Медицинский учет

Утилизация медицинского оборудования, которое отслужило, — обязательная мера. Во многих устройствах для диагностики и лечения заболеваний содержатся вещества, опасные для людей и окружающей среды. Их необходимо извлечь и обезопасить, чтобы не навредить экологии.

За вывоз старых медицинских приборов на свалку законодательством предусмотрен штраф, который могут наложить на организацию и ответственных лиц. У компаний, принимающих у медучреждений отработавшую технику, должна быть лицензия на утилизацию.

Схема утилизации приборов медицинского назначения в бюджетных организациях

Медтехника – это обширный перечень технических средств для диагностики, лечения, перевозки больных, обеспечения нормальных условий работы персонала.

К наиболее опасному относится оборудование, в котором имеются источники ионизирующего облучения – аппараты УЗИ.

Главные требования

Вся медицинская техника, используемая в бюджетных мед. организациях, находится на балансе предприятий. Чтобы её утилизировать, нужно придерживаться таких нормативных актов:

  • Приказ, изданный Росздравнадзором 30.06. 09 за № 522;
  • гигиенические требования;
  • требования СанПиНа.

Согласно перечисленным документам, сотрудники, работающие в медицинской бюджетной организации, не имеют права осуществлять самостоятельную разборку сломавшегося или устаревшего медоборудования. Администрации больниц и поликлиник обязаны взаимодействовать со специальными компаниями, прошедшими процедуру получения лицензии и уполномоченными законом заниматься утилизацией оборудования медицинского назначения.

Важно: Медоборудование, используемое в больницах и поликлиниках, содержит бактерии, болезнетворные вирусы, биологические отходы, радиоактивные и тяжёлые металлы. Если не соблюдать предписания, могут распространиться опасные заболевания.

Медоборудование утилизируется как и оргтехника. Руководители медучреждений обязаны сотрудничать с перерабатывающими компаниями, условия сотрудничества должны быть оговорены в заключённых договорах.

Надзор и предоставляемые услуги

Процедура списания и утилизации медицинского оборудования должна проходить под надзором специальных органов.

В перечень услуг, предоставляемых перерабатывающими утиль компаниями, входит следующее:

  • упаковка отслужившей техники;
  • дезинфекция;
  • транспортировка в цеха, где будут осуществляться демонтаж и переработка;
  • утилизация.

Как проходит процесс списания отслужившего оборудования?

Устаревшие или пришедшие в негодность аппараты необходимо грамотно перерабатывать. Не допускается даже их самостоятельный демонтаж.

Алгоритм списания такой:

  1. Аппаратура списывается и снимается с баланса предприятия.
  2. С исполнителем после проверки наличия у него лицензии заключается договор.
  3. Оборудование разбирается с соблюдением всех требований и норм безопасности.
  4. Устройства упаковываются в специальную упаковку.
  5. Оборудование вывозится в организацию, которая будет осуществлять его утилизацию.
  6. Техника разбирается. Материалы сортируются по видам.
  7. Металл, пластик и резина отправляются на дальнейшую утилизацию на перерабатывающие предприятия.
  8. Опасные предметы обеззараживаются и увозятся на специальные полигоны.
  9. Драгоценные и цветные металлы сдаются в перерабатывающие компании.
  10. Медучреждение получает оплату за ценный утиль.

Ещё до начала процедуры исполнитель оговаривает с заказчиком смету и нюансы. По окончанию процесса медицинская организация отчитывается в Росимущество и Росздравнадзор.

Как происходит процесс утилизации в зависимости от вида мед. оборудования?

Отходы мед. учреждений имеют различные степени опасности. В документе «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» они разделены на 5 классов опасности:

  • А. Безопасные. Сюда относятся мебель, упаковки, канцелярские принадлежности и т. п.
  • Б. Эпидемиологически опасные. Это предметы, которые контактировали с биологическим материалом или биологический материал.
  • В. Чрезвычайно эпидемиологически опасные. Данная категория способна привести к опасным эпидемиологическим ситуациям.
  • Г. Токсически опасные. Сюда относятся ртутьсодержащие предметы и оборудование.
  • Д. Радиоактивные. В состав таких отходов входят радионуклиды.

Перед утилизацией исполнитель должен определиться с классом опасности оборудования и действовать в соответствии с требованиями нормативных актов.

Всегда ли требуется лицензия на утилизацию мед. оборудования?

