Федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2018 года

Как известно, с 1 января 2018 года вступают в силу первые пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора:

  • Стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 г. N 256н;
  • Стандарт «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 г. N 260н;
  • Стандарт «Основные средства», утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 г. N 257н;
  • Стандарт «Аренда», утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 г. N 258н;
  • Стандарт «Обесценение активов», утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 г. N 259н

Минфин России Письмом от 30.11.2017 N 02-07-07/79257 довел Методические указания по применению переходных положений СГС «Основные средства» при первом применении. Пока это первые разъяснения и касаются они, в первую очередь, недвижимого имущества.

В данной статье рассмотрим основные рекомендации специалистов финансового ведомства по переходу на новые стандарты в части учета недвижимого имущества учреждений.

Разработка федеральных стандартов бухгалтерского учета

Запасы

представлено

представлен

Фонд «НРБУ «БМЦ»

Нематериальные активы

представлено

представлен

Фонд «НРБУ «БМЦ»

Основные средства

представлено

представлен

Фонд «НРБУ «БМЦ»

Незавершенные капитальные вложения

представлено

представлен

Фонд «НРБУ «БМЦ»

Документы и документооборот в бухгалтерском учете

представлено

представлен

Минфин России

Некоммерческая деятельность

II кв. 2019 г.

IV кв. 2019 г.

Фонд «НРБУ «БМЦ»

Бухгалтерская отчетность

II кв. 2019 г.

IV кв. 2019 г.

Минфин России

Доходы

II кв. 2019 г.

IV кв. 2019 г.

НП «ИПБ России»

Участие в зависимых организациях и совместная деятельность

III кв. 2019 г.

I кв. 2020 г.

Минфин России

Финансовые инструменты

I кв. 2020 г.

III кв. 2020 г.

Фонд «НРБУ «БМЦ»

Долговые затраты

III кв. 2020 г.

1 кв. 2021 г.

Минфин России

Расходы

III кв. 2020 г.

I кв. 2021 г.

НП «ИПБ России»

Что нужно включить в состав основных средств с 01.01.2018?

Помимо тех основных средств, которые учтены учреждениями на соответствующих аналитических счетах счета 0 101 00 000 «Основные средства», в состав основных средств с 01.01.2018 года дополнительно включаются активы, находящиеся в пользовании учреждений на условиях:

  • лизинга по договорам, условиями которых субъект учета (лизингополучатель) не определен балансодержателем;
  • долгосрочной аренды с правом выкупа;
  • безвозмездного бессрочного (постоянного) пользования;
  • иных арендных отношений, относящихся в соответствии со стандартом «Аренда» к финансовой аренде.

До 01.01.2018 указанные объекты могли учитываться:

  • на забалансовом счете 01 «Имущество в пользовании» (как правило ввиду отсутствия данных о стоимости переданного имущества объекты учитывались в условной оценке 1 объект — 1 рубль);
  • на балансовых счетах аналитического учета счетов 0 101 10 000 «Основные средства — недвижимое имущество учреждения» в части неотделимых улучшений, произведенных в объекты недвижимости, используемых учреждением в рамках арендных отношений (безвозмездного пользования).

Что делать со «старыми» основными средствами с 01.01.2018?

Порядок учета основных средств, которые признаны таковыми до 01.01.2018, соответствующие критериям активов, с нового года не меняется. К таким основным средства переходные положения Стандарта «Основные средства» не применяются. То есть, организовывать учет недвижимого имущества по кадастровой стоимости для основных средств, учтенных до 01.01.2018, не нужно.

В то же время часть ранее учитываемых в составе основных средств объектов может уже не удовлетворять понятию «актив». Что делать с такими основными средствами, Методические указания ответа не дают.

Понятие «актив» раскрыто в Стандарте «Концептуальные основы…». Актив — это имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.

Основные средства, не удовлетворяющие данному определению, не подлежат балансовому учету.

Глобальные изменения

Объекты учёта

Основные нововведения касаются объектов учёта. В стандарте впервые даны определения актива, обязательства, чистых активов, дохода, расхода.

Актив – это имущество (включая наличные и безналичные денежные средства), которое отвечает следующим условиям:

  • принадлежит учреждению и (или) находится в его пользовании;
  • контролируется учреждением в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;
  • заключает полезный потенциал или экономические выгоды.

