Доходы будущих периодов в бюджетном учреждении

УЧЕТ ДОХОДОВ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ И ОЖИДАЕМЫХ ДОХОДОВ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Некоторые доходы, получаемые учреждениями, начисляются в текущем году, но относятся к будущим периодам. К таким доходам относят некоторые доходы от реализации, аренды, а также в ряде случаев доходы от выставленных претензий. Отдельные моменты в учете доходов меняются с 2019 года в связи со вступлением в силу соответствующего федерального стандарта.

Доходы будущих периодов

Согласно п. 301 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), на счете 0 40140 000 «Доходы будущих периодов» учитываются суммы доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам:

начисленных за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящихся к доходам текущего отчетного периода;
полученных от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия;
по месячным, квартальным, годовым абонементам;
по операциям реализации имущества казны, если договором предусмотрена рассрочка платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов;
по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным);
по договорам (соглашениям) о предоставлении грантов;
от операций с объектами аренды (предстоящие доходы от предоставления права пользования активом);
иных аналогичных доходов.

Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации учреждения. Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно (ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Государственные (муниципальные) учреждения в качестве промежуточной сдают квартальную бухгалтерскую отчетность.
Учет доходов будущих периодов (далее также — ДБП) осуществляется по видам доходов (поступлений), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения, в разрезе договоров, соглашений.
В рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету ДБП, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения, а также требований налогового законодательства РФ о раздельном учете доходов (поступлений) учреждения.
С 1 января 2019 года вступает в силу федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», утвержденный приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н (далее — СГС «Доходы»).
Согласно п. 7 СГС «Доходы» доход для целей бухгалтерского учета признается в результате совершения фактов хозяйственной жизни (обменных операций или необменных операций) или наступления событий, в результате которых ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена.
Доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, признаются для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходами будущих периодов.

Расходы будущих периодов (РБП) – это расходы на производство продукции которые произведены в отчетном периоде, но будут учитываться в составе себестоимости в будущем.

Необходимо это для корректного формирования себестоимости произведенных товаров или предоставляемых услуг, а также исключения убыточности по результатам финансовой отчетности в одном периоде и «сверхприбыльности» в следующем.

Чтобы было понятнее, приведем пример.

Пример 1. В I квартале организацией были приобретены строительные материалы для перестройки производственного помещения (пиломатериал для устройства перегородок, кафельная плитка для пола, краска и прочие материалы). Если включить сумму понесенных затрат в себестоимость продукции выпущенной в текущем квартале, она будет значительно выше, чем за такой же объем, который выпустят в следующем квартале.

Это имеет ряд неблагоприятных последствий:

  • дорогая продукция будет плохо востребована, а следовательно продажи и доход упадут;
  • если производится продукция с ограниченным сроком годности, партию придется полностью списать;
  • по результатам отчетности организация будет убыточной. При этом будут показаны значительные расходы, их резкий скачок по сравнению с предыдущим периодом. А это в свою очередь привлечет внимание налоговой инспекции и может послужить поводом для внеплановой налоговой проверки. (Об этом говорилось в одной из предыдущих статей в нашем журнале.)

Для того чтобы этого избежать, нужно распределить сумму затрат постепенно. В том числе в сумму затрат можно включить и оплату работ по договору подряда. Каким образом это сделать, на какой период (полгода, год или иной срок) распределять и как учитывать РБП, подробно разберем в этой статье.

Вложения в нефинансовые активы

Согласно п. 30 Инструкции № 162н в новой редакцииучет вложений в нефинансовые активы ведется на счетах аналитического учета счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», пре­дусмотренных приложением 1 к Инструкции № 162н, с указанием в 1 – 17-м разрядах номера счета соответствующего кода (составной части кода) бюджетной классификации РФ, а в 24 – 26-м разрядах номера счета – подстатьи КОСГУ, соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета).

В части применения этого счета скорректированы следующие проводки:

Дебет Кредит Изменения
Учет операций по вложениям в объекты основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов при их безвозмездном получении* 0 106 00 000 0 304 04 310, 0 304 04 320, 0 304 04 330, 0 304 04 340, 0 401 10 190 Уточнено, какие суммы учитываются,

по счету 401 10 следует применять статью 190 КОСГУ вместо подстатей 151 – 153, 189

Формирование фактической стоимости по материальным запасам при их безвозмездном получении при централизованном снабжении (централизованных поставках), включая затраты по нескольким договорам, распоряжениям, извещениям 0 106 34 340 0 304 04 340, 0 401 10 190 По счету 401 10 применяется статья 190 КОСГУ вместо подстатей 151, 189
Передача произведенных вложений в объекты нефинансовых активов 0 304 04 310 (0 304 04 320, 0 304 04 330, 0 304 04 340) 0 401 20 240, 0 401 20 250, 0 401 20 280 По счету 401 20 применяются статьи 240, 250, 280 КОСГУ вместо подстатей 241, 242, 251, 252

* Учет произведенных сумм капитальных вложений, в том числе в целях формирования сумм фактически произведенных капитальных вложений в объекты нефинансовых активов (формирования стоимости объектов нефинансовых активов).

