Монопольно низкая цена

И.В. Князева (Новосибирск)

Антимонопольное законодательство, регламентирующее слияние предприятий, имеет целью предотвратить только такие сделки, при которых вероятность вредных последствий для конкуренции преобладает над возможной выгодой. В случае, когда объединяющиеся субъекты рынка относительно малы, слияние почти не представляет опасности для конкуренции. Механизм антимонопольного контроля за процессами концентрации изложен в ст. 27-34 Закона «О защите конкуренции».

Целями контроля являются:

  • воздействие на структуру рынка для предотвращения усиления экономической концентрации;
  • предупреждение возникновения монопольных структур;
  • предотвращение отрицательных последствий для конкуренции;
  • предотвращение появления или усиления доминирующего положения;
  • появление возможности избежать возникновения новых интегрированных структур монопольного характера на основе производимого контроля, не препятствуя экономической интеграции предприятий, имеющих положительные последствия для конкуренции на рынках России.

Лучшее средство предупреждения проявления монополизма — его профилактика, т.

е. предварительный контроль за крупными сделками, которые могут повлечь изменение конкурентной среды и самих условий конкуренции на товарных рынках.

Одним из положительных результатов проводимой антимонопольной политики является изменение структуросодержащих элементов концентрации. Рост концентрации на рынке в большинстве случаев сопровождался не увеличением количества субъектов, имеющих доминирующее положение, а за счет перераспределения долей между крупными предприятиями, в т. ч. за счет формирования вертикально-интегрированных систем и диверсификации бизнеса.

Вместе с тем технологически громоздкая система контроля за сделками концентрации, отягощенная огромнейшим количеством рассматриваемых

ходатайств и уведомлений, во многих случаях является формальной процедурой рассмотрения документов и не всегда эффективна в плане реального контроля за действиями ограничивающими конкуренцию. Существующая система контроля экономической концентрации сама стала серьезным административным барьером для развития экономики. В связи с этим в Законе «О защите конкуренции» произошло комплексное изменение масштабов и принципов контроля экономической концентрации.

Из-под контроля экономической концентрации в настоящее время выведено большинство предприятий и организаций, которые имеют незначительные доли на товарных и финансовых рынках и действия которых не способны оказать заметного влияния на состояние конкуренции.

Устранение излишних административных барьеров осуществляется за счет:

  • уменьшения перечня видов сделок и действий хозяйствующих субъектов, не оказывающих влияния на состояние конкуренции, для осуществления (заключения) которых требуется предварительное разрешение антимонопольного органа;
  • увеличения количества критериев (пороговых значений характеристик хозяйствующих субъектов), на основе которых определяется, подлежит ли сделка или действие предварительному разрешительному контролю;
  • передачи с уровня федерального антимонопольного органа на уровень Правительства РФ полномочия издавать подзаконные акты, регулирующие порядок рассмотрения ходатайств и уведомлений о сделках и действиях, подлежащих государственному контролю экономической концентрации.

Из практики контроля антимонопольными органами исключено предварительное согласование каждого приобретения голосующих акций (долей) за пределами установленного 20%-го порога.

Изменен контроль при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций путем согласования норм закона о конкуренции с законами о хозяйственных обществах, а также посредством исключения из сферы антимонопольного контроля случаев приобретения незначительных пакетов акций (долей), не приводящих к перераспределению влияния между участниками хозяйственного общества. Контроль за приобретением акций осуществляется лишь в случае, когда приобретение может вести к горизонтальному или вертикальному ограничению конкуренции.

В процедурном плане контроля экономической концентрации введена двухступенчатая схема рассмотрения заявлений как для предварительных согласований, так и для уведомлений для селекции на первом этапе сделок, не оказывающих существенного влияния на конкуренцию.

В целях ускорения получения заключения антимонопольных органов по сделке в законе установлены нормы о том, что хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно проводить анализ рынка, оценивать положительный эффект от сделки и, в случае необходимости, предоставлять антимонопольным органам предложения по модификации сделки (структурные и поведенческие меры) с доказательством того, что предлагаемые меры, однажды примененные, способны восстановить условия конкуренции, нарушенные в результате совершения сделки либо иных действий.

