Due diligence

Дью дилидженс — обеспечение должной добросовестности, независимый сбор объективной информации и экспертная оценка сведений о продаваемом активе.

Данная процедура позволяет в кратчайшие сроки получить аргументированный ответ о целесообразности финансовых вложений в намеченный объект.

Также она способна выявить пути улучшения правового и финансового состояния компании.

Due diligence можно охарактеризовать как один из основополагающих этапов покупки активов, помогающий инвестору сформировать полное представление о возможных рисках на момент присвоения имущества и будущих кризисных ситуациях, которые могут проявиться после заключения сделки.

Данная процедура направлена на проверку законности всех направлений деятельности, а также коммерческой привлекательности потенциальной сделки или инвестиционного объекта.

Инвестор или собственник получает в свое распоряжение сведения по таким направлениям, как бухгалтерский, кадровый и налоговый учет.

Due diligence: что это такое простыми словами

Когда инвестор хочет приобрести бизнес, он заказывает due diligence (дью дилидженс). Это всесторонняя проверка, которая должна показать подноготную потенциального актива. Если прежние владельцы решили замаскировать проблемы, проверяющие их найдут и отразят в отчёте.

Дью дилидженс заказывают не только инвесторы, но и собственники предприятий. Например, чтобы оценить общее состояние бизнеса, найти слабые места в производстве и т. д.

В России нет законодательной базы, регулирующей дью дилидженс. Поэтому процедуру чаще всего проводят по индивидуальным требованиям заказчика. При этом есть негласный канон, согласно которому дью дилидженс подразумевает пять связанных блоков:

  1. операционный;
  2. налоговый;
  3. юридический;
  4. маркетинговый;
  5. финансовый.

В команду, проводящую дью дилидженс, входят финансовые аналитики, аудиторы, юристы. Если требуется, могут пригласить и иных специалистов.

В стандартных условиях дью дилидженс длится несколько недель. В сложных — до года.

Due diligence: что это такое. Полная и всесторонняя проверка бизнеса.

Зачем нужна процедура due diligence

Проведение due diligence осуществляется для достижения следующих целей:

  • анализ правильности и своевременности формирования финансовых, бухгалтерских, налоговых и статистических отчетов;

  • определение конкурентоспособности предприятия;

  • оценка степени компетенции руководящего состава организации.

Полезность процедуры due diligence при покупке инвестиционного объекта

Полезность процедуры due diligence при покупке инвестиционного объекта заключается в следующем:

  • собственник или инвестор получает достоверные сведения, полученные на основании профессионального исследования;

  • существует возможность оперирования достоверными данными при проведении соответствующих расчетов, направленных на экономическую обоснованность капиталовложений, если потребуется ремонт или реконструкция рассматриваемого объекта;

  • вся полученная в ходе исследования информация пригодится во время переговоров относительно цены объекта. Она будет носить подтверждающий характер, так как основана на профессиональном заключении экспертов.

Практическое применение процедуры due diligence

Существует перечень ситуаций, при которых обязательным первоначальным этапом должна проводиться данная методика анализа, а именно:

  • слияние или поглощение бизнеса;

  • приобретение акций либо долей компании;

  • покупка недвижимого имущества;

  • учреждение новых партнеров;

  • предоставление заемных средств;

  • целевое финансирование, в частности спонсорское или безвозмездное;

  • иные операции финансовой и коммерческой направленности, при которых необходимо предоставлять подлинные данные об объекте сделки, либо о финансируемой компании, либо об инвестируемом проекте вкладчику, спонсору или покупателю и т. д.

Выбор фирмы, специализирующейся на проведении процедуры due diligence

Компания, которая осуществляет due diligence, должна отвечать следующим критериям:

  • наличие многолетнего опыта в соответствующей сфере деятельности;

  • высокий рейтинг и положительные отзывы о ранее проведенных процедурах;

  • наличие высококвалифицированных экспертов, осуществляющих всестороннее исследование;

  • возможность проведения анализа инвестиционного предмета;

  • принцип оперативности в процессе исследования, достигаемый за счет профессионализма экспертной группы и стандартизации процедуры due diligence;

  • наличие тесного взаимного сотрудничества всех специалистов.

Виды процедуры due diligence и их основное содержание:

Операционный Due Diligence

При проведении операционного Due Diligence осуществляется:

  • анализ истории и перспектив развития компании;

  • анализ организационно-правовой формы компании;

  • оценка эффективности организационной структуры и уровня корпоративного управления;

  • оценка менеджмента и персонала компании.

Юридический Due Diligence

При проведении юридического Due Diligence осуществляется:

  • проверка законности учредительных документов и формирования уставного капитала компании;

  • проверка законности схемы управления компанией;

  • оценка законности назначения и объема полномочий органов управления;

  • проверка юридической «чистоты» прав на имущество приобретаемой компании;

  • проверка регистрации прав собственности на недвижимость и выявление имеющихся обременений;

  • юридическая проверка владения пакетами акций других компаний.

