Дороги общего пользования

Страны, регионы, населённые пункты и их районы соединены между собой разного рода транспортными путями. Это дает возможность человечеству поддерживать связи личного и делового характера.

Для того чтобы понимать, сколько времени займет путь, примерно вычислить скорость движения и расход ресурсов, на законодательном уровне было введено такое определение, как категории дорог.

Понятие «дорога»

Дорога — это путь сообщения, предназначенный для перемещения технических средств и людей. Дорога, исходя из вида транспорта, по ней движущегося, может быть автомобильной или железнодорожной.

Автомобильная дорога — это часть транспортной инфраструктуры, которая предназначена для движения механических транспортных средств и включает в себя связанные конструктивные элементы (дорожные покрытия и полотно) и искусственные инженерные сооружения, а также участки земли, на которых они расположены.

Железная дорога — это транспортный проезд, состоящий из закрепленных рельсов, по которым передвигаются пассажирские и грузовые поезда.

Категории железных дорог определяются сводом правил 119.13330.2012 (обновленной редакцией СНиП 32-01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм»), согласно которому ж/д линии и пути подразделяются на классы в зависимости от характера и размера осуществляемых по ним перевозок.

ФЗ, устанавливающий классификацию автомобильных дорог

Категории автомобильных дорог в Российской Федерации утверждены ФЗ номер 257 от 08.11.2007 года. Целями данного правового источника являются:

  • определение основ функционирования автодорог, использования их, осуществления дорожных работ в интересах пользователей ими, собственников данных дорог, государства, муниципальных образований;
  • обеспечение сохранности и развития дорог, улучшения их техсостояния;
  • содействие внедрению новейших технологий в области дорожной деятельности;
  • улучшение инвестиционного климата в рассматриваемой сфере;
  • усовершенствование гос.управления в части дорожных работ;
  • обеспечение добросовестной и эффективной конкуренции в области дорожной деятельности;
  • интеграция автодорог в международную сеть транспорта.

Классификация в зависимости от назначения

Автомобильные проезды в зависимости от назначения делятся на следующие категории дорог:

  • федеральные;
  • региональные или межмуниципальные;
  • местные;
  • частные.

Дороги федерального значения — это важнейшие пути РФ, находящиеся в собственности государства и финансируемые в основном из федеральной казны.

Дороги регионального значения — это транспортные пути, которые находятся в ведении субъектов РФ и финансируемые из их бюджетов.

Классификация в зависимости от формы разрешенного использования

Исходя из вида разрешенного применения проездов, выделяют категории дорог общего пользования и необщего пользования.

К автодорогам общего назначения относятся пути, предназначенные для движения по ним транспорта неограниченного круга лиц. К проездам же необщего пользования относятся те дороги, которые находятся в собственности, во владении или пользовании органов исполнительной гос.власти, администраций местного уровня, организаций или физических лиц, а также используемые ими только для обеспечения собственных потребностей или государственных нужд.

Автодороги необщего пользования

Список федеральных, региональных и межмуниципальных дорог необщего использования утверждается уполномоченными федеральными исполнительными органами власти и высшим исполнительным органом гос. власти субъекта РФ. В перечень региональных и межмуниципальных дорог необщего использования не могут входить федеральные автодороги необщего пользования и их участки.

Список местных дорог может устанавливаться органом местного самоуправления. Всем транспортным путям общего и необщего пользования присваивается номер, состоящий из нескольких букв, ОП и НП соответственно.

Федеральные дороги, предназначенные для общего пользования

К федеральным автомобильным дорогам относятся:

  • дороги, которые соединяют Москву со столицами других сопредельных стран, а также с административными центрами регионов РФ;
  • дороги, которые входят в перечень международных автодорог согласно международным соглашениям России.

К транспортным путям федерального значения могут относиться также проезды:

  • соединяющие административные центры регионов РФ между собой;
  • подъездные пути, которые соединяют федеральные дороги ОП, и транспортные узлы, которые имеют международное значение, а также спец.объекты федерального значения;
  • подъездные пути, которые соединяют административные центры регионов России и не имеют автодорог общего пользования, объединяющих соответствующий административный центр региона РФ со столицей страны, и ближайшие порты, аэропорты и железнодорожные вокзалы/станции.

Список федеральных транспортных путей общего пользования установлен Постановлением Правительства номер 928 от 17.11.2010 года «О перечне автодорог ОП федерального значения».

Региональные и межмуниципальные автомобильные дороги общего пользования

Критерии отнесения к категории дорог общего пользования региональных или межмуниципальных и перечень таких транспортных путей утверждается высшим исполнительным органом гос. власти субъекта страны. В список региональных или межмуниципальных дорог общего пользования не могут быть включены федеральные дороги общего пользования и их участки.

Региональные дороги обозначаются специальным идентификационным номером РЗ, а межмуниципальные — номером МЗ.

