Элементы учетной политики для целей налогообложения

Когда понадобится: при формировании учетной политики в организации, которая осуществляет деятельность в сфере услуг. Образец поможет выбрать оптимальные варианты определения налоговой базы или уплаты конкретного налога из тех, что допускаются налоговым законодательством.

Заполненный образец

r />

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»

ПРИКАЗ № 85
об утверждении учетной политики для целей налогообложения

г. Москва 28.12.2015

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить учетную политику для целей налогообложения согласно приложению 1.

2. Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера А.С. Глебову.

Генеральный директор А.В. Львов

Приложение 1
к приказу от 28.12.2015 № 85

Учетная политика ООО «Альфа» для целей налогообложения

на 2016 год

Налог на прибыль организаций

Порядок ведения налогового учета

1. Ведение налогового учета возлагается на бухгалтерию, возглавляемую главным бухгалтером.

2. Налоговый учет вести обособленно от бухгалтерского в самостоятельно разработанных регистрах налогового учета. Перечень регистров налогового учета приведен в приложении 1.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

3. Учет доходов и расходов вести методом начисления.

Основание: статьи 271, 272 Налогового кодекса РФ.

Учет амортизируемого имущества

4. Срок полезного использования основных средств определяется по минимальному значению интервала сроков, установленных для амортизационной группы, в которую включено основное средство в соответствии с классификацией, утверждаемой Правительством РФ. В случае реконструкции, модернизации или технического перевооружения срок полезного использования основного средства увеличивается до предельного значения, установленного для амортизационной группы, в которую было включено модернизируемое основное средство.

Основание: постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», пункт 1 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

5. Срок полезного использования основных средств, бывших в употреблении, определяется равным сроку, установленному предыдущим собственником, уменьшенному на количество лет (месяцев) эксплуатации данных основных средств предыдущим собственником. Норма амортизации по бывшим в употреблении основным средствам определяется с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущими собственниками.

Основание: пункт 7 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

6. Срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется исходя из срока действия патента, свидетельства, а также исходя из срока полезного использования, обусловленного соответствующим договором. По нематериальным активам, по которым определить срок полезного использования невозможно, применяется срок, равный 10 годам.

Основание: пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

7. Амортизацию по всем объектам амортизируемого имущества (основным средствам и нематериальным активам) начислять линейным методом.

Основание: пункты 1 и 3 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

8. Амортизационная премия не применяется. Амортизация начисляется в общем порядке.

Основание: пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

9. Норма амортизации основных средств, являющихся предметом договора лизинга, определяется с учетом специального коэффициента в размере 3 (за исключением основных средств, относящихся к первой–третьей амортизационным группам).

Основание: подпункт 1 пункта 2 статьи 259.3, пункт 3 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ.

10. Резерв на ремонт основных средств не создается. Расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.

Основание: статья 260 Налогового кодекса РФ.

11. Налоговый учет операций с амортизируемым имуществом осуществляется с применением налогового регистра, форма которого установлена в приложении 2.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

Учет материалов

12. В стоимость материалов, используемых в хозяйственной деятельности, включается цена их приобретения (без учета НДС и акцизов), комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов.

Основание: пункт 4 статьи 252, пункт 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

13. Стоимость имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Основание: подпункт 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

14. При выбытии материалы оцениваются по методу средней стоимости.

Основание: пункт 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

15. Налоговый учет операций по приобретению и списанию материалов осуществляется на соответствующих субсчетах к счету 10 «Материалы» в порядке, определенном для целей бухгалтерского учета.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

Учет затрат

16. К прямым расходам на оказание услуг относятся:

– все расходы на приобретение материалов, используемых в процессе оказания услуг, кроме общехозяйственных и общепроизводственных материальных затрат;

– расходы на оплату труда персонала, непосредственно участвующих в процессе оказания услуг;

– суммы страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные на заработную плату персонала, участвующего в процессе оказания услуг;

– суммы начисленной амортизации по основным средствам, непосредственно используемым в процессе оказания услуг.

