Движение денежных средств

Отчет о движении денежных средств

Отчет о ДДС — одна из четырех ключевых форм бухгалтерской отчетности. Компании сдают его в налоговую вместе с бухгалтерским балансом, отчетом о финансовых результатах и отчетом об изменениях капитала. Форма отчета о движении денежных средств закреплена в Приложении 2 Приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66Н.

В нем раскрывается информация о движении денег в компании в виде поступлений и платежей. Скажем сразу: нельзя путать поступление с выручкой, а платежи с расходами.

Отличие поступлений и платежей в отчете ДДС от доходов и расходов

Отличий много, поэтому путать поступления и доходы нельзя. Во-первых, эти два понятия чаще всего разнесены во времени, например, из-за отсрочки по платежу. Во-вторых, не каждое поступление — это доход, и не каждый платеж — расход.

Пример. ООО «Моя оборона” продает чай. В июне компания продала чай на 300 тыс. рублей. Но по факту деньги получила только в августе. На производство этого чая было затрачено 100 тыс. рублей на крафт-пакеты. Но директор договорился с производителем пакетов об отсрочке и заплатит только в июле. Кроме того, компания в июле взяла в займ 50 тыс. рублей. В таблице мы разбили доходы, расходы, поступления и платежи по месяцам.

Июнь, руб. Июль, руб. Август, руб.
Доход 300 000
Расход 100 000
Поступление / приток 50 000 300 000
Платеж / отток 100 000

Как видите, доход в примере признан раньше, чем реально пришли деньги. То же и с расходами. А вот займ — это вообще не доход, так как деньги нужно вернуть. Но в отчете о ДДС приход займа фигурирует. Если бы ООО «Моя оборона” выдало кому-то займ, то мы бы зачли его сумму в оттоке, но никак не в расходе.

При бартере денежных потоков не будет в принципе, так как деньги не перемещаются. А вот доходы и расходы будут. Доход — стоимость полученного имущества, расход — стоимость переданного.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Структура движения денежных средств

Структура отчета обычно одинаковая. Неважно, предназначен отчет для внутреннего пользования или для сдачи в ФНС, выделяют три группы денежных потоков.

Денежные потоки от текущих операций или операционной деятельности

Это все движения денег, связанные с основной деятельностью компании, обычно это самый крупный раздел отчета. Здесь фиксируют:

  • поступления от реализации товаров и услуг;
  • платежи поставщикам и подрядчикам;
  • арендные, лицензионные платежи, роялти;
  • перечисления для оплаты труда работников и так далее.

Денежные потоки по инвестиционным операциям

В этот раздел включают все платежи и поступления по инвестиционной деятельности компании. Это могут быть:

  • поступления от продажи оборудования, машин, зданий;
  • притоки от продажи акций других компаний;
  • поступления в виде дивидендов по имеющимся у организации акциям;
  • платежи за покупку нового оборудования и других основных средств;
  • платежи при покупке акций и ценных бумаг и так далее.

Денежные потоки по финансовым операциям

Здесь отражают все денежные движения, связанные с кредитами и займами. Например:

  • поступления в виде кредитных или заемных средств;
  • вклады собственников;
  • притоки от выпуска акций;
  • платежи собственникам при выкупе у них акций;
  • выплаты по дивидендам.

По каждой группе потоков считают сальдо — разницу между поступлениями и платежами. В рамках одной группы значение может быть со знаком «+” или со знаком «-”. Затем сальдо по всем группам суммируют и прибавляют к остатку денежных средств на начало периода.

Итоговая сумма не может быть меньше 0! Иначе выходит, что денег вы израсходовали больше, чем их было, а это невозможно. Это главное правило, которое нужно соблюдать при составлении отчета.

Отчет о движении денежных средств (ОДДС) – один из основных отчетов, которые входят в финансовую отчетность. Формирование ОДДС дает инвесторам понимание, как работает компания, откуда поступают деньги и как они расходуются.

Важно понимать, что отчет о прибылях и убытках (ОПУ), баланс и ОДДС – взаимосвязаны. В ОПУ содержится описание, как активы и обязательства использовались в течение отчетного периода. Формированием ОДДС выявляется приток и отток денежных средств (далее – поток), и, в окончательном итоге, раскрывается сумма, имеющаяся в компании в наличии; эта сумма дополнительно отражается и в балансе.