При этом антимонопольные органы оценивают предлагаемые участниками сделки меры на предмет, смогут ли они восстановить условия эффективной конкуренции. В случае положительного вывода, данные обязательства включаются в положительное решение антимонопольного органа в качестве требований, определяющих условия совершения сделки.

Введено законодательное закрепление обязанности хозяйствующего субъекта раскрывать (декларировать) определенную законом информацию, в том числе о реальных выгодоприобретателях (бенефициариях) и об участвующих в сделках оффшорных компаниях.

Предварительный контроль осуществляется до совершения сделки или проведения реорганизации и заключается в рассмотрении антимонопольными органами ходатайств хозяйствующих субъектов (ХС) о даче согласия на ее совершение. Важнейшим аспектом предварительного анализа является выявление истинных владельцев акций, реальных собственников активов. С этой целью в Законе «О защите конкуренции» в рамках ст. 9 дается достаточно подробное толкование категории «группа лиц». Выделяется 14 содержательных положений, идентифицируя которые можно выявить группу субъектов, относящихся к категории «группа лиц».

Далее рассмотрим основные положения ст. 27-30 Закона «О защите конкуренции», которые в систематизированном виде представлены в таблицах 1-4.

Закон детализирует регулирование процедур, связанных с необходимостью для хозяйствующего субъекта получать предварительное разрешение антимонопольного органа на совершение отдельных видов сделок и действий. Важной новацией закона является включение в ст. 31-34 исчерпывающего перечня документов и сведений, которые обязан предоставлять хозяйствующий субъект в антимонопольный орган для получения разрешения на отдельные виды сделок и действий. Законодатель достаточно подробно расписал процедуру принятия антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, выдачи антимонопольным органом (АМО) предписания лицу, представившему уведомление.

В ст. 34 обозначены последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, подлежащих государственному контролю.

Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации

Перечень требований и условий предварительного согласия антимонопольного органа при создании и реорганизации коммерческих организаций*

Вид действия

Требования и условия предварительного согласия

Стоимость активов по последнему балансу Суммарная выручка от реализации за календарный год Включение в Реестр
Слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) всех организаций превышает 3 млрд руб. всех организаций превышает 6 млрд руб. Одна из таких организаций включена в Реестр
Присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) всех организаций превышает 3 млрд руб. всех организаций превышает 6 млрд руб. Одна из таких организаций включена в Реестр
Создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями и/или имуществом другой коммерческой организации учредителей создаваемой организации или имущество, вносимое в качестве вклада, превышает 3 млрд руб. учредителей создаваемой организации или имущество вносимое в качестве вклада превышает 6 млрд руб. Организация, имущество которой вносится в качестве вклада, включена в Реестр
Создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и/или имуществом финансовой организации

Суммарная стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством РФ

Слияние финансовых организаций или присоединение финансовой организации к другой финансовой организации

Суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством РФ

Перечень условий, требующих предварительного согласия антимонопольного органа, при сделках с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций и в отношении их прав

