Информированное согласие

Вопрос: Чем это ПОПАХИВАЕТ!? Меня сегодня пригласили, как ВЕТЕРАНА, на установку зубных протезов, в стоматологическую клинику. После обследования, мне дали ЛИСТОК следующего содержания: на «Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в определенного вида медицинского вмешательства»! Ни БОЛЬШЕ — Ни МЕНЬШЕ! Никакого пункта о законности этой «ПРИАМБУЛЫ» мне никто не смог объяснить! В том числе, даже, в нашей, поликлинике. Законно ли это? Если законно, укажите, ПОЖАЛУЙСТА, на пункт ЗАКОНОВ! А, если их нет, то на каком основании в больницах это требуют! … Мне, так же сказала заведующая … Если, я ВДРУГ, не соглашусь и не ПОДПИШУ, это «ДЕРЬМО», то мне ОТКАЖУТ от установки ПРоТЕЗОВ! НУ,, и как, ИХ, после ЭТОГО, называть!? А, называть это можно только так! (с моей точки зрения)… Попал в больницу ребенок… МАМА его подписывает такую «бумажку», а потом, вдруг, ребенок СПЕЦИАЛЬНО, умирает, а его органы могут быть «передаваться» ….

Это будет до тех пор, пока не изменится Конституция 1993 года! А она изменится после 24 июня 2020 г!

Тесты по дисциплине

«Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

Выберите один правильный ответ.

Конституция РФ была принята всенародным голосованием

а) 10 марта 1990 года;

б) 12 декабря 1993 года;

в) 1 мая 1999 года;

г) 1 января 2001 года.

ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» был принят

а) 1 января 1990 г.;

б) 12 июня 1993 г.;

в) 19 сентября 1999 г.;

г) 21 ноября 2011 г.

Медицинское право это

а) система правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности;

б) разновидность общественной власти, которая осуществляется самим государством;

в) воспитательная функция лечебно-профилактического учреждения;

г) государство и право в их соотношении;

Защита прав и свобод граждан в области охраны здоровья должна осуществляться

а) на федеральном уровне;

б) на уровне субъекта РФ;

в) на муниципальном уровне;

г) на всех уровнях государственной власти.

Основные принципы, задачи законодательства в области охраны здоровья граждан определены в нормативном документе

а) «Об основах законодательства охраны здоровья граждан в РФ»;

б) Конституция Российской Федерации;

в) семейное право;

г) Федеральный закон от 22 июня 1998 года «О лекарственных средствах».

Информация о состоянии здоровья предоставляется гражданину

а) только по его желанию;

б) по усмотрению врача;

в) с согласия родственников;

г) с разрешения администрации.

В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания, информация о состоянии здоровья в деликатной форме должна сообщается

а) коллегам;

б) гражданину и членам его семьи;

в) гражданину и членам его семьи с его согласия;

г) друзьям.

Информация, которую пациент имеет право получить в доступной для него форме – это информация

а) результаты лицензирования лечебного учреждения;

б) о наличии заболевания, диагнозе и прогнозе;

в) формы внесения предложений по улучшению деятельности лечебно-профилактического учреждения;

г) сведения о ЛПУ.

С медицинской документацией о своем здоровье гражданин имеет право

а) знакомиться, получать на основании такой документации консультацию у других специалистов;

б) может знакомиться при определенных ограничениях;

в) не может знакомиться;

г) делать замечания.

Врачебную тайну составляет информация

а) о лечебно-профилактическом учреждении, в котором проходит лечение пациента;

б) о руководителе лечебно-профилактического учреждения;

в) о факте обращения граждан за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе;

г) о субъекте Федерации, в котором находится ЛПУ.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в случае

а) недееспособности гражданина;

б) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

в) запроса администрации по месту работы;

г) обращения родственников.

Информированное добровольное согласие человека на медицинское вмешательство

а) обязательно;

б) желательно;

в) не обязательно;

г) может не осуществляться.

Понятие «медицинское вмешательство» включает

а) обращение за медицинской помощью в поликлинику;

б) освидетельствование гражданина на профессиональную пригодность;

в) выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность;

г) госпитализацию.

Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является

а) добровольного согласия гражданина или его законного представителя;

б) родственников;

в) коллег;

г) пациента, родственников или врача.

