Экспертиза 44 ФЗ

Содержание

Порядок заключения контракта:

Контракт заключается на условиях, предусмотренных:

-извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя),

-документацией о закупке,

-заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

*За исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены (ч.1 ст.34 Закона № 44-ФЗ)

Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер,

реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе (Часть 1 ст. 94 Закона 44-ФЗ) :

–приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, включая проведение экспертизы;

–оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги

–взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при:

а) изменении контракта;

б) расторжении контракта;

в) применении мер ответственности;

г) совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Экспертиза результатов исполнения контракта или его отдельного этапа

В пункте 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ дано определение экспертов и экспертных организаций. К таковым относятся лица (физические или юридические), обладающие специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла, которые осуществляют на основе договора деятельность:

  • по изучению и оценке предмета экспертизы;

  • по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Частью 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ установлено, что учреждение физической культуры и спорта обязано привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Исключение составляют случаи:

  • предусмотренные п. 1 – 9, 14, 15, 17 – 23, 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), 25, 26, 28 – 30, 32, 33, 36, 40 – 42, 44 – 48, 50 – 54 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;

  • осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;

  • если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с законодательством.

Как видим, достаточно большая часть закупок у единственного поставщика не требует привлечения сторонних экспертов для проверки результатов исполнения контракта.

Обратите внимание: с 01.07.2018 в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ введено новое основание для закупки у единственного поставщика – п. 25.1 – признание несостоявшимися открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона в соответствии с ч. 1, 2 и 5 ст. 55.1, ч. 1 – 3.1 ст. 71 Закона № 44-ФЗ. Однако в ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ данный пункт не значится в качестве исключения. Поэтому, если спортивное учреждение заключает контракт с единственным поставщиком на основании п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, для проверки результатов его исполнения оно обязано привлечь сторонних экспертов. Аналогичное правило действует при проверке результатов контракта, заключенного в силу п. 25.2 и 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ(признание несостоявшимися запроса котировок и запроса предложений в электронной форме).

Как привлечь сторонних экспертов?

Привлечение эксперта или экспертной организации осуществляется на основании контракта, который заключается по общим правилам, закрепленным в Законе № 44-ФЗ. То есть учреждению нужно определить предмет экспертизы, выбрать способ закупки и провести процедуру определения исполнителя. Минфин в Письме от 27.12.2017 № 24-02-07/87603 указал, что в целях привлечения экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, заказчики проводят соответствующую закупку посредством одного из конкурентных способов либо путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Обратите внимание: информация о закупках услуг экспертов должна быть включена в план-график (ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

При выборе способа определения эксперта, экспертной организации нужно учитывать ограничения, установленные Законом № 44-ФЗ для каждого из способов. Например, в силу ст. 72 Закона № 44-ФЗ запрос котировок может проводиться при одновременном соблюдении следующих условий:

  • размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает 500 тыс. руб.;

  • годовой объем закупок путем проведения запроса котировок не превышает 10% совокупного годового объема закупок (СГОЗ) (если его размер не превышает 1 млрд руб.) или 100 млн руб. при СГОЗ более 1 млрд руб.

Отметим, что сторонние эксперты должны соответствовать определенным в ст. 41 Закона № 44-ФЗ требованиям. Например, если для экспертизы необходимы проведение исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций производится из числа лиц, соответствующих указанным требованиям.

Экспертиза силами заказчика

В законодательстве не поясняется, каким образом проводится внутренняя экспертиза, а также кто может быть экспертом в таком случае. Полагаем, что проводить внутреннюю экспертизу может любой работник или группа работников заказчика, которые обладают познаниями по предмету закупки. А требования, установленные ст. 41 Закона № 44-ФЗ к экспертам, не распространяются на внутренних экспертов. Об этом говорило и Минэкономразвития в письмах от 18.05.2016 № ОГ-Д28-6773, от 01.12.2016 № ОГ-Д28-14217, а также некоторые суды (см., например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 № 09АП-14799/2017, АС ВСО от 21.02.2017 № Ф02-7873/2016 по делу № А58-636/2016).

