Крупные предприятия

ЭКОНОМИКА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ MICROECONOMICS AND ECONOMICS OF ENTERPRISES

Вестник Челябинского государственного университета.

2017. № 5 (401). Экономические науки. Вып. 57. С. 104—113.

УДК 334.722

ББК У290.32

ПРЕДПРИЯТИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА РОССИИ: АНАЛИЗ В РАЗРЕЗЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ1

В. И. Бархатов, И. А. Белова, Д. С. Бенц

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Цель статьи заключается в анализе распределения российских предприятий крупного бизнеса по федеральным округам, а далее и по субъектам РФ. Показана неоднородность и неравномерность распределения крупных предприятий в географическом пространстве России. Установлены существенные отличия в доле продаж крупных предприятий и среднего размера выручки от реализации в рамках каждого субъекта РФ. Информационной базой исследования выступают данные бухгалтерской и налоговой отчетности крупных российских предприятий в разрезе федеральных округов за 2015 г Данные предоставлены лидером в сфере информационного обеспечения — «Первым Независимым Рейтинговым Агентством». Результаты, полученные в данном исследовании, будут выступать базисом для дальнейших научных изысканий в этой плоскости и, в частности, позволят провести анализ отраслевой структуры крупного бизнеса России, оценить значимость крупного бизнеса для российской экономики и его вклада в экономический рост и развитие регионов.

Ключевые слова: крупный бизнес, распределение крупного бизнеса, пространственное размещение, крупные российские предприятия, федеральный округ.

На сегодняшний день выход российской экономики из состояния застоя, ее дальнейший рост и развитие напрямую зависят от активности предпринимательского сектора. Об этом говорят как экономисты-теоретики, так и представители реального бизнеса. Экономическая наука изобилует теориями о важности бизнеса, в том числе крупного, для любой национальной экономики. О развитии крупного бизнеса в России, проблемах его функционирования, его значимости для нашей экономики написано немало работ. При этом общепризнанного определения крупного бизнеса, конкретизации его признаков до сих пор не существует, как нет и четких критериев отнесения российских предприятий к крупному бизнесу.

Я. Ш. Паппэ и Я. С. Галухина провели комплексное исследование российского крупного бизнеса. В частности, пояснили понятие «крупный бизнес», разграничив при этом термины «крупное производство» и «крупное предприятие». К крупному бизнесу эти авторы относят экономические субъекты, которые в процессе функционирования оказывают существенное вли-

1 Исследование выполнено на средства гранта Фонда перспективных научных исследований Челябинского государственного университета.

яние на национальную экономику в целом либо на ее сектора; крупный бизнес считают каркасом экономической системы, его движущей силой. Также они систематизировали формы существования крупного бизнеса в России, к числу которых отнесли интегрированную бизнес-группу, компанию, независимое предприятие.

Перспективы развития российского крупного бизнеса Н. М. Тюкавкин связывает с цикличностью экономических явлений и процессов, что, в свою очередь, позволяет определять сроки подъема и спада деловой активности крупного бизнеса, вплоть до его полной ликвидации. Отличной точки зрения придерживается Г. Н. Макарова , которая считает крупный российский бизнес фактором, ограничивающим экономический рост.

Этапы территориального развития крупного бизнеса в России, характер его проникновения в регионы, сравнительный анализ функционирования крупного бизнеса в субъектах РФ и их влияние на экономику исследованы Н. В. Зубаревич . Неравномерность размещения предприятий крупного бизнеса по регионам России раскрыта А. Г. Сапожниковой . Интеграция крупного и малого бизнеса как фактор экономического роста отражены Г. В. Сысоевым , С. А. Миро-

седи и В. Т. Трофимовым , А. А. Кизимом и З. Б. Вафаевым .

Малый и средний бизнес также выступает важным драйвером развития экономики России, однако его возможности использованы далеко не полностью, что раскрыто в работах В. И. Барха-това и коллег .

Влияние бизнеса на экономический рост регионов Латвии исследовали Г. Круминьш и коллеги . Оценка текущего состояния крупного бизнеса в Казахстане раскрыта А. К. Кирдасиновой и коллегами . Анализ факторов, оказывающих влияние на успешное функционирование бизнеса в отдельных сферах деятельности в Литве изучено Н. Лангвинине и И. Дауноравичуте .

