Благоустройство территорий

Зарипова М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С наступлением весны многие организации начинают благоустраивать территорию рядом с учреждением. При осуществлении тех или иных расходов нередко возникают вопросы, на которые мы постараемся ответить ниже.

Работы по благоустройству территории

Четкого определения термина «благоустройство территории» в целях бухгалтерского учета нет. Поэтому за разъяснением обратимся к другим нормативным актам, в частности к Градостроительному кодексу. В соответствии с п. 36 ст. 1 ГрК РФ благоустройство территории – это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования:

  • по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан;

  • по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории;

  • по содержанию территории населенных пунктов и расположенных на ней объектов (включая территории общего пользования), земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

При этом под прилегающей территорией понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ (п. 37 ст. 1 ГрК РФ). Иными словами, прилегающая территория – это территория вблизи школы, больницы, дома культуры и т. д., границы которой определены в муниципальном нормативном акте.

К основным элементам (работам) благоустройства относятся (п. 38 ст. 1 ГрК РФ):

  • декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства;

  • элементы озеленения;

  • различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений;

  • малые архитектурные формы;

  • некапитальные нестационарные строения и сооружения;

  • информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

К работам по благоустройству территории относятся асфальтирование, укладка тротуарной плитки, озеленение территории, установка ограждений, устройство стоянок для автотранспорта, скамей и др.

В дополнение к Градостроительному кодексу разработаны Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденные Приказом Минстроя РФ от 13.04.2017 № 711/пр. Документ подготовлен в целях оказания методологического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими своих правил благоустройства. В данном документе изложены основные принципы, подходы, качественные характеристики и показатели, рекомендуемые к применению при подготовке правил благоустройства территорий в целях формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды.

Большинство бюджетных учреждений (учреждения в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта) не являются организациями, специально созданными для осуществления функций по благоустройству территорий, поэтому названный документ для них не является обязательным к соблюдению. Его отдельные положения могут носить лишь разъясняющий характер в отношении тех или иных работ.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 11.07.2014 № 02-05-10/34079, расходы, осуществляемые в целях благоустройства, нужно отражать по статьям (подстатьям) КОСГУ, соответствующим их экономическому содержанию.

В чем заключается суть проекта благоустройства дворов?

Проект разрабатывался как составная часть государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Он утвержден Постановлением Кабинета Министров Российской Федерации от 30.12.2017 (№1710).

В приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, подписанном 18.03.2018г. за №162/пр, были утверждены методические рекомендации для местных органов управления. Цель – помощь в проведении мероприятий в соответствии с программой населенных пунктов страны.

Каждый год обновляются показатели, связанные с реализацией программы. Амбициозным проектом в период 2019-го – 2024-го годов предусматривается проведение работ по благоустройству 31 тысячи территорий общественного назначения. Это должно повысить индекс качества городской среды на 30 процентов. Предполагается увеличение доли жильцов, участвующих в реализации проекта, до 30%.

На указанный период действия программных мероприятий планируется выделить федеральные бюджетные средства в объеме 269,3 млрд руб. Они будут увеличены благодаря добавлению сумм из консолидированных бюджетов РФ на 29,3 млрд руб.

Средства распределяются следующим образом: из федерального бюджета суммы перечисляются субъектам РФ. На местном уровне они дополняются запланированными отчислениями, принимается решение о финансирование определенных городов, районов. В проекте могут принимать участие населенные пункты с количеством населения более 1 тыс. человек.

Инициатива по ремонту, благоустройству, улучшению территорий около многоквартирных домов должна исходить от жильцов. Они на общем собрании решают, что именно необходимо обновить, отремонтировать, установить во дворе. Разрабатывают проект (готовят чертеж) будущей придомовой территории с нанесением всех объектов. Утверждают план мероприятий по благоустройству решением общего собрания и подают заявку в муниципальные органы.

Сроки подачи заявки – до сентября текущего года. При грамотном оформлении документов и аргументированном обосновании проведения запланированных мероприятий по благоустройству двор будет включен в программу финансирования на следующий год. То есть, если заявка подана до сентября 2019 г., то средства на ремонтно-строительные работы и благоустройство будут выделяться в 2020 г.

Право собственности

Собственниками территории, прилежащей к многоквартирному дому, являются жильцы этого дома (статья 36 ЖК России).

Отправив в Росреестр соответствующий запрос, можно получить информацию, которую содержит кадастровый паспорт данной территории.

Собрание собственников вправе определить проведение мероприятий по благоустройству собственного двора, а также рассмотреть варианты использования этого участка, например, аренду.