Основание: пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

17. Прямые расходы, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся на уменьшение доходов от реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

Основание: пункт 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

18. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.
Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по состоянию на последний день отчетного квартала. Максимальный размер резерва по сомнительным долгам составляет 10% от выручки без учета НДС. Учет операций по начислению и использованию резерва осуществляется в регистре налогового учета, форма которого установлена в приложении 3.

Основание: статья 266 Налогового кодекса РФ.

19. Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию не создается.
Основание: статья 267 Налогового кодекса РФ.

20. Налоговый учет расходов на оплату труда осуществляется в регистрах налогового учета, форма которых установлена в приложении 4.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

21. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создается.

Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.

22. Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год не создается.

Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.

23. Расходы на приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки признаются расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30 процентов налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов.

Основание: пункт 3 статьи 264.1 Налогового кодекса РФ.

24. При реализации и ином выбытии ценных бумаг их списание производится по стоимости единицы.

Основание: пункт 23 статьи 280 Налогового кодекса РФ.

25. Доходы и расходы от сдачи имущества в аренду признаются внереализационными доходами и расходами.

Основание: пункт 4 статьи 250, подпункт 1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

26. Доходы и расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, распределяются равномерно в течение срока действия договора, к которому они относятся. В случае если дату окончания работ (оказания услуг) по договору определить невозможно, период распределения доходов и расходов устанавливается приказом руководителя организации.

Основание: пункт 1 статьи 272, пункт 2 статьи 271, статья 316 Налогового кодекса РФ.

27. Учет доходов и расходов от реализации вести в регистрах налогового учета, форма которых установлена в приложении 5.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

28. Учет внереализационных доходов и расходов вести в регистрах налогового учета, форма которых установлена в приложении 6.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

Порядок расчета авансовых платежей

29. Уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль производить исходя из одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.

Основание: пункт 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ.

30. Для определения сумм авансовых платежей и налога, подлежащих уплате по местонахождению обособленных подразделений, использовать показатели удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности работников.

Основание: пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость

31. Обособленные подразделения нумеруют счета-фактуры в пределах диапазона номеров, выделяемых головной организацией.

Основание: подпункт «а» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

32. Учет освобожденных от НДС операций по реализации ценных бумаг ведется на субсчетах бухгалтерского учета обособленно. Прямые затраты на осуществление данного вида деятельности учитываются на субсчете «Операции с ценными бумагами» к счету 91″Прочие доходы и расходы». Косвенные затраты учитываются на субсчете «Затраты не реализацию ценных бумаг к распределению» к счету 26 «Общехозяйственные расходы».
Совокупные расходы на реализацию ценных бумаг в целях расчета 5-процентного барьера расходов на необлагаемую деятельность определяются как сумма прямых и соответствующей доли косвенных затрат.

Основание: подпункт 12 пункта 2 статьи 149, пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

33. Доля косвенных затрат, относящаяся к необлагаемым операциям, определяется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей сумме выручки от всех видов деятельности. Распределение косвенных затрат и расчет совокупных расходов на освобожденную от НДС деятельность осуществляется в регистре налогового учета, форма которого установлена в приложении 7.

Основание: пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 22 марта 2011 г. № КЕ-4-3/4475.

34. В целях ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения, к счету 19 открываются субсчета:

19-1 «Операции, облагаемые НДС», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС. Суммы налога, учтенные на субсчете 19-1, принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ, без ограничений.

19-2 «Операции, освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, не облагаемой НДС. Суммы НДС, принятые к учету на субсчете 19-2, в течение квартала к вычету не принимаются.

19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС и одновременно в освобожденной от налогообложения.

Основание: пункт 4 статьи 149, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Главный бухгалтер А.С. Глебова

Содержание

1. Учетная политика для целей налогообложения. Как утверждать и вносить изменения?

Вопрос. Надо ли ежегодно утверждать учетную политику для целей налогообложения или можно пользоваться учетной политикой прошлого года и вносить в нее изменения?

Ответ. Можно пользоваться учетной политикой прошлого года, если у вас в работе и в законе ничего не меняется. Но на практике это маловероятно. Меняется кодекс, вы можете захотеть изменить методы учета или измените вид деятельности. В этих случаях придется внести изменения в ранее принятую УП и утвердить изменения приказом.