Часть экономического сообщества придерживается мнения о невмешательстве государства в функционирование крупного бизнеса. Другая же часть, наоборот, считает, что бизнес должен подвергаться государственному регулированию. Влияние реформ регулирования бизнеса на экономический рост в 172 странах изучено Дж. И. Хайдаром ; результате этого исследования установлено, что в среднем каждая реформа, направленная на регулирование бизнеса, способствует росту ВВП на 0,15 %. Кроме того, С. Джанков и коллеги , Дж. И. Хайдар показывают, что обременительные процедуры регулирования бизнеса отрицательно сказываются на экономическом росте.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили аналитические и обзорные статьи в области изучения проблем функционирования крупного, среднего и малого бизнеса, их значимости и влияния на экономический рост, интеграции малого и крупного бизнеса как ключевого фактора экономического роста в современных условиях. Информационной базой исследования

выступают данные бухгалтерской и налоговой отчетности крупных российских предприятий в разрезе федеральных округов за 2015 г. Данные предоставлены лидером в сфере информационного обеспечения — «Первым Независимым Рейтинговым Агентством».

В качестве методического инструментария применены общенаучные методы экономической науки, включая методы графического и сравнительного анализа, синтеза, индукции, дедукции, системного подхода.

Информационной базой исследования выступают крупные предприятия России. Опираясь на критерии отнесения к крупным предприятиям «МСП Банка», под крупным предприятием понимаем предприятия с годовой выручкой, превышающей максимально допустимое значение, установленное Правительством РФ для отнесения предприятий к числу средних. Таким образом, критерием отбора стали предприятия с выручкой от реализации товаров, работ, услуг более 2 млрд р. Выборка составила 8894 крупных предприятия по всей России. С учетом заданного критерия распределение предприятий крупного бизнеса по федеральным округам представлено в табл. 1 и на рис. 1.

Анализ табл. 1 и рис. 1 позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, наблюдается неравномерность пространственного размещения крупных предприятий по России: более 50 % сосредоточено в ЦФО, административным центром которого является Москва. Распределение остальных 49 % крупных предприятий по округам также отличается неоднородностью и неравномерностью. Выявляется некоторая закономерность: степень концентрации крупных предприятий в округе снижается вследствие его территориального отдаления от центра. Во-вторых, площадь

Таблица 1

Предприятия крупного бизнеса в разрезе федеральных округов России в 2015 г.

Федеральный округ (краткое название) Число предприятий выручка от продаж, тыс. р. Доля в продажах, %

Северо-Западный (СЗФО) 1137 14 724 808 584 11,0

Центральный (ЦФО) 4493 81 087 524 884 60,6

Приволжский (ПФО) 1079 11 452 680 160 8,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Южный (ЮФО) 513 5 380 508 820 4,0

Уральский (УФО) 637 11 622 438 094 8,7

Сибирский (СФО) 639 6 721 014 692 5,0

Дальневосточный (ДВФО) 292 2 021 129 731 1,5

Северо-Кавказский (СКФО) 104 738 689 105 0,6

Итого 8894 133 748 794 070 100

Рис. 1. Пространственное размещение крупных предприятий в Российской Федерации в 2015 г.

территории округа не влияет на количество крупных предприятий. Большая их часть сосредоточена в ЦФО, СЗФО, ПФО, хотя размер занимаемой площади каждого из этих округов меньше УФО, СФО и ДВФО. В-третьих, доля продаж крупных предприятий округа в общем объеме продаж всех крупных предприятий уменьшается вследствие снижения ‘числа крупных предприятий. Исключение составляет лишь УФО, где число субъектов крупного бизнппплишь на два меньше, чем в СФО, а до ля продаж при этом больше на 3,7 %.

Такая картина распределения крупных предприятий по федеральным округам невольно приводит к мыс ли о том, что весь крупный бизнес сосредоточен в центрз, е аса! периферии в таком случае должны доминировать и развиваться малые и средние предприятия, отражающие специфику каждого реку-па. Но так лн ото на самом деле? Насколько такое распределение будет способствовать достижени благосостояния регионов и его экономическому росту? Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти в дальнейших наших исследованиях.