Характеристика объекта контроля

Вид сделки

Содержательные ограничения Примечания
Контроль за сделками может осуществляться в отношении субъекта, отвечающего одному или нескольким следующим требованиям: 1. Приобретение лицом голосующих акций АО, если такое лицо получает право распоряжаться более чем 25% указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо не распоряжалось голосующими акциями данного АО или распоряжалось менее чем 25% голосующих акций данного АО Указанное требование не распространяется на учредителей АО при его создании
— суммарная стоимость активов по последним балансам лиц, приобретающих акции (доли), права и/или имущество, и лица, АПИ которого и/или права в отношении которого приобретаются, превышает 3 млрд руб. 2. Приобретение лицом долей в уставном капитале ООО, если такое лицо получает право распоряжаться более чем Уз долей в уставном капитале данного общества при условии, что до этого приобретения такое лицо не распоряжалось долями в уставном капитале данного общества или распоряжалось менее чем Уз долей в уставном капитале данного общества Указанное требование не распространяется на учредителей ООО при его создании
— их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 6 млрд руб., и при этом стоимость активов по последнему балансу лица, АПИ которого и/или права в отношении которого приобретаются, превышает 150 млн руб. 3. Приобретение долей в уставном капитале общества с ООО лицом, распоряжающимся не менее чем Узине более чем 50% долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо получает право распоряжаться более чем 50% указанных долей
— одно из указанных лиц включено в Реестр 4. Приобретение голосующих акций АО лицом, распоряжающимся не менее чем 25% и не более чем 50% голосующих акций АО, если это лицо получает право распоряжаться более чем 50% таких голосующих акций

И.В. Князева. Антимонопольный контроль…

Характеристика объекта контроля

Вид сделки

Содержательные ограничения Примечания
5. Приобретение долей в уставном капитале ООО лицом, распоряжающимся не менее чем 50% и не более чем Уз долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо получает право распоряжаться более чем Уз указанных долей
6. Приобретение голосующих акций АО лицом, распоряжающимся не менее чем 50% и не более чем 75% голосующих акций АО, если это лицо получает право распоряжаться более чем 75% таких голосующих акций
7. Получение в собственность, пользование или во владение ХС (группой лиц) основных производственных средств и/или нематериальных активов другого ХС, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает 20% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов ХС, осуществляющего отчуждение или передачу имущества Не относится к финансовым организациям
8. Приобретение лицом в результате одной или нескольких сделок прав, позволяющих определять условия осуществления ХС (за исключением финансовой организации) предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа2 Относится и к сделкам на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения

Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации

Перечень условий, требующих предварительного согласия антимонопольного органа, при сделках с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых

И.В. Князева. Антимонопольный контроль…

организаций

Характеристика объекта

Вид сделки

контроля Содержательные ограничения Примечания
Финансовая организация, стоимость активов которой по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством РФ (при осуществлении сделок с акциями (долями), активами кре 1. Приобретение лицом3 голосующих акций АО, если такое лицо получает право распоряжаться более чем 25% указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо не распоряжалось голосующими акциями данного АО или распоряжалось менее чем 25% голосующих акций данного АО Указанное требование не распространяется на учредителей финансовой организации при ее создании
дитном организации или правами в отношении кредитной организации такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ) 2. Приобретение лицом долей в уставном капитале ООО, если такое лицо получает право распоряжаться более чем Уз долей в уставном капитале данного общества при условии, что до этого приобретения такое лицо не распоряжалось долями в уставном капитале данного общества или распоряжалось менее чем Уз долей в уставном капитале данного общества Указанное требование не распространяется на учредителей финансовой организации при ее создании.
3. Приобретение долей в уставном капитале ООО лицом, распоряжающимся не менее чем Узине более чем 50% долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо получает право распоряжаться более чем 50% указанных долей
4. Приобретение голосующих акций АО лицом, распоряжающимся не менее чем 25% и не более чем 50% голосующих акций АО, если это лицо получает право распоряжаться более чем 50% таких голосующих акций

Характеристика объекта

Вид сделки

контроля Содержательные ограничения Примечания
5. Приобретение долей в уставном капитале ООО лицом, распоряжающимся не менее чем 50% и не более чем Уз долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо получает право распоряжаться более чем Уз указанных долей
6. Приобретение голосующих акций АО лицом, распоряжающимся не менее чем 50% и не более чем 75% голосующих акций АО, если это лицо получает право распоряжаться более чем 75% таких голосующих акций
7. Приобретение лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок активов финансовой организации, размер которых превышает величину, установленную Правительством РФ Не относится к коммерческим организациям.
8. Приобретение лицом в результате одной или нескольких сделок прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности финансовой организацией или осуществлять функции ее исполнительного органа Относится и к сделкам на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения.