Возможно установление ограды вокруг территории только в том случае, если она не препятствует свободному доступу к самому дому, въезду машин экстренных служб, прокладке и обслуживанию коммуникаций и не ущемляет интересов жильцов соседних домов.

Цветник

Осуществив проект высадки основных древесных насаждений, можно приступить к организации цветника. Желательно также составить план. Многие жильцы предпочитают создавать интересные клумбы своими руками.

Составив проект цветника, необходимо выбрать для него подходящую площадку, желательно достаточно освещенную.

Подбор растений может быть очень разнообразным, но главное – необходимо обеспечить непрерывное цветение в течение всего лета.

Цветник у жилого дома

Благоустройство территории вокруг частного дома

В отличие от жильцов многоквартирных домов, владельцы частного дома могут распоряжаться пространством по собственному усмотрению.

  • На начальном этапе нужно избавиться от мусора, оставшегося после постройки частного дома.
  • Необходим план предстоящих действий, чтобы грамотно осуществить проект благоустройства.
  • Устройство необходимых коммуникаций.
  • Въезд на участок должен быть тщательно спланирован, в том числе с учетом парковки автомобилей возможных гостей.
  • Также необходим план разметки дорожек для передвижения по участку и доступа к постройкам.
  • Разбивка участка на отдельные функциональные зоны.
  • Устройство клумб, миксбордеров. Высадка деревьев и кустарников.
  • Осуществить проект по благоустройству территории частного дома хозяева могут своими руками, или же воспользовавшись услугами специализированных фирм.

Коды ОКВЭД

Согласно ОКВЭД, (ОКВЭД – общероссийский классификатор кодов экономической деятельности), при организации частного предприятия для благоустройства придомовых территорий, подразумевающего посадку деревьев и кустарников, газонов и разбивку цветников, а также для осуществления мощения дорожек, используют коды ОКВЭД : 01.41.2, 45.23.1.

Ландшафтное благоустройство – ОКВЭД 81.30.

Архитектурное проектирование и ландшафтный дизайн – ОКВЭД 71.11.

С. Диана

Вход в жилой дом

Для оформления фасадной части зданий часто используется вертикальное озеленение, устанавливаются светильники, скамейки, контейнеры с растениями. Разбиваются небольшие клумбы, высаживаются низкорослые деревья или декоративные кустарники. Часто люди, проживающие в доме, делают это своими руками.

План дома

Устройство дорожек

Устройство дорожек можно разделить на 3 основных этапа:

  • проектирование. Составляя проект, важно учитывать стиль оформляемой территории, а также СНиП III 10-75. При использовании пейзажного стиля дорожки не должны иметь прямых линий и острых углов. И наоборот, — если территория выполняется в регулярном стиле, то наличие плавных изгибов не предусматривается;
  • подготовка грунта и ложа для создания дорожек;
  • выбор материала для дорожек.

При создании дорожек часто используются асфальт, бетон, различные виды тротуарной плитки, гравийное покрытие и т. п.

Детские площадки

Для детей различных возрастных групп сооружаются отдельные площадки, разделенные между собой посадками из кустарников и изолированные от проездов транспорта.

Растения для детских площадок подбираются наиболее скрупулезно, исключая ядовитые и колючие экземпляры.

Площадки для спорта

Спортивная площадка

Спортивные площадки необходимо располагать на значительном расстоянии от окон жилых знаний, согласно СНиП III-10-75, не менее 15 метров. Необходимо учитывать необходимость проветривания и обеспечение хорошей освещенности, но в то же время и предусмотреть насаждения, защищающие от палящего солнца. Обязательное наличие шумоизоляции.

При оформлении спортивных площадок зелеными насаждениями лучше избегать растений ярких, с пестрой листвой, засоряющих территорию своими семенами и опадающими листьями.

Хозяйственные площадки

К хозяйственным площадкам можно отнести площадки для мусорных баков, места, где сушится белье, выбиваются ковры и т. п. Подобные площадки необходимо изолировать от мест отдыха и детских площадок, высаживая деревья, кустарники или используя элементы вертикального озеленения.

Зеленые насаждения

Зеленые насаждения должны сочетаться с основной стилистикой территории, органично вписываться в ландшафт и рельеф местности, быть адаптированными к условиям произрастания: к газам (для городских условий и насаждений, расположенных вблизи автомобильных трасс), обладать морозостойкостью (для зон с холодным климатом), жаро- и засухоустойчивостью (для местностей с жарким или засушливым климатом).

Насаждения должны высаживаться с учетом грамотного использования пространства. Они не должны мешать использованию основных элементов благоустройства, а лишь эффектно и ненавязчиво дополнять их.

