Инвентаризация бензина

«Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 1
ТОПЛИВНЫЕ ПОТЕРИ И НЕДОСТАЧИ
На страницах бухгалтерских изданий довольно часто освещаются вопросы приобретения, расходования и учета горюче-смазочных материалов. Для транспортного предприятия повышенное внимание к данному вопросу объяснимо — расходы на приобретение ГСМ являются одной из существенных статей затрат в бюджете любого перевозчика. Поэтому ему важно не только приобрести и сохранить его без потерь, но использовать по прямому назначению, не выходя за пределы установленных норм.
Практика показывает, что должностным лицам не всегда удается это сделать, с потерями и недостачами ГСМ сталкиваются многие предприятия. Для того чтобы исключить такие ситуации, следует соблюдать правила приема, хранения и выдачи горючего, а в случае если потерь и недостач избежать не удалось — принять соответствующие меры по взысканию причиненного ущерба с виновных лиц. Эти и другие вопросы учета топливных потерь и недостач в организациях автомобильного транспорта стали темой данной статьи.
Какие топливные потери и недостачи бывают?
В общем случае в организациях потери и недостачи материальных ценностей могут быть выявлены как на стадии их приемки от поставщиков, так и в процессе их хранения и отпуска на реализацию. Во всех случаях важно своевременно обнаружить недостачу и принять решение о ее списании, порядок которого зависит от суммы выявленных потерь и недостач, а также от причин их возникновения.
Потери и недостачи ГСМ, как правило, разделяют на две основные группы. Первая — потери, не предусмотренные нормами естественной убыли нефтепродуктов, — чаще всего от утечек или перерасхода топлива. Обнаружив их, необходимо принять меры для предотвращения дальнейших потерь и недостач ГСМ, после чего рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности или списании причиненного ущерба за счет собственных источников предприятия.
Вторая — потери, предусмотренные нормами естественной убыли нефтепродуктов (например, от испарения, от вентиляции или насыщения газового пространства). Недостачи, образовавшиеся в результате естественной убыли, могут быть списаны на себестоимость, но в пределах установленных норм. При превышении этих норм суммы недостач подлежат возмещению за счет виновных лиц.
Следует учитывать, что нормы естественной убыли являются предельными и применяются только в случае фактической недостачи нефтепродуктов. К естественной убыли не относятся потери нефтепродуктов, вызванные нарушениями требований стандартов, технических условий, правил технической эксплуатации, хранения, браком, ремонтом и зачисткой резервуаров, трубопроводов, их переоборудованием (дооборудованием), все виды аварийных потерь.
О недостачах и потерях, вызванных естественной убылью, можно говорить в случае, когда транспортное предприятие имеет собственные емкости для хранения бензина и соответствующее разрешение. У организаций, которые не имеют возможности закупать и хранить ГСМ, топливные недостачи и потери возникают чаще всего вследствие перерасхода ГСМ в ходе эксплуатации транспортных средств. С чем связан перерасход и как с ним бороться? Остановимся на этом подробнее.
Когда возникает перерасход?
Начнем с определения перерасхода (пережога) горючего, которое можно дать исходя из отраслевой специфики эксплуатации автомобильного транспорта. Это расход горючего на работу техники сверх установленных постоянных или временных норм с дополнительными надбавками к ним или снижением норм. Его определяют как разность между фактическими и установленными нормативами расхода топлива.
Как показывает практика, чаще всего перерасход ГСМ вызван:
— техническими неисправностями автотранспорта;
— особыми условиями работы транспортных механизмов;
— использованием ГСМ и транспортных средств не по назначению.
Не во всех из перечисленных ситуаций выявленный перерасход следует расценивать как недостачу. Перерасход, связанный с условиями работы автотранспорта, более логично рассматривать как вынужденные потери ГСМ в ходе эксплуатации автотранспорта. При этом и потери, и недостачи должны корректировать учетные данные использования ГСМ на транспортном предприятии. Рассмотрим, каким образом это можно сделать.
Как учесть состояние авто и климатические условия?
Перерасход топлива, произошедший по причине технической неисправности транспортных средств или в результате их работы в сложных дорожных и климатических условиях, как вынужденные потери «закладывается» в нормы расхода ГСМ на предприятии.
Напомним, в этом вопросе, а также при обосновании топливных расходов с позиций налогообложения (Письмах УФНС по г. Москве от 10.07.2007 N 24-17/0536 и Минфина России от 04.09.2007 N 03-03-06/1/640) перевозчикам следует руководствоваться минтрансовскими Нормами расхода топлива и смазочных материалов . В них для каждой марки автомобиля установлена базовая норма расхода топлива исходя из расчета на 100 км пробега, утверждены надбавки к нормам расхода топлива по эксплуатации автомобиля в зимнее время и езде в горной местности, по дорогам со сложным планом и закруглениями, по городу (поселкам городского типа) при наличии светофоров и знаков дорожного движения.
———————————
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утв. Руководящим документом Минтранса России от 29.04.2003 N Р 3112194-0366-03.