Далее более подробно рассмотрим распределение крупных предприятий в рамках каждого федерального округа в разрезе субъектов РФ. Распредеоесое продпоиссий крупсого би^1^есс в Центральном федеральном округе вй01б г. пплД» ставлено на рис. 21.

Особенностью распределения крупных предприятий в ЦФО является концентрация более

1 На рис. 2—9: размер «пузырька» соотносится с числом кру иных предприятий в регионе.

67 % крупных предприятий округа в Москве с долей продаж около 84 %. Около 9 % продаж округа обеспечивается предприятиями, функционирующими в Московской области. Несмотря на разнящееся число крупных предприятий (о чем свидетельствуют размеры «пузырьков» на рис. 2) в Белгородской, Воронежской, Калужской и Липецкой областях, доля их продаж находится примерно на одном уровне — 1 %. Во всех остальных 12 субъектах, входящих в ЦФО, доля продаж в округе менее 0,8 %, поэтому они не отражены на рис. 2. Что касается среднего размера выручки в данном округе, то наибольшее его значение достигнуто крупными предприятиями в Москве. Это говорит о том, что в данном регионе сконцентрировано не только большое число предприятий, но и доля предприятий с наибольшей выручкой от реализации.

Распределение предприятий крупного бизнеса в Северо-Западном федеральном округе в 2015 г. представлено на рис. 3.

В СЗФО наблюдается ситуация, аналогичная ЦФО. Наибольшее число крупных предприятий, а именно 66 %, сконцентрировано вСанкт-Петербурге с долей продаж около 72 %. Около 9 % родаж округа обеспечивается предприятиями, функциошфУюЩими в Ленинградсаой области, 5,4 % — ы Хеспеблике Коми, около 14 % крупных предприятий СЗФО распределены по остальным 7 субъектам. Наибольший средний размер выручи, несмотря на небольшое число крупных предприятий, наблюдается в Республике Коми, а не в административном центре округа, как в ЦФО.

30 000 000

а 25 000 000

и .о

О. •О т о.

20 000 000

15 000 000

Липецк

¡^ Калужская_обл<

Москва

ая область

I Ч

и

10 000 000 5 000 000 I-о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Белгородская область

Московская область

Воронежская область

20,0

40,0

60,0

80,0

100,0

-20,0 0,

-5 000 000 «

Доля в продажах округа, %

Рис. 2. Распределение предприятий крупного бизнеса в Центральном федеральном округе в 2015 г.

и л

О. •й т о.

ш Ш

т го

5 I Ч

и

30 000 000

25 000 000

20 000 000

15 000 000

10 000 000 Архангельская область Новгородская область

5 000 000

Республика Коми

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Санкт-Петербург

Вологодская область

Мурманская область

Ленинградская область

Калининградская область

Республика Карелия сковская область

-20,0 -10,0

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 Доля в продажах округа, %

60,0 70,0 80,0 90,0

Рис. 3. Распределение предприятий крупного бизнеса в Северо-Западном федеральном округе в 2015 г.

Отличительной чертой территориальной концентрации крупных предприятий в ЦФО и СЗФО является существенный перекос в сторону административных центров этих округов с последующим неоднородным распределением по оставшимся субъектам в округе.

Оаспределение предприятий крупного бизнеса в Приволжском и Сибирском федеральных округах в 2015 г. представлено на рис. 4 и 5 соответственно.

Анализ рис. 4 и 5 позволяет выявить ряд общих закономерностей размещения крупных пред-

приятий в анализируемых округах. В частности, необходимо отметить их более равномерную концентрацию по р егионам, как по числу предприятий, так и по доле продаж из округе. Кроме то го, общим для этих двух округов в отличие от ЦФО и СЗФО является концентрация крупных предприятий не в административных центрах, а в других регионах, которые являются наиболее привлекательными для крупного бизнеса. Наибольшие средюпе размеры выручки крупных предприятий по обоим округам колеблются в диапазоне 1 000 000 — 1 8Р0 ОООтыс. р. СущеСтвСниые различия по птип округам заключаютея лишт в домишгсовтиии числа крупных предприятий ПФО над СФО (ЧЯ7О против 639).

Распределение предпримрий крупного бизнеса в Южном, Уральском и Северо-Кавказском федеральных округах в 2015 г. представлено на рис. 6, 7, 8 соответственно.