Настил газона

В качестве зеленых насаждений при благоустройстве территорий около жилых домов часто используются газоны, различные цветники и клумбы.

Расходы на озеленение территории

Самым простым в финансовом отношении элементом благоустройства является озеленение территории вблизи здания. В рамках работ по озеленению территории проводятся:

  • посадка цветов, деревьев, кустарников;

  • разбивка газонов и клумб;

  • уход за посадками (газоном, клумбами, многолетними и однолетними насаждениями).

Работы по озеленению территории могут производиться как силами работников учреждения, так и по договору подряда на выполнение ряда работ, заключенному со сторонней организацией.

При отражении в бухгалтерском учете расходов по озеленению территории необходимо учитывать следующие особенности:

  • семена, саженцы и другой посадочный материал в соответствии с п. 118 Инструкции № 157н подлежат учету в составе материальных запасов на счете 010506000 «Прочие материальные запасы»;

  • многолетние насаждения как самостоятельные объекты учитываются в составе основных средств на счете 010107000 «Биологические ресурсы» (см. письма Минфина РФ от 30.11.2017 № 02-07-07/79257, от 15.12.2017 № 02-07-07/84237). Напомним, что в соответствии с ОКОФ многолетние кустарники учитываются по коду 520.00.10.05 «Насаждения многолетние декоративные озеленительные» и относятся к 10-й амортизационной группе со сроком полезного действия свыше 30 лет (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»).

Как следует из п. 15 ФСБУ «Основные средства», фактически произведенные капитальные вложения в многолетние насаждения учитываются субъектом учета при формировании первоначальной стоимости объекта основных средств ежегодно в сумме капитальных вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

Таким образом, в зависимости от экономического содержания договоров, заключаемых со специализированными организациями, оплата работ по озеленению в соответствии с Указаниями № 65н отражается по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» с применением:

  • статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ – при приобретении посадочного материала, в том числе саженцев многолетних насаждений;

  • подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ – при заключении договоров на оказание услуг, связанных с уходом и содержанием многолетних насаждений (например, формирование крон, предупреждение появления вредителей, защита от вредителей и солнечной радиации);

  • подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ – при заключении договоров на оказание комплекса услуг по благоустройству территории, включая работы по озеленению (разбивка клумб, посадка цветов).

Пример 1.

Бюджетное учреждение для разбивки клумбы приобрело 200 кг грунта на сумму 900 руб. и рассаду цветов на 3000руб. Грунт и рассада приобретались подотчетным лицом. На банковскую карту подотчетного лица было перечислено 4 000 руб. Все расходы осуществлены за счет средств, полученных от платных услуг.

В соответствии с Инструкцией № 174н в учете будут сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Документ-основание

Подотчетному лицу на банковскую карту была переведена подотчетная сумма

2 210 03 560
2 208 34 560

2 201 11 610
18
2 210 03 660

4 000
4 000

Выписка из лицевого счета

Приняты к учету грунт и рассада для цветов

2 105 36 340

2 208 34 660

3 900

Авансовый отчет с приложенными к нему оправдательными документами

Неиспользованный остаток подотчетной суммы списан с банковской карты подотчетного лица

2 210 03 560
2 201 11 510

2 208 34 660
2 210 03 660

100
100

Выписка из лицевого счета

Списаны с учета израсходованный грунт и рассада

2 109 80 272

2 105 36 440

3 900

Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230)

Пример 2.

Бюджетное учреждение заключило со сторонней организацией договор об озеленении территории (разбивке клумб, облагораживании газонов) вокруг административного здания. Общая стоимость проводимых работ составила 11 300 руб. Все расходы осуществлены за счет средств, полученных от оказания платных услуг.

В соответствии с Инструкцией № 174н в учете будут сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Документ-основание

Выполнены работы по озеленению территории

2 109 80 226

2 302 26 730

11 300

Акт о выполненных работах

Оплачены выполненные работы по озеленению территории

2 302 26 830

2 201 11 610
18

11 300

Выписка из лицевого счета

Расходы на укладку (ремонт) дорожных покрытий

Покрытия дорожек, площадок и иных поверхностей обеспечивают условия безопасного и комфортного передвижения, а также формируют архитектурно-художественный облик среды. Для целей благоустройства территории используются следующие виды покрытий:

  • твердые (капитальные) – монолитные или сборные, выполняемые из асфальтобетона, цементобетона, природного камня и других материалов;

  • мягкие (некапитальные) – выполняемые из природных или искусственных сыпучих материалов (песок, щебень, гранитные высевки, керамзит, резиновая крошка и др.), находящихся в естественном состоянии, сухих смесях, уплотненных или укрепленных вяжущими.

