемщиков денежных средств, также вступают в конкурентную борьбу с частными институтами. Государство осуществляет свою предпринимательскую деятельность на макроуровне, решая задачи глобального масштаба.

Функционирование государства на местном уровне осуществляется в основном в трех направлениях:

— В самых прибыльных областях предпринимательской деятельности с целью пополнения городского бюджета (или бюджета области или края);

— В сфере действия естественных монополий (тепло-, водо- и газоснабжения, электроэнергетики, связи) чтобы избежать неоправданное завышения тарифов этих организаций за пользование своими услугами ;

— В малорентабельных и капиталоемких отраслях производства, в которых частный сектор, как правило, инвестирует свои средства неохотно.

Государство является крупнейшим акционером российского рынка. Доля компаний с госучастием, раскрывающих свою структуру владельцев, в индексе МосБиржи достигает как минимум 45% и во многих наиболее крупных и ликвидных активах существенной частью акций владеет Российская Федерация.

Под компанией с государственным участием в этой статье подразумевается организация, в которой пакет акций принадлежит государству напрямую или косвенно через зависимые предприятия, институты или субъекты РФ, что предоставляет права на получение части прибыли от деятельности акционерным обществом в виде дивидендов, а также на участие в управлении АО. Для понимания степени влияния субъектов государственной власти на каждую отдельную организацию будем рассчитывать эффективную долю государства.

Эффективная доля государства — это часть голосующих акций эмитента, которая находится в прямом или косвенном владении государственных структур.

Как устроена система

Система управления публичными государственными активами довольно децентрализована. Номинальными владельцами имущества РФ являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), подведомственное Правительству РФ, ГК Ростех и ГК Внешэкономбанк, являющиеся некоммерческими организациями, а также Центральный Банк РФ. Также в список компаний включены доли субъектов РФ и муниципальных органов, хотя в чистом виде госкомпаниями их называть, конечно, нельзя.

Самая большая доля федеральной собственности приходится на Росимущество. Под контролем этого органа исполнительной власти находятся более 30 публичных компаний с учетом зависимых обществ.

Компании, акции которых торгуются на Московской бирже

АЛРОСА — Совокупная доля государственного влияния составляет 66%. Из них 33% акций ПАО принадлежит Росимуществу. 25% приходится на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и 8% на администрации районов этой же Республики.

АЛРОСА-Нюрба — на 87,47% принадлежит материнской компании АЛРОСА. 10% находится во владении регионального уровня, эффективная доля государства составляет 67,76%.

Аэрофлот — контрольным пакетом владеет Росимущество (54,7%), также в акционерах присутствует Ростех (3,5%).

Башнефть-ао — самый крупный пакет находится у Роснефти 57,7% от уставного капитала или 69,3% от голосующих акций, которая относится к Росимуществу. Блокирующий пакет принадлежит республике Башкортостан (25,8%). Эффективная доля государства 60,5%.

ВТБ — на сайте банка заявлено, что Росимущество владеет 60,93% акционерного капитала, сформированного обыкновенными акциями, но кроме этого 3,1% голосов приходится на ФК Открытие и 6% на Бинбанк, которые на текущий момент подконтрольны Центральному Банку.

Газпром — контрольный пакет «национального достояния» находится в руках Росимущества через пакеты принадлежащие Росимуществу (38,4%), и контролируемым им организациям: Роснефтегазу (11%) и Росгазификации (1%). Общий пакет составляет чуть более 50%.

Газпром нефть — на 96% принадлежит Газпрому, а следовательно на 47,8% государству.

Интер РАО — 27,6% компании сосредоточено у Роснефтегаза, т.е. Росимущества. 9,2% находится на балансе ФСК ЕЭС. Учитывая квазиказначейский пакет эффективная доля государства составляет 44,3%.

Иркут — авиастроительная корпорация имеет одну из самых высоких эффективных долей государства — 95,7%. 87% Акций компании находятся на балансе Объединенной авиастроительной компании (ОАК), еще 8,7% принадлежит ПАО «Компания Сухой», большая часть которой также контролируется ОАК.

Камаз — 49,9% контролирует госкорпорация Ростех. С учетом квазипакета эффективная госдоля составляет 51,8%.

Корпорация ВСМПО-АВИСМА — 25% акций принадлежит 100%-ой дочерней организации Ростеха ООО «РТ-РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА».