В Письме от 12.07.2016 № Д28и-1778 Минэкономразвития указало, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом. Аналогичное мнение высказал Минфин в Письме от 27.10.2017 № 24-03-07/71512.

Оформление результатов экспертизы

Экспертиза (вне зависимости от того, кем проведена: сторонней организацией или внутренними экспертами) должна быть документально оформлена. На практике результаты внешней экспертизы оформляются заключением. Документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги – например, акт.

Обязательна ли внешняя экспертиза в 2020 году

До 31.07.2019 г. действовала часть 4 ст. 94 № 44-ЗФ, которая устанавливала необходимость осуществления проверки закупок при участии сторонних специалистов, экспертных компаний, если закупки проводятся у единственного поставщика. Но стоит оговориться, что и здесь существовали некоторые исключения.

С 31.07.2019 г. данная норма потеряла силу, а значит, теперь нет случаев, в которых заказчик обязан прибегать к «внешней» оценке, требующей приглашения экспертов, соответствующих компаний. На данный момент продолжает действовать «внутренняя» экспертиза результатов закупки по 44-ФЗ, проводимая компанией самостоятельно.

Читайте также: «Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ: состав, положение, задачи, нюансы работы»

Часть 4.1 ст. 94 № 44-ФЗ устанавливает, что правительство РФ имеет право определить случаи, в которых приглашенные специалисты или сотрудники экспертных организаций должны проводить проверку закупок. Пока не существует нормативного акта, устанавливающего такие ситуации. Поэтому заказчик может решать, будет ли он проводить проверку самостоятельно или прибегнет к помощи экспертов. В любом случае данный этап считается обязательным.

Где размещаются результаты проведенной экспертизы?

Результаты «внутренней» и «внешней» экспертизы не подлежат размещению в ЕИС. Нет также требований о размещении таких результатов в реестре контрактов. В связи с этим, результаты экспертизы, как и иные документы о закупке, хранятся у заказчика и должны быть предоставлены по требованию контролирующих органов.

Ответственность экспертов

Довольно часто возникает вопрос о том, какую же ответственность несет эксперт, экспертная организация? Для «внешних экспертов» ответственность прямо предусмотрена в законодательстве. От административной (ст. 7.32.6 КоАП РФ) до уголовной (ст. 200.6 УК РФ).

На «внутренних экспертов» указанные статьи не распространяются, т.к. в понятийном аппарате Закона № 44-ФЗ они не являются экспертами, экспертными организациями. «Внутренние эксперты» являются должностными лицами заказчика и проводят экспертизу от его имени. Такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством в зависимости от тяжести наступивших последствий в результате некачественно проведенной ими экспертизы.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Как часто и по каким контрактам должна проводится экспертиза?

Закон № 44-ФЗ не содержит случаев, при которых экспертиза может не проводиться. Следовательно, экспертиза должна осуществляться по всем контрактам, в том числе контрактам (договорам), заключенным по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Иными словами, предмет контракта, его цена и основание для заключения никак не влияют на возможность (необходимость) проведения экспертизы.

Экспертиза должна проводиться даже в том случае, когда провести ее на практике невозможно. Например, в случае заключения контракта по поставку электрической энергии заказчик должен подтвердить, что поставленная энергоснабжающей организацией электрическая энергия соответствием всем условиям заключённого контракта. Приведем еще один пример: поставка ГСМ. В данном случае также нет никаких оснований, чтобы экспертизу не проводить. Соответственно, перед подписанием акта сдачи-приемки заказчик должен удостовериться в том, что поставленный ему ГСМ полностью соответствует условиям заключенного контракта.

Очевидно, что провести экспертизу по подобным контрактам проблематично. К счастью для заказчика Законом № 44-ФЗ не определен порядок ее проведения. Поэтому, в ряде случаев, такая экспертиза будет носить формальный, а не реальный характер, и состоять в документальном подтверждении факта ее проведения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертиза является неотъемлемой частью приемки продукции по контракту. Таким образом, экспертиза должна проводиться каждый раз перед подписанием заказчиком документа о приемке. Так, например, если по контракту предусмотрена ежемесячная приемка продукции, экспертиза должна проводиться ежемесячно в отношении той части продукции, которая принимается. Если продукция по контракту принимается ежедневно – экспертиза должна проводиться ежедневно перед каждой приемкой.

