Какой НДС?

НДС к уплате является косвенным отчислением, формой изъятия в бюджет части стоимости продукции или работ, создаваемых на всех стадиях производственного процесса. В результате применения НДС к уплате потребитель продукции вносит продавцу платеж со всей стоимости изделия или услуги, но в бюджет данная сумма поступает до момента конечной реализации.

Расчет НДС к уплате в бюджет: пример

Расчет НДС к уплате в бюджет производится по итогам каждого периода. В некоторых случаях возможно возмещение обязательства государством, если по итогам периода размер вычетов больше суммы взноса. Для вычисления суммы НДС потребуется представить декларацию по отчислениям, копию контракта, а также выписки,
подтверждающие передвижение средств, копии транспортных накладных и т.д.

Можно рассмотреть пример, как определяется алгоритм расчета. К примеру, выручка ООО за второй квартал составила 300 и 500 тысяч (применялась ставка 10 и 20%). Для установления суммы оплаты требуется:

  • Определить размер платежа по итогам продажи – (300 00010%)/100 + (500 00020%)/100 = 30000 + 100000=130 000.
  • Установить сумму, которую организация внесла в составе цены за продукцию и которая подлежит вычету – 200 000 (размер закупки изделий, облагаемых по ставке 10%, в стоимость уже включен сбор) * 10% + 250 000 (стоимость оплаченных товаров, облагаемых по ставке 20%) * 20% = 20 000 + 50 000 = 70 000.
  • Считаем показатель для перечисления в бюджет – 130 000 – 70 000 = 60 000.

Сдача отчетности производится ежеквартально, согласно НК РФ. Формулы для определения отчислений не являются сложными. Размер взноса составляет стоимость изделий и услуг с включением акцизов, но без налога, умноженную на ставку. Всего применяется несколько видов ставок – 0 и 10% – льготные, а также основная ставка – 20%.

Для установления начисленного платежа требуется сбор с реализованных товаров сложить с отчислениями с предоплаты. Для расчета вычета по взносу сложить:

  • Платеж, предъявляемый к плательщику при приобретении продукции или услуг.
  • Налог, предъявленный при перечислении предоплаты.
  • Взнос, уплаченный на таможне при импорте.
  • Взнос, исчисленный продавцом с предоплаты на время отгрузки продукции.
  • Взнос, уплаченный в качестве агента.

Итоговая сумма для уплаты в бюджет будет равна начисленному платежу за минусом вычета.

Подтверждение начисления и вычеты по НДС

Уплачивать НДС в бюджет должны как организации, так и ИП. Определить сумму, подлежащую уплате в бюджет, можно при помощи формул, нужно сумму умножить на тариф.

На вычет взноса могут претендовать только те лица, которые используют ОСН. Если же компания освобождена от внесения платежа, рассчитать отчисления на вычет из бюджета нельзя.

В каких случаях можно заявить на вычет:

  • При экспорте продукции.
  • При приобретении российской продукции.
  • При покупке товаров у иностранных поставщиков, которые не зарегистрированы в РФ как плательщики взносов.

Есть некоторые условия принятия взноса к вычету. Так, вычет может быть заявлен не позднее 3 лет после принятия продукции или работ на учет. Купленные товары должны применяться для перепродажи. Если вычет соотносится к импортной продукции, налог должен быть внесен на таможне России. Документация для получения вычета должна быть оформлена согласно правилам.

Для возмещения платежа потребуется предоставить счет-фактуру, передаточный документ. Дополнительно нужно будет оформить первичную документацию, проверить, насколько правильно все поля заполнены.

В отдельных ситуациях плательщику может быть отказано в вычете. Основной причиной является некорректное оформление счета-фактуры, отсутствие корреспондирующего счета в декларации, отсутствие реализации, операции были освобождены от налога. При
получении отказа в возмещении плательщик должен внести отчисления, либо оспорить решение инспекции в судебном порядке.