Получение ИДС от законных представителей пациента

Однако пациент не всегда может и должен лично давать ИДС медицинской организации перед осуществлением медицинского вмешательства. Так, в частности, такое ограничение установлено в силу ч.2 ст. 20 Закона об основах охраны здоровья, когда добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:

  • лица, не достигшего возраста 15 лет (16 лет, лица больные наркоманией) или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;
  • несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста);
  • лица, не достигшего возраста 18 лет, при трансплантации (пересадке) органов и тканей (ст. 47 Закона об основах охраны здоровья).

Немного истории права пациента на медицинское вмешательство и на дачу согласия и отказа от него

Считается, что первый раз требования на получение согласия больного на вмешательство было сформулировано в Британии в 18 веке. Четкую формулировку это право получило в конце 40-х годов 19 века после завершения печально известного Нюрнбергского процесса. Тогда юристы подчеркивали, что в медицинских экспериментах человек может принимать участие только в том случае, если извещен о ходе исследований, их смысле и возможных последствиях.

Окончательно концепция сформировалась в США в 1957 году. После одной из процедур у пациента был поврежден спинной мозг, в результате чего он оказался обездвиженным. Пациент подал на врачей в суд и выиграл его: оказалось, что медики не рассказали ему о потенциальных рисках обследования, то есть согласие его нельзя назвать информированным. Закон получил широкую поддержку во всем мире и теперь им руководствуются в работе медики большинства стран.

Получение согласия важно с точки зрения вовлеченности пациента в лечебный процесс. В наши дни больной имеет право самостоятельно выбирать, как именно будет проходить его лечение, что делает его более ответственным по отношению к состоянию собственного здоровья.

Медицинское вмешательство без ИДС проводится:

  • по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;
  • в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
  • в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
  • в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
  • при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

В иных случаях отказ пациента от оформления ИДС может послужить причиной законного отказа медицинской организации в оказании ему медицинских услуг. Однако бывают ситуации, когда медицинской организации целесообразно скорее оказать пациенту медицинскую помощь без оформления ИДС, нежели отказать ему в ней. Речь идет о ситуации, когда пациент категорически настаивает на проведении медицинского вмешательства, но отказывается подписывать соответствующие документы. В такой ситуации, безусловно, следует составить акт об отказе пациента от оформления ИДС с указанием причин такого отказа и указанием в акте того, что пациент сам настаивает на проведении ему медицинского вмешательства. Это обусловлено тем, что в дальнейшем может оказаться, что пациент был не в себе от боли, страха (иные причины) и не мог понимать значение своих действий и руководствоваться ими, что от простой волны агрессии против бюрократического элемента медицинской помощи, он не был в состоянии отдавать себе отчет в своем поведении. Каждая такая ситуация должна оцениваться врачом в индивидуальном формате и решение о проведении медицинского вмешательства без ИДС должно приниматься взвешенно и разумно.

Конституционные право на свободу и личную неприкосновенность и право на свободу мнений (убеждений) и отказа от них (ст. 22, 29 Конституции РФ) являются основой для реализации права на получение надлежащей информации о медицинских услугах. Одной из форм реализации права на получение надлежащей информации о медицинских услугах является информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (далее — ИДС).

ИДС на современном этапе при предоставлении медицинской помощи:

  • является необходимым предварительным условием медицинского вмешательства;
  • относится к одной из основных форм медицинской документации, в которой регламентируются действия, связанные с оказанием медицинской помощи;
  • является основным документом для экспертной оценки качества медицинской помощи;
  • является объектом судебной экспертизы для оценки наличия или отсутствия дефектов медицинской помощи;
  • служит источником доказательства по делам о привлечении медицинского работника (или медицинской организации) к тому или иному виду юридической ответственности за ненадлежащее оказание медицинской помощи». 1

Ответственность за отсутствие ИДС.

Наличие ИДС в медицинской организации – это лицензионное требование, обязательное для соблюдения.

Отсутствие данного документа, а также недостатки в его оформлении правоприменительные органы оценивают в качестве административного правонарушения и применяют ответственность по ч.3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Ниже приведем примеры правоприменительной практики арбитражных судов.

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2012 г. по делу N А58-2579/2012.