Недопустимо со стороны заказчика подтверждать соответствие принятой по контракту продукции после окончания срока действия контракта, т.е. «задним числом». Экспертиза во всех случаях должна проводиться до приемки продукции.

Как оформляется проведение экспертизы?

Закон № 44-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных требований к оформлению экспертизы, проводимой заказчиком своими силами (в том числе не устанавливает требований к составлению каких-либо документов по результатам проведения такой экспертизы).

Вместе с тем, на практике довольно часто встречаются случаи, при которых заказчику необходимо подтвердить факт проведения экспертизы до осуществления приемки той или иной продукции. Просто подписание заказчиком документа о приемке недостаточно.

Факт проведения экспертизы может быть подтвержден несколькими способами. Например, путем проставления визы согласования на документе о приемке лицом, уполномоченным заказчиком на проведение экспертизы. Второй вариант – составление отдельного документа (например, экспертного заключения) таким лицом.

Проведение экспертизы может быть возложено на приемочную комиссию заказчика, если такая создана. В последнем случае в положении о такой комиссии следует указать, что она уполномочена не только на осуществление приемки продукции, но и на проведение ее экспертизы. При этом фактом, подтверждающим проведение экспертизы, является факт осуществление указанной комиссией приемки поставленной продукции, т.е. подписание документа о приемке. Возможны и иные способы и варианты подтверждения проведения экспертизы своими силами.

Если экспертиза проводится с привлечением внешних экспертов, экспертных организаций (прим.: случаи проведения «внешней экспертизы» с 31 июля 2019 года должны быть определены Правительством РФ (ч.4.1. ст.94 Закона № 44-ФЗ), но в настоящее время такой документ отсутствует), то результатом проведения такой экспертизы является экспертное заключение (ч.5 ст.94 Закона № 44-ФЗ). Содержание, порядок оформления экспертного заключения определяется условиями договора, заключенного заказчиком с внешним экспертом, экспертной организацией.

Как получить бесплатные материалы по 44-ФЗ?

Чтобы получить полезную информацию, а также получать полезные материалы по 44-ФЗ и системе госзакупок каждые две недели, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

А прямо сейчас Вы можете бесплатно и без регистрации воспользоваться сервисом расчета ОКПД2/КТРУ и НМЦК

Нормативные акты, регулирующие правила приемки продукции при закупках для государственных и муниципальных нужд:

  • Гражданский Кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”
  • Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденная Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 N П-6) (ред. от 23.07.1975, с изм. от 22.10.1997)
  • Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденная Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7) (ред. от 23.07.1975, с изм. от 22.10.1997)

*Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Типовые контракты (ч.11 ст. 34 Закона 44-ФЗ)

Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос”, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в ЕИС и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов.

Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 2 июля 2014 г. N 606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения»

Принятие типовых контрактов, типовых условий контрактов:

Разработчики – ФОИВ

Согласующие – МЭР, ФАС, Минфин РФ

Вид НПА – в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009

Размещение:

В библиотеке типовых контрактов ЕИС на www.zakupki.gov.ru

Сроки:

В случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в ЕИС (приглашения принять участие … закрытым способом направлены) или если контракт с ЕП в случаях, не предусматривающих размещения в ЕИС извещения о закупке у ЕП, заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в ЕИС, но не ранее дня вступления в силу НПА

В контракт включается обязательное условие (часть 13 ст. 34 Закона)

-о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги,

-о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом,

-о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Кто осуществляет приемку?