Что такое НДС к вычету

За ответом на вопрос, что такое вычет НДС, обратимся к Налоговому кодексу РФ, в п. 1 ст. 171 которого говорится, что плательщикам НДС разрешено снизить общую сумму налога, рассчитанную по правилам ст. 166 НК РФ за тот или иной налоговый период, на сумму налоговых вычетов. Если сформулировать проще, вычет по НДС представляет собой такой налог (его еще называют «входным»), на который компания может снизить сумму НДС, причитающегося к уплате в бюджет.

Но, несмотря на то что право у плательщика на вычет НДС есть, им можно воспользоваться не всегда, а только при выполнении условий, перечисленных все в той же ст. 171 НК РФ:

  1. Приобретенные налогоплательщиком объекты, ресурсы, права, по которым рассчитывается «входной» НДС, должны использоваться в операциях, облагаемых данным налогом.
  2. Приобретенные материальные ценности, права поставлены на учет.
  3. У налогоплательщика есть правильно оформленный счет-фактура на данные операции и соответствующая первичка.

О том, какие сроки отведены на выставление счетов-фактур, читайте в статье «Срок выставления счета-фактуры продавцом в 2019 — 2020 годах».

Для того чтобы воспользоваться вычетами по НДС, перечисленные условия должны выполняться одновременно. Чуть позже мы рассмотрим каждое из них подробнее.

Обратите внимание: несмотря на то что по общим правилам вычеты применяются по отгрузке, то есть независимо от факта оплаты поставщику, все же существует ряд условий, когда оплата необходима. Это касается, например, вычетов по НДС, заплаченному при ввозе товаров; авансовых платежах; возврате товаров; оплате командировок.

Как следует поступить предприятию, если в отчетном периоде выявлено превышение безопасной доли вычета по НДС

На практике возникает вопрос: Как следует поступить компании в том случае, если в отчетном периоде наблюдается превышение безопасной доли вычета по НДС? 📌 Реклама

Существует два варианта развития событий:

  • Перенести часть «входящего» налога на добавленную стоимость на следующие более поздние отчетные периоды. Если организация выбрала этот вариант, то вычеты можно перенести на более поздние налоговые периоды, но не более 3 лет с момента оприходования имущества, оказания работ или выполнения услуг. Налог предъявляется к вычету в том налоговом периоде, когда компания решила его фактически заявить. При этом входящий счет-фактура фиксируется в книге покупок именно за этот квартал;
  • Оставить фактические данные, подать декларацию в ИФНС с учетом превышения и ждать вызова на комиссию. В этом случае к декларации можно приложить пояснительное письмо с указанием причин превышения допустимого процента доли вычета по НДС.

Условие 1: участие в налогооблагаемых операциях

Итак, налоговыми вычетами по НДС можно воспользоваться, когда «входной» НДС относится к тем объектам, которые участвуют в операциях, облагаемых этим налогом. Причем неважно, как будут использованы приобретенные ресурсы – в самом производстве или опосредованно. Так, например, приобретаемая офисная мебель непосредственно не участвует в каком-либо производственном цикле фирмы, но она создает необходимые условия для работы ее сотрудников и связана с ее налогооблагаемой деятельностью. В этом случае также можно воспользоваться вычетом по НДС.

Обратите внимание на то, что Налоговый кодекс РФ не связывает возможность применения вычета с моментом начала использования ресурсов в налогооблагаемых операциях. То есть если рассматривать пример с производством, вычетом по НДС можно воспользоваться сразу после покупки материалов, а не тогда, когда они будут отпущены в производство. То же самое касается и расходов будущих периодов – НДС по ним принимается к вычету сразу в полном объеме.

Условие 2: принятие к учету

Следующим условием применения налогового вычета НДС, которое мы рассмотрим, является необходимость принятия товаров, услуг, прав на учет. Тонкость состоит в том, что НК РФ не уточняет, про какой именно учет идет речь, а это иногда создает проблемы в связи с различиями в трактовании данного понятия налогоплательщиками и налоговыми органами.

