Контроль за охраной труда

Темы: КадрыОрганизация бизнесаОхрана труда

Регулярный и систематический общественный контроль за охраной труда – инструмент поддержания безопасности трудоустроенных в организации сотрудников. Благодаря ему предупреждаются ситуации возникновения травматизма и профзаболеваний.

Цель и принципы реализации общественного контроля за охраной труда

Ключевая цель подобного контроля охраны труда (ОТ) – обеспечение сотрудникам необходимых для их безопасного функционирования условий.

Он должен отличаться:

  • эффективностью;
  • объективностью;
  • многогранностью;
  • своевременностью;
  • систематичностью.

Кем проводится общественный контроль

Ст. 370 ТК РФ постановляет, что контролирует ОТ на уровне общественности профсоюз (или другой уполномоченный локальный орган). Для этого им создается трудовая инспекция.

Профсоюзные организации и иные органы:

  • контролируют соблюдение норм трудового законодательства в субъекте, выполнение руководством обязательств, вмененных ему колдоговорами и иными соглашениями;
  • осуществляют проверку соблюдения управленцем требований ОТ и формировать предложения по ликвидации найденных нарушений;
  • инициируют экспертную оценку рабочих условий хозяйствующего субъекта;
  • запрашивают у менеджмента информацию об ОТ, статистику производственного травматизма;
  • отстаивают интересы членов в разбирательствах по поводу компенсации ущерба здоровью, полученного на работе;
  • выступают независимыми экспертами при вводе в эксплуатацию производственных ОС;
  • оповещают инстанции о необходимости привлечения к ответственности субъектов, игнорирующих трудовое законодательство.

Если по каким-либо причинам в компании отсутствует профессиональный союз, всеми указанными правами наделяются уполномоченные трудовым коллективом лица по ОТ (избирающиеся путем общего голосования работников).

Основные задачи уполномоченных субъектов:

  • общественный контроль за охраной труда на предприятии с целью создания условий, отвечающих принятым требованиям норм и правил;
  • консультирование штатных единиц по вопросам ОТ и защиты их права на нее.

Важный факт — управленец должен обеспечивать требуемые для их работы условия, снабжать информацией и запрашиваемыми материалами различного характера.

Уполномоченные по охране труда:

  • отчитываются на коллективном собрании;
  • могут досрочно отзываться по решению коллектива (если не выполняют свои функции).

Кроме того, согласно ст. 218 ТК РФ, для совместного обеспечения администрацией и сотрудниками требований охраны труда по инициативе любой из сторон могут создаваться комитеты (комиссии) по охране труда.

Нюансы их создания и деятельности прописываются в коллективном договоре, а состав – в приказе (распоряжении) управленца. Численность членов варьируется в зависимости от размера штата, производственной специфики и других особенностей хозяйствующего субъекта.

Как осуществляется общественный контроль

Общественный контроль охраны труда в организации проходит в три этапа:

  1. общественный контроль за охраной труда на предприятии руководителя работ (бригадира, мастера, инженера) на рабочем участке. Проверка осуществляется каждый день перед тем, как сотрудники предприятия приступят к реализации своих должностных обязанностей. На данном этапе важно проверить состояние рабочего места подчиненного, обратить внимание на исправность оборудования и устройств, ознакомиться с наличием инструкций. Если обнаружены неисправности или поломки, требуется принять меры по их оперативной ликвидации (информация о них фиксируется документально).
  2. контроль руководителя подразделения (начальника отдела) и представителя комиссии по охране труда (не реже раза в месяц). Проверяется состояние и надежность помещений, проводятся испытания защитных средств и мероприятия по результатам аттестации рабочих мест.
  3. контроль руководителя предприятия (технического директора). Помимо него, охрану труда контролирует председатель комитета/комиссии, инженер по охране труда. Проверка осуществляется не реже одного раза в квартал. Данный этап включает в себя контроль состояния условий труда на участках, выполнения всех требуемых плановых процедур для их улучшения. Кроме того, организовываются медицинские осмотры и иные процедуры профилактического характера.

Обратите внимание — также проводятся внеплановые контрольные проверки, необходимость которых обусловлена возникновением разного рода аварий на предприятии, отказов оборудования. К ним привлекают главного механика.