Так, согласно Нормам расхода топлива и смазочных материалов организации вправе применять надбавки, увеличивающие норматив расхода топлива, с учетом:
— времени года. Норма расхода топлива и смазочных средств в зимнее время увеличивается от 5 до 20%. В Приложении N 2 к Нормам расхода топлива и смазочных материалов установлена предельная величина зимних надбавок по каждому региону, а также указано, в каком регионе какие месяцы считаются зимними. В организации издается приказ, устанавливающий надбавку в размере нормы расхода топлива по соответствующему транспортному средству, применяемую в зимнее время, которая может быть ниже или равна предельной;
— работы автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) со сложным планом, вне пределов городов и пригородных зон, где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (то есть на 100 км пути не менее 500). В этом случае размер надбавки не может превышать 10%;
— работы автотранспорта в городах с определенной плотностью населения. Чем выше плотность населения, тем больше надбавка к норме расхода топлива. Так, если плотность населения превышает 3 млн человек, размер надбавки, которую может установить организация, составляет до 25%, от 1 до 3 млн человек — до 20% и т.д. Причем когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются;
— обкатки новых автомобилей. При пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями (обкатке) и автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии предполагается надбавка в размере до 10%; при перегоне автомобилей в спаренном состоянии — до 15%, в строенном — до 20%.
Нормы расхода топлива и смазочных материалов позволяют перевозчику применять одновременно несколько надбавок (зимнюю, надбавку за езду по городу с соответствующей плотностью населения, надбавку в связи с обкаткой автомобиля и т.д.). В этом случае норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы этих надбавок.
Итак, если происходит перерасход топлива по сравнению с базовыми значениями работы автомобиля, но в пределах установленных для его эксплуатации норм, то такой перерасход учитывается как топливные затраты в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 40 Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте) .
———————————
Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.
Как видим, ничего сложного, рассмотрим другую ситуацию, когда выявленный по документам перерасход топлива является следствием не особых условий эксплуатации или состояния автомобиля, а халатности или иных действий водителей.
Что предпринять в отношении виновника недостачи?
Как правило, недостача ГСМ в результате перерасхода горючего по вине водителей транспортных средств выявляется при инвентаризации. Если такие недостачи превышают установленные нормы, то они подлежат возмещению за счет виновных лиц (п. 3 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете) .
———————————
Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В этом случае на предприятии по решению руководителя может проводиться расследование, в ходе которого устанавливаются, при каких обстоятельствах, в каких условиях и с какой целью был осуществлен перерасход (пережог) горючего, степень вины подотчетного лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие его ответственность. На работника возлагается материальная ответственность в полном размере за ущерб организации при исполнении им трудовых обязанностей и за недостачу вверенных ему ценностей (п. п. 1, 2 ст. 243 ТК РФ). Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом (п. 6 ст. 243 ТК РФ).
Возмещение убытков, причиненных юридическим или физическим лицом, регулируется ст. 15 ГК РФ. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Последнее освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Из этого следует, что не допускается привлечение виновных лиц к материальной ответственности за ущерб, причиненный в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.
Организация имеет право взыскать с работника прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение или ухудшение состояния наличного имущества работодателя (ст. 238 ТК РФ). Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета.
В случае если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков, недостачи и потери списываются на финансовые результаты как прочие расходы при условии, если организация может документально подтвердить невозможность взыскания убытков, например, обращениями в соответствующие органы (органы МВД России, судебные органы) по фактам недостач и решениями этих органов, а также заключением, полученным от служб организации (например, отдела технического контроля) (п. 31 Методических указаний по учету МПЗ) .
———————————
Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
Не исключен и такой вариант, что работодатель с учетом обстоятельств, при которых был причинен ущерб, может отказаться от его взыскания (ст. 240 ТК РФ). В этом случае работник освобождается от материальной ответственности. Однако расходы организации по возмещению ущерба и покрытию убытков от недостач и потерь списываются за счет собственных источников и не учитываются при налогообложении прибыли, так как не являются экономически обоснованными с позиций Налогового кодекса.
Е.А.Медведева
Эксперт журнала
«Транспортные услуги:
бухгалтерский учет
и налогообложение»
Подписано в печать
19.12.2007