В определении актива используется ряд новых терминов. Полезный потенциал – это пригодность актива для использования в деятельности учреждения, обмена, погашения принятых обязательств. Использование имущества не обязательно должно сопровождаться поступлением денежных средств. Достаточно того, что оно служит для выполнения учреждением своих функций и достижения целей. Таким образом, актив характеризуется определёнными потребительскими свойствами.

Будущими экономическими выгодами признаются поступления денежных средств (их эквивалентов) в результате использования актива, например, арендные платежи.

О контроле над активом можно говорить, если учреждение вправе использовать актив (в том числе временно) для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод и может исключить или регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам. В целях учёта предполагается, что учреждение контролирует имущество, которое за ним закрепил собственник (учредитель).

Обязательство – это задолженность, погашение которой приведёт к выбытию активов, заключающих полезный потенциал или экономические выгоды. Обязательства принимаются к бухгалтерскому учёту, если они возникли в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения).

Разница между активами и обязательствами на определённую дату показывает величину чистых активов. Имущество, которым учреждение не отвечает по своим обязательствам, в расчеёт чистых активов не включается. Чистые активы могут принимать как положительное, так и отрицательное значение.

Доход – это увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчётный период (кроме поступлений, связанных с вкладами собственника, учредителя). Вкладом собственника (учредителя) является имущество, которое он передал учреждению (кроме денежных средств и их эквивалентов).

Расход – это снижение полезного потенциала активов и (или) уменьшение экономических выгод за отчётный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств.

Исключение составляет изъятие имущества собственником (учредителем), за исключением денежных средств и их эквивалентов.

Разница между доходами и расходами представляет собой финансовый результат за отчётный период.

Доходы бюджетов учитывают администраторы, расходы – главные распорядители (распорядители) и получатели бюджетных средств.

Таким образом, при ведении отчётности за 2017 год на балансе могут числиться только активы. Но к 2018 году бухгалтерии учреждения необходимо разобрать разделение имущества на актив и не актив (рис. 2). То же самое должно произойти с дебиторской задолженностью, её нужно списать и убрать с баланса.

Признание объектов учёта

Объект принимается к бухгалтерскому учёту и (или) отражается в отчётности при одновременном соблюдении трёх условий:

  • объект соответствует установленному определению;
  • учреждение уверено в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с объектом;
  • стоимость объекта можно оценить.

Если стоимость объекта нельзя оценить, в бухгалтерском учёте он не признаётся, однако информация о нём раскрывается в пояснительной записке к отчётности.

Объект выбывает с балансового учёта на дату, когда хотя бы одно из перечисленных условий перестало соблюдаться.

Если доходы признаются в течение нескольких отчётных периодов, расходы, которые соответствуют этим доходам, должны быть распределены между теми же отчётными периодами.

Оценка объектов учёта

В стандарте введено новое понятие «справедливая стоимость». Она соответствует цене, по которой право собственности на актив переходит между независимыми сторонами сделки. Объекты учёта, которые необходимо оценивать по справедливой стоимости, и случаи её применения будут устанавливаться в стандартах, посвящённых этим объектам.

Справедливую стоимость активов и обязательств можно определить двумя основными методами:

  • рыночных цен – на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершённых без отсрочки платежа;
  • амортизированной стоимости замещения – рассчитывается как разница между стоимостью полного восстановления (воспроизводства) полезного потенциала актива или замены актива (в зависимости от того, какая из этих величин меньше) и суммой накопленной амортизации, рассчитанной на основе такой стоимости.

В качестве примера стоимости восстановления (воспроизводства) актива приведена стоимость восстановления здания в случае его разрушения. Стоимость замены актива рассчитывается на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования. Например, стоимость замены разрушенного здания иным зданием с сопоставимым сроком полезного использования.