Результаты проверок оформляются актом, на основании которого издается приказ по организации. Кроме того, в специальный журнал заносятся все данные о проведенных мероприятиях, фиксируются выявленные в ходе работы нарушения, а также рекомендации по их ликвидации.

Полученные итоги общественной контрольной проверки рассматриваются на производственном совещании.

Отличие общественного контроля от ведомственного

Кроме общественного, существует еще и ведомственный контроль охраны труда, который выполняется министерствами, а также вышестоящими организациями. К примеру, органы самоуправления контролируют соблюдение правил, гигиенических нормативов на территории конкретного района, на производственных объектах, государственный пожарный надзор определяет уровень следования требованиям к пожарной безопасности на каждом предприятии и так далее.

Ведомственный контроль охраны труда — это проверка комплексного характера. Она не имеет установленных временных отрезков проведения, поэтому осуществляется по необходимости. Его главные задачи:

  • изучение условий работы на каждом предприятии;
  • установление причин травматизма;
  • расследование происшествий;
  • организация обучения сотрудников предприятия;
  • оценка состояния конкретного рабочего места.

Таким образом, ведомственный и общественный контроль за охраной труда на предприятии – это важная составляющая системы управления безопасностью в конкретной организации. Общественный контроль, согласно законодательству, должен организовываться каждым без исключения управленцем, а проводится профсоюзами или иными выборными органами.

Куницкий Игорь Сергеевич

Какие органы осуществляют государственный надзор за охраной труда

Федеральная инспекция труда (в соответствии со ст. 3535 ТК РФ) является главным органом, осуществляющим надзорные функции.

Федеральная инспекция труда

Настоящий орган власти представляет собой организованную централизованную систему, ответственную за госнадзор по части соблюдения трудового законодательства. Служба осуществляет контроль по вопросам безопасности ведения профессиональной деятельности.

Основные функции инспекции:

  • обеспечение безопасности профессиональной деятельности на рабочих местах и контроль за ее исполнением;
  • проверка соблюдения применяемых норм трудового законодательства;
  • передача сотрудникам данных о методах и возможностях применения норм трудового права;
  • выявление нарушений и уведомления о методах борьбы с ними в вышестоящие органы.

Функция инспекции заключается в надзоре за соблюдением законов по труду

Полномочия службы:

  • аудит в области соблюдения права в сфере труда;
  • расследование выявленных правонарушений и их последствий;
  • изучение и анализ нарушений со стороны руководства компаний;
  • направление сводных данных о состоянии дел в вышестоящие органы;
  • ведение аналитической и практической деятельности по нарушениям и причинам их появления;
  • аналитика травматизма на производстве;
  • ведение работы с жалобами, прочей корреспонденцией;
  • информационная и консультационная работа среди руководителей предприятий;
  • подготовка и публикация отчетов о состоянии сферы трудовой деятельности.

Государственные инспекторы труда

Сотрудник инспекции является должностным лицом, которое уполномочено контролировать соблюдение трудового законодательства и других законов по безопасности труда.

Важно! Основные полномочия инспекторов закреплены в ТК РФ, постановлении №. 875 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012.

Основные права:

  • посещение организаций различных видов и форм хозяйствования с целью проведения проверок;
  • запрос у работодателей необходимой информации и данных о состоянии безопасности труда;
  • проведение расследований несчастных случаев и ситуаций, связанных с травматизмом в компаниях;
  • предъявление предписаний по устранению выявленных нарушений;
  • возможность участвовать в судебных процессах при необходимости;
  • запрет на применение СИЗ в случае, если последние не соответствуют установленным стандартам и нормативам.

Основные обязанности:

  • соблюдение законов РФ;
  • хранение государственной тайны.

Основная задача инспектора – проверочная деятельность, по плану и вне его, на предприятиях.

Важно! В процессе проверки инспектор исследует состояние вопросов техники безопасности, выявляет отклонения от нормы (если они есть), выдает предписания об исправлении имеющихся недочетов.

Функции и полномочия Ростехнадзора

Ростехнадзор – это орган власти, который осуществляет функции по принятию законодательных актов, аудиту в следующих областях:

  • охрана окружающей среды;
  • безопасность использования атомной энергии;
  • охрана недр;
  • промышленная безопасность;
  • безопасность сетей и установок;
  • безопасность при работе со взрывчатыми веществами.