Обратите внимание:

  • УП формируют один раз — при создании организации и применяют последовательно из года в год. В Налоговом кодексе требования к учетной политике определены в отдельных главах:
  • в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» — в пункте 12 статьи 167 НК РФ;
  • в главе 25 «Налог на прибыль» — в статье 313 НК РФ.

В обоих случаях есть требование, что необходимо утверждать учетную политику приказом или распоряжением руководителя. А в п. 12 ст. 167 НК РФ определено:

  • «учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации».

В кодексе нет требований утверждать учетную политику ежегодно, поэтому составлять такие приказы ежегодно необязательно.

Рекомендация: ежегодно проверяйте способы и методы определения доходов, расходов и иных показателей, которые вы закрепили в налоговой учетной политике. Они целесообразны? Соответствуют действующему законодательству? При необходимости внесите изменения в УП и утвердите приказом.

  • Применять изменения можно только со следующего года. Но есть исключения — в некоторых случаях придется внести изменения в УП в середине года (ст. 313 НК РФ):
  • изменилось законодательство о налогах и сборах. Важно: внести изменения в УП нужно не ранее, чем вступят в силу изменения законодательства;
  • организация стала вести новые виды деятельности.

«Учетная политика компании: когда дополнить, а когда изменить» — эта статья поможет разобраться в отличиях на простом примере про нанопончики. Вы сможете скачать образец приказа о внесении изменений в учетную политику.

2. Доходы по длительным договорам. Как признавать доходы и расходы?

Вопрос. Как правильно принять доходы и расходы по длительным договорам при поэтапной сдаче работ и без нее:

Вопрос эксперту Можно задавать по Карте Школы бухгалтера Что такое Карта Школы?

  • в полном объеме на момент сдачи каждого из этапов работ или их надо пересчитать по окончании полного объема работ (окончание договора), а потом распределить в соответствии с полученными доходами и сдать корректировочную отчетность?
  • какие методы установить в учетной политике для распределения доходов и расходов?

Ответ. Порядки определения доходов и расходов по длительным договорам, установленные в НК РФ, значительно различаются между собой, если предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг) и если разбивки на этапы договором не предусмотрены. Рассмотрим две эти ситуации.

Ситуация 1. Производство с длительным технологическим циклом, если договор не предусматривает поэтапную сдачу работ (услуг)

Длительный технологический цикл — это цикл более одного налогового периода.

Для производства с длительным технологическим циклом без поэтапной сдачи работ, услуг налогоплательщик самостоятельно распределяет доход между налоговыми периодами исходя из принципа формирования расходов на выполнение работ, услуг (абз. 2 п. 2 ст. 271 НК РФ).

У бухгалтеров обычно возникают два вопроса:

  1. Что понимать под формулировкой «длительный» (более одного налогового периода) технологический цикл?
  2. Какую методику распределения доходов и расходов принять в УП, чтобы не нарушить принципы, установленные НК РФ?

Давайте разберемся и ответим на эти вопросы.

  • Что же все-таки понимать под длительным технологическим циклом (договором)?

Казалось бы, длительный договор — это тот, который длится больше 12 месяцев. Однако это не так. Даже если производство осуществляется всего два месяца, его можно признать длительным. Важно — когда оно начато и когда закончено.

Например, начали производство в декабре 2019 года, а закончили в феврале 2020 года. Получается, что оно захватывает два налоговых периода. А следовательно, это производство с длительным, более одного налогового периода циклом, и надо распределить доход между налоговыми периодами 2019 и 2020 годов.

Теперь давайте разберемся, как это правильно сделать. То есть ответим на второй вопрос:

  • Какую методику распределения доходов и расходов принять в УП, чтобы принцип распределения доходов соответствовал правилам, установленным НК РФ (п. 2 ст. 271, ст. 316, п. 1 ст. 272 НК РФ)?

Правило п. 2 ст. 271 НК РФ:

  • «доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам)».

Правило ст. 316 Налогового кодекса:

  • «доход от реализации <…> работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения».

Правило п. 1 ст. 272 Налогового кодекса:

  • «расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов».