Формирование данных для отчётности

В стандарте впервые сформулированы характеристики, которым должна отвечать информация в отчётности:

  • уместность (релевантность) – данные могут использоваться для финансовой оценки будущих событий и (или) для подтверждения и корректировки ранее сделанных выводов;
  • существенность – показатели влияют на решения пользователей;
  • достоверное представление (полнота, нейтральность, отсутствие существенных ошибок) – отчётность включает все имеющиеся данные, которые отобраны объективно и сформированы в соответствии с нормативными правовыми актами;
  • сопоставимость – позволяет идентифицировать сходства и различия между такой информацией и информацией в других отчётах;
  • возможность проверки и (или) подтверждения достоверности данных (верификация) путём прямого подсчёта (например, при инвентаризации) или с использованием формул, моделей, других способов;
  • своевременность – доступность пользователям отчётности в период, когда информация может повлиять на принимаемые решения;
  • понятность – состав (содержание) и форма представления информации позволяют понять её смысл пользователям отчётности, обладающим необходимыми знаниями о деятельности учреждения.

В стандарте впервые закреплён принцип приоритета содержания над формой. Он означает, что информация об объектах бухгалтерского учёта, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с их экономической сущностью, а не только их правовой формой.

Юридическое и экономическое содержание фактов хозяйственной жизни может различаться или даже противоречить друг другу. Например, если говорить об имуществе, то с юридической точки зрения важен объём прав на это имущество: находится оно в учреждении на праве оперативного управления или взято в аренду, получено в безвозмездное пользование, на хранение, на комиссию.

С экономической точки зрения для признания имущества активом важны не права на него, а его полезный потенциал, способность приносить экономические выгоды и возможность контролировать объект.

Имущество может использоваться в деятельности учреждения для достижения его уставных целей, но не принадлежать на праве оперативного управления, а находиться в аренде. Возможна и обратная ситуация: имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления и числится на балансе, но непригодно к эксплуатации.

В настоящее время на балансе учреждения отражается только имущество, которое закреплено на праве оперативного управления. Имущество, полученное в возмездное или безвозмездное пользование, показывается на забалансовых счетах. Однако с 2018 года принцип представления информации в учёте и отчётности кардинально меняется. Определяющей становится не юридическая, а экономическая трактовка фактов хозяйственной жизни. Тем самым методология учёта сближается с подходами, принятыми в международных стандартах финансовой отчётности.

Применительно к операциям с имуществом это означает, что право пользования арендованными основными средствами будет отражаться пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учёта. Это закреплено и в федеральном стандарте «Аренда», который также вступает в силу с 1 января 2018 года.

По какой стоимости включить в состав основных средств объекты, признаваемые таковыми с 01.01.2018 впервые?

Объекты, включаемые с 01.01.2018 в состав основных средств — недвижимого имущества признаются при первом применении Стандарта «Основные средства» на соответствующих балансовых счетах:

  • по их кадастровой стоимости (при ее наличии);
  • при отсутствии кадастровой стоимости:
    а) по ранее сформированным оценкам (по балансовой стоимости неотделимых улучшений в используемые объекты недвижимости);
    б) в случае, если балансовая стоимость объекта не была сформирована, в условной оценке — 1 объект, 1 рубль.

Кадастровую стоимость, если она не определена, следует определить до 1 января 2020 года. Такой переходный период установлен статьей 24 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Какие корреспонденции нужно отразить в межотчетный период?

Все корреспонденции по признанию объектов в составе основных средств — недвижимого имущества, а также по переводу основных средств на новые счета учета производятся в межотчетный период.

Бухгалтерские записи отражаются с применением счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

Рассмотрим эти ситуации на примерах.

Пример 1.

На счете 0 101 12 000 по стоимости 100 000 руб. у бюджетного учреждения числятся произведенные неотделимые улучшения в арендованный объект недвижимости, начисленная амортизация по неотделимым улучшениям — 40 000 руб. С 01.01.2018 арендованный объект недвижимости как объект финансовой аренды признается основным средством. Учет его будет организован на счете 0 101 12 000. Кадастровая стоимость объекта — 2 000 000 руб. В межотчетный период следует отразить следующие бухгалтерские записи по признанию нового объекта основных средств:

  • Дебет 0 104 12 000 Кредит 0 101 12 000 Сумма 40 000,00 руб — Списание накопленной на дату пересмотра стоимости объектов недвижимости амортизации (в уменьшении стоимости объекта.
  • Дебет 0 101 12 000 Кредит 0 401 30 000 Сумма 1 940 000,00 руб — Увеличение стоимости объекта недвижимости до актуальной кадастровой стоимости.

Пример 2.

