1 учетная политика организации

В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона N 57-З учетная политика организации включает:

— план счетов бухгалтерского учета организации;

— разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;

— применяемую организацией форму бухгалтерского учета;

— порядок проведения инвентаризаций активов и обязательств организации;

— применяемые организацией виды учетной оценки;

— иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета организации представляет собой систематизированный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Его называют также рабочим планом счетов. В него включаются абсолютно все счета бухгалтерского учета, а также субсчета и аналитические счета, забалансовые счета, используемые в конкретной организации. Рабочий план счетов разрабатывается организацией самостоятельно с учетом отраслевых и других особенностей ее финансово-хозяйственной деятельности на основе типового плана счетов бухгалтерского учета. При этом организация вправе уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов бухгалтерского учета, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета. Введение же дополнительных счетов (с использованием свободных номеров счетов) должно быть предварительно согласовано с Министерством финансов Республики Беларусь (п. 3 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 N 50 (далее — Инструкция N 50)).

Учетной политикой может быть предусмотрено ведение аналитического учета по счетам в порядке, отличном от установленного Инструкцией N 50. Главное условие: аналитический учет должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить получение информации о наличии и движении активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов в организации, необходимой для составления бухгалтерской отчетности. Например, помимо наименования признака, в соответствии с которым осуществляется аналитический учет (по видам затрат, по местам возникновения, по местам хранения, по договорам и т.д.), организация может предусмотреть и конкретный перечень статей, в соответствии с которым будет осуществляться аналитический учет. Так, производственные организации с учетом специфики своей деятельности могут установить перечни статей затрат, по которым будут учитываться затраты на счетах 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» (в части расходов по реализации продукции). Торговые организации могут предусмотреть для счета 44 «Расходы на реализацию» перечни статей затрат, связанных с управлением организацией, и затрат, связанных с реализацией товаров (п. 23, 24, 26 — 30, 35 Инструкции N 50, п. 10 — 12 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 N 102 (далее — Инструкция N 102)).

Разработанные для применения формы первичных учетных документов. Под первичным учетным документом понимается документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета, составленный в момент ее совершения, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее совершения (абз. 13 ст. 1, п. 5 ст. 10 Закона N 57-З). Первичным учетным документом оформляется каждая хозяйственная операция (п. 1 ст. 10 Закона N 57-З).

Перечень первичных учетных документов, обязательных к применению и утверждаемых уполномоченными государственными органами, установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 N 360 (далее — Постановление N 360). Это товарно-транспортная накладная, товарная накладная, приходный и расходный кассовые ордера, акты о приеме-передаче основных средств, нематериальных активов, сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, о передаче не завершенного строительством объекта, о передаче затрат, произведенных при создании объекта инженерной и (или) транспортной инфраструктуры. Поскольку данные формы документов являются обязательными к применению, то отражать их в учетной политике нет необходимости.

Формы прочих первичных учетных документов могут утверждаться республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь либо руководителем организации.

Если формы первичных учетных документов, утвержденные республиканскими органами государственного управления, используются организацией в неизменном виде, их формы в учетной политике можно не указывать. Достаточно указать на сам факт их использования.

Если же организация добавляет в установленные республиканскими органами государственного управления формы документов дополнительные реквизиты либо применяет документы, форма которых законодательно не определена (например, акт на списание материалов, бухгалтерская справка-расчет, акт о выполненных работах (оказанных услугах)), то она должна закрепить в учетной политике такие применяемые документы с приложением разработанных форм.

Самостоятельно разработанные первичные учетные документы должны содержать все обязательные сведения, предусмотренные п. 2 ст. 10 Закона N 57-З. В зависимости от характера хозяйственных операций и особенностей деятельности организации в первичные учетные документы могут включаться иные сведения, наличие которых не является обязательным.

Примечание. При разработке форм первичных учетных документов можно

воспользоваться формами документов, размещенными в системах семейства

«КонсультантПлюс» / Справочная информация / Формы бухгалтерской учетной

документации / Список форм бухгалтерской учетной документации.