Деятельность Ростребтехнадзора связана с промышленной безопасностью

Основные функции Ростехнадзора:

  • разработка политики и нормативной документации по части технологического, атомного контроля;
  • контроль и аудит в вышеуказанных сферах.

Полномочия службы – это контроль следующих параметров:

  • соответствие нормативам в области атомной промышленности, ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности;
  • защита ядерных объектов;
  • соблюдение требований промышленности безопасности;
  • соблюдение требований безопасности в энергетике.

Основные права службы:

  • запрашивать и получать требуемую информацию;
  • проводить расследования по вопросам сферы регулирования;
  • вести разъяснительную работу с физлицами и юрлицами;
  • проводить профилактические мероприятия.

Функции и полномочия Роспотребнадзора

Основные функции Роспотребнадзора:

  • эпидемиологический и санитарный контроль;
  • защита прав потребителей;
  • научные исследования;
  • разрешение вопросов госслужбы.

Основные полномочия:

  • контроль выполнения требований законодательства;
  • лицензирование определенных видов деятельности;
  • определение причин эпидемий и инфекций массового характера;
  • предоставление органам госвласти информации об эпидемиологической обстановке;
  • введение карантина или его отмена в случае необходимости;
  • мониторинг ситуации по санитарному и эпидемиологическому состоянию в РФ.

Важно! Таким образом, для каждого вида надзора и контроля за безопасностью труда создана своя служба.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Направления ответственности прописаны в ст. 417 ТК РФ. Виновные в нарушениях привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной и даже уголовной ответственности.

Первый вид ответственности включает: замечание, выговор, увольнение в зависимости от тяжести нарушения. За один проступок полагается только один вид наказания.

Материальная ответственность предполагает возмещение ущерба с использованием денежных средств. Договор о матответственности должен быть заключен заранее с соответствующим сотрудником. При возникновении ущерба любого характера в рамках данного договора, сотрудник будет обязан возместить его.

Важно! Работник несет ответственность в рамках своей зарплаты за месяц за исключением случаев, когда пострадали люди.

Административная ответственность прописана в ст. 5.27 КоАП. Данный вид наказания применим только при умышленной вине нарушителя.

Уголовная ответственность регулируется разными статьями УК РФ. К ней могут быть привлечены только физлица.

Выбор способа наказания напрямую зависит от тяжести нанесенного ущерба лицом, виновного в нарушении.

Предусмотрена жесткая ответственность за нарушение охраны труда

Последние новости по реформе контролирующих органов

Процесс реформирования контрольно-надзорной деятельности в нашей стране всегда находится в динамике. Реформа контрольно-надзорных органов, свежие новости в части ее проведения следующие:

  • систематизация нормативной базы в области безопасности и охраны труда с целью оптимизировать ее применение;
  • внедрение риск-ориентированного подхода в деятельность органов;
  • глобализация понимания контрольных процессов: контролировать надо не только на уровне предприятий, но и на уровне всей страны в целом;
  • расширение инструментария контрольной деятельности;
  • оптимизация структуры контрольно-надзорных органов;
  • устранение противоречий в законах;
  • разделение материального и процессуального права;
  • применение цифровых технологий.

Важно! Последние новости оптимизации структуры контрольно надзорных органов: внедрение риск-оритентированного подхода, который состоит в том, чтобы устранять и нейтрализовать риски, тем самым избегать последствий.

Другой важный элемент реформирования: цифровизация и компьютеризация. Внедрение цифровых технологий обеспечивает решение ряда проблем, в том числе единообразия и централизации. Применение режима онлайн помогает быстро и точно отслеживать деятельность сотрудников и передавать нужную информацию.

Современная надзорная деятельность в области охраны труда заключается в установлении правил и принципов безопасности на рабочих местах. Разные органы власти осуществляют надзорные и контрольные функции: Федеральная инспекция труда, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и др. В их функционировании отмечен ряд положительных и негативных (недоработанных) направлений в области безопасности. Решению данных вопросов посвящено реформирование существующей системы контрольно-надзорной деятельности охраны труда.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда

Организация и проведение проверок Роструда попадают под действие Закона № 294-ФЗ. Поэтому контрольный орган будет руководствоваться в первую очередь положениями названного документа. Напомним, что данным законом предусмотрено два вида проверки: плановая и внеплановая.