Здравствуйте. Я считаю есть, так как Вы обязаны доказать что конкретный работник похитил конкретно столько то топлива, а инвентаризация это одно из доказательств.

Статья 11. Инвентаризация активов и обязательств
1. Активы и обязательства подлежат инвентаризации.
2. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
3. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
4. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Инвентаризация ГСМ: документы

Как Организации провести инвентаризацию ГСМ. Как оформить инвентаризационные описи и акты инвентаризации. Как составляется Сличительная ведомость результатов?

Вопрос: Как нам составить акт инвентаризации ГСМ?

Ответ: ГСМ у вас является либо товаром (имуществом для дальнейшей перепродажи), либо материалом (сырьем, топливом, используемом в производственной деятельности организации)

При инвентаризации ТМЦ (товаров и/или материалов) оформляется Инвентаризационная опись по форме № ИНВ-3.

Если в качестве и/или количестве инвентаризируемых ТМЦ выявлены отклонения, то необходимо оформить ещё и Сличительную ведомость по форме № ИНВ-19.

Таким образом, при инвентаризации ГСМ вам нужно оформить:

– Инвентаризационную опись, форма № ИНФ-3;

– Сличительную ведомость, форма № ИНФ-19 (при необходимости, если выявлены отклонения в количестве/качестве инвентаризируемых ГСМ).

Еще читайте: производственный календарь 2020 Минтруда

Образцы заполнения данных форм проведены по ссылкам: https://www.1gl.ru/#/document/118/61035/.

Подробная информация об этом приведена по ссылкам:

Обоснование

Из рекомендации

Как провести инвентаризацию

Основной этап и объекты инвентаризации

Как оформить инвентаризационные описи и акты инвентаризации

Инвентаризацию проводят путем фактического осмотра, измерения, счета активов и на основании документов – выписок банка, отчетов реестров акционеров и депозитариев, сверок расчетов с контрагентами и т. п.

Инвентаризационные описи и акты инвентаризации – документы, в которых отражают фактическое наличие имущества и обязательств. Акты и описи составляют не менее чем в двух экземплярах (п. 2.5 Методических указаний по инвентаризации).

4Как провести инвентаризацию

Унифицированные формы различаются по видам активов и обязательств. Собственные формы целесообразно разрабатывать с учетом специфики активов, чтобы отразить все необходимые данные. В таблице смотрите перечень самых востребованных унифицированных форм актов и описей.

