Бухгалтерский баланс предприятия пример

Анализ финансовых результатов начинается с изучения объема, состава, структуры и динамики прибыли (убытка) до налогообложения в разрезе основных источников ее формирования, которыми являются прибыль (убыток) от продаж и прибыль (убыток) от прочей деятельности, т.е. сальдо прочих доходов и расходов.

Рассмотрим пример анализа финансовых результатов по данным отчета о прибылях и убытках.

Анализ финансовых результатов начнем с изучения объема, состава, структуры и динамики прибыли до налогообложения в разрезе основных источников ее формирования, которыми являются прибыль от продаж и прибыль от прочей деятельности (таблица №1).

Таблица 1. Анализ прибыли до налогообложения

Приведенные данные свидетельствуют о том что, в отчетном году по сравнению с прошлым годом величина прибыли до налогообложения сократилась на 3,2 млн. рублей или на 47%, за счет сокращения прибыли от продаж на 25% и получения убытка от прочей деятельности в сумме 0,5 млн. рублей в отчетном периоде.

Далее обратимся к анализу основных источников формирования прибыли до налогообложения: прибыли от продаж и прибыли от прочей деятельности – в отдельности.

Анализ прибыли от продаж начнем с изучения ее объема, состава, структуры и динамики в разрезе основных элементов, определяющих ее формирование (таблица №2).

Таблица 2. Анализ прибыли от продаж

Таким образом, в отчетном году по сравнению с прошлым годом величина прибыли от продаж сократилась на 1,4 млн. рублей или на 25%, за счет более быстрого темпа прироста себестоимости по сравнению с уровнем роста выручки от продаж (111% на против 102%). Соответственно выросла доля себестоимости на 4%, а удельный вес прибыли от продаж в выручке от продаж уменьшился на 4,0%, что свидетельствует о снижении эффективности текущей деятельности и является следствием невыполнения условия оптимизации прибыли от продаж, поскольку темп роста полной себестоимости реализованной продукции (211%) опережает темп роста выручки от продаж (202%).

Затем проанализируем прибыль от прочей деятельности в разрезе формирующих ее доходов и расходов, связанных с этой деятельностью (таблица №3). В ходе анализа изучим ее объем, состав, структуру и динамику. При этом структуры доходов и расходов, связанных с прочей деятельностью, как уже было отмечено ранее, анализируются в отдельности.

Таблица 3. Анализ прибыли от прочей деятельности

Как следует из приведенных расчетов, в отчетном периоде предприятием получен убыток от прочей деятельности в сумме 0,5 млн. рублей. Убыточность деятельности связана с резким ростом суммы процентов к уплате (1314%), на фоне сокращения процентных доходов предприятия, в составе доходов от прочей деятельности сократился удельный вес процентов к получению на 13%.

Таким образом, за отчетный год величина чистой прибыли сократилась на 0,2 млн. рублей, или на 7%, из-за убыточности прочей деятельности (-0,5 млн. рублей) и быстрого темпа прироста себестоимости по сравнению с уровнем роста выручки от продаж.

Подводя черту под выполнением анализа финансовых результатов предприятия по данным отчета о прибылях, можно констатировать снижение всех ее финансовых результатов в отчетном периоде по сравнению с данными прошлого года в большей или меньшей степени, что является, безусловно, негативным явлением, свидетельствующим о недостаточной успешности финансово-хозяйственной деятельности данной компании в отчетном году.

Пример анализа финансовых результатов предприятия (xls файл)

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 6 декабря 2019 г.

Несмотря на то что составление бухгалтерского баланса в условиях автоматизации учетных работ – дело техники, знать, как заполнить баланс, — крайне важно. Это позволит не только выявлять возможные ошибки и неточности при составлении формы, но и верно «читать» баланс и анализировать его показатели. О порядке составления бухгалтерского баланса напомним в нашей консультации, а также покажем, как заполнить бухгалтерский баланс на примере.