Перечень сделок и иных действий, об осуществлении которых должен быть уведомлен

И.В. Князева. Антимонопольный контроль…

антимонопольный орган4

Характеристика объекта контроля

Вид сделки (действия)

Срок уведомления

Содержательные ограничения Примечания
1. Коммерческая организация о ее создании в результате слияния коммерческих организаций Суммарная стоимость активов по последним балансам или суммарная выручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, коммерческих организаций, деятельность которых прекращается в результате слияния, превышает 200 млн руб. За исключением слияния финансовых организаций Не позднее чем через 45 дней после даты слияния
2. Коммерческая организация о присоединении к ней

другой коммерческой организации

Суммарная стоимость активов указанных организаций по последнему балансу или их суммарная выручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает 200 млн руб. За исключением присоединения финансовой организации. Не позднее чем через 45 дней после даты присоединения
3. Финансовая организация о ее создании в результате слияния финансовых организаций Стоимость ее активов по последнему балансу не превышает величину, установленную Правительством РФ При создании в результате слияния кредитной организации такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ Не позднее чем через 45 дней после даты слияния
4. Финансовая организация о присоединении к ней другой финансовой организации Стоимость активов по последнему балансу созданной в результате присоединения финансовой организации не превышает величину, установленную Правительством РФ При создании в результате присоединения кредитной организации такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ Не позднее чем через 45 дней после даты присоединения

Характеристика объекта контроля

Вид сделки (действия)

Срок уведомления

Содержательные ограничения Примечания
5. Лица, приобретающие акции (доли), права и/или имущество, об осуществлении сделок, иных действий, указанных в ст. 28 ФЗ «О защите конкуренции» Суммарная стоимость активов по последнему балансу или суммарная выручка от реализации товаров лиц за календарный год, предшествующий году осуществления таких сделок, иных действий, превышает 200 млн руб., и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, акции (доли) и/или имущество которого приобретаются или в отношении которого приобретаются права, превышает 30 млн руб., либо если одно из таких лиц включено в Реестр За исключением акций (долей) и/или активов финансовых организаций Не позднее чем через 45 дней после даты осуществления таких сделок, иных действий

Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации

Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации

Антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство на совершение действий, ведущих к ограничению конкуренции, при условии выполнения заявителем требований, направленных на обеспечение конкуренции. Однако в первую очередь хозяйствующий субъект должен выполнить основные процедурные требования по оформлению и представлению ходатайств или уведомлений.

Регистрирующие органы могут осуществлять государственную регистрацию коммерческих организаций только с предварительного согласия федерального антимонопольного органа, поэтому государственная регистрация коммерческих организаций, созданных или реорганизованных без предварительного согласия антимонопольных органов, может быть признана недействительной.

Наряду с предварительным осуществляется и последующий контроль, который заключается в рассмотрении уведомлений об уже совершенных сделках, проведенной реорганизации. При осуществлении государственного контроля за сделками, действиями юридических или физических лиц, приводящими к экономической концентрации на товарных рынках в Российской Федерации, действия и решения АМО будут иметь наибольший эффект, если предварительно будет проведен комплексный экономический анализ.

Основным предметом анализа являются рыночные доли ХС, образованных в результате слияния (присоединения). При этом размер рыночной доли — это одно из проявлений доминирующей рыночной силы, а не абсолютное свидетельство такой доминанты. Значимость рыночной доли рассматривается в контексте уровня конкуренции как фактической, так и потенциальной, на данном рынке, в рамках которого образованный ХС будет взаимодействовать.

Выделяются следующие этапы анализа процесса экономической концентрации при согласовании соответствующих сделок или действий:

  1. Идентификация объектов концентрации.
  2. Определение и описание продуктовых и географических границ товарного рынка, на котором функционируют объекты концентрации.
  3. Выявление возможных неблагоприятных последствий для конкуренции в результате заявленной сделки (действия).
  4. Определение барьеров для входа на соответствующий товарный рынок хозяйствующих субъектов.
  5. Определение эффекта предполагаемой концентрации.