Всегда только заказчик

Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом. (Часть 4 ст. 38 Закона 44-ФЗ)

Контрактный управляющий – должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. (Часть 2 ст. 38 Закона 44-ФЗ)

Единолично представитель заказчика

-Определить порядок проведения приемки

-Назначить ответственное лицо (см. требования ст. 312 ГК РФ)

-Единолично подписывает документ о приемке

ВАЖНО: Заказчик НЕ вправе передавать полномочия по приемке товара и подписанию актов приемки третьим лицам – организациям по договору (см. Письмо Минэкономразвития России от 06.02.2017 N ОГ-Д28-1229)

Приемочная комиссия

-Минимум 5 человек

-Нет требований к персональному составу

-Утвердить приказом состав + порядок работы комиссии

-Документ о приемке подписывается ВСЕМИ членами комиссии и УТВЕРЖДАЕТСЯ заказчиком

Приемка товаров, работ, услуг

-По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия в количестве не менее чем 5 человек

-Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги:

а) Осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом,

ПРИЕМКА – оформляется документ о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком)

ОТКАЗ ОТ ПРИЕМКИ – поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания документа о приемке (акта выполненных работ, ….)

б) В случае привлечения экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке приемочная комиссия должна учитывать предложения экспертов, отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы

в) Если выявленное несоответствие не препятствует приемке и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик вправе не отказывать в приемке

*ВАЖНО! Дата приемки = Дата подписания документа о приемке

При осуществлении приемки поставляемых товаров, работ, услуг проверяется соответствие:

-количества,

-комплектности,

-объема,

-качества,

-безопасности

требованиям, установленным контрактом, положениями нормативной и технической документации.

Что такое приемочная комиссия по 44-ФЗ, и какие задачи она решает

Итоговая приемка результатов исполнения контракта является обязательным условием качественного исполнения такого подписанного соглашения. При этом по факту такой приемки должны быть сформированы специальные документы, которые ложатся в основу принятия заказчиком решения о том, можно ли считать тот или иной контракт или договор исполненным, а также судить о качестве такого исполнения.

Комиссия должна быть создана в соответствии с требованиями действующего законодательства как в виде указанного выше федерального нормативного акта, так и в виде принятых в его исполнение подзаконных нормативных актов.

На созданную заказчиком приемочную комиссию возлагаются следующие обязанности:

  • проверка результатов исполнения контракта или договора при условии, что такая проверка происходит в сотрудничестве с членами контрактной службы или с контрактным управляющим. Нахождение такой взаимосвязи является обязательным, так как именно указанные сотрудники могут дать исчерпывающую информацию о существующих условиях заключенного контракта или договора;
  • учет сформированной экспертной оценки при принятии решения о возможности или невозможности признания контракта или договора исполненным;
  • в том случае, если заказчиком не проводилась внешняя экспертиза результатов исполнения контракта или договора, на приемочную комиссию возлагается обязанность обеспечить условия для проведения такой экспертизы собственными силами заказчика, в том числе путем привлечения к ее осуществлению тех сотрудников, которые обладают специальными знаниями относительно предмета закупки.

Члены приемочной комиссии в ходе проводимого заседания обязаны изучить все предоставленные им материалы, отражающие фактическое исполнение контракта или договора, чтобы вынести объективное решение, которое должно быть предельно прозрачным, чтобы исключить риск предвзятого отношения к самому исполнителю по договору или контракту. Вынесенное решение должно быть обязательно оформлено в виде специального протокола либо акта.

В том случае, если у членов комиссии имеются вопросы относительно качества результатов исполнения контракта или договора, они наделены правом затребовать от исполнителя дополнительных документов или материалов, подтверждающих качество исполнения взятых на себя обязательств, а также правом вызова представителей компании-исполнителя или индивидуального предпринимателя, которые могут обосновать конкретный вариант исполнения условий подписанного ранее соглашения.

Функции и обязанности

Приёмочные комиссии создаются в интересах заказчика для определения соответствия выполненных работ и поставленных товаров характеристикам, заявленным в контракте.

При возможных разногласиях с исполнителями они формируют доказательную базу, позволяющую заказчику отстоять свои интересы.

При этом приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ обязана:

  • обеспечивать приёмку товаров и работ в сотрудничестве с контрактной службой или контрактным управляющим;
  • осуществлять экспертизу своими силами или ориентируясь на экспертную оценку специалистов;
  • приходить к конкретным выводам касательно соответствия поставленной продукции контрактным условиям;
  • выносить обоснованные и прозрачные решения.