Первые два правила, установленные в отношении доходов, противоречат друг другу. В ст. 271 предлагается распределять доходы пропорционально расходам, а в ст. 316 равномерно. Как же в этом случае поступить? Ответ на этот вопрос есть в Письмах Минфина от 12.07.2016 № 03-03-06/1/40699, от 13.02.2015 № 03-07-11/6421, от 16.05.2013 № 03-03-06/1/17014. По мнению Минфина, при длительном производстве в целях распределения доходов можно применять любой из указанных методов:

  • равномерно; либо
  • пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов.

В дополнение к этим методам Минфин России предложил еще один, по нашему мнению, экономически обоснованный метод (Письмо от 13.01.2014 № 03-03-06/1/218):

  • пропорционально доле прямых расходов отчетного периода в общей сумме прямых расходов, предусмотренных сметой (в этом случае в учетной политике для целей налогообложения необходимо определить перечень прямых расходов).

Уточнение: порядок распределения доходов и расходов между отчетными (налоговыми) периодами, установленный Налоговым кодексом, относится только к работам и услугам и не касается производства продукции, доходы при реализации которой определяются в общем порядке.

Ситуация 2. Поэтапная сдача работ

Совсем другой порядок определения доходов и расходов предусмотрен, если в договоре указана поэтапная сдача работ. В этом случае никакие доходы и расходы распределять не надо. Все доходы и расходы учитываются после окончания этапа.

Например, если один из этапов работ начался в IV квартале, а закончился в I квартале следующего года, то доходы и расходы будут рассчитываться по завершении этапа в I квартале следующего года, то есть на соответствующую дату сдачи заказчику этапа выполненных работ в размере их договорной стоимости (Письмо Минфина России от 28.06.2013 № 03-03-06/1/24632).

Этот способ намного проще и понятнее.

Вывод: при заключении договора, который захватывает одновременно два налоговых периода, его лучше разбить на этапы. Ведь достаточно разбить договор на две части, чтобы избежать составления расчетов по распределению доходов и расходов между налоговыми (отчетными) периодами.

3. Материально-производственные запасы. Можно ли определять в учетной политике различные методы оценки материально-производственных запасов?

Вопрос. Организация списывает материально-производственные запасы (МПЗ) в производство по средней себестоимости, исчисленной по методу скользящей оценки на момент отпуска материалов. В процессе производства выпускается продукция по гособоронзаказу (ГОЗ) и гражданская продукция. В части исполнения ГОЗ материально-производственные запасы списывают со следующего года по себестоимости каждой единицы.

Может ли организация для МПЗ, приобретаемых для исполнения ГОЗ, в части прямых затрат применять способ по себестоимости каждой единицы, а для МПЗ, используемых для гражданской продукции по средней себестоимости, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения?

Ответ. Давайте начнем с правил бухгалтерского учета. По правилам бухгалтерского учета для списания МПЗ на затраты организация должна установить в учетной политике метод оценки (п. 16 ПБУ 5/01, п. 73–76 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ):

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости (основной способ);
  • по себестоимости первых по времени приобретения (способ ФИФО).

Пунктом 21 ПБУ 5/01 определено, что по каждой группе, виду МПЗ в течение отчетного года применяется только один способ оценки.

В бухгалтерском учете вопрос решается так: надо разделить МПЗ на группы или виды, установить и определить по каждой группе (виду) порядок их оценки, исходя из указанных выше способов.

Но надо понимать, что в случае направления МПЗ из одной группы, вида на разные цели учитывать их разными способами нельзя. Например, если часть МПЗ одного вида используется, как указано в вопросе, на гражданское производство, а другая часть на оборонное, то организации не вправе будут определять в УП разные способы их оценки.

Теперь про налоговый учет. В налоговом учете используются аналогичные бухгалтерскому учету методы оценки МПЗ (п. 8 ст. 254 НК РФ):

  • по стоимости единицы запасов;
  • по средней стоимости;
  • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

В отличие от бухгалтерского учета, Налоговый кодекс не определяет подробные правила применения методов списания МПЗ. Поэтому организациям надо исходить из экономической обоснованности применения методов оценки МПЗ при их включении в расходы и обязательно закрепить эти методы в УП для целей налогообложения. Такую позицию определил и Минфин России в Письме от 29.11.2013 № 03-03-06/1/51819:

  • «налогоплательщики вправе при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров, применять разные методы их оценки при условии, что такой порядок предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения».