Работы по устройству тротуаров, дорожек, площадок с разными видами покрытий, асфальтированию и укладке тротуарной плитки могут быть отнесены к работам по текущему или капитальному ремонту, а также к капитальному строительству. Подобные разъяснения давал Минфин в письмах от 09.07.2014 № 02-06-10/33303, от 23.09.2013 № 02-06-10/39403.

Напомним, что в соответствии с п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимаются замена и (или) восстановление:

  • строительных конструкций объектов капитального строительства либо элементов таких конструкций (за исключением несущих строительных конструкций);

  • систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов;

  • отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы.

Текущий ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. Иными словами, в рамках проведения текущего ремонта чаще всего производятся только незначительные работы по устранению мелких повреждений и неисправностей.

Объект капитального строительства – это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено. Исключение – временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки (п. 10 ст. 1 ГрК РФ).

Таким образом, если учреждение планирует укладку плитки или асфальтирование дорожек вновь, то ему необходимо учитывать положения Инструкции № 157н, ФСБУ «Основные средства».

Как следует из п. 7 ФСБУ «Основные средства», к основным средствам относятся материальные ценности, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды либо договору безвозмездного пользования).

В силу п. 34 Инструкции № 157н принятие к учету объектов основных средств осуществляется (если иное не установлено данной инструкцией) на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) – актом.

В соответствии с п. 45 Инструкции № 157н инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям ОКОФ, к группировке объектов основных фондов по подразделам. Так, во введении к ОКОФ разъясняется, что к группировке «Сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей. Согласно ОКОФ такие объекты, как, например, дорожки, площадки, относятся к основным средствам, которые могут быть классифицированы как спортивно-оздоровительные и прочие сооружения, не включенные в другие группировки (код 220.41.20.20.900). Автомобильные стоянки с твердым покрытием имеют код 220.42.11.10.140.

С учетом изложенного вновь созданные в 2018 году объекты благоустройства – сооружения (дорожки, площадки и т. п.) учитываются субъектом учета в составе основных средств на счете 0 101 12 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения) – недвижимое имущество учреждения».

Принимая во внимание Указания № 65н, отметим, что расходы на оплату работ по капитальному ремонту дорожек, площадок с разными видами покрытий, в том числе асфальтовым, плиточным, каменным, щебеночным и т. д., отражаются по виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» в увязке с подстатьей 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. Расходы по текущему ремонту относятся по виду расходов 244 в увязке с подстатьей 225.

Если для устройства дорожек и площадок строительные материалы (тротуарная плитка, щебень, песок, керамзит и т. д.) приобретаются в рамках отдельных договоров, то расходы на их оплату необходимо отразить по виду расходов 243 и статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

В случае создания по результатам строительных работ новых сооружений (дорожек, площадок и т. п.) применяется вид расходов 407 «Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями» в увязке со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с Указаниями № 65н расходы на разработку проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов отражаются по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ. В 2017 году указанные расходы отражались по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Иногда на практике возникает вопрос, включаются ли затраты на работы по подготовке земельных участков для возведения на них спортивных площадок в стоимость таких площадок. Такими работами, в частности, считаются:

  • разработка, перевозка и замена грунта;

  • устройство щебеночной подготовки;

  • армирование и устройство бетонной подготовки;

  • устройство резинового покрытия;

  • устройство щебеночного и бетонного основания под фундаменты;

  • установка бортовых камней;

  • устройство покрытия из тротуарной плитки.

Минфин в Письме от 21.01.2016 № 02-05-11/2535 ответил, что указанные работы в рамках создания спортивных площадок подлежат включению в стоимость создаваемого объекта нефинансовых активов группы «сооружения» – «спортивная площадка». При этом в стоимость указанного сооружения могут быть включены в том числе расходы по поверхностному улучшению земельного участка (планировка земельных участков, корчевка площадей, очистка от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, насыпные работы, замена грунта, укладка асфальтовых (резиновых) покрытий и другие работы, которые неотделимы от земли), осуществляемые в целях создания сооружения.

Однако в стоимость объектов движимого имущества (например, малых архитектурных форм, спортивного инвентаря, уличных тренажеров), учитываемых как отдельные инвентарные объекты, не включаются затраты по благоустройству земельных участков.

Пример 3.

Бюджетное учреждение заключило договор с подрядной организацией на капитальный ремонт асфальтового покрытия вблизи административного здания. Общая стоимость работ по договору составила 150 800 руб. Оплата произведена за счет целевой субсидии, выделенной из областного бюджета.