Лицензия требуется тогда, когда речь идёт об отработавших агрегатах, способных причинить вред окружающей среде и живущим в ней организмам. Так отсасыватели, гемоанализаторы и эндоскопы, относящиеся к группе Б, обеззараживаются и уничтожаются как обычный утиль. Для их переработки лицензия не требуется.

Не понадобится документ и при утилизации оборудования, относящегося к классу В. Сюда входят мебель и ламинарные шкафы, которыми комплектуют противотуберкулёзные отделения.

Лицензия обязательна, когда требуется утилизация оборудования, относящегося к классам опасности Г и Д. Допуск к работе могут получить только те организации, в лицензии которых имеется 2 кода:

  • 38.22 – право на утилизацию опасных отходов;
  • 38.21 – право на переработку продукции, непредставляющей опасности.

Компании, наделённые правом утилизировать медицинское оборудование, используют в работе специальные технологии, позволяющие полностью обезопасить отходы.

Сколько стоят вывоз и утилизация оборудования медицинских учреждений?

Компаний, занимающихся переработкой оборудования, в России немало. Каждая организация ищет партнёров, которые помогут ей грамотно и в рамках закона избавляться от вышедшей из строя или устаревшей техники. Расценки зависят от таких факторов:

  • регион;
  • компания-утилизатор;
  • особенности заключаемого договор;
  • характеристики утилизируемого оборудования.

Дешевле обращаться непосредственно в организацию, занимающуюся утилизацией. Так можно избежать трат на услуги посредников, которые не всегда добросовестны и, взяв предоплату, могут сорвать сроки договора.

Цены на переработку начинаются от 50.00 рублей за один предмет.

Бесплатная утилизация

Если работать без участия посредников, переработка медицинских отходов может быть бесплатной и даже прибыльной. Медицинское оборудование содержит много дорогих компонентов, которые могут быть использованы вторично. Правильно заключив договор с перерабатывающей организацией, можно избежать трат на разборку, транспортировку и переработку отслужившей техники.

Медицинские приборы могут причинить вред окружающей среде. Важно ответственно относиться к их утилизации и не допускать попадания опасных веществ на свалки.

Правительство РФ и подведомственные ему организации разработали схему утилизации отслужившей мед. техники. Все руководители больниц и поликлиник обязаны придерживаться нормативных документов. Компании, занимающиеся переработкой оборудования, способного причинить вред среде, должны иметь соответствующую лицензию.

Какой порядок налогового и бухгалтерского учета приобретения аптечек для оказания первой помощи? Какие особенности учета, если впоследствии расходы на приобретение аптечек возмещаются за счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ? Разберемся в практических аспектах учета подобных расходов и доходов.

Начнем с того, что наличие медицинской аптечки обязательно для всех организаций, независимо от осуществляемых видов деятельности. В соответствии со ст.163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в том числе, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Условия труда представляют собой совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. В силу ст. 209 ТК РФ охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

📌 Реклама

Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое (ст.223 ТК РФ).Таким образом, независимо от наличия вредных производственных факторов, работодатель обязан иметь аптечки в организации.

Источником приобретения медицинских аптечек могут быть собственные средства организации, а также средства ФСС РФ в счет финансового обеспечения предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

📌 Реклама

Бухгалтерский учет

Согласно п.7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г.№92н), бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету, отражаются как возникновение целевого финансирования. Суммы целевого финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний включаются в состав прочих доходов (абз.3 п.9 ПБУ 13/2000). Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены (п.9 ПБУ 13/2000).

Операции по приобретению медицинских аптечек с последующим возмещением расходов за счет средств ФСС РФ отражаются в бухгалтерском учете записями:

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма, в рублях

Приняты к учету медицинские аптечки

100 000

Отражен «входной» НДС

10 000

Принят НДС к вычету

10 000

Погашена задолженность поставщику

110 000

Медицинские аптечки переданы в соответствующие подразделения организации

20,23,25,26,44

100 000

Отражена сумма финансирования на осуществление предупредительных мероприятий (на основании полученного разрешения от ФСС РФ)

100 000

Отражено уменьшение задолженности страховых взносов на сумму осуществленных расходов

100 000

Отражена сумма целевого финансирования по приобретенным аптечкам в составе доходов будущих периодов

100 000

Средства целевого финансирования признаются в составе доходов будущих периодов в момент принятия к учету аптечек с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске (передаче) аптечек в производственные подразделения организации.
Отражено отнесение доходов будущих периодов в состав прочих доходов