Действительно, видов учета существует несколько, например бухгалтерский, складской, управленческий, налоговый. Какому из них стоит отдать предпочтение в целях применения вычетов по НДС? Самое разумное, что можно сделать в такой ситуации – это руководствоваться порядком принятия на учет, который установлен в бухгалтерском законодательстве, а именно в законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Согласно этому документу в бухучете основание для отражения какой-либо хозяйственной операции появляется тогда, когда на нее имеется первичный документ. Таким образом, подтверждением факта принятия на учет товаров или услуг будет наличие на них всей необходимой первички. При этом она тогда обладает юридической силой, когда заполнены все необходимые реквизиты и присутствуют подписи. Имеющиеся «дефекты» в первичных документах налоговики нередко используют для того, чтобы признать вычет по НДС неправомерным.

Заметим также, что НК РФ не определяет и какие-либо конкретные счета, на которых должны быть отражены «покупки». Это тоже часто служит причиной разногласий с проверяющими. Например, законно ли воспользоваться вычетом, если объект числится на счетах 07 или 08, или же его можно применить только тогда, когда основное средство переместится на счет 01?

Ответ на этот вопрос вы найдете в нашем материале «Как предъявить к вычету НДС по основным средствам или оборудованию».

Условие 3: наличие счета-фактуры

И последним необходимым условием принятия НДС к вычету по хозяйственной операции является наличие у налогоплательщика-покупателя (а с 2009 года и у налогового агента) счета-фактуры на эту операцию. Да не какого-нибудь, а заполненного безошибочно и в соответствии с законодательством. Это правило закреплено в п. 1 ст. 169 НК РФ.

См. также нашу статью «Ошиблись в счете-фактуре – что и как исправлять».

Однако счет-фактура хоть и необходимый, но не единственный документ, который служит основанием для вычета. Так, при импортных операциях иностранные партнеры не выставляют российским покупателям счета-фактуры, но это не значит, что право на вычет «входного» НДС потеряно: в этом случае основаниями для применения вычета послужат таможенная декларация и платежные документы, свидетельствующие об уплате НДС на таможне.

Можно ли при покупке товаров в рознице заявить вычет на основании чека ККТ, узнайте .

И все же нельзя отрицать, что именно к счетам-фактурам налоговики проявляют повышенный интерес. Это не удивительно: п. 2 ст. 169 НК РФ гласит об одной очень важной особенности. Она заключается в следующем: если счет-фактура составлен с нарушением правил, изложенных в пп. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, вычет НДС по ним применить нельзя. Если же, вопреки данному порядку, фирма решит взять к вычету налог из неправильных счетов-фактур, у налоговиков будут все основания ей в таком вычете отказать.

Об ошибках в заполнении счета-фактуры, которые не влекут отказ в вычете НДС, см. в нашем материале «Какие ошибки в заполнении счета-фактуры не критичны для вычета НДС».

Есть ли право на вычет по счету-фактуре с факсимиле?

Нередки ситуации, когда счета-фактуры визируются первыми лицами фирмы не лично, а посредством факсимиле, особенно если организация большая и не всегда есть возможность оперативно подписать документы у руководителей. Можно ли взять налоговый вычет НДС по такому документу? В большинстве случаев налоговая и судебная практики показывают, что нет. И вот почему.

Факсимиле (переводится с латинского как «сделать подобное») — это клише, которое в точности воспроизводит рукописную подпись посредством фотографирования или печати. Как мы уже выяснили, НК РФ обязывает главных или уполномоченных лиц компании проставлять свои подписи на выдаваемых ею счетах-фактурах. Возможность использования факсимиле предусмотрена п. 2 ст. 160 ГК, но применять его можно только в тех случаях, которые разрешены законом.