Анализ рис. 6—8 позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, концентрация наибольшего числа предприятий с наибольшей доиея продаж наблюдается в только одном регионе в каждом из трех округов. Во-вторых, распределение крупных предприятий все так же неоднородно в остальных регионах этих округов. В-третьих, только в одном федеральном округе, а именно в УФО, наблюдается отсутствие крупных пред-

приятий в двух субъектах округа (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). В-четвертых, в Тюменской области УФО наблюдается наибольший средний размер выручки по сравнению со всеми анализируемыми округами России. В-пятых, несмотря на существенную разницу в концентрации числа крупных предприятий в ЮФО и УФО над СКФО (513, 637 и 104 соответственно), характер распределения этих предприятий внутри округа одинаковый.

Распределение предприятий крупного бизнеса в Дальневосточном федеральном округе в 2015 г. представлено на рис. 9.

Анализ рис. 9 позволяет констатировать более равномерное распределение крупных предприятий по регионам в рамках округа. При этом средние размеры выручки большинства регионов (исключение составляет Чукотский автономный округ) находится на одном уровне, попадая в диапазон 6 000 000—8 000 000 тыс. р. Кроме того, все регионы имеют долю продаж более 4,5 %, чего нельзя сказать о других округах, где вариация доли продаж существенно выше.

Результаты исследования позволяют сделать рядвыводов. Во-первых, круп-

ных гредпрюгвий в географическом пространстве России носит неоднородный и неравномерный характер. Большая часть крупных предприятий

р

Q. •О m

о.

ш %

го о. S

I Ч ш о.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

18 000 000

16 000 000

14 000 000

12 000 000

10 000 000

Республика Башкортостан

Оренбургская чресстп

О ,

Пермский крс

Удмуртия

Нижегородская

чттсстп

8 000 000 Республика Мсрий Эе 6 000 000 Республика Мордовия 4 000 000

РССПУ1

2 000 000

О

Ссрсрскся область

.Саратовская область

Республика Татарстан

Ульяновская область

а Кировск

1 ^ А

Пензенс

сп уТли^ Чувашия

Кировская чTессть Пензенская область

-5,Р

Р,Р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5,Р ДР,Р Д5,Р

Доля в продсжсх округа, %

2Р,Р

25,Р

3Р,Р

Рис. 4. Распределение предприятий крупного бизнеса в Приволжском федеральном округе в 2015 г.

Рис. 5. Распределение предприятий крупного бизнеса в Сибирском федеральном округе в 2015 г.

О. •О

т а

л о.

I Ч

и

20 000 0000 18 000 000 16 000 000 14 000 000 12 000 000

10 000 000

8 000 000

Забайкальск 6 000 000

4 000 000

Кемеровская область

Республика Бурятия

Новосибирская область

■Республи ка Алтай 2 000 000 Республика Тыва—

I-0 -I-1-

-5,0

0,0 5,0 10,0 15,0 20,0

Доля в продажах округа, %

25,0

30,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35,0

и .о

О. Л

т а

си Ш

л

у.

(Ц О.

и

20 000 000 18 000 000 16 000 000 14 000 000 12 000 000 10 000 000 8 000 000 6 000 000 4 000 000

Астраханская область

а

Краснодарский край

Волгоградская область

Республика Крым

а 0Р

Ш

Ростовская область

Республика Адыгея 2 000 000 Йвастополь-

■ 0

-1а,а

а,а

1а,а

5а,а

ба,а

2а,а за,а 4а,а Доля в продажах округа, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 6. Распределение предприятий крупного бизнеса в Южном федеральном округе в 2015 г.

7а,а

сконцентрирована в ЦФО (около 51 %). Выявляется некоторая закономерность, касающаяся того, что степень концентрации крупных предприятий в округе снижается вследствие его уерранорхаль-ного отдаления от центра. При этом площадь территории округа не оказывает влияния на количество крупных предприятий. Во-вторых, крупные

предприятия присутствуют в 83 субъектах РФ. Исключение составляют лишь Ханты-Мансий-скийи Ямало-Ненецкий автономные округа, входящие в УФО. В-третьих, концентрация крупных предприятий является наибольшей в административных центрах только трех федеральных округов (ЦФО, СЗФО, СКФО). В-четвертых, более

*

О. •й т

Л 01 Ш

(О (б Л >5

I Ч

01 а и

35 000 000 30 000 000 25 000 000 20 000 000 15 000 000 10 000 000 5 000 000

Тюменская область

Челябинская обл

—област^^—

Свердловская

область

Курганская область

-10,0

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 Доля в продажах округа, %

60,0

70,0

80,0

Рис. 7. Распределение предприятий крупного бизнеса в Уральском федеральном округе в 2015 г.