Плановая проверка Роструда проводится с целью установить (ст. 9 Закона № 294-ФЗ):

  • соблюдает ли юридическое лицо обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • соответствуют ли сведения, содержащиеся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

В целом сама процедура проверки осталась прежней, но появились некоторые новшества, подлежащие применению с 01.01.2018. Остановимся на них.

Риск-ориентированный подход

При организации и осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход (п. 1 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ). В частности, такой подход применяется при проведении контроля над соблюдением трудового законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ риск-ори­ентированный подход означает интенсивность проведения контрольных мероприятий в отношении объекта контроля. Категории риска и классы (категории) опасности присваивает контролирующий орган, в данном случае – Роструд (п. 3 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ). Так, организации, относящиеся к категории высокого риска, подлежат плановой проверке один раз в два года, умеренного риска – один раз в шесть лет. В отношении работодателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся (п. 20 Положения № 875).

Информацию о присвоенной категории риска или о классе (категории) опасности учреждение может запросить у контролирующего органа. Роструд должен направить информацию в срок, не превышающий 15 рабочих дней от даты поступления такого запроса (п. 13 Правил № 806). Информация о работодателях, которым присвоены категории чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1-й, 2-й, 3-й классы опасности, доступна на официальном сайте контрольного органа (п. 12 Правил № 806).

Размещение такой информации осуществляется с учетом требований законодательства РФ о защите государственной тайны.

Что такое проверочные листы

В соответствии с п. 11.1 ст. 9 Закона № 294-ФЗ при плановых проверках Роструда будут использоваться проверочные листы (с 01.01.2018 в отношении работодателей относящихся к категории умеренного риска, с 01.07.2018 – в отношении всех работодателей).

Проверочные листы – это списки контрольных вопросов, которые разрабатываются контрольным органом. Они включают в себя перечни вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом обязательных требований, составляющих предмет проверки (п. 11.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Проверочные листы по проверке соблюдения требований трудового законодательства утверждены Приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 (вступил в силу с 01.01.2018).

Далее необходимо отметить, что проверочные листы по проверке трудового законодательства составлены по определенной тематике. Например, лист 1 «По проверке порядка оформления приема на работу» содержит семь вопросов, касающихся оформления работника на работу и заключения с ним трудового договора. Лист 4 «По проверке соблюдения порядка прекращения трудового договора» содержит 16 вопросов, которые преследуют цель проверить, соблюдаются ли положения ТК РФ при увольнении, в частности, имеются ли письменные заявления работников об увольнении по собственному желанию, выплачено ли выходное пособие при увольнении в размере двухнедельного среднего заработка в случаях:

  • отказа работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением;
  • призыва работника на военную службу или направления его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
  • восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;
  • отказа работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем.

Отдельные проверочные листы применяются в ситуации, когда работодатель занимается определенным видом деятельности (например, лист 107 «По проверке соблюдения гарантий медицинских работников»).

Как следует из п. 8 Положения № 875, предмет плановой проверки Роструда всех работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов). Проверочные листы размещены на сайте контрольного органа, при необходимости работодатель может ознакомиться с ними в целях самоконтроля и выявить нарушения, допущенные им в рамках трудовых отношений. Кроме того, учреждение может проверить себя, воспользовавшись сервисом «Электронный инспектор труда».

О нарушениях, выявляемых при проверках

Подобные нарушения носят разноплановый характер (это может быть несоблюдение отдельных положений, касающихся заключения (расторжения) трудового договора, оплаты труда, предоставления гарантий и компенсаций). На сайте Роструда размещен перечень типовых нарушений с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда работникам и тяжести последствий таких нарушений. Предлагаем ознакомиться с выдержками из данного документа. Нарушения сгруппированы по разделам и представлены в таблице, в которой содержатся ссылки на статьи ТК РФ.