Так вот, судьи и налоговики считают, что раз в НК РФ не содержится указания на возможность использования факсимиле при визировании счетов-фактур, то этого делать нельзя. Кроме того, и закон «О бухгалтерском учете» обязывает все бухгалтерские документы заверять именно личными подписями, а не каким-либо иным способом. Таким образом, при представлении «факсимильного» счета-фактуры существует большая вероятность отказа в вычете по НДС.

О том, какими еще способами может быть нанесена подпись, читайте в статье «Можно ли использовать факсимимле на счетах-фактурах?».

НДС: основные определения и формулы

Данный платеж представляет собой косвенный взнос, который перечисляется в бюджет РФ, представляет собой добавленную стоимость. Согласно НК РФ, действует три основных ставки для уплаты отчислений.

Нулевой процент уплачивается при экспорте продукции, а также для специфических изделий. Ставка 10% используется при реализации некоторых продуктов для детей, медицинского оборудования, социально значимых продовольственных товаров. Ставка в 20% является основной и используется для продукции, не подпадающей под льготы.

Есть формула расчета платежа. Нужно стоимость реализуемых изделий с акцизами, но без учета сбора умножить на тариф. Пример расчета: компанией был продан товар, облагаемый по ставке 10%, стоимостью 200 000. Тогда налог составит 20 000 (200 000*10/100).

Вычисление НДС от суммы

Рекомендуется ознакомиться с тем, как правильно рассчитать НДС от размера к уплате в бюджет. Для расчета берется показатель без учета взноса, и умножается на тариф (0,10,20), полученное значение делится на 100.

Пример: компания занимается продажей диванов стоимостью 30 000 рублей без отчислений за 1 позицию. Ставка стандартная и равна 20%. Налог 20% от суммы составит 30000*20/100 = 6000. Получается, цена товара со взносом будет 30 тысяч + 6 тысяч, равно 36 тысяч рублей.

Вычисление НДС в том числе

Есть некоторые нюансы внесения НДС, подлежащего уплате в бюджет, или добавленной стоимости. Расчет налога «в том числе» предполагает выделение отчисления, уже заложенного в размер итоговой суммы. Формула будет следующей: сумма с отчислениями
умножается на тарифную ставку, полученное значение делится на налоговую ставку +100.

Образец при ставке 20% – сумма со взносом * 20 / 120. Пример: организация продает микроволновые печи по стоимости 5000 за штуку с учетом налога. Ставка применяется основная и составляет 20%. Платеж составит 5000*20/120= 833,33. То есть, стоимость товара без платежа составит 5000-833,33 =4166,67.

1.1 Экономическое содержание, роль и функции налога на добавленную стоимость ……………………………………………………………..……….….5

Глава 2. Порядок исчисления и уплаты налога…….. ………………………….15

2.1. Общая характеристика порядка взимания налога на добавленную стоимость: субъекты и объекты налогообложения, налоговая база, ставки, вычеты…………………………………………………………………………….15

2.2 Порядок исчисления налога на добавленную стоимость, вносимого в бюджет и сроки его уплаты……………………………………………………..19

Глава 3. Пути совершенствования налога на добавленную стоимость..…….24

Заключение ………………………………………………………………………29

Место налога на добавленную стоимость в действующей системе налогообложения

Совокупность налогов, соборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему (установлено Законом «Об основах налоговой системы в РФ»). Все налоги группируются на федеральные, региональные и местные. НДС относится к федеральным налогам и действует на всей территории РФ. Ставки установлены Законом и едины для всех субъектов РФ.

Из всех налогов, формирующих современные налоговые системы развитых стран мира, налог на добавленную стоимость является, самым молодым. Его модель была разработана французским экономистом М. Лоре в 1954 г., и он впервые был введен во Франции в 1958 г. В 50-е годы НДС взимался только во Франции, сейчас – в большинстве европейских стран. В апреле 1967 г. Совет ЕЭС объявил НДС основным косвенным налогом стран – членов ЕЭС. В настоящее время абсолютное большинство стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития приняли НДС как основной налог на потребление .