ю >

о. и •О

у.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о. с ш о.

ч

л

I Ч V о.

и

12 000 000

10 000 000

8 000 0000

6 000 0000

Республика Се верь ая Осетия — Алания

4 000 000

Республика Дагестан

2 000 000

Ставропольский край

Кабардино-Балкарская Республика

НИ| \ Чечен

Карачаево-Черкесская Республика

Чеченская Республика

Республика Ингушетия

-20,0 -10,0 0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0 90,0

Доля в продажах округа, %

Рис. 8. Распределение предприятий крупного бизнеса в Северо-Кавказском федеральном округе в 2015 г.

равномерное распределение крупных предприятий в рамках округа наблюдается лишь в трех федеральных округах: ПФО, СФО, ДВФО. Существенная дифференциация в распределении крупных предприятий свойственна ЦФО и СЗФО. В-пятых, доля продаж крупных предприятий округа в общем объеме продаж всех крупных российских предприятий уменьшается вследствие снижения числа крупных предприятий.

Среди причин, объясняющих такое неравно-мерноераспределениекак пофедеральнымокру-гам, так и по регионам в рамках каждого округа, можно назватьследующие. В первую очередь это различные инвестиционные возможности и инвестиционный климат территории. Концентрация крупного бизнеса будет выше в том регионе, для которого свойственны наиболее благоприятный инвестиционный климат и экономический по-

14 000 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

si 12 000 000

г- 10 000 000

& 8 000 000

.о m о.

¡5 6 000 000

>5 4 000 000

5 I Ч

£ 2 000 000

М

Чукотский автономный округ

Амурская область

>гаданская область

Сахалинская область

Камчатский край

Республика Саха (Якутия)

Хабаровский край

Приморский край

-5,0

0,0 5,0 10,0 15,0 20,0

Доля в продажах округа, %

25,0

30,0

35,0

Рис. 9. Распределение предприятий крупного бизнеса в Дальневосточном федеральном округе в 2015 г.

тенциал. Кроме того, особую роль в концентрации крупного бизнеса в том или ином регионе играет отраслевая структура экономики региона, наличие сырьевых ресурсов и открытие их новых месторождений, благоприятные природно-климатические условия, стабильность социально-политической ситуации, развитие рыночной инфраструктуры, наличие эффективной стратегии

социально-экономического развития региона и др.

Результаты, полученные в данном исследовании, будут выступать базисом дальнейших научных изысканий в этой плоскости. В частности, они позволят провести анализ отраслевой структуры крупного бизнеса России, оценить его значимость для российской экономики и его вклада в экономический рост и развитие регионов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

4. Djankov, S. Regulation and growth / S. Djankov, C. McLiesh, R. Ramalho // Economic Letters. — 2006. — No. 92 (3). — P. 395—401.

6. Haidar, J. I. Investor protections and economic growth / J. I. Haidar // Economic Letters. — 2009. — No. 103 (1). — P. 1—4.

13. Мироседи, С. А. Интеграция малого и крупного бизнеса в России / С. А. Мироседи, В. Т. Трофимов // Вопр. экон. наук. — 2007. — № 1 (23). — С. 48—50.

17. Тюкавкин, Н. М. Перспективы развития крупного бизнеса / Н. М. Тюкавкин // Вестн. Самар. гос. ун-та. — 2013. — № 10 (111). — С. 95—101.

Сведения об авторах

Бархатов Виктор Иванович — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. ieo-science@csu.ru

Белова Ирина Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. belova@csu.ru

Бенц Дарья Сергеевна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. benz@csu.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2017. No. 5 (401). Economic Sciences. Iss. 57. Рp. 104—113.

LARGE SIZED ENTERPRISES IN RUSSIA: ANALYSIS OF FEDERAL DISTRICTS

V.I. Barkhatov

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. science@csu.ru

I.A. Belova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia.belova@csu.ru

D.S. Benz

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia.benz@csu.ru

Keywords: big business, big business distribution, spatial distribution, larger Russian enterprises, federal district.