Объекты недвижимости, учтенные до 1 января 2018 года на счета 0 101 13 000 «Сооружения — недвижимое имущество учреждения», необходимо перевести на учет на счета 0 101 12 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения) — недвижимое имущество учреждения». Такой перевод осуществляется в межотчетный период бухгалтерскими записями:

  • Дебет 0 401 30 000 Кредит 0 101 13 000
  • Дебет 0 101 12 000 Кредит 0 401 30 000

Отражен перевод балансовой стоимости сооружения со счета 101 13 на счет 101 12

  • Дебет 0 104 13 000 Кредит 0 401 30 000
  • Дебет 0 401 30 000 Кредит 0 104 12 000

Отражен перевод накопленной по объекту амортизации

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Если казенное учреждение снимает в аренду помещение у частного лица, но не несет никаких расходов, связанных с содержанием данного помещения, нужно ли в таком случае применять новый СГС «Аренда»?

Ответ: Да, т.к. заключен договор аренды значит применять новый СГС «Аренда» нужно.

>Вопрос: Меня интересует вообще перевод основных средств на новые стандарты, с каких счетов на какие переводить?

Ответ: Перевод объектов основных средств в бюджетном (бухгалтерском) учете при первом применении СГС «Основные средства» (по состоянию на 1 января 2018 года) в иную группу основных средств либо в иную категорию объектов бухгалтерского учета, а также отражение на балансовых счетах вновь признаваемых при первом применении объектов (активов), осуществляется в межотчетный период с использованием счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833), сформированной на основании данных Инвентаризации объектов основных средств, проведенной субъектом учета в порядке, установленном им в рамках учетной политики. Так, сооружения, учитываемые на счетах 101.Х3 по состоянию на 01 января 2018 года необходимо перенести на счета 101.Х2, а библиотечный фонд со счетов 101.Х7 на счета 101.Х8. Для учета группы объектов основных средств «Многолетние насаждения» с 01 января 2018 года предназначен счет 0 101 07 000 «Биологические ресурсы», а для группы объектов «Инвестиционная недвижимость» предназначен счет 0 101 13 000 «Инвестиционная недвижимость».

Опубликовано 13.12.2017

Какие мероприятия необходимо осуществить?

Методические указания по применению переходных положений СГС «Основные средства» даны в письмах Минфина:

  • от 30.11.2017 № 02-07-07/79257 (при первом применении);

  • от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 (при первом и дальнейшем применении).

Согласно разъяснениям в указанных письмах в целях перехода на новые правила ведения бухгалтерского учета объектов основных средств необходимо провести ряд мероприятий:

1) внести изменения в учетную политику (в том числе в рабочий план счетов);

2) определить объекты основных средств, подлежащие переносу в иные группы (на основании результатов инвентаризации), и отразить данные операции в бухгалтерском учете;

3) выявить объекты основных средств, ранее не признаваемые таковыми (на основании результатов инвентаризации), и отразить в бухгалтерском учете принятие их на счета балансового учета.

Что касается амортизации в отношении объектов основных средств, принятых к учету до перехода на применение СГС «Основные средства» (до 01.01.2018) в п. 7 Письма № 02-07-07/84237 отмечено следующее: пересчет амортизации (изменение способа начисления амортизации, определенного на момент принятия объекта к учету) не производится.

По мнению автора, в письме идет речь о том, что в отношении указанных объектов не меняется способ начисления амортизации, который применялся ранее (то есть линейный метод), в связи с чем пересчет амортизации не производится. При этом, поскольку порядок амортизации основных средств с 01.01.2018 изменился, в отношении объектов стоимостью до 100 000 руб. доначисление амортизации произведется в общем порядке при начислении амортизации за январь 2018 года (то есть по состоянию на 31.01.2018). По сути, и объекты основных средств стоимостью до 10 000 руб. (кроме объектов библиотечного фонда) целесообразно было бы перевести на забалансовый счет 21. Однако в Письме № 02-07-07/84237 таких указаний нет, поэтому рекомендуем подождать дополнительных разъяснений Минфина по данным вопросам.