Своевременное и правильное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них сведений обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы (п. 9 ст. 10 Закона N 57-З).

Примечание. О необходимости внесения изменений в учетную политику при

изменении форм самостоятельно разработанных первичных учетных документов

см. консультации.

Применяемая форма бухгалтерского учета. Под формой бухгалтерского учета понимаются порядок осуществления и обобщения записей на счетах бухгалтерского учета и совокупность регистров, в которых такие записи производятся. При этом сами регистры представляют собой документы, в которых производятся регистрация, накопление и систематизация учетной информации, содержащейся в первичных учетных документах, в натуральных и стоимостных показателях или стоимостных показателях (абз. 18, 23 ст. 1 Закона N 57-З). По сути, это таблицы определенных формы и вида, используемые организацией для отражения записей по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Основные требования, предъявляемые к регистрам бухгалтерского учета, содержатся в ст. 11 Закона N 57-З.

Совокупность всех применяемых организацией регистров определяет используемую ею форму бухгалтерского учета.

Наиболее часто применяемыми являются журнально-ордерная, мемориально-ордерная, а также автоматизированная формы учета. В зависимости от специфики деятельности (размера и структуры организации, объема учетной работы, степени автоматизации) организация самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета, которая будет ею использоваться, и закрепляет свое решение в учетной политике.

Примечание. Дополнительно по данному вопросу см. консультации.

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств. Активы и обязательства организации подлежат инвентаризации, при проведении которой сопоставляется их фактическое наличие с данными бухгалтерского учета (п. 1 ст. 13 Закона N 57-З).

Единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете установлен Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 N 180 (далее — Инструкция N 180).

Случаи, когда проведение инвентаризации является обязательным, перечислены в п. 2 ст. 13 Закона N 57-З. Такие случаи в учетной политике можно не перечислять. Важно закрепить порядок проведения инвентаризации для ситуаций, когда она проводится по решению руководства организации.

В учетной политике целесообразно привести график проведения инвентаризации активов и обязательств организации с указанием сроков и условий проведения, перечня проверяемых активов и обязательств и т.д. (ч. 2, 3 п. 8 Инструкции N 180). График проведения инвентаризации может быть оформлен как приложение к положению об учетной политике.

Применяемые виды учетной оценки. Под учетной оценкой понимается стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности. Она производится в белорусских рублях.

Порядок пересчета стоимости активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, в белорусские рубли, а также порядок учета разниц, образующихся при таком пересчете, устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

Для учетной оценки применяются первоначальная, приведенная (дисконтированная), переоцененная стоимости, а также другие виды учетной оценки. Порядок их применения устанавливается законодательством Республики Беларусь (абз. 21 ст. 1, ст. 12 Закона N 57-З).

Примечание. Об указании в учетной политике видов учетной оценки

дополнительно см. интервью «Online-конференция «Новый закон о бухгалтерском

учете и отчетности».

Иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.

К иным способам организации и ведения бухгалтерского учета можно отнести способы:

— группировки фактов хозяйственной деятельности;

— применения счетов бухгалтерского учета;

— организации документооборота. Движение первичных учетных документов регламентируется графиком (схемой документооборота), составляемым исходя из оптимальности числа подразделений и исполнителей, которые должны проходить первичные учетные документы, и определяющим минимальный срок нахождения первичных учетных документов в подразделениях;

— обработки информации;

— другие.

При определении видов учетной оценки, а также разработке способов учета (в том числе способов применения счетов бухгалтерского учета) организации следует исходить из нескольких основных правил:

1) по вопросам, в отношении которых законодательство допускает применение нескольких способов учета, организация выбирает и закрепляет в учетной политике тот способ, который она будет использовать (абз. 16 ст. 1 Закона N 57-З);

2) по вопросам, в отношении которых способы ведения бухгалтерского учета законодательно не определены, организация самостоятельно разрабатывает соответствующие способы (п. 5 ст. 9 Закона N 57-З);

3) в отношении однозначно определенных нормативными актами способов ведения учета следует руководствоваться действующим законодательством Республики Беларусь. В таком случае в учетной политике нормы законодательных актов можно не дублировать.