Требования к заполнению описей и актов устанавливает пункт 2.9

Когда заполняют сличительные ведомости

Данные инвентаризации могут расходиться с показателями бухгалтерского учета. В этом случае расхождения отразите в сличительной ведомости (ИНВ-18 или ИНВ-19). Ведомости заполняют отдельно на собственное имущество и имущество, которое не отражено на балансе (например переданное на ответственное хранение, комиссионные товары, арендованные и т. п.).3

Ведомости можно заполнить вручную или на компьютере. Такой порядок предусмотрен в пункте 4.1 Методических указаний по инвентаризации и Указаниями по применению и заполнению форм.

Справочная база

Формы первичных документов по учету результатов инвентаризации

Номер формы Наименование формы Порядок применения Основание
ИНВ-3 Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей* Применяется для отражения данных фактического наличия ТМЦ в местах хранения и на всех этапах их движения в организации. Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах отдельно по каждому местонахождению и материально-ответственному лицу или группе лицГрафа 9 «Номер паспорта» заполняется на материальные ценности, содержащие драгоценные металлы и камни п. 1.2 постановления Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88
ИНВ-18 Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств* Применяются для отражения результатов инвентаризации: – основных средств; – нематериальных активов; – ТМЦ, готовой продукции;– прочих материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от данных учетаВ сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации. А именно расхождения между показателями по данным бухучета и данными инвентаризационных описейНа ценности, учитываемые за балансом, составляются отдельные сличительные ведомости. К ним относятся ценности, находящиеся на ответственном хранении, арендованные или полученные для переработкиСличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтеромПри заполнении сличительной ведомости для отражения результатов инвентаризации нематериальных активов (форма № ИНВ-18) графы 3, 8, 10 не заполняются п. 1.2 постановления Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88
ИНВ-19 Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей*

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг.

Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг.

Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».

Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа

Задайте свой вопрос экспертам «Системы Главбух»

Инвентаризация ГСМ в баках автомобилей как оформить?

Прежде всего, нужно помнить, что расходы на горюче-смазочные материалы должны быть правильно рассчитаны, документально подтверждены и экономически обоснованны.

Это очень важный момент, ведь только при соблюдении трех вышеуказанных условий затраты на ГСМ можно списать в расходы организации.

Вы должны быть готовы к тому, что при любой проверке налогового органа вы сможете обосновать необходимость таких затрат, сможете предъявить все подтверждающие документы.

Средняя температура топлива в резервуаре определяется по формуле (3) где tв, tс, tн — температура индивидуальной пробы соответственно верхнего, среднего, нижнего слоя, °С; n — число долей индивидуальной пробы среднего слоя. 4.5.5. Если резервуар оборудован стационарным прибором для измерения температуры (например, для измерения температуры на трех уровнях), то средняя температура определяется по их показаниям по формуле (3).

Акт снятия остатков топлива в баках автомобилей применяется для. Проверка наличия топлива производится комиссией, которая. Скачать бланк. Инвентаризация ОС проводится в порядке, определенном Инструкцией № 69. «Б&З» обращает внимание, что форма инвентаризационной описи. Количество неиспользованного топлива в баках автомобилей.

Бланки: Акт снятия остатков топлива в баках автомобилей и тракторов ф.10 ( СХХ). Приложение 10 к постановлению Министерства сельского хозяйства. Инвентаризация ГСМ на складах предприятий ВТ проводится с целью сличения фактического наличия каждой марки ГСМ, измеренной в единицах. На балансе числятся 40 грузовых автомобилей.

Особенности проведения инвентаризаций ГСМ

Инвентаризацииподлежитвсе имущество организации, независимо отегоместонахожденияи все виды финансовых обязательств, в том численепринадлежащиеорганизациинаправесобственности, но числящиеся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах.

Инвентаризацияпроводитсяпоместонахождениюимущества и по материально-ответственным лицам.

Входепроведенияинвентаризациивыявляетсяфактическое наличиеимущества,сопоставлениефактическогоналичия с данными бухгалтерскогоучета,проверяетсяполнотаотражениявучете обязательств.

Лица, ответственные за сохранность ГСМ, дают расписку о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на ГСМ сданы в бухгалтерию и все ГСМ, поступившие на склад на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход. 7.8. В случае смены материально ответственных лиц при проведении инвентаризации присутствуют оба лица, и в акте снятия остатков ГСМ лицо, принявшее ГСМ, расписывается в их получении, а сдавшее — в их сдаче.