ОБЗОР НОВЫХ СТАНДАРТОВ БУХУЧЕТА С 2020 ГОДА

Е.Н. Михайлова,
руководитель Департамента методологии внутреннего финансового контроля (Санкт-Петербург)

Сегодня важно не только изучить и внедрить новые стандарты, но и утвердить внутренние стандарты – локальные акты, в которых прописано, кто, когда и что представляет бухгалтеру для отражения в учете и отчетности.Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций сектора госуправления вошли в жизнь бухучета с 2018 года. На сегодня уже действуют 10 стандартов, с 2020 года вступят в силу еще 5 (с учетом изменения Программы разработки федстандартов, утв. приказом Минфина России от 19.03.2019 № 45н), о чем и расскажем в нашей статье.

Стандарты с 2018 года

Начало – первый этап внедрения пяти федстандартов бухгалтерского учета из 29 – ключевое событие 2018 года для бухгалтерского сообщества и особенно для учреждений госсектора, к которым тогда относились и учреждения казенные, бюджетные и автономные. Второй этап – еще пять стандартов в 2019-м, и третий – еще пять с 2020. За три года – 15 стандартов-ребусов! Осталось на 2021 и 2022 годы по 7 стандартов. Новые ключевые понятия, объекты учета, принципиально новые подходы к формированию профессионального суждения в сфере бюджетного и бухгалтерского учета сегодня уже не так страшны. Действительно, через три года все существенные изменения, даже в части базового стандарта «Концептуальные основы» с «Арендой», «Основными средствами» и «Обесценением», кажутся понятными. Не зря говорится, что дорогу осилит идущий. Не просто идущий, а «по навигатору», с помощью давнего нашего Советника бухгалтера и главного регулятора – Минфина России. Можно сказать, что главный наш актив – это профессионалы-бухгалтеры, финансисты, которые ведут учет и составляют отчетность, своевременно выявляют и исправляют ошибки по новым стандартам, стараются для учреждения, учредителя и репутационного капитала российского бюджета страны. Как сказал в начале реформ один руководитель, деньги делать из этих людей – крепче не было бы в мире рублей!

Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов (далее – СГС, Стандарт) Утвержден приказом Минфина России Методические рекомендации по переходным положениям и применению Стандарта
Действуют с 2018 года
«Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее – СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности») от 31.12.2016 № 256н
(зарегистрирован в Минюсте России 27.04.2017 за № 46517)
«Основные средства» от 31.12.2016 № 257н
(зарегистрирован в Минюсте России 27.04.2017 за № 46518)
доведены письмами Минфина России
от 30.11.2017 № 02-07-07/79257;
от 15.12.2017 № 02-07-07/84237
«Аренда» от 31.12.2016 № 258н
зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2016 за № 46606)
доведены письмами Минфина России
от 13.12.2017 № 02-07-07/83463;
от 13.12.2017 № 02-07-07/83464
«Обесценение активов» от 31.12.2016 № 259н
(зарегистрирован в Минюсте России 27.04.2017 за № 46520)
«Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» от 31.12.2016 № 260н
(зарегистрирован в Минюсте России 27.04.2017 за № 46519)
Действуют с 2019 года
«Учетная политика, оценочные значения и ошибки» от 30.12.2017 № 274н
(зарегистрирован в Минюсте России 18.05.2018 за № 51123)
доведены письмом Минфина России
от 31.08.2018 № 02-06-07/62480
«События после отчетной даты» от 30.12.2017 № 275н
(зарегистрирован в Минюсте России 18.05.2018 за № 51124)
доведены письмом Минфина России
от 31.07.2018 № 02-06-07/55005
«Доходы» (далее – СГС «Доходы») от 27.02.2018 № 32н
(зарегистрирован в Минюсте России 18.05.2018 за № 51122)
«Отчет о движении денежных средств» от 30.12.2017 № 278н
(зарегистрирован в Минюсте России 26.03.2018 за № 50501)
доведены письмом Минфина России
от 31.08.2018 № 02-06-07/62483
«Влияние изменений курсов иностранных валют» от 30.05.2018 № 122н
(зарегистрирован в Минюсте России 29.06.2018 № 51487)