Состояние экономики России характеризуется усилением процессов экономической концентрации. При сравнении положительного эффекта от экономической концентрации с ее негативными последствиями для конкуренции оцениваются следующие положения:

  1. Способствует ли экономическая концентрация производству и распространению товаров либо техническому или экономическому прогрессу.
  2. Благоприятствует ли экономический эффект от концентрации всему обществу или всего лишь создает преимущества для хозяйствующих субъектов — участников концентрации, нанося ущерб другим конкурентам.
  3. Является ли экономическая концентрация необходимой и безальтернативной.
  4. Необходима ли данная концентрация для выхода на мировые рынки и позволяет ли она достичь конкурентоспособности российской экономики.

Состояние экономики России характеризуется усилением процессов экономической концентрации, обусловленным действием объективных причин: продолжением формирования крупных финансово-промышленных конгломератов, упорядочением инвестиционных портфелей банков, продажей крупных пакетов акций в процессе приватизации и др. Активизация процессов перераспределения собственности и изменение в 1998 г. законодательной базы контроля экономической концентрации повлияли на увеличение числа ходатайств и уведомлений, направляемых для согласования в АМО. Косвенную оценку процессов концентрации можно рассмотреть на основе динамики и структуры ходатайств и уведомлений.

В 2001-2003 гг. рассмотрено более 60 тыс. документов, в том числе только в 2002 г. — около 25 тыс. документов. Количество ходатайств, рассмотренных антимонопольным органом, в 2003 г. составило 13 725 единиц, в 2004 г. — 13 387 единиц

С введением в 2002 и 2005 гг. новых пороговых значений количество ходатайств и уведомлений в 2005 г. сократилось, по сравнению с предыдущим годом, более чем в 2 раза. Увеличилась доля ходатайств и уведомлений с иностранным капиталом (до 15,5% и 6,5% соответственно).

Однако нагрузка на антимонопольный орган остается достаточно высокой, а процент отказов в течение почти 10 лет не превышает 0,5-1,0%.

В связи с этим в Закон «О защите конкуренции» внесены изменения, направленные на существенное увеличение пороговых значений критериев контроля экономической концентрации, начиная с которых о сделках и иных действиях необходимо уведомить антимонопольный орган — либо до их совершения, либо после. Стоимость активов для хозяйствующих субъектов увеличена до 3 млрд руб., введены новые критерии контроля экономической кон-

Таблица 5

Количество рассмотренных антимонопольными органами ходатайств

и уведомлений за 2005 г.

Объект контроля

Рассмотрено; всего, ед.

Отказано в согласии

Дано согласий

Число Удельный

вес,%

Кол-во Удельный

вес,%

С требованиями
Ходатайства 6507 97 1,5 6410 98,5 345
в том числе с иностранным капиталом 1010 10 1,0 1000 99,0
Уведомления 9463 52 0,5 9411 99,5 25
в том числе с иностранным капиталом 606 1 605

центрации — оборотные показатели (объем суммарной выручки — 6 млрд руб.) в совокупности с показателями рыночной концентрации. При этом критерии устанавливаются для каждого участника сделки, чтобы исключить рассмотрение сделок, где один из участников — мелкая компания.

Реализация Закона «О защите конкуренции» приведет к существенному сокращению количества ходатайств. Так, при условии вступления данного федерального закона в силу, количество рассмотренных в 2007 г. и 2008 г. ходатайств составит соответственно 425 и 435.

Таким образом, административная нагрузка на хозяйствующие субъекты, связанная с необходимостью получения предварительного разрешения на совершение сделок и действий, сократится более чем в 33 раза, в сравнении с 2003 г.

Снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты, предусмотренное в рамках реализации нового закона, характеризует также уменьшение не связанной с защитой конкуренции нагрузки на антимонопольный орган, что позволит ему сосредоточиться на реализации своих основных функций: контролировать состояние конкуренции на товарных рынках и в предупредительном порядке реагировать на ее возможное ограничение.