Если приёмочный процесс осуществляется с нарушениями, то это чревато для должностных лиц ответственностью в соответствии со статьями КоАПа.

Например, отсутствие документов о приёмке закупочных объектов или мотивированного отказа от визирования подобной документации грозит ответственным лицам административным штрафом до 20000 руб. Подобные штрафные санкции налагаются и при несоблюдении требования проведения экспертизы товаров и услуг.

Состав

Если заказчиком создаётся приёмная комиссия, то закон предписывает, чтобы в её составе присутствовало минимум 5 человек.

Требования к их профессионализму не уточняются, но ожидаемые от них результаты подразумевают наличие необходимой компетенции в сфере поставляемых товаров, работ, услуг. Исходя из этого, у них должны присутствовать соответствующее образование, значимые стаж работы по специальности и опыт проведения экспертиз.

Согласно сложившейся практике, количество специалистов соответствующей квалификации должно насчитывать не менее половины от общей численности членов комиссии.

Зато законом чётко указывается, кто не имеет права участвовать в деятельности приёмочной комиссии. Запрет относится к:

  • сотрудникам заказчика, которые принимают участие в экспертизе;
  • лицам, обладающим личной заинтересованностью в закупках;
  • прочим участникам закупочных процедур, подавшим заявки на участие в них;
  • приглашённым экспертам;
  • сотрудникам контролирующих органов;
  • лицам, состоящим с руководителем заказчика в родственных отношениях;
  • сотрудникам возможных участников торговых процедур.

Инструкция по созданию

Закон рекомендует, но не обязывает заказчика создавать приёмочную комиссию. 44-ФЗ даёт заказчику право решать самому, осуществлять ли приёмку единолично или же коллегиально.

В случае принятия заказчиком решения о создании приёмочной комиссии ему придётся предпринять шаги, определяемые 44-ФЗ.

Должен быть издан специальный приказ, который обозначает:

  • состав приёмочной комиссии по 44-ФЗ;
  • полномочия членов комиссии;
  • способ объявления о дате, времени и месте проведения заседаний комиссии;
  • их регламент;
  • запрещение голосовать заочно и передавать свои полномочии другим лицам;
  • перечнь прав, обязанностей и ответственности членов приёмочной комиссии по 44-ФЗ;
  • условия, позволяющие провести обновление состава комиссии, и сроки проведения;
  • наделение приёмочной комиссии правом принимать результаты деятельности подрядчиков при своевременном устранении ими выявленных недочётов.

Хотя форма приказа законодательно не установлена, тем не менее он обязан быть исполнен на фирменном бланке, скреплён печатью и завизирован необходимыми подписями.

Разработка положений

Поскольку положение о приемочной комиссии и проведении экспертизы по 44-ФЗ не входит в перечень обязательных документов, его функции часто выполняет специальный приказ, о котором говорилось выше. Однако для того, чтобы разгрузить этот документ от излишней информации, зачастую параллельно ему формируется положение о приёмочной комиссии, в которое вносятся все перечисленные выше необходимые сведения.

При этом подразумевается, что данное положение действует только в пределах сроков действия приказа и без него не имеет никакой силы.

П. 3 ст. 94 44-ФЗ обязывает заказчика для верификации предусмотренных контрактом результатов поставок осуществить экспертизу. При этом он волен обеспечить её проведение либо собственным силами, либо с помощью экспертов со стороны, что вносится в положение о проведении экспертизы по 44-ФЗ. Здесь же содержится ссылка на п. 4.1 ст. 94 44-ФЗ, в котором указываются условия для обязательного привлечения внешних экспертов, как, к примеру, при проведении сделок с единственным поставщиком или при поставках технологически сложного закупочного объекта.

Но 44-ФЗ также перечисляет ситуации, не требующие заключения экспертов. От него освобождаются:

  • услуги экспертов;
  • приобретение проектной документации в сфере капстроительства;
  • закупки естественных монополий;
  • закупки, организованные вышестоящими организациями;
  • мобилизационные работы;
  • малые закупки стоимостью до 300000 руб.