Как видим, Налоговый кодекс не устанавливает требование применять единый метод оценки для МПЗ одной группы или одного вида. В этом случае не будет нарушением, если в УП определить различные способы учета МПЗ в зависимости от их целевого назначения. Но тогда придется обеспечить возможность их отдельного учета и (или) хранения, так как без этого невозможно правильно включить в состав расходов стоимость МПЗ при их списании. Надо ли создавать такие сложности? Это должен решать бухгалтер.

Возможно, при выполнении гособоронзаказа действительно придется выполнять особые требования. В остальных случаях, как нам представляется, это не имеет смысла.

4. Создание резерва по сомнительным долгам. Право или обязанность?

Вопрос. Наша организация находится на общей системе налогообложения и является плательщиком налога на прибыль. Обязаны ли мы создавать резерв по сомнительным долгам для бухучета и налогообложения?

Ответ. При ведении бухгалтерского учета вопросом о создании резерва сомнительных долгов задаваться не надо. Такая обязанность прямо установлена п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н):

  • «организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации».

Следовательно, образование резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете не является элементом учетной политики, и этот вид резерва необходимо создавать во всех случаях, когда выявлена сомнительная дебиторская задолженность. Исполнение обязанности по созданию резерва сомнительных долгов обеспечивает соблюдение принципа осмотрительности и формирование достоверной бухгалтерской отчетности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).

А вот в налоговом учете — это право налогоплательщика (п. 3 ст. 266 НК РФ):

  • «налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам….».

Да и Минфин разъясняет в Письме от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295:

  • «…в налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам является правом организации вне зависимости от того, создается ли аналогичный резерв в бухгалтерском учете».

Сразу скажем, что его могут создавать только организации, применяющие при учете доходов и расходов метод начисления. А как же поступить? Выгодно ли экономически налогоплательщикам создавать резерв по сомнительным долгам?

Понятно, что создание резерва в целом не снижает налоговую нагрузку, а лишь корректирует ее по периодам в зависимости от изменений размера долгов с истекшим сроком оплаты. Если такие долги возрастают, то уменьшается налогооблагаемая прибыль, а если происходит погашение долгов и они уменьшаются, то прибыль увеличивается.

Поэтому в большинстве случаев создание резерва по сомнительным долгам целесообразно.

Возможно, для организаций, которые работают по предоплате и у которых надежные контрагенты, создание резерва по сомнительным долгам не особо значимо. Но ведь экономическая ситуация может быстро поменяться и количество долгов со стороны контрагентов может возрасти.

Рекомендация: бухгалтерам все-таки надо самостоятельно все просчитать и принять решение исходя из особенностей экономической деятельности своих организаций. Кратко рассмотрим порядок образования резерва по сомнительным долгам и его влияние на размер налоговой базы по налогу на прибыль

Действия бухгалтера для создания резерва по сомнительным долгам

  1. Провести на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризацию дебиторской задолженности.

  2. По результатам инвентаризации включить в резерв все долги, образовавшиеся более 90 дней назад, и 50% долгов со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней.

  3. Сумму образованного резерва включить во внереализационные расходы и, соответственно, уменьшить налогооблагаемую прибыль.

Сумму резерва можно использовать только на погашение безнадежной задолженности. То есть если в УП организации предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам, то суммы безнадежных долгов погашаются за счет этого резерва. Если его не хватит, часть безнадежных долгов, не покрытую резервом, можно отнести на внереализационные расходы (пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Бесплатные вебинары в Контур.Школе Изменения в учете. Практические ситуации. Судебная практика. Расписание вебинаров

Перерасчет резерва делают каждый отчетный период. То есть вновь проводится инвентаризация дебиторской задолженности, и сумма резерва, сформированная по указанным выше правилам, сравнивается с остатком ранее созданного резерва (созданный резерв, уменьшенный на сумму безнадежной задолженности). Если резерв возрос, то разница включается во внереализационные расходы. А если уменьшился, то такая разница увеличит внереализационные доходы.