Закрепленный в учетной политике порядок отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности является профессиональным суждением лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом в организации (абз. 16 ст. 1 Закона N 57-З).

Примечание. О профессиональном суждении дополнительно см. интервью

«Online-конференция «Новый закон о бухгалтерском учете и отчетности».

Способы ведения бухгалтерского учета, принятые в организации согласно учетной политике, отражаются в пояснительной записке (п. 108 Инструкции N 111).

Ниже приведем примерные формы оформления приказов по учетной политике.

Приказ «Об утверждении изменений и дополнений в Положение об учетной политике»

(наименование организации)

Приказ

«__» ____________ 2014 г. N ___

Место составления (издания)

Об утверждении изменений и дополнений

в Положение об учетной политике

Во исполнение ст. 9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 57-З «О

бухгалтерском учете и отчетности» и на основании нормативных правовых

актов, регулирующих вопросы бухгалтерского учета, отчетности и

налогообложения,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить изменения и дополнения, вносимые в Положение об учетной

политике.

2. Изложить Положение об учетной политике в новой редакции.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 01.01.2015.

Руководитель организации Подпись Расшифровка подписи

Приказ «Об утверждении Положения об учетной политике» (для организаций, формирующих в 2015 году учетную политику впервые)

Приказ

«__» ____________ 2015 г. N ___

Место составления (издания)

Об утверждении Положения

об учетной политике

Во исполнение ст. 9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 57-З «О

бухгалтерском учете и отчетности» и на основании нормативных правовых

актов, регулирующих вопросы бухгалтерского учета, отчетности и

налогообложения,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Положение об учетной политике.

2. Настоящий приказ вступает в силу с __.__.2015.

Руководитель организации Подпись Расшифровка подписи

Отражение изменения оценочных значений в отчетности

Напомним, что оценочное значение – рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, при отсутствии точного способа его определения. К оценочным значениям относятся:

  • сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;

  • величины оценочных резервов;

  • величины амортизационных отчислений;

  • величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета;

  • иные аналогичные показатели, определяемые или рассчитываемые на основе профессионального суждения уполномоченных лиц в соответствии с требованиями законодательства РФ.

При этом перспективное признание результатов изменения оценочного значения – признание результатов его изменения в бухгалтерском учете и отражение их в бухгалтерской (финансовой) отчетности в том отчетном периоде, в котором произошло изменение, и будущих отчетных периодах, на которые указанное изменение оказывает влияние.

Обратите внимание: изменение оценочного значения не является изменением учетной политики, как и не является исправлением ошибки. В свою очередь, изменением учетной политики будет изменение метода определения (расчета) оценочного значения.

При этом, если изменение величины какого-либо показателя, используемого для ведения бухгалтерского учета или отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, не является следствием изменения учетной политики, для целей отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности такое изменение признается изменением оценочного значения.

Согласно п. 25 Стандарта «Учетная политика» изменение оценочного значения подлежит отражению в бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • в периоде, в котором произошло изменение, если оно влияет на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности только данного отчетного периода;

  • в периоде, в котором произошло изменение, и будущих периодах, если оно влияет на бухгалтерскую (финансовую) отчетность данного отчетного периода и будущих периодов.

При этом в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывается следующая информация об изменении оценочного значения:

  • описание изменения оценочного значения, повлиявшего на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период, с указанием денежных (стоимостных) значений такого изменения;

  • описание изменения оценочного значения, которое повлияет на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности за периоды, следующие за отчетным, с указанием денежных (стоимостных) значений такого изменения. Когда определить влияние изменения оценочного значения на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности за будущие периоды в денежном (стоимостном) значении не представляется возможным, это отражается в пояснениях к отчетности.