В Российской Федерации НДС действует с 1 января 1992 года. Введение НДС в нашей стране обусловлено началом проведения масштабной экономической реформы, внедрении в экономику рыночных отношений, переходом к свободным рыночным ценам на большинство товаров, работ и услуг. НДС, введенный вместе с акцизами на отдельные товары, фактически заменил прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций.

Налог на добавленную стоимость к уплате

В случае если НДС, исчисленный от реализации, превышает налоговый вычет, сумма налога подлежит уплате в бюджет.

Налог уплачивается по окончании каждого квартала до 25 числа каждого из трех месяцев, следующих за прошедшим периодом, равными долями.

Например, по декларации за 2 квартал 2020 года НДС к уплате равен 90 тыс. руб. Налог нужно будет уплатить до:

  • 25 июля – 30 тыс. руб.(1/3);
  • 25 августа – 30 тыс. руб. (1/3);
  • 25 сентября – 30 тыс. руб. (1/3).

Примечание: налог может быть уплачен и в первый месяц после окончания квартала полной суммой. Главное — до 25 числа первого за прошедшим кварталом месяца уплатить не менее 1/3 суммы налога, иначе по данному сроку уплаты образуется просрочка.

Примечание: в случае если вы не являетесь плательщиком НДС, но вами был выставлен счет-фактура с выделенной суммой НДС, налог нужно будет уплатить в полной сумме в течение 25 дней после окончания квартала.

Операции, облагаемые НДС

Объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость является:

  • Реализация товаров и имущественных прав, выполнение работ и оказание услуг на территории России (в том числе и на безвозмездной основе);
  • Передача товаров, выполнение работ (в том числе строительно-монтажных) и оказание услуг для собственных нужд, расходы по которым не учитываются при расчете налога на прибыль организаций;
  • Ввоз товаров на территорию России (импорт).

Операции, не облагаемые НДС

Операции, освобождаемые от обложения налогом на добавленную стоимость, перечислены в п. 2 ст. 146 и пп.1-3 ст. 149 НК РФ.

Какие предусмотрены ставки налога согласно НК

Есть несколько ставок, применяемых для перечисления НДС в бюджет. Перед тем, как рассчитывать налоговый платеж, нужно установить, какая именно ставка будет применяться.

С начала 2019 года базовая или основная ставка, выросла на 2%, и, вместо 18%, она будет равна 20%. Помимо нее, применяются льготные тарифы, которые составляют 0% и 10%.
Базовая ставка применяется в большинстве операций. 10% актуальна для некоторых групп товаров, которые являются социально важными. Нулевой процент применяется при операциях экспорта, международных перевозках, для специфических работ и услуг.

При неуплате отчислений своевременно к нарушителю могут применяться санкции. Величина устанавливается НК РФ и составляет 20% от неоплаченной суммы, если нет признаков правонарушения, либо 40%, если нарушение было совершено намеренно.
Помимо этого, переводятся пени, размер которых зависит от количества и срока просрочки, действующей ставки рефинансирования.

Значение и роль НДС в налоговой системе РФ.

123

Налог — одно из главных направлений формирования доходов государства. Кроме его финансовых функций, механизм налогов используют для того, чтобы государство могло воздействовать с помощью экономических инструментов на общественное производство, его динамику и структуру, на научно-техническое развитие. Налоговая система способна влиять на рыночные отношения, укрепляя их, стимулировать развитие предпринимательства, способствовать производственным процессам и одновременно служить барьером на пути социального обнищания финансово малообеспеченных слоев населения. Также с помощью налогов распределяется и перераспределяется ВВП, выделяется определенная часть на социальную сферу и обеспечение населения; влияют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Это помогает государству контролировать массу спроса и предложения не только товаров, но и капиталов, т. к. доход есть основа спроса общества, и является конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

С тех пор, как появились налог на добавленную стоимость и акцизы в налоговой системе, косвенные налоги стали занимать главенствующую позицию при мобилизации доходов в бюджет.