4. Djankov S., McLiesh C., Ramalho R. Regulation and growth. Economic Letters, 2006, no. 92 (3), pp. 395—401.

6. Haidar J.I. Investor protections and economic growth. Economic Letters, 2009, no. 103 (1), pp. 1—4.

1. Классификация предприятий

Существует несколько видов классификаций предпринимательства.

Основными признаками классификации предприятий являются:

1) отраслевая и предметная специализация;

2) структура производства;

3) размер предприятия.

Главными считаются отраслевые различия выпускаемой продукции. По этой классификации предприятия делятся на:

1) промышленные;

2) сельскохозяйственные;

3) предприятия транспорта, связи, строительства.

Промышленность традиционно делят на две большие отраслевые группы: добывающая и перерабатывающая промышленность. В свою очередь, перерабатывающая промышленность делится на отрасли легкой, пищевой, тяжелой промышленности и т. д.

На практике редко встречаются предприятия, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как правило, большинство из них имеют межотраслевую структуру. В связи с этим предприятия делятся на:

1) узкоспециализированные;

2) многопрофильные;

3) комбинированные.

Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготовляют ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства. К многопрофильным относят предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения – чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве. Комбинированные предприятия чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве. Суть комбинирования производства состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем и в следующий вид.

Наиболее сложной формой комбинирования производства является комплексное использование сырья для изготовления продукции, различной по структуре и химическому составу, когда на основе одного и того же сырья на предприятии производится продукция, различная по характеристикам, назначению и технологии изготовления.

Группировка предприятий по размеру предприятия получила наиболее широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на три группы: малые (до 50 занятых), средние (от 50 до 500 (реже до 300)) и крупные (свыше 500 занятых). При отнесении предприятия к одной из групп могут использоваться следующие показатели:

1) численность работающих;

2) стоимость выпущенной продукции;

3) стоимость основных производственных фондов.

Единого международного стандарта дифференциации предприятий, деления их на малые, средние и крупные не существует. Все зависит от конкретной ситуации, уровня развития, типа экономики, ее отраслевой структуры. В основном применяется классификация по численности работников с дифференциацией по отраслям экономики.

К малым предприятиям в промышленности, строительстве и на транспорте стали относить предприятия с численностью работников до 100 человек, в сельском хозяйстве – до 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании – до 30 человек, в прочих отраслях – до 50 человек. При этом к среднегодовой численности работников добавляется среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия. Эти критерии (с учетом мировой практики) являются условными критериями деления предприятий по размеру.

По сфере деятельности подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы.

По характеру потребляемого сырья они делятся на предприятия добывающей промышленности и предприятия обрабатывающей промышленности.

По формам собственности предприятия подразделяются на государственные, муниципальные, частные, кооперативные и т. д.

По масштабам предпринимательской деятельности предприятия можно подразделить на следующие виды:

1) индивидуальное предприятие: любая созидательная деятельность одного человека и его семьи;

2) коллективное предприятие.

По времени работы в течение года подразделяются на предприятия круглогодичного действия, предприятия сезонного действия.

По уровню специализации предприятия делятся на:

1) специализированные – данные предприятия выпускают определенную номенклатуру продукции;

2) универсальные – эти предприятия изготавливают широкий спектр продукции;

3) смешанные – данные предприятия занимают промежуточное место между специализированными и универсальными предприятиями.

По степени автоматизации производства предприятия разделяются на автоматизированные, частично автоматизированные, механизированные, частично механизированные, машинно-ручные и ручные.

По характеру деятельности предприятия бывают:

1) некоммерческие – не связанные с продажей продукции ради обогащения (благотворительная деятельность);

2) коммерческие – предприятия, приносящие доход. Этот вид занятий принято называть бизнесом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Л.Д. Ревуцкий, к.т.н., с.н.с., внештатный эксперт информационного агентства «ИВИС»,
г. Москва

Классификация и идентификация по размеру сравнительно небольших предприятий и компаний России устанавливается законом РФ № 209 — ФЗ от 24.07. 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» с поправками, введенными в действие с 01 августа 2016 года .