Московская биржа — Московская биржа была учреждена крупнейшими банками в 1992 г. С тех пор около 25% акций биржи принадлежат ЦБ, Внешэкономбанку и Сбербанку с долями 11,8%, 10% и 8,4% соответственно.

Мосэнерго — часть Газпром энергохолдинга, принадлежащая ему на 53,5%. 26,5% находятся на муниципальном уровне в собственности г. Москва. Эффективная доля государства — 53,2%.

НМТП — После недавнего приобретения Транснефти, совокупная эффективная доля государства в НМТП составила 80,6%, 20% из которых обеспечиваются акциями порта на балансе Росимущества.

Объединенная авиастроительная компания — 96,8% этой компании контролируется государством. Росимущество сконцентрировало у себя 92,3% ценных бумаг компании, еще 4,5% принадлежат Внешэкономбанку.

Объединенная вагонная компания — 24,3% принадлежат ФК Открытие, которое полностью перешло под крыло ЦБ РФ.

ОГК-2 — эффективная доля государственных структур находится на уровне 38,5%. Такое влияние обеспечивается за счет 77% бумаг компании во владении дочерних обществ Газпрома.

Роснефть — крупнейшая российская нефтяная компания на чуть более чем 50% принадлежит акционерному обществу «Роснефтегаз», которое, в свою очередь, находится в 100% владении Росимущества.

Россети-ао — крупнейший энергетический холдинг России, находится в руках государственных органов на 88,9%. Имеет множество дочерних организаций, которые за счет высокого государственного участия в материнской компании также имеют высокую зависимость от госструктур.

Ростелеком-ао — один из крупнейших телеком операторов РФ, держателями акций которого выступают Росимущество и Внешэкономбанк. Наличие квазипакета на балансе ООО «Мобител» обеспечивает эффективную государственную долю в 54,9%

Русгидро — гидрогенерирующий холдинг, эффективная госдоля в котором составляет 75,4%. 60,6% контролирует Росимущество, 13,3% удерживает ВТБ. Также в структуре акционеров находится дочерняя организация ВСМПО-АВИСМА, контролирующая пакет в 6%.

Сбербанк-ао — банк заявляет о том, что 50% + 1 акция принадлежит ЦБ РФ, но это с учетом привилегированных акций, которые не имеют права голоса. При этом доля ЦБ от голосующих бумаг составляет 52,3%, т.е. влияние мегарегулятора чуть сильнее. Остальные доли самого крупного российского банка находится в свободном обращении.

Татнефть-ао — эту компанию нельзя в полной мере назвать акционерным обществом с госучастием. 34% от уставного капитала общества принадлежит уровню субъекта РФ, республике Татарстан, структуру владельцев голосующих акций эмитент не раскрывает.

ТГК-1 — еще один актив Газпром энергохолдинга. Доля акций генерирующей компании принадлежащей Газпрому составляет 51,8%, соответственно эффективная госдоля — 25,9%.

Транснефть — государственная компания в чистом виде, 100% голосующих акций этой естественной монополии принадлежит РФ через Росимущество. На Московской бирже можно приобрести только привилегированные бумаги эмитента.

Общая картина публичной государственной собственности выглядит примерно так:

Отдельный индекс

Московская биржа выделила отдельный индекс для компании с государственным участием — MOEX SCI. В основе индекса на 2018 г. лежат 16 акций: АЛРОСА, Ростелеком, Газпром, Россети, ВТБ, РусГидро, Роснефть, ФСК ЕЭС, Татнефть, Транснефть, Интер РАО, Башнефть, Аэрофлот, Сбербанк и НМТП.

Примечательно то, что С 2012 по 2017 гг. индекс МосБиржи вырос на 43%, в то время как индекс компаний с государственным участием показал рост в 72%. При этом относительно отраслевых индексов MOEX SCI также выглядит неплохо.

На графике видна довольно сильная корреляция индексов MOEX SCI и MICEX O&G. С учетом того, что более 50% индекса SCI приходится на добывающие компании, нельзя однозначно сказать, что опережающая динамика госкомпаний обусловлена их эффективностью, а не общим ростом в нефтегазовом секторе.

Начать инвестировать

БКС Брокер

Ссылки

  • Раздел о госкорпорациях на сайте Коммерсанта
  • Дошло
  • Без особых амбиций
  • Половину экономики России уже составляет госсектор
  • «Ъ»: правительство вернет чиновников в советы директоров госкомпаний
  • Топ-менеджеров ввели в расход
  • Монополии затянут пояса вдвое. Несогласные с этим могут писать заявления