НДС играет важную роль при формировании дохода бюджета РФ. Для подтверждения этой позиции проведем сравнительный анализ поступлений НДС в консолидированный бюджет РФ, УФНС России по Курской области и городу Курску.

Рассмотрим динамику и структуру налоговых поступлений в консолидированный бюджет России (Таблица – 1).

Таблица 1 – Динамика и структура налоговых поступлений

консолидированный бюджет Российской Федерации.

миллиардов рублей

Анализируя общие поступления в консолидированный бюджет РФ, наблюдается их увеличение за последние три года. В 2014 году налоговые поступления составили 12606,3 млн. руб., а в 2013 году- 11321,6 млн. руб., темп роста составил 11,3 %. В 2015 году налоговые поступления выросли и составили 13720,4 млн. руб., что на 21,2 % выше, чем в 2013году.

Первое место, по объему поступлений, занимает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налоговые поступления, по которому в 2013 году составили 2575,8 млн. руб., в 2014 году-2904,2 млн. руб., или на 12,7 % больше, чем в 2013году. В 2015 году поступления по НДПИ составили 3226,8 млн. руб. или 25,3 % больше, чем в 2013 году. Рост поступлений связан, в большей степени с тем, что с каждым годом количество добывающего природного сырья растет, потому что увеличиваются освоенные месторождения полезных ископаемых. Еще одной причиной, которая служит стабильному росту поступлений НДПИ — это ставки при добыче нефти и газа.

Второе место занимает НДФЛ. Налог на доходы физических лиц имеет положительную динамику за исследуемый период. Так в 2013 году поступления составили 2497,8 млн.. руб., а в 2014 году-2688,7млн. руб., это выше на 7,6 %. А 2015год налоги пополнили бюджет на 2806,5млн.руб., что выше на 12,4 % 2013 года. НДФЛ занимает достаточно прочное место в консолидированном бюджете РФ и является стабильным источником наполнения государственной казны.

Третье место — налог на прибыль организаций. Сравнивая 2013 год с 2014 годом можно сказать, что этот налог увеличивает свои поступления на 14,5 %. В 2015 году поступления составили 2598,9 млн. руб., это на 25,4 % больше 2013 года.

Четвертое место, в основных доходах бюджета, занимает НДС. В 2013 году налоговые поступления по НДС составили 1868,2млн. руб., а в 2014 году- 2181,4млн. руб., это на 16,8 % больше, чем в 2013году. На рисунке 1 наглядно видно, что данные поступления увеличились. Возможно, стимулированием роста налоговых поступлений послужили следующие причины: увеличение налоговой базы и суммы налога, исчисленного при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, так же уменьшились суммы, заявленные налогоплательщиком к возмещению, не малую роль сыграл и импорт товаров и поступления возросли по НДС на товары, ввозимые на территорию России. В 2015 году НДС продолжал рост, его поступления составили 2448,3млн. руб., что на 31,1выше, чем в 2013 году. На рисунке 1 показано постепенное возрастание поступлений в бюджет. Причиной увеличения могло поспособствовать внедрение автоматизированной системы АСК «НДС-2», использующей технологии «Больших данных».

Рисунок 1 – Динамика поступлений в консолидированный бюджет РФ

по налогу на добавленную стоимость

Налог на имущество в 2013 году составил 900,5млн.руб., а в 2014 году – 955,1млн.руб.,что на 6,1% больше, чем в 2013 году. Причиной роста 2014года по сравнению с 2013годом повлияло уменьшение с1.01.2013 перечня льготируемого имущества, предусмотренным ст. 381 НК. В 2015 году спада не наблюдается, и налоговые поступления составили 1068,4млн. руб., что на 18,6% больше, чем в 2013году, что поспособствовало увеличению балансовой стоимости основных средств у отдельных налогоплательщиков.