По видам экономической концентрации наибольший удельный вес в общем числе рассмотренных ходатайств и уведомлений составляют обращения по приобретению юридическими и физическими лицами акций (долей) ХС; на втором месте — приобретение основных средств, на третьем — создание юридических лиц. Наметилось некоторое сокращение количества дел по контролю за созданием, слиянием, присоединением, ликвидацией ХС и одновременно по расширению масштабов контроля за приобретением акций, что связано, видимо, с активизацией перераспределения акций на вторичном рынке.

Инвесторы, обладающие достаточным капиталом для покупки акций приватизированных предприятий, стали концентрировать собственность в своих руках, сосредотачивать контрольные пакеты акций. Одной из основных тенденций изменения уровня концентрации, по мнению ряда управлений, является активность ХС в создании дочерних предприятий с последующим переводом на их баланс собственных активов.

Отраслевое распределение ходатайств и уведомлений, поступивших в территориальные управления в 2003-2005 гг., показывает, что наиболее привлекательными для инвесторов являются предприятия торговли (около 25% всех заявлений), финансово-кредитной сферы (13%), пищевой промышленности (17%) и сельского хозяйства (10%). Растет количество рассмотренных ходатайств и уведомлений по транспорту и связи (до 14%), черной и цветной металлургии (14%), лесной и деревообрабатывающей промышленности (7%).

Основной объем инвестиций приходится на сферы деятельности с минимальным риском: торговлю, финансовые операции, пищевую промышленность, добывающую промышленность, металлургию и телекоммуникации. Однако в таких важнейших отраслях, как транспорт, машиностроение, угольная промышленность инвестиционная активность неравномерна и недостаточна.

Создание

юридического

лица

Реорганизация

через

Слияние

14,9%

Приобретение

основных

средств

2,0%

Вхожден

орган

управле

52,5%

Создание

ассоциации

Приобретение пакета акций 19,2%

1,3%

Рис. 1. Структура обращений в территориальные управления по видам ходатайств (2000-2005 гг.)

Анализ ходатайств и уведомлений по содержанию обращений показывает, что наибольшая доля (52,5%) приходится на заявления от юридических лиц о вхождении в органы управления двух и более ХС. На втором месте — приобретение пакетов акций (19,2%), затем следует создание юридического лица — 14,9% (рис. 1). За последние три года наблюдается увеличение количества заявлений по поводу слияний и поглощений.

В ходе анализа поступающих обращений в территориальные антимонопольные органы отмечается усложнение структуры имущественных отношений между хозяйствующими субъектами, что происходит вследствие создания новых предприятий, переплетения директоратов, приобретения акций, основных производственных средств и др. В этих условиях государственный контроль экономической концентрации является одним из важнейших условий нормального функционирования рыночной экономики.

Обобщение данных по системе ФАС (МАП) РФ позволяет выделить следующие основные черты, присущие процедуре согласований ходатайств и уведомлений, а также процессам экономической концентрации за последние годы:

  1. Продолжается практика удовлетворения ходатайств с выставлением требований поведенческого характера. Контроль выполнения поведенческих условий является важнейшей мерой, направленной на недопущение незаконной экономической концентрации.
  2. Обращения по приобретению акций ХС преобладают среди остальных в связи с перераспределением прав собственности и стремлением инвесторов сосредоточить в своих руках контрольные пакеты акций. Значительный вес в структуре обращений имеют также заявления о создании юридических лиц и приобретения основных средств ХС.
  3. Наметилась тенденция к увеличению случаев приобретения прав, позволяющих определять условия ведения предпринимательской деятельности ХС, не основанных на участии в капитале этого субъекта (вхождение в органы управления двух или нескольких ХС).
  4. Активизировались процедуры приобретения имущественного контроля за местными производителями со стороны предприятий, работающих на рынках аналогичной продукции в других регионах.
  5. В отраслевой структуре ходатайств значительную долю занимают наиболее инвестиционно привлекательные отрасли: нефтяная, угольная, пищевая промышленность, торговля, строительство.
  6. За последние пять лет по системе ФАС (МАП) РФ рассмотрено около 100 тыс. ходатайств и уведомлений, при этом было отклонено из-за ограничения конкуренции не более 1% из них.
  7. Закономерной тенденцией является уменьшение количества дел по контролю за созданием, слиянием, ликвидацией ХС и одновременно по расширению масштабов контроля за приобретением акций (ст. 18). Причина увеличения потока согласований на покупку крупных пакетов акций — в активном перераспределении акций на вторичном рынке.