В соответствии с Инструкцией № 174н в учете будут сделаны следующие записи:

Укладка тротуарной плитки ОКВЭД, система налогообложения для производства

Какая система налогообложения подойдет для производства, укладки и реализации тротуарной плитки?

Здравствуйте, еще раз!

ЕНВД, так же как и патент, Вы сможете использовать только, если будете оказывать услуги физическим лицам, так как применение ЕНВД в отношении указанной деятельности возможно лишь при ее отнесении к бытовым услугам, а бытовые услуги могут оказываться только гражданам и никак не ИП и организациям.

В данном случае, Вам будет выгоднее применение УСН. Если расходы ожидаются существенные (более 65% от общего дохода), то выгоднее УСН-15% (доходы-расходы). Если расходы несущественные, то правильнее будет выбрать УСН-6% (доходы).

В отношении кассового аппарата.
Все налогоплательщики (ИП и организации) обязаны применять кассовый аппарат, кроме тех, что оказывают услуги населению или находятся на ЕНВД и ПСН. Но они должны выдавать покупателям, по их просьбе, БСО.

При этом, с 1 июля 2018 года ООО и ИП придется перейти к использованию БСО в новом, электронном формате. Для этого потребуется приобрести специальное автоматизированное оборудование, а именно ККТ, предназначенную для формирования бланков БСО и печати их на бумажных носителях. Новые БСО в электронном виде будут передаваться в налоговую и направляться на электронную почту покупателю (либо в виде смс). Подробнее об онлайн кассах .

Что касается кодов ОКВЭД
Для деятельности по производству тротуарной плитки можно указать

Основной КБК 23.31 (Производство керамических плит и плиток).

Эта группировка включает:
— производство неогнеупорной керамической плитки для внутренней и внешней облицовки стен и фасадов зданий, мозаичной плитки и т.п.;
— производство неогнеупорных керамических плит и блоков для мощения
Эта группировка не включает:
— производство искусственного камня, см. 23.61 ;
— производство огнеупорных керамических изделий, см. 23.20 ;
— производство керамического кирпича, напольных покрытий и кровельных материалов, см. 23.32

Дополнительные:

23.61 — Производство изделий из бетона для использования в строительстве

Эта группировка включает:
— производство готовых строительных изделий из бетона, цемента и искусственного камня: плиток, плит, кирпича, щитов, листов, панелей, труб, столбов и т.п.;
— производство сборных строительных конструкций из цемента, бетона и искусственного камня

23.70.1 — Резка, обработка и отделка камня для использования в строительстве в качестве дорожного покрытия

46.73.6 — Торговля оптовая прочими строительными материалами и изделиями

47.52.7 — Торговля розничная строительными материалами, не включенными в другие группировки, в специализированных магазинах

43.33 — Работы по устройству покрытий полов и облицовке стен

Эта группировка включает:
— укладку, наклеивание плиток, облицовку, подвешивание или сборку в зданиях или сооружениях каких-либо частей их конструкций, включая: кладку керамической плитки, бетонного покрытия или тесанного камня для полов, а также установку керамических печей;
— монтаж паркетных и прочих деревянных покрытий пола, облицовку стен деревом;
— укладку ковровых покрытий, линолеума и других материалов;
— выполнение облицовки стен или покрытия пола из натуральных и искусственных камней;
— оклеивание обоями

>Три налоговых схемы для производственной компании

Продажа готовой продукции через спецрежимников

Разница в ценах объясняется разумными деловыми целями: скидкой за объем закупок, накопительной скидкой за многолетнее сотрудничество, дилерской скидкой, скидкой в связи с предоплатой за долгий срок вперед, обязанностью выкупать определенный объем продукции в течение ряда лет и т. п. Более того, по крупным разовым сделкам производитель может терпеть и убытки. Цена, которая покрывает прямые расходы, может быть выгодной для производителя, несмотря на убыток за счет косвенных затрат. У убытка могут быть и другие разумные причины.

Толлинговая схема для производственной компании >>>

В результате существенная часть прибыли и добавленной стоимости переносится на спецрежимников, которые не платят НДС и налог на прибыль. При необходимости эти посредники совмещают УСН, ЕНВД или ПСН. Законность такой схемы работы производителям неоднократно удавалось отстоять в судах (постановления ФАС Уральского от 30.06.14 № Ф09-3919/14, Поволжского от 18.06.14 № А55-17026/2013, Центрального от 10.03.15 № Ф10-44/2015 округов).
Но, если доказана формальность документооборота и подконтрольность посредников, побеждают налоговики. Конечно, дружественные спецрежимники (посредники) не должны быть однодневками. Иначе доход всех участников будет квалифицирован как доход самого производителя (определение ВС РФ от 02.03.16 № 305-КГ16-622).
На производстве, как и в оптовой торговле, успешно используются затратные механизмы. Это работы или услуги, которые компания приобретает у низконалоговых субъектов-аутсорсеров (см. схему 2). Но у производства есть специфика.