Пример. Порядок образования резерва по сомнительным долгам

У организации отчетные периоды — первый квартал, полугодие, 9 месяцев. Принято решение создать резерв по сомнительным долгам, решение закрепили в УП, утвердив приказ. На 31.12 предыдущего года проведена инвентаризация дебиторской задолженности, в результате которой выявлены сомнительные долги:

  • со сроком возникновения до 45 дней — 6 млн руб.;
  • со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — 4 млн руб.;
  • со сроком возникновения свыше 90 дней — 2 млн руб.

Сумма резерва составит 4 млн рублей (4 млн руб. х 0,5 + 2 млн руб.).

В первом квартале образовалась безнадежная задолженность в сумме 1,5 млн руб. Следующей инвентаризацией, проведенной на 31.03, выявлены сомнительные долги:

  • со сроком возникновения до 45 дней — 6 млн руб.;
  • со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — 7 млн руб.;
  • со сроком возникновения свыше 90 дней — 4 млн руб.

Резерв на 1.04 составит 7,5 млн руб. (7 млн руб. х 0,5 + 4 млн руб.).

Сравниваем сумму созданного на 1.04 резерва с остатком ранее созданного резерва (за минусом части, направленной на погашение безнадежной задолженности):

  • 7,5 млн руб. – (4 млн руб. – 1,5 млн руб.) = 5 млн руб.

Увеличение резерва по сомнительным долгам в размере 5 млн руб. включаем в состав внереализационных расходов.

Важно: в соответствии с НК РФ создать резерв по сомнительным долгам можно только со следующего года (если в текущем году он не создавался). Для этого надо закрепить это решение приказом, подписанном в текущем году.

5. Налоговые вычеты по НДС при экспорте товаров. Надо ли вести раздельный учет?

Вопрос: организация реализует сырьевые товары на территории РФ и за ее пределами, применяя соответственно ставки НДС 20% и 0%. Какой период считать при формировании учетной политики для раздельного учета налоговых вычетов, относящихся к операциям по экспорту:

  • когда произведена отгрузка по ставке 0%; или
  • когда подтверждена нулевая ставка?

Ответ. С 1 июля 2016 года в НК РФ внесли дополнение, разделившие весь экспорт товаров и порядок применения налоговых вычетов на 2 категории:

  1. Сырьевые товары.
  2. Несырьевые товары.

С учетом этих дополнений устанавливать в УП порядок определения НДС, относящегося к товарам (работам, услугам), приобретенным для производства экспортируемых товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0%, надо только по сырьевым товарам (абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ). В Кодексе определены товары, относящиеся к сырьевым, это:

  • минеральные продукты,
  • продукция химической промышленности,
  • древесина и изделия из нее,
  • древесный уголь,
  • жемчуг,
  • драгоценные и полудрагоценные камни,
  • драгоценные металлы,
  • недрагоценные металлы и изделия из них.

Коды видов сырьевых товаров утверждены в Постановлении Правительства РФ от 18.04.2018 № 466.

Рассмотрим две ситуации, связанные с реализацией на экспорт (ставка 0%) сырьевых и несырьевых товаров.

Сырьевые товары на экспорт, ставка 0%

Чтобы применить налоговые вычеты НДС:

  • надо ждать, когда подтвердят ставку 0%. Понятно, что этот порядок отличается от обычного порядка, когда НДС принимается к вычету сразу после оприходования товара при наличии счета фактуры (п. 3 ст. 172 НК РФ).

Онлайн-курс по НДС Повышение квалификации в Контур.Школе, 46 ак. часов. Удостоверение

Поэтому и необходимо учитывать отдельно те товары, работы и услуги, которые были использованы для производства сырьевых товаров, направляемых на экспорт (ставка 0%). Какие-либо варианты учета полученных для производства товаров на экспорт НК РФ не предусматривает. Поэтому налогоплательщики самостоятельно разрабатывают этот порядок, исходя из экономической обоснованности.