Как заполнять статьи таблицы Актива?

Каждая статья Актива баланса заполняется в соответствии со следующими данными.

Основные средства.
В этой строке указывается суммарная первоначальная стоимость имущества предприятия (основных средств), с вычетом суммарного размера амортизации в процессе эксплуатации каждого вида имущества соответственно.

Нематериальные активы.
В этой строке записывается значение остаточной стоимости всех нематериальных активов, которые принадлежат организации. То есть сумма затрат на приобретение и развитие за минусом амортизации.

Капитальные вложения.
Учитывается сумма, потраченная на строительство, или указывается стоимость заказа, которую уже выплатили.

Оборудование.
Указывается цена, действующая в момент приобретения.

Финансовые вложения.
В этой строке пишутся суммарные затраты инвестора на расчетный период.

Материальные ценности.
В этой строке указывается совокупность фактической себестоимости топлива, тары, запасных частей, материалов и прочих материальных ресурсов.

Незавершенное производство.
Значение в этой строке является суммой расходов на сырье, материалы, полуфабрикаты и прочее. Также можно использовать нормативную себестоимость.

Расчет себестоимости готовой продукции: правила и формулы.
Как сделать анализ оборачиваемости дебиторской задолженности?
Определение и примеры нахождения точки безубыточности: https://buhguru.com/buhgalteria/tochka-bezubytochnosti-formula-raschet.html

Издержки обращения.
В этой строке суммируются все издержки продукции, которая еще не была реализована (строка характерна для торговых площадей и организаций общественного питания).

Расходы будущих периодов.
В этой строке записывается сумма всех затрат, которые уже были совершены, но по плану должны относиться к последующим периодам.

Готовая продукция.
Рассчитывается сумма всей готовой продукции по ее себестоимости.

Товары.
Учитывается сумма всех приобретенных товаров по стоимости приобретения.

Оказанные услуги, товары отгруженные, сданные работы. Значение рассчитывается по установленной себестоимости.

Дебиторская задолженность.
Учитывается сумма, которая предварительно была согласована с дебиторами;
Остатки средств по валютным счетам и прочие денежные средства, дебиторская и кредиторская задолженность и ценные бумаги на иностранной валюте.

Учитывается значение, которое было получено путем перевода суммы в иностранной валюте на русские рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, который имел силу на последний день отчетного периода.

Рентабельность работы торгового предприятия

Прежде всего, надо определиться с тем, какие показатели влияют на рентабельность торговой организации. Это в первую очередь доходность или прибыль и затраты, необходимые для достижения этой доходности. В этом смысле необходимо анализировать баланс в увязке с показателями отчета о финансовых результатах.

Первым этапом здесь является сопоставление выручки и себестоимости продаж. Можно легко показать, что их отношение является одним из главных показателей работы торгового предприятия.

По существу, отношение выручки и себестоимости продаж определяет среднюю наценку на товары при продажах в торговой фирме. Назовем здесь этот показатель коэффициентом средней наценки (Кнац.ср) на товары, продаваемые предприятием. Соответственно, он находится по данным отчета о финансовых результатах путем деления выручки от продаж (Впр) без НДС на себестоимость продаж (Спр), тоже без НДС, по формуле:

Кнац.ср = Впр/Спр

Для торговой организации себестоимость продаж – это по существу себестоимость проданных товаров. Далее можно показать, что для торгового предприятия рентабельность его работы определяется всего двумя показателями. Это коэффициент средней наценки на товар и постоянные затраты.