В заключение важно заметить, что процессы концентрации требуют тщательного и дифференцированного экономического анализа как с учетом общих глобальных тенденций в развитии производства, в том числе углубления международного разделения труда и транснациональной экономической интеграции, так и национальных отраслевых интересов. Задача государственного и антимонопольного регулирования в этих условиях — не допустить концентрации, направленной на вытеснение конкурентов, злоупотреблений монопольным положением с целью ограничения конкуренции через систему формальных и неформальных связей, имеющих в отечественной экономике сильные традиции.

Монопольная цена – вид цены, которая формируется не только под влиянием спроса и предложения, но также доминирования монополиста на товарном рынке. Часто является результатом негласного соглашения между крупнейшими компаниями, контролирующими рынок.

Установление завышенных продажных или заниженных закупочных цен – наиболее распространенный способ злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке. Искусственное корректирование цены достигается путем влияния на товарооборот и устранения с рынка конкурентов.

Монопольно высокая цена

Для установления адекватности ценовой политики доминирующего субъекта хозяйствования:

  • анализируют его издержки;
  • проводят сравнение с ценами на рынках со схожими параметрами:

— условиями обращения материальных благ;

— возможностями доступа для потенциальных конкурентов;

— составом участников: покупателей, посредников, продавцов;

— государственным таможенным, тарифным и налоговым регулированием.

ФАС не признает монопольно высокой цену:

  • отображающую расходы на инновационную деятельность по улучшению качества товара, минимизацию вреда экологии и подобные мероприятия (ст.13 ФЗ №135);
  • находящуюся в пределах государственного тарифа;
  • не превышающую цену, сформировавшуюся на аналогичном рынке,

установленную на бирже при соблюдении п.5 ст.6 ФЗ №135.

К необоснованно завышенным могут быть причислены только цены, превышающие:

  • совокупность расходов на изготовление и реализацию материальных благ;
  • цены, которую сформировала конкурентная среда на сопоставимом рынке.

Механизм завышения цен

Повышение необоснованно, если:

  • расходы поставщика неизменны, либо их рост несопоставим со скачком цен;
  • прежним остался состав поставщиков и заказчиков;
  • условия обращения товара не претерпели изменений.

Неснижение цен противоправно, если:

  • производственные расходы существенно снизились;
  • состав участников рынка диктует снижение цены;
  • условия обращения товара, тарифное регулирование и налогообложение способствует снижению цены.

Монопольно низкая цена товара

Заниженная закупочная цена устанавливается на уровне, который:

  • не покрывает издержек поставщиков на изготовление, транспортировку, продажу материальных благ;
  • существенно ниже цены, сформировавшейся на аналогичном рынке (ст.7 ФЗ №135).

Цена доминирующего закупщика не признается заниженной, если:

  • она установлена в пределах государственного тарифа;
  • равна или превышает цену, сформировавшуюся на аналогичных рынках;
  • ее установление не могло повлечь ограничение конкуренции.

Механизм занижения цен

Определяется как:

  • снижение ранее установленной закупочной цены в условиях, когда производственные и другие базовые расходы, состав участников рынка и условия товарооборота остались неизменными;
  • неповышение цены товара, издержки на изготовление которого существенно увеличились, а другие характеристики рынка остались неизменными либо способствуют повышению цены.