Приёмка заказчиком обозначенных в контракте товаров, работ, услуг — дело хлопотное, ответственное и несвободное от возможных конфликтных ситуаций. Грамотно созданная приемочная комиссия по 44-ФЗ способна ввести этот процесс спокойное русло узаконенных отношений между всеми сторонами закупочного процесса.

В состав комиссии должно входить не менее 5 человек: это председатель и ее участники. Председатель комиссии выступает руководителем деятельности комиссии, проводит встречи и заседания, а также оформляет акты приема передачи.

Согласно ст. 39 ФЗ-44, в составе комиссии должны числиться лица, которые обладают определенными знаниями в области поставляемых товаров и услуг или имеющие должный уровень подготовки в этой сфере.

К членам приемочной комиссии могут быть предъявлены определенные требования с точки зрения их образования, стажа работы по специальности, опыта проведения экспертиз, знания законодательства и пр. Перечень таких требований в ФЗ-44 не прописан.

Желательно, чтобы численность специалистов, обладающих необходимой профессиональной компетенцией, была не менее 50% от совокупного количества участников комиссии.

Место работы участника комиссии может быть любым, но главное, чтобы это не была заинтересованная в результатах приемки работ организация.

В частности, не допускается привлекать к работе в комиссии лиц, которые организуют и проводят государственные закупки, могут повлиять на результаты приемки, наделены полномочиями по контролю в сфере госзаказов и соответствуют иным критериями по нормам ч. 6 ст. 39 ФЗ-44.

Что проверяют в ходе приемки товаров?

-Количество

-Качество

-Тара, упаковка, маркировка

-Комплектность

Анализируются сопроводительные документы, удостоверяющие качество и комплектность поставленной продукции:

-технический паспорт,

-сертификат,

-удостоверение о качестве,

-счет-фактура,

-спецификация и т.п.

Виды приемки:

-Сплошная

-Выборочная (с распространением результатов проверки количества (качества) какой-либо части продукции на всю партию допускается в случаях, когда это предусмотрено стандартами, техническими условиями, особыми условиями поставки, другими обязательными правилами или договором).

Этапы приемки товара:

1) приемка товара по количеству мест в соответствии с сопроводительными документами;

2) осмотр товара на предмет наличия явных (видимых) внешних повреждений (дефектов) либо повреждений;

3) приемка товара по количеству (проверка внутритарной недостачи) и комплектности; 4) приемка товара по качеству, в том числе определение наличия скрытых дефектов, заводского брака и т. п.;

5) обнаружение недостатков, устранение которых предусмотрено гарантийными обязательствами поставщика или производителя.

Одновременно с передачей вещи передаются покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы :

-технический паспорт,

-сертификат качества,

-инструкцию по эксплуатации,

-техническая документация, необходимая для эксплуатации оборудования

и т.п.),

Если документы переданы не в полном объеме

  • Если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи.
  • В случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.

(Статья 464 ГК РФ)

Обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

  • вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара (статья 510 ГК РФ);
  • предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. (к сроку, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель осведомлен о готовности товара к передаче)
  • Если договором не предусмотрена обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю – исполнение в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО 44-ФЗ:

Получить материалы!

БЕСПЛАТНЫЕ ВЕБИНАРЫ ПО ТЕМЕ «ПРИЁМКА ПРОДУКЦИИ: ПРАВИЛА, ОШИБКИ ЗАКАЗЧИКОВ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА”:

ЗАПИСАТЬСЯ НА БЕСПЛАТНУЮ ДЕМОНСТРАЦИЮ ПРОГРАММЫ «ЭКОНОМ-ЭКСПЕРТ”:

Чтобы получить эту информацию, а также получать полезные материалы по 44-ФЗ и системе госзакупок каждые две недели, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

А прямо сейчас Вы можете бесплатно и без регистрации воспользоваться сервисом расчета ОКПД2/КТРУ и НМЦК

Вернуться к списку вопросов

  • Судебная практика административных правонарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • Экспертиза при приёмке;
  • Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ);
  • Единая информационная система (ЕИС, ZAKUPKI.GOV.RU);
  • «Эконом-Эксперт”;
  • Методичка по составлению годового отчета по закупкам у СМП.