Как выглядят цели

Для начала стоит запомнить, что цели в области качества измеряются не только в процентах или конкретных показателях. Их можно оценить с помощью простого вопроса: «Да или нет?». Например, цель — выйти на международный рынок. Мы легко можем в любой момент дать себе ответ — достигнута цель или нет.

Цели не должны быть разработаны для каждого подразделения или процесса в компании. И это должны быть именно цели в области качества (развития компании).

Цель — не равно обязанности отдела

Также стоит помнить, что пункт 6.2 напрямую взаимосвязан с пунктом стандарта ИСО 9001-2015 5.2 .

Точнее, пункт 5.2 и 6.2 стандарта ИСО 9001-2015 — это одно целое

Цели в области качества — это конкретные мероприятия по достижению приоритетных направлений развития компании, согласно политике в области качества. Конкретнее, это пошаговые стратегические задачи, однозначно сформулированные, просчитанные с точки зрения ресурсов, которые необходимо будет потратить на их реализацию.

6.3 Планирование изменений

В стандарте ИСО 9001-2015 одно требование всегда каким-либо образом пересекается или взаимосвязано с другим. В данном случае мы просто открываем пункт 6.3 Планирование изменений и одновременно упоминаем пункт 6.2.1 — g) актуализироваться по мере необходимости.

Давайте попробуем их объединить.

Пункт 6.3 Планирование изменений

Там, где организация определяет необходимость изменений в системе менеджмента качества, эти изменения должны осуществляться на плановой основе (см. 4.4).

Организация должна рассматривать:

a) цель вносимого изменения и возможные последствия его внесения;

b) целостность системы менеджмента качества;

c) доступность ресурсов;

d) распределение или перераспределение обязанностей, ответственности и полномочий.

Эти требования однозначно распространяются как на цели в области качества, так и на всю деятельность организации в целом, ее процессы и функции.

Актуализация целей в области качества, отмена или добавление тех или иных задач в рамках реализуемой стратегии — это и есть управление изменениями.

Меняя одну цель, надо пройти по всей цепочке каскадирования и донести изменения до всех органов организма, чтобы сохранить целостность системы и обеспечить ее дальнейшее функционирование. Такими процессами надо управлять, иначе получится мутант с легким вместо сердца.

Но в этом пункте стандарта речь идет не только о целях в области качества, а об изменениях в общем. Стратегическое планирование — лишь одна из областей, изменениями в которой необходимо управлять.

Если снова перенестись на человека, то в целом все встанет на свои места.

Организм привык к определенному ритму жизни, месту проживания, пище, воде. Теперь представьте, что он переезжает в другой город, меняет часовой пояс. Внешний контекст меняется, организм должен так же измениться, настроить свою систему под новые условия.

Тут-то организм и включает процесс управления изменениями. Меняется режим сна, а следовательно, вносятся изменения и в процессы пищеварения. Раньше человек просыпался в семь утра и завтракал в половине восьмого, теперь он это делает на два часа раньше. Все системы организма, связанные с процессом пищеварения, подстраиваются под новые условия, изменения касаются всего организма.

Целостность нужна, чтобы сохранить функционал

Представьте себе ситуацию, когда желудок внес изменения в свой режим работы и начинает функционировать в пять утра. А рот по старинке, не перестроившись, начинает жевать в восемь. И ему наплевать на «служебные записки» желудка. Через пару дней человек сляжет от сбоя пищеварительной системы в целом.

Так же на предприятиях: подстраиваясь под новые изменения/требования потребителей, регуляторов и других факторов, руководители вносят изменения в какие-либо внутренние правила работы компании, забывая, каким образом эти изменения могут повлиять на другие взаимодействующие процессы и процедуры остальных подразделений. Целостность нарушается и начинается «лебедь, рак и щука». В итоге система начинает давать сбой и тормозит работу компании.

Стандарт просит нас управлять изменениями и каскадировать их — как и цели в области качества — на все заинтересованные отделы и службы, которых коснутся эти изменения. Это необходимо для того, чтобы сохранить функционал работы компании в целом.