Покажем это сначала в общем виде. Для этого выразим все показатели, входящие в формулу рентабельности, через один параметр. Например, через себестоимость реализованных товаров. С этой целью выручку от продаж найдем по предыдущей формуле:

Впр = Кнац.ср * Спр

Далее надо отразить через себестоимость проданных товаров и все остальные расходы компании, кроме себестоимости товаров. К этим затратам относятся коммерческие расходы (строка 2210), а также прочие расходы по другим строкам отчета о финрезультатах. Все эти расходы условно можно отнести к постоянным затратам (Зпост) в отличие от переменных – себестоимости проданных товаров. Практика показывает, что в случае оптовой торговли средний уровень всех остальных расходов (кроме себестоимости проданных товаров) в сумме может составлять от 5% до 15% от величины себестоимости товаров. Для оптового предприятия уровень наценки на товар обычно составляет 10-15% и гораздо реже 20%.

Показатель рентабельности работы предприятия в общем виде определяется отношением прибыли до налогообложения (Пр) ко всем произведенным расходам предприятия:

Крент = Пр / (Спр + Зпост) = (Впр — Спр — Зпост) / (Спр + Зпост)

Выразим в последней формуле все показатели через себестоимость проданных товаров. Для этого рассчитаем уровень постоянных расходов. Предположим, у нас получилась величина постоянных затрат на уровне 5% от себестоимости, то есть:

Зпост = 0,05 * Спр

Тогда получим для рентабельности следующее уравнение:

Крент = ((Кнац.ср * Спр) — Спр — 0,05Спр) / (Спр + 0,05Спр)

Преобразуем его:

Крент = Спр * (Кнац.ср — 1,0 — 0,05) / 1,05Спр

И окончательно получим:

Крент = (Кнац.ср / 1,05) — 1,0

Как видно, получилась весьма простая формула для оценки рентабельности работы торгового предприятия в зависимости только от уровня наценки на покупную стоимость товара при продажах.

Аналогичным образом можно выявить зависимости и вывести уравнения для уровней постоянных затрат в размере 10% и 15% от себестоимости проданных товаров.

При доле этих затрат в 10% от себестоимости такая формула будет иметь вид:

Крент = (Кнац.ср / 1,1) — 1,0

В этом случае, если наценка на товар будет составлять те же 10%, рентабельность будет равна нулю, т.к. Крент = (1,1/1,1) — 1,0 = 0,0

То есть в этом случае ни прибыли, ни убытка не будет.

Если же уровень постоянных затрат по отношению к себестоимости продаж составляет 15%, имеем следующую формулу:

Крент = (Кнац.ср / 1,15) — 1,0

Для удобства результаты расчетов сведены в таблицу №1. В ней же сразу приведены расчетные значения коэффициента запаса финансовой прочности, который будет подробнее рассматриваться в третьей части статьи, поскольку этот коэффициент определяется по похожей методологии расчета. К тому же это позволяет сравнивать эти критерии (Кнац.ср и Кзфп) между собой.

Таблица 1. Соотношение рентабельности и запаса финансовой прочности торгового предприятия при разных уровнях наценки на товар и постоянных затрат

В табл. 1 при Кнац.ср = 1,1 и доле постоянных затрат в 15% (в четвертом столбце для рентабельности) фактически получается убыток. Поэтому данный показатель имеет отрицательное значение (-4,3%). В остальных случаях также сразу видно, при каких условиях можно обеспечить нормальную работу торговой организации.

Таким образом, с помощью несложных математических представлений по связи отдельных экономических показателей между собой всегда можно оценить рентабельность работы предприятия.

Поразительно, но факт. При анализе показателя рентабельности практически никто не обратил на него (Кнац.ср) внимания. По-видимому, считается само собою разумеющимся влияние его на рентабельность. А с помощью аналитики здесь вообще показано, что рентабельность работы торгового предприятия определяется всего двумя показателями. Это средний уровень наценки на товар и уровень всех остальных сопутствующих затрат предприятия. Практически других показателей влияния больше нет.

В некотором роде этот критерий (Кнац.ср) является комплексным показателем. Ведь он зависит как от наценок на отдельные виды товаров на продажу, так и от объема их продаж за отчетные или налоговый периоды.