Стандарты с 2020 года

Стандарты уточняют определения некоторых объектов бухгалтерского учета, вводят новые подходы к учету этих объектов и раскрытию информации о них в отчетности, которые требуют внесения изменений в учетную политику уже сегодня, поскольку стандарт экономического субъекта должен быть утвержден руководителем до конца 2019 года, чтобы учесть требования новых стандартов с 1 января.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов (далее – СГС, Стандарт) Утвержден приказом Минфина России Методические рекомендации по применению Стандарта
«Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее – СГС «Бюджетная информация») от 28.02.2018 № 37н
(зарегистрирован в Минюсте России 23.05.2018 за № 51158)
доведены письмом Минфина России от 06.08.2019 № 02-06-07/59183
«Долгосрочные договоры» (далее – СГС «Долгосрочные договоры»») от 29.06.2018 № 145н
(зарегистрирован в Минюсте России 13.09.2018 за № 52147)
«Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» (далее – СГС «Резервы») от 30.05.2018 № 124н
(зарегистрирован в Минюсте России 29.06.2018 за № 51491)
доведены письмом Минфина России от 05.08.2019 № 02-07-07/58716
«Концессионные соглашения» (далее – СГС «Концессионные соглашения») от 29.06.2018 № 146н
(зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2018 за № 51673)
«Запасы» (далее – СГС «Запасы») от 07.12.2018 256н
(зарегистрирован в Минюсте России 11.01.2019 за № 53306)
доведены письмом Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075

Обратите внимание на существенные изменения с 2020 года:

1) перенесена дата (срок) вступления в силу двух федеральных стандартов, ранее запланированных с 2020 года на 2021 год: СГС «Непроизведенные активы», утв. приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н (зарегистрирован в Минюсте России 22.05.2018 за № 51145) и СГС «Информация о связанных сторонах», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 277н (зарегистрирован в Минюсте России 23.05.2018 за № 51159) (основание: приказ Минфина от 19.03.2019 № 45н);
2) информацию о производных финансовых инструментах по СГС «Отчет о движении денежных средств», введенному с 2019 года, за исключением указанных финансовых инструментов необходимо отражать в отчетности с 2020 года;
3) внесены изменения в наименования всех стандартов, утвержденных до 26.07.2019, а именно: федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА признаются теперь федеральными стандартами бухгалтерского учета ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ (основание: Федеральный закон от 26.07.2019 № 247-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы»). А также следует учесть, что государственные и муниципальные учреждения, ранее относящиеся к госсектору, теперь именуются организациями бюджетной сферы.

Стандарты разработаны в целях обеспечения единства системы требований:

к ведению:
— бюджетного учета,
— бухгалтерского учета;
формированию
— информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Стандарт устанавливает порядок признания (принятия к бухгалтерскому учету) оценки объектов раскрытия информации объектов учета об обязательствах и активах, в том числе условных, в бухгалтерской (финансовой) отчетности, если иное не установлено:

нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета (Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее – Инструкция № 157н), а также инструкциями по применению Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета (утв. приказами Минфина России от 06.12.2010 № 162н, от 16.12.2010 № 174н, от 23.12.2010 № 183н) и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (Инструкциями № 191н, 33н);
другими федеральными стандартами бухгалтерского учета госфинансов для организаций бюджетной сферы.

Стандарт «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности»

Раскрытие бюджетной информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется, в частности, в целях мониторинга (анализа) исполнения бюджета, результатов выполнения плана финансово-хозяйственной деятельности и результатов выполнения государственного (муниципального) задания; контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ.
Стандарт определяет состав отчетности, в которой должна быть раскрыта бюджетная информация, для разных субъектов (например, для бюджетного и автономного учреждения это будет бюджетная информация в отчетах по формам 0503737 (отчет об исполнении плана ФХД) и 0503738 (отчет об обязательствах), а также в отдельных приложениях Пояснительной записки к балансу (ф. 0503760)). В стандарте также закреплено:

в каких отчетах отражать бюджетную информацию не нужно;
периодичность сдачи отчетности с бюджетной информацией;
право вышестоящей организации ввести дополнительную периодичность, формы и особый порядок раскрытия бюджетной информации.

Особенность применения

СГС «Бюджетная информация» применяется совместно с:

СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности»;
Инструкцией о порядке о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности (утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н; далее – Инструкция № 191н);
Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н; далее – Инструкция № 33н);
Бюджетным кодексом РФ.

Положения СГС «Бюджетная информация» применяются при формировании отчетов в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности, раскрывающих бюджетную информацию.