Прием-передача ГСМ производится по фактическому их количеству с учетом естественной убыли и погрешности средств измерений.

На основании данных остатков топлива в баках и талонов на топливо у водителей, сгруппированных по маркам топлива, и средней цены отпущенного в отчетном месяце топлива определяется стоимость указанных остатков топлива, которая и должна равняться стоимости ГСМ, отраженных по субсчету «Бензин, дизельное топливо в баках автомобилей, талоны у водителей».

Документальное оформление результатов проводимых инвентаризаций должно производиться с учетом Постановления Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88, которым с 1 января 1999 г.

введены в действие новые унифицированные формы первичной учетной документации по учету результатов инвентаризаций.

Кроме того, при проведении инвентаризаций следует использовать Постановление Госснаба СССР от 26 марта 1986 г.

В документе Р3112194-0366-97 приведены лишь базовые нормы расхода топлива для автомобилей и методика их применения. Нормативные материалы рекомендованы для всех организаций, эксплуатирующих автомобильную технику на территории РФ.

Особенности эксплуатации автомобилей, связанные с дорожно-транспортными, климатическими и другими факторами, учитываются путем применения к базовым нормам поправочных коэффициентов, установленных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

Инвентаризация на автотранспорте: особенности проведения лига 2009-11-01

Расшифровка ГСМ – «горюче-смазочные материалы». Из названия понятно, что сюда входит не только топливо, но и сопутствующие материалы, необходимые для нормального функционирования транспортного средства.

За высоту наполнения принимается среднее значение измерений, округленное до 1 см. 4.2.5. Определение высоты наполнения дистанционно (со щита управления) при инвентаризации не допускается. 4.3. Отбор проб 4.3.1. Пробы топлива отбираются в соответствии с ГОСТ 2517-85. 4.3.2. Пробы топлива необходимо отбирать последовательно сверху вниз. 4.3.3.

Точечные пробы из вертикальных резервуаров для составления объединенной пробы (см. приложение 1) отбираются переносными пробоотборниками с трех уровней: верхнего — на 250 мм ниже поверхности топлива; среднего — с середины высоты столба топлива; нижнего — на 250 мм выше днища резервуара.

Пробы верхнего, среднего и нижнего уровней смешиваются в соотношении 1:3:1. 4.3.4.

Уровень «мертвого» остатка для каждого резервуара и емкости определяется в течение первого года их эксплуатации комиссией (см. п. 1.5) и утверждается районным (производственным) энергетическим управлением (объединением). 1.10.

«Мертвый» остаток при инвентаризации должен приниматься: — для электростанций с расходом мазута 100 т/ч и более — в двух расходных резервуарах; — для остальных электростанций — в одном расходном резервуаре.

Увеличение количества расходных резервуаров с «мертвым» остатком по п.

Инвентаризация осуществляется в соответствии со ст. 12 Закона о бухгалтерском учете, п. п. 26 — 28 Положения по ведению бухгалтерского учета, а также Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49.

При проведении инвентаризации следует учитывать, что наличие топлива в баках автомобилей и талонов на топливо (в натуральном достоинстве) у водителей определяется на основании акта снятия остатков, который составляется ежемесячно по состоянию на последний день месяца или на день проведения инвентаризации.

В случаях, если до начала проведения инвентаризации или за время измерений при ее проведении производится прием ГСМ на склад, председатель комиссии принимает решение об отнесении принимаемого продукта на прошедший или на текущий месяц с соответствующим оформлением в книге остатков или о переносе времени измерения. 7.10.

После заполнения (опорожнения) трубопровода проводят следующие операции на каждом резервуаре: — определяют уровень (высоту наполнения) ГСМ и наличие подтоварной воды; — измеряют плотность и температуру ГСМ в пробе, отобранной по методике ГОСТ 2517-85 и ГОСТ 3900-85.