Поступления по акцизам за 2013 год составили 952,5млн. руб, а в 2014-999,0млн.руб., что на 4,9% больше, в сравнении с 2013годом. В 2015году поступления составили 1014,4млн.руб.,что на 6,5% выше 2013 года. Акцизы отражают хорошую стабильную динамику и рост налоговых поступлений связан с повышением ставки акциза на спиртосодержащую продукцию, а так же сокращением доли нелегально выпускаемой продукции, с ужесточением контроля за деятельностью предприятий, ну и, конечно же, объем потребления.

Уровень поступлений в отношении водного налога снизился в 2014году и составляет 2,2 млн. руб., это на 12% меньше 2013 года. Такой спад может характеризоваться сложным финансовым положением предприятий -водопроизводителей. Но в 2015 году водный налог показал рост и составил 2,6млн.руб., что на 4,0 % больше 2013 года.

Можно сказать, что в целом по консолидируемому бюджету РФ наблюдается с каждым годом увеличение налоговых поступлений, что очень благоприятно для бюджетной страны. Безусловно, есть налоги, которые показывают снижение поступлений в определенный год, но снижения незначительные, большой плюс тому, что именно эти пробелы в поступлениях компенсировались выравниванием налога с помощью увеличения, в последующих годах, темпа роста. Снижению могло поспособствовать финансово-экономическое положение в стране, другими словами кризис, который изменил строение и структуру налога и налоговых поступлений.

Рассмотрим аналогичную таблицу УФНС России по Курской обл.

Таблица – 2 Динамика и структура налоговых поступлений УФНС

России по Курской области.

миллионов рублей

Поступления налоговых доходов в бюджет Курской области в 2013 году составили 39782,5 млн.руб., в 2014 году- 40489,6 млн. руб.,это на 1,8 % больше , чем в 2013 году. В 2015 году замечена положительная динамика роста и налоговые поступления составили 45999,2 млн. руб.,это на 15,6 % больше по сравнению с 2013 годом.

Налог на прибыль организаций в 2013 году составил 12880,1млн. руб., в 2014 году- 11147,6млн. руб., или на 13,5% меньше, чем в 2013году. Причиной такого недопоступления служит инфляция. Рост цен на материалы, сырье, полуфабрикаты для производства продукции ведет к увеличению стоимости товаров для производителя и снижению прибыли. В 2015 году небольшие поступления по данному налогу, которые составили 12774,0млн. руб., это на 0,8 % больше 2013 года.

НДФЛ в 2013 году поступил в сумме 11395,1 млн. руб., в 2014 году- 12203,2млн. руб., что на 7,1 % больше, чем в 2013 году. Прослеживается дальнейшая положительная динамика роста НДФЛ в 2015 году. Сумма налога составила 12819,3 млн. руб., темп роста составил 12,5 % к уровню 2013 года.

Значительный рост налоговых поступлений за анализируемый период по НДС в 2013 году составили 6382,1млн.руб.,а в 2014 году – 7568,9млн.руб. Сравнивая 2013 с 2014 годом, темп роста составил 18,6%. В 2015 году поступления не прекращали свой рост и пополнили госбюджет на 9359,3млн.руб.,что на 46,6% выше, чем в 2012году. Повышение темпов роста по НДС связано с некоторым увеличением объемов экспорта и внешнеторгового оборота, а также со снижением предъявления вычетов по НДС крупными компаниями за анализируемые годы. Среди перечисленных налогов НДС занимает достаточно твердую позицию, на рисунке 2 за все три анализируемых года показана доля НДС среди остальных налогов.

2013 год.

Год 2015 год

Рисунок – 2 Доля НДС среди других налогов за 2013,2014,2015 года.

По НДПИ так же прослеживается динамика роста поступления в бюджет, 2014 к 2013году темп роста составил 9,2 % , а 2015 к 2013- 29,0 %. Поступления увеличиваются с каждым годом, возможно, это связано с освоением новых месторождений полезных ископаемых.