Понятие и состав бюджетной информации

Бюджетная информация – это бюджетные назначения исполнения бюджета и плановые назначения деятельности учреждения.
Показатели формируются на основании 500-х счетов бухучета.
Бюджетная информация включает информацию:

1) о бюджетных назначениях исполнения бюджета;
2) об утвержденных показателях плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения (далее – Плана, плана ФХД, ПФХД);
3) об иных плановых показателях деятельности бюджетного, автономного учреждения, утвержденных на соответствующий год.

Для государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений бюджетная информация включает информацию об утвержденных показателях плана ФХД учреждения, об иных плановых показателях деятельности бюджетного, автономного учреждения, утвержденных на соответствующий год (далее – плановые назначения).
Приведем сравнение перечня бюджетной информации для получателей бюджетных средств (ПБС), содержащейся в БК РФ и СГС.

Бюджетная информация для ПБС

Бюджетный кодекс РФ Стандарт «Бюджетная информация» (п. 5)
Статья 184.1. «Общие положения»
1. В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся:
· общий объем доходов бюджета;
· общий объем расходов;
· дефицит (профицит) бюджета;
· а также иные показатели, установленные настоящим Кодексом, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (кроме законов (решений) о бюджете)
а) утвержденные плановые (прогнозные) показатели по доходам бюджета;
б) утвержденные (доведенные) показатели бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств;
в) утвержденные плановые (прогнозные) показатели поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета;
г) утвержденные (доведенные) бюджетные ассигнования по выплатам источников финансирования дефицита бюджета

Бюджетная информация для бюджетных и автономных учреждений

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Стандарт «Бюджетная информация» (п. 5)
Статья 32. «Контроль за деятельностью некоммерческой организации»
3.3. В целях обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет» подлежит размещению план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения
— утвержденные показатели плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения;
— иные плановые показатели деятельности бюджетного, автономного учреждения, утвержденные на соответствующий год

Раскрытие бюджетной информацию другими субъектами отчетности

Другие субъекты отчетности отражают следующую бюджетную информацию.

Финансовые органы публично-правового образования, уполномоченные на формирование отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета РФ — Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317);
— Пояснительная записка к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360)
Иные финансовые органы публично-правового образования — Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117);
— Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
— Пояснительная записка (ф. 0503160)
Органы казначейства Если орган казначейства ведет учет бюджетных обязательств или обязательств бюджетных, автономных учреждений, то для раскрытия бюджетной информации нужно использовать следующие отчеты:
— о бюджетных и денежных обязательствах получателей средств бюджета и администраторов источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503129);
— об обязательствах учреждения, формируемый органом казначейства

Стандартом установлены требования к заполнению всех этих отчетов. Данные требования соответствуют порядку, который сейчас установлен Инструкциями № 33н и 191н.
Цели раскрытия бюджетной информации в отчетности:

мониторинг (анализ) исполнения бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета, а также анализ причин неисполнения бюджета;
мониторинг (анализ) результатов выполнения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения и результатов выполнения государственного (муниципального) задания;
контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ.

Бюджетная информация представлена схематично в таблице.

Учет 500-е счета
Формы отчетов Инструкции № 191н и 33н
Состав показателей План, факт, величина и причины отклонений
Периодичность Ежеквартально, ежегодно
Дополнительная периодичность, дополнительные формы ГРБС (ГлАД, ГАИФ) – ПБС (АД, АИФ) ФО – ГРБС
Учредитель – БУ, АУ БУ, АУ – ОП

Бюджетная информация ГРБС, ПБС, ГлАД, ГАИФ, АД, АИФ включает следующие формы:

Бюджетная информация ФО ППО включает следующие формы:

Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117);
Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
Пояснительная записка (ф. 0503160).

Бюджетная информация ФО ППО (консолидация) включает следующие формы:

Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317);
Пояснительная записка к Отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360).

Бюджетная информация органа казначейства включает следующие формы:

Отчет о бюджетных и денежных обязательствах получателей средств бюджета и администраторов источников финансирования дефицита бюджета – учет БО у органа казначейства (ф. 0503129);
Отчет об обязательствах учреждения, формируемый органом казначейства, – учет обязательств у органа казначейства.

Бюджетная информация бюджетных и автономных учреждений включает следующие формы:

Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760).

НЕ является бюджетной информацией:
— Бухгалтерский баланс;
— Отчет о финансовых результатах;
— Отчет о движении денежных средств.