Земли (земельные участки) общего пользования- это земли и участки, которые заняты площадями, улицами, проездами, автодорогами, набережными, парками, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами. Граждане могут свободно пользоваться земельными участками общего пользования, которые находятся в публичной собственности, и находиться на них без каких-либо разрешений, если они открыты для общего доступа. К территориям общего пользования относятся площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов, пляжи и другие объекты. Такими территориями может пользоваться неограниченный круг лиц. Территории общего пользования отграничиваются от других участков красными линиями, которые подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. Узнать, не проходят ли такие красные линии по земельному участку можно при помощи:

— публичной кадастровой карты (https://pkk5.rosreestr.ru/); — документации по планировке территории. С ней можно ознакомиться на сайте соответствующего муниципального образования, при его наличии. Если часть земельного участканаходится в границах земель общего пользования, то его могут изъять для государственных или муниципальных нужд. Например, если участок нужен для строительства (реконструкции) автодороги федерального (регионального, межмуниципального, местного) значения. В отношении таких земель (земельных участков) установлен ряд ограничений, в частности: — их нельзя приобрести в собственность, так как участки общего пользования не подлежат приватизации. — они не предоставляются в аренду на торгах. Земельные участки общего пользования могут быть предоставлены в аренду без торгов. На земельные участки общего пользования не распространяется действие градостроительных регламентов. Как могут использоваться такие участки, определяют федеральные органы власти, уполномоченные органы власти субъектов РФ или органы местного самоуправления.

Местные и частные дороги, предназначенные для общего пользования

Категории дорог местного значения общего пользования подразделяются на:

  • дороги поселения;
  • дороги муниципального района;
  • дороги городского округа.

К первым относятся автомобильные пути, расположенные в пределах населенных пунктов поселения, кроме федеральных, региональных и межмуниципальных дорог общего пользования и частных автомобильных дорог.

Ко вторым относятся автомобильные пути, расположенные на территории муниципального района, кроме федеральных, региональных и межмуниципальных дорог ОП, а также дорог ОП местного значения поселений и частных автодорог.

Третий вид — это автомобильные пути, расположенные в пределах городского округа, кроме федеральных, региональных и межмуниципальных дорог общего пользования, а также частных транспортных путей.

Категории дорог утверждаются органом местного самоуправления поселения, муниципального района или городского округа соответственно.

Частные автодороги общего пользования — это пути сообщения, которые находятся в собственности физ. и юр. лиц, а также не оборудованные устройствами, которые ограничивают проезд транспорта не очерченного круга лиц.

Классификация в зависимости от скоростного режима

Классификация дорог по категориям в зависимости от условий доступа на них транспорта и условий проезда по ним выглядит следующим образом:

  • автомагистрали;
  • скоростные автодороги;
  • обычные автодороги.

Автомагистрали — это автомобильные дороги, не предназначенные для автообслуживания прилегающих территорий, а также:

  • имеющие центральную разделительную полосу, которая не предопределена для движения по ней, и несколько проезжих частей;
  • не пересекающие на одном уровне иные авто и ж/д дороги, трамвайные пути, вело- и пешеходные дорожки;
  • въезд на которые возможен только при пересечении на разных уровнях с иными автодорогами, которые предусмотрены не чаще чем через каждые 5 км;
  • на проезжих частях которых запрещено останавливаться;
  • оборудованные специальными площадками для стоянок и отдыха.

Автомагистрали обозначаются специальными знаками.

Скоростные автодороги — это автомобильные пути, проезд на которые возможно осуществить только через развязки, предназначенные для транспорта, либо регулируемые перекрестки. На проезжей части такого рода дорог запрещены остановки транспорта, для отдыха и стоянок машин на скоростных дорогах есть специально оборудованные площадки.

Обычные автомобильные дороги — это все остальные автотранспортные пути, имеющие одну или несколько проезжих частей и не обозначенные специальными знаками.

ГОСТ Р 52398-2005

Категории дорог ГОСТ Р 52398-2005 определяет по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам автодорог. Дороги по данным признакам делятся в зависимости от:

  • числа и ширины полос, на которых осуществляется движение;
  • присутствия центральной разделительной полосы;
  • формы пересечений с авто и ж/д дорогами, трамвайными путями, велодорожками и дорожками для пешеходов;
  • условий доступа на автодорогу с примыканиями в одном уровне.

В данном источнике есть специальная таблица «Техническая классификация дорог по категориям», согласно которой автодорогу по тем или иным показателям относят к соответствующему классу и категории.

В таблице присутствует такой параметр, как максимальный уровень загрузки автодороги. Он определяет категории дорог по интенсивности движения и высчитывается путем деления максимально возможной интенсивности движения к ее пропускной способности.

Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 г. номер 767

Стоит также отметить, что порядок отнесения к какой-либо категории автомобильных дорог установлен Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 г. номер 767 «О классификации автомобильных дорог в РФ».

В целом для автомагистралей устанавливается 1А категория, для скоростной дороги — 1Б категория, а для обычной автодороги — 1В, II, III, IV и V категории.

Определение категории дорог происходит путем проведения специальной оценки технического состояния транспортного пути. В случае если классифицируется федеральная дорога общего пользования, то оценивающим органом является Федеральное дорожное агентство, при классификации федеральной дороги необщего пользования — федеральное учреждение исполнительной власти, в ведении которого состоит указанная автомобильная дорога, при классификации дорог регионального или межмуниципального значения — орган исполнительной гос.власти субъекта РФ. При определении категории улиц и дорог местного значения оценивающим органом является орган местного самоуправления, при квалификации частной автодороги — ее собственник.

Отнесение федеральной дороги к какой-либо категории производится в течение 30 дней с момента приемки итогов работ по оценке технического состояния автодороги.