Несырьевые товары на экспорт

Все проще. Никакого раздельного учета входного НДС вести не надо. Сразу, в общем порядке при получении товаров (работ, услуг) от поставщиков НДС на основании счетов-фактур надо включать в книгу покупок и, соответственно, в налоговую декларацию все суммы НДС (абз. 3 п. 3 ст. 172 НК РФ).

Сотрудничество с компанией «Главный Бухгалтер»: ваши преимущества и бонусы

Если вы желаете сформировать эффективную учетную политику организации, обращайтесь в компанию «Главный Бухгалтер». У нас вы сможете сотрудничать со специалистами, которые:

  • Обладают большим опытом работы. Опыт работы — серьезный бонус. Наша компания основана в 2000 году. Мы 18 лет работаем в бухгалтерской и юридической сферах. Для того чтобы разработать эффективную учетную политику организации, важно, чтобы бухгалтер имел возможность получить практический опыт в разных фирмах. От этого зависит «профессиональный кругозор» специалиста. Только бухгалтер, который консультировал сотрудников разных компаний, сможет четко и безошибочно найти вариант формирования учетной политики организации для вас. Индивидуальный подход — это точный выбор из большого количества существующих вариантов.
  • Компетентны в своей работе. Знания — основа грамотной консультации. Опыт — основа эффективной помощи. У специалистов компании «Главный Бухгалтер» есть и знания, и опыт. Учетная политика организации — это система, которая сделает вашу компанию успешной. Наши специалисты передадут вашим штатным сотрудникам опыт. Или выполнят необходимые для оптимизации действия самостоятельно.
  • Универсальны. У нас есть большой опыт формирования и разработки учетной политики для разных организаций. Именно этот опыт помогает нам выбирать оптимальный вариант, который подойдет именно вашей компании. Мы анализируем ее структуру, особенности, специфику работы, количество рабочих мест и общий размер копании. Разработка учетной политики организации — услуга, которую мы предоставляем на основе большого опыта.

Для наших партнеров

Для наших партнеров существует гибкая система скидок. Если вы сотрудничаете с нами и пользуетесь услугами по формированию и разработке учетной политики для вашей организации, или другими услугами, мы предлагаем вам воспользоваться специальными предложениями и принять участие в акциях для партнеров.

Форма учетной политики

Существует три формы ведения учетной политики:

  • Журнально-ордерная
  • Мемориально-ордерная
  • Автоматизированная

Для того чтобы учетная политика велась грамотно, необходимо использовать проверенную основу, для классификации и хранения данных. Существуют определенные формы и шаблоны для заполнения документации. Часть из этих документов созданы и утверждены на законодательном уровне, часть определена внутренней политикой компании.

Перед тем как решить, в какой форме будет вестись учет, нужно четко квалифицировать документы:

  • Часть документов должна храниться в печатном виде
  • Часть документов должна храниться в электронном виде
  • Некоторая документация существует только для внутренней отчетности и создается в произвольной форме

Структура учетной политики

Учетная политика организации является общей – это значит, что все ее разделы должны отлично коррелировать между собой, тогда сложившаяся картина станет единой. Вместе с тем, можно выделить документацию:

  • Для бухгалтерского учета
  • Для налогового учета

Существует три важных раздела, которые должны присутствовать в любой учетной политике:

  • технический раздел (включает информацию о форме ведения учета, лицах, отвечающих за ведение учета, перечне документов, графиках, шаблонах, приложениях)
  • методологический раздел для бухгалтерии (включает промежуточную отчетность, информацию о прибыли организации и о существующих расходах, учет основных и дополнительных средств)
  • методологических раздел для налоговой службы (содержит все данные для налогового учета, декларации, перечни прямых и косвенных доходов и расходов и др.)

Стадия принятия решения

Перед руководителем компании и бухгалтером обязательно возникнет вопрос, на который необходимо безошибочно ответить.

Он связан с выбором методологии ведения учета, решением относительно самостоятельной разработки уникального варианта или выбором из уже существующих, нормативно установленных вариантов.

В итоге, после проведения детального анализа, организация должна остановиться на одном, наиболее подходящем варианте ведения учета.