Использование затратных механизмов для оптимизации налогов в производстве

Удобнее всего привлекать дружественных аутсорсеров на спецрежиме для подрядных работ. На аутсорсинг предприятие может передать часть этапов производства или даже все этапы. Тем самым производственное предприятие снижает налог на прибыль.

Кроме того, субъекты на УСН и ПСН, занятые в производственной сфере, могут сэкономить страховые взносы. Они вправе применять пониженные тарифы взносов (п. 8 и 14 ч. 1, ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.09 № 212‑ФЗ). До 2018 года они уплачивают взносы по ставке 20 процентов.

Производственную деятельность можно вести в рамках простого товарищества. Участниками совместной деятельности могут быть в том числе субъекты УСН или компании-нерезиденты.

Этот вариант не экономит НДС — участник, ведущий общий учет, выставляет покупателям счета-фактуры в общем порядке (п. 1, 2 ст. 174.1 НК РФ). Однако есть выгода по налогу на прибыль: вместо него товарищества на упрощенке со своей доли дохода уплачивают единый налог по ставке 15 процентов (п. 3 ст. 346.14 НК РФ). Законами субъектов РФ его ставка может быть снижена до 5 процентов (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

При переводе части прибыли товарищу-нерезиденту (например, кипрской компании) налог также может быть снижен до 5 процентов (налог у источника выплаты дивидендов).

Дробление производства

Дробление бизнеса или третья схема позволяет не уплачивать НДС и налог на прибыль с оборотов по производству и реализации продукции, которая продается покупателям, готовым приобретать ее без НДС. Упрощенцы и патентщики могут уплачивать взносы по пониженным тарифам.

Производство делится на два (а при необходимости — и более) самостоятельных предприятия с разными режимами налогообложения (см. схему 3). Одна компания работает на общей системе, а вторая — применяет упрощенку.

В зависимости от соотношения выручки и затрат, а также от наличия региональных льгот объект обложения при УСН может быть как «доходы», так и «доходы минус расходы». В роли выделившегося предприятия может выступать и дружественный ИП на УСН.

По некоторым видам производственной деятельности предприниматели вправе применять патентную систему (п. 2 ст. 346.43 НК РФ). Но переходить на нее выгодно только в том случае, если стоимость патента будет меньше, чем единый налог при УСН.

Вместо спецрежимников в качестве производителей могут использоваться «инвалидные» организации. В отличие от упрощенцев «инвалидные» организации освобождаются от уплаты НДС (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ). И не имеют ограничений по размеру выручки, средней численности сотрудников и остаточной стоимости основных средств (подп. 15, 16 п. 3 ст. 346.12, п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).

Получить освобождение от НДС вправе общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов. Кроме того, освобождение от НДС получают компании, чей уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, но только если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов.

Однако проверяющие уделяют пристальное внимание схемам, связанным с получением «инвалидной» льготы по НДС (приказ ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/). На уровне ВАС РФ сформирована отрицательная судебная практика по злоупотреблениям данной льготой. Поэтому нельзя допускать формального трудоустройства инвалидов и прочих искусственных манипуляций.

В постановлении от 14.06.11 № 16970/10 Президиум ВАС РФ указал, что от НДС освобождается лишь реализация самостоятельно произведенных организацией инвалидов товаров. Реализация приобретенных товаров не освобождается от обложения НДС. В постановлении от 14.09.10 № 1812/10 Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что для получения льготы по НДС организация должна заниматься уставной деятельностью (оказание помощи инвалидам).

Разделение производства может быть обусловлено двумя причинами. Первая — наличие покупателей, которые согласны приобретать продукцию без НДС. Вторая — наличие поставщиков (подрядчиков, исполнителей), работающих без НДС, или в их добросовестности нет полной уверенности. Эти покупатели и поставщики должны работать с производителем, применяющим спецрежим.

Производитель на спецрежиме берет в аренду часть производственных площадей и оборудования, в то время как основное предприятие (плательщик НДС) осуществляет деятельность на другой «половине» имущественного комплекса. Аналогичным образом делятся расходы на оплату труда, сырья и материалов, услуг сторонних организаций. Часть этих затрат приходится на спецрежимника, а часть — на плательщика НДС.

Формальное разделение технологического процесса может стать поводом для претензий. Фискалы могут усомниться в реальности деятельности и самостоятельности двух структур.