«Из выписки следует, что 22.02.2012 — 23.02.2012 гр. Космач В.Д. была оказана медицинская (стоматологическая) помощь. Доказательство получения информированного добровольного согласия указанного пациента в материалы дела не представлено.

Представленная выписка, амбулаторная карта не содержат указания о том, что Космач В.Д. дала информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

В силу указанного суд первой инстанции пришел к выводу, что данные действия обоснованно квалифицированы административным органом в качестве нарушения правил предоставления платных медицинских услуг, которые образуют объективную сторону административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ».

Постановление ФАС Поволжского округа от 3 марта 2016 г. № Ф06-6352/2016:

«В ходе проверки установлены факты нарушения обществом лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности:

…в нарушение статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» — в медицинской карте амбулаторного больного N 587, индивидуальных картах беременных № № 24, 26, 2, 21, 20 — отсутствует информированное добровольное согласие гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство…

Арбитражный суд Астраханской области, исследовав представленные административным органом доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, привлек общество к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ».

Постановление ФАС Уральского округа от 29 октября 2015 г. № Ф09-7712/15:

«…в медицинских картах стоматологического больного отсутствуют информированные добровольные согласия на стоматологическое лечение … (Шевкопляс Т.В., Ермалова А.А.)…

Перечисленные выше нарушения относятся к числу грубых нарушений лицензионных требований, факт их совершения документально подтвержден и не оспаривается обществом.В связи с этим судами верно установлено наличие в действиях общества события административных правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.1 Кодекса».

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 октября 2015 г. по делу № А56-31485/2015:

«По результатам выявленных нарушений… составлен протокол об административном правонарушении… по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.Протоколом об административном правонарушении… при осуществлении медицинской деятельности Обществу вменены грубые нарушения лицензионных требований, предусмотренных лицензией, Положений о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 (далее — Положение), а именно:

в представленном информированном добровольном согласии от 23.08.2012 не содержатся данные: от какого гражданина оно получено (отсутствуют фамилия, имя, отчество гражданина), что является нарушением пункта 28 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006″.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20 января 2016 г. № Ф03-6005/2015:

«Административным органом в ходе проведенной проверки установлено выполнение врачом-гематологом по отношению к пациенту медицинских манипуляций без его согласия, что послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по признакам части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.Судом при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности установлено, что медицинское вмешательство по отношению к пациенту выполнено по экстренным показаниям по решению консилиума врачей, то есть является случаем допустимого медицинского вмешательства без согласия пациента в соответствии с частями 9 и 10 статьи 20 Закона об основах охраны здоровья. Доказательств обратного, административным органом не представлено».

Аналогичные выводы сделал Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 15 января 2015 г. по делу № А55-20037/2014.

Статья актуальна на 11.11.2016

Перечень видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают согласие

Согласие больные дают на следующие типы вмешательств:

  • опрос и предварительный осмотр (в том числе перкуссия, аускультация и пальпация);
  • измерение температуры тела;
  • измерение артериального давления;
  • исследование нервной системы;
  • лабораторные исследования крови, мочи, кала;
  • функциональная диагностика (электрокардиограмма, холтеровское мониторирование);
  • рентгенографическое обследование;
  • введение лекарственных препаратов;
  • проведение хирургической операции (в том числе и лапароскопической);
  • массаж и ЛФК.

Перечень видов медицинских вмешательств, на которые не нужно получать согласие человека

Согласие не требуется на проведение реанимационных мероприятий и экстренную помощь. Это вполне естественно: если человек находится в тяжелом состоянии, узнать его мнение не представляется возможным, а на поиск законных представителей может потребоваться слишком много времени. В условиях, когда нельзя терять ни секунды, получение добровольного согласия не допускается. При стабилизации состояния пациента на дальнейшее лечение и реабилитационные мероприятия подписание им соответствующего бланка уже необходимо.

Также согласие не требуется в отношении лиц:

  • страдающих заболеваниями, представляющим опасность для окружающих;
  • страдающих психическими расстройствами;
  • совершавших преступное деяние.

Документ не оформляется при оказании паллиативной помощи, то есть при работе с умирающими пациентами, находящимися в тяжелом состоянии. Медики, вынужденные ухаживать за людьми в тяжелом состоянии, порой не имеют возможности и времени узнать волю пациента или его законных представителей.