Как правило, основная отрасль определяет надлежащий уровень потоков. Сравнение потока компании со своими конкурентами в отрасли – это хороший способ оценки ситуации с потоком. Компания, которая не генерирует такую же сумму денег, как и конкуренты, неизбежно проигрывает. Даже в компании, прибыльной по стандартам бухгалтерского учета, может произойти так, что наличных денег будет недостаточно для оплаты счетов. Сопоставление суммы полученных денег с существующей задолженностью, известное как коэффициент операционного денежного потока, дает представление о возможности компании обслуживать свои займы и выплаты процентов. При небольшом снижении квартального потока угроза неоплаты кредита выше, чем при более высоких уровнях потоков.

В отличие от заявленных доходов, поток оставляет мало места манипуляциям. Техника составления отчета о движении денежных средств отлична от методик ОПУ и баланса, т.к. не учитывает сумму будущих выплат и поступлений, связанных с кредитованием.

Составление ОДДС аналитикам и инвесторам помогает ответить на следующие и аналогичные им вопросы:

  • Насколько отличаются чистая прибыль и потоки?
  • Генерируется достаточное количество денег для погашения существующих долгов по мере их возникновения?
  • Генерируется достаточное количество денег от основной/оперативной деятельности для поддержания бизнеса?
  • Владеет компания необходимым количеством денег, чтобы воспользоваться новыми инвестиционными возможностями?

Методы составления отчета ДДС

Всего есть два метода для составления ДДС: прямой и косвенный. В отечественной практике используют только прямой метод. Косвенный чаще встречается за рубежом.

Прямой метод

При построении отчета ДДС бухгалтер использует все проводки, корреспондирующие со счетами 50-55. То есть распределяет все платежи и поступления по кассе и счетам по виду денежного потока. Это единственный метод, который законодательно разрешен в России.

Минус прямого метода в том, что он никак не соотносится с прибылью из отчета о финансовых результатах.

Косвенный метод

В России не используется. Таким способом отчет собирают при применении МСФО. Этот метод тесно связан с отчетом о финансовых результатах и бухбалансом. При составлении бухгалтер использует показатель прибыли из отчета о финрезультатах и корректирует его на неденежные статьи, например, амортизацию и курсовые разницы.

Корректировка происходит так: неденежные статьи со знаком «+” вычитаются из прибыли, а со знаком «-” — прибавляются. Например, дебиторская задолженность — это неденежная статья со знаком «+”, которая вычитается из прибыли, так как это неполученные деньги.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Правила при составлении отчета ДДС

Помните, что отчет ДДС — это, по сути, аналог банковской выписки, который раскрывает информацию о движении всех денег компании. Также нужно понимать, что отчет ДДС раскрывает строку 1250 бухгалтерского баланса.

При составлении ДДС руководствуйтесь следующими правилами:

  • в отчете не учитывайте денежные потоки изменяющие состав, но не суммы средств: например, перечисление денег со счета на счет организации в отчете ДДС не фиксируйте;
  • поступления и платежи отражайте без НДС;
  • НДС и акцизы указывайте отдельно в составе текущих денежных потоков: считаем весь предъявленный НДС и сравниваем его с входящим; если предъявленный налог больше входящего, то разницу вписывают в «Прочие поступления”, иначе — в «Прочие платежи”;
  • зарплату работникам учитывают с НДФЛ и страховыми взносами;
  • налог на прибыль показывают отдельно в потоках от текущей деятельности.

Как использовать отчет о движении денежных средств

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, кто пользуется отчетом. И тут есть две группы пользователей.

Внешние пользователи — это ФНС. Не зря отчет ДДС входит в группу бухгалтерской отчетности. Однако сдают ДДС не все: субъекты малого предпринимательства освобождены от его сдачи, если считают, что он не содержит важной информации. Такой отчет делают раз в год вместе с бухбалансом.

Внутренние пользователи — это топ-менеджеры и собственники компании, которые хотят понимать состояние основного актива — денег. Для них отчет ДДС чаще даже интереснее, чем отчет о финансовых результатах. Причина в том, что ДДС построен по фактическим данным, то есть он позволяет реально судить о том, сколько денег пришло и ушло из компании.

А вот отчет о финрезультате основан на бухгалтерских данных, которые во многом зависят от способов бухгалтерского учета.

Пример. Руководитель ООО «Моя оборона” принимает решение об открытии нового направления бизнеса. В отчете о финансовом результате он видит прибыль 300 млн рублей. Цифра немаленькая. Но затем он смотрит в отчет ДДС и видит, что остаток денег в три раза меньше — 100 млн рублей. Причины различны, например, оставшиеся 200 млн рублей — это дебиторка, которая неизвестно когда вернется.Так как у бизнеса фактически есть только 100 млн, руководитель придерживает открытие нового направления.