Нарушение требований трудового законодательства Нормы ТК РФ Категория нарушения в зависимости от негативных последствий для работника, в баллах
Прием на работу (заключение трудового договора)
Уклонение от оформления трудового договора Статьи 16, 19.1, 67 Высокий риск (10 баллов)
Заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем Статья 15 Высокий риск (10 баллов)
Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем Статья 67.1 Высокий риск (10 баллов)
Ненадлежащее оформление трудового договора (за исключением условий оплаты труда) Статья 67 Средний риск (6 баллов)
Нарушение установленной процедуры оформления трудового договора Статья 57 Низкий риск (3 балла)
Нарушение правил ведения и хранения трудовых книжек, инструкции по заполнению трудовых книжек Статьи 65, 66, 309 Низкий риск (1 балл)
Прекращение трудового договора (увольнение)
Нарушение процедуры увольнения работника по инициативе работодателя в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем; сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя Статья 81 Высокий риск (10 баллов)
Нарушение установленной процедуры расторжения трудового договора Статьи 29, 71, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 127, 180, 269, 296, 327.6, 373, 384 Средний риск (6 баллов)
Рабочее время
Нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, допущенное в отношении водителей автомобиля Статьи 96, 99 Высокий риск (10 баллов)
Непредоставление работодателем междусменного отдыха водителю автомобиля Статья 103 Высокий риск (10 баллов)
Установление работодателем продолжительности рабочего времени в неделю или (при суммированном учете рабочего времени) за учетный период, превышающей предусмотренную законодательством продолжительность рабочего времени Статьи 91, 92, 104, 173, 174, 176, 320, 333, 350 Высокий риск (7 баллов)
Нарушение работодателем установленного законодательством порядка учета рабочего времени Статьи 91, 99, 109, 300 Средний риск (5 баллов)
Время отдыха
Непредоставление дополнительного отпуска Статья 116 Высокий риск (10 баллов)
Нарушение порядка предоставления отпуска Статья 114 Средний риск (6 баллов)
Непредоставление работодателем перерывов для отдыха и питания Статья 108 Средний риск (6 баллов)
Неутверждение (нарушение сроков и (или) порядка утверждения) работодателем графика предоставления ежегодных отпусков Статья 120 Низкий риск (2 балла)
Оплата труда
Невыплата работодателем работнику установленной трудовым договором зарплаты Часть 6 ст. 136 Высокий риск (10 баллов)
Выплата зарплаты ниже минимального размера оплаты труда Часть 3 ст. 133 Высокий риск (10 баллов)
Неоплата в установленном размере работы в выходные и нерабочие праздничные дни Статья 153 Высокий риск (8 баллов)
Неоплата в установленном размере сверхурочной работы Статья 152 Высокий риск (7 баллов)
Неустановление сроков выплаты зарплаты Статья 136 Средний риск (6 баллов)
Невыдача расчетного листка работнику Статья 136 Низкий риск (1 балл)
Гарантии и компенсации
Невыплата выходного пособия по ст. 178 ТК РФ Статья 178 Высокий риск (9 баллов)
Несохранение за работником среднего заработка на время прохождения обязательных медицинских осмотров Статья 185 Средний риск (6 баллов)
Ответственность сторон трудового договора
Нарушение процедуры наложения дисциплинарного взыскания Статья 193 Средний риск (6 баллов)
Охрана труда
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда Статьи 212, 225 Высокий риск (10 баллов)
Нарушение (несоблюдение) установленного порядка организации обязательных предварительных и (или) периодических медицинских осмотров Статья 212 Средний риск (6 баллов)
Нарушение установленного порядка выдачи и учета выдаваемых СИЗ Статья 212* Средний риск (6 баллов)
Отсутствие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности Статья 212 Средний риск (6 баллов)
Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
Несоблюдение установленных требований к организации труда работников в возрасте до 18 лет Статья 265 Высокий риск (9 баллов)
Несоблюдение установленных требований к организации труда женщин, лиц с семейными обязанностями Статьи 253, 254, 258 Средний риск (7 баллов)
Запрет заемного труда Статьи 56.1, 341.1, 341.2, 341.3 Средний риск (6 баллов)
Коллективные переговоры
Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению Статья 55 Средний риск (7 баллов)
Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения Статья 40 Средний риск (5 баллов)

* А также Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.01.2015 № 290н.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При этом в ч. 1 данной статьи установлена общая ответственность за нарушение норм трудового законодательства. Она заключается в вынесении предупреждения или наложении административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 1 000 до 5 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Частями 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ определены специальные составы правонарушений. Так, уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа (ч. 4 ст. 5 27 КоАП РФ):

  • на должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • на должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Во избежание привлечения к административной ответственности рекомендуем следовать нормам трудового законодательства и не допускать нарушений в сфере трудовых отношений.