Отчет об исполнении бюджета ГРБС (ф. 0503127) включает следующие формы:

сопоставление утвержденных (доведенных) бюджетных назначений с данными об исполнении бюджета;
структура разделов: доходы, расходы, источники финансирования дефицита бюджета;
консолидация показателей (суммирование одноименных и исключение взаимосвязанных показателей).

Консолидация показателей бюджетной информации Отчета об исполнении бюджета ГРБС (ф. 0503127) представлена в табличной форме.

По структуре разделов СГС «Бюджетная информация» Инструкция № 191н
Доходы по структуре и в сумме утвержденных плановых (прогнозных) показателей плановые (прогнозные) показатели по закрепленным за ГлАД доходам бюджета
Расходы в структуре СБР (БР) по сумме БА и ЛБО сумма БА, утвержденных (доведенных) на текущий финансовый год, ЛБО в объеме годовых назначений текущего финансового года
ИФ поступление по структуре и в сумме плановых (прогнозных) показателей сумма плановых (прогнозных) показателей по выбытиям ИФ
ИФ выбытие в структуре СБР (БР) по сумме БА и ЛБО сумма плановых (прогнозных) показателей по выбытиям ИФ

БА – бюджетные ассигнования;
БО – бюджетные обязательства;
ИФ – источники финансирования.
Обратите внимание на планируемые изменения в периодичности сдачи отчетности. Она остается ежеквартальной и ежегодной, если нет обязанности отчитываться чаще.
Отчет об исполнении бюджета ГРБС (ф. 0503127): изменения в периодичности

Квартал, год Месяц
Операции по лицевому счету (л/с) Операции по л/с (искл.)
Операции в кредитной организации Операции в кредитной организации
Некассовые операции Некассовые операции

Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117) включает следующие формы:

Консолидированный отчет об исполнении бюджета ГРБС (ф. 0503127);
Справка о суммах консолидируемых поступлений (ф. 0503184);
Консолидированный отчет о кассовом поступлении и выбытии денежных средств (ф. 0503124).
Консолидация показателей бюджетной информации Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503117).
По структуре разделов СГС «Бюджетная информация» Инструкция № 191н
Доходы согласно закону (решению) о бюджете плановые показатели, утвержденные законом (решением) о бюджете
Расходы согласно СБР (БР) с учетом изменений плановые показатели, утвержденные СБР
ИФ поступление согласно закону (решению) о бюджете плановые показатели, утвержденные законом (решением) о бюджете
ИФ выбытие согласно СБР (БР) с учетом изменений плановые показатели, утвержденные СБР
Изменение остатка средств согласно закону (решению) о бюджете показатели, утвержденные законом (решением) о бюджете

Цель Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) – сопоставить годовые объемы бюджетных назначений по расходам и ИФ с данными о БО и исполнении принятых ДО.
Разделы отчета: БО текущего года по расходам, БО текущего года по ИФ, обязательства очередных годов.
Показатели отчета: принимаемые обязательства, принятые БО, принятые денежные обязательства (ДО), отложенные обязательства.
Если учет БО у Федерального казначейства, то оно должно и отчет делать.
Цель Отчета об исполнении ПФХД (ф. 0503737) – сопоставить плановые назначения с данными об исполнении.
Составляется в разрезе кодов финансового обеспечения КФО: 2, 4, 5, 6, 7.
В отчете ф. 0503737 плановые назначения должны быть сопоставлены с данными об исполнении плана ФХД. Формировать отчет надо в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности):

2 – собственные доходы учреждения;
4 – субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;
5 – субсидия на иные цели;
6 – субсидия на цели осуществления капитальных вложений;
7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.

Структура разделов: доходы, расходы, ИФ, возврат остатков субсидии и расходов прошлых лет.
Консолидация: головным учреждением, учредителем, финорганом.
Цель Отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738) – сопоставить годовые объемы плановых назначений по расходам и ИФ с данными об обязательствах и исполнении принятых ДО.
Разделы отчета: обязательства текущего года по расходам, обязательства текущего года по ИФ, обязательства очередных годов.
Показатели отчета: принимаемые обязательства, принятые обязательства, принятые денежные обязательства (ДО), отложенные обязательства.

Отражаются показатели обязательств (указанных выше) в разрезе всех КФО + консолидация показателей бюджетной информации.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.