Поступления налога на имущества в бюджет в 2013 году составил 5073,3млн. руб., в 2014 -5376,2млн.руб. что составляет рост 6,0 % больше предыдущего года, сравнивая 2015 год к 2013году рост составил на 10,1 % больше , чем в 2013году.

Акцизы в 2013 году составили поступлений 1133,6 млн. руб., в 2014году- 1119,6млн.руб., что характеризует спад на 1,2 %. Резкий рост налоговых поступлений в 2015 году составил 2167,4млн.руб., это почти вдвое больше, чем в 2013 году. Темп роста составил 191,2% Рост поступлений, вероятно, связан с повышением ставок на отдельные виды подакцизных товаров за анализируемый период.

Рассматривая поступления по водному налогу можно отметить их положительную динамику. В 2014 году показатели составили 1,2 % от значений 2013года, а в 2015 году – 13,9 % от значений 2013 года.

Поступления прочих налогов в бюджет прослеживается положительно стабильным образом. Темп роста 2014 с 2013 годом составил 104,6 %, а 2015 год по сравнению с 2013 годом – 108,5%.

Анализируя все виды налоговых поступлений, можно отметить рост наполнения бюджета РФ. Это может быть следствием постоянного совершенствования налогового администрирования, та как налоговые органы за последние годы повысили уровень качества своей работы.

Рассмотрим динамику и структуру налоговых поступлений ИФНС по г. Курску.

Таблица – 3 Динамика и структура налоговых поступлений ИФНС

по г. Курску.

В миллионах

Опираясь на общую сумму поступивших налогов по ИФНС России по городу Курску, можно сразу отметить в 2014 году спад налоговых поступлений. Это может быть связано с непростой экономическо-политической обстановкой в стране.

Если рассмотреть каждый налог отдельно, то первое место занимает налог на доходы физических лиц, так как поступления его в 2013 году составили 5766,3млн.руб.,а в 2014 году – 6102,9млн.руб.,что на 5,8% выше прошлого года. Но на этом рост не прекращался и уже в 2015году поступления возросли и составили 6222,7млн.руб., что на 7,9% выше 2013года. Это, безусловно, хороший показатель. Причиной такого положительного результата служит совершенствование работы налоговых органов.

Второе место – налог на добавленную стоимость. В 2013году поступления составили 3773,8млн.руб., в 2014 году 4597,3млн.руб,что на 21,8 % выше прошлого года. В 2015 году НДС составил 3910,6млн.ру., что на 3,6 % больше 2013 года. Причиной роста может послужить увеличение налоговой базы и суммы налога, исчисляемого при передаче имущественных прав. На рисунке 3 наглядно видно, как налог на добавленную стоимость показал рост поступлений в 2014 году и небольшое снижение по сравнению с 2014 и 2013 годами в 2015 году.

Рисунок 3 – Налоговые поступления по ИФНС по г. Курску.

Третье место занимает налог на прибыль организаций. В 2013 году поступления составили 4836,3млн.руб., а в 2014 году 3375,0млн.руб., что на 30,2% ниже прошлого года. На следующий год-2015, налоговые поступления составили 3897,3млн.руб. Причиной такого спада является непростая экономическая ситуация в стране, по-другому говоря-инфляция.

Четвертое место занимают акцизы. В 2013 и 2014 годах поступления показаны невнушительные, но быстрый рост вверх в 2015 году составил 2130,7млн.руб , темпы роста которого составили 188,1 %.Причиной такого скачка служит увеличение налоговых ставок на подакцизные товары, а так же потребление подакцизной продукции.

Таким образом, произошло увеличение налоговых поступлений в бюджет, что является положительной стороной, но есть и отрицательные моменты, когда по некоторым налогам поступления снизились. Это объясняется тем, что движущим фактором таких событий является сложившаяся геополитическая ситуация и наложенные, в отношении РФ, санкции.