В идеале каждое из предприятий должно оплачивать ровно ту часть расходов, которая ему необходима для производства именно его части продукции. Однако если эти пропорции будут в разумных пределах искажены, то можно получить дополнительную экономию по НДС. В этом случае производитель на ОСН будет нести больше различных расходов с НДС (сырье, аренда). А платежи без НДС в большей мере достанутся производителю на спецрежиме.

Компания на ОСН реализует продукцию покупателям, которым НДС объективно нужен (крупным оптовикам, розничным сетям, дилерам). Соответственно, спецрежимник продает продукцию тем, кому НДС объективно не нужен. Это физлица, мелкие оптовые и розничные торговцы, льготники по НДС и т. д.

Для удобства все продажи могут вестись через единый торговый дом, который будет выступать в качестве агента обоих производителей. Это же касается и закупок: их может осуществлять самостоятельно каждый из производителей либо их общий агент по закупкам.

При дроблении бизнеса проверяющие нередко обвиняют компании в получении необоснованной налоговой выгоды (постановление Восемнадцатого ААС от 06.08.15 № 18АП-6267/2015). Поэтому необходимо иметь логичное объяснение, почему производство организовано именно так. Лучший вариант с точки зрения налоговой безопасности — не допускать между участниками схемы аффилированности (ни прямой, ни косвенной).

На практике не всегда удается избежать косвенной аффилированности. В этом случае нужно минимизировать число косвенных признаков зависимости. Оставшиеся признаки должны объясняться разумными деловыми целями, не связанными с налоговой оптимизацией.

Система налогообложения для производства

На самом деле, это очень большая и сложная тема, которую невозможно упаковать в формат небольшой статьи. Обширность и сложность её обусловлены тем, что само понятие производства довольно общее и расплывчатое. Ведь производством может называться как крохотная мастерская по выпуску дизайнерской обуви, так и множество огромных фабрик, разбросанных по разным концам страны. Так что в этой статье мы пробежимся по самой поверхности темы налогообложения производства.

Производство не зря называют реальным сектором экономики — в конце концов, именно оно создаёт материальные блага, на которых и стоит благосостояние населения страны. Но если посмотреть на ту налоговую политику, которую проводят российские власти по отношению к производству, может сложиться впечатление, что реальный сектор нашей стране не очень-то и нужен. Например, производство не попадает под действие очень удобного для предпринимателя ЕНВД. И вообще, порог вхождения в реальный сектор с его потенциальными рисками довольно высок.

Конечно, такая ситуация сложилась не по причине какой-то злой воли властей и их желания задушить производственный сектор экономики. Всё куда прозаичнее: реальный сектор в совокупности даёт львиную долю налоговых поступлений в федеральный и местные бюджеты, и ввести налоговые послабления производствам — значит, серьёзно сократить бюджетные доходы. Впрочем, даже при нынешнем положении дел у бизнесмена, задумавшего основать какое-либо производство, есть неплохие возможности для облегчения своей участи.

Налоги на мелкие производства.

Попробовать себя в реальном секторе экономики можно уже в статусе индивидуального предпринимателя. Но следует учесть, что ИП не имеют права заниматься производством (и реализацией) алкогольных напитков, а также деятельностью, связанной с авиационной и военной техникой. Зато ИП может работать по патентной системе налогообложения, вести бухгалтерию по упрощённой схеме, и вообще — бюрократические процедуры обходятся ИП в меньшее количество времени и денег.

Патентная система налогообложения распространяется и на производственный сектор, но далеко не на все виды производства. Списки предпринимательской деятельности, попадающей под действие ПСН, различается от региона к региону, приблизительный перечень выглядит так:

  • изготовление ключей, номерных знаков и подобных изделий;
  • производство изделий художественных народных промыслов;
  • переработка сельхозпродукции и даров леса;
  • изготовление сельхозинвентаря, валяной обуви;
  • производство и реставрация ковров;
  • другие виды производства.

При работе по ПСН индивидуальный предприниматель освобождается от уплаты НДС, НДФЛ и налога на имущество физических лиц. Всё, что он должен государству — 6% от суммы предполагаемого годового дохода. Эту сумму рассчитывают и устанавливают региональные власти. При этом разница между предполагаемым доходом и фактическим остаётся в полном распоряжении предпринимателя.

Если планируемая деятельность не входит в перечень, установленный для ПСН, ИП может выбирать между общей системой налогообложения и упрощённой, а в случае работы на сельское хозяйство для него доступен и ЕСХН. Выбор самой подходящей налоговой схемы — довольно сложная задача для предпринимателей, поэтому зачастую они обращаются за помощью в нашу фирму, чтобы не «наступить на грабли» неподъёмных налогов.