Для внутреннего пользования отчет готовят с разной периодичностью. Кто-то раз в месяц, а кто-то раз в квартал.

Отчет ДДС и бюджет ДДС: отличия

Отчет ДДС — это факт работы компании. По нему можно проанализировать, как деньги двигались в прошлом. Крупные компании строят также план или бюджет движения денежных средств (БДДС).

БДДС — это важный инструмент планирования деятельности. Он нужен, чтобы избежать кассового разрыва — ситуации, когда у компании не хватает денег для исполнения обязательств в текущий момент.

Пример. ООО «Моя оборона” купило 2 июня сырье для чая. В этот же день компания внесла предоплату 50% — 100 000 рублей. Остальную часть обязалась вернуть 2 июля. При этом 15 июня компания продает чай с отсрочкой платежа до 15 июля на сумму 300 000 рублей.

В результате, у организации есть доход 300 000 рублей, но 2 июля рассчитаться по долгам «Моя оборона” не сможет, так как реальных денег на счете пока нет, придут они только 15 июля. Это и есть кассовый разрыв.

БДДС потом сравнивают с отчетом ДДС. Если есть отклонения, их причину нужно устранить, а если это невозможно — учитывать ее при последующем планировании.

БДДС составляется в свободной форме. Обычно все придерживаются той же формы, которая используется в отчете ДДС, но статьи раскрывают более подробно. Например, поступления от покупателей можно разбить на группы контрагентов, платежи по кредитам — разбить на кредитные договоры и так далее.

Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. Наша программа поможет составить бухгалтерскую отчетность, в том числе отчет о движении денежных средств. Всем новичкам мы дарим бесплатный доступ на 14 дней.

Как отражается бухгалтерский учет денежных средств на расчетных и прочих счетах?

Бухгалтерский учет денежных средств организации в безналичной форме организуется с применением счетов бухучета:

  • 51 — расчетный счет;
  • 52 — валютный счет;
  • 55 — специальный счет;
  • 57 — переводы в пути.

При этом расчетные счета применяются по рублевым операциям, а валютные счета отражают списание и поступление денег в валюте других стран. Специальные счета предусматривают наличие аккредитивов, чековых книжек и депозитных вкладов, на которых размещаются деньги организации или предпринимателя.

Что касается сч. 57, он используется в случаях, когда даты списания денежных средств из кассы (поступления в кассу) и их оприходования на расчетный счет (списания с расчетного счета) отличаются. В частности, это может быть, если фирма пользуется услугами инкассатора.

Как вести бухгалтерский учет денежных средств в кассе?

Условия, которых следует придерживаться при работе с наличными деньгами, содержатся в указании ЦБ РФ «О порядке ведения кассовых операций» от 11.03.2014 № 3210-У (далее − порядок).

Обратим внимание на важные моменты указанного порядка:

  • организация должна предусмотреть максимальный предел суммы, хранящейся в кассе (п. 2);
  • ответственным за кассу является кассир или иное лицо из числа работников, назначенное руководителем для выполнения указанной функции (п. 4);
  • практически все операции с наличными необходимо фиксировать в кассовой книге (п. 4.6);
  • поступление денег сопровождается составлением приходно-кассового ордера — ПКО (п. 5), использование — расходно-кассовым ордером — РКО (п. 6).

В бухучете проводки по операциям с наличными, осуществленные через кассу, делаются с использованием сч. 50 «Касса»: при получении денег делается запись по Дт 50, при выдаче денег — задействуется Кт 50.

Об использовании в бухучете счета 50 см. в статье «Что означает дебет 50 и кредит 50, 71, 51, 76 (нюансы)?».

Чем бухучет денежных средств ИП отличается от учета на предприятии?

Условия осуществления бухгалтерского учета денежных средств для некоторых ИП несколько отличаются от рассмотренного ранее порядка. Предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на спецрежимах, разрешено не организовывать бухгалтерский учет (подп. 1 п. 2 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Такие ИП также вправе:

  • не использовать кассовую книгу (п. 4.6 порядка).
  • не выписывать ПКО и РКО (п. 4.1 порядка).

Освобождение от применения бухучета освобождает такого ИП от составления формы 4, также такое право есть у всех субъектов малого предпринимательства.

О нюансах работы с кассой см. в материале «Порядок ведения кассовых операций в 2015–2016 годах».