Учет на забалансовых счетах

Согласно п. 66 Инструкции № 157н, программное обеспечение, полученное в пользование учреждением (лицензиатом) учитывается на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Стоимость программного обеспечения определяется исходя из вознаграждения, установленного в договоре.

Аналогичные разъяснения даны в Письмах Минфина РФ от 02.10.2013 № 02-06-10/40915, от 29.08.2013 № 02-06-10/35603.

В заключении следует отметить, что не отражение программных продуктов (ключей защиты) на забалансовом счете 01 приведет к искажению показателей форм бухгалтерской (бюджетной) отчетности. Это может служить основанием для привлечения учреждения к ответственности, т.к. является административным правонарушением в области финансов (ст. 15.11, ст. 15.15.6 КоАП РФ).

Учетная политика, разработанная в учреждении

Документом, регулируемым порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, является учетная политика. Документ утверждается приказом, изданным в учреждении. Учетная политика, принятая учреждением, исполняется последовательно с внесением корректив при изменении законодательства или внутренних условий. Политика формируется в зависимости от особенностей предприятия, структуры и назначения деятельности. В документе указывают:

  • Перечень используемых при учете информации рабочих счетов.
  • Порядок документооборота, используемые в учете первичные формы, график создания и передачи, список ответственных лиц.
  • Документы первичного учета, отличающиеся от унифицированных форм с обязательными реквизитами.
  • Порядок проведения инвентаризаций, система внутреннего контроля.
  • Методы оценки имущества, обязательств и иные правила, обеспечивающие законность операциям.

Из отзывов подписчиков

«Выписываем журнал «Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» ради разъяснений Минфина по актуальным вопросам. В этом издании мы находим всю информацию об изменениях в области бухгалтерского учета и налогообложения. Все темы непосредственно касаются нашей работы. Я доверяю материалам журнала и предлагаемым путям решения вопросов и всегда применяю их на практике.»

Людмила Викторовна, администрация Аргаяшского муниципального района

Проводки по бюджетному учету составляются исходя из правил, установленных планом счетов бюджетного учета. Корректность проводок по бюджетному учету можно проверить, найдя подходящие хозяйственные операции в инструкции к плану счетов. Расскажем об этом в нашей статье.

Особенности учета в бюджетном, автономном и казенном учреждении

В таблице ниже рассмотрены сравнения в различиях учета в бюджетном, казенном и автономном учреждении.

Особенности Бюджетное учреждение Казенное учреждение Автономное учреждение
Участие учредителя в распоряжении средствами Принимает участие Принимает участие Не принимает участие
Открытие счетов В Федеральном казначействе В Федеральном казначействе В любом учреждении банка
Поступление финансирования В рамках сметы доходов и расходов Субсидии и субвенции
Доходы от деятельности Поступают в доход бюджета Поступают в распоряжение учреждения
Право на распоряжение имуществом Имеется Не имеется Имеется
Проведение сделок с ценными бумагами Не осуществляются Не осуществляются Осуществляются
Право на применение УСН Отсутствует Отсутствует Имеется

Проводки в бюджетном учете в 2018-2019 годах

Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н. В 2020 году бюджетный план счетов применяется в редакции приказа Минфина от 31.03.2018 № 65н.

Типовые проводки бюджетного учета рассмотрим далее на примере.

Пример

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 1» в текущем месяце произвело следующие хозяйственные операции и отразило их в учете (см. табл. 3).

Таблица 3

Наименование хозяйственной операции Сумма, руб.
Куплены канцелярские товары на сумму 6 750 руб. КРБ 010536340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения» КРБ 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Переданы для использования канцтовары на сумму 1 750 руб. КРБ 040120272 «Расходование материальных запасов» КРБ 010536440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Начислена зарплата персоналу на общую сумму 754 000 руб. КРБ 040120211 «Расходы по заработной плате» КРБ 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
Удержан НДФЛ с зарплаты КРБ 030301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»
Зарплата выплачена на банковские карты работникам КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» КИФ 020111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»
Начислены страховые взносы с зарплаты КРБ 040120213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда» КРБ 030302730, КРБ 030306730, КРБ 030307730, КРБ 030308730, КРБ 030310730, КРБ 030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»
Перечислены НДФЛ и взносы с зарплаты за сентябрь КРБ 030301830, КРБ 030302830, КРБ 030306830, КРБ 030308830, КРБ 030311830, КРБ 030311830 «Уменьшение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты» КИФ 020111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»
Списаны на финансовый результат в конце года расходы этого месяца

В данной статье мы рассмотрим учет в казенных учреждениях и особенности учетной политики. А также проанализируем отчетность и узнаем, когда и куда сдавать документы.

Казенные учреждения являются некоммерческими предприятиями, созданные для реализации культурных, управленческих, научных, образовательных задач. Учредителем является уполномоченный государственный орган, определяющий уставные цели и осуществляющий финансирование в полном или частичном объеме.

Особенностью учреждений является отсутствие прав на имущество, переданного в распоряжение учредителем. Бухгалтерский учет осуществляется на основании принципов, установленных для бюджетных организаций с использованием плана счетов, разработанного для госучреждений.