Указанным Законом с соответствующими поправками предусмотрена классификация по размеру и идентификация микропредприятий, а также малых и средних предприятий и компаний.

Для таких объектов предусмотрены три числовых критерия их идентификации (два основных и один дополнительный): численность сотрудников (персонала), объём годовой выручки и/или балансовая стоимость активов в особых случаях.

Параметры установленных критериев по микропредприятиям: численность сотрудников — не более 15 чел., годовая выручка от продажи продукции, работ и/или услуг — до 120,0 млн. руб. включительно, без учёта НДС.

До 01 августа 2016 года законодательно установленные критериальные объёмы годовой выручки для микропредприятий, малых и средних предприятий были в два раза ниже, т.е. 60,0; 400,0 млн. руб. и 1,0 млрд. руб. соответственно. При этом значения критериев численности сотрудников для перечисленных категорий предприятий, установленные в 2007 году, остались без изменений.

В этой статье автор преднамеренно не останавливается на раскрытии отличий друг от друга таких понятий и терминов как предприятие, компания, фирма, организация и учреждение. Подробная, исчерпывающая информация по этому вопросу имеется в интернете.

Обращаю внимание читателей на некорректность и недопустимость, с точки зрения грамотного русского языка, подмены понятий и терминов предприятие, компания и фирма понятием и термином бизнес. Термины — микробизнес, малый бизнес, средний бизнес и крупный бизнес в научных публикациях, вместо терминов по смыслу предприятие, компания, фирма, применять не следует. Бизнес — это всего лишь занятие предпринимательской деятельностью. Синонимом слов-терминов предприятие, компания и фирма \этот термин не является.

В научных монографиях, учебниках, учебных пособиях и многочисленных статьях по экономике, помимо микропредприятий, малых и средних предприятий, отмечается как непреложный факт существование в стране и за рубежом крупных предприятий, что соответствует действительности. У разных авторов критерии их классификации и идентификации по размеру — разные . В современном отечественном законодательстве и в другой утверждённой нормативно-правовой документации критерии классификации и идентификации крупных предприятий и компаний по размеру не установлены.

Мне бы хотелось высказать личное мнение по этому вопросу, так как рано или поздно государству придётся законодательно его решать.

На мой взгляд, целесообразно установить 5 категорий классификации по размеру крупных и крупнейших предприятий и компаний, а также их самых разнообразных по формам собственности и правовым нормам существования объединений:

  • крупные предприятия и компании — численность сотрудников — не более 600 чел., годовой объём выручки — не более 10,0 млрд. руб.;

  • суперкрупные предприятия и компании (суперкомпании) — численность сотрудников — не более 1250 чел., годовой объём выручки — не более 25 млрд. руб.;

  • гиперкрупные предприятия и компании (гиперкомпании) — численность сотрудников — не более 2500 чел., объём годовой выручки — не более 50,0 млрд. руб.;

  • мегакрупные предприятия и компании (мегакомпании) — численность сотрудников — не более 5000 чел., объём годовой выручки — не более 100,0 млрд. руб.;

  • предприятия и компании — экономические гиганты (объекты национального достояния, национальной гордости) — численность сотрудников — более 5000 чел., объём годовой выручки — более 100 млрд. руб.

Верхние границы значений критериев размера для предприятий — гигантов не устанавливаются.

В реальной жизни могут встречаться случаи, когда по численности персонала и по объёму годовой выручки крупные предприятия и компании могут формально попадать в разные категории их классификации по размеру. Например, суперкомпания имеет годовую выручку 25,0 млрд. руб. при численности сотрудников 1300 чел. и, наоборот, при численности персонала 1200 чел. имеет годовую выручку 30 млрд. руб.

Полагаю, что в таких случаях критерий численности сотрудников имеет первостепенное значение для идентификации компаний по размеру, а годовая выручка — второстепенное значение.

Идеологически, политически и экономически важно правильно классифицировать по размеру системообразующие, бюджетообразующие, градообразующие и отраслеобразующие предприятия и компании. Как правило, они попадут в категории компаний — экономических гигантов и/или мегакомпаний.

Если предлагаемая классификация крупных предприятий и компаний будет принята государством, Росстату РФ придётся вести соответствующий, отдельно по каждой из указанных для них категорий по размеру, систематический периодический учёт количества таких экономических объектов в стране.