К антимонопольному регулированию можно отнести и такой контроль. Для предупреждения и пресечения монополистической деятельности ведется Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках, который начал формироваться в России с 1992 г. В него включаются хозяйствующие субъекты, доля которых превышает 35% на соответствующем рынке и которые нарушают антимонопольное законодательство. Уровень монополизации в плановой экономике был очень высоким. В процессе разгосударствления он сократился.

Число предприятий-монополистов в России за время проведения рыночных преобразований опять выросло. В 1994 г. в России насчитывалось 582 предприятия-монополиста, в 1996 г. 2,5 тыс. предприятий. Эти предприятия, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке и нарушающие антимонопольное законодательство, заносились приказами в Государственный реестр объединений и предприятий-монополи- стов России. Сейчас этот перечень переименован в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на определенном рынке товара более 35%».

Включение в Реестр означает, что предприятие автоматически попадает под контроль за деятельностью со стороны органов по таким показателям, как объем производства, удовлетворение потребности на рынке сбыта, качество выпускаемой продукции, а также под ценовое регулирование со стороны государства. Предприятия-монополисты обязаны принять к исполнению заказ на поставку продукции для государственных нужд. На них распространяется ряд ограничений в процессе приватизации и т.д.

Российская экономика имеет свою историю развития монополизма. В условиях существования командно-административной системы в СССР сложился монополизм особого рода. Он сформировался в нерыночной среде и по своему происхождению существенно отличался от монополистических отношений, выраставших из концентрации и централизации капиталов в процессе конкуренции. Монополизм пронизывал все отрасли экономики, уровни и подсистемы организации и управления. Характерной особенностью отечественного монополизма явился диктат производителя по отношению к потребителю.

Десятилетиями в СССР последовательно и настойчиво проводилась в жизнь идея, что главным условием повышения производительности труда являются специализация и концентрация производства. В 1990 г. из 1,5 тыс. наименований продукции массового промышленного потребления 900 выпускал один единственный производитель в СССР, 200 наименований — два производителя. В машиностроении 87% из около 6 тыс. наименований продукции изготовлялось на одном предприятии. На рынке химических волокон и нитей из 375 ассортиментных позиций 288 создавались предприятиями-монополистами.

Это означает, что уровень монополизации в отечественной промышленности был такой, какого в мире нигде не было и ни о какой конкуренции речи быть не могло. Высокий уровень монополизма — важнейшая особенность экономики России. Одним из результатов последовательной специализации стали длиннейшие технологические цепочки. Если, к примеру, в Германии продукт проходит до готового изделия в среднем через 4 передачи, то у нас — через 12. Таким образом, чтобы получить станок, его фактически надо было 12 раз передать из рук в руки. Если в этой технологической цепочке не работал один завод, то в ходе приватизации или перепрофилирования возникали сложные проблемы. К примеру, приватизированный завод «Автонормаль» отказался от производства гаек и болтов. В результате на предприятиях ВАЗ и КАМАЗ нарушились технологические процессы по сборке машин. Таким заводам замену в короткий срок не найдешь.

В результате либерализации цен образовались огромные разрывы в уровне цен и финансовом положении трех ведущих групп отраслей: базовых ресурсных (ТЭК, металлургия, химия), обрабатывающей промышленности (машиностроение и другие) и строительства, сельского хозяйства и легкой промышленности.

Особенности российских преобразований создали новые соотношения реального сектора экономики, торгово-посреднических и финансовых секторов.

Ожесточенная конкуренция за общественные ресурсы и доходы между секторами хозяйства привела к отсечению производительного капитала от финансового, переливу капиталов в наиболее выгодные сферы торгового посредничества и финансовые операции.

Спросовые ограничения и жесткая макроэкономическая политика заставили российские предприятия ощутимо почувствовать давление конкуренции. Однако ее нельзя было назвать ни совершенной, ни эффективной. В большинстве случаев мы имеем дело с монополистической конкуренцией, широко практикуется при этом недобросовестная конкуренция, нередки и криминальные ее формы. После дефолта 1998 г. формирование конкурентной среды в реальном секторе экономики значительно улучшилось.