Налоговый Due Diligence

При проведении налогового Due Diligence осуществляется:

  • оценка общего налогового бремени и основных налогов, уплачиваемых компанией;

  • анализ перспектив изменения налогового бремени в связи реформированием налогового законодательства или изменения судебной практики.

  • оценка основных налоговых рисков;

  • выявление рисков предъявления претензий со стороны налоговых органов;

  • определение законности используемых компанией схем налоговой оптимизации;

  • оценка перспектив внедрения в приобретаемой компании эффективных законных схем налоговой оптимизации.

Маркетинговый Due Diligence

При проведении маркетингвого Due Diligence осуществляется:

  • оценка текущего положения компании на рынке;

  • оценка деловой репутации компании;

  • анализ конкурентной среды и выявление конкурентных преимуществ;

  • анализ основных существующих и потенциальных клиентов и партнеров;

  • оценка перспектив развития компании и рынка в целом.

Финансовый Due Diligence

При проведении финансового Due Diligence осуществляется:

  • оценка финансовой системы бизнеса;

  • анализ структуры доходов и расходов;

  • оценка системы бухгалтерского и управленческого учета;

  • оценка достоверности отчетности;

  • оценка динамики финансовых показателей;

  • оценка эффективности системы внутреннего контроля компании;

  • инвентаризация и оценка активов приобретаемой компании (имущества, кредиторской и дебиторской задолженности и т.п.).

Как инвесторы находят негатив

Обычно эксперты проверяют информацию через Google и «Яндекс», базы данных и личные контакты.

Частные инвесторы редко проводят процедуру due diligence собственными силами. Для этого пользуются услугами компаний-подрядчиков. Они и предоставляют заинтересованным персонам отчёт due diligence. Другая ситуация с крупными фондами, особенно зарубежными. У них есть собственная команда по due diligence, которая при необходимости привлекает сторонних экспертов.

Чаще всего негатив находят через три основаных канала:

Поисковики. Это стандартная проверка. Через Google и «Яндекс» ищут информацию о компании, её руководителе, предыдущем бизнесе и т. д.

Базы данных. Это база СПАРК, налоговые выписки, судебные решения и заказ иных справок от уполномоченных органов. Зарубежные фонды используют собственные базы: world-check, кредитные организации и т.д.

Личные контакты. Инвестиционные аналитики и привлечённые специалисты, как правило, обладают широкими связями. Сбор обратной связи по рынку порой раскрывает больше, чем официальные справки.

У компаний, которые проводят due diligence, нет смысла просто внести негатив в отчёт. Важно, как его прокомментируют. Если проверка что-то найдёт, об этом станет известно.

Процедура due diligence: почему обращение в суд и SERM не помогут её пройти

SERM не поможет скрыть информацию от проверяющих, а суд не поможет, когда нужно удалить достоверную информацию. Оба метода требуют времени и значительных финансовых вложений.

SERM — это манипуляция поисковой выдачей в пользу бренда. Копирайтеры пишут статьи, отзывы и посты, а оптимизаторы всеми правдами и неправдами выводят их в топ поисковиков. Однако это не поможет в случае проведения due diligence.

Исполнители due diligence всё равно найдут негатив — хоть на 20 странице поисковиков. К тому же SERM занимает слишком много времени. В некоторых случаях ощутимые результаты появляются только через год.

Суды. Решение вопросов в суде — нормальная практика. Однако в случае с удалением информации оно может принести дополнительные риски: огласку, раздутый бюджет и упущенное время.

Удаление запрашивается по ссылкам. Если идентичный текст опубликован на трёх разных порталах, то по ним проводится три разбирательства. С точки зрения закона, это разные материала.

Даже победа в суде не гарантирует результат. Автор негатива может опубликовать пост на другом портале, и это будет считаться новым текстом. Судиться придётся заново.

Как ремувинг упростит проверку due diligence

Легальное и безопасное удаление информации специалистами агентства «Репутация.Москва» поможет пройти due diligence.

Мы удаляем информацию с помощью переговоров — находим подход к автору и убеждаем убрать негатив. Мы не взламываем сайты, не угрожаем авторам, администраторам сайтов и не передаём персональную информацию третьим лицам.

Ремувинг — наша авторская методика удаления — не подразумевает стирание в прямом смысле слова. Мы решаем проблему между клиентом и автором негатива. Находим «болевые точки» обеих сторон, ведём переговоры и закрываем причины появления негатива.

Благодаря ремувингу мы удаляем устаревшую информацию, которая формально не считается клеветой, т. е. через суд её не убрать. Это значительно упростит процедуру due diligence.