Читатели вправе спросить, для каких целей необходима классификация предприятий и компаний по размеру?

У меня есть только три соображения на эту тему, но на самом деле их может быть гораздо больше:

— для формирования государственной, в том числе производственно-промышленной политики, по отношению к каждой поразмерной категории установленной градации предприятий и компаний в РФ;

— при возникновении глубоких экономических кризисов и потрясений в стране и в мире неизбежно возникает необходимость государственной поддержки отдельных предприятий и компаний (на всех денежных средств не хватает, поэтому государству всегда приходится решать задачу, кому и как помогать, а кого оставить выкручиваться из затруднительного положения самим, собственными силами;

— существует продукция, которую производить экономически не выгодно, но без неё государство и общество обойтись не может (предприятия, выпускающие такую продукцию, приходится всячески экономически поддерживать, стимулировать).

В настоящее время государство вынуждено безвозвратно поддерживать некоторые малые и средние предприятия, а также выручать отдельные, набравшие непомерные кредиты мегакомпании и компании — экономические гиганты в надежде на будущий возврат выделенных им в долг денежных средств.

Заканчивать эту статью приходится на критической ноте.

Стоимостной критерий идентификации категорий предприятий, компаний и фирм по размеру в виде объёма их годовой выручки, с научной и практической точек зрения, критики не выдерживает.

Дефективность такого критерия покажем на простом примере: крупный завод производит самосвальные механизмы и самосвальные кузова для шасси грузовых автомобилей КАМАЗ. В объём годовой выручки этого завода включается стоимость использованных для установки самосвального оборудования шасси указанной марки автомобилей. Получается так, что стоимость указанных шасси намного превышает стоимость установленного на них самосвального оборудования. При существующей классификации предприятий и компаний по размеру такой завод может попасть в категорию, в которой его быть не должно. К тому же, государству не нужен двойной счёт производимой продукции по стоимости, неправомерное искусственное завышение валового внутреннего продукта.

Исходя из приведенных выше соображений, годовой объём выручки, как критерий классификации предприятий и компаний по размеру, следует заменить на годовой объём добавленной стоимости (по устаревшей терминологии — годовой объём условно-чистой продукции).

Предлагаю читателям принять участие в обсуждении представленного материала.

Буду рад замечаниям и предложениям по совершенствованию предлагаемой поразмерной классификации крупных и крупнейших предприятий и компаний, а также их разнообразных хозяйственных объединений.

Ссылки

Ключевые слова: предприятие, компания, фирма, микропредприятие, малое, среднее, крупное предприятие, категория, классификация по размеру, супер-, гипер-, мегакомпании, компания — экономический гигант, ошибочность критерия размера предприятий в виде годового объёма выручки, годовой объём добавленной стоимости.

Аннотация

Рассмотрены вопросы классификации и идентификации предприятий и компаний по размеру в национальной экономике России.

Особое внимание уделено задаче классификации по размеру крупных и крупнейших предприятий и компаний, а также их разнообразных по формам собственности и правовой легитимизации объединений.

Предлагается ошибочно принятый в настоящее время стоимостной критерий классификации рассматриваемых объектов в виде годового объёма выручки заменить на более правильный — годовой объём добавленной стоимости.

Статья предназначена для экономистов народного хозяйства страны и читателей, интересующихся затронутой в ней темой.

Средние и малые предприятия: критерии 2020

Критерии малых предприятий в 2020 году установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Для предприятий малого и среднего бизнеса критерии 2020 сгруппируем в таблицах.

При этом такие критерии разобьем на 3 группы: критерии юридические, критерии по численности и критерии по доходу. Если хозяйственное общество или хозяйственное партнерство соответствует хотя бы одному из юридических критериев, нужно сверить их соответствие критерию численности (а точнее среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год) и критерию дохода. А вот для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

Юридические критерии

Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.

Форма (особенности) организации Условия Примечание
Любые ООО Условие 1:
1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%;
1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49%
ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6
Любые АО Условие 2:
Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
Условие 3:
Акционеры – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры – иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций
Организации-«интеллектуалы» Условие 4:
Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам)
Учредители (участники) – это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования
Организации-«сколковцы» Условие 5:
Имеют статус «сколковца»
Организации с «особенным» учредителем Условие 6:
Учредители (участники) – это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