Крупные масштабы производства.

Юридические лица, занятые в производственном секторе, лишены возможности работать по ПСН и ЕНВД, так что им на выбор остаётся общая и упрощённая системы налогообложения. Но если более 70% объёма их продукции напрямую связана с сельским хозяйством, они могут работать и по ЕСХН. Тогда им не придётся платить НДС, налоги на прибыль и имущество — всё ограничивается 6% от доходов за вычетом расходов.

Упрощённая система налогообложения может применяться к 2 объектам: «доходы» и «доходы минус расходы». В первом случае предприниматель должен уплатить 6% от доходов, причём региональные власти могут снижать налоговую ставку до 1%, а в Крыму и Севастополе — до нуля. Во втором случае налоговая ставка равна 15% от разницы между доходами и расходами бизнесмена. На уровне субъектов РФ ставка может понижаться до 5%. Как правило, УСН на доходы выбирают для высокоприбыльных бизнесов с незначительной суммой расходов.

При работе по ОСНО предприниматель не освобождается от НДС, налогов на имущество и прибыль организаций. Таким образом, совокупный налог может достигать 40%, что для многих бизнесменов может оказаться неприемлемым. Также ОСНО сильно нагружает предпринимателя бумажной работой — без помощи бухгалтерских аутсорсинговых компаний не обойтись. Поэтому по ОСНО работают либо по незнанию, либо по объективным причинам: необходимость платить НДС, несоответствие критериям УСН, и так далее

УЧЕТ ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ ГАЗОНА

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Содержание прилегающей территории в благоустроенном, озелененном состоянии — обязанность каждого учреждения. Немалую часть озелененной территории обычно составляют газоны. На больших территориях они часто создаются путем скашивания естественной растительности. На прилегающих к зданиям небольших участках трава специально высеивается в зависимости от назначения площадки.

Обустройство газона

Под травяным газоном обычно понимают участок почвы, засеянный луговыми травами, высота которого регулируется периодическим скашиванием. При этом газон может образовываться за счет естественной растительности или быть искусственным (культурным). Культурный газон создается путем намеренного выращивания газонных смесей трав.
Газон в зависимости от предназначения территории может быть спортивным (для интенсивных нагрузок), декоративным (не предназначенным для ходьбы), универсальным (в парке, на детских площадках и т.д.).
Для создания культурного газона необходимо провести подготовительные работы — выровнять участок, убрать мусор, поросль кустарников, сорные травы, вспахать участок и разрыхлить землю. При необходимости проводят улучшение структуры почвы, устраивают систему дренажа (если участок не имеет естественного уклона), подсыпают плодородную землю.
После подготовки участка создают газон, либо высеивая смесь газонных трав, либо раскладывая рулонный газон. При высадке газона важно правильно подобрать смесь трав, которая подходит для имеющегося типа почвы и для предполагаемого режима эксплуатации. Кроме того, газон традиционно создают именно из смеси трав, чтобы повысить его устойчивость к неблагоприятным погодным факторам.
Для создания естественного газона проводят регулярную стрижку и полив имеющихся естественных насаждений, что способствует подавлению роста однолетних сорных растений и стимулированию роста луговых трав.
Создание и регулярный уход за газонами зачастую является не правом, а обязанностью учреждений. Это связано с тем, что законодательными актами муниципального уровня или уровня субъекта РФ устанавливаются определенные правила содержания территории хозяйствующих субъектов (в том числе государственных и муниципальных учреждений). Такие территории должны быть благоустроены и озеленены, а газон является частью озеленения. При этом под газоном в законодательных актах обычно понимают площадку с травой, постриженной до определенной высоты или просто «коротко стриженной».
Также при создании газона учреждениям необходимо учитывать отраслевые и территориальные нормативы по озеленению территории, в частности:
— для медицинских учреждений нормативы озеленения содержатся в СанПиНе 2.1.3.2630-10 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58);
— для общеобразовательных — в СанПиНе 2.4.2.2821-10 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189).
Согласно пункту 2.13 СанПиН 2.1.3.2630-10 территория ЛПО должна быть озеленена и ограждена. Площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 50% общей площади участка стационара. В условиях стесненной городской застройки, а также в стационарах, не имеющих в своем составе палатных отделений восстановительного лечения и ухода, допускается уменьшение площади участка в пределах 10-15% от нормируемой за счет сокращения доли зеленых насаждений и размеров садово-парковой зоны.
Также при проектировании живой изгороди можно руководствоваться приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» (далее — Методические рекомендации).