Преимущества сотрудничества с нами:

  1. Работаем со всеми сайтами. Удаляли информацию с «Коммерсанта» и РБК.
  2. Легальные методики. Стратегия обсуждается с заказчиком, поэтому он знает, как проходят работы.
  3. Прозрачный KPI. Цели ремувинга чётко прописаны в задании. Работаем с цифрами, а не абстракциями.
  4. Безопасно. Без огласки и раскрытия имени заказчика.
  5. Пожизненная гарантия. Если негатив появится снова, удалим за свой счёт.

Что спросить на предварительных переговорах

Чтобы разобраться в намерениях представителя целевой компании, стоит озвучить эти вопросы на предварительных переговорах.

Почему вы продаёте бизнес? Главный вопрос, который задаёт тон остальным переговорам. Если у продавца нет чёткого ответа, это повод забеспокоиться. Возможно, бизнес убыточный, а его репутация окончательно испорчена.

Вы пытались продать бизнес раньше? Продавцы неохотно рассказывают о неудачных продажах. Однако это может пролить свет на неудовлетворительные показатели компании.

У вас есть бизнес-план? Наличие самого бизнес-плана ещё ни о чём не говорит. Важно сравнить прогнозы с фактическими показателями. Некоторые предприниматели указывают раздутые результаты исходя из прогнозов.

Насколько легко на рынок могут войти конкуренты? Этот вопрос поможет выяснить, насколько сложно начать бизнес в схожей нише. Если порог входа низкий, возможно, стоит начать бизнес самостоятельно.

Ведёте ли вы работу с репутацией? Негативные отзывы могут отпугивать до 60 % потенциальных покупателей. Поэтому стоит спросить, работала ли компания с сайтами-отзовиками и были ли в прошлом инциденты, ставшие причиной всплеска негатива.

Насколько сложна бизнес-модель? В каждом бизнесе свои подвижные части. Если дочерних компаний много, а управление переусложнено, понадобятся изменения, а это требует времени и средств.

Есть ли у вас организующая схема? По сути это срез всей компании. Инвестор увидит, как устроено управление, кто за что отвечает и кому отчитывается. Юридическая организующая схема поможет увидеть дочерние компании, структуры, а также других инвесторов.

Какова ваша географическая структура? Если организация работает во многих регионах, важно знать географическую структуру. Она покажет проблемные отделения, как обстоят дела в дистрибуции и маркетинге на местах.

Due diligence: что это такое. Представленные вопросы помогут оценить предпродажное состояние бизнеса. Если продавец запинается, скорее всего, у него есть проблемы, о которых не хочется говорить.

Основные источники исследования

Документы

  • Корпоративные документы (регламенты, протоколы) — смена контроля, предыдущие сделки, затрагивающие капитал.
  • Финансовая отчётность — детальное исследование активов, существующих долгов, арендных платежей, пенсионных отчислений, договоренностей с аффилированными лицами и потенциальных обязательств.
  • Технические отчеты — исследование экологических и иных проблем, могущих повлечь крупные затраты.
  • Рыночные исследования/Отчеты о продукции компании.
  • Основные нематериальные активы: патенты, товарные знаки, торговые наименования и авторские права; лицензии.
  • Основные материальные активы: закладные, правоустанавливающие документы на недвижимость и личное имущество, идентификация недвижимости и активов.
  • Контракты: соглашения о поставке и купле/продаже, контракты со служащими и консультантами, аренда, лицензионные и франчайзинговые соглашения, кредитные соглашения, соглашения с акционерами, спонсорские соглашения, трудовые соглашения, соглашения с менеджментом, соглашения об обеспечении или иные соглашения, предоставляющие другим сторонам право на приобретение активов компании; соглашения о продажах и гарантиях на продукцию; соглашения о поглощении; планы социального обеспечения; коллективные пенсионные планы; план отсроченных компенсаций и опционы на покупку акций компании.
  • Страховые полисы.

Менеджмент компании

  • Информация о финансах и владельцах
  • Судебные дела

Внешние источники

Информация о рынке и капитале. Исследования рынка и продукции. Подтверждение информации о капитале компании. Проверка обременений. Проверка кредитора.

Другое

Изучение патентов и товарных знаков (поиск возможных нарушений прав на продукцию или товарные наименования). Подтверждение хорошего финансового положения всех филиалов корпорации, функционирующих или нет. Изучение титулов собственности/страхование приобретения титула. Оценки принадлежащей компании недвижимости и ее улучшений. Любые оценки оборудования, сделанные страховыми компаниями или для них.

Отчет по результатам проведения процедуры due diligence

По результатам исследования, составляется отчет, где суммируются все выводы.

Отчет включает следующие разделы:

  • Введение;

  • История компании и позиция на рынке;

  • Организационная структура и персонал;

  • Использование информационных систем;

  • Расчет чистых активов;

  • Анализ движения денежных средств;

  • Состояние финансового, бухгалтерского, налогового и кадрового учета;

  • Другие вопросы