100 000

Штраф за отсутствие (неукомплектацию) аптечек

И в завершении статьи напомним, что отсутствие в организации аптечки первой помощи, равно как и ее неукомплектация, могут привести к административной ответственности. 📌 Реклама

Например, в одном из решений Московского городского суда от 12.12.2014 г. №7-9197, организация была признана виновной в нарушении требований Перечня №169н с наложением штрафа в 50 000 рублей (п.1 ст. 5.27 КоАП РФ). Аналогичное решение вынесено и в постановлении АС Московского округа от 27.04.2015 г. №А41-15774/2014.

Медицинский инструментарий с помощью которых врач хирург совершенствует методы хирургического операционного вмешательства. С помощью инструментария медицинского выполняются необходимые операции хирургического вмешательства: разделение тканей, как
мягких, так и костных, удаление пораженных участков ткани, манипуляции, связанные с созданием удобного доступа к оперируемому участку, введения лекарств и тампонов, сшивания тканей и др.
Каждый медицинский инструмент разделяеться на три части: 1) рабочую (функциональную) часть – ту часть, которая непосредственно выполняет работу; 2) манипуляционную или приводную (управляющую) часть – ту часть, за которую его удерживает врач; 3) промежуточную часть – ту часть,
которая соединяет рабочую и манипуляционную части или передает движение от второй к первой части.
Рабочая часть инструмента медицинского имеет форму и размеры, позволяет выполнить необходимый прием.
Манипуляционная часть медицинского инструмента имеет такие формы и размеры, которые обеспечивают наибольшие удобства без больших усилий выполнения приема с помощью инструмента.
Инструменты по общим качественным признакам разделяются на:
1) активные – предназначенные для разделения и отделения тканей, а также для проведения уколов;
2) пассивные – предназначенные для оттеснения, удержания, раздвигания тканей и других манипуляций с ними без повреждения тканей;
3) вспомогательные – инструменты, не соприкасающиеся с живыми тканями и предназначенные для манипуляций с активными инструментами и материалами, тампонами, салфетками и др.
Требования к качеству медицинского хирургического инструментария
Активные инструменты должны хорошо разделять и отделять ткани, давать ровный хороший разрез, но не рвать и не дробить ткани, т.е. не наносить дополнительную травму.
Пассивные инструменты должны выполнять свои задачи (оттеснять, раздвигать, удерживать ткани), не должны повреждать и травмировать ткани, должны быть щадящими по отношению к тем органам, для работы с которыми они предназначены.
При дезинфекции и стерилизации медицинские инструменты не должны терять своих качеств при выполнении процедур , не подвергаться коррозии.
При хирургических вмешательствах медицинские инструменты должны быть устойчивы к воздействию «агрессивных сред» (кровь, экссудаты) в отношении коррозии. Материал инструментов не должен выделять каких-либо агентов, которые могут оказать вредное воздействие на ткани живого
организма и на организм в целом. Поверхности медицинских инструментов должны быть гладкими, без выступающих углов и частей, которые могли бы рвать хирургические перчатки, царапать и повреждать кожу рук оператора.

При обследовании беременной женщины применяют, кроме влагалищных зеркал, специальные инструменты: тазомер и акушерский стетоскоп. Тазомер представляет собой циркуль с изогнутыми браншами. Степень раскрытия циркуля отмечается на шкале, прикрепленной к одной из ножек циркуля. С помощью этого инструмента определяют размеры большого таза, наружную конъюгату, размеры головки плода и новорожденного. Для измерения выхода из малого таза (поперечного его размера) применяют тазомер с перекрещивающимися браншами. Для выслушивания сердцебиения, движений плода в акушерстве используют особой формы стетоскоп с широким раструбом.

Языкодержатель: инструмент для захватывания, вытягивания и удерживания языка при хирургических операциях, представляющий собой зажим с кремальерой и губками различной формы.

Языкодержатель: инструмент для захватывания, вытягивания и удерживания языка при хирургических операциях, представляющий собой зажим с кремальерой и губками различной формы.

Языкодержатель для взрослых предназначен для захвата и удержания языка взрослого человека.

  • Языкодержатель для взрослых — инструмент для захватывания, вытягивания и удерживания языка при хирургических операциях, представляющий собой зажим с кремальерой и губками различной формы.